Научная статья на тему 'Особенности управления персоналом организации'

Особенности управления персоналом организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3251
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление персоналом / методы управления персоналом / социально-психологические методы исследования. / personnel management / personnel management methods / socio-psychological research methods.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Людмила Владимировна Макарова, Наваи Камилович Джафаров

Рассматриваются вопросы управления персоналом организации, факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования, проведенные в двух организациях, их отличительные особенности и выявленная проблематика управления персоналом. Описаны некоторые социально-психологические методы исследования персонала организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Людмила Владимировна Макарова, Наваи Камилович Джафаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION PERSONNEL MANAGEMENT

This article examines the issues of managing personnel in an organization, factors affecting the effectiveness of professional activity. The article also presents the results of a study conducted in two organizations, their distinctive features and the identified problems of personnel management. The article describes some of the sociopsychological methods of research staff of the organization.

Текст научной работы на тему «Особенности управления персоналом организации»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1 ББК 88

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10057

© Л.В. Макарова, Н.К. Джафаров, 2019 Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Людмила Владимировна Макарова, доцент кафедры «Государственное управление и социальные технологии» Московского Авиационного Института(МАИ) Национальный Исследовательский Институт, кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Наваи Камилович Джафаров, старший преподаватель кафедры «Государственное управление и социальные технологии» Московского Авиационного Института(МАИ) Национальный Исследовательский Институт Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Рассматриваются вопросы управления персоналом организации, факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования, проведенные в двух организациях, их отличительные особенности и выявленная проблематика управления персоналом. Описаны некоторые социально-психологические методы исследования персонала организации.

Ключевые слова: управление персоналом, методы управления персоналом, социально-психологические методы исследования.

FEATURES OF ORGANIZATION PERSONNEL MANAGEMENT

Lyudmila V. Makarova, Associate Professor, «Department of public administration and social technologies» of the Moscow Aviation Institute (MAI) is a National Research Institute, Candidate of Economic Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)

Dzhafarov Navai Kamilovich, art. Lecturer, «Department of public administration and social technologies» of the Moscow Aviation Institute (MAI) is a National Research Institute

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)

Annotation. This article examines the issues of managing personnel in an organization, factors affecting the effectiveness of professional activity. The article also presents the results of a study conducted in two organizations, their distinctive features and the identified problems of personnel management. The article describes some of the socio-psychological methods of research staff of the organization.

Keywords: personnel management, personnel management methods, socio-psychological research methods.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Макарова Л.В., Джафаров Н.К. Особенности управления персоналом организации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):242-4.

Управления персоналом — это одна из важнейших разделов экономики, целью которой является всесторонний анализ проблем, возникающих в результате управления кадровым ресурсом современной организации.

Поскольку изучение и анализ социально-психологических механизмов и закономерностей кадрового менеджмента, позволяет в будущем повысить произво-

дительность труда и избежать конфликтных ситуаций на производстве, то актуальность подобного анализа становится очевидной.

Управление персоналом разрабатывает вопросы обучения персонала непосредственно внутри организации, а человеческие ресурсы организации рассматривает как особенно сложный психологический

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

феномен, проявляющийся в результате группового взаимодействия. Для современных менеджеров важно всестороннее изучение групповых процессов, экономических аспектов управленческой деятельности, вопросов совместимости сотрудников организации в ситуации решения групповых задач или при выполнении коллективных видов работ.

Экономическое обеспечение управления человеческими ресурсами представляет собой совокупность технологий, мероприятий, процедур, принципов их применения, предполагающих использование психологических механизмов и закономерностей функционирования человека, который выступает как субъект труда, коллективный субъект деятельности и социальной общности. Роль экономического обеспечения заключается в том, чтобы оптимизировать эргономические, организационные, информационные, гигиенические предпосылки деятельности персонала предприятия. [1]

Известно, что система управления персоналом крупной организации охватывает большой объем кадровой работы. Это отбор, оценка, аттестация персонала, трудовая адаптация, вопросы безопасности жизнедеятельности персонала, управление мотиваци-онной сферой, а также вопросы обучения и личностного роста внутри организации.

Наиболее часто среди проблемных задач управления выступают различные исследования, направленные главным образом на изучение мотивационной сферы сотрудников, а именно такие как:

• определение степени удовлетворенности трудом у большинства членов организации;

• соотнесение возможностей и условий труда с желаниями и способностями всех сотрудников;

• корректное оценивание профессиональных навыков и умений сотрудников, и привязывание их к системе оплаты труда и т.д. [5]

Для решения выше обозначенных и других задач, направленных на управление персоналом организации, современные менеджеры в своей повседневной работе прибегают к использованию различных методов социально-психологической диагностики.

Как известно, социально-психологические методы управления кадрами представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития трудового коллектива и отдельных работников, в связи с чем они подразделяются на социальные и психологические. Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые — на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т. д.). [2]

Большая часть социально-психологических методов исследования, применяемая в системе оценки персонала, направлена на выявление и оценивание личностных черт сотрудников, на определение уровня притязаний отдельных членов коллектива, общих

интересов, трудовых мотивов и индивидуальных потребностей, которые в конечном итоге определяют общий характер организации и поведение сотрудников внутри нее.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Данные методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей, а также и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические мет.д., которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические мет.д., которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. [3]

Главным и наиболее важным достоинством социально-психологических исследований является то, что на достоверных статистических данных получается результат о реальной картине существующих организационных проблем, требующих неотложного разрешения. Для этого необходим комплексный подход с использованием группы методов, таких как:

• результаты наблюдения (в т.ч. включенного),

• письменный опрос или интервью,

• психодиагностическое тестирование,

• обучающие тренинги или деловые игры.

Кроме того, собранные данные могут быть дополнены и менеджерскими отчетами о внутрифирменной деятельности сотрудников и оценкой управляющими менеджерами.

Таким образом, на основе анализа всех собранных материалов и обобщенных статистических данных можно определить такие важные организационные задачи как:

• степень благоприятности психологического климата в коллективе,

• соотнесение цели работников и степень их совпадения с миссией организации,

• характер направленности деятельности сотрудников на решение общих задач организации,

• степень индивидуального участия в достижении коллективных задач.

Также полученные данные могут пролить свет на межличностные отношения сотрудников, степень их симпатии и антипатии друг к другу, ориентированность на помощь и взаимовыручку, умение сопереживать и проникаться чувствами коллег, желание понять проблемы окружающих, и в том числе в трудной ситуации при выполнении рабочих заданий.

Итак, от результата полученных данных зависит общая оценка деятельности руководителя организа-

№ 1 / 2019

Вестник Московского университета МВД России

243

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ции, его управляющего менеджмента, согласованности действий между различными отделами и подразделениями.

Наиболее важным аспектом является выявление существующих межличностных и внутригрупповых конфликтов и профилактика возникновения новых очагов. [6]

В проведенном нами исследовании были получены следующие интересные с научно-практической точки зрения результаты:

Для сравнения были выбраны организации со стабильной оплатой труда, состава коллектива и организации, а также находящиеся в стадии оптимизации численности сотрудников и оплаты труда, зависящие от бонусной системы оплаты.

Во втором случае оплата труда зависела от формального количества выполненных работ. По итогам включенного наблюдения и опроса были получены следующие интересные с точки зрения управления персоналом данные.

В первой организации, назовем ее условно «стабильной» с психологической точки зрения, следующие результаты:

• ровные благожелательные отношения между сотрудниками,

• спокойный психологический климат в отделах,

• своевременные решение организационных задач,

• взаимоподдержка и взаимопомощь отстающим по работе,

• психическая уравновешенность в речи и в поведении.

Во второй организации, назовем ее условно «нестабильной» с точки зрения состава и численности сотрудников, следующие данные:

• подавленный общий фон настроения,

• не старательность при выполнении работ, стремление чего-либо не сделать, недоделать или «оставить на потом»,

• безразличное отношение друг к другу,

• невнимание к проблемам отдельных сотрудников, находящихся в трудных материальных условиях,

• невнимательность друг к другу, снижение значимости психосоматических проблем.

В процессе нашего исследование были выявлены случаи инсульта и инфаркта при увольнении сотрудников, и мужчин, и женщин, возраст после 50-ти лет, предпенсионный, а именно:

• заостренность на себе;

• эгоизм;

• желание получить личную выгоду;

• подсиживание и конфликтность;

• обострение негативных чувств;

• повышение раздражительности.

Особое внимание обращает на себя уровень лояльности сотрудников к организации в первом и во втором случаях. Фактически не отличается отношение к выше стоящему руководству в целом и к своим непосредственным руководителям. Кроме того, факторы, влияющие на мотивацию, подтверждают ее взаимосвязь со стабильностью и с будущим состоянием организации в целом и с сохранением своего рабочего места в ней. Также заметно повышение уровня профессионального выгорания сотрудника.

Психическое выгорание характеризуется рядом функций. Мотивационная функция выгорания заключается в дестимулировании сотрудника на выполнение своей профессиональной деятельности и снижении уровня достижений. Когнитивная функция выгорания проявляется в упрощении когнитивных структур личности, его профессиональной компетентности и эффективности выполнения трудовых функций.

Регуляторная функция выгорания проявляется в разрушении системы профессиональной деятельности, нарушающим протекание не только процесса профессиональной адаптации в ее чисто профессиональном и социально-психологическом аспекте, но и оказывающем отрицательное воздействие на ряд областей жизнедеятельности сотрудника в целом. [4]

Литература

1. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т. С. Кабачен-ко. — СПб.: Питер, 2003, с.19

2. Основы кадрового менеджмента: Учебник. — 5-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2004, с.18

3. Управление персоналом организации Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005, стр. 113

4. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2013, с.13

5. А. Смит исследование о природе и причинах богатства народов. 2т., Эксмо, 2016г.

6. М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента, Дело, 1997г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.