УДК 611
Арсланов Б.А.
студент,
Туркменский Государственный медицинский университет им. М. Гаррыева,
Туркменистан, г. Ашхабад Аразтаганова А.Х.
студент,
Туркменский Государственный медицинский университет им. М. Гаррыева,
Туркменистан, г. Ашхабад Маммедова М.М.
студент,
Туркменский Государственный медицинский университет им. М. Гаррыева,
Туркменистан, г. Ашхабад Говкыева К.М. студент,
Туркменский Государственный медицинский университет им. М. Гаррыева,
Туркменистан, г. Ашхабад Научный руководитель: Хаидова Р.П.
преподаватель,
Туркменский Государственный медицинский университет им. М. Гаррыева,
Туркменистан, г. Ашхабад
О НАУКЕ АНАТОМИИ
Анатомия — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования. Анатомия (от греч. ^а - «вновь; сверху» + те^ш «режу, рублю, рассекаю») — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела, организма и их частей на уровне выше тканевого.
Анатомия человека — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов, а также структуры и взаимное расположение. Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования.
Двадцатый век кардинально изменил понимание, методы и содержание анатомии человека. Достигнув к концу прошлого столетия своей вершины как описательная, аналитическая наука, в XX веке анатомия заняла одно из ключевых мест в познании человека, объединив описательные, исторические, экспериментальные и количественные подходы к изучению формы и строения человеческого тела и составляющих его частей на всех уровнях познания живого — от макроскопического до субмикроскопического.
В XX в. расширился «географический ареал» анатомии. Если в начале столетия анатомией занимались только в европейских странах, включая Россию, в странах Северной Америки и отчасти в Японии, то в настоящее время анатомией занимаются на всех континентах. Резко возросло число анатомических кафедр и институтов и соответственно число специалистов-анатомов.
На рубеже двух столетий произошли события, которые обозначили переход анатомии в XX в. Стал применяться рентгеновский метод, положивший начало рентгеновской анатомии. Была открыта радиоактивность, на основе которой возникли новые методы морфологического исследования, например авторадиография.
Начали использоваться методы окраски тонких нервных структур и была высказана теория нейронного строения нервной системы. Стали применяться методы вариационной статистики, позволившие получить объективные количественные характеристики изменчивости строения организма, органов, различных морфологических структур. Прогресс клинической медицины, в первую очередь хирургии, развитие педагогических наук, теории и практики физической культуры и спорта и других сфер практической деятельности людей явились стимулом для прикладных направлений анатомии. К началу XX в. четко проявилась тенденция рассматривать анатомию не только как «искусство рассечения», а и как теоретическую науку.
На протяжении XX столетия существенно изменились концептуальные (методологические) подходы к анатомии. В противовес господствовавшим ранее аналитическим и суммативным (организм как сумма составляющих его частей) взглядам выдвигается организмическая концепция. Согласно ей организм представляет собой целостную открытую иерархически построенную систему, в которой взаимодействуют клеточный, тканевый, органный уровни организации и уровень морфо-функциональных систем. Иерархическая соподчиненность низших уровней высшим, обеспечивающая целостность организма, осуществляется тремя главными механизмами регуляции: гуморальным, эндокринным и нервным. С этих позиций организм, по словам основоположника общей теории систем Л. Берталанфи, «представляет пространственное целое, проявляющееся во взаимодействии всех частей и процессов. Процессы в организме детерминируются целостной пространственной системой и также целостной временной ситуацией».
Нашел свое выражение в анатомии системно-структурный подход, охвативший в XX в. различные области науки. В 20 - 30-е гг. немецкий анатом А. Беннингхоф ввел в научный обиход понятие о функциональных системах, т. е. системах, связанных выполнением какой-то определенной функции. Функциональные системы могут быть представлены морфологическими структурами, находящимися в различных по происхождению и строению органах. Отмечается, что наиболее значительные достижения анатомии нашего столетия связаны именно с выделением и изучением функциональных систем. К ним относятся проводящая система сердца, система микроциркуляции, гипоталамо-гипофизарная нейросекреторная система, система гипоталамуса-нейрогипофиза молочной железы, лимбическая система мозга, иммунная система, сенсорные системы и др.
В XX столетии в значительной мере был преодолен раздел между анатомией и физиологией. Этому способствовал функциональный (динамический) подход, согласно которому формы и структуры являются выражением процессов, протекающих в организме.
Как указывает Л. Берталанфи, описываемые морфологами органические формы и структуры представляют в действительности мгновенный срез постоянно изменяющегося субстрата. С этих позиций морфология и физиология являются не противоположными, а дополняющими друг друга дисциплинами, объект исследования которых один и тот же - живой организм, функциональный подход, базирующийся на экспериментальных методах, является одним из основных в современной анатомии.
Характерной чертой анатомии нынешнего столетия является ее математизация. Многие ученые и философы минувших эпох считали математику критерием истинной науки (Леонардо да Винчи, Ф. Бэкон, И. Кант, Дюбуа Реймон). Английский биолог Д'Арси Томпсон в своей книге - «О росте и форме» - связал с математическими положениями и законами физики некоторые проявления органического роста, форму и ветвление кровеносных сосудов, формы и механические свойства скелета, предложил теорию геометрической трансформации форм в процессах фило- и онтогенеза. Количественные методы в настоящее время являются, наряду с описательными, важной составной частью большинства исследований, проводимых как на макроскопическом, так и микроскопическом уровнях. Исторический (эволюционный) подход также сохраняет свои позиции, хотя на протяжении XX века неоднократно возникали дискуссии о его значении и соотношении с функциональным подходом.
В анатомии внутренностей главным достижением было учение о сегментарном строении легких, печени, селезенки, отвечающее запросам современной хирургии.
В изучении периферической нервной системы развивались такие направления, как конструкция нервных стволов, внутри-ствольное строение нервов и его индивидуальная изменчивость. В этой области заслуживают внимания работы школы В. Н. Шевкуненко, Харьковской школы В. П. Воробьева, воронежских анатомов (Н. И. Одноралов и его ученики), Ярославской анатомической школы (Г. В. Стовичек и его ученики). В изучение эмбриогенеза периферической нервной системы внес вклад белорусский ученый Д. М. Голуб, опубликовавший атлас по эмбриональному развитию этого отдела нервной системы. Список использованной литературы:
1. https://kitaphana.net/
2. Анатомия и физиология человека [Текст]: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов, Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
3. Зримые фрагменты истории анатомии: науч. изд. / Н.И. Гончаров; под ред. И. А. Петровой, Волгоград: Издатель, 2005 (Волжский: ОАО "Альянс "Югполиграфиздат". Волж. полиграфкомбинат)
© Арсланов Б. А., Аразтаганова А. Х., Маммедова М. М., Говкыева К. М., 2024