УДК 323.28
Г. Ф. Сидненко
кандидат политических наук; член Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности; e-maiL: [email protected]
О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
В статье проведен анализ закономерностей развития современного информационного общества, формирующих новые террористические вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Раскрыты авторские подходы к формированию национальной стратегии информационного противодействия терроризму. Предложены пути реализации ее положений в рамках общегосударственной системы.
Ключевые слова: информационная безопасность; информационное противодействие терроризму; национальная стратегия информационного противодействия терроризму; информационная война; информационно-психологическое воздействие.
G. F. Sidnenko
PhD (PoLiticaL Science), Member of the Expert Advisory Council, of the Parliamentary AssembLy of the CoLLective Security Treaty Organization; e-maiL: [email protected]
ON THE NATIONAL STRATEGY OF INFORMATION COUNTER-TERRORISM
The articLe considers the consistent patterns of the modern information society, which trigger the new terrorist chaLLenges and threats to the Russian nationaL security in the information sphere. The paper presents the author's approaches to the development of the NationaL strategy for information combating terrorism and the ways of its impLementation in the nationaL system.
Key words: information security; information combating terrorism; nationaL strategy for information combating terrorism; information war; information-psychoLogicaL impact.
В Новейшей истории российского государства информационные технологии приобрели глобальный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности современного общества. Информационная сфера играет важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Вместе с тем, наряду с очевидными благами, мировая информационно-технологическая революция создала принципиально новые потенциальные угрозы жизни как отдельных обществ, государств и их граждан, так и мирового сообщества в целом. В наибольшей степени это касается терроризма, мутация которого, по мнению специалистов, в первую очередь происходит именно в информационной сфере [Бельский, Сацут 2019; Мун, Попета, Смолков 2018; Николай-чук, Янгляева, Якова 2018; Филимонов, Данюк 2016]. Актуальность настоящей статьи обусловливают результаты научного поиска эффективных механизмов противодействия новым террористическим вызовам и угрозам.
Закономерности общественного развития, обусловливающие трансформацию современного терроризма
Во-первых, под воздействием технического прогресса общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации, превратились во влиятельные факторы политического, экономического, социального и духовного характера. Информационные технологии глубоко интегрированы в политику, экономику, военное дело, общество и культуру. Быстрое развитие электронного управления, цифровой экономики, «умных» городов, интеллектуального производства приносит много новых рисков и проблем для обеспечения национальной безопасности. По мнению Т. А. Поляковой, в глобальной информационном обществе в эпоху экспоненциального развития новых информационных и цифровых технологий, человечество столкнулось с реальностью начала «третьей информационной волны» [Тофлер 2004], затем с объявленной уже в наши дни «четвертой промышленной (технологической) революцией» [Шваб 2016] и предсказанной «технологической сингулярностью» [Рэймонд 2018]. Это не только форсайт - взгляд в будущее, но уже в значительной степени реальность, связанная с новыми вызовами и угрозами в информационной сфере, требующая выработки мер противодействия со стороны субъектов обеспечения национальной безопасности [Поляков 2019, с. 4-7].
Во-вторых, в современных условиях информация приобрела стратегический статус и часто выступает в роли важного инструмента для достижения политических значимых целей. Именно поэтому известные мировые центры и международные террористические
организации используют всевозможные формы и методы, силы и средства информационных воздействий в целях манипулирования индивидуальным и массовым сознанием, инспирирования управляемых политических, социальных и экономических кризисов, а также организации различного вида деструктивной деятельности. Как следствие, с позиции обеспечения информационной безопасности С. А. Буданов вводит понятие «вредная информация» и предлагает рассматривать ее как направленную на разжигание национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды либо кровной мести; пропагандирующую культ насилия и жестокости, сексуальную распущенность людей; связанную с вовлечением несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность, в том числе террористического и экстремистского характера; подрывающую психическое и нравственное здоровье людей [Буданов 2006].
При этом Е. В. Холодная полагает, что термин «вредная информация» значительно сужает возможности мониторинга некачественной информации и предлагает использовать более широкое определение деструктивная информация», т. е. информация, распространение которой нарушает права и законные интересы личности, общества и государства. По степени вредности / опасности Е. В. Холодная разделяет деструктивную информацию на вредную (является общественно вредной в силу вреда, возникающего при ее распространении) и общественно опасную (общественно опасна для общества и содержит состав преступления) [Холодная 2019, с. 8-11].
В-третьих, быстрое развитие новых технологий существенно расширило возможности террористических организаций по манипулированию сознанием населения при подготовке и проведении террористических акций. Основная цель террористов состоит в том, чтобы террористический акт стал известен населению и органам власти, получил широкий общественный резонанс, порождающий страх и панические настроения в обществе, снижающий доверие к власти, и в конечном итоге вызывающий политическую нестабильность. Исходя из этого, И. В. Бочарников делает вывод о наличии особой информационно-коммуникативной стратегии терроризма, которая и отличает его от каких-либо иных повстанческих или диверсионных действий. Посредством подобной стратегии террористические организации демонстрируют свою способность воздействия на органы государственной власти [Бочарников 2013, с. 1-12]. Указанные
обстоятельства свидетельствуют о том, что возрастание роли компонентов информационной сферы в террористической деятельности представляет собой новую закономерность эволюции современного терроризма, которую необходимо учитывать для прогнозирования основных тенденций развития террористических угроз в информационной сфере.
Совокупность рассмотренных закономерностей общественного развития, находящихся в объективно обусловленной взаимосвязи, детерминирует такую форму научной теории, как закон, который, по мнению автора, гласит, что глобальная информатизация современного общества и открываемые возможности доступа субъектов террористической деятельности к новейшим достижениям научной и технической мысли формируют новые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
В процессе исследования связей между сущностями явлений, подпадающих под действие предложенного автором закона, выявлены обусловливающие их факторы, которые условно предлагается разделить на внешнеполитические и внутриполитические.
Внешнеполитические факторы - заинтересованность ряда зарубежных и российских политических сил в дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации; подрывная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств, направленная на ослабление позиций Российской Федерации в глобальном информационном пространстве; активная деятельность антироссийски настроенных сил по замещению традиционных форм религиозных учений псевдорелигиозными верованиями экстремистской направленности; негативное влияние на сознание экстремистски настроенных лиц успешных антиконституционных выступлений в зарубежных странах, а также их информационной поддержки в западных средствах массовой информации.
Среди внутриполитических факторов представляется возможным выделить социально-экономические, политические и криминальные. К первым из них относятся: недовольство отдельных категорий граждан и социальных групп своей жизнью и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления; сохраняющиеся противоречия на национальной и религиозной почве; недостаточный уровень образования, в том числе религиозного, политической и правовой культуры, отсутствие устойчивых позитивных и идейных
убеждений у значительной части населения, особенно молодежи, сохранение в обыденном сознании представлений о допустимости и целесообразности силового решения общественных конфликтов.
В качестве политических факторов, способствующих наращиванию информационной составляющей террористической деятельности, следует выделить следующие: скрытая и явная борьба за власть и ресурсы на всех уровнях общественно-политической жизни с использованием антиобщественных форм и методов достижения целей; высокая доступность и недостаточная контролируемость со стороны государства каналов доведения информации до населения, которые могут быть использованы для информационно-психологических воздействий террористической направленности; недостаточный уровень развития правового регулирования деятельности в сфере информационного противодействия терроризму, в том числе норм ответственности за совершенные противоправные действия.
И, наконец, к криминальным факторам следует отнести: идеологическую обработку членами радикальных религиозных организаций российских граждан, проходящих обучение в зарубежных исламских образовательных учреждениях; наличие структур бандподполья, осуществляющих террористическую деятельность; активную вербовочную деятельность, осуществляемую членами бандподполья и их сторонниками, направленную на вовлечение молодежи в ряды незаконных вооруженных формирований с использованием методов идеологического и физического воздействия, а также на основе материальной заинтересованности.
По мнению автора, содержание указанных выше факторов формирует мотивационную основу политической деятельности в области информационного противодействия терроризму, в качестве которой автор выделяет потребность российского общества в сохранении государственности, национальной идентичности, обеспечения защиты национальных интересов и ценностей личности, общества и государства от негативного информационного воздействия со стороны субъектов терроризма. «Нужно защитить людей, молодых людей, прежде всего, от тех, кто пытается заразить общество агрессией и нетерпимостью, ксенофобией и национализмом. Радикализм, какой бы политический, идеологический оттенок он ни носил, ни принимал, разрушителен по своей сути, и мы обязаны обезопасить страну, будущее людей от этой угрозы», - отметил в своем выступлении на расширенном заседании
Коллегии ФСБ России 5 марта 2018 года Президент Российской Федерации В. В. Путин [Официальный сайт Президента Российской Федерации URL].
Национальная стратегия информационного противодействия терроризму: политологический аспект
В качестве организационной формы, способной обеспечить решение поставленных Президентом России задач, автор предлагает рассматривать общегосударственную систему информационного противодействия терроризму, представляющую собой совокупность субъектов информационного противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их политическую деятельность по устранению возможностей использования субъектами терроризма компонентов информационной сферы для воспрепятствования реализации политической власти в Российской Федерации путем негативного изменения морально-психологического состояния населения страны, а также по оказанию информационного воздействия на субъекты террористической деятельности.
Идейным и организационно-правовым фундаментом рассматриваемой общегосударственной системы является национальная стратегия информационного противодействия терроризму, выступающая базовым документом стратегического планирования, определяющим систему официальных взглядов на противодействие террористическим угрозам в информационной сфере и формирующим основы государственной политики и направления развития общественных отношений в области информационного противодействия терроризму. Стратегия должна отвечать следующим требованиям: учитывать направления устойчивого развития политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; формировать систему барьеров для реализации угроз национальным интересам в информационной сфере; стимулировать способность общегосударственной системы информационного противодействия терроризму противостоять террористическим угрозам в информационной сфере.
Результаты анализа выделенных автором закономерностей общественного развития и факторов, способствующих формированию террористических угроз в информационной сфере, позволяют сформулировать главные политические цели реализации национальной стратегии информационного противодействия терроризму: достижение
такого уровня организации защиты морально-психологического состояния населения страны от негативных информационно-психологических воздействий со стороны террористических организаций и нивелирования статуса информационной компоненты террористической деятельности вследствие управляющего информационного воздействия на субъекты терроризма, при которых ущерб духовным ценностям (в том числе, общественному, групповому и индивидуальное сознанию) либо вовсе исключен, либо столь незначителен, что не влияет на состояние национальной безопасности Российской Федерации [Сидненко 2019].
Автор полагает, что достижение указанных политических целей возможно путем решения ключевых задач на долгосрочную перспективу, которые должна определить стратегия информационного противодействия терроризму:
- в политической сфере: дезинформирования граждан Российской Федерации путем их обмана, введения в заблуждение вследствие намеренного представления препарированной, подтасованной, неточной, искаженной и т. п. информации из всех возможных источников; исключение дезориентирования общества, социальных групп и отдельных индивидов путем негативных, нежелательных изменений их базовых ценностных ориентиров, интересов, целей, установок, их отношения к значимым для национальной безопасности событиям и фактам; предупреждение эскалации межнациональных и межконфессиональных конфликтов, подрыва позитивных межличностных и межгрупповых отношений; пресечение дезорганизации органов власти и управления на местном, региональном и федеральном уровнях; недопущение деморализации российских граждан или снижения (подрыва, разложения) их морального состояния; выявление и пресечение фактов манипулирования сознанием индивидов, социальных групп и общества в целом, осуществляемого с целью скрытого управления их поступками, поведением и деятельностью; безусловное недопущение рефлексивного управления со стороны террористических организаций процессом принятия решений субъектами информационного противодействия терроризму;
- в духовной сфере: развитие культуры личной информационной безопасности гражданина, под которой понимается возможность избежать вмешательства в сознание человека и манипуляции его поведением; защита системы агрегирования и артикуляции ценностей
путем актуализации аксиологического потенциала личности и современной системы российского образования; развитие национальной идентичности и патриотизма через возрождение своих традиционных истоков, таких как язык, образование, исторические памятники, культура и духовные ценности;
- в информационной сфере: организация целенаправленного информационного давления и психологического воздействия на субъекты террористической деятельности; управление информационными фильтрами, призванное синхронизировать информационные потоки в социальных сетях и средствах массовой информации; совершенствование методик обнаружения, сбора, фиксации и представления доказательств противоправной деятельности субъектов терроризма в информационной сфере; регламентация деятельности средств массовой информации, в частности, определение обязательного перечня государственных средств массовой информации, в которых излагается официальная позиция российского государства по имеющимся проблемам в обществе, мире, межгосударственных отношениях;
- в правовой сфере: формирование, совершенствование и задействование законодательных, нормативных, правовых, организационных и иных механизмов, способствующих проведению мероприятий воздействия и защиты, а также устранению причин и условий, облегчающих восприятие террористической идеологии; совершенствование пакета нормативно-правовых актов, норм и правил правомерного поведения в информационной сфере; правовая регламентация процесса лишения лиц, причастных к террористическим структурам, возможности использовать анонимность в Глобальной сети путем внедрения верификации пользователей в Интернете, процесса подтверждения достоверности данных личности владельца учетной записи;
- в сфере международного сотрудничества: выработка системы международно-правовых мер по защите граждан государств-партнеров от негативного информационно-психологического воздействия путем дальнейшего совершенствования концептуальных документов, правил безопасного и ответственного поведения в информационной сфере; разработка документов о международном взаимодействии в вопросах ограничения функционирования информационных ресурсов, используемых для осуществления противоправной деятельности и межгосударственного взаимодействия при обмене оперативными данными о ресурсах Интернета, используемых в террористических
целях; проведение совместных мероприятий по противодействию и нейтрализации противоправной деятельности в информационно-телекоммуникационном пространстве государств-партнеров;
- в сфере научного обеспечения: направление научного потенциала России и государств-партнеров на разработку современных методик выявления в обществе, в особенности среди молодежи, лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма через Интернет, а также организацию индивидуальной профилактической работы с ними и целевой контрпропаганды радикальной идеологии; создание модернизированной системы информационной безопасности, характеризующейся разветвленной сетью, оцифровыванием и интеллектом.
Исходя из того, что общегосударственная система информационного противодействия терроризму является частью общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации, обоснован авторский подход к содержанию организационных основ информационного противодействия терроризму, которые должны найти свое закрепление в предлагаемой стратегии.
Так, субъектами общегосударственной системы информационного противодействия терроризму могут являться уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий в информационной сфере.
Деятельность указанных субъектов основывается на следующих принципах: адекватности реализуемой системы мер обеспечения защищенности морально-психологического состояния населения Российской Федерации террористическим угрозам в информационной сфере; целенаправленности, наступательно сти и нацеленности на опережение при подготовке и проведении мероприятий в области информационного противодействия терроризму; законности, соблюдения прав и свобод гражданина независимо от его национальности или вероисповедания.
Предложенная национальная стратегия информационного противодействия терроризму является основой для формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в области
информационного противодействия терроризму. При этом принципы государственной политики Российской Федерации, являющейся системообразующим элементом общегосударственной системы информационного противодействия терроризму, цель и задачи субъектов ее реализации могут быть закреплены в утверждаемых Президентом Российской Федерации Основах государственной политики в рассматриваемой области [Сидненко 2015, с. 106-113].
Модельное законодательство как методологическая основа политики информационного противодействия терроризму
В качестве методологической основы для разработки Основ государственной политики информационного противодействия терроризму автор полагает возможным использовать Модельный закон Организации Договора о коллективной безопасности «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму» (далее -Модельный закон)1. Указанный Модельный закон определяет следующие основные направления информационного противоборства терроризму и экстремизму: разведка террористической и экстремистской деятельности в информационной сфере и разработка вариантов противодействия террористическому и экстремистскому воздействию на легитимную информационную среду; воздействие на террористическую и экстремистскую информационную среду с целью искоренения терроризма и экстремизма; защита легитимной информационной среды от террористического и экстремистского воздействия; развитие технологической и производственной базы в области информационных технологий; повышение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, систем и средств информатизации различных сфер деятельности; совершенствование структуры обеспечения информационной безопасности; подготовка специалистов в области информационного противоборства и обеспечения информационной безопасности; взаимодействие с другими государствами и международными организациями по вопросам информационного противоборства терроризму и экстремизму.
1 Принят на одиннадцатом пленарном заседании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности 30 октября 2018 г. (Постановление 11-3.3)
В интересах реализации на практике указанных направлений информационного противоборства терроризму и экстремизму разработчиками Модельного закона предложена система мер, включающая: информационные и информационно-аналитические меры; меры воздействия на террористическую и экстремистскую информационную среду; меры защиты легитимной информационной среды; организационно-управленческие меры [Титлов, Смеян 2019, с. 38-44].
Заключение
Таким образом, в результате проведенного анализа закономерностей развития современного информационного общества сформирован научный закон, отражающий сущность устойчивых, необходимых и повторяющихся связей процессов глобальной информатизации с трансформацией террористической деятельности в информационной сфере и формированием новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. В качестве ответа на указанные вызовы и угрозы предложено формирование национальной стратегии информационного противодействия терроризму и ее реализация общегосударственной системой в рамках государственной политики информационного противодействия терроризму. Результаты дальнейшего научного обоснования предложенных механизмов и разработки проектов концептуальных документов автор планирует отразить в следующих публикациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бочарников И. В. Информационное противодействие терроризму в современных условиях // Проблемы безопасности. 2013. № 3 (21). С. 1-12. Буданов С. А. Правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2006. 220 с. Мун Д., Попета В., Смолков П. Террор и мы: почему существует терроризм
и зачем идут в террористы. М. : Директ-медиа, 2018. 390 с. Николайчук И.А. [и др.]. Крылья хаоса : Масс-медиа, мировая политика и безопасность государства / И. А. Николайчук, М. М. Янгляева, Т. С. Якова. М. : Икар, 2018. 352 с. Официальный сайт Президента Российской Федерации. Администрация Президента РФ. М., 2018. URL: www.kremlin.ru/events/president/news/56977 (дата обращения : 07.08.2019). Полякова Т. А. Цифровизация и синергия правового обеспечения информационной безопасности // Информационное право. 2019. № 2 (60). С. 4-7.
Рэймонд К. Эволюция разума. М. : Эксмо, 2018. 352 с.
Сидненко Г. Ф. Государственная политика Российской Федерации в области информационного противодействия терроризму // Современное право. 2015. № 4. С. 106-113.
Сидненко Г. Ф. Информационное противодействие терроризму: политологический аспект : монография. М. : Триумф : Лучшие книги, 2019. 220 с.
Терроризм в исторической ретроспективе и современных условиях : монография / ред. В. Ю. Бельский, А. И. Сацут. М. : ЮНИТИ, 2019. 479 с.
ТитловД. В., Смеян А. А. Об опыте разработки и перспективах имплементации Модельного закона ОДКБ «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму» // Модельное законодательство государств -членов ОДКБ и государств - членов СНГ как инструмент обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам : материалы Межведомственной науч.-практ. конф., г. Москва, 16 ноября 2018 г. М. : ИНГ, 2019. С. 38-44.
Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ, 2004. 261 с.
Филимонов Г. Ю., Данюк Н. С. Информационный терроризм. Тактика и стратегия информационной войны. М. : Книжный мир. 2016. 256 с.
Холодная Е. В. О законодательном обеспечении информационной безопасности детей в Российской Федерации // Информационное право. 2019. № 2 (60). С. 8-11.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М. : Эксмо, 2016. 209 с.
REFERENCES
Bocharnikov I. V. Informacionnoe protivodejstvie terrorizmu v sovremennyh uslovijah // Problemy bezopasnosti. 2013. № 3 (21). S. 1-12.
Budanov S. A. Pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti nesovershen-noletnih : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Voronezh, 2006. 220 s.
Mun D., Popeta V., Smolkov P. Terror i my: pochemu sushhestvuet terrorizm i zachem idut v terroristy. M. : Direkt-media, 2018. 390 s.
Nikolajchuk I.A. [ i dr.]. Kryl'ja haosa : Mass-media, mirovaja politika i bezopasnost' gosudarstva / I.A. Nikolajchuk, M. M. Jangljaeva, T. S. Jakova. M. : Ikar, 2018. 352 s.
Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. Administracija Prezidenta RF. M., 2018. URL: www.kremlin.ru/events/president/news/56977 (data obrashhenija : 07.08.2019).
Poljakova T. A. Cifrovizacija i sinergija pravovogo obespechenija informacionnoj bezopasnosti // Informacionnoe pravo. 2019. № 2 (60). S. 4-7.
RjejmondK. Jevoljucija razuma. M. : Jeksmo, 2018. 352 s.
Sidnenko G. F. Gosudarstvennaja politika Rossijskoj Federacii v oblasti informacionnogo protivodejstvija terrorizmu // Sovremennoe pravo. 2015. № 4. S. 106-113.
Sidnenko G. F. Informacionnoe protivodejstvie terrorizmu: politologicheskij aspekt : monografija. M. : Triumf : Luchshie knigi, 2019. 220 s.
Terrorizm v istoricheskoj retrospektive i sovremennyh uslovijah : monografija / red. V. Ju. Bel'skij, A. I. Sacut. M. : JuNITI, 2019. 479 s.
Titlov D. V., Smejan A.A. Ob opyte razrabotki i perspektivah implementacii Model'nogo zakona ODKB «Ob informacionnom protivoborstve terrorizmu i jekstremizmu» // Model'noe zakonodatel'stvo gosudarstv - chlenov ODKB i gosudarstv - chlenov SNG kak instrument obespechenija bezopasnosti i protivodejstvija novym vyzovam i ugrozam : materialy Mezhvedomstvennoj nauch.-prakt. konf., g. Moskva, 16 nojabrja 2018 g. M. : ING, 2019. S. 38-44.
Toffler Je. Tret'ja volna. M. : AST, 2004. 261 s.
Filimonov G. Ju., Danjuk N. S. Informacionnyj terrorizm. Taktika i strategija informacionnoj vojny. M. : Knizhnyj mir. 2016. 256 s.
Holodnaja E. V. O zakonodatel'nom obespechenii informacionnoj bezopasno-sti detej v Rossijskoj Federacii // Informacionnoe pravo. 2019. № 2 (60). S. 8-11.
Shvab K. Chetvertaja promyshlennaja revoljucija. M. : Jeksmo, 2016. 209 s.