Л.П. Лаптева
О национальной идентичности Лужицких сербов
Лужицкие сербы - это малый славянский народ, проживающий на территории ФРГ, современных земель Саксонии и Бранденбурга, в районе Ба-утцена (Будишина) и Коттбуса (Хошебуза). Сербов называют лужицкими, но часто просто в отличие от балканских сербов. Численность лужицких сербов составляет сегодня около 60 тыс. человек. Это - остатки группы западных славян, некогда занимавших территорию между Вислой и Эльбой, Балтийским морем и Лужицкими горами. Сербы - автохтонное население Германии, отдалённые потомки двух племён - мильчан, некогда живших на территории Верхней Лужицы, и лужичан, населявших Нижнюю Лужицу. С X века в течение столетий территория полабско-балтийских славян, к которым принадлежали и лужицкие сербы, была завоёвана западными соседями - феодалами средневекового Германского государства. Большинство полабско-балтийских славян, несмотря на сопротивление завоевателям, постепенно германизировались и исчезли с исторической сцены. Лужицкие сербы сохранились, но всю свою историю боролись за существование.
Малый славянский народ имеет два языка - верхнелужицкий и нижнелужицкий и на каждом из них существует литература. Они не составляют единства и в конфессиональном отношении. Большинство сербов - протестантского вероисповедания - лютеране, 10-12% - католики, которые проживают в Верхней Лужице. Сербы никогда не имели ни политической, ни культурной автономии в рамках Германского государства. В течение средних веков и раннего нового времени Лужицы неоднократно переходили от одного правителя к другому вследствие войн или брачной дипломатии. В ходе военных конфликтов Лужицы неоднократно подвергались опустошению. На место уничтоженных сербских деревень приходили немецкие поселенцы, и языковые границы сербов всё более сужались. В настоящее время сербы перемешаны с немецким населением. В городах сербский элемент составляет вообще низкий процент, деревень с преимущественно сербским населением также уже нет. В течение веков сербское население подвергалось экономической и социальной дискриминации. Занимались они главным образом земледелием, в городах сербов не принимали в ремесленные цехи, а жить им предписывалось в специальных кварталах. В начале XIX в. сербов-лужичан насчитывалось 250 тыс.: 200 тыс. из них жили под властью Саксонии и 50 тыс. - под властью Пруссии. Сербское крестьянство до 1832 г. на-
холилось в личной зависимости от феодала. Сербы, жившие в городах и местечках, в основном занимались обслуживанием или были рабочими-подёнщиками. Наряду с крестьянами, мелкими ремесленниками и неимущими слоями города у сербов имелся слой интеллигенции, главным образом священники, но также учителя, студенты и юристы.
Первая половина XIX века характеризуется в истории славянских народов ростом национального самосознания, и дискриминация сербов натолкнулась на сопротивление национально сознательной сербской интеллигенции. Возникло стремление развивать национальную культуру, в первую очередь, национальный язык. Эти действия выражались в разных формах: на сербском языке проводились богослужения, произносились проповеди, культивировалось пение в церкви на сербском языке. В XVIII - начале XIX в. на серболужицкий язык были переведены основные богослужебные книги. Сербский язык культивировался в кружках при различных учебных заведениях, где сербы получали образование. В 1809 г. была создана первая сербская газета. В 1828 г. в Праге был основан сербский семинар для сербо-лужицких студентов - католиков, обучавшихся на богословском факультете Пражского университета. В этом семинаре в 1846 г. возникло общество «Сербовка». Представители интеллигенции выдвинули из своих рядов талантливых деятелей, которые собирали произведения народного творчества, создавали грамматики сербо-лужицких языков, издавали журналы и книги, учебники сербского языка и словари. В 1848 г. возник организационный и научный центр сербской культуры - «Матица Сербская» в Будишине. Но с образованием в 1871 г. Германской империи для сербов наступил период усиленной германизации и в 70-80-е гг. XIX в. произошёл переход народа к двуязычию. Однако национальная жизнь сербов не прекратилась. В условиях бурного развития капитализма в Германии протекал естественный процесс перехода сербского населения к билингвизму. К концу XIX века все сербы уже владели немецким языком, и число лиц, причислявших себя к малому народу, постоянно уменьшалось. В социальной и политической сферах национальные устремления сербов подавлялись. Однако интеллигенция продолжала осуществлять интенсивную культурную работу: издаётся много книг, предпринимаются глубокие исследования в области серболужицкого языка, проводятся демографическое и статистическое изучение коренных жителей Лужиц. Развивается литература, любительский театр, музыка, создаются серболужицкие библиотеки. В 1903 г. в Будишине открылся Сербский Дом, ставший культурным центром всех сербов, а в 1912 г. была основана «Домовина», объединившая все сербские культурные организации.
После первой мировой войны конституция Веймарской республики провозгласила сербов равноправными и гарантировала свободное их развитие. Однако с приходом к власти фашистского режима в Германии, сербы
236
Л. П. Лаптева
стали подвергаться репрессиям: интеллигенция отправлялась в концлагеря, все национальные общества, издания и организации были запрещены, происходило насильственное переселение сербов в области с немецким населением. После второй мировой войны Лужица вошла в состав ГДР. Сербам была предоставлена самая широкая автономия и возможность для национального развития. Были восстановлены школы на серболужицком языке, национальные детские учреждения, создан учительский институт при университете в Лейпциге. В Будишине открылся институт изучения сербского народа, который за 40 лет своего существования практически создал новую отрасль науки о славянах, а именно сорабистику. Появилась четырёхтомная история лужицких сербов, созданы языковые атласы, словари, учебники. Появилась обильная научная литература по языкознанию, литературе, истории, театру, музыке и другим отраслям науки и культуры. Институт сербского народоведения существовал в системе Академии наук ГДР и в качестве её представителя принимал активное участие в международных организациях и акциях, связанных с изучением славянства. Таким образом, разгром фашистской Германии Советской армией спас лужицких сербов от уничтожения нацистами. Последующая политика Советского Союза в отношении Германии дала возможность широкого развития национальной культуры лужицких сербов. Вместе с тем, историческое развитие послевоенной Европы сложилось так, что процесс германизации этого миниатюрного народа не прекратился. В первые послевоенные годы в Лужицы прибыло большое количество немцев, изгнанных Чехословацким правительством из Судетской области и польским руководством из Силезии и других мест. Этот поток немецкоязычного населения, осевшего в Лужицах, стал быстро растворять остатки славянских жителей. Кроме того, в Восточной Германии стала создаваться промышленность, вырастать новая индустрия, в частности, и на тех территориях, где были сербские сёла, которые уничтожались, а их обитатели перемещались в другие места без учёта национальных особенностей. С объединением Германии национальные организации и культурная жизнь лишились государственной поддержки, и начался процесс добровольной ассимиляции лужицких сербов. В настоящее время школы с сербским языком преподавания не набирают учеников и закрываются. Культурные организации превращаются в любительские кружки. И хотя равноправие лужицких сербов и их национальное существование гарантировано конституцией, национальная жизнь этого народа, на мой взгляд, тоже скоро станет занятием любителей. Впрочем, национальную смерть лужицким сербам предрекали ещё в XIX веке, но они, хоть и в незначительном числе, просуществовали ещё более ста лет.
В России о существовании лужицких сербов узнали в начале XIX века. Первым, кто дал обстоятельное их описание в своём «Путевом дневнике»,
был В.Ф. Тимковский (1781-1832) - высокопоставленный российский чиновник, совершивший в 1814 г. поездку по Лужицам. Однако его дневник не был опубликован и не стал достоянием науки. Русский славист И.И. Срезневский (1812-1880), проведший много времени среди лужицких сербов и пешком исходивший всю территорию Лужицы, опубликовал в 1844 году «Исторический очерк серболужицкой литературы», ставший на многие годы источником сведений о сербах не только в России, но и других странах. В 1856 г. русский славист А.Ф. Гильфердинг написал работу «Народное возрождение сербов-лужичан в Саксонии», впервые осветив современную ему национальную жизнь малого славянского народа. Также и другие русские слависты второй половины XIX в. считали своим долгом посетить страну сербов-лужичан и затем описать увиденное и изученное ими. В общем, в России существует достаточно богатая научная и популярная литература о лужицких сербах. В 1879-1881 гг. вышло двухтомное издание «Истории славянских литератур», написанное русским учёным А. И. Пыпиным. Во 2-м томе книги автор посвятил лужицким сербам целую главу. В XX веке изучение сербо-лужицкого языка поднял на новый научный уровень русский лингвист Л.В. Щерба (1880-1944), выдающийся языковед, создавший новое направление в изучении славянских языков. В послевоенный период изучение лужицких сербов получило среди славистов СССР, особенно лингвистов и филологов, широкое развитие. Но и историки также заинтересовались этим славянским народом. В 1955 г. М.И. Семиряга опубликовал работу «Лужичане. Историко-этнографический очерк». Большой вклад в изучение серболужицкого языка внесла М.И. Ермакова, сотрудница Института славяноведения РАН. Она является одним из крупнейших специалистов европейского масштаба в области лингвистической сорабистики. История лужицких сербов нашла отражение в сочинениях Л.П. Лаптевой. Главным из них является монография «Русско-серболужицкие научные и культурные связи с начала XIX в. ;,о первой мировой войны (1914 г.)», вышедшая вторым изданием в 2000 г.
Не угас интерес к истории лужицких сербов и в постперестроечное время в России. Среди учёных, особенно интенсивно разрабатывающих эту проблему, следует отметить К.В. Шевченко, который, наряду с большим числом статеГ: по новейшей истории лужицких сербов, в 2004 г. опубликовал монографию «Лужицкий вопрос и Чехословакия 1945-1948 гг.».