Научная статья на тему 'О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике'

О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3281
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ГИМНАСТЫ / RESEARCH / DIRECTION / GYMNASTICS / GYMNASTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустаев Валерий Лутфиевич, Загревский Олег Иннокентьевич

Показано, что в современной науке о физическом воспитании и спорте масштаб научных исследований столь обширен, что анализ и обобщение результатов научных работ приобретают принципиальную значимость. Возникшая ситуация характеризуется тем, что публикаций так много, что ученые не в состоянии отследить их даже в своей области. Авторами выделено 13 направлений исследований в области спортивной гимнастики и показана значимость и место каждого из них. Дана краткая характеристика выделенных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On directions of research in artistic gymnastics

The authors showed that in the modern science of physical education and sports scale research is so extensive that the analysis and synthesis of the results of scientific work becomes of fundamental importance. This situation is typical for many areas of science, characterized by the fact that there are so many publications that scientists are unable to keep track of all of them, even in their field. Suffice to say that in Russia the number of defended and published theses on problems of physical education and sports in only two of the leading higher education institutions (Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, and Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health) is more than 6760 works. The results of scientific research in the field of gymnastics are no exception. During the period of 1946-2009 in the Soviet Union and Russia 284 research papers were defended. The authors identified 13 areas of research in artistic gymnastics: methodology of sports training of gymnasts, biomechanics of gymnastic exercises, gymnastics, sports training technique of young gymnasts, gymnastics technique in the school system, gymnastics technique in the higher education system, physiology of sports activity of gymnasts, physiotherapy, sports acrobatics, production gymnastics, psychological training of gymnasts, biochemistry in the athletic training of gymnasts, gymnastics history. It is shown that the largest number of works (158) is defended in research related to the procedure of training gymnasts. Of these, 44% is works related to the improvement of athletic training of gymnasts of high class. 21% of works is devoted to general theoretical foundations of sports training and 23% to the methods of excelling gymnasts of high class. In the second place are papers related to the study of the biomechanical basis of gymnastic exercises. This fact is quite natural, since the results of biomechanical studies are the basis for the adjustment of teaching and improving the training process of gymnasts. The third place is occupied by researches related to artistic gymnastics (58 works). Considering the number of dissertation researches in rhythmic gymnastics we should note that a greater number of works mentioned appeared since 1990. So if during the Soviet period, there were 26 works in rhythmic gymnastics, the post-Soviet period has 32 of them. Research on Sports Reserve occupy the fourth place. Studies of gymnastics as a means of physical education at secondary schools and higher education institutions have the fifth and sixth places accordingly. Research related to the problems of medical and industrial gymnastics have the eighth and tenth places. The modern process of training gymnasts is impossible without research on physiology, psychology, and biochemistry. Research in the field of gymnastics in these areas occupy the seventh, 11th, and 12 th place in the overall number of researches. Problems in the history of artistic gymnastics in the research of scientists occupy the modest 13th place.

Текст научной работы на тему «О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 166-170

УДК 796.012

ВЛ. Мустаев, О.И. Загревский О НАПРАВЛЕНИЯХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Показано, что в современной науке о физическом воспитании и спорте масштаб научных исследований столь обширен, что анализ и обобщение результатов научных работ приобретают принципиальную значимость. Возникшая ситуация характеризуется тем, что публикаций так много, что ученые не в состоянии отследить их даже в своей области. Авторами выделено 13 направлений исследований в области спортивной гимнастики и показана значимость и место каждого из них. Дана краткая характеристика выделенных направлений.

Ключевые слова: исследования; направление; спортивная гимнастика; гимнасты.

В мире уже не осталось или почти не осталось физиологов или биомехаников спорта, для которых все области этих наук в равной мере знакомы. Есть специалисты по физиологии кровообращения при мышечной деятельности или по биомеханике плавания. Еще более сложное положение складывается у практиков в сфере физического воспитания и спорта. Ознакомление с отдельными результатами экспериментальных работ им практически ничего не дает. Необходимо уметь включить новые данные в общую систему взглядов, для чего требуются определённая квалификация и время.

В этих ситуациях исключительное значение приобретают научно-информационная деятельность в виде издания реферативных журналов, библиографических указателей и, в первую очередь, подготовка научных обзоров и обзорных монографий, обобщающих результаты научных исследований по какому-либо вопросу.

Не являются исключением и результаты научных исследований в области спортивной гимнастики. Достаточно отметить, что количество опубликованных авторефератов диссертаций по физическому воспитанию и спорту лишь в двух ведущих высших учебных заведениях - РГУФК и НГУФК им. П.Ф. Лесгафта - составляет более 6 760. Количество и направления работ, связанных с гимнастикой, представлены в таблице.

Если сравнить количество кандидатских и докторских работ в послевоенный период Советского Союза и количество работ в новой России, то можно увидеть, что за 20 лет послевоенного периода (1946-1966 гг.) в Советском Союзе было проведено 380 исследований, а в новой России за 20 лет (1991-2009 гг.) защищены 104 работы. Таким образом, наблюдается снижение темпов научных поисков в сфере гимнастики.

Проанализировав основные направления исследований в спортивной гимнастике, можно констатировать, что гимнастика многокомпонентна. Нами выделено 13 главных направлений исследования (см. таблицу).

Из них наибольшее количество работ связано с исследованием методики подготовки гимнастов (1-е направление, таблица). По этому направлению было проведено 158 исследований, защищено 148 кандидатских диссертаций и 10 докторских. Наибольшее количество работ этого направления, возможно, определяется тем, что с 1952 г. советские спортсмены были участниками современного олимпийского движения, а гимнасты-олимпийцы стали сильнейшими. Поэтому потребность совершенствования процесса спортивной подготовки гимнастов становится очевидной. При этом

стоит отметить, что гимнастика является достаточно медалеёмким олимпийским видом спорта.

На рис. 1 представлены более частные направления исследований по проблемам первого главного направления (методика подготовки гимнастов).

Наибольший процент - 44%, работы, связанные с совершенствованием подготовки гимнастов высокого класса. Из них около 48% работ посвящёно общим теоретическим основам спортивной тренировки и 52% -методике повышения спортивного мастерства гимнастов высокого класса. Именно в этой части представлены исследования докторского уровня, содержащие в себе обобщённый опыт совершенствования спортивного мастерства гимнастов. А. Гайдош [1] обобщил опыт научно-методических основ содержания мужской гимнастики. Ю.К. Гавердовский [2] связал свою работу с исследованием сложных гимнастических упражнений и обучением им. Методика обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования представлена в исследовании Ю.А. Ипполитова [3]. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности на перекладине разработано Н.Г. Сучилиным [4]. Вопросы, связанные с технологической концепцией формирования профессиональных умений специалиста по спортивной гимнастике, раскрыл в своей работе В.А. Солодянников [5]. Монография старшего тренера сборной команды СССР и России в постсоветский период Л.Я. Аркаева и научного консультанта Н.Г. Сучилина [6] посвящена такой важнейшей составной части спортивной тренировки, как интегральная подготовка гимнаста.

Второе место занимают работы, связанные с исследованием биомеханических основ выполнения гимнастических упражнений (2-е главное направление, таблица), что вполне соответствует содержанию спортивной гимнастики. Постоянное увеличение сложности гимнастических упражнений - характерная особенность этого вида спорта. Именно исследования, основанные на биомеханическом анализе, позволяют понять структуру выполняемых движений, выявляют их основные кинематические и динамические характеристики, дают возможность моделировать и создавать новые гимнастические элементы и связки. Результаты биомеханических исследований служат основанием для корректировки процесса обучения и совершенствования процесса подготовки гимнастов.

№ п/п Направление исследований РГУФК (Москва) НГУ им. П.Ф. Лесгафта Уровень исследований Всего

1945-1990 гг. 1991-2009 гг. 1945-1990 гг. 1991-2009 гг. Канд. дис. Докт. дис.

1 Методика спортивной подготовки гимнастов 110 19 23 6 122 26 148 7 3 10 158

2 Биомеханика гимнастических упражнений 35 5 27 8 39 32 71 1 3 4 75

3 Художественная гимнастика 19 20 7 12 39 18 57 0 1 1 58

4 Методика спортивной подготовки юных гимнастов 25 5 11 6 29 17 46 1 0 1 47

5 Методика гимнастики в системе школьного образования 8 8 6 4 16 10 26 26

6 Методика гимнастики в системе высшего образования 8 7 7 1 14 8 22 1 0 1 25

7 Физиология спортивной деятельности гимнастов 16 1 7 0 17 7 24 24

8 Лечебная гимнастика 7 9 3 0 16 3 19 19

9 Спортивная акробатика 15 3 0 0 18 0 18 18

10 Производственная гимнастика 6 0 6 2 6 8 14 14

11 Психологическая подготовка гимнастов 6 1 3 0 7 3 10 10

12 Биохимия в системе спортивной подготовки гимнастов 4 0 1 0 4 5 9 9

13 История спортивной гимнастики 1 0 3 0 1 3 4 4

Итого 276 66 104 39 468 17 485

342 143 485

Методика подготовки гимнастов

44*

4БН

40«

ББН

ЗОЙ

2БН

20%

:б^

10«

о к

1 2 3 4 Б 5

Частные направления исследований

Рис. 1. Направления исследований по методике спортивной подготовки гимнастов:

1-е направление - методика спортивной тренировки (44%); 2-е направление - методика тренировки на снарядах (27%); 3-е направление - развитие двигательных качеств (22%); 4-е направление (3%); 5-е направление (3%); 6-е направление (1%)

Более подробная направленность исследований по биомеханике гимнастических упражнений отражена на рис. 2.

Анализ результатов, изображенных на рис. 2, свидетельствует, что наибольшее количество биомеханических исследований - 62%, это исследования,

направленные на изучение техники гимнастических упражнений в различных видах гимнастического многоборья. При этом следует заметить, что работы, связанные с изучением техники выполнения гимнастических опорных прыжков на основе биомеханического анализа их структуры, составляют более

20% от общего числа исследований на гимнастиче- борья посвятили свои исследования К.М. Иванов [7],

ских снарядах. Этому виду гимнастического много- Т.И. Манина [8] и др.

Биомеханика гимнастических упражнений

Частные направления исследований

Рис. 2. Направленность исследований, связанных с биомеханикой гимнастических упражнений:

1-е направление - биомеханика гимнастических упражнений на снарядах (62%); 2-е направление -биомеханика оптимизации тренировочного процесса (20%); 3-е направление - биомеханика гимнастики обобщающего характера - (13%); 4-е направление - биомеханика программирования и моделирования (5%)

Исследования техники акробатических прыжков представлены в работах А.Д. Тулупова [9], В.Н. Куры-ся [10] и др. Акробатические прыжки являются основой такого вида гимнастического многоборья, как вольные упражнения. Этот вид спортивной гимнастики изучен с позиции биомеханики достаточно объёмно -более 11% от общего числа исследований упражнений на гимнастических снарядах.

Исследования биомеханики движений в упражнениях на перекладине составляют более 10%. Это работы Н.Г. Сучилина [4], Ю.И. Наклонова [11], А.И. Джо-рджадзе [12] и др.

Исследований, связанных с биомеханическим анализом техники упражнений на кольцах и коне - махах, меньше - 7,8%. Так С.П. Евсеев [13] провел исследование особенностей эволюции техники маховых упражнений на кольцах на основе учета биомеханических закономерностей нарастания их сложности. И. А. Станишевский [14] связал своё исследование с биомеханическим анализом техники профилирующих упражнений на коне - махов.

Наибольшее количество исследований техники соревновательных гимнастических упражнений на различных видах гимнастического многоборья определяется тем, что именно эти упражнения являются предметом оценивания и составляют суть спортивной борьбы в данном виде спорта.

Возвращаясь к общей картине биомеханических исследований в спортивной гимнастике, отметим, что 20% от общего числа работ - это работы, связанные с оптимизацией тренировочного процесса (2-е частное направление). Оптимизация тренировочного процесса заключается в совершенствовании методики обучения и совершенствовании выполнения гимнастических упражнений на основе исследования их биомеханических характеристик. Например, А.Ф. Четвериков [15] провёл исследование на тему «Повышение эффективности технической подготовки гимнастов на основе

биодинамической характеристики ритма движений». Подобная направленность встречается в работах В.А. Медведева [16], В.А. Оглоткова [17] и др.

Важнейшей составляющей биомеханики спорта являются работы обобщающего характера. Таких работ в спортивной гимнастике 13%. Особого внимания в этом направлении заслуживают труды С.П. Евсеева [18], И.М. Козлова [19], С.В. Дмитриева [20], В.Г. Киселева

[21] и др.

Перспективны направления биомеханических исследований, связанные с программированием и моделированием гимнастических упражнений. Процент таких исследований не велик и составляет всего 5%, что объясняется как сложностью непосредственного моделирования гимнастических упражнений, так и вероятностной системой обучения и совершенствования. В этой связи работы, представленные В.Т. Назаровым

[22], В.И. Загревским [23] и О.И. Загревским [24], открывают данное важное и перспективное направление биомеханических исследований в спортивной гимнастике.

Третью строчку общего рейтинга занимают исследования, связанные с художественной гимнастикой. Рассматривая количество диссертационных исследований по художественной гимнастике, необходимо отметить, что большее количество работ отмечается в период после 1990 г. Так, если в советский период работ по художественной гимнастике было 26, то в постсоветский период их 32. В общей сложности 58 исследований по художественной гимнастике, из них 57 кандидатского уровня и одна докторская работа. Такое довольно большое количество работ может быть обусловлено тем, что художественная гимнастика как отдельный вид гимнастики вошла в международную федерацию гимнастики в 1963 г. С 1984 г. художественная гимнастика как спортивная дисциплина представлена в программе XXIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе.

Успехи советских и российских мастеров художественной гимнастики велики, они являются мировыми лидерами в этом виде спорта.

С 60-х гг. ХХ в. в спортивной гимнастике, впрочем, как и в других видах спорта, наметилась не прекращающаяся до сегодняшнего дня тенденция омоложения состава участников соревнований. Именно это обстоятельство послужило основанием для большого количества исследований, связанных с разработкой и созданием теории и методики юношеского спорта. Здесь уместно отметить, что большинство работ по юношеской гимна-

стике связано с исследованиями, посвящёнными как системе отбора и определению модельных характеристик юных гимнастов, так и совершенствованию методики подготовки спортивного резерва. В общей сложности было проведено 48 исследований данного направления, при этом одна работа представлена на уровне докторской диссертации. Исследования по тематике спортивного резерва занимают четвёртую позицию в таблице. Более детальное изучение направленности поиска в сфере детского и юношеского спорта в спортивной гимнастике представлено на рис. 3.

Рис. 3. Направленность исследований в детской и юношеской гимнастике:

1-е направление - методика обучения (40%); 2-е направление - развитие двигательных качеств (30%);

3-е направление - проблемы отбора (17%); 4-е направление - техника и методика обучения гимнастов на отдельных снарядах (7%); 5-е направление - общие основы гимнастики (4%); 6-е направление - психологическая подготовка (2%)

Наибольшее количество работ (40%) представлено методикой обучения и совершенствования тренировочного процесса юных гимнастов. Далее следуют исследования, связанные с формированием и развитием двигательных качеств, необходимых для занятий спортивной гимнастикой (30%). Содержание работ, относящихся к проблемам отбора для занятий этим видом спорта, составляет 17%. Обобщающие работы, связанные с исследованием общих основ юношеского спорта, составляют 4%. Работа А.М. Шлемина [25] о двигательной функции у детей и подростков стала фундаментальным трудом для подготовки юных гимнастов. Несколько больше, 7% работ, можно отнести к исследованиям техники и методике обучения юных гимнастов на отдельных снарядах. К сожалению, представлено незначительное количество работ, связанных с исследованием психологической подготовки юных гимнастов (2%).

По исторически сложившейся традиции гимнастика является универсальным средством физического воспитания во всех типах образовательных учреждений. Помимо этого, гимнастические упражнения издавна использо-

вались и используются в лечебных целях, а также как средство формирования профессионально-прикладных навыков. Исследования гимнастики как средства физического воспитания в общеобразовательной школе и системе высшего образования занимают 5-е и 6-е места (см. таблицу). Исследования, связанные с проблемами лечебной и производственной гимнастики, занимают в общем, рейтинге 8-е и 10-е места в исследованиях главных направлений.

Современный процесс подготовки гимнастов невозможен без исследований по физиологии, психологии, биохимии. Исследования именно в этих направлениях занимают соответственно 7-, 11- и 12-е места в общем рейтинге исследовательской работы в сфере спортивной гимнастики.

К сожалению, практически отсутствуют работы исторического характера. По тематике спортивной гимнастики их всего 4.

Исследование научных работ позволило осмыслить научные направления в спортивной гимнастике, проклассифицировать их, выделить основные, показать роль каждого в дальнейшем развитии этого вида спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдош А. Теоретические и научно-методические основы совершенствования содержания мужской спортивной гимнастики мирового клас-

са : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996. 49 с.

2. ГавердовскийЮ.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1985. 48 с.

3. Ипполитов ЮА. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1988. 362 с.

4. Сучилин Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности : автореф. дис. ...

д-ра пед. наук. М., 1989. 48 с.

5. Солодянников В А. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалистов по спортивной гим-

настике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб. : СПбГАФК, 2002. 52 с.

6. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. М. : Физкультура и спорт, 2004. 328 с.

7. Иванов КМ. Исследование техники сложных опорных прыжков и методика обучения им : дис. ... канд. пед. наук. Л., 1969. 216 с.

8.Манина ТИ. Исследование техники опорных прыжков у гимнасток и пути ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1972. 17 с.

9. Тулупов А.Д. Кинематическая и динамическая характеристика сложных акробатических упражнений как основа рационализации методики

обучения вольным упражнениям : автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1968. 16 с.

10. Курись ВН. Разработка системы технической подготовки спортсменов к рекордным достижениям на основе биомеханики спортивных движений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Рига, 1991. 118 с.

11. НаклоновЮИ. Анализ техники выполнения оборотов на перекладине : дис. ... канд. пед. наук. Л., 1954. 391 с.

12. Джорджадзе А.И. Исследование динамических параметров упражнений на перекладине и методов управления ими : дис. ... канд. пед.

наук. М., 1967. 164 с.

13. Евсеев СП. Исследование особенностей эволюции техники маховых упражнений на кольцах в связи с совершенствованием методики обу-

чения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1975. 24 с.

14. Станишевский И А. Биомеханический анализ техники профилирующих упражнений на коне - махи и пути повышения эффективности технических средств (типа тренажеров), применяемых для обучения : дис. ... канд. пед. наук. Л., 1976. 175 с.

15. Четвериков А.Ф. Повышение эффективности технической подготовки гимнастов на основе биодинамической характеристики ритма движений : дис. . канд. пед. наук. Л., 1980. 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Медведев В А. Биомеханическое обоснование оптимизации методики обучения сложным опорным прыжкам у гимнастов : автореф. дис. ...

канд. пед. наук. Л., 1983. 22 с.

17. Оглотков В А. Системное исследование ритмодинамической структуры упражнений в висе на брусьях и пути оптимизации управляющей функции обучения им : дис. ... канд. пед. наук. Л., 1982. 170 с.

18. Евсеев СП. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом : дис. ... д-ра. пед. наук (в виде научного

доклада). М., 1996. 79 с.

19. Козлов ИМ. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений : автореф. дис.

... д-ра пед. наук в форме науч. докл. Майкоп, 1999. 46 с.

20. Дмитриев СВ. Совершенствование технического мастерства гимнастов на основе биодинамической характеристики их движений : дис. ...

канд. пед. наук. Л., 1972. 179 с.

21. Киселев В.Г. Исследование биомеханики управляющих движений спортсмена в упражнениях на гимнастических снарядах в связи с оптимизацией процесса обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тарту, 1973. 27 с.

22. Назаров В.Т. Биомеханические основы программирования обучающей деятельности при освоении ациклических упражнений : автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1974. 34 с.

23. Загревский ВИ. Программирование обучающей деятельности спортсменов на основе имитационного моделирования движений человека на ЭВМ : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994. 48 с.

24. Загревский ОИ. Построение техники гимнастических упражнений на основе математического моделирования на ЭВМ : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 52 с.

25. Шлемин АМ. Исследование процесса формирования двигательной функции у детей и подростков : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1968.

28 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 4 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.