Блинов А. О., Федорков А. И., Яновский В. В.
О направлении реформы в высшем образовании
о ©
о
Блинов Андрей Олегович
Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва) Заместитель декана факультета магистерской подготовки Доктор экономических наук, профессор [email protected] ^
Федорков Александр Иванович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Заместитель директора Института управления Доктор экономических наук, профессор [email protected]
Яновский Валерий Витальевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры общего менеджмента и логистики Доктор экономических наук, профессор [email protected]
РЕФЕРАТ
Это исследование представляет собой попытку определить конкретные препятствия на пути развития современной системы российского высшего образования. В статье анализируются два наиболее значимых, по мнению авторов, полемических вопроса о направлении реформ в сфере высшего образования в России. Это отношение традиций и инноваций и эффективность вузовской науки. Заметим, что такая чувствительная тема, как качество человеческого капитала, может быть решена только с помощью модели проектного финансирования с измеримыми показателями. Дело за малым — создать рейтинги университетов так, что профессионализм в нашей стране станет локомотивом возможностей для карьерного роста. Мы считаем, что по крайней мере половина учебных курсов должна быть направлена на решение практических проблем, развитие различных сценариев на будущее. В то же время наука должна предложить новые идеи и проекты, которые не рождены простой логикой, реализация которых будет осуществляться предпринимателями, в конкуренции друг с другом вынужденными обратиться к науке за помощью. Система высшего образования также должна быть направлена на укрепление конкурентоспособности национальной культуры: конкурентоспособность страны как целого создана, прежде всего, образования и науки. Авторы представляют также основные выводы об эмпирическом исследовании системы высшего образования в Санкт-Петербурге. Основой этого исследования был опрос студентов, научно-педагогических работников. Их попросили оценить качество окружающей среды, организации, содержание и результаты образовательного процесса в высшей школе и влияние образования на профессиональной карьере. Сделан вывод, что образовательные барьеры нарушают весь процесс, направленный на улучшение качества преподавания, что затрудняет выполнение современных требований рынка труда.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
высшее образование, качество, компетенция, конкурентоспособность, стратегия, наука
Blinov A. O., Fedorkov A. I., Yanovsky V. V.
On the Direction of the Higher Education Reform
Blinov Andrey Olegovich
Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation)
Deputy Dean for Master's
Doctor of Science (Economics), Professor
-q Fedorkov Alexander Ivanovich
cl Saint-Petersburg State University of Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation)
O Deputy Director of the Institute of Management
© Doctor of Science (Economics), Professor lu \ /
2 Yanovsky Valery Vitalyevich
o North-West Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public ^ Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) ^ Professor of the Chair of General Management and Logistics O Doctor of Science (Economics), Professor ianovski@mail .ru
ABSTRACT
This study is an attempt to identify specific barriers to the development of a modern system of the Russian higher education. The paper analyzes the two most essential polemical issues of the reforms in higher education in Russia. This is relationship of tradition and innovation and an efficiency of university research. We note that such sensitive topic as quality of human capital can only be solved through the model of project financing with measurable indicators. Deal is easy — set up university rankings so, that professionalism in our country will become the locomotive of career opportunities. We believe that at least half of the training courses should be devoted to the solution of practical problems, development of different scenarios for the future. At the same time science need to propose new ideas and projects, that are not born of simple logic and the implementation of which will be carried out by entrepreneurs who in competition with each other are forced to turn to the science for help. The higher education system also should be designed to strengthen competitiveness of the national culture: competitiveness of the country as a whole is created first of all by education and science. Authors present main conclusions about empiric study the higher education system in St. Petersburg also. Basis of this study was a survey of students, scientific and teaching staff. Survey asked to rate the quality of the environment, organization, content and results of the educational process in higher education and influence of educational attainment on the professional career. It is concluded that educational barriers are breaking whole process aimed at improving the quality teaching, hampering the fulfillment of the modern labor market requirements.
KEYWORDS
higher education, quality, competence, competitiveness, strategy, science
В настоящее время вопросы реформы в высшем образовании приобретают особую актуальность в связи с задачами перехода России к инновационной экономике, которые требуют принципиально иного подхода к образованию в целом.
Отечественная высшая школа при всех изъянах и несовершенствах является важным звеном формирующейся российской «национальной инновационной системы» (НИС). Движение к обществу, основанному на знаниях, предполагает повышение качества человеческого капитала. Соответственно, основной задачей национальной системы образования становится повышение доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создание условий для непрерывного образования граждан, что позволит обеспечить их адаптацию к меняющимся требованиям экономики [3].
Учитывая огромные расходы на образование, настало время поразмыслить над тем, что происходит в этой области, и чем раньше мы это сделаем, тем лучше. Самое странное, на наш взгляд, что образование, по сути, превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать: решение получить высшее образование принимается без учета того, чего юный гражданин на самом деле ждет от жизни. Реальный рынок труда в сегодняшней России не требует массовой высокой квалификации выпускников в силу сырьевой ориентации нашей экономики. И пока экономика будет такой, никакими призывами повысить качество образования не получится, потому что это качество не востребовано определенной долей обучающихся, им нужен просто диплом [1].
Профессионализм — стратегическая цель образования
Коррупция и тотальное отсутствие ответственности за результат уничтожили по- о требность в профессионалах в промышленности, а теперь эта волна докатилась и ® до образования, потому что студент раньше всех начинает ощущать уровень своей ^ потенциальной востребованности на рынке труда. Реальное число уехавших (сло- 0 во «эмигрировавших» не подходит, потому что человек не отказывается от граж- ™ данства) достоверно неизвестно, а неофициальные цифры поражают воображение: й к десятилетнему юбилею выпуска в России обычно остается не больше половины закончивших. Привычно было эти процессы объяснять материальными соображе- о ниями, но сегодня это уже не совсем так. Сегодня сильнейший мотив отъезда — осознание отсутствия перспектив, пришедшее понимание того, что профессионализм в нашей стране не является локомотивом карьерного роста.
Куда девать молодежь, которая еще ничего не умеет, но уже не нужна, что с ней делать? Российская школа выпускает в мир, может быть, и хороших, но не вполне образованных людей. При этом наша экономика и в хорошо образованных людях не очень-то нуждается, потому что она сырьевая. Возникает проблема социального сейфа. Возможные варианты: тюрьма, армия, университеты. Видимо, этим число вариантов исчерпано, потому что вариант оставить их на улице ведет в тюрьму. Армию мы тоже воспринимаем как не очень удачный социальный сейф: нужно доделать работу школы, тем более что экономике они не требуются.
С этой точки зрения плохой университет лучше даже хорошей армии, не говоря уже о тюрьме. Что реально производят плохие университеты? Исходя из миссии, они производят средний класс. Не вдаваясь в обсуждение понятия «средний класс», зададимся вопросом: имеется ли в таком случае положительный социальный эффект? Ответ очевиден — да. Потому что даже продолжительность активной жизни человека зависит от образования во много раз сильнее, чем от здравоохранения, потому что именно от поведенческих установок мы получаем сбережение населения и его способность к работе в инновационной экономике.
Вместе с тем несомненны социальные риски, потому что наличие диплома не свидетельствует о том, что человек в состоянии, скажем, качественно удалить аппендицит. Также не очевидно, что это экономист, который в состоянии дать какие-то квалифицированные советы и заключения, или юрист, который в состоянии вас защитить в суде или что-то сделать с законопроектом. Как решить эту проблему? По крайней мере не простым способом, не сказать «давайте уберем плохие вузы». На самом деле, вспоминая теорему Коуза1, можно сказать: всегда существует решение, и не одно, однако с присущими им плюсами и минусами.
Рыночное мировоззрение в России до недавнего времени по понятным причинам не воспитывалось в семьях — мы все родом из социализма. Когда в вузах начали открывать новые экономические и юридические кафедры и факультеты, их основатели ориентировались в том числе на спрос со стороны родителей, среди которых было немало бизнесменов, постигавших рыночную экономику путем проб и ошибок. И высшая школа неплохо справилась с задачей адаптации новых поколений к изменившимся условиям. Заметим, что с этой задачей вузы пока справляются лучше, чем средняя школа и даже современная российская семья.
Высшее образование приносит сегодня все меньше дивидендов, а выбор карьерного пути, на который до вас еще никто не ступал, — все больше. Этим мы обязаны Web-пространству. Мы должны быть готовы к появлению мыслителя, са-
1 Впервые была сформулирована лауреатом Нобелевской премии по экономике George Joseph Stigler: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности».
з моучки, предпринимателя, бизнесмена и лидера нового типа, который приобретаем ет знания в основном благодаря самостоятельным исследованиям и работе над 0 собой. Деятельностное содержание образования ставит задачу «учить жить в бу-£ дущем» и «учить думать о будущем» — именно в этом состоит главный принцип ^ образования для устойчивого развития. Как минимум половина учебных курсов ° должна быть посвящена решению практических или близких к ним задач и раз-о работкам различных сценариев будущего. Ведь сегодня впервые в истории чело-д вечества все знания мира доступны всем и каждому. Впервые в истории челове-ш чества люди имеют в своем распоряжении все знания мира, доступ к которым можно получить буквально отовсюду — любой ученик может выйти в Сеть и «раскопать» все по интересующему его вопросу.
Вся информация теперь объединена с помощью гиперссылок, и детям не приходится изучать разные темы линейно. Традиционный метод обучения состоит в создании своего рода линейной последовательности информации, которую можно вместить в учебник и читать его страницу за страницей, начиная с фактов, которые кто-то другой счел основополагающими, и постепенно продвигаясь вперед. Притом что на самом деле все знания человечества тесно и сложным образом переплетены, и структурировать их линейным образом, по сути, вообще не представляется возможным. При создании такого информационного носителя, как книга, без линейной структуры не обойтись; к тому же данный метод отлично сочетается с хронологическим изложением и восприятием материала, общепринятым в наших школах. Благодаря тому что весь колоссальный массив имеющейся в нашем распоряжении информации объединен в Web-пространстве, каждый может выбирать свой собственный путь постижения знаний.
Как известно, если вы пытаетесь сделать нечто новое, чего прежде никто не делал, если вы первым подумали о необычном подходе или методе и первым стали над ним работать, окружающие редко посчитают ваши усилия благоразумными и вообще кому-нибудь нужными. Современная система образования чрезмерно тяготеет ко всему традиционному благоразумному и боится всего, что делается впервые.
Высшая школа в целом считает себя самодостаточной и удовлетворена всем, кроме зарплаты и денег на приборы. Это странно в изменяющемся обществе, где высшая школа должна порождать социальные и технические инновации. Если этого не происходит или происходит, но не в стенах высшей школы, значит, высшая школа сама отстала от динамики перемен и оказалась в арьергарде общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения защитников высшей школы, стал министерский рейтинг вузов, обидевший многих, имевших до этого события завышенную самооценку. Однако весь мир управляет именно по рейтингам — не только высшим образованием, но и целыми отраслями, деньгами инвесторов, потому придется и нам привыкать.
Решение стратегической задачи обеспечения качества образования с целью удовлетворения потребности предприятий и организаций в высококвалифицированной рабочей силе непосредственно связано с совершенствованием государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений путем гармонизаций показателей развивающейся современной системы образования1.
В столь тонком деле, как качество человеческого капитала, управлять можно только за счет проектного финансирования с измеряемыми показателями или по рейтингу. Вот оно, препятствие, тормозящее многие инициативы со стороны государства. Дело за малым — настроить рейтинги на решение стоящих перед высшей школой задач.
1 АСИ - агентство стратегических инициатив: [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.asi.ru/.
Каким видят образование нынешние главные советники правительства, разраба- з тывающие для него стратегические инициативы на перспективу до 2020-2030-х гг.? cl «Образование становится открытым, оно уходит из-под прямого регулирования го- § сударством. Образование сливается с исследованием, управлением, бизнесом — £ грани расплываются, создаются новые сущности — образование становится преоб- s разованием. IT и Интернет становятся основным донором новых форм образования, ° дают ему новый язык, выводят образование on-line. В образование, с другой сторо- о ны, приходят язык и логика финансов: кредиты, деривативы, кредитные истории, g образовательные капиталы. Игра становится базовой метафорой образовательного ш процесса, игровые формы проникают в классические форматы. Глобальный рынок образования вошел в пятерку крупнейших мировых рынков. Мир начал глобальную игру в бисер рейтингов — именно они перераспределяют финансовые потоки, из них черпают информацию о репутации — самую важную информацию в ситуации постоянного выбора провайдера образовательных услуг»1. Это — перспектива, а вот те заявления, которые идут от Минобрнауки: «Вуз не может просто учить студентов, он должен заниматься исследованиями. Наука должна прийти в вузы. Бизнес должен прийти в высшую школу. Мы должны научиться играть в их рейтинги».
Основы конкурентоспособности национальной культуры
В Соединенных Штатах государство вкладывает в науку столько же, сколько и бизнес. На Западе не приходится беспокоиться о том, чтобы существовала промышленность, которая будет стимулировать развитие науки в поисках инноваций. Американский президент Барак Обама в обстановке рецессии поднимал уровень инвестиций в фундаментальную науку; во Франции президент Николя Саркози на фоне падения курса евро утраивал средства, которые государство направляло на фундаментальные исследования. Необходимо уяснить, что главный источник возникновения идей — это все-таки фундаментальная наука, и государство должно быть заинтересовано в этом. При этом в основном люди идут в науку не из-за денег: они могли бы уйти в бизнес или уехать за границу, но у них есть тяга к науке. И вот такие в хорошем смысле слова психи все равно будут заниматься исследованиями здесь, вне зависимости от того, сколько им платят.
Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург говорил: «чтобы развивалась наука, необходимы четыре условия: зарплата, жилье, оборудование, быстрота принятия решений». А что нужно для развития высшей школы? Сегодня общая стратегия развития науки и образования в нашем государстве копирует стратегию, принятую в Соединенных Штатах. Она состоит в реализации концепции «тройной спирали», озвученной в книге известного специалиста по экономике и методологии развития науки Henry Etzkowitz [2]. Можно согласиться с идеей: университеты и Академия наук — источник фундаментального знания. Результаты их исследований передаются предприятиям для создания и развития инновационного производства, и эти процессы поддерживаются и контролируются государством. Но в России эта цепочка разрушена! В США в 2010 г. на образование тратили 3600 долл. на душу населения, в Японии — 1500. У нас — всего 400 долл. Государственные и частные расходы США на науку в расчете на одного исследователя составляли 293 000 долл., в Китае — 74 000. В России — 39 000. Это не просто отставание, а серьезный разрыв, хотя в последнее время финансирование все-таки увеличивалось.
Где взять деньги? Академик Примаков советует использовать часть средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. И предупреждает: без
1 Цит. по: Савицкая Н. М. Творение рук ливановских: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ng.ru/columnist/2013-04-23/8_livanov.html.
з финансового рывка в обеспечении здравоохранения, образования, науки не будет о_ инновационного развития, модернизации страны.
0 Не решится и демографическая проблема, остро стоящая перед Россией, кото-£ рую покидают молодые креативные люди. По экспертным оценкам, из нашей стра-^ ны в последние годы уехали примерно 2 млн представителей образованного сред° него класса. Помимо того, руководство страны считает, будто вектор развития о науки определяется исключительно бизнесом, что представляется крайне спорным g и дискуссионным. Очевидным является тот факт, что наука производит идеи. Элек-ш тричество, лампочки, телевизор — все это незапланированные изобретения, они появились в научных лабораториях. У нас по традиции считается, что если в науку вкладываются средства, то она должна возвращать их какими-либо внедрениями. Наука же должна предлагать новые идеи, проекты, не рожденные простой логикой, а внедрения осуществляются предпринимателями, которые, конкурируя между собой, обращаются к науке. В американских, канадских, европейских университетах есть такие структуры — smart institutes, из которых в лабораторию приходят вопросы: «а что у вас нового?». Вот эти люди и должны появиться в научном процессе — менеджеры от промышленности, которые думают о результате, о поиске новых идей. У нас же все поставлено с ног на голову — и потому нет людей, которым по-настоящему нужны новые технологии.
Проблемы в системе российского образования специфичны, но и в других странах их тоже достаточно. Англо-американский университет — это, прежде всего, научно-исследовательский университет, который занимается еще и образованием. Континентальный университет — это образовательное учреждение, которое производит элиты в стране. И это не только у нас, это масштабное образование, где наука — инструмент, подпорка для картины мира. Например, в каждой федеральной земле Германии свои министерства, порядки, свои представления о «правильной школьной политике», причем нередко кардинально меняющиеся вместе со сменой глав земельных правительств. В современной Германии большинство детей учатся в государственных школах разного уровня. После окончания общей начальной школы детей в возрасте 10 лет распределяют по успеваемости в самые простые (основные) и реальные школы и гимназии. Были школы, где дети учились вместе, но в разных классах. Сейчас появились совместные школы. Там после десятого класса наиболее успешные учатся еще 2 или 3 года, чтобы сдать на аби-туру — сертификат зрелости, дающий право на высшее образование. Реформа школ, оптимизация учебного процесса — эта тема давно уже стала важнейшим предметом политического противостояния. За 20 лет в школы Германии пришло имущественное расслоение, которого не было ни в ГДР, ни в старой ФРГ. Западная Германия, в былые времена называвшая себя гомогенным государством среднего класса и гордившаяся работающими социальными лестницами, открывавшими путь в университеты детям неимущих, воссоединившись с ГДР, стала одной из стран, где успеваемость в школе напрямую связана с социальным происхождением. Преодолеть эту беду, как показало «Сообщение об образовании — 2012», не удалось до сих пор — социальные статусы становятся наследственными. Из 100 детей интеллигенции высшее образование выбирают 77, из тех же детей, чьи родители закончили лишь основную школу, в вузы идут 13%, а 20% детей вообще не имеют ни малейшего шанса поступить в университет.
На чем держатся лучшие по рейтингам университеты мира? Ведущие университеты мира удерживаются не на своих студентах, а на китайских, индийских и прочих — на студентах из тех наций, где по-прежнему поступает в вузы не 80%, а 10% населения. Эти «сливки общества» и задают уровень. Поэтому теперь борьба не за мирового профессора, а за мирового студента, потому что он должен эту планку держать. Свои приходят сюда как в очередной класс школы, и образование начинает проседать.
Система образования воспроизводит и трансформирует культуру как совокупность ценностей, убеждений и норм поведения — ключевой элемент как устойчивости общества, так и его развития. Это особенно важно, когда главные ресурсы развития в информационном обществе — финансы и интеллект — становятся настолько мобильными, что теряют территориальную привязку, постоянно перемещаясь между странами и регионами. Система образования призвана усиливать конкурентоспособность национальной культуры: новые технологии требуют более высокой культуры. Конкурентоспособность страны в целом создается в первую очередь образованием и наукой. Все остальное в той или иной степени является производным [1].
Барьеры качеству образования
Исследование основных проблем и тенденции развития системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга, являющихся важными для повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, проведено в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете1. Основой исследования стал опрос студентов и научно-педагогических работников, которым предлагалось оценить качество условий, организацию, содержание и результаты образовательных процессов в вузах и перспективы использования полученного образования в дальнейшей профессиональной карьере.
Опрос проводился в 30 вузах Санкт-Петербурга, в том числе в 23 государственных и 7 негосударственных, осуществляющих подготовку по техническим, гуманитарным, творческим, медицинским и спортивным направлениям обучения. В опросе приняли участие 4531 студент-старшекурсник и 1038 преподавателей. В качестве экспертов к исследованию были привлечены 24 руководителя предприятий, принимающих на работу выпускников вузов, и 30 ректоров вузов. Общий объем выборки составил 5623 респондента.
Оставив в стороне вопрос, что конкретно может пониматься под качеством образования, отметим основные выводы: в качестве основных причин, препятствующих высокому качеству образования, студенты назвали плохо составленные программы обучения, избыточность дисциплин (39,0%); отсутствие мотивации к самостоятельной внеаудиторной работе (37,9%); отсутствие возможности стажироваться в зарубежных и отечественных вузах (28,2%).
Среди составляющих учебного процесса выше всего студенты оценили профессионализм преподавателей — 4,15 балла (по 5-балльной шкале). Ниже студенты оценивают уровень программ обучения, их соответствие последним достижениям науки и практики — 3,43 балла. Очень низкие оценки получила такая составляющая учебного процесса, как вариативность учебных планов (возможность изучения дисциплин по выбору, индивидуальные учебные планы), — 2,72 балла. Многие студенты не удовлетворены разнообразием методов обучения (средний балл — 3,09). Такие формы обучения, как деловые игры, проблемные диспуты, кейс-проекты, используются, по мнению студентов, недостаточно. Выявленные факты являются свидетельством консервативности учебного процесса и использования преимущественно традиционных образовательных технологий. Опрос показал, что студентам более присуще чувство нового, чем преподавателям, которые достаточно инерционны в своих суждениях и оценках.
26,7% старшекурсников отметили, что в вузе не уделяется внимание формированию управленческих навыков, 25,5% — формированию готовности к инноваци-
1 Материалы, изложенные в сопроводительном письме ректора СПбГЭУ И. А. Максимцева от 17.07.2012 г. № 01-19-145.
о ©
о
ш
ш О
з онной деятельности, 25,5% — воспитанию активной жизненной позиции; 22,8% — выработке навыков грамотной речи; 17,5% — умению работать в команде; 16,6% — ^ развитию коммуникативных навыков, т. е. тем качествам, которые сегодня наиболее £ востребованы на рынке труда. 27,1% студентов отметили, что в вузах не реализу-^ ется связь с организациями-работодателями и не обеспечивается профессиональ-° ное обучение.
о Значительная часть студентов высказала неудовлетворенность организацией д производственной и дипломной практики в вузах.
ш 25,1% респондентов полностью уверены, что после окончания вуза найдут работу по специальности, 44,8% уверены в этом частично. Только 31,9% старшекурсников считают полученное образование конкурентоспособным на мировом рынке труда; доля тех, кто считает себя конкурентоспособным на отечественном рынке, в 2 раза выше (64,6%).
26,5% старшекурсников считают, что образование слабо повлияет на такие критерии их жизни, как успех и карьерный рост, решающими будут другие факторы. Такая позиция отражает отсутствие мотивации к получению знаний, овладению профессиональными навыками и не способствует стремлению к высокому качеству получаемого образования.
Исследование выявило наличие элементов теневой составляющей в вузах. 43,3% опрошенных студентов слышали о случаях взяточничества в своих вузах. 7,5% признались, что давали взятку за сдачу экзаменов или зачетов. Элементы коррупции в большей степени распространены в государственных вузах.
Самые низкие оценки отдельным характеристикам выпускников дали конечные потребители образовательных услуг — работодатели, самые высокие — их производители — преподаватели. Мнение всех участников опроса совпало лишь по некоторым позициям.
В целом результаты исследования позволяют говорить об инерционности высшего образования.
При этом, по нашему мнению, существует ряд барьеров, препятствующих развитию современной системы образования в России. К числу таких образовательных барьеров, тормозящих процессы, направленные на повышение качества и не отвечающих требованиям современного рынка труда, относятся:
• отсутствие четкого понимания и согласованности в вопросах содержания образования. Принятый компетентностный формат ФГОС ВПО нового поколения предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника, под которыми понимается интегральный результат освоения образовательной программы. Компетенции выпускника должны позволить ему успешно работать в избранной профессиональной сфере, приобрести социально-личностные и общекультурные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Продолжаются споры о составе необходимых компетенций, однако нет четкого и ясного понимания, какое содержание и процессы образования необходимы для формирования таких компетенций;
• складывающийся разрыв по фундаментальному (базовому) ядру подготовки между средней и высшей школами. Фактически Россия, еще недавно занимавшая первое место в мире по фундаментальности своего образования, особенно в области математического и естественнонаучного образования, теряет свои позиции по этому показателю. Особенно эта потеря в качестве образования сказывается на качестве подготовки по блокам высшего технического (инженерного) и естественнонаучного образования в России. Вузы вынуждены тратить определенную долю учебной нагрузки на доучивание школьников по этим дисциплинам, несмотря на то что они сдали ЕГЭ. К этому добавляется резкое падение грамотности в области русского языка и русской литературы, неумение связано делать со-
сг
О ©
ш
сг
X
О
со —
о
ш
ш
О
заключение
И собственный исторический опыт, и опыт других стран показывает, что модернизация российской системы образования не только необходима и возможна, но и является ключевым фактором экономического роста России, определяя его темпы и результаты, возможности возвращения нашей страны в число развитых экономик. Необходимо восстановить высокие школьные и вузовские стандарты обучения математике, естественнонаучным и техническим дисциплинам, предоставляя возможность местным органам власти и работодателям адаптировать программы обучения под потребности региональных инновационных систем.
Стратегия развития системы образования критично важна для России. При успешном развитии системы образования резко расширяются возможности для нового технологического рывка и повышения стандартов жизни населения, в случае неудачи Россия может навсегда превратиться в экономику с низкой производительностью и низким уровнем жизни. Мы полагаем, что успех обеспечат последовательные, энергичные и в то же время выверенные преобразования, консолидирующие наше общество на основе общего видения его будущего и убедительных положительных результатов этих преобразований.
Литература
1. Белоцерковский А. В. К вопросу о «количестве качества» и «качестве количества» в системе образования // Высшее образование в России. 2013. № 7.
2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
общение, грамотно построить свою речь. Необходимы комплексная проработка и согласование преемственности ГОС различных уровней образования для профессионального непрерывного образования в России;
• неэффективность системы непрерывного профессионального образования. Отсутствует система прогнозирования потребностей в специалистах в квалификационно-отраслевом разрезе. Нарушенные в 1990-х гг. связи с работодателями еще не восстановлены. Не создано новой институциональной основы для возобновления отношений на рыночных принципах. Однако система образования должна строить свои прогнозы не на учете краткосрочных потребностей работодателей, а на долгосрочных перспективах развития страны, но соответствующая государственная политика отсутствует. Если подобная ситуация сохранится и далее, явно наметившийся структурный кадровый дефицит может только усилиться;
• неготовность общественно-профессионального сообщества и отсутствие соответствующих структур по оценке качества подготовки специалистов в России. Существующая в настоящее время в России система итоговой государственной аттестации выпускников предполагает защиту выпускной квалификационной работы (далее — ВКР) и итоговый государственный экзамен в государственных аттестационных комиссиях (ГАКах). В результате производится не оценка (аттестация) выпускника как будущего специалиста, подготовленного к профессиональной деятельности, а просто установление соответствия уровня его подготовленности требованиям ГОС ВПО, т. е. оцениваются лишь знания выпускника. Эту ситуацию необходимо исправлять путем создания системы защиты ВКР с привлечением профессиональных сообществ, ассоциаций промышленников, которые могли бы взять на себя внешний, независимый от вуза контроль качества профессиональной подготовки специалистов.
-О 3. Современное состояние и перспективы развития системы непрерывного профессиональ-^ ного образования в России / А. И. Федорков [и др.]. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 328 с.
о
ш
References
о 1. Belotserkovsky A. V. On a question of "quantity of quality" and "quality of quantity" in an education system [K voprosu o «kolichestve kachestva» i «kachestve kolichestva» v sisteme obra-Й zovaniya] // Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2013. N 7.
3 2. Etzkowitz H. Triple Helix. Universities — Enterprises — State. Innovations in force [Troinaya о spiral'. Universitety — predpriyatiya — gosudarstvo. Innovatsii v deistvii] / Transl. from English
under the editorship of A. F. Uvarov. Tomsk: Publishing house of the Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics [Izd-vo Tomskogo gos. un-ta sistem upr. i radioelek-troniki], 2010. 238 p.
3. Current state and prospects of development of system of continuous professional education in Russia [Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii] / A. I. Fedorkov [etc.]. SPb.: SPbSIEM [SPbGIEU], 2010. 328 p.