Научная статья на тему 'О налогообложении государств - участников СНГ'

О налогообложении государств - участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СФЕРА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ / БАЗОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / TAX AREA / TAX REVENUES / COORDINATION COUNCIL OF HEADS OF TAX SERVICES OF CIS COUNTRIES / MAIN INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клириков Андрей Геннадьевич, Мошкова Галина Николаевна

В статье рассматривается ход сотрудничества государств участников снГ в налоговой сфере. Приведены краткие характеристики изменений, происходящих в налоговой системе стран содружества в последнее время. Рассмотрены результаты работы координационного совета руководителей налоговых служб государств участников снГ и базовых организаций в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article assesses the cooperation between CIS countries in the tax area, describes recent changes in the tax system of the Commonwealth and provides data on tax revenues. It presents the results of the joint work of the Coordination Council of Heads of Tax Services in CIS member states and main institutions in this field

Текст научной работы на тему «О налогообложении государств - участников СНГ»

УДК 336.2

О налогообложении государств -участников СНГ

В статье рассматривается ход сотрудничества государств - участников СНГ в налоговой сфере. Приведены краткие характеристики изменений, происходящих в налоговой системе стран Содружества в последнее время. Рассмотрены результаты работы Координационного совета руководителей налоговых служб государств - участников СНГ и базовых организаций в указанной сфере.

Ключевые слова: налоговая сфера; налоговые поступления; координационный совет руководителей налоговых служб государств - участников СНГ; базовые организации.

The article assesses the cooperation between CIS countries in the tax area, describes recent changes in the tax system of the Commonwealth and provides data on tax revenues. It presents the results of the joint work of the Coordination Council of Heads of Tax Services in CIS member states and main institutions in this field.

Keywords: Commonwealth of Independent States (CIS); tax area, tax revenues, Coordination Council of Heads of Tax Services of CIS countries; main institutions.

Клириков Андрей Геннадьевич

начальник отдела валютно-финансовой политики Департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ E-mail: [email protected]

Мошкова Галина Николаевна

советник отдела валютно-

финансовой политики

Департамента экономического

сотрудничества

Исполнительного

комитета СНГ

E-mail: [email protected]

Ход сотрудничества стран СНГ

Прошедшее двадцатилетие доказало, что СНГ как объединение новых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, во многих аспек-

тах своей многоплановой деятельности состоялось и подтвердило свою востребованность.

Главным итогом двадцатилетия стало создание условий для поступательного развития взаимовыгодного сотрудничества, отвечающего национальным интересам каждого государства. К позитивным результатам следует отнести проведение значительных социально-экономических преобразований и укрепление экономики стран СНГ, устойчивый рост объемов взаимной торговли, создание правовых условий для свободного перемещения граждан на пространстве Содружества.

За этот период были созданы необходимые организационные и правовые основы деятельности СНГ, сформирована договорно-правовая база сотрудничества, которая пополнилась в октябре 2011 г. многосторонним Договором о зоне свободной торговли.

На пространстве СНГ сложилась модель разноформатного и разноскоростного взаимодействия, ведется активный поиск новых, оптимальных форм сотрудничества. Активно работает Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Идет формирование Единого экономического пространства. Не за горами присоединение к Таможенному союзу Армении и Кыргызстана. Все более серьезные задачи встают перед Евразийской экономической комиссией. Исполнительный комитет СНГ тесно взаимодействует с этими интеграционными структурами, старается

124

А. Г. Клириков, Г. Н. Мошкова О налогообложении государств - участников снГ

делать все для углубления экономического сотрудничества в интересах народов государств Содружества.

Подписан договор о Евразийском экономическом союзе в составе России, Беларуси и Казахстана. В рамках СНГ идет последовательная и планомерная работа по развитию интеграции. Основополагающим документом, обеспечивающим решение всего спектра экономических задач Содружества, является Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г., согласно которой активное сотрудничество государств — участников СНГ осуществляется в сферах энергетики, транспорта, аграрно-промыш-ленного комплекса, информационных технологий, статистики, охраны и защиты интеллектуальной собственности, а также в финансово-банковском секторе.

В 2013 г. увеличение объема инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим годом составило 1% (в 2012 г.— 6,8%). Основным источником инвестиций оставались собственные и привлеченные средства предприятий и организаций.

Увеличение доходной части бюджетов в 2013 г. составило в Азербайджане 12,8%, Армении — 12,7%, Беларуси — 19,8%, Казахстане — 5,8%, Кыргызстане — 17,3%, Молдове — 10,1%, России — 2,8% и Таджикистане — 19,3%.

Формируемая преимущественно за счет налоговых поступлений часть бюджетных доходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) в 2013 г. варьировала от 13% в Азербайджане до 32% в Молдове. В то же время в общих бюджетных доходах доля налоговых поступлений составляла 72-87%, и в большинстве стран по сравнению с предыдущим годом она несколько сократилась. В Азербайджане доля налоговых поступлений, как и в 2012 г., оставалась на уровне 39%.

Налоговые поступления в странах СНГ

В 2013 г. основную часть налоговых поступлений в бюджет по-прежнему составляли налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС и акцизные сборы. Их сумма в общем объеме доходов бюджета занимала от 34% в Азербайджане до 65% в Беларуси.

В 2013 г., как и в 2012 г., НДС в странах СНГ обеспечивал от 13,5% в Казахстане до 41,0% в Украине общего объема бюджетных доходов.

За счет налога на прибыль в 2013 г. формировалось не более 12% доходов бюджетов (лишь в Казахстане — 23,1%). В большинстве стран СНГ, за исключением Таджикистана, его доля несколько снизилась.

В истекшем году доля подоходного налога с физических лиц в доходах бюджетов стран Содружества варьировала от 4,4% в Азербайджане до 16,3% в Украине и по сравнению с 2012 г. выросла в большинстве стран СНГ (от 0,4 процентного пункта в Таджикистане до 4,2 пункта в Казахстане).

Акцизные сборы в 2013 г. составляли в бюджетных доходах Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Украины 1-6% и 9-10% — в Беларуси и Молдове.

Удельный вес налога на имущество в доходах бюджетов стран СНГ в 2013 г. оставался низким (от 0,6% в Азербайджане до 4,0% в Беларуси).

Доля неналоговых поступлений (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям, доходы от внешнеэкономической деятельности и др.) варьировала от 12,7% в Беларуси до 19,4% в Кыргызстане; в Казахстане, Молдове и Таджикистане эта доля составляла менее 10% общего объема бюджетных доходов. В Азербайджане удельный вес неналоговых поступлений оставался самым высоким в странах Содружества — 60,7%.

Изменения, происходящие в налоговых системах государств — участников СНГ

Во всех государствах — участниках СНГ в условиях рыночных методов хозяйствования налоговая система претерпела существенные изменения. Характерной чертой проводимых в этой сфере реформ было снижение общего уровня налогов и изменение их структуры в сторону упрощения налоговых систем, что укладывается в общемировые тенденции. Так, в Беларуси количество налогов за последние два года сократилось с 82 до 10. В России уже к 2007 г. количество налогов уменьшено с 52 до 14. В Таджикистане согласно Налоговому кодексу, вступившему в действие с 1 января 2013 г., число налогов сократилось с 21 до 10, в том числе общегосударственных налогов — с 17 до 8, местных — с 4 до 2.

Налоговая нагрузка в странах СНГ

В целом анализ налоговых систем показывает, что налоговая нагрузка в государствах — участниках СНГ по сравнению с другими странами сравнительно невысока.

НДС — один из наиболее распространенных в мире косвенных налогов, входящих в налоговые системы более 100 стран. В ряде случаев, например в США, вместо НДС применяется налог с продаж или

с оборота. Ставка НДС в 2012 г. составила в Казахстане и Кыргызстане 12%, Азербайджане, России — 18%, Армении, Беларуси, Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Украине — 20%.

Подоходный налог также является существенной составной частью налоговой системы государств и призван выполнять не только фискальную функцию, но и содействовать решению социально-экономических задач.

С 2001 г. Россия первой из государств — участников СНГ перешла на плоскую шкалу налогообложения, затем на эту шкалу перешли Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Украина (с 1 января 2011 г. Украина перешла на двухступенчатую шкалу).

По данным Статкомитета СНГ, в России доля подоходного налога в общих доходах консолидированного бюджета в 2012 г. составила 9,65% против 8,3% в 2000 г. (плоская шкала налогообложения действует с 2001 г.), в Украине 15,2 против 14,4% в 2004 г. соответственно (плоская шкала налогообложения с 2005 г.). В Казахстане доля подоходного налога в 2012 г. по сравнению с 2006 г. (плоская шкала с 2007 г.) снизилась на 2,3%.

Прогрессивное налогообложение личных доходов, с одной стороны, может создать условия, способствующие росту производственных инвестиций, увеличению эффективности предпринимательской деятельности, а с другой, позволит ограничить доходы на приобретение предметов роскоши, элитной недвижимости и престижное потребление, т.е. непроизводственные расходы.

Налог на прибыль (в ряде стран — корпоративный налог), являясь, наряду с другими налогами, средством наполнения бюджета, выполняет также роль одного из основных инструментов регулирования развития приоритетных для государства отраслей экономики.

Общей тенденцией развития налогообложения прибыли в мире является снижение в большинстве стран ставки налога на прибыль (в Великобритании, Германии, Польше, Республике Корея, Чехии, Японии), что обусловлено необходимостью создания условий для экономического роста и привлечения инвестиций. При этом практически во всех странах в различной мере используются льготные режимы налогообложения прибыли, вводимые в связи с необходимостью решения актуальных экономических проблем и отменяемые по мере их реализации.

В государствах — участниках СНГ в этом направлении наблюдается следующая картина.

В Азербайджане прибыль предприятия облагается налогом по ставке 20%. Освобождаются от уплаты подоходного налога и налога на прибыль физические и юридические лица, которые являются резидентами промышленных и технологических парков.

В Армении сумма налога на прибыль исчисляется по ставке 20%, от уплаты налога на прибыль освобождаются занятые в производстве сельскохозяйственной продукции налогоплательщики в части доходов, полученных ими от реализации сельскохозяйственной продукции, а также основных средств и иных активов в части других доходов, если удельный вес последних в валовом доходе не превышает 10%. Освобождаются от уплаты налога на прибыль также налогоплательщики, занятые производством ковров ручной работы, в части доходов, полученных от реализации таких ковров.

В Беларуси стандартная ставка налога на прибыль составляет 18%. Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50%, уплачивают налог на прибыль по ставке 10%. Ставка налога на прибыль по дивидендам установлена в размере 12%. Научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10% (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента). Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет не более 50% общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду [финансовую аренду (лизинг)] имущества, облагается налогом на прибыль по ставке 10%. Наряду с пониженными ставками налога на прибыль, применяются льготы в виде освобождения от уплаты этого налога.

В Кыргызстане налог на прибыль составляет 10%. С 1 января 2013 г. ставка этого налога в отношении налогоплательщика, осуществляющего деятель -ность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота, установлена в размере 0%. При этом горнодобывающие и/или горноперерабатывающие предприятия, занимающиеся добычей и реализацией золотосодержащей

126

А.Г. Клириков, Г.Н. Мошкова О налогообложении государств — участников СНГ

руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота, уплачивают налог по ставке от 1 до 20% в зависимости от сложившихся мировых цен на золото.

В России с 1 января 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, для создания благоприятных налоговых условий в целях осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа.

Отдельным, стимулирующим инвестиции механизмом является право субъектов Российской Федерации на снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта, с 18 до 13,5%. В ряде субъектов Российской Федерации налоговая ставка понижена для организаций, осуществляющих значимые инвестиционные проекты.

Роль налога на прибыль особо значима в процессе перераспределения средств между отраслями экономики для их пропорционального развития, а также активизации инвестиционной политики. При этом наибольший эффект развития инвестиционной политики, как правило, достигается не путем снижения налоговых ставок, а с помощью применения целевых налоговых льгот. К ним можно отнести ускоренную амортизацию, налоговый кредит и другие меры, применяемые в целях экономического стимулирования инвестиционной деятельности.

Еще один прямой налог — это налог на имущество, недвижимость. При переходе к рыночной экономике его введение широко обсуждалось и соответствующие налоги появились в налоговых кодексах практически всех государств — участников СНГ.

Налог на недвижимое имущество существует примерно в 130 странах мира, при этом его значимость различна. В большинстве стран поступления от этого налога составляют 1-3% общих налоговых поступлений в бюджет на всех уровнях власти, в США около — 9%.

В государствах — участниках СНГ практика применения налога на имущество только нарабатывается. При расчетах суммы налога в большинстве государств — участников СНГ принимается оценочная или инвентаризационная стоимость объектов, которая значительно ниже рыночной. Поскольку обложение и изъятие этого налога происходят в основном

согласно местному законодательству, ставки налога различаются и устанавливаются как в процентном отношении от стоимости имущества, так и в виде фиксированной суммы с единицы стоимости имущества (исключением является Украина, у которой ставки налога на недвижимое имущество устанавливаются в зависимости от размера жилой площади).

Реализация стратегии развития СНГ

Планом мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 гг.) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г., утвержденного решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 г., предусмотрено дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы налоговой сферы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности экономики государств — участников СНГ и налаживания взаимовыгодных экономических связей на многосторонней основе, включая развитие системы обмена информацией по вопросам налогообложения.

Ответственными исполнителями этих мероприятий являются Координационный совет руководителей налоговых служб государств — участников СНГ (далее — Совет) и налоговые службы государств — участников СНГ. Совет создан в соответствии с решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г. в целях обеспечения благоприятных условий для координации действий налоговых служб государств — участников СНГ. В рамках Совета сформированы рабочие группы по информационному обмену; анализу налогового законодательства; налоговому контролю; налогообложению субъектов малого предпринимательства; налогообложению имущества и доходов физических лиц. В ходе XX заседания Совета, проходившего 3 октября 2013 г. в Минске, были рассмотрены вопросы, касающиеся действующих подходов к установлению обязанности налогоплательщиков — физических лиц по уплате имущественных налогов и предоставлению преимуществ (льгот) отдельным категориям налогоплательщиков; результатов анализа применения субъектами малого предпринимательства упрощенных (специальных) налоговых режимов в государствах — участниках СНГ; анализа основных показателей работы налоговых систем государств — участников СНГ, уровня налоговой нагрузки на экономики государств — участников СНГ и других актуальных вопросов.

Одобрен подготовленный Советом вопрос об анализе использования межведомственного

взаимодействия налоговых служб государств — участников СНГ с банками, миграционными службами, правоохранительными органами в контрольной работе и внесен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке.

Одним из важных направлений работы Совета является расширение возможности подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, а также аттестации научных и научно-педагогических кадров налоговой сферы.

С учетом принятой в СНГ практики придания статуса базовой организации ведущим образовательным учреждениям высшего профессионального образования на XVIII заседании Совета 26 мая 2011 г. было принято решение о создании базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере налогов и налогообложения.

В качестве такой организации были предложены Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации (далее в связи с реорганизацией академии — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) и Национальный университет Государственной налоговой службы Украины.

Анализ деятельности базовых организаций свидетельствует о том, что они вносят существенный вклад в развитие и укрепление отраслевого сотрудничества в рамках Содружества.

28 сентября 2012 г. Совет глав правительств СНГ принял решение о придании статуса базовой организации вышеупомянутым образовательным учреждениям и утверждении Положения о базовой организации.

Свою деятельность базовые организации осуществляют во взаимодействии с Координационным советом руководителей налоговых служб государств — участников СНГ, налоговыми органами, министерствами финансов, Исполнительным комитетом СНГ.

Результатом общей работы базовых организаций стало утверждение 28 февраля 2013 г. Положения и Регламента работы Общественного совета. Налаживанию практической работы в значительной мере содействует взаимное участие в международных образовательных мероприятиях. Так, сотрудники Национального университета Украины 27-28 марта 2013 г. приняли участие в Международной научно-методической конференции «Стратегия развития высшего и среднего профессионального образования

в России», которая проводилась в Финансовом университете, а представители Финансового университета — на V Украинско-Российском симпозиуме «Теория и практика налоговых реформ», который состоялся 1-5 июля 2013 г. в Национальном университете Украины.

Информацию о результатах деятельности базовых организаций за период с момента их образования планируется рассмотреть на очередном заседании Совета в сентябре 2014 г. в Ереване.

Выводы

Проводимая Советом многоплановая работа по развитию налоговой политики государств — участников СНГ позволяет проводить системный анализ практики налогообложения в Содружестве, осуществлять обмен информацией и вырабатывать соответствующие рекомендации. Результаты этой работы используются в практической деятельности налоговых служб и органов отраслевого сотрудничества СНГ валютно-финансовой сферы. Они подтверждают, что системная организация налогообложения важна не сама по себе, она необходима прежде всего для создания благоприятных условий привлечения инвестиций, кредитования, образования в СНГ полноценного рынка ценных бумаг, фондового и страхового рынков.

Текущая информация о вопросах деятельности Координационного совета руководителей налоговых служб государств — участников СНГ и принятых документах в области налоговой политики и налогового администрирования в рамках СНГ размещается на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете по адресу: URL: http://www.cis.minsk.by.

Литература

1. Ежегодник Межгосударственного статистического комитета СНГ в 2012 году. М., 2013. С. 30, 342, 424, 560.

2. Ежемесячный бюллетень Межгосударственного статистического комитета СНГ «Статистика СНГ» № 4 (535). С. 9-30.

3. URL: http://www.cis.minsk.by. Информация о социально-экономическом развитии и торгово-экономических отношениях государств — участников СНГ в 2013 году (Москва, 2014 г.); Обзор делового климата, льгот инвесторам, свободных экономических зон, промышленных и научно-технических парков государств — участников СНГ (Москва, 2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.