ОБЗОРЫ
УДК 615.778.3-092.23,.24
О НАКОПЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ЯДОХИМИКАТОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Доктор мед. наук А. 3. Захидов, А. Г. Юзуп
-Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний,
Ташкент
<1
В последние годы во всем мире резко возросло производство и применение сельскохозяйственных пестицидов, в связи с чем возросли и потенциальные опасности, которые они таят в себе.
Опасность интоксикаций зависит не только от степени токсичности, но и от способа применения пестицидов и степени подготовленности лиц, работающих с ними. Hayes подразделяет людей, подвергающихся возможной опасности интоксикации, на лиц, занятых производством химикатов, приготовляющих смеси и занятых обработкой посевов, садов и пр., и не имеющих непосредственного контакта с ядохимикатами. К последней группе относятся широкие слои населения, поглощающие остаточные количества химикатов с пищевыми продуктами, а также лица, подвергающиеся случайному воздействию химикатов.
Ф Известно, что остаточные количества пестицидов, задерживающие-
ся в овощах, фруктах и фураже, могут поглощаться либо непосредственно человеком, либо животными, продукты которых идут в пищу человека. Таковыми большей частью являются хлорорганические инсектициды, так как они относительно стабильны. Особое место среди них занимает ДДТ и его метаболит ДДЕ. Определению накопления остаточных количеств этого химиката в организме человека и, в частности, в его жировой ткани за последнее десятилетие посвящено много работ.
К настоящему времени изучена токсичность для человека многих химикатов. Установлено, например, что потенциальная опасность ДДТ заключается в его продолжительном действии и накоплении в организме даже при небольших дозах и экспозиции (Hayes). Walker в связи •с этим провел ряд экспериментов, определяя его остаточные количест-
• ва в пище, взятой из мест общественного питания. Им найдено, что среднее потребление ДДТ в день (завтрак, обед, ужин) составляет 0,814 мг. Наблюдения, проведенные учеными различных стран (США, Англия, ФРГ, Франция, Индия, Израиль, Венгрия и др.), показали, что накопление этого химиката происходит главным образом в жировой ткани организма (Lang с соавторами; Mattson с соавторами; Hayes; Hunter с соавторами; Hoffman с соавторами; Armstrong и Durham; Egan с соавторами; Wasserman с соавторами; и др.|).
Данные о количестве ядохимикатов, в частности ДДТ и его метаболита ДДЕ, в жировой ткани человека неоднородны для разных групп населения, районов и стран; расхождения в некоторых случаях довольно значительны. Так, Lang и Kunze в результате экспериментов установили, что концентрация ДДТ в жировой ткани 73 лиц, не имеющих
• отношения к его производству, равнялась 5,3 мг/кг. Mattson и Spillane
считают, что уровень накопления ДДЕ в жировой ткани несколько выше, чем уровень накопления ДДТ. Hunter с соавторами на основании наблюдений, проведенных зимой 1961 —1962 гг., определили, что среднее накопление ДДТ в жировой ткани жителей Англии составляет 2,21 мг/кг. Позднее (1965) те же авторы опубликовали результаты наблюдений, проведенных ими в 1964 г. с целью выявления содержания хлорорганических ядохимикатов в жировой ткани населения юго-востока Англии. Результаты этих исследований приведены в табл. 1.
Аналогичную рабо-
Таблица 1
Концентрация линдана, эндрина, эпоксида гелтахлора и ДДТ в жировой ткани населения юго-востока Англии (в мг/кг)
ту, но в несколько более широком плане проводили Egan с соавторами; они определяли остаточные количества хлорорганических пестицидов в жировой ткани человека и женском молоке. Судя по результатам анализов» в жировой ткани среднее содержание ГХЦГ составило 0,42 мг/кг, дилдри-на —0,26 мг/кг и ДДТ — 3,3 мг/кг; в женском молоке содержание ГХЦГ составило 0,003 мг/л, дил-дрина —0,003 мг/л и ДДТ —0,004 мг/л. По данным Maier-Bode, накопление ДДТ и ДДЕ в организме жителей ФРГ достигает 2,3 мг/кг. Та же величина для населения Франции равна 5,2 мг/кг (Hayes), для населения Венгрии—12,4 мг/кг (Denes), для населения Израиля — 19,2±1,9 мг/кг (Wasserman с соавторами).
Основным источником проникновения в организм ДДТ, а возможно, и других соединений, как известно, служат пищевые продукты. Учитывая это, а также то обстоятельство, что рацион населения Индии значительно отличается от рациона других стран, Dale и Copeland решили
выяснить, существует ли
Таблица 2
Химикат Количество проб Концентрация химиката (средняя арифметическая)
Линдан и ГХЦГ . . . 20 0,015 (0,002—0,03)
Эндрин ........ 91 0,02 1
Эпоксид гептахлора 20 0,001 1
ДДТ......... 20 0,03 (0,02—0,050)
ДДЕ......... 20 0,02 (0,01—0,060)
Ниже предела чувствительности метода.
Концентрации ДДТ и ДДЕ в жировой ткани населения разных стран
Страна Год исследований Количество проб ДДТ ДДТ+ +ДДЕ Итого ДДТ
в мг/кг
США . . 1955 49 7,4 12,5 19,9
США . . 1954—1956 61 4,9 6,8 11,7
США . . 1961 — 1962 130 4,0 8,6 12,6
США . . 1963 28 2,4 4,2 6,7
США . . 1963 282 2,9 8,2 11,1
США1 . . 1955—1956 16 2,3 3,6 5,9
США 2 . . 1960 20 0,8 2,2 3,0
Канада 1959—1960 62 1,6 3,3 4,9
ФРГ 1958-1959 60 1,0 1,3 2,3
Франция . 1961 10 1,7 3,5 5,2
Индия
группа I 1964 67 16,9 10,1 26,0
» II 1964 19 20,3 10,7 31,0
» III 1964 16 8,1 4,7 12,8
1 Вегетарианцы.
2 Эскимосы (Аляска).
разница в уровнях накопления остаточных количеств химикатов у индусов по сравнению с жителями этих стран. Оказалось, что уровень ДДТ и ГХЦГ в жировой ткани населения Дели, не имеющего профессионального контакта с этими химикатами, значительно выше, чем у населения США, а уровень дилдрина и эпоксида гептахлора — ниже. Эти данные совпадали с показателями, выявленными в других городах.
Концентрации ДДТ и ДДЕ в жировой ткани населения разных стран, установленные авторами,, приведены в табл. 2.
Интересно, что, по сведениям ряда исследователей (Hayes и Savannach; Wasserman с соавторами, и др.), уровень накопления химикатов в жировой ткани вегетарианцев был наполовину меньше, чем у людей,, в рационе которых содержится мясо. В первом случае, как отмечают Hayes и Savannach, он равен 2,3 мг/кг, а во втором — 4,9 мг/кг. Объяснение этому можно найти в работе Walker, который установил, что большее количество ядохимикатов сосредоточивается в мясе и мясных продуктах. Durham приводит результаты ан-алогичных исследований, проведенных на Аляске. По его свидетельству, уровень накопления ДДТ в жировой ткани эскимосов, основной пищей которых является рыба, равен 0,8 мг/кг. Это значительно ниже соответствующего показателя, установленного у населения США.
Статистически значимой разницы в результатах исследования проб, отбиравшихся по признакам возраста, пола и этнографического деления, как сообщают Wasserman с соавторами, Hunter с соавторами, не отмечено. Продолжительность воздействия препарата не влияет на количество его в жировой ткани (Hayes и Savannach), так ка«, достигнув определенного уровня, накопление не изменяется. Однако уровень накопления различных химикатов в жировой ткани под влиянием одних и тех же доз неодинаков. Авторы подтверждают это результатами проведенного ими исследования. В 1954—1956 гг. они изучили 227 проб жировой ткани человека на наличие в них ДДТ и ДДЕ. Кроме того, было отобрано 45 контрольных проб жировой и 70 проб других тканей. Полученные результаты были разбиты в зависимости от диеты, условий окружающей среды и профессионального контакта лиц, участвовавших в эксперименте; как удалось выявить, по сравнению с 1950 г. уровень накопления ДДТ в жировой ткани населения США не изменился. Аналогичные данные приводят и другие авторы (Lang с соавторами; Walker; Hoffman с соавторами).
Quinby с соавторами проделали 130 анализов проб жировой ткани, взятых у населения разных районов США; показано, что содержание в ней ДДТ по сравнению с результатами аналогичных исследований, проведенных в 1950 г., не изменилось. Разница в географическом положении лиц, у которых отбирали пробы, не играла существенной роли в уровне содержания этих соединений. Не отмечалось различия в уровне содержания соединений в пробах, взятых у населения вообще и населения, проживающего вблизи районов применения ДДТ для обработки посевов. Несколько повышенным по сравнению с остальным населением оказалось содержание ДДТ у лиц, имеющих непосредственный контакт с этим химикатом.
Можно ли усматривать в отложениях ДДТ или его метаболитов в жировой ткани человека опасность для его здоровья? Maier-Bode считает, что ответом на этот вопрос могут служить результаты исследования жировой ткани 60 лиц, умерших в ФРГ. Суммарное наличие ДДТ и ДДЕ у них колебалось от следов (менее 0,2 мг/кг) и до 10 мг/кг. Достоин внимания, по мнению этого же автора, другой факт: человек с максимальным содержанием ДДТ в жировых отложениях (в концентрации ДДТ + ДДЕ 10 мг/кг|) умер в 1958 г. в возрасте 91 года, и никаких патологических отклонений, которые можно было бы отнести за счет ДДТ, у него не найдено.
Hayes с соавторами в 1956 г. провели эксперимент на американских уголовных заключенных, которые ежедневно в течение 18 месяцев получали с пищей 35 мг ДДТ. По истечении экспериментального периода какого-либо ухудшения в состоянии их здоровья не отмечено. На этой основе авторы полагают, что величина установленных суммарных количеств ДДТ и ДДЕ в жировой ткани невредна для здоровья.
Heye с соавторами проводили эксперименты на крысах, определяя поглощение 02, анаэробная глюкоза, усвоение глюкозы, холинэстераз-
ную активность под влиянием ДДТ, вводимого в количестве 10 мг/кг в течение 10 или 40 дней. Показано, что препарат на обмен веществ в жировой ткани крыс влияния не оказывает. Гипотеза, что ДДТ, отлагаемый в жире людей, может при его неожиданном расходе (во время голодания или болезни) перейти с кровью в богатые липоидами органы, например в головной мозг, и вызвать отравление, экспериментально не подтвердилась. Hayes считает, что утверждения о причастности ядохимикатов к таким заболеваниям, как гепатит, астма и др., беспочвенны. В частности, мнение о канцерогенности ДДТ не подтверждено большим количеством экспериментов на животных (Maier-Bode). По сообщению Американского государственного онкологического института (Бетесда, Мериленд), ДДТ не принадлежит к веществам, обладающим канцерогенным действием (Hueper).
ЛИТЕРАТУРА
Dale W. Е„ Copeland М. F., Hayes W. J., Bull. Wld Hlth. Org., 1965, v. 33, p. 471, —Durham W. F., Science, 1961, v. 134, p. 1880. — Egan H., Goul-din R„ Roburn J. et al. Brit. med. J., 1965, v. 2, p. 66. — H а у e s W. J., Durham W. F., Cueto C., J. A. M. A., 1956, v. 162, p. 890. — H а у e s W. J., Savannach Ph. D. et al. Arch, industr. Hlth., 1958, v. 18, p. 398, —Hayes W. J., Ann. Rev. Entom., 1960, v. 5, p. 379. — Heye D„ H i i d e b г a n d t H. J., H u k u h a r a T. et. al., Arch, exp. Path. Pharmak., 1961, Bd 241, S. 211. —H of f ma nn W. S„ Fishbein W. I., Andelman M. В., J. A. M. A., 1964, v. 188, p. 819,— Hukuhara Т., Heye D„ Hildebrandt H., Arch. exp. Path. Pharmak., 1962, Bd 242, S. 540. — H u n t e r C. G., Robinson J., Richardson A., Brit. med. J., 1963, v. 1, p. 221, — Lang E., Kunge F. et al. Arch. ind. Hyg., 1951, v. 3, p. 245. — M a i e r - В о d e H., Angew. Ghem., 1959, Bd 71, S. 181, —Mattson A., Spillane J. T. et al. Analyt. Chem., 1953, v. 25, p. 1065. -QuinbyG., Hayes W. J., Armstrong J. F. et al. J. A. M. A., 1965, v. 191, p. 175. — Robinson J., Richardson A., Hunter C. G. et al. Brit. J. industr. Med., 1965, v. 22, p. 220. — W a 1 k e г К. C. et al. J. agric. Food Chem., 1954, v. 2, p. 1034. — W a s s e r m a n M., Gon M., Wassermain D., Arch, environm Hlth, 1965, v. 11, p. 375. — D e n es A„ Nahrung, 1962, Bd 6, S. 48.
Поступила 28/IX 1967 r.
ЗА РУБЕЖОМ
УДК 614.72(47-87)
ПРОБЛЕМА БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Проф. М. С. Гольдберг Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Достижения советской гигиенической науки в области изучения биологического действия атмосферных загрязнений и нормирования их предельно допустимого содержания в воздухе населенных мест вызвали повсеместный интерес и послужили стимулом к усилению исследований в данной области за рубежом. В результате обсуждения этого вопроса на симпозиуме ВОЗ, посвященном критериям оценки качества атмо-