Научная статья на тему 'О находках, подделках и притягательности: раскрашенные гальки из Мас д´Азиль (Департамент Арьеж, Франция) в собраниях археологического архива Саксонии'

О находках, подделках и притягательности: раскрашенные гальки из Мас д´Азиль (Департамент Арьеж, Франция) в собраниях археологического архива Саксонии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ / МОБИЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИИ / ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ / UPPER PALAEOLITHIC / MOBILE ART / FALSIFICATION / HISTORY OF ARCHAEOLOGY / HISTORY OF ARCHAEOLOGICAL COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Толксдорф И. Ф., Крафт И., Шмидт И. В.

Открытие палеолитического искусства во Франции и Испании в конце XIX в. нужно воспринимать своеобразным мировоззренческим шоком для исторического сознания того времени. В ходе первых развернувшихся исследований, под давлением заманчивых предложений коллекционеров и из жажды наживы рабочие, привлекаемые к раскопкам, участвовали в формировании рынка археологических фальсификаций. В этом историческом контексте начинается исследование загадочных «расписных галек» из Мас д'Азиль во Франции, открытых в конце XIX в. и воспринимаемых объектами верхнепалеолитического искусства. Обработке и интерпретации этой группы мобильного искусства препятствуют несколько факторов, типичных для времени их открытия: обилие фальсификаций, плохая документация раскопок и последующее рассеивание поддельных и подлинных галек в неизвестном числе коллекций. В статье представлена коллекция из 31, ранее не опубликованной гальки, которая находится в Археологической коллекции Саксонии в Дрездене. Она имеет безусловное отношение к дальнейшим исследованиям мобильного искусства финала позднего палеолита1. Приобретенная в 1899 г. у Э. Пьетта, первого исследователя Мас д'Азиль, на данный момент она является одной из самых больших известных в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of Finds, Forgers and Fascination: Painted pebbles from Mas d’Azil (Dép. Ariège, France) in the Archaeological Collection of Saxony

The discovery of palaeolithic art in France and Spain in the late 19th century has to be understood as a disruptive shock for the contemporary historical world view. Caused by the rising demand of collectors for palaeolithic art objects, the first falsifications appeared on the market immediately and were sometimes tracked down to the excavation sites where they had been produced by workers in order to deliver them in return for small rewards. In this historical context the painted pebbles uncovered since the late 19th century in Mas d’Azil in SE-France can be seen as some of the most enigmatic objects of Upper Palaeolithic art. Unfortunately, understanding this group of mobile art is hampered by two aspects typical for their time of discovery: the production of falsification and the poor documentation of the excavation activities and subsequent dispersal of the false and authentic pebbles into an unknown number of collections. We present an assemblage of 31 still unpublished pebbles found in the Archaeological Collection of Saxony in Dresden. They are of relevance to the future study of this group of Upper Palaeolithic mobile art as their acquisition in 1899 directly from E. Piette, the first excavator at Mas d’Azil, can be verified and they are representing one of the largest individual collections known so far.

Текст научной работы на тему «О находках, подделках и притягательности: раскрашенные гальки из Мас д´Азиль (Департамент Арьеж, Франция) в собраниях археологического архива Саксонии»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 4 (8). С. 110-118.

УДК 902/904

И. Ф. Толксдорф, И. Крафт, И. В. Шмидт

О НАХОДКАХ, ПОДДЕЛКАХ И ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ: РАСКРАШЕННЫЕ ГАЛЬКИ ИЗ МАС Д'АЗИЛЬ (ДЕПАРТАМЕНТ АРЬЕЖ, ФРАНЦИЯ) В СОБРАНИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО АРХИВА САКСОНИИ

Открытие палеолитического искусства во Франции и Испании в конце XIX в. нужно воспринимать своеобразным мировоззренческим шоком для исторического сознания того времени. В ходе первых развернувшихся исследований, под давлением заманчивых предложений коллекционеров и из жажды наживы рабочие, привлекаемые к раскопкам, участвовали в формировании рынка археологических фальсификаций. В этом историческом контексте начинается исследование загадочных «расписных галек» из Мас д'Азиль во Франции, открытых в конце XIX в. и воспринимаемых объектами верхнепалеолитического искусства. Обработке и интерпретации этой группы мобильного искусства препятствуют несколько факторов, типичных для времени их открытия: обилие фальсификаций, плохая документация раскопок и последующее рассеивание поддельных и подлинных галек в неизвестном числе коллекций. В статье представлена коллекция из 31, ранее не опубликованной гальки, которая находится в Археологической коллекции Саксонии в Дрездене. Она имеет безусловное отношение к дальнейшим исследованиям мобильного искусства финала позднего палеолита1. Приобретенная в 1899 г. у Э. Пьетта, первого исследователя Мас д'Азиль, на данный момент она является одной из самых больших известных в мире.

Ключевые слова: верхний палеолит; мобильное искусство; фальсификация; история археологии; история археологических коллекций.

J. F. Tolksdorf, I. Kraft, I. V. Shmidt

OF FINDS, FORGERS AND FASCINATION:

PAINTED PEBBLES FROM MAS D'AZIL (DEP. ARIEGE, FRANCE)

IN THE ARCHAEOLOGICAL COLLECTION OF SAXONY

The discovery of palaeolithic art in France and Spain in the late 19th century has to be understood as a disruptive shock for the contemporary historical world view. Caused by the rising demand of collectors for palaeolithic art objects, the first falsifications appeared on the market immediately and were sometimes tracked down to the excavation sites where they had been produced by workers in order to deliver them in return for small rewards. In this historical context the painted pebbles uncovered since the late 19th century in Mas d'Azil in SE-France can be seen as some of the most enigmatic objects of Upper Palaeolithic art. Unfortunately, understanding this group of mobile art is hampered by two aspects typical for their time of discovery: the production of falsification and the poor documentation of the excavation activities and subsequent dispersal of the false and authentic pebbles into an unknown number of collections. We present an assemblage of 31 still unpublished pebbles found in the Archaeological Collection of Saxony in Dresden. They are of relevance to the future study of this group of Upper Palaeolithic mobile art as their acquisition in 1899 directly from E. Piette, the first excavator at Mas d'Azil, can be verified and they are representing one of the largest individual collections known so far.

Keywords: Upper Palaeolithic; mobile art, falsification; history of archaeology; history of archaeological collections.

Начало палеонтологических исследований: находки и подделки

Открытие первых палеолитических слоев в пещерах Франции в XIX в. привлекло внимание не только специалистов, но и ши-

рокой общественности. Их продолжение подогревало этот интерес. Трудно было предположить, какой окажется реакция на появление «неожиданных» находок - первых свидетельств искусства далекой эпохи.

© Толксдорф И. Ф., Крафт И., Шмидт И. В., 2015

110

О находках, подделках и притягательности: раскрашенные гальки из Мас Д'Азиль...

Исходя из устоявшегося на тот момент тезиса, что древние люди находились на примитивной ступени развития, никто не ожидал появления подобных «изяществ». Их обнаружение сразу же вошло в конфронтацию с уже сложившимся образом первобытной культуры, изменило представление о творческом потенциале древнего человека и его образе жизни.

Одна из первых удивительных находок была сделана в 1863-1864 гг. в пещере Ла Мадлен. Это была гравировка фигуры мамонта на фрагменте бивня [1], позволившая рассуждать о сосуществовании древнего человека и вымерших животных. Чрезвычайное воздействие на общественное мнение подобных ей находок прослеживается по отзывам о первой всемирной выставке палеолитических артефактов в Париже в 1867 г. [2] и в начавшихся дискуссиях, посвященных различным аспектам анализа данного материала. Но своеобразным фоном этого оживленного начала изучения палеолита становится история подделок первых сенсационных объектов. Данная практика быстро набирала обороты, сопровождалась разоблачениями и спорами о подлинности тех или иных предметов. Слышны они были и в Саксонии. Так, в начале предыдущего столетия интересующимся археологией Паулем Брой-ером была обнаружена гравировка на кварцитовой плитке, напоминающая контуры тела человека. Местом обнаружения стал карьер по добыче песка в местечке Бауцен-Штрела, поэтому женственному образу на плитке было дано название «Венера Бауце-на». В качестве таковой она была представлена публике на всемирной выставке в Чикаго в 1933-1934 гг. Более десяти лет бушевали споры относительно подлинности этого изображения, поначалу датируемого эпохой древнего камня, позже - эпохой ранней бронзы (Лаузицкая культура) (например: [3; 4]). В этот спор, сегодня воспринимаемый провинциальным фарсом, непосредственно или косвенно оказались втянуты известные преисторики и геологи, такие как Г. Обер-майер, К. Г. Бегуэн, Г. Кюн, Р. Грахман, Ф. Вигерс и др. Необходимо упомянуть и о том, что согласно законодательству тех лет обнаружившему «Венеру Бауцена» отходила половина стоимости находки, выкупленной

вместе с несколькими ящиками сомнительного характера кремневых артефактов за десять тысяч имперских марок!

Хрестоматийным примером неуклюжих подделок эпохи начала развития археологии считаются несколько выгравированных на кости изображений, якобы происходивших из Кесслерлоха (близ Тайнгена), разоблаченных Людвигом Линденшмиттом и его малолетним сыном. Они являлись точными копиями изображений из известных детских книг [5]. С учетом этого случая не удивительно напряжение французских исследователей палеолита, отказывавшихся двадцать лет принимать подлинность росписей пещеры Альтамира, открытие которых состоялось в 1879 г. [6].

Необходимая атмосфера для подобного размаха фальсификаций в указанный период была сформирована условиями археологических раскопок, проводимых часто на частные пожертвования, в ходе которых даже обычные рабочие получали небольшое вознаграждение за обнаружение «красивых вещиц». В окружении и при поддержке этих «исследователей» быстро формировались первые коллекции, которые расширялись через покупку или обмен дубликатов. Часть этих произведений французских коллекционеров можно обнаружить и в Дрездене, в королевском геолого-минералогическом музее. Они были зафиксированы в каталоге поступлений с пометкой «пополнение собрания преистории с 1889 по 1930 гг.». 21 сентября 1899 г. в журнале поступлений была сделана запись следующего содержания: «31 расписная

галька из пещеры Мас Д'Азиль, департамент Арьеж, Франция» (рис. 1). В графе «источник приобретения» указано: «Э. Пьетт, из Рюминьи», что делает эти камни принадлежащими к самой загадочной группе находок - «раскрашенные гальки из Мас Д'Азиль» (galets colories, galets peints), аутентичность которых, как и их позднепалеолитический возраст происхождения, оспаривается. Обнадеживающе (и успокаивающе) звучат заключения заседаний открытого общества естествоиспытателей ИСИС (ISIS) Дрездена, в стенограмме одного из которых, состоявшегося 18 января 1900 г., было отмечено следующее: «Профессор доктор Й. Дайхмюллер представляет и рассматривает некоторое количество

111

И. Ф. Толксдорф, И. Крафт, И. В. Шмидт

Рис. 1. Презентация материалов памятника в государственном музее археологии Хемница (smac):

А - презентация галек; B - выдержка из каталога поступлений «отделения преистории королевского геолого-минералогического музея», в котором зафиксировано поступление от 21.09.1899 г.

31 раскрашенной гальки из Мас Д'Азиль, где Э. Пьетт значится передавшим данные артефакты

раскрашенных галек из пещеры Мас Д'Азиль в Пиренеях, подаренных господином Пьет-том из Рюминьи королевскому преисторическому собранию в Дрездене».

Стоянка Мас Д'Азиль

Стоянка Мас Д'Азиль находится в департаменте Арьеж на юго-западе Франции. Ландшафт данной местности сформирован горными меловыми породами третичного периода, туннелеобразно скорректированными течением реки Ариз. По левому и правому её берегам наблюдаются многочисленные террасы. После того как здесь во второй половине XIX в. при строительстве дороги были обнаружены многочисленные кости вымерших животных, в этом месте с 1887 по, вероятно, 1889 гг. проводил первые раскопки Эдуард Пьет [7]. Обращая внимание на стратиграфию и архаичность встречаемых форм, Э. Пьетт выделил между двумя слоями, мадленским и содержащим неолитический

112

материал, третий - «переходный». Этот промежуточный слой демонстрировал своеобразие флоры и фауны и закрывал разрыв между двумя известными на тот момент эпохами первобытности. При попытке провести его более тонкую хронологическую идентификацию Э. Пьеттом учитывалось обилие останков раковинных моллюсков (Couche а Escargots), что подтверждало его более молодой относительно палеолита возраст, и многочисленные раскрашенные гальки (Couche а galets colories), придававшие ему «архаический шарм». Для этих находок (и сопровождающих их материалов), помещенных между мадленом и неолитом, Э. Пьетт в конечном итоге вводит специальное обозначение «Азиль». Характерной чертой новой эпохи и культурных комплексов, относимых к ней, становятся «расписные гальки» [8]. В последующей статье 1896 г. Пьетт подробнее рассматривает эту группу находок

О находках, подделках и притягательности: раскрашенные гальки из Мас Д'Азиль...

и пытается их интерпретировать как алфавитную систему коммуникации древней эпохи [9].

Менее радужным с археологической точки зрения было продолжение исследований пещеры [10]. Пещера привлекала внимание общественности и известных личностей, таких как А. Брейль (вел раскопки в 19011902 гг.). В начале двадцатого столетия она начинает исследоваться менее строго с точки зрения методики раскопок, что ведет к уничтожению её как памятника. В частности, в одном из докладов 1926 г. в журнале NATURE, характеризующем состояние археологических работ в пещере, звучит следующее: «В Мас Д'Азиль отсутствуют признаки каких бы то ни было планомерных раскопок. Есть масса ценного материала, но нет никакого контроля за его получением и обработкой. Большая его часть, я боюсь, перемешана или потеряна. Есть “проводник” (гид) по пещере, приятный, но должным образом неподготовленный человек, который водит экскурсии и дарит любому желающему обнаруженные им, поднятые здесь же, с поверхности, фрагменты кости или камня. Его труд не оплачивается, и добывать себе на пропитание он должен чаевыми или другими способами. Иногда отдельные люди получают разрешение от муниципалитета на “активное исследование” пещерных полостей. Часть добытого в ходе подобных исследований сдается в абсолютно никчемный маленький музей в г. Маири, где скапливается без этикеток и без надежды на возможность дальнейшего научного анализа» [11]. Ситуация не менялась до 1935 г., пока раскопки в пещере не возобновились под руководством (до 1944 г.) супругов Сен-Жюста и Марты Пекар. Но археологическая документация и регистрация материалов по-прежнему оставались в неудовлетворительном состоянии [12]. После Второй мировой войны под эгидой Андрэ Альтеракса была проведена работа по определению состояния культурных слоев и продолжены археологические исследования. К сожалению, результаты и этих работ остаются неопубликованными. На данный момент ввиду проблем, связанных с историей и методикой исследования этой пещеры, разрозненности собранных здесь коллекций, любые рассуждения

о значимости материалов данного памятника (хронологические или же типологические) остаются принципиально неполными [13].

Расписные гальки («galets colories» / «galets peints») - вожделенный объект коллекционеров и фальсификаторов

Несмотря на плохое состояние документации раскопок, проведенных в пещере Мас Д'Азиль, она все же приобрела статус «связующего хронологического звена» и пробудила у многочисленных музеев и собраний желание заполучить в свои коллекции некоторые предметы. Это, в свою очередь, привело к появлению настоящего «рынка» по продаже и обмену артефактов из Мас Д'Азиль. Особого интереса удостоились расписные гальки, оформление которых с самого начала было столь же разнообразно, как и фантазийна их интерпретация. Вот как резюмирует данную ситуацию в докладе перед членами ИСИС Йоханнес Дайхмюллер: «Э. Пьетт видел в них и изображения солнца, и изображения деревьев, древние числовые и письменные системы» [14]. Диапазон концепций относительно содержательности росписей и назначения самих галек из Мас Д'Азиль в настоящий момент чрезвычайно широк, от рассуждений о своего рода протописьменности [15], использования их в качестве культовых объектов в режиме, аналогичном австралийскими чурингами [16], презентации их игральным камням или объектам «искусства ради искусства» [17; 18] до восприятия их календарными циклическими изображениями [19]. Загадочная природа этих камней делала их вместе с тем подходящим объектом для иллюстрации эпохи, исследование которой на рубеже XX в. предоставляло всё новые удивительные находки, возвращало к незадокументированной истории археологического исследования пещеры и хронологическому хаосу артефактов, обнаруженному в ней.

Впервые особенности распространения этих артефактов по всему миру обратили на себя внимание Клода Куро. В 1985 г. он насчитал 1400 экземпляров в двадцати музеях, преимущественно Франции и Англии, позднее дополнив список «держателей» рядом небольших коллекций Франции [20; 21] (рис. 2).

113

И. Ф. Толксдорф, И. Крафт, И. В. Шмидт

Рис. 2. Картографирование нахождения коллекций раскрашенных галек:

А - Коллекции раскрашенных галек из Мас Д'Азиль, согласно спискам Бана и др. [22], за пределами Европы: a - Museum of San Diego; b - Logan Museum of Anthropology at Beloit;

Murphysboro [28]; c - Field Museum Chicago/University of Chicago, Chicago; d - Saint Procopius College, Lisle; e - Peabody Museum of Archaeology and Ethnology at Harvard, Cambridge;

f - National Museum of Rhodesia (now National Museum Zimbabwe; Bulawayo; g - Leihgabe «Mexiko».

B - Коллекции раскрашенных галек из Мас Д'Азиль в Европе по К. Куро [13]: 1 - Museum of Archaeology and Anthropology, Cambridge; 2 - British Museum, London; 3 - Musee des Antiquites nationales, Saint-Germain-en-Laye; 4 - Musee de l'Homme, Paris; 5 - Institute Paleontologie humaine, Paris; 6 - Musee E. Rupin, Brive; 7 - Musee national des Prehistoire, Eyzies-de-Tayac; 8 - Musee d'art et d'archeologie du Perigord, Perigueux; 9 - Musee d'histoire naturelle - Guimet, Lyon; 10 - Domaine de Pujol, Saint-Girons;

11 - Musee de la Prehistoire, Le Mas-d'Azil; 12 - Musee departemental de l'Ariege, Foix; 13 - Musee d'Histoire naturelle de Toulouse, Toulouse; 14 - Musee des beaux-arts, Carcassonne; 15 - Museum der Kulturen, Basel; 16 - Magyar Nemzeti Muzeum, Budapest; 17 - Museum fur Vor- und Fruhgeschichte, Berlin [23];

18 - Prahistorische Abteilung des Kgl. Mineralogisch-Geologischen Museums/AAS, Dresden;

19 - Sammlung Pouech, Pamiers [21]

Разветвляющиеся и удаляющиеся следы расписных камней из Мас Д'Азиль он обнаружил в Европе и США [22]. Некоторые из них были найдены даже в Родезии (Зимбабве). Недосягаема для К. Куро осталась зона музеев и собраний стран восточного блока. Как минимум нам известно, что в 1929 г. некоторые экземпляры были куплены Берлинским

музеем пре- и ранней истории [23], несколько камней были приобретены в Дрезден (без точного указания кем и куда). Но абсолютно очевидно, что насчитанные им 1619 расписных галек [24], которые снабжены этикетками «Мас Д'Азиль», это лишь усредненное количество существующих. Мы должны понимать, что результат, полученный К. Куро,

114

О находках, подделках и притягательности: раскрашенные гальки из Мас Д'Азиль...

с учетом особенностей его отношения к материалу - это «колеблющееся» количество артефактов, большая часть которых все же подделки (рис. 3). В частности, он не обратил внимания на то, что на некоторых гальках изображения нанесены охристыми карандашами, цветовая гамма которых неизвестна для места их обнаружения; некоторые изображения стилистически негомогенны композициям из Мас Д'Азиль; в отдельных случаях пигментная композиция перекрывает места свежих сколов камней. И в то же время сложно не признать подлинной гальку, роспись которой частично скрыта известковым

налетом [25]. Между двумя полюсами «критериев подлинности» остается широкое пространство, в котором помещается большое количество экземпляров, о подлинности или же поддельности которых рассуждать сложно. Принимая во внимание использованные в росписях поверхностей знаки и их комбинации, исследователь все же статистически выявляет «композиционное ядро» галек из Мас Д'Азиль. При этом не все теоретически спрогнозированные им комбинации встречаются, но было выявлено определенное количество преобладающих символических записей.

Рис. 3. Объемы подделок, по подсчетам К. Куро [13; 20; 22]

115

И. Ф. Толксдорф, И. Крафт, И. В. Шмидт

Рис. 4. Причисленная к местонахождению Мас Д'Азиль расписанная галька, находящаяся в коллекции Археологического архива Саксонии, с присвоенным в момент поступления идентификационным номером и сгруппированная с остальными гальками согласно орнаментальному мотиву. Относительно экземпляра 00089758 речь идет не о части коллекции 1889 г. (Э. Пьетта), а скорее о более позднем поступлении непонятного происхождения

Если сопоставить составы коллекций, выявленных К. Куро (рис. 4), и то, что было представлено Э. Пьеттом, то уже в собраниях последнего можно заметить незначительное количество подделок. Нужно исходить из того, что с растущим запросом на «диковинные вещицы» возрастает также количество их подделок, первые из которых, вероятно, появились уже в ходе раскопок Э Пьетта.

Конечно же, это связано с практикой, упомянутой выше, - поощрять вознаграждением рабочих за особенные находки.

Значимость дрезденской коллекции

В настоящий момент в археологическом архиве Саксонии на хранении находится не 31 экземпляр из коллекции 1899 г., а 32 экземпляра. Этому недавно выявленному «прибавлению» сложно дать удовлетвори-

116

О находках, подделках и притягательности: раскрашенные гальки из Мас Д'Азиль...

тельное объяснение, многие архивы пострадали в ходе Второй мировой войны. Но при проведении инвентаризации после войны в собрании было зафиксировано две группы галек (28+3) общим количеством 31 экземпляр. В 1959 г. две из зафиксированных галек (рис. 4, № 000277348 и 00301207) были переданы для студенческой коллекции университета Гумбольдта в Берлине и вернулись назад в Дрезден лишь в 2010 г. Во время их отсутствия, по-видимому, в собрании появляется 32 экземпляра. В ходе инвентаризации 6 ноября 1980 г. была выявлена одна галька из Мас Д'Азиль, под номером D 3057/76 (рис. 4, ID 00089758), ранее не включенная в известные нам две группы (D 171-196/83 и D 2752-2754/76). Несмотря на то что дополнительная информация о происхождении этой гальки отсутствует, её номер, согласно порядку шифра материалов, поступивших в собрание археологического ведомства Саксонии, говорит о том, что она появилась в коллекции после 1925 г. Анализ состава материалов, включенных в фонды ведомства в указанный период, показывает, что отдельные экземпляры происходят из соседних с Германией регионов, а именно из Франции. Данное обстоятельство позволяет предположить, что для собираемых в первой четверти ХХ в. коллекций, унаследованных позже другими собраниями, была важна целенаправленная закупка объектов с «привлекательным происхождением».

При исследовании данной, отдельно зарегистрированной, гальки обращает на себя внимание зона скола, покрытая красочным пигментом, чего не заметно на других экземплярах. Несмотря на то что сам орнаментальный мотив остается вне подозрений, все же настораживает форма и состояние камня. У «бесспорных» экземпляров она в большинстве случаев гладко и округло обточена, что не присуще данной гальке. В связи с этим предмет при строгом рассмотрении не может быть отнесен к рассматриваемой коллекции 1899 г.

Таким образом, в количестве 31 экземпляра дрезденская коллекция раскрашенных галек из Мас Д'Азиль 1899 г. формирования является одной из многочисленных среди собраний аналогичного материала в мире (рис. 3). К тому же она принадлежит к тем

немногим, которые появились (сложились) в ходе первых работ на памятнике и, возможно, благодаря усилиям самого Э. Пьетта. Несмотря на многочисленные интерпретации значения форм и росписей, функции расписных галек остаются туманными. Находящаяся в Дрездене коллекция, благодаря ясности своего происхождения и большому числу экземпляров, может предоставить замечательные источники для дальнейших исследований. Она разделена на несколько групп по мотивам росписей поверхностей камней. Здесь есть группы галек с параллельными линиям, рядами точек, крестами, линиями, расположенными по длинной оси камня, латеральными пунктами-отпечатками подушечек пальцев, что является типичным для оформления галек из Мас Д'Азиль [26] и может являться аргументом подлинности последних (рис. 4).

Тот факт, что выдающиеся находки удивительнейшего памятника того времени с «родины палеолитических исследований» нашли свой путь в коллекцию королевской преистории в Дрезедне, говорит об особых связях и импульсах развивавшейся саксонской археологии. Значимость усилий отдельных личностей, протагонистов, формировавших эту коллекцию, поштучно расширявших её фонды, заметна в деятельности Иды фон Боксберг [27]. Её активность, связанная с поиском подходящих для собрания объектов, иллюстрирует становление интереса к отечественной и региональной преистории XIX в.

Постепенно сформированная коллекция в настоящий момент заняла достойное место в одной из витрин, посвященных истории археологических исследований постоянно действующей экспозиции в недавно открывшемся государственном музее археологии Хемница (SMAC)2.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Материалы стоянки Мас д'Азиль в западной археологической хронологии занимают промежуточное положение между эпохой мадлен и мезолитом и, согласно последним геологическим исследованиям, принадлежат финалу позднего палеолита.

2 Мы благодарны Габриеле Вагнер (реставратор археологического ведомства Саксонии) и Уве Ройтеру (руководитель археологического архива Саксонии в археологическом ведомстве Саксонии) за полезные для написания статьи замечания.

117

И. Ф. Толксдорф, И. Крафт, И. В. Шмидт

ЛИТЕРАТУРА

1. Lartet E., Christy H. Sur des figures d'animaux gravees ou sculptees et autres produits d'art et d'industrie reportables aux temps primordiaux de la periode humaine // Revue Arch. 9. - 1864. - P. 233-267.

2. Kraft I. Palaolithikum und Mesolithikum // Atlas zur Geschichte und Landeskunde von Sachsen. Beiheft zur Karte B I 1.1-1.5 / R. Heynowski,

R. Reil3 (Hrsg.). - Leipzig, Dresden : Sachsische Akademie der Wissenschaften Leipzig, 2010. -

S. 12-23.

3. Frenzel W. Die Ritzzeichnung «Venus von Bautzen» // Mannus 23. - 1931. - S. 146-151.

4. Grahmann R. Das Alter der «Venus von Bautzen»// Bautzener Geschh. 17. - 1939. - S. 113.

5. Lindenschmitt L. Ueber die Thierzeichnungen auf Knochen aus der Thayinger Hohle // Archiv An-thropologie 9. - 1876. - S. 173-179.

6. Carteilhac E. Les cavernes ornees de dessins, la grotte d'Altamira, Espagne. «Mea culpa» d'un sceptique // L'Anthropologie 13. - 1902. -P. 348-354.

7. Kegler J. F. Das Azilien von Mas d'Azil. Der chronologische und kulturelle Kontext der Ruc-kenspitzengruppen in Sudwesteuropa. Unveroff. Diss. Univ. Koln (Koln 2007).

8. См.: Ibid. ; Piette E. Etudes d'ethnographie Prehistori-que I. - Reparation stratigraphique // L'Anthropologie 6. - 1895. - P. 275-292.

9. Piette E. Etudes d'ethnographie Prehistorique III. - Les galets colories du Mas-d'Azil // L'Anthropologie 7. - 1896. - P. 385-427.

10. Kegler J. F. Op. cit.

11. Well H. G. Scientific neglect of Mas D'Azil // Nature 118. - 1926. - P. 228.

12. Kegler J. F. Op. cit.

13. Couraud C. L'art azilien: Origine - survivance. XX-e supplement «Gallia Prehistoire». - Paris : Ed. CNRS (also Centre National de la Recherche Scientifique), 1985. - 184 p.

14. Deichmuller J. V. Bemalte Geschiebe aus der Hohle von Mas d'Azil // Sitzungsber. Naturwiss. Ges. ISIS Dresden 1900 (1901) - S. 9.

15. См.: Piette E. Etudes d'ethnographie

Prehistorique III. - Les galets colories du Mas-d'Azil ; Notions complementiares sur l'Asylien // L'Anthro-pologie 14. - 1903. - P. 641-653.

16. Cook A. Les galets peints du Mas-d'Azil // L'Anthropologie 14. - 1903. - P. 655-660.

17. Mallery G. Picture-writing of the American Indians // Annual Report Bureau of Ethnology of the Secretary Smithsonian Inst. 1883-1889. 10. -1893. - P. 1-870.

18. Pequart M., Pequart S. J. De l'authenticite des galets colories du Mas-d'Azil et de leur signification presume // Congres international d'anthropologie et d'archeologie prehistoriques, 12eme Session. - Toulouse-Foix : Bureau de la Societe Paris, 1936. - P. 548-558.

19. См.: Bahn P. G., Couraud C. Azilian pebbles: an unsolved mystery // Endeavour 8. - 1984. -P. 156-158 ; Couraud C. Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Couraud C., Alteirac A. Les galets peints de la collection Roger // Prehist. Ariegeoise 45. -1990. - P. 187-199 ; Nouveaux galets peints du Mas-d'Azil // Bull. Soc. Prehist. Ariege 48. -1993. - P. 31-33.

21. Alteirac A., Couraud C. Des galets peints dans la collection Pouech // Bull. Soc. Prehist. Ariege 51. - 1996. - P. 129-132.

22. Bahn P. G., Cole G. H., Couraud C. Les galets peints du Mas-d'azil deposes dans les musees des Etats-Unis // Prehist. Ariegeoise 42. - 1987. - P. 119-153.

23. Unverzagt W., von Jenny W. Zehn Jahre Museum fur Vor- und Fruhgeschichte 1924-1934 // Berliner Museen 56. - 1935. - S. 4.

24. Alteirac A., Couraud C. Op. cit.

25. Bahn P. G. How to spot a fake azilian pebble // Nature 308. - 1984. - P. 229 ; Couraud C. Op. cit.

26. Ibid.

27. Krabath S., Melard N. Die erste Archaologin Sachsens. Auf den Spuren der Ida von Box-berg // Arch*o 2. - 2005. - S. 33-37 ; Herrmann E., Krabath S. Ida von Boxberg - eine biographische Skizze zur ersten Archaologin Sachsens // Ausgraberinnen, Forscherinnen, Pionierinnen. Ausgewahlte Portraits fruher Ar-chaologinnen im Kontext ihrer Zeit / J.-E. Fries,

D. Gutsmiedl-Schumann (Hrsg.). - Munster : Waxmann Verlag, 2013. - S. 29-42.

28. White R. The history and research significance of the Logan Museum French Paleolithic collections // French Paleolithic collections in the Logan Museum of Anthropology / R. White,

L. B. Breitborde (Hrsg.). - Beloit : Logan Museum Books, 1992. - P. 1-37.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.