Научная статья на тему 'О начальном моменте осуществления уголовного преследования'

О начальном моменте осуществления уголовного преследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1604
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / НАЧАЛЬНЫЙ МОМЕНТ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ В КАЧЕСТВЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО / PROSECUTION / INITIALLY / DECISION TO PROSECUTE A SUSPECT / SUSPECT / THE ACCUSED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коржев С. В.

В статье исследуется вопрос определения начального момента осуществления уголовного преследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INITIAL MOMENT OF PROSECUTION

In this paper we study the problem of determining the initial point of prosecution

Текст научной работы на тему «О начальном моменте осуществления уголовного преследования»

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Коржев С.В.

7.7. О НАЧАЛЬНОМ МОМЕНТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Коржев С.В., аспирант. Место учебы: Удмуртский госуниверситет. Должность: заместитель прокурора. Место работы: Прокуратура Устиновского района, г.Ижевск.

Аннотация: В статье исследуется вопрос определения начального момента осуществления уголовного преследования.

Ключевые слова: уголовное преследование, начальный момент, подозреваемый, обвиняемый, постановление о привлечении в качестве подозреваемого.

ON THE INITIAL MOMENT OF PROSECUTION

Korzhev S.V., postgraduate student. Place of study: Udmurtia State University. Position: Deputy Public Prosecutor. Place of employment: prosecutor's office Ustinovskii district of Izhevsk.

Annotation: In this paper we study the problem of determining the initial point of prosecution.

Keywords: prosecution, initially, decision to prosecute a suspect, suspect, the accused.

Одно из направлений процессуальной деятельности согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» является уголовное преследование лиц, совершивших преступление. Уголовное преследование трактуется законодателем как «процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления» (пункт 55 ст. 5 УПК РФ).

Из приведенного определения видно, что начальный момент осуществления уголовного преследования связывается законодателем с появлением таких участников уголовного процесса какими являются подозреваемый и обвиняемый. Преследовать, т.е. «подвер-

1

гать» чему-то неприятному» , можно лишь конкретное лицо. Отсюда следует, что уголовное преследование всегда носит персонифицированный характер, заключающийся в том, что уголовному преследованию подвергается лицо:

а) в отношении которого возбуждено уголовное дело;

б) задержанное в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ;

в) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

г) уведомленное о подозрении в совершении преступления в порядке ст. 2231 УПК РФ (ч. 1 ст. 46 УПК РФ);

д) в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

е) в отношении которого вынесен обвинительный акт (ч. 1 ст. 47 УПК РФ).

В силу таких обстоятельств встречающиеся в литературе утверждение о том, что «уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела»2 приемлемо лишь для первого из указанных выше оснований появления в уголовном процессе фигуры подозреваемого (пункта 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). В таком случае в тексте постановления о возбуждении уголовного дела приводятся подробные данные о ли-

1 См. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1978. С. 537.

2 Абашева Ф.А., Зинатуллин Т.З. Функциональная характеристика современного российского уголовного процесса. М. Юрли-тинформ. 2008. С. 34.

це, наделяемом процессуальным статусом подозреваемого по уголовному делу. В отношении такого лица и начинается осуществление уголовного преследования. Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления еще не есть свидетельство начала осуществления уголовного преследования. В этом случае вопрос о том, в отношении кого должно осуществляться уголовное преследование, остается еще даже не ясным. Его решение переносится на более поздние сроки, связанные с появлением любого из числа закрепленных в пунктах 2-4 ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 УПК РФ оснований.

Не думается, что из части 1 ст. 46 надлежит «убрать такие основания как задержание и применение меры пресечения до предъявления обвинения»3.

Нет необходимости доказывать факт широкого распространения практики применения такой меры уголовно-процессуального принуждения как задержание лица в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ. В целом по России таких задержаний осуществляется ежегодно до 280-290 тысяч.4 За первые шесть месяцев одними только следователями следственных органов Удмуртии составлено в соответствии со ст. 92 УПК РФ 800 протоколов задержаний (следователями ОВД -543; следователями Следственного Управления Следственного Комитета - 178 и УФСКН России по Удмуртской Республике - 79 лиц).

За этот же период судами республики рассмотрено 830 ходатайств следователей об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из которых 738 (89 %)удовлетворены.

Надо думать не об исключении таких случаев появления по уголовному делу подозреваемого, а об упорядочении процессуального порядка наделения лица статусом подозреваемого как участника уголовного процесс.

Законодатель в пункте 25 ст. 5 УПК РФ указывает на то, что в форме постановления должно оформляться « любое .... решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесение при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта». Отсюда ясно, что и решение о задержании лица подозреваемого в совершении преступления требует своего оформления в виде соответствующего постановления.

В таком постановлении необходимо указать по какому основанию из числа установленных ст. 91 УПК РФ осуществлено задержание и в силу которого лицо приобрело процессуальный статус подозреваемого и время его фактического задержания по подозрению в совершении преступления, с которого и будет начисляться срок задержания лица в качестве подозреваемого, который не может превышать 48 часов (ст. 22 Конституции РФ.

В силу того, что в таком постановлении выражаются два органично связанных между собой процессуальных решения о задержании и наделении задержанного статусом подозреваемого как участника уголовного процесса оно может быть названо постановлением о привлечении в качестве подозреваемого. Решения о задержании подозреваемого войдет в текст постанов-

3 Галиахметов М.Р. Процессуальный порядок производства предварительного расследования в форме дознания // Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Ижевск. 2010. С. 9.

4 См: Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М. 2008. С. 48; Петрухин И.Л. Судебная власть: контроль за расследованием преступлений. М. 2008. С. 180-182.

2'2011

Пробелы в российском законодательстве

ления. Указанное в названном постановлении время производства фактического задержания подозреваемого и есть начало осуществления уголовного преследования.

При вынесении такого постановления по уголовным делам, по которым предварительное расследование может осуществляться в форме дознания (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), отпадет и надобность в не согласующемся с пунктами 25 ст. 5 УПК РФ процессуальном документе, каким является уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 2231 УПК РФ). А это приведет и к исключению из части 1 ст. 46 УПК РФ закрепленного в пункте 4 ч. 1 ст. 46 УПК РФ основания для наделения лица статусом подозреваемого как участника уголовного процесса.

Что касается протокола задержания подозреваемого, то он представляет собой процессуальный акт - документ, в котором фиксируется ход и результаты реализации вынесенного следователем, дознавателем постановления о задержании лица по подозрению в совершении преступления (постановления о задержании подозреваемого)со всем присущим ему в соответствии со ст. 92 УПК РФ содержанием.

Установление начального момента осуществления уголовного преследования подозреваемого по пункту 3 ч. 1 ст. 46 УПК РФ зависит от того, подвергалось ли подозреваемое в совершении преступления лицо задержанию по какому-либо из закрепленных в ст. 91 УПК РФ основанию либо не подвергалось. В первом случае начальный момент уголовного преследования будет исчисляться, как отмечалось выше, со времени фактического задержания подозреваемого в совершении преступления лица, которое и будет указываться в постановлении об избрании соответствующей меры пресечения (в таких случаях избирается, как правило, заключение под стражу).

Во втором случае началом осуществления уголовного преследования будет считаться время вынесения постановления об избрании любой из числа закрепленных в ст. 98 УПК РФ меры пресечения (при заключении под стражу, домашнем аресте и залоге - соот-вествующего постановления судьи; при избрании других мер пресечения - постановления следователя или дознавателя).

Начало осуществления уголовного преследования обвиняемого обусловлено формулированием в отношении его первоначального обвинения в специальном для этого процессуальном акте - документе.

Если по уголовному делу производится предварительное следствие, то в качестве такого документа выступает постановление о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ. Если же предварительное расследование по уголовному делу осуществляется в форме дознания, то обвинение формулируется в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ).

На наш взгляд, нет никаких значимых по своему характеру и содержанию обстоятельств для такой дифференциации порядка формулирования по уголовным делам первоначального обвинения. Любое преступление, вне зависимости от того, относится ли оно к категориям небольшой или средней тяжести, тяжких или особо тяжких (ст. 15 УК РФ), есть зло, причиняющее вред людям и социуму в целом. Выполнить назначение уголовного процесса по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (пункт 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ) можно лишь посредством раскрытия преступления, установления и изобличения виновных в совершении соотвествующего

преступления лиц. И вся производимая для этого уголовно-процессуальная деятельность должна осуществляться только в установленном действующим уголовно-процессуальным законодательством порядке (ст. 1 УПК РФ) с соблюдением всех закрепленных в главе 2 УПК РФ уголовно-процессуальных принципов. Любое отступление от этого, в том числе и в виде ускорения производства по уголовному делу, возможно лишь при условии, если оно не влечет за собой какого-либо ограничения, ущемления представленных участникам уголовного процесса прав. В случае же формулирования первоначального обвинения в обвинительном акте, являющегося одновременно и процессуальным документом, отражающим итоговые результаты проведенного по уголовному делу дознания, имеет место прямое ущемление гарантированного ст. 48 Конституции РФ права каждого включая задерживаемого и заключенного под стражу лица на получение квалифицированной юридической помощи. Вариант формулирования первоначального обвинения в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и по уголовным делам, расследуемым в форме дознания, снял бы ничем не обоснованное нарушение закрепленного в ст. 16 УПК РФ принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Уголовное преследование в отношении обвиняемого по всем уголовным делам должно начинаться с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

Список литературы:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1978.

2. Абашева Ф.А., Зинатуллин Т.З. Функциональная характеристика современного российского уголовного процесса. М. Юрлитинформ. 2008.

3. Галиахметов М.Р. Процессуальный порядок производства предварительного расследования в форме дознания // Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Ижевск. 2010.

4. Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М. 2008.; Петрухин И.Л. Судебная власть: контроль за расследованием преступлений. М. 2008.

Отзыв

на статью аспиранта Коржева С.В.

«О начальном моменте осуществления уголовного преследования»

Для обеспечения защиты прав и свобод подозреваемых и обвиняемых очень важно определить начальный момент осуществления уголовного преследования. Обосновав зависимость такого момента от акта наделения лица процессуальным статусом подозреваемого и обвиняемого, автор формулирует ряд заслуживающих внимания предложений о корректировке действующего УПК РФ.

По научному уровню и направлению статья заслуживает рекомендации для опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Доктор юридических наук,

профессор 3.3. Зинатуллин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.