Научная статья на тему 'О музыкальной логике цикла утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля)'

О музыкальной логике цикла утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТРЕНЯ / АНТИФОН / АРХИМАНДРИТ МАТФЕЙ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / КАДЕНЦИОННЫЙ ПЛАН / УСТАВНОЙ НАПЕВ / MATINS / ANTIPHON / ARCHIMANDRITE / HARMONISATION / CADENCE PLAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Старостина Татьяна Алексеевна

Статья посвящена музыкальной драматургии утрени Великой Пятницы архимандрита Матфея (Мормыля). Предварительно рассматривается история и структура этого монументального и исключительного по своей значимости богослужения. Утреня Великой Пятницы сочетает в себе компоненты постового суточного богослужебного круга и Постной Триоди. Уникальность данной службы состоит как в обилии читаемых Евангельских текстов, так и в богатстве музыкального материала: между 1-м и 7-м фрагментами Евангелия расположены антифоны песнопения, подобных которым нет больше ни в одной службе годового круга. По мнению автора статьи, 15 антифонов утрени можно условно разделить на пять циклов (по три антифона), различных по уровню драматического напряжения. Второй из них (антифоны 4-6) повествует о предательстве Иуды и в соответствии с этим отличается наиболее скорбной музыкальной окраской: архимандрит Матфей гармонизует все звучащие здесь напевы в миноре. В последней группе антифонов, напротив, звуковой колорит просветляется: возникает предчувствие грядущего Христова Воскресения. Автор статьи приходит к выводу о том, что даже в схематически изложенном последовании опорных созвучий музыкальных строк прочитывается Евангельская история, воплощенная в звуках выдающимся церковным музыкантом архимандритом Матфеем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MUSICAL LOGIC OF THE CYCLE OF MATINS OF THE GREAT FRIDAY BY ARCHIMANDRITE MATTHEW (MORMYL’)

This article deals with musical dramaturgy of the matins of the Great Friday by archimandrite Matthew (Mormyl’). It gives a preliminary outline of history and structure of this monumental and extremely significant liturgical piece. The matins of the Great Friday combines components of the lenten liturgical circle and the Lenten Triodion. The uniqueness of this service is due to both numerous Gospel texts being read and richness of the musical material; between the 1st and 7th fragments of Gospels there are antiphons, i.e. chants that are absent from any other service of the yearly circle. The article claims that 15 antiphons of the matins can be conventionally divided into five cycles (three antiphons in each) which are different as to the level of dramatic tension. The second of them (antiphons 4-6) narrates of Judas’ betrayal and due to this it is characterised by the most mournful colour. Archimandrite Matthew harmonises all the chants in the minor here. By contrast, in the last group of the antiphons, the sound colour is brightening, there appears the anticipation of the coming Resurrection. The article argues that even in the schematic sequence of the basic accords of musical lines, the Gospel story is recited as it is embodied in sounds by the outstanding church musician archimandrite Matthew.

Текст научной работы на тему «О музыкальной логике цикла утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля)»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории

Старостина Татьяна Алексеевна, канд. искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., д. 13 ^аг ostin@gmail.com

христианского искусства.

2019. Вып. 33. С. 134-144 ОС1: 10.15382Дш^201933.134-144

СЖСГО: 0000-0002-5357-8696

О МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ

цикла Утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля)

Т. А. Старостина

Аннотация: Статья посвящена музыкальной драматургии утрени Великой Пятницы архимандрита Матфея (Мормыля). Предварительно рассматривается история и структура этого монументального и исключительного по своей значимости богослужения. Утреня Великой Пятницы сочетает в себе компоненты постового суточного богослужебного круга и Постной Триоди. Уникальность данной службы состоит как в обилии читаемых Евангельских текстов, так и в богатстве музыкального материала: между 1-м и 7-м фрагментами Евангелия расположены антифоны — песнопения, подобных которым нет больше ни в одной службе годового круга.

По мнению автора статьи, 15 антифонов утрени можно условно разделить на пять циклов (по три антифона), различных по уровню драматического напряжения. Второй из них (антифоны 4—6) повествует о предательстве Иуды и в соответствии с этим отличается наиболее скорбной музыкальной окраской: архимандрит Матфей гармонизует все звучащие здесь напевы в миноре. В последней группе антифонов, напротив, звуковой колорит просветляется: возникает предчувствие грядущего Христова Воскресения. Автор статьи приходит к выводу о том, что даже в схематически изложенном последовании опорных созвучий музыкальных строк прочитывается Евангельская история, воплощенная в звуках выдающимся церковным музыкантом архимандритом Матфеем.

«Утреня Великого Пятка» — масштабный богослужебно-певческий цикл, представляющий одну из вершин в обширном наследии выдающегося регента Русской Православной Церкви архимандрита Матфея (Мормыля)1. «Я с особым почтением отношусь к службе Великого Пятка, — признавался о. Матфей, — это как раз, можно сказать, все то, что можно вынести из мелодий и принести к Голгофе. Это я считаю святой обязанностью каждого регента. Тем более в этой

1 Всенощное бдение. Нотный сборник. / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. 492 с.; Литургия. Нотный сборник. Неизменяемые песнопения для однородных хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 605 с.; Песнопения Страстной седмицы. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. 431 с.

службе осмогласие представлено во всей своей красоте»2. В создании монументального цикла Утрени о. Матфей проявил себя не только как исключительно одаренный церковный музыкант, но и как умудренный богослов, сумевший воплотить в хоровом звучании сокровенный смысл ключевых событий Евангельской истории.

Утреня Великого Пятка — самое продолжительное, величественное и сложное по структуре богослужение годового круга Русской Православной Церкви. На этой службе вспоминаются события от Тайной Вечери и до окончания земной жизни Спасителя3. Эта служба уникальна по своему литургическому строению. В просторечии она называется «служба 12 Евангелий». Действительно, основной текстовый массив составляют фрагменты евангельских чтений4. Приведем их последование:

1. (Ин 13. 31—18. 1). Прощальная беседа Иисуса с учениками. Христос наставляет их, говорит о братской любви, предупреждает о ненависти мира, грядущих преследованиях, возвещает о печали, становящейся радостью.

2. (Ин 18. 1—28). Арест Иисуса, Его ведут к Анне и Каиафе. Отречение и слезы Петра.

3. (Мф 26. 57—75). Иисус предстает перед Синедрионом, возглавляемым Каиафой. Его осуждение. Раскаяние и конец Иуды.

4. (Ин 18. 28 — 19. 16). Иисус перед Пилатом, римским губернатором. Насмешки солдат. Пилат предает Иисуса евреям.

5. (Мф 27. 3—32). Раскаяние и конец Иуды. Иисус перед Пилатом, подтверждение смертной казни. Насмешки солдат.

6. (Мк 15. 16—32). Насмешки солдат. Распятие Иисуса.

7. (Мф 27. 33—54). Иисус распят.

8. (Лк 23. 32—49). Иисус распят.

9. (Ин 19. 25—37). Иисус распят, факт смерти установлен. Тело Христа положено во гроб.

10. (Мк 15. 43—47). Тело Христа во гробе.

11. (Ин 19. 38—42). Тело Христа во гробе.

12. (Мф 27. 62—66). Установлена стража.

В качестве структурной первоосновы утреня заключает в себе компоненты постового суточного круга — шестопсалмие, Аллилуия, ектении, трипеснец канона (песни 5, 8, 9), 50-й псалом, чтение молитв перед началом службы. Су-

2 Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил. Беседа архимандрита Матфея с Н. Г. Денисовым // Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 29.

3 Полный текст Утрени Великого Пятка (как на церковнославянском, так и в русском переводе) ныне доступен и в печатных, и в электронных версиях: Богослужебные тексты. URL: http://www.typikon.ru/texts.htm (дата обращения: 11.08.17); Богослужения Великого поста. URL: http://orthlib.ru (дата обращения: 11.08.17); Триодь Постная на церковнославянском языке. М.: Издательство Московской Патриархии, 2015. 1008 с.

4 Перечень тем евангельских чтений Утрени Великого Пятка воспроизводится (с сокращениями) по статье протоиерея Михаила Фортунато и Н. В. Балуевой (Фортунато М., прот., Балуева Н. В. Утреня Великой Пятницы — «Пасха Распятия»// Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). С. 189-190).

точный богослужебный круг совмещается с кругом Постной Триоди, к которому относятся антифоны и седальны5.

О содержательной многослойности Утрени Великого Пятка есть упоминания в разных источниках литургической тематики6. Выдающийся регент и священник Михаил Фортунато употребляет по отношению ко всем богослужениям Страстной седмицы, в частности к службе «12 евангелий», выражение «радосто-печаль», почерпнутое у Григория Синаита7. Именно единовременное ощущение глубокой скорби страстных событий и великой радости грядущего Воскресения составляет духовную и эмоциональную суть утрени.

В современной литургической практике Утреня Великого Пятка совершается в четверг вечером. Между тем, изначально, по древней иерусалимской традиции, это была не утреня, а «бдение», которое начиналось около 20 часов в четверг и заканчивалось под утро пятницы. В современном чине от «бдения» сохранилось различие тропарей по краям службы: утреня начинается тропарем четверга («Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся...»), а заканчивается тропарем пятницы («Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию...»). По сей день в литургике существует разделение на «раннюю» и «позднюю» части утрени. Поздняя часть по уставу открывается пением (чтением) 50-го псалма («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.»). Приведем схему Утрени Великого Пятка в том виде, как это богослужение было отражено в аудиозаписи 1992 г., сделанной на службе в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры (схема 1). На этой записи зафиксированы песнопения Утрени, гармонизованные архимандритом Матфеем (Мормылем) и исполненные лаврским хором под его руководством. Также мы опираемся на текст нотной рукописи о. Матфея, датированный 1981 годом8.

5 Богослужения Великого поста. URL: http://oithlib.ru (дата обращения: 11.08.17); Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 269 с.; Триодь Постная на церковнославянском языке. М.: Издательство Московской Патриархии, 2015. 1008 с.

6 Красовицкая М. С. Литургика. М.: ПСТГУ, 2016. С. 66—72; Желтое М., прот., Ткачен-ко А. А. Великая Пятница // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 7. М., 2004. С. 416—430; Фортунато М., прот., Балуева Н. В. Утреня Великой Пятницы — «Пасха Распятия»// Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). С. 177—204. Статья прот. М. Желтова и А. А. Ткаченко представляет развернутое историко-литургическое описание богослужений Великой Пятницы. Авторы рассматривают историю возникновения гимнографических текстов. Прот. М. Фортунато и Н. В. Балуева предпринимают детализированный богословский анализ Утрени Великого Пятка.

7 Родственное понятие — «радостопечалие» — встречается у св. Григория Синаита в «Наставлении безмолвствующим» (Добротолюбие. Т. 5. 2-е изд. Paris: YMCA-press, 1988. С. 225. [Репр. изд. 1900 г. ]). Это же выражение неоднократно использует М. М. Дунаев применительно к русской литературе (Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 1998. 1056 с.).

8 По воспоминаниям главного редактора радио «Радонеж» Н. В. Бульчука, о. Матфей отрицательно относился к записи во время богослужения. Любительская аудиозапись службы Двенадцати Евангелий, послужившая источником для описания интерпретации, была осуществлена (тайно) Н. В. Бульчуком. В наше распоряжение она передана вместе с рукописью диаконом Храма Христа Спасителя о. Николаем Филатовым.

разд.

Евангелие 7

50 пс.

Троп.

М. Ек.

|Седален5| I М. Ек. I

|Блаженны | Евангелие 6 |

Еванг. 8

Трипеснец

Ан. XV | Ан. XIV | Ан. Х1П|

М. Ек.

Трипеснец

<1

|М. Ек.| Ан. XII | |Ан. ХУ| Ан. X | Евангелие 4 I

_Евангелие 5

|Седален4|

К.

Св. 1

Св.2

Св.3

Седален 31

Ев. 9

| Ан. IX |Ан.У1Н| |Ан. УП| | Евангелие 3 | | Седален 2|

Хвапитны

Ев. 10

| М. Ек. | | А,н. VI | Ан. V I

Слав.

Ев. II

Ан.1У| Евангелие 21 | Седален 1| | М. Ек. | Ан. III |

Стиховны

Ев. 12

Молитв.

Евангелие I

Троп.

Шестопсалмие; Аллилуиа

отпуст

Схема 1. Общая схема богослужения Утрени Великого Пятка

Первая часть утрени, изобилующая песнопениями, располагается между

1-м и 7-м евангельскими чтениями. Как пишет о. Михаил Желтов, «многие из Евангелий утрени Великой пятницы просто включены в общий порядок утрени в тот или иной момент обычного последования этой службы. Но Евангелия со

2-го по 6-е выбиваются из этой схемы. Они обрамлены совершенно уникальными песнопениями, аналогов которым нет ни в одном другом богослужебном последовании церковного года — антифонами Великой пятницы»9.

Антифоны, изначально представлявшие собой припевы к псалмам, на данном богослужении занимают место кафизм (разделов Псалтири) в структуре постовой утрени10. Таким образом, чтение псалмов замещается хоровым звучанием, что, в частности, вносит в службу 12 евангелий элемент праздничного чи-нопоследования.

15 антифонов и примыкающие к ним 5 седальнов составляют основное музыкальное содержание Утрени. Они делятся на 5 циклов, в каждом из которых 3 антифона и один седален. Пять таких циклов звучат, соответственно, после первых пяти евангельских чтений, то есть до повествования о распятии.

Все антифоны излагаются стихирными напевами восьми гласов11 (см. схему 2). Более подробно содержание схемы рассматривается ниже.

Одни гласы на приведенной схеме маркированы более темным фоном — в гармонизацию этих напевов вносятся существенные изменения по сравнению с обиходным первообразцом (гласы 6, 7, 5, 1 киевского роспева). Напевы, гармонизованные в соответствии с обиходной традицией, на данной схеме не имеют специальных пометок (гласы 2, 8 роспева Зосимовой пустыни, глас 4 киевского роспева).

Гармонизация напевов 6-го и 7-го гласов преимущественно минорными созвучиями свидетельствует о желании о. Матфея усилить эмоциональное воздействие отдельных эпизодов Утрени. Думается, в этом своем начинании он был солидарен с о. Михаилом Фортунато, который говорил: «Наши распевы — это продукт Средневековья, а Средневековье характерно тем, что мир идей и эстетики достаточно отличен от нашего мира.Там можно было не привносить никаких чувств. Ударение было на Небе, на Боге, богословие это освещало. В наши же

9 Желтое М., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы). URL: http:// www.bogoslov.ru/text/398799.html (дата обращения: 11.08.17).

10 Прообразы этих антифонов описаны уже в армянском и грузинском переводах древнего иерусалимского Лекционария. В эпоху их создания та великая византийская гимногра-фия Страстной седмицы, которая ныне составляет одну из вершин богослужебного наследия Православной Церкви, еще только начинала развиваться, и бдение Великой пятницы все еще было заполнено, в первую очередь, гимнографией ветхозаветной — псалмами. Дальнейшее развитие гимнографических припевов к псалмам бдения Великой пятницы, включение в их число песнопений из других источников — в частности, 12 тропарей древнего чина дневного стояния Великой пятницы (из них полностью составлен современный 12-й антифон; они включены также в 7-й и 15-й) — и прибавление к антифонам богородич-нов привели к постепенному вытеснению оригинальной основы этих антифонов, то есть псалмов (см.: Там же).

11 Стихирные напевы восьми гласов изложены в ряде изданий, см. в списке литературы.

дни все определяющие моменты повернуты на человека. Это законно и потому, что Христос стал человеком»12.

Рассмотрим подробнее схему гласовых напевов (схема 2 настоящей статьи). Здесь ясно прослеживаются четыре зоны, различные по степени ладового и, соответственно, эмоционального напряжения. Причем напряжение не возрастает постоянно, а сменяется полосами более спокойного и даже просветленного звучания. Так, повествовательное умиротворение преобладает в первом цикле антифонов.

Второй цикл, посвященный теме предательства Иуды, не имеет ни одного мажорного напева. Традиционно мажорные (в обиходе) 1-й, 5-й и 7-й гласы звучат здесь в миноре, который к тому же усугубляется минорной доминантой.

Третья зона (антифоны 7—9 и седален 3) возвращается к повествованию и относительно спокойному звучанию, близкому обиходной традиции.

Наконец, четвертая и самая обширная зона объемлет семь хоровых песнопений, посвященных теме страданий Христа. Здесь совершается поворот от описания и переживания земных событий к помышлению о непостижимой тайне Воскресения Христова.

Кульминацией всего цикла антифонов является 15-й антифон. Здесь о. Матфей счел нужным ввести новый, не звучавший доселе напев: 15-й антифон дан

1 2 3 4 5 6 7 8

С 5 Киев.

XV Зн. Валаам

XIV Зосим. п.

XIII Киев.

С 4 Зосим. п.

XII Зосим. п.

XI Киев.

X Болг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз Зосим. п.

IX Киев.

VIII Зосим. п.

VII Зосим. п.

С 2 Киев, moll

VI Киев, moll dur

V Киев.

IV Киев. Киев.

С 1 Киев, dur

III Зосим. п.

II Киев.

I Зосим. п.

Схема 2. Схема гласовых напевов

12 Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012. С. 238.

1 2 3 4 5 6 7 8

С5 МзЩ 1

XV

XIV

XIII

С4 т

XII 1

XI

X

сз 1

IX Фтт ——--

VIII •-

VII ^:! ::

1 2 3 4 5 6 7 8

С 2 Г

VI 1. $!!; ! ц 1

V

Л

IV 11 ■—• И 1 -А-н—я—и —-—п—

« « * » « § 1 в •• " «

С1 ^п Я;! ¡;

III

II

Схема 3. Схема каденционных планов

в изложении о. Сергия Трубачева (Валаамский роспев 6-го гласа). Это самый продолжительный антифон Утрени, он звучит более пяти минут и включает в себя тексты четырех тропарей. Приведем начальные строки первого тропаря в русском переводе: «В сей день повешен на Древе Повесивший на водах (над водами, над бездной) землю; венцом из терний венчается Царь Ангелов; в ложную багряницу облекается Покрывающий небо облаками»13.

Каждый из антифонов и седальнов имеет свой каденционый план, составленный из конечных аккордов строк (схема 3). Тексто-музыкальная строка в богослужебных песнопениях — это та структурная единица, внутри которой реа-

13 Фортунато М., прот., Балуева Н. В. Утреня Великой Пятницы — «Пасха Распятия»// Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). С. 195.

лизуется система ударений, кратких и долгих слогонот14, попевок, модальных и тональных функциональных отношений15.

Если проследить последовательность каденционных планов всех напевов в порядке их звучания в Утрене, выстроится предельно обобщенный конспект музыкального замысла цикла антифонов Утрени Великого Пятка.

Поистине знаменательно, что не только в полных песнопениях, но и в звучании одного лишь каденционного плана явственно слышится и сдержанное повествование о начале страстных событий, и катастрофа предательства, и радосто-печаль свидетельства Крестной Жертвы Христа и Его грядущего Воскресения.

Мы не знаем, были подобные прозрения о. Матфея интуитивны или осмыслены, но несомненно то, что они явились плодом подвижнического молитвенного проживания Евангельской истории, помноженным на исключительную одаренность великого церковного музыканта.

Ключевые слова: утреня, антифон, архимандрит Матфей, гармонизация, каденци-онный план, уставной напев.

Список литературы

Азбука осмогласия. Выпуск первый. Стихиры / Сост. Л. П. Заманская, О. А. Тартаков-

ская. М.: ПСТГУ, 2008. Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012. Богослужебные тексты. URL: http://www.typikon.ru/texts.htm (дата обращения: 11.08.17). Богослужения Великого поста. URL: http://orthlib.ru (дата обращения: 11.08.17). Великий Пяток. Песнопения Триоди Постной. URL: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/

canon409.htm?id=409 (дата обращения: 11.08.17). Волковинский С. А. Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. 2 (3). С. 139-146. Всенощное бдение. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-

Троицкая Сергиева лавра, 2010. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 1998.

Желтов М., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы). URL: http://

www.bogoslov.ru/text/398799.html (дата обращения: 11.08.17). Желтов М., прот., Ткаченко А. А. Великая Пятница // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2004. Т. 7. С. 416—430.

14 Термин А. В. Рудневой (Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М.: Издательское объединение «Композитор», 1994).

15 По мнению Н. С. Гуляницкой, «в условиях гласово-ладовой системы <...> единицей становится не аккорд (он не всегда есть!), а строка — ее смысловой и музыкальный код. Если принять это допущение, то можно понять расстановку ладо-гармонических наклонений, ориентацию на"остановки", "главные ударения"» (Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 61).

Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: Православные регентские курсы, 2005 (репр. изд. 1909).

Красовицкая М. С. Литургика. М.: ПСТГУ, 2016.

Кустовский Е. С., Потемкина Н. А. Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции. М.: Православные Московские регентские курсы. 2-е изд. 2014.

Литургия. Нотный сборник. Неизменяемые песнопения для однородных хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.

Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил / Беседа архимандрита Матфея с Н. Г. Денисовым // Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 10—38.

Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.

Песнопения Страстной седмицы. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.

Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М.: Издательское объединение «Композитор», 1994.

Свод сочинений и напевов Православной Церкви. Издано в России / Сост. И. А. Журав-ленко. М.: Паломникъ, 2002.

Толковое осмогласие употребительных роспевов Русской Православной Церкви. 8 выпусков [по числу гласов] / Сост. А. Абрамова. М.: Православные Московские регентские курсы, 2010-2015.

Триодь Постная на церковнославянском языке. М.: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Фортунато М., прот., Балуева Н. В. Утреня Великой Пятницы — «Пасха Распятия»// Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 177-204.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

2019. Vol. 33. P 134-144

DOI: 10.15382/sturV201933.134-144

Tatiana Starostina, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor, Department of History of Russian Music, Tchaikovsky Moscow State Conservatory 13 Bolshaya Nikitskaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation i.star ostin@gmail.com

ORCID: 0000-0002-5357-8696

On the Musical Logic of the Cycle of Matins of the Great Friday by Archimandrite Matthew (Mormyl')

T. Starostina

Abstract: This article deals with musical dramaturgy of the matins of the Great Friday by archimandrite Matthew (Mormyl'). It gives a preliminary outline of history and structure of this monumental and extremely significant liturgical piece. The matins of the Great Friday combines components of the lenten liturgical circle and the Lenten

142

Triodion. The uniqueness of this service is due to both numerous Gospel texts being read and richness of the musical material; between the 1st and 7th fragments of Gospels there are antiphons, i.e. chants that are absent from any other service of the yearly circle. The article claims that 15 antiphons of the matins can be conventionally divided into five cycles (three antiphons in each) which are different as to the level of dramatic tension. The second of them (antiphons 4-6) narrates of Judas' betrayal and due to this it is characterised by the most mournful colour. Archimandrite Matthew harmonises all the chants in the minor here. By contrast, in the last group of the antiphons, the sound colour is brightening, there appears the anticipation of the coming Resurrection. The article argues that even in the schematic sequence of the basic accords of musical lines, the Gospel story is recited as it is embodied in sounds by the outstanding church musician archimandrite Matthew.

Keywords: matins, antiphon, archimandrite, harmonisation, cadence plan.

References

Abramova A. (ed.) (2002-2015). Tolkovoe osmoglasie upotrebitelnykh rospevov Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Explanatory Osmoglasie of Common Chants of the Russian Orthodox Church]. Moscow (in Russian).

Balueva N. (2012). Regent: sud'ba i sluzhenie. Protoierei Mikhail Fortunato [Choir Master: Fate and Ministry. Archpriest Michael Fortunato]. Moscow (in Russian).

Dunaev M. (1998). Vera v gornile somnenii [Faith in the Maelstrom of Doubt]. Moscow (in Russian).

Fortunato M., archpriest, Balueva N. (2017). "Utrenia Velikoi Piatnitsy — «Paskha Raspiatiia»" [Matins of Great Friday as "Easter of the Crucifixion"], in Rytsar regentskogo sluzheniia otets Matfei (Mormyl') [Knight of the Choir Master's Service Revd. Matfei Mormyl']. St Petersburg. Pp. 177-204 (in Russian).

Gulianitskaia N. (2002). Poetika muzykalnoi kompozitsii. Teoreticheskie aspekty russkoi dukhovnoi muzyki XX veka [Poetics of Musical Composition. Theoretical Aspects of Russian Spiritual Music of the 20th Century]. Moscow (in Russian).

Krasovitskaia M. (2016). Liturgika [Liturgical Studies]. Moscow (in Russian).

Kustovskii E., Potemkina N. (2014). Posobie po izucheniiu osmoglasiia sovremennoi moskovskoi traditsii [Handbook for the Study of Osmoglasie in the Modern Moscow Tradition]. Moscow (in Russian).

Matthew (Mormyl'), archimandrite (ed.) (2007). Liturgiia. Notnyi sbornik. Neizmeniaemye pesnopeniia dlia odnorodnykh khorov [Liturgy. Note Collection. Immutable Chants for Church Choirs]. Moscow (in Russian).

Matthew (Mormyl'), archimandrite (ed.) (2010). Vsenoshchnoe bdenie. Notnyi sbornik [All-Night Vigil. Note Collection]. Moscow (in Russian).

Matthew (Mormyl'), archimandrite (ed.) (2010). Pesnopeniia Postnoi Triodi. Notnyi sbornik [Chants of the Lenten Triodion. Note Collection]. Moscow (in Russian).

Matthew (Mormyl'), archimandrite (ed.) (2010). Pesnopeniia Strastnoi sedmitsy. Notnyi sbornik [Chants of the Passion Week. Note Collection]. Moscow (in Russian).

Rudneva A. (1994). Russkoe narodnoe muzykalnoe tvorchestvo. Ocherkipo teorii fol'klora [Russian Folk Musical Creativity. Essays in the Theory of Folklore]. Moscow (in Russian).

Triod' Postnaia na tserkovno-slavianskom iazyke [Lenten Triodion in the Church Slavonic Language]. Moscow, 2015 (in Russian).

Volkovinskii S. (2008). "Zhiznennyi put' i tvorcheskoe nasledie ieromonakha Troitse-Sergievoi Lavry Nafanaila (Bachkalo)" [Life and Creative Heritage of Hieromonk of Troitse-Sergieva Lavra Nafanail (Bachkalo)]. Vestnik PSTGU. Seriia V. Muzykalnoe iskusstvo khristianskogo mira. № 2 (3). Pp. 139-146 (in Russian).

Zamanskaia L., Tartakovskaia O. (eds.) Azbuka osmoglasiia. Vypuskpervyi. Stikhiry [Basics of Osmoglasie. Part One. Sticheira]. Moscow (in Russian).

Zheltov M., priest, Tkachenko A. (2004). "Velikaia Piatnitsa" [Great Friday], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia]. Vol. 7. Pp. 416—430 (in Russian).

Zhuravlenko I. (ed.) (2002). Svod sochinenii i napevov Pravoslavnoi Tserkvi [Collection of Works and Chants of the Orthodox Church]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.