ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ахмет Ярлыкапов
00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.009
О мусульманском восприятии времени
В данной заметке автор приводит свое видение восприятия времени и соотношения светского и религиозного в постсоветской исламской культуре.
Ключевые слова: культура повседневности; духовное наследие; исламский календарь; праздничная культура; российские мусульмане; Новый год.
Ярлыкапов Ахмет Аминович,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра евроазиатских исследований, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, заместитель главного редактора журнала «Международная аналитика» (Москва),
а.уаг1укароу@тпо. тдто. ги
Отгремели баталии в связи с вопросом, можно или нельзя мусульманам праздновать Новый год (кстати, не только «западный», речь идет и о мусульманском Новом годе тоже). Естественно, на первый план в этих баталиях выдвигался вопрос о харамно-сти (греховности) наряженных елок, всяких Дедов Морозов и Снегурочек и прочей мишуры. Но оставался в тени, мне кажется, основной и принципиальный вопрос. Мусульмане ведь не только Новый год довольно прохладно воспринимают, но и всяческие дни рождения и прочие даты. И тут важно, конечно, понять, почему.
Дело в целом в мусульманском восприятии времени. Обратите внимание, что в Коране Бог предписывает придерживаться лунного календаря, не исправленного введением тринадцатого месяца, превращающего его в лунно-солнечный. Священный месяц Рамадан,
174 ЭТНОДИАЛОГИ: научно-информационный альманах. 2024. № 2 (73)
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
в который положено, помимо прочего, поститься, кочует по году - несколько лет приходится на осень, потом на лето, потом на весну, а потом на зиму. То же и с другими датами.
Как вы думаете, как будет относиться ко времени человек, который молится пять раз в день, и время его молитвы каждый день либо наступает на одну-две минуты раньше, или на одну-две минуты позже в зависимости от времени года? Зимой в Москве зухр (обязательная четы-рёхракаатная полуденная, или обеденная молитва), аср (послеполуденный намаз) и магриб (вечерняя молитва, совершаемая после захода солнца) следуют друг за другом очень быстро, а летом между ними проходит солидное время. В общем, все говорит о бренности времени, о его относительности и сотворенности. Никакого вечного времени нет, как и все, сотворенное Богом, время не вечно, следует установленным Богом законам и может быть остановлено в любой миг. В свете мусульманского учения о неустанно творящем этот мир Боге я представляю время как этот самый процесс постоянного творения мира, миг за мигом. В такой системе восприятия окружающего мира, включая время, празднования всяких дат действительно кажутся суетой.
Таков мусульманский взгляд. Что, конечно, не означает, что даты не имеют значения - мы ведь все же живем в той системе координат, включающей пространство и время, в которую Он нас поместил. Просто надо относиться к этому без фанатизма.
Наступил совершенно условный 2024 год (у мусульман, например, новый 1446 год по Хиджре наступит только в ночь с 6 на 7 июля 2023 г.). Ушедший условный 2023 год был в целом успешным, хоть и не легким. Были огромные потери - ушли такие Мастера, как Вадим Винцерович Трепавлов и Сергей Александрович Арутюнов. Извлечена масса уроков, слава Богу, не поте-
ЭТН0ДИАЛ0ГИ: научно-информационный альманах. 2024. № 2 (73) 175 »
рял навыков учиться на собственных ошибках. Один из уроков - при малейшем проявлении токсичности в свой адрес со стороны того, кто может влиять на твою судьбу, надо незамедлительно предпринимать усилия по отдалению от такого человека. Иначе придется долго разгребать, а токсичность другого человека обязательно запятнает и тебя тоже. Выйти из заварухи белым и пушистым не получится.
Праздновать этот условный миг перехода из 2023 в 2024-й или нет - дело каждого. Поздравляю с наступающим переходом тех, кто празднует. Тех, кто не празднует, поздравляю с длинными выходными. Желаю всем успешных следующих 366 дней, чтобы вы и ваши близкие были под защитой Всевышнего!
Akhmet Yarlykapov,
PhD in History, Leading Researcher at the Center for Euro-Asian Studies, Leading Researcher at the Institute of International Studies of MGIMO; Deputy Editor-in-Chief of the "International Analytics" magazine (Moscow), a.yarlykapov@inno. mgimo. ru.
On Muslim perception of time
In this article, the author gives his vision of the perception of time and the correlation of the secular and the religious in the post-Soviet Islamic culture.
Keywords: culture of everyday life; spiritual heritage; Islamic calendar; holiday culture; Russian Muslims; New Year.
5.
CC &
i
s.