Научная статья на тему 'О мусульманском восприятии времени'

О мусульманском восприятии времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура повседневности / духовное наследие / исламский календарь / праздничная культура / российские мусульмане / Новый год / culture of everyday life / spiritual heritage / Islamic calendar / holiday culture / Russian Muslims / New Year

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ярлы Капов Ахмет Аминович

В данной заметке автор приводит свое видение восприятия времени и соотношения светского и религиозного в постсоветской исламской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ярлы Капов Ахмет Аминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Muslim perception of time

In this article, the author gives his vision of the perception of time and the correlation of the secular and the religious in the post-Soviet Islamic culture.

Текст научной работы на тему «О мусульманском восприятии времени»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Ахмет Ярлыкапов

00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.009

О мусульманском восприятии времени

В данной заметке автор приводит свое видение восприятия времени и соотношения светского и религиозного в постсоветской исламской культуре.

Ключевые слова: культура повседневности; духовное наследие; исламский календарь; праздничная культура; российские мусульмане; Новый год.

Ярлыкапов Ахмет Аминович,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра евроазиатских исследований, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, заместитель главного редактора журнала «Международная аналитика» (Москва),

а.уаг1укароу@тпо. тдто. ги

Отгремели баталии в связи с вопросом, можно или нельзя мусульманам праздновать Новый год (кстати, не только «западный», речь идет и о мусульманском Новом годе тоже). Естественно, на первый план в этих баталиях выдвигался вопрос о харамно-сти (греховности) наряженных елок, всяких Дедов Морозов и Снегурочек и прочей мишуры. Но оставался в тени, мне кажется, основной и принципиальный вопрос. Мусульмане ведь не только Новый год довольно прохладно воспринимают, но и всяческие дни рождения и прочие даты. И тут важно, конечно, понять, почему.

Дело в целом в мусульманском восприятии времени. Обратите внимание, что в Коране Бог предписывает придерживаться лунного календаря, не исправленного введением тринадцатого месяца, превращающего его в лунно-солнечный. Священный месяц Рамадан,

174 ЭТНОДИАЛОГИ: научно-информационный альманах. 2024. № 2 (73)

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

в который положено, помимо прочего, поститься, кочует по году - несколько лет приходится на осень, потом на лето, потом на весну, а потом на зиму. То же и с другими датами.

Как вы думаете, как будет относиться ко времени человек, который молится пять раз в день, и время его молитвы каждый день либо наступает на одну-две минуты раньше, или на одну-две минуты позже в зависимости от времени года? Зимой в Москве зухр (обязательная четы-рёхракаатная полуденная, или обеденная молитва), аср (послеполуденный намаз) и магриб (вечерняя молитва, совершаемая после захода солнца) следуют друг за другом очень быстро, а летом между ними проходит солидное время. В общем, все говорит о бренности времени, о его относительности и сотворенности. Никакого вечного времени нет, как и все, сотворенное Богом, время не вечно, следует установленным Богом законам и может быть остановлено в любой миг. В свете мусульманского учения о неустанно творящем этот мир Боге я представляю время как этот самый процесс постоянного творения мира, миг за мигом. В такой системе восприятия окружающего мира, включая время, празднования всяких дат действительно кажутся суетой.

Таков мусульманский взгляд. Что, конечно, не означает, что даты не имеют значения - мы ведь все же живем в той системе координат, включающей пространство и время, в которую Он нас поместил. Просто надо относиться к этому без фанатизма.

Наступил совершенно условный 2024 год (у мусульман, например, новый 1446 год по Хиджре наступит только в ночь с 6 на 7 июля 2023 г.). Ушедший условный 2023 год был в целом успешным, хоть и не легким. Были огромные потери - ушли такие Мастера, как Вадим Винцерович Трепавлов и Сергей Александрович Арутюнов. Извлечена масса уроков, слава Богу, не поте-

ЭТН0ДИАЛ0ГИ: научно-информационный альманах. 2024. № 2 (73) 175 »

рял навыков учиться на собственных ошибках. Один из уроков - при малейшем проявлении токсичности в свой адрес со стороны того, кто может влиять на твою судьбу, надо незамедлительно предпринимать усилия по отдалению от такого человека. Иначе придется долго разгребать, а токсичность другого человека обязательно запятнает и тебя тоже. Выйти из заварухи белым и пушистым не получится.

Праздновать этот условный миг перехода из 2023 в 2024-й или нет - дело каждого. Поздравляю с наступающим переходом тех, кто празднует. Тех, кто не празднует, поздравляю с длинными выходными. Желаю всем успешных следующих 366 дней, чтобы вы и ваши близкие были под защитой Всевышнего!

Akhmet Yarlykapov,

PhD in History, Leading Researcher at the Center for Euro-Asian Studies, Leading Researcher at the Institute of International Studies of MGIMO; Deputy Editor-in-Chief of the "International Analytics" magazine (Moscow), a.yarlykapov@inno. mgimo. ru.

On Muslim perception of time

In this article, the author gives his vision of the perception of time and the correlation of the secular and the religious in the post-Soviet Islamic culture.

Keywords: culture of everyday life; spiritual heritage; Islamic calendar; holiday culture; Russian Muslims; New Year.

5.

CC &

i

s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.