Научная статья на тему 'О мотивах самообразовательной деятельности преподавателя'

О мотивах самообразовательной деятельности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / TEACHER'S SELF-EDUCATION / EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Анна Вячеславовна

Рассмотрены два направления мотивационного компонента самообразовательной деятельности, а также мотивы строительства самообразовательной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the motives of teacher's self-education activities

The external and internal components of motivation in teacher's self-education activities are considered.

Текст научной работы на тему «О мотивах самообразовательной деятельности преподавателя»

Редакционная почта

153

О мотивах

самообразовательной деятельности преподавателя

Рассмотрены два направления мотивационного компонента самообразовательной деятельности, а также мотивы строительства самообразовательной деятельности педагога.

Ключевые слова: мотивация, самообразование, креативность.

А.В. ОВСЯННИКОВА, доцент Московский государственный университет технологий и управления

Формирование готовности и восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных проблем в подготовке педагога, поскольку только обретение мотивации к самообразованию обеспечивает гармоничное самораскрытие личности преподавателя. Проблема мотивации самообразовательной деятельности, таким образом, должна быть рассмотрена в контексте осознания педагогом личностного смысла своей профессиональной деятельности. Итак, мотивационный компонент оказывается существенной составляющей самообразовательной деятельности.

В литературе традиционно выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Дж. Олпорт и др.), имея в виду источник побуждения. Уточняя виды профессиональных мотивов педагога, Л.Н. Захарова из обширной области факторов называет следующие: материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации [1]. На наш взгляд, выделение этих четырех групп мотивов вполне оправданно, поскольку речь идет о педагогах - людях с достаточно развитым самосознанием.

Как строится самообразовательная деятельность педагога под влиянием каждого из перечисленных мотивов?

К внешним стимулам, связанным с материальным вознаграждением за те или иные элементы, а иногда и за всю деятельность по самообразованию, можно отнести: финансовое вознаграждение, присвое-

ние более высокого разряда, удовлетворительные условия труда и режим работы, ослабление требований и контроля. Работа педагога под влиянием данной группы факторов непосредственно не связана с результатами профессиональной деятельности. Ее цель может быть достигнута с помощью различных средств, при том что он выполняет необходимый и достаточный с формальной точки зрения объем работы. Преподаватель ориентирован в таком случае на внешние показатели своего труда, практически не стремится к повышению квалификации, легко переживает смену работы.

Педагог с доминированием внешней мотивации, как правило, безразличен к изменениям в своем труде; если он и вносит какие-то новшества, то часто лишь для того, чтобы «не отстать от моды», из-за «служебной необходимости». Использование педагогических новаций носит случайный, эпизодический характер. Такая мотивация ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред студентам в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется явно.

Мотивы внешнего самоутверждения преподавателя (через внешнюю положительную оценку окружающих ради положительного общественного мнения) можно назвать мотивами престижа. Связь с самооценкой определяет их высокое место в общей иерархии мотивов. Они могут быть как осознанными, таки неосознанными.

В обоих случаях они обладают высо-

154

Высшее образование в России • № 1, 2011

кой побудительной силой. При этом возможны различные варианты. Первый имеет место тогда, когда человек осознает зависимость между собственным вкладом в успешность деятельности и внешней оценкой этого вклада. Деятельность в этом случае может быть сопряжена с поиском путей повышения ее эффективности. Специфическая отрицательная особенность такого подхода состоит в выборе средств, сулящих скорую отдачу, в активном поиске и опробовании новых методик преподавания и воспитания, часто без длительной и тщательной их доработки в соответствии с индивидуальным стилем деятельности. При анализе своей деятельности осознанно, а часто и неосознанно акцентируются положительные моменты реализации задуманного и не замечаются или замечаются не в полной мере неудачи. Если самоуважение формируется как отражение высокой оценки со стороны значимого окружения, то поведение, ориентированное на быстрое достижение успеха, на непременное признание его и отсюда - на поиск внешних эффективных (эффектных) способов работы, вполне естественно и ожидаемо.

Возможен иной вариант: субъект фиксирует отсутствие обязательной прямой связи между собственным вкладом в профессиональную деятельность и положительной оценкой этого вклада окружающими - основой высшего самоутверждения личности. В этом случае для личности, мотивированной на самоутверждение, данный вид профессионального труда является средством достижения этой цели до тех пор, пока не будет найдено другое, более эффективное средство, реализующее данный мотив. Сформированность познавательной деятельности студентов, глубокое усвоение ими знаний не являются для педагога главным результатом его труда, таковым является лишь положительная оценка его работы. В этом случае наблюдается тенденция превратить использование новых, эффективных методов в задачу, под-

чиненную не целям процесса обучения, а цели личного успеха. Занятие, лекция субъективно оцениваются именно с этих позиций.

Психологическая природа двух рассмотренных выше мотивов связана в первом случае с удовлетворением непрофессиональных потребностей, а во втором выступает как цель, связанная с мотивом самоутверждения, повышения самооценки, что является необходимым условием комфортного психологического состояния личности.

Поговорим о профессиональном мотиве. В наиболее общем виде он выступает как желание учить и воспитывать детей. Поэтому профессионально мотивированные преподаватели наиболее адекватны, последовательны и настойчивы. Профессиональные мотивы, соединенные с высоким уровнем креативности, обеспечивают оптимальный результат педагогической деятельности. Для таких педагогов характерен поиск инновационных форм и методов работы, стремление к осмыслению своей деятельности, создание собственных концепций воспитания студентов.

Для данного вида мотивации характерна инновационная направленность деятельности педагога. Отвечая на вопрос: «Что побуждает вас заниматься самообразованием? » - педагоги с профессиональной мотивацией обычно отмечают:

• стремление стимулировать студентов к большей активности;

• намерение изучить индивидуальные особенности обучающихся;

• желание развить творческие способности студентов, добиться с их стороны лучшего усвоения знаний и умений.

В каждом занятии такой преподаватель ищет возможности для личностно-ориен-тированного обучения, сосредоточен на поиске несоответствий между требованиями программы и уровнем развития студентов.

Мотивы личностной самореализации. По мнению ряда исследователей, потреб-

Редакционная почта

155

ность в самоактуализации, состоящая в стремлении человека «быть тем, чем он может стать», потенциально существует у всех людей, но не у всех она проявляется в профессиональной деятельности, тем более осознанно.

Каждое занятие для такого педагога -это возможность реализации себя как личности и профессионала. Следовательно, каждый раз осуществляется выбор лучшего метода, осмысленного через осознание своих способностей и педагогических задач. Этот метод может быть объективно не оптимален, но всегда реализуется с учетом интересов студентов. Такую деятельность отличает высокий уровень восприимчивости к новшествам, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании оригинального видения различных форм педагогической действительности и, следовательно, стремление кнепрерывному самообразованию.

Преподаватель, идущий по такому пути, это человек с высоким творческим потенциалом, что проявляется в стремлении добиться результата вне зависимости от прагматической мотивации. Такой преподаватель получает удовлетворение от самообразовательной деятельности как таковой. Его отличает создание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологической готовности к восприятию новшеств, к упорной самостоятельной работе.

Анализ особенностей мотивационной сферы самообразовательной деятельности педагога предполагает рассмотрение других компонентов, в частности одного из ведущих регуляторов любой деятельности - вектора «мотив-цель »[2]. Формирование деятельности начинается с принятия субъектом цели (обычно промежуточной). Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне, а формируется самим человеком. Извне может быть задано лишь требование к субъекту, но не цель. Процесс целеобразования является глубоко личностным, однако он не являетсяи результатом спонтанного развития индивида. Цель формируется под влиянием объективных условий реализации деятельности и собственных возможностей.

Формирование личности преподавателя во многом определяется общественным окружением, коллективом педагогов - педагогическим сообществом. Вместе с тем важным фактором осуществления инновационной деятельности является креативность преподавателя, которая необходима для создания нового взгляда, программы, учебника, а также для модификации новаций на уровне внедрения.

Литература

1. Захарова Л.Н. Психологическая подготов-

ка педагога. Н. Новгород, 1993.

2. Вишнякова Н.В. Креативная психопедаго-

гика. Минск, 1995.

OVSYANNIKOVA A. ABOUT THE MOTIVES OF TEACHER'S SELF-EDUCATION ACTIVITIES

The external and internal components of motivation in teacher's self-education activities are considered.

Keywords: external and internal motivation, teacher's self-education, creativity.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.