ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕРНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. В. Павлова М. И. Вдовина
Ряд исследователей выделяют четыре мотива инновационной деятельности преподавателя. Рассмотрим их кратко.
1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением за внедрение инноваций. Эту группу факторов называют стимулами внешней мотивации. В традиционной школе работа преподавателя связана с результатами профессиональной деятельности лишь опосредованно. Цель может быть достигнута с помощью различных средств. Особенность работы преподавателя с внешней мотивацией заключается в том, что он выполняет необходимый и достаточный с формальной точки зрения объем работы. Он ориентируется на внешние показатели своего труда, что не способствует обмену информацией, новшествами, собственными идеями. А такой обмен необходим для развития профильного обучения в целом. И хотя учебная деятельность этой категории достаточно эффективна, администрация должна искать пути для распространения отдельных инноваций на работу всего коллектива. Эта задача в управленческом смысле решается с помощью инициирования других мотивов из предлагаемой классификации.
2. Мотивы внешнего самоутверждения педагога через внешнюю положительную оценку окружающих. Этот мотив можно назвать мотивом престижа. В этом случае педагог занимается введением инновации ради положительного общественного резонанса на его труд. Педагогическая деятельность при доминировании мотива самоутверждения привлекательна тем, что частичное удовлетворение потребностей, адекватных этим мотивам, возможно на уровне реализации педагогической деятельности. Связь с самооценкой определяет высокое место мотива самоутверждения в общей иерархии мотивов. Эти мотивы также могут быть как осознанными, так и неосознанными. В обоих случаях они имеют высокую побудительную силу. Особенность состоит в том, что их достижение существенно зависит от специфики самооценки. Здесь возможны различные варианты: первый имеет место тогда, когда человек осознает зависимость между собственным вкладом в успешность деятельности и внешней оценкой этого вклада. Деятельность в этом случае будет сопряжена с поиском путей оценки повышения ее эффективности. Специфическая отрицательная особенность такого подхода состоит в выборе средств, сулящих скорую и эффективную отдачу, активном поиске новых методик преподавания, часто без достаточной их доработки в соответствии с индивидуальным стилем деятельности. При анализе своей деятельности часто неосознанно акцентируются положительные моменты реализации задуманного и не замечаются или замечаются не в полной мере неудачи. Чем выше притязания такого преподавателя, тем признание более значительного успеха необходимо для его самоутверждения. Если самоуважение формиру-
311
ется как отражение уважения, высокой оценки со стороны коллег, то естественно и ожидается поведение, ориентированное на быстрое достижение успеха, на непременное признание его, отсюда - поиск внешне эффективных способов работы. Возможен иной вариант: субъект осознает, фиксирует отсутствие обязательной, прямой связи между собственным вкладом в профессиональную деятельность и положительной оценкой этого вклада окружающими - основы высшего самоутверждения личности. В этом случае для личности, мотивированной на самоутверждение, данный вид профессионального труда является средством самоутверждения до тех пор, пока не будет найдено другое, более эффективное средство, реализующее данный мотив.
3. Профессиональный мотив. Психологическая природа двух рассмотренных выше мотивов связана в первом случае с удовлетворением непрофессиональных потребностей, а во втором выступает как цель, связанная с мотивом самоутверждения, повышения самооценки, что является необходимым условием комфортного психологического состояния личности. Адекватно профессионально мотивированные педагоги наиболее последовательны и настойчивы. Профессиональные мотивы, соединенные с высоким уровнем креативности, обеспечивают оптимальный результат педагогической деятельности. Для таких педагогов характерен поиск инновационных форм и методов работы, осмысление своей деятельности, создание собственных концепций, а не только подготовка авторских учебных материалов. Профессионально мотивированных педагогов фактически не надо дополнительно стимулировать к инновационной деятельности.
4. Мотивы личностной самореализации. По мнению многих исследователей, потребность в самоактуализации, состоящая в стремлении человека «быть тем, чем он может стать», потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется в профессиональной деятельности, а тем более осознанно. Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс, выбор из многих возможностей. Моменты самоактуализации дают человеку высшие переживания, которые становятся необходимой его частью в силу своей яркой специфичности. Преподаватели, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности такого саморазвития. Преподаватель, идущий по такому пути, - это человек с высоким уровнем творческого потенциала, который проявляется в стремлении добиться результатов в своей деятельности без личностной прагматической мотивации, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл. Его отличает создание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологической готовности к восприятию новшеств.
Рассмотрение особенностей сферы инновационной деятельности невозможно вне целостного представления о других компонентах, в частности, одного из ведущих регуляторов любой деятельности вектора «мотив - цель». Цель не привносится в индивидуальную деятельности извне, а формируется самим человеком. Извне могут быть заданы требования к субъекту, но не цель. Процесс целеобразования глубоко личностный. Однако целеобразование не является результатом спонтанного развития индивида. Цель формируется под влиянием объективных организационно-педагогических условий
312
деятельности и собственных возможностей. В связи с этим основной задачей управления инновационными процессами является создание таких организационно-педагогических условий, которые мотивируют инновационную деятельность как одну из важнейших целей. На наш взгляд, важнейшим условием в этом процессе является ориентация на конечный результат, т. е. результирующее целеполагание.
Таковы основные мотивы инновационной деятельности преподавательского состава, которые необходимо учитывать при управлении, направленном на развитие профильного обучения. Совершенно очевидно, что одной из главных задач администрации является изучение педагогического коллектива с целью использования тех или иных мотивов для активизации инновационного потенциала.
Наше исследование показало, что создание единой информационной среды образовательного учреждения СПО на основе локальной сети, способствующее инновационной деятельности педагогического коллектива в современных социально-экономических условиях развития системы образования, основано на следующих механизмах реализации: (1) разработка программы развития колледжа с учетом требований социальных партнеров; (2) оснащение колледжа компьютерной техникой и создание локальной сети; (3) разработка системы постоянно действующего мониторинга для сбора информации; (4) создание разнообразных баз данных и собственного сайта; (5) создание социального партнерства по программам дополнительного образования; (6) непрерывное повышение квалификации педагогов ОУ с использованием интернет-технологий.
Список литературы
1. Вершинин С. И. Модернизация профессионального образования: проблемы и перспективы. - М., 2004. - 51 с.
2. Павлова Е. В. Организационно-педагогические условия развития колледжа в условиях социального партнерства. - М.: Изд-во ИОО, 2012. - 63 с.
3. Павлова Е. В. Развитие современного колледжа в условиях социального партнерства // Образование и самообразование. - 2010. - № 5.
313