Научная статья на тему 'О МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО'

О МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ВФСК ГТО / НОРМЫ ВФСК ГТО / СТУДЕНТЫ / МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сысоева Елена Юрьевна, Симина Татьяна Евгеньевна, Стадник Елена Григорьевна, Кульгачев Юрий Иванович

Введение. Исследование посвящено актуальным вопросам отношения студентов к сдаче норм ВФСК ГТО. Целью исследования является определение морально-психологической готовности студентов к сдаче норм ГТО. Методика и организация исследования. В рамках проведения исследования применялись полевые и кабинетные методы исследования, а также анализ научной литературы по аспектам отношения студентов к физической культуре и спорту. На первом этапе был осуществлен мониторинг научных публикаций, раскрывающих уровень физической подготовленности молодежи и их морального желания и психологической готовности сдавать нормы ВФСК ГТО. На втором этапе был использован анкетный опрос, проведенный среди студентов в ряде вузов города Москвы. Результаты исследования и их обсуждение. Духовно-нравственному воспитанию современной студенческой молодежи в целях приобщения к физической культуре и спорту не уделяется должного внимания. Как правило, исследователями рассматривается уровень физической подготовленности той или иной социальной группы населения в целях её реализации при сдаче норм ВФСК ГТО. Полученные результаты проведенного исследования, свидетельствуют о том, что большинство опрошенных осознают важность развития физического воспитания в масштабах страны. В то же время, морально-психологическая готовность студентов к сдаче норм ВФСК ГТО остается на низком уровне. Выводы. Развития уровня физических качеств населения недостаточно для реализации программы ВФСК ГТО. Необходима постоянная работа по патриотическому воспитанию студенческой молодежи, что позволит поднять на новый уровень моральнопсихологическую готовность к сдаче норм ВФСК ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сысоева Елена Юрьевна, Симина Татьяна Евгеньевна, Стадник Елена Григорьевна, Кульгачев Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO PASS THE STANDARDS OF THE VFSK GTO

Introduction. The study is devoted to topical issues of students' attitude to passing the standards of the VFSK GTO. The purpose of the study is to determine the moral and psychological readiness of students to pass the GTO standards. Methodology and organization of the study. Within the framework of the study, field and desk research methods were used, as well as the analysis of scientific literature on aspects of students' attitude to physical culture and sports. At the first stage, scientific publications were monitored, revealing the level of physical fitness of young people and their moral desire and psychological readiness to pass the standards of the VFSK GTO. At the second stage, a questionnaire survey conducted among students in a number of universities in Moscow was used. The results of the study and their discussion. Due attention is not paid to the spiritual and moral education of modern students in order to introduce them to physical culture and sports. As a rule, researchers consider the level of physical fitness of a particular social group of the population in order to implement it when passing the standards of the VFSK GTO. The results of the study indicate that the majority of respondents are aware of the importance of developing physical education nationwide. At the same time, the moral and psychological readiness of students to pass the standards of the VFSK GTO remains at a low level. Conclusions. The development of the level of physical qualities of the population is not enough for the implementation of the VFSK GTO program. We need constant work on patriotic education of students, which will allow us to raise to a new level the moral and psychological readiness to pass the standards of the VFSK GTO.

Текст научной работы на тему «О МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО»

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова Е.А. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов / Е.А. Андронникова, Е.В. Заика. - Харьков, 2011. - 161 с.

2. Краева Е.С. Влияние специально--двигательных способностей на успешность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.С. Краева, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 82-86.

3. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд., доп. и перераб. / А.А. Крылов, С.А. Маничев. - Санкт-Петербург : Питер, - 2003. - 560 с.

4. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А.А. Супрун, О.А. Двейрина, Т.Ю. Давыдова, А.Ю. Давыдова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 117-123.

5. Совершенствование техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике / М.О. Мисникова, Е.Н. Медведева, И.В. Кивихарью // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 162-166.

REFERENCES

1. Andronnikova, E.A. and Zaika, E.V. (2011), Methods for the Study of Perception, Attention and Memory: guide for practical psychologists, Kharkov.

2. Kraeva, E.S., Stepanova, I.A. (2013), "Influence of special-motor abilities on the success of apparatus passes in group routines of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8, No. 102, pp. 82-86.

3. Krylov, A.A and Manichev, S.A. (2003), Workshop on General, Experimental and Applied Psychology, 2nd ed., Peter, St. Petersburg.

4. Medvedeva, E.N., Terekhina, R.N., Suprun, A.A., Dveirina, O.A., Davydova, T.Y. and Dadydova, A.Yu. (2018), "Objective Factors for the Successful Implementation of Apparatus Passes in Group Routines in Rhythmic Gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 6, No. 160, pp. 117-123.

5. Misnikova, M.O., Medvedeva, E.N., Kivikhariu, I.V. (2021), "Improving the Technique of Fundamental Movements with a Ribbon on the "Elements of Mastery" in Rhythmic Gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 5, No. 195, pp. 162-166.

Контактная информация: 7144054@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.09.2022

УДК 796.011.3

О МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ

НОРМ ГТО

Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г.

Москва, Государственный университет управления, г. Москва; Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Юрий Иванович Кульгачев, старший преподаватель, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

Аннотация

Введение. Исследование посвящено актуальным вопросам отношения студентов к сдаче норм ВФСК ГТО. Целью исследования является определение морально-психологической готовности студентов к сдаче норм ГТО. Методика и организация исследования. В рамках проведения исследования применялись полевые и кабинетные методы исследования, а также анализ научной литературы по аспектам отношения студентов к физической культуре и спорту. На первом этапе был

осуществлен мониторинг научных публикаций, раскрывающих уровень физической подготовленности молодежи и их морального желания и психологической готовности сдавать нормы ВФСК ГТО. На втором этапе был использован анкетный опрос, проведенный среди студентов в ряде вузов города Москвы. Результаты исследования и их обсуждение. Духовно-нравственному воспитанию современной студенческой молодежи в целях приобщения к физической культуре и спорту не уделяется должного внимания. Как правило, исследователями рассматривается уровень физической подготовленности той или иной социальной группы населения в целях её реализации при сдаче норм ВФСК ГТО. Полученные результаты проведенного исследования, свидетельствуют о том, что большинство опрошенных осознают важность развития физического воспитания в масштабах страны. В то же время, морально-психологическая готовность студентов к сдаче норм ВФСК ГТО остается на низком уровне. Выводы. Развития уровня физических качеств населения недостаточно для реализации программы ВФСК ГТО. Необходима постоянная работа по патриотическому воспитанию студенческой молодежи, что позволит поднять на новый уровень морально-психологическую готовность к сдаче норм ВФСК ГТО.

Ключевые слова: комплекс ВФСК ГТО, нормы ВФСК ГТО, студенты, морально-психологическая готовность к сдаче норм ВФСК ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p443-449

ABOUT THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO PASS THE STANDARDS OF THE VFSK GTO

Elena Yurievna Sysoeva, the senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Tatiana Evgenyevna Simina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, State University of Management, Moscow; Elena Grigoryevna Stadnik, the senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Yuri Ivanovich Kulgachev, the senior lecturer, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow

Abstract

Introduction. The study is devoted to topical issues of students' attitude to passing the standards of the VFSK GTO. The purpose of the study is to determine the moral and psychological readiness of students to pass the GTO standards. Methodology and organization of the study. Within the framework of the study, field and desk research methods were used, as well as the analysis of scientific literature on aspects of students' attitude to physical culture and sports. At the first stage, scientific publications were monitored, revealing the level of physical fitness of young people and their moral desire and psychological readiness to pass the standards of the VFSK GTO. At the second stage, a questionnaire survey conducted among students in a number of universities in Moscow was used. The results of the study and their discussion. Due attention is not paid to the spiritual and moral education of modern students in order to introduce them to physical culture and sports. As a rule, researchers consider the level of physical fitness of a particular social group of the population in order to implement it when passing the standards of the VFSK GTO. The results of the study indicate that the majority of respondents are aware of the importance of developing physical education nationwide. At the same time, the moral and psychological readiness of students to pass the standards of the VFSK GTO remains at a low level. Conclusions. The development of the level of physical qualities of the population is not enough for the implementation of the VFSK GTO program. We need constant work on patriotic education of students, which will allow us to raise to a new level the moral and psychological readiness to pass the standards of the VFSK GTO.

Keywords: the complex of the VFSK GTO, the norms of the VFSK GTO, students, moral and psychological readiness to pass the norms of the VFSK GTO.

ВВЕДЕНИЕ

В 2014 году в рамках государственной политики Российской Федерации была воссоздана существовавшая в Советском Союзе программа популяризации физической культуры и здорового образа жизни «Готов к труду и обороне». Всего за 8 лет возрожденного комплекса ВФСК ГТО к нему присоединились более 16,7 млн граждан. Из них свыше 10 миллионов человек приступили к выполнению нормативов комплекса в 2655 центрах те-

стирования [10]. Целью реализации данного проекта является не только вовлечение россиян всех возрастных категорий в постоянное совершенствование физических навыков, развитие массового спорта, ведение здорового образа жизни, но и воспитание патриотических качеств граждан страны. Сегодня в условиях санкционного давления со стороны США и их приспешников как никогда востребованы граждане, готовые отстаивать интересы своей Родины. Одной из составляющих формирования этой готовности является ВФСК ГТО.

Следует отметить, что при этом вопросам определения морально-психологической готовности молодёжи к сдаче норм ВФСК ГТО зачастую отводится недостаточно внимания. Моральная готовность студента к сдаче норм ВФСК ГТО выражается в его понимании глубинных целей и сущности возрождённой программы, бережном отношении к истории своей страны, собственного вклада в оздоровление нации и готовности встать на защиту своей страны. Психологическую готовность студенческой молодежи к сдаче норм ВФСК можно определить через мотивационные (мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой), когнитивные (теоретические знания о физической культуре и её функциях), операциональные (уровень развития физических качеств, позволяющий студенту быть уверенным психологически в успешной сдаче спортивных нормативов) и поведенческие (регулярные или эпизодические посещения занятий по физической культуре) аспекты.

Таким образом, морально-психологическая готовность студентов будет определяться желанием принимать участие в программе ВФСК ГТО не только исходя из предоставляемых государством преференций, но и из искреннего понимания значимости данного шага для страны и будущих поколений. Можно утверждать, что морально-подготовленный студент настроен патриотически, поскольку сдача норм ВФСК ГТО -показатель, отражающий не только физическую подготовленность индивида, но и его активную жизненную позицию, уровень его любви к Родине.

Цель исследования - определить морально-психологическую готовность студентов к сдаче норм ГТО используя различные формы и методы исследований.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках проведения исследования применялись полевые и кабинетные методы исследования, а также анализ научной литературы по аспектам отношения студентов к физической культуре и спорту. На первом этапе был осуществлен мониторинг научных публикаций, раскрывающих уровень физической подготовленности молодежи и их морального желания и психологической готовности сдавать нормы ВФСК ГТО.

На втором этапе в качестве полевого метода исследования был использован анкетный опрос. Респондентам было предложено ответить на 14 вопросов. В проводимом опросе приняли участие 156 респондентов, из них 76% женщин и 24% мужчин. Большинство респондентов (92%) принадлежат к возрастной группе 18-20 лет. Все опрошенные являются студентами различных учебных заведений высшего профессионального образования, среди которых Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московский государственный университет спорта и туризма, Государственный университет управления Российский государственный университет, МИРЭА - Российский технологический университет, «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». На основании результата проведенного опроса респондентов сделаны обобщающие выводы о морально-психологической готовности студентов к сдаче норм ВФСК ГТО в заключении статьи.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При проведении мониторинга научных публикаций по заявленной теме выявлена тенденция рассмотрения исследователями [2, 3, 4, 9] прежде всего уровня физической

подготовленности той или иной социальной группы населения, начиная от детей дошкольного возраста и завершая взрослым населением в целях его реализации при сдаче норм ВФСК ГТО. Духовно-нравственному воспитанию современной студенческой молодежи, и молодежи в целом, не уделяется должного внимания. Общественность сравнительно легко относится к смене спортивного гражданства значительным количеством российских молодых спортсменов. Патриотическая составляющая ВФСК ГТО рельефно не прослеживается в сравнении с организационной и физической. В то же время, среди значительного массива публикаций, раскрывающих различные срезы ВФСК ГТО, отдельными авторами поднимаются вопросы спортивно-патриотического воспитания [1, 7, 8], проводится анализ сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов [5], рассматривается роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности [6]. То есть, наблюдается широкая вариация использования понятий, отражающих морально-психологические аспекты личности, её духовной составляющей, направленное на осознанные занятия физической культурой и спортом и её готовности встать на защиту интересов своей страны. Однако, как правило, все исследователи отмечают недостаточную сформированность моральных качеств у различных категорий населения страны.

В России имеет место снижение уровня физической подготовленности населения, особенно среди детей и молодёжи. Именно молодое поколение является будущим нашей страны, напрямую определяя ее стратегическое развитие и успешность в грядущие годы. Установленные поощрительные меры для обладателей значков ВФСК ГТО (абитуриенты могут рассчитывать на дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения, студенты - получать повышенную академическую стипендию и другие преференции) являются мотивирующими факторами для занятий физической культурой и спортом для молодежи. В то же время после поступления в вуз студенческая молодежь значительно снижает свою физическую активность, что обусловлено высокими учебными нагрузками по овладению профессиональных программ обучения и отсутствием мотивации для сдачи норм ВФСК ГТО.

Непосредственно при проведении опроса респондентам были предложены общие вопросы для выявления их отношения к спорту и государственным программам, стимулирующим поддержание здоровья нации. Анализируя полученные результаты, можно заключить, что большинство опрошенных (78%) осознают важность развития физического воспитания в масштабах страны. Однако значительным остается процент студентов, которые не имеют сформированного мнения по данному вопросу или вовсе отрицают его важность. Около половины опрошенных студентов оценили социальную значимость проекта ВФСК ГТО для будущего России и индивидуального развития личности как среднюю, меньшие доли опрошенных отметили его высокую социальную значимость и незначительную востребованность.

На данном этапе можно заключить, что большая часть студентов осознает важность внедрения национальных программ развития и поддержания физического воспитания. Не каждый студент отмечал социальную значимость данных мер для развития государства, однако почти все оценили как «среднюю», «выше среднего» и «значительную» социальную значимость и важность комплекса ВФСК ГТО для их собственного развития, что позволяет судить об их заинтересованности и моральной готовности к сдаче норм ВФСК ГТО.

Второй блок вопросов, нацеленный на определение понимания студентами сути и целей комплекса «Готов к труду и обороне» показал, что каждый второй опрошенный студент (50%) не считает сдачу норм ВФСК ГТО признаком активной жизненной позиции личности. Одновременно опрос показал, что среди его участников лишь малая часть студентов (10%) знакомы с историей ГТО.

Помимо этого, 52% опрошенных не испытывают уважения к сдающим ВФСК ГТО людям. Эти данные свидетельствует о том, что у многих студентов не развито истинное понимание важности программы ВФСК ГТО и цели ее возрождения.

Таким образом, можно сделать вывод о моральной незрелости и неготовности многих студентов к сдаче норм ВФСК ГТО. В связи с этим студентам было предложено выбрать из перечисленных возможных вариантов те, которые, по их мнению, отражают смысл программы ВФСК ГТО (рисунок).

В чем, по Вашему мнению, заключается смысл сдачи норм ВФСК ГТО? воспитание патриотизма в гражданах России не вижу в этом смысла

получение одобрения со стороны общества

формирование сильной в моральном и физическом

аспектах личности поддержание здоровья граждан страны, улучшение качества жизни получение преференций (дополнительные баллы при поступлении в ВУЗЫ, повышенная стипендия и др.)

20

40

60

80 100 120 140 чел.

Рисунок - Выявление мотивирующих факторов к сдаче ВФСК ГТО

Так, 74% опрошенных выделили как главный смысл сдачи норм свою индивидуальную выгоду, выбрав вариант «получение преференций». Меньший процент опрошенных отмечал «улучшение качества жизни граждан и поддержание их здоровья» (60%), а также формирование сильной в моральном и физическом аспектах личности (38%). 12% принявших участие в опросе признались, что не видят смысла в сдаче норм ВФСК ГТО. На основании данных ответов можно судить о том, что получение выгоды для себя воспринимается большинством студентов как преобладающая мотивация к сдаче ВФСК ГТО, лишь немногие опрошенные отмечали значимость комплекса с точки зрения воспитания патриотизма в гражданах России.

В третьем блоке вопросов студентам предоставлялась возможность прямо оценить их субъективное восприятие собственной готовности к сдаче нормативов. В части физической подготовки половина опрошенных усомнилась в своих возможностях, отметив, что они вряд ли смогли бы сдать нормативы на высшие баллы и получить знак отличия. Среди опрошенных примерно равные доли респондентов принимали и не принимали участие в сдаче норм ВФСК ГТО (56% и 44% соответственно). Большинство респондентов оценивали свою морально-психологическую готовность к сдаче нормативов как слабую (28%) и среднюю (24%). При этом значительный процент опрошенных (20%) оценили свою подготовленность как отличную.

Затем опрошенным, определившим свою морально-психологическую готовность как достаточную, было предложено обосновать, почему при этом они все же не сдают нормы ВФСК ГТО. Большинство опрошенных (66,7%) выбрали в качестве основной причины пункт «я просто не вижу в этом смысла». На основании полученных данных можно утверждать о слабой мотивации студентов к сдаче нормативов, которая не восполняется предоставлением преференций в виде повышенной академической стипендии и иных мотивирующих факторов. Это подтверждает выявленную на предыдущих этапах закономерность - студенты не получают должного патриотического воспитания, не информируются о целях и стратегической ценности ВФСК ГТО, вследствие чего проявляют слабую заинтересованность в сдаче норм.

0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования говорят о низкой морально-психологической готовности большинства студентов принимать участие в сдаче комплекса «Готов к труду и обороне», несмотря на проводимую работу государства в деле информирования и стимулирования данной категории граждан. Было выявлено, что огромная доля респондентов не знакома с историей ВФСК ГТО, понимание которой дает целостное представление о важнейших функциях, которые комплекс призван реализовать в российском обществе.

Развития только уровня физических качеств недостаточно для реализации программы ВФСК ГТО. Необходима постоянная работа по патриотическому воспитанию студенческой молодежи, что позволит поднять на новый уровень морально -психологическую готовность к сдаче норм ВФСК ГТО. Здоровье нации является приоритетом России XXI века, поэтому стратегической задачей должно стать информирование молодежи о существующих государственных инициативах, которые оказываются значимыми на всех уровнях: от отдельного индивида до масштаба нашей многонациональной Родины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агабеков Н.К. Сформированность физкультурно-патриотических качеств у курсантов высших военных авиационных училищ летчиков / Н.К. Агабеков, А.А. Дерецкий, А.И. Степаненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196),. - С. 3-5.

2. Аршинник С.П. Степень готовности подростков 11-12 лет, проживающих в Краснодарском крае, к выполнению нормативов комплекса ГТО III ступени / С.П. Аршинник, М.В. Гилдаш, В.И. Тхорев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3 (205),. - С. 3-9.

3. ГТО в дошкольном образовании / О.А. Казакова, Т. А. Хусаинова, Д.Р. Суркова, Л.А. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 157-160.

4. Дзержинский С.Г. Сравнительный анализ показателей физического развития студентов 1 и 4 курсов Волгоградского института управления = филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации / С.Г. Дзержинский, И.В. Прохорова, Г.А. Дзержинский Г.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022.

- № 3 (205). - С. 87-92.

5. Критерии сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов смешанных боевых единоборств / Ф.В. Емельяненко, В.Л. Кондаков, В.Н. Кормакова, Е.Н. Копей-кина // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 6. - С. 20-22.

6. Маркелов И.П. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности / И.П. Маркелов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3, № 4.

- С. 45-49.

7. Пащенко Л.Г. Решение задач спортивно-патриотического воспитания подростков в условиях общеобразовательного учреждения / Л.Г. Пащенко, Н.А. Лазарев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. № 3 (205). - С. 346-349.

8. Печерцева О.Н. Современные технологии спортивно-патриотического воспитания детей и подростков / О.Н. Печерцева, З.Р. Танаева // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № S1.

- С. 80-85.

9. Эффективность внедрения комплекса ГТО в городе Майкопе Республики Адыгея / А.М. Доронин, А.Б. Бгуашев, Н.И. Коломийцева, В.И. Жуков, Н.В. Доронина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3 (205). - С. 96-100.

10. Рейтинг регионов страны по итогам реализации комплекса ГТО в IV квартале 2021 года. Всероссийский физкультурно-спортивного комплекс «Готов к труду и обороне»: официальный сайт. - Москва. Обновляется в течении суток. - URL: https://www.gto.ru/news/07022022-rejting-regionov-strany-po-itogam-realizacii-kompleksa-gto-v (дата обращения 12.08.2022).

REFERENCES

1. Agabekov, N.K., Deretsky, A.A. and Stepanenko, A.I. (2021), "The formation of physical culture and patriotic qualities in cadets of higher military aviation schools of pilots", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 3-5.

2. Arshinnik, S.P., Gildash, M.V. and Tkhorev, V.I. (2022), "The degree of readiness of adolescents aged 11-12 years living in the Krasnodar Territory to fulfill the standards of the GTO complex of the III stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp. 3-9.

3. Kazakova, O.A., Khusainova, T.A., Surkova, D.R. and Ivanova, L.A. (2022), "GTO in preschool education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 157-160.

4. Dzerzhinsky, S.G., Prokhorova, I.V. and Dzerzhinsky, G.A. (2022), "Comparative analysis of physical development indicators of 1 st and 4th year students of the Volgograd Institute of Management = branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp. 87-92.

5. Emelianenko, F.V., Kondakov, V.L., Kormakova, V.N. and Kopeikina, E.N. (2022), "Criteria for the formation of spiritual and moral qualities of the personality of athletes of mixed martial arts", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 20-22.

6. Markelov, I.P. (2018), "The role of physical culture and sports in the spiritual education of the individual", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 3, No. 4. pp. 45-49.

7. Pashchenko, L.G. and Lazarev N.A. (2022), "Solving the problems of sports and patriotic education of adolescents in a general educational institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp. 346-349.

8. Pechertseva, O.N. and Tanaeva, Z.R. (2021), "Modern technologies of sports and patriotic education of children and adolescents",Man. Sport. The medicine, Vol. 21, No. S1, pp. 80-85.

9. Doronin, A.M., Bguashev, A.B., Kolomiytseva, N.I., Zhukov, V.I. and Doronina, N.V. (2022), "The effectiveness of the implementation of the GTO complex in the city of Maykop of the Republic of Adygea", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp. 96-100.

10. Rating of the regions of the country based on the results of the implementation of the GTO complex in the IV quarter of 2021. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense": official site. - Moscow. Updated throughout the day, available at: https://www.gto.ru/news/07022022-rejting-regionov-strany-po-itogam-realizacii-kompleksa-gto-v (date of access: 08.12.2022).

Контактная информация: alenka.sy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2022

УДК 796.012.114

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Сергей Дмитриевич Старостин, преподаватель, Московский архитектурный институт, Москва; Григорий Сергеевич Очковский, магистр, Российский государственный социальный университет, Москва; Олег Анатольевич Разживин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

Аннотация

Цель исследования - выявить возрастно-половые особенности развития скоростных способностей у учащихся среднего школьного возраста. Методика и организация исследования. Нами использовались тесты для оценки скоростных способностей учащихся, которые включены в школьную программу. Исследование проводилось в 2020-2021 учебном году, в нем принимало участие 356 учеников города Москвы в возрасте 10-15 лет. Результаты исследования и их обсуждение. У мальчиков и девочек среднего школьного возраста результаты бега на короткие дистанции постоянно улучшались, однако эти изменения неравномерны, гетерохронны и имели разные периоды интенсивного роста. В пубертатный период отмечалось повышение приростов показателей в беге на короткие дистанции. Выводы. Анализ возрастной динамики коэффициентов вариации показал, что у учащихся различного пола с возрастом проявляются разные тенденции изменения данных характеристик: у мальчиков отмечается устойчивое снижение коэффициентов вариации, а у девочек -вначале снижение, а затем повышение. У учащихся среднего школьного возраста разного пола и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.