УДК 94(470)
О МОНОГРАФИИ АРХИМАНДРИТА ДАМАСКИНА (ОРЛОВСКОГО) «УРМИЙСКАЯ ТРАГЕДИЯ. ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПИМЕНА (БЕЛОЛИКОВА)», ЕПИСКОПА СЕМИРЕЧЕНСКОГО И ВЕРХНЕНСКОГО
© 2022 А. А. Терещенко
член-корреспондент РАЕН, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Монография доктора исторических наук, архимандрита Дамаскина (Орловского) содержит обстоятельное описание жизни и деятельности священномученика Пимена (Белоликова), Православной Урмийской миссии и всех ее руководителей. По словам автора, книга посвящена «проблемам христиан и судьбе той части сирийского народа, который, в силу политических условий, оказался отторгнутым от православных поместных церквей». Значительное место в публикации отводится исследованиям международных отношений, основу документов которых составили материалы архива внешней политики Российской империи (АВПРИ).
Ключевые слова: Российская империя, Министерство иностранных дел, дипломаты, чиновники, внешняя политика, агиописатель Дамаскин (Орловский), Урмийская миссия, Святейший Синод, епископы, руководители епархий, житие, священномученик Пимен (Белоликов), миссионеры, сирийцы-несториане, православные, католики, протестанцы, униаты.
ABOUT THE MONOGRAPH OF ARCHIMANDRITE DAMASKIN (ORLOVSKY) «THE URMIAN TRAGEDY. THE LIFE OF THE HOLY MARTYR PIMEN (BELOLIKOV)», BISHOP OF SEMIRECHENSK AND VERKHNENSK
© 2022 A. A. Tereshchenko
Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Professor, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Russian History
e-mail: terecshenkoaa@ mail.ru Kursk State University
The monograph of the Doctor of Historical Sciences, Archimandrite Damaskin (Orlovsky) contains a detailed description of the life and work of the Holy Martyr Pi-men (Belolikov), the Orthodox Urmian Mission and all its leaders. According to the author, the book is devoted to «the problems of Christians and the fate of that part of the Syrian people who, due to political conditions, were rejected from the Orthodox local churches». A significant place in the publication is given to studies of international relations, the basis of the documents of which were the materials of the Archive of Foreign policy of the Russian Empire (AVPRI).
Keywords: Russian Empire, Ministry of Foreign Affairs, diplomats, officials, foreign policy, hagiographer Damaskin (Orlovsky), Urmian mission, Holy Synod, bishops, heads of dioceses, life, Hieromartyr Pimen (Belolikov), missionaries, Nestorian Syrians, Orthodox, Catholics, Protestants, Uniates.
Издательским советом Русской Православной Церкви в 2020 г. было рекомендовано к публикации фундаментальное исследование архимандрита Дамаскина (Орловского) «Урмийская трагедия. Житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верхненского»1. Монография был издана Региональным общественным фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
Предложенная широкому кругу читателей монография доктора исторических наук, архимандрита Дамаскина (Орловского) включает 15 разделов, построенных по хронологическому принципу с описанием деятельности Урмийской миссии и всех ее руководителей.
Актуальность исследования, по словам автора, посвящена «проблемам христиан и судьбе той части сирийского народа, который, в силу политических условий, оказался отторгнутым от православных поместных церквей»2. Значительное место в публикации отводится исследованиям международных отношений, основу документов которых составили архивные и опубликованные материалы внешней политики Российской империи. Для написания монографии исследователь использовал документы из 7 архивов
Заслуживает положительной оценки целостная научная концепция автора публикации. Так, представляя данное сочинение, архимандрит Дамаскин соблюдает ряд условий, и «прежде всего прямых отношений с тем, о ком автор пишет <...> предполагая максимальную правду изложения <...> избегая мифологического подхода»3. При написании жития агиописатель Дамаскин «исследовал все те внешние обстоятельства, которыми сопровождалась жизнь святого, а также жизнь тех людей, которые окружали мученика, на поступки и слова которых он реагировал, проявляя человеческую слабость или мужество». По мнению автора, «внешние обстоятельства для мученика были жизненным послушанием. Они оказывали на него значительное влияние, помогая стать христианской личностью, способной на мужественные поступки и бескомпромиссное следование за Христом»4.
Ценной информацией, представленной в книге исследователем, являются сведения об «очень цельных, посвятивших свою жизнь и отдавших свое сердце евангельскому идеалу» представителях, таких как епископ Кирилл (Смирнов) или протоиерей Иоанн Восторгов, по мнению ученого, «одаренности, энергии и веры которого хватило бы на сотню людей». В повествовании перед читателями предстают и «люди идеалистически настроенные и честные, но неопытные и слабые, как архимандрит Феофилакт (Клементьев), готовые совершать благое дело в условиях благоприятных, но приходящие в растерянность при испытаниях, когда приходится определяться - в чем заключается их упование. Или такие, как епископ Сергий (Лавров), который, несмотря на всю сложность своего характера, беззаветно служил миссионерскому делу, им избранному, и приходил в смятенное состояние духа, когда его лишался»5.
Представляя аналитические данные о «десятках высокопоставленных государственных чиновников, военных и дипломатов членов Святейшего Синода, руководителях епархий, православных миссионерах, деятелях христианских миссий других государств», автор исследования высказывает справедливое суждение о том, что «пришлось наблюдать, как из старых дореволюционных деятелей на заре новой исторической эпохи в России образуются деятели "нового типа", лишенные, кажется, всяких представлений о нравственности». Вместе с тем, одновременно с судьбами отдельных людей, в представленном сочинении архимандрита Дамаскина, «перед нами
Терещенко А. А. О монографии архимандрита Дамаскина (Орловского) «Урмийская трагедия. Житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верхненского»
проходит судьба целого народа, чей исторический путь оказался усеянным вереницей безвременных смертей»6.
На основе многочисленных, в значительной степени архивных документов исследователь написал житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского. В представленном читателю большом объеме сведений о человеческой судьбе святого видно, что все им описываемое не было вымышленной фантазией автора, а представляло воссоздание действительного образа подвижника и мученика.
В контексте житийного изложения, с первых страниц до самого конца произведения перед читателем разворачивается история одного из важных миссионерских учреждений Российской Церкви - Урмийской православной миссии. По словам исследователя, «в отличие от других миссий, направленных к народам, не просвещенным светом Христовым, в центре внимания русских православных миссионеров оказался древний народ - сирийцы, или айсоры, ассирийцы, халдеи, сирохалдеи, как их тогда называли, жившие в северной Персии и оказавшиеся под сильнейшим давлением окружавших их мусульман и диких племен. И они воззвали к России»7.
Через все повествование проходит жизнь священномученика Пимена, епископа Верненского. Родившийся восьмым ребенком в семье священника Богородицко-Рождественской церкви в селе Васильевское Череповского уезда Новгородской губернии Захария Ивановича Белоликова и его супруги Марии Ивановны, он получил хорошее образование. Его отец следил за образованием детей, всегда внимательно расспрашивал о ходе преподавания наук в училище и семинарии. «Готовя своих детей к пастырскому служению, старался всевозможно раньше приучить их к участию в богослужении, заставлял читать и петь на клиросе, говорить проповеди, требовал знаний церковного устава, молитвословий и песнопений Октоиха»8.
Исследователь отмечает, что Захарий Иванович, выросший в сиротстве в деревне, своим примером трудолюбия приучал детей к труду, к работе во время уборки сена и хлеба. «Не жалел сил, воспитывая детей в духе церковности, стараясь вдохнуть им религиозное чувство, внушать уважение к духовному знанию и любовь к труду»9.
Изложение жития будущего епископа Пимена автор начинает с 1884 г., когда предстоятель окончил Кирилловское духовное училище, располагавшееся в стенах старинного Кирилло-Белоезерского монастыря.
Обстоятельно, с указанием на имеющиеся архивные и опубликованные документы, архимандрит Дамаскин знакомит читателей с образовательными успехами выпускника духовного училища, который, по окончании в 1900 г. Новгородской духовной семинарии, в числе трех лучших выпускников был направлен в Киевскую духовную академию. В 1903 г. митрополитом Флавианом он был пострижен в монашество с именем Пимен.
Исследователь Дамаскин установил, что, во время обучения в академии, весной 1904 г. Пимен защитил кандидатское сочинение на тему «Отношение Вселенских соборов к творениям церковных писателей». В своем исследовании он обратился к проблеме изложения православных взглядов еретиками и отцами Вселенских Соборов, в ходе анализа их взглядов высказал свои принципиальные соображения о прогрессе в богословии.
В ходе обучения в семинарии и академии отец Пимен знакомится с выдающимися деятелями Русской православной церкви — протоиереем Иоанном Кронштадтским и митрополитом Киевским Флавианом (Городецким), получает отличную оценку своему сочинению от доцента Киевской духовной академии Федора Ивановича Мищенко. Отзывы на его диссертацию характеризовали отца Пимена как
исследователя - человека, имеющего способности к научной деятельности. И действительно, оказавшись в Персии, он стал заниматься не только миссионерской и педагогической деятельностью, но и научной.
Ректор академии епископ Чигиринский Платон (Рождественский) 3 июля 1904 г. рукоположил отца Пимена во иеромонаха, после чего он выехал в Санкт-Петербург и был определен на место своего дальнейшего служения, связанного с Персией и христианами сирийцами - бывшими несторианами10.
Автор исследования показывает, что история взаимоотношений сирийцев-несториан с правительством Российской империи имеет долгий и трагический характер. Начиная с конца XVIII в., с момента вхождения Грузии в состав России, сирийцы Персии с надеждой смотрели на единоверцев великой страны, предполагая присоединиться к Российской Православной Церкви и обрести защиту в лице могучего государства, имеющего на Востоке значимое присутствие. На протяжении почти всего XIX века около 200 тысяч христиан-сирийцев Персии и Турции делали попытки войти во взаимоотношения с РПЦ и российским правительством, обращаясь с просьбами в Российское посольство в Тегеране, Генеральное консульство в Тавризе, к наместнику российского императора на Кавказе, в Святейший Синод РПЦ и к российскому императору. Однако положительного решения инициативы несториан не получили поддержки. Мало того, в начале 1880-х гг. прибывшего в Россию несторианского епископа Мар-Гавриила, пожелавшего принять православие, при возвращении его в Урмию убили представители мусульманских курдов.
По мнению Дамаскина (Орловского), значительное противодействие в присоединении сирийцев-несториан к православию оказал государственный аппарат Российской империи в лице МИДа. Автор установил, что «чиновники, в своем большинстве индифферентные к религиозным вопросам, не имели вразумительно выраженной национальной религиозной политики и ставили на ее место достижение личного благополучия»11, «российские дипломаты, кроме желания дружить с западными посольствами, никакой другой политики, по существу, не имели» и потому «невольно оказывались в подчинении у более сильных западных дипломатических миссий, имевших четкую политику, отражавшую интересы их стран»12. Однако все, кто надеялся на Россию, искренне не понимали, почему такая большая страна не может помочь христианам-сирийцам.
Архимандрит Дамаскин указывает, что «несколько раз в течение XIX века несторианские епископы из епархий Турции и Персии (около 10 человек) обращались с просьбой о присоединении к православию, но не получали никакого вразумительного ответа. Только за два года перед наступлением трагического XX века в Урмии была открыта Православная духовная миссия, деятельностью которой стала активная церковная и политическая поддержка христиан-сирийцев в Персии. К сожалению, как полагает автор книги, «время уже было безвозвратно упущено»13.
Посланный Святейшим Синодом в Персию в 1901 г. с ревизией Урмийской миссии протоиерей Иоанн Восторгов, ознакомившись на месте с документами консульства в Тавризе и лично расспросив свидетелей, пришел к выводу «об отсутствии доброжелательных отношений» к православным айсорам. Особенно в худшую сторону они изменились при консуле Петрове, достигая в последний год «высшей степени озлобленности и пристрастия». Консульство прямо объявляло айсорам, чтобы они искали православия у Антиохийского патриарха или Феодосиопольского епископа, проживающего в турецком Эрзеруме14.
Причина такого отношения к инициативам айсоров, обоснованно считает архимандрит Дамаскин (Орловский), лежала в плоскости «грядущей потери «приязненных отношений» к персидскому правительству и мусульманскому
Терещенко А. А. О монографии архимандрита Дамаскина (Орловского) «Урмийская трагедия. Житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верхненского»
духовенству»15. А причины слабости политики Русской православной церкви в отношении айсоров автор усматривает в более активной миссионерской деятельности инославных религиозных миссий. Так, в течение XIX столетия в Урмии активно работали западные миссии, американские протестанты, имевшие своих священнослужителей, школы и семинарию, открывшие сеть сельских школ и училище для подготовки духовенства, лучшие ученики которых посылались в Америку для получения дальнейшего образования. Активно действовали католики, обратившие часть несториан в униатов. Начиная с 1885 г. начала свою деятельность англиканская миссия. сформировавшая сеть сельских школ и училище для подготовки духовенства, печатавшая богослужебные книги Ассирийской Церкви и материально поддерживавшая ассирийское духовенство. Английские миссионеры в Персии пользовались поддержкой и покровительством обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева, который всячески им содействовал и дружески принимал в Санкт-Петербурге. Англичане на словах выступали за воссоединение несториан с православием, а на деле «поддерживали силы, враждебные православию и вообще религиозной жизни»16.
Автор исследования делает существенный вывод о том, что «наличие трех соперничающих между собой западных миссий привело к весьма отрицательным последствиям. Если до вмешательства западных миссионеров христиане-сирийцы жили исключительно в окружении мусульман и твердо держались христианских установлений, то после предложений западных миссионеров в среде сирийцев началась торговля верой, за принятие которой предлагались материальные блага, что в конце концов привело к религиозному равнодушию, и часть сирийцев стала переходить из одного инославия в другое, так как иерархия ближайшей к ним и наиболее родственной РПЦ не спешила приходить им на помощь, вводимая в заблуждение церковными и светскими советниками»17.
Исследователь приводит обстоятельную характеристику работы западных миссий, дает развернутую оценку их деятельности, заключая сведением о появлении в 1898 г. «Миссии русской», которая, по словам протоиерея Иоанна Восторгова, «сразу же по количеству своих последователей заняла выдающееся положение: все миссии, взятые вместе, не имеют столько пасомых (паствы), сколько имеет их одна русская Миссия. И католики, особенно протестанты, во множестве стали переходить в православие. Естественно, инославные миссии горят ненавистью к русской Миссии и ищут лиц, которые бы явились для них удобными орудиями. Таковых всегда везде можно найти, нашлись они и в Урмии»18, - заключает священнослужитель.
Достаточно обстоятельные сведения о деятельности и трагедии Урмийской миссии, начиная с первых шагов и первого периода пребывания иеромонаха Пимена, представлены в многочисленных разделах книги. Архимандрит Дамаскин на основе разнообразных источников и опубликованных документов представил аргументированную историю становления, развития и трагедии Урмийской миссии в Персии.
Заслуживает одобрения представленная в книге ценная информация о деятелях РПЦ, связанных со становлением, существованием и падением (трагедией) Урмийской миссии в условиях сирийско-турецкой войны и взаимоотношениями с советским государством19.
В целом представленная широкому кругу читателей книга Архимандрита Дамаскина (Орловского) блестяще реализовала задачу: сообщить потенциальным читателям впервые всю собранную информацию по проблемам христиан и судьбе той части сирийского народа, который в силу политических условий оказался отторгнутым от православных поместных церквей, и о почти забытой сейчас Урмийской миссии.
Находящаяся в центре повествования жизнь священномученика Пимена, принимавшего в ней деятельное участие, показывает, насколько сложным было в XVIII-XX вв. взаимодействие христиан с окружающим миром, если христианин руководствовался голосом совести, а не расчета.
1 Дамаскин (Орловский), Архимандрит. Урмийская трагедия. Житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верхненского. Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви, 2020. 510 с.
2 Там же. С. 4.
3 Там же. С. 6-7.
4 Там же. С. 8.
5 Там же.
6 Там же. С. 8-9.
7 Там же. С. 9-10.
8 Там же. С. 11.
9 Там же. С. 12-13.
10 Там же. С. 25.
11 Там же. С. 28.
12 Там же. С. 28-29.
13 Там же. С. 29-31.
14 Там же. С. 31-32.
15 Там же. С. 33-34. (Немногим раньше, 4 марта 1863 г., несторианскому епископу Иоанну из Урмии не позволено было отправиться в Россию для принятия православия, епископ принял протестанство и уехал из Персии. Консул в 1898 г. не отпускает для принятия православия в Россию епископа Мар-Иону. Он с чужим паспортом дважды бежал в Россию, принял православие, что стало полной неожиданностью для консула Петрова, узнавшего об этом из газет.)
16 Там же. С. 35-36.
17 Там же. С. 36-37.
18 Там же. С. 42.
19 Там же. С. 43-498.