Научная статья на тему 'Русские монахи-миссионеры урмийской духовной миссии в Персии'

Русские монахи-миссионеры урмийской духовной миссии в Персии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
196
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Урмийская духовная миссия / митрополит Кирилл (Смирнов) / архиепископ Ювеналий (Масловский) / епископ Корнилий (Соболев) / епископ Пимен (Белоликов) / архиепископ Алексий (Кузнецов) / архиепископ Антоний (Марценко) / архимандрит Феофилакт (Клементьев) / епископ Сергий (Лавров) / иеромонах Сергий (Шемелин). / Urmian spiritual mission / metropolitan Kirill (Smirnov) / archbishop Juvenaliy (Maslovsky) / bishop Corneliy (Sobolev) / bishop Pimen (Belolikov) / archbishop Alexy (Kuznetsov) / archbishop Anthony (Martsenko) / archimandrite Theophilact (Klementyev) / bishop Sergiy (Lavrov) / hieromonk Sergius (Shemelin).

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садо Саргон Михайлович

В статье рассмотрены биографические данные девяти членов Урмийской духовной миссии, которая действовала в течение 20 лет, с 1898 по 1917 гг.: архимандритов Феофилакта (Клементьева) и Кирилла (Смирнова), иеромонахов Сергия (Лаврова), Ювеналия (Масловского), Сергия (Шемелина), Корнилия (Соболева), Пимена (Белоликова), Алексия (Кузнецова) и Антония (Марценко). Анализируется их сословное происхождение, образование, срок и характер служения в миссии, научные труды и дальнейшая судьба уже после прихода к власти в России большевиков. Отмечается, что только трое из девяти названных членов по-настоящему успешно и плодотворно потрудились в Урмийской миссии (архимандрит Кирилл, иеромонахи Сергий и Пимен). Их усердие и труды принесли большие плоды и открыли обозримые перспективы в деле дальнейшего воссоединения несториан с Православием. Статья является переработанным вариантом доклада, представленного на III научно-богословской монашеской конференции, организованной Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии и прошедшей 4 апреля 2019 г. в Книжной гостиной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Monks-missionaries of the Urmian Spiritual Mission in Persia

The article examines the biographical data of nine members of the Urmian spiritual mission, which operated for 20 years, from 1898 to 1917: archimandrites Theophilact (Klementyev) and Kirill (Smirnov), hieromonks Sergiy (Lavrov), Juvenaliy (Maslovsky), Sergiy (Shemelin), Corneliy (Sobolev), Pimen (Belolikov), Alexy (Kuznetsov) and Antony (Martsenko). The author analyzes their class origin, education, period and nature of service in the mission, scientific works and their future fate after the Bolsheviks came to power in Russia. It is noted that only three of the nine named members really successfully and fruitfully worked in the Urmian mission (archimandrite Kirill, hieromonks Sergiy and Pimen). Their zeal and labors brought great results and opened up foreseeable prospects for the further reunification of Nestorians with Orthodoxy. The article is a revised version of the report presented at the III Scientific and Theological Monastic Conference organized by the Historical Society of the St. Petersburg Theological Academy and held on April 4, 2019 in the “Book lounge” of the Academy.

Текст научной работы на тему «Русские монахи-миссионеры урмийской духовной миссии в Персии»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (4) 2020

Архимандрит Стефан (Садо)

русские монахи-миссионеры урмийской духовной миссии в Персии

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10015

Аннотация: В статье рассмотрены биографические данные девяти членов Урмийской духовной миссии, которая действовала в течение 20 лет, с 1898 по 1917 гг.: архимандритов Феофилакта (Клементьева) и Кирилла (Смирнова), иеромонахов Сергия (Лаврова), Ювеналия (Масловского), Сергия (Шемелина), Корнилия (Соболева), Пимена (Белоликова), Алексия (Кузнецова) и Антония (Марценко). Анализируется их сословное происхождение, образование, срок и характер служения в миссии, научные труды и дальнейшая судьба уже после прихода к власти в России большевиков. Отмечается, что только трое из девяти названных членов по-настоящему успешно и плодотворно потрудились в Урмийской миссии (архимандрит Кирилл, иеромонахи Сергий и Пимен). Их усердие и труды принесли большие плоды и открыли обозримые перспективы в деле дальнейшего воссоединения несториан с Православием. Статья является переработанным вариантом доклада, представленного на III научно-богословской монашеской конференции, организованной Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии и прошедшей 4 апреля 2019 г. в Книжной гостиной академии.

Ключевые слова: Урмийская духовная миссия, митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Ювеналий (Масловский), епископ Корнилий (Соболев), епископ Пимен (Белоликов), архиепископ Алексий (Кузнецов), архиепископ Антоний (Марценко), архимандрит Феофилакт (Клементьев), епископ Сергий (Лавров), иеромонах Сергий (Шемелин).

Об авторе: Архимандрит Стефан (Садо Саргон михайлович)

Заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: stefansahda@yandex.ru

Ссылка на статью: Стефан (Садо), архим. Русские монахи-миссионеры Урмийской духовной миссии в Персии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 192-198.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (4) 2020

Archimandrite Stephan (Sado)

Russian Monks-missionaries of the Urmian Spiritual Mission in Persia

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10015

Abstract: The article examines the biographical data of nine members of the Urmian spiritual mission, which operated for 20 years, from 1898 to 1917: archimandrites Theophilact (Klementyev) and Kirill (Smirnov), hieromonks Sergiy (Lavrov), Juvenaliy (Maslovsky), Sergiy (Shemelin), Corneliy (Sobolev), Pimen (Belolikov), Alexy (Kuznetsov) and Antony (Martsenko). The author analyzes their class origin, education, period and nature of service in the mission, scientific works and their future fate after the Bolsheviks came to power in Russia. It is noted that only three of the nine named members really successfully and fruitfully worked in the Urmian mission (archimandrite Kirill, hieromonks Sergiy and Pimen). Their zeal and labors brought great results and opened up foreseeable prospects for the further reunification of Nestorians with Orthodoxy. The article is a revised version of the report presented at the III Scientific and Theological Monastic Conference organized by the Historical Society of the St. Petersburg Theological Academy and held on April 4, 2019 in the "Book lounge" of the Academy.

Keywords: Urmian spiritual mission, metropolitan Kirill (Smirnov), archbishop Juvenaliy (Maslovsky), bishop Corneliy (Sobolev), bishop Pimen (Belolikov), archbishop Alexy (Kuznetsov), archbishop Anthony (Martsenko), archimandrite Theophilact (Klementyev), bishop Sergiy (Lavrov), hieromonk Sergius (Shemelin).

About the author: Archimandrite Stephan (Sado Sargon Mikhailovich)

Head of the Library of the Saint Petersburg Theological Academy. E-mail: stefansahda@yandex.ru

Article link: Stephan (Sado), archim. Russian Monks-missionaries of the Urmian Spiritual Mission in Persia. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 192-198.

Монашествующие составляли значительный процент в составе всех русских заграничных миссий (это — Иерусалимская, Американская, Китайская, Корейская и Урмийская), особенно в числе управляющего состава — начальников миссий и их заместителей. С одной стороны, это традиционно являлось одной из ступеней в духовной службе и карьере ученого монаха — выпускника одной из четырех российских духовных академий (в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Казани), наряду с инспекторством и ректорством в духовных семинариях, в чем он должен был проявить свои способности и компетентность (либо наоборот — некомпетентность) для будущего высокого служения в епископском достоинстве. В биографиях многих выдающихся русских иерархов и церковных деятелей Х1Х-ХХ вв. нередко присутствует факт служения в заграничных миссиях (свт. Патриарх Тихон — в Америке, патриарх Сергий (Страгородский) — в Японии, святитель Феофан Затворник — в Иерусалиме).

С другой стороны, монахи в истории Церкви всегда признавались лучшими миссионерами, поскольку в христианской миссии (= проповеди среди мира) главное — это собственный христианский безупречный пример, который более всего привлекает к Церкви внешних людей. Монахи с их необременностью семьей, послушанием священноначалию и нестяжанием имущества во все времена были усердными и плодотворными миссионерами. Как известно, католические западные миссии, состоявшие главным образом из монахов и монахинь различных орденов, очень активно трудились на всех континентах по обращению в католичество стран и народов. В какой-то степени для русских миссионеров за пределами России в Х1Х-ХХ вв. они являлись примером для подражания.

Русская Урмийская духовная миссия действовала 20 лет (с 1898 по 1918 гг.) в небольшой персидской провинции с центром в г. Урмия, недалеко от русско-персидской границы, среди обратившихся в православие бывших несториан-ассирийцев. За это время в ней в качестве начальников и членов миссии потрудились назначенные указами Св. Синода девять представителей русского ученого монашества1. В хронологическом порядке поступления в миссию это:

1) архимандрит Феофилакт (Клементьев)2, начальник миссии в 1898-1902 гг.;

2) архимандрит Кирилл (Смирнов)3, начальник миссии в 1902-1904 гг.;

1 Известны еще 5 монашествующих, сотрудников Урмийской миссии, но не входящих в эту категорию, о которых в этой статье мы не будем подробно говорить. Это Анатолий (Мостин-ский) (1900-1901), Тихон (Мурайченко) (1900-1901), Вячеслав (Маршалек) (1900-1901), Димитрий (Борисенко) (1914), Виталий (Сергеев) (1904-1918, с перерывами). Первые два оказались крайне неудачным выбором в 1-й состав миссии и вскоре были отозваны из Урмии. Монах Вячеслав, чех по происхождению и инженер по образованию, потрудился над строительством храма, но пробыл в Урмии недолго. Об иеромонахе Димитрии, прибывшем из Алтайской миссии и пробывшем в Урмии недолго, мало что известно. Отец Виталий — из простецов, направлен в Урмию из Валаамского монастыря на клиросное послушание и там посвященный в сан, многолетний усердный служитель Урмийской миссии, а затем русского храма в Тегеране — до 1946 г. Подробнее о них всех см.: Стефан (Садо), иером. Российская православная миссия в Урмии (1898-1918) // Христианское чтение. 1996. №13. С.73-112. См. также: Стефан (Садо), игум. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии В. В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с Русской Православной Церковью в конце XIX в. // Христианское чтение. 1997. №14. С.97-123; ГердЛ.А. Англиканская и Русская православная миссии к не-сторианам Персии и Турции в конце XIX в. (по материалам донесений британских дипломатов) // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 137-157.

2 См.: Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 68, 703; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016. С. 554

3 См.: ЖуравскийА.В. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды свя-щенномученика Кирилла Казанского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004; Мазырин А., свящ. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей // Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах. М., 2006. С. 57-196.

Епископ Феофилакт (Клементьев) (1870-1923),

ушедший в 1922 г. в обновленческий раскол

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

(1863-1937)

Епископ Сергий (Лавров) (1878-1937), уклонившийся в обновленческий раскол и снявший сан в 1929 г.

3) иеромонах Сергий (Лавров)4, член миссии в 1902-1904гг.; архимандрит, начальник миссии в 1904-1916 гг., с 1913 г. — в сане епископа;

4) иеромонах Ювеналий (Масловский)5, член миссии в 1903-1904гг.;

5) иеромонах Сергий (Шемелин)6, член миссии в 1904-1906гг.;

6) иеромонах Корнилий (Соболев)7, член миссии в 1904-1907гг.;

7) иеромонах Пимен (Белоликов)8, член миссии в 1904-1914гг. (с перерывами), начальник миссии в 1916-1917 гг.;

8) иеромонах Алексий (Кузнецов)9, член миссии в 1908 г.;

9) иеромонах Антоний (Марценко)10, член миссии в 1914-1915 гг.

Хотя список из девяти миссионеров, трудившихся на протяжении 20-ти лет, является небольшой выборкой для серьезных выводов, однако все же, по нашему мнению, достаточной, чтобы изучить ее более подробно и произвести некоторые наблюдения.

Происхождение. Шестеро происходили из духовного сословия, один — из казаков (Сергий (Шемелин)), один — из дворян (Ювеналий (Масловский)), один — из мещан? (Антоний (Марценко)).

Образование. Из девяти ученых членов Урмийской миссии шестеро окончили Санкт-Петербургскую духовную академию, двое (Ювеналий (Масловский) и Сергий

4 Ходаковская О. «Как мелко, глупо то, чего я домогался...» Взлёты и падения епископа Сергия (Лаврова) // Восток Свыше: духовный, литературно-исторический журнал. Ташкент, 2016. Вып. XL. № 1-2. Январь-июнь. С. 13-25; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. С. 305-306.

5 Серафим (Питерский), игум., Мелетия (Панкова), мон. Иувеналий (Масловский), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. XXVIII. М., 2012. С. 367-370.

6 Стефан (Садо), иером. Российская православная миссия в Урмии. С. 112.

7 СтуковаН.Л. Корнилий (Соболев), еп. // Православная энциклопедия. Т.ХХХ"УШ.М., 2015. С. 131-133.

8 Ходаковская О. Там, где сияют горные вершины. Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, священномученика (1879-1918). Алма-Ата, 2012.

9 Дамаскин (Орловский), игум., ТереховА.Г. Алексий (Кузнецов), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 667-668.

10 Кривонос Ф, свящ, Буевский А. С. Антоний (Марценко), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 631.

Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский) (1878-1937)

Архиепископ Свердловский и Ирбитский Корнилий (Соболев) (1880-1933)

Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии (1879-1918)

(Шемелин)) — Казанскую и один (Пимен (Белоликов)) — Киевскую. Все имели степень кандидата богословия. Четверо из указанных девяти лиц окончили до академии другие учебные заведения: архимандрит Феофилакт — историко-филологический факультет Харьковского университета, иеромонах Сергий (Шемелин) — Оренбургский кадетский корпус, иеромонах Ювеналий — Гродненскую гимназию, иеромонах Алексий — Александровский лицей. Из всех девяти только один был из вдовых священников (архимандрит Кирилл), остальные приняли монашество, обучаясь в академии, либо вскоре после ее окончания.

Сроки служения. Более всех прослужил в Урмийской миссии епископ Сергий (Лавров) — 14 лет, в том числе 12 лет в должности начальника; за ним следует Пимен (Белоликов) — 13 лет. Пребывание прочих семи членов миссии на службе в Урмии по разным причинам не длилось более 2-3 лет.

Характер служения в миссии. Только трое из девяти названных членов по-настоящему успешно и плодотворно потрудились в Урмий-ской миссии (архимандрит Кирилл, иеромонахи Сергий и Пимен). Их усердие и труды принесли большие плоды и открыли обозримые перспективы в деле дальнейшего воссоединения несториан с Православием. Лишь революция 1917 г. и конец России как христианской державы прекратили и уничтожили их достижения. Деятельность остальных

Архиепископ Сарапульский и Елабужский Алексий (Кузнецов) (1875-1938)

Архиепископ Тульский и Белёвский Антоний (Марценко) (1887-1954)

миссионеров из-за краткосрочности их пребывания в Урмии и по другим причинам оказались лишь строчкой в их биографиях и ступенькой в карьере.

Ученые заслуги. Из урмийских миссионеров учеными трудами отметились иеромонахи Сергий (Лавров) и Пимен (Белоликов). Оба достаточно изучили древнесирий-ский и новосирийский языки, что очень способствовало успеху их проповеди. Отец Сергий составил Русско-Сирский лексикон, переводил православные чины и после-дования на ассирийский богослужебный язык. Отец Пимен, кроме того, занимался переводом древних сирийских текстов на русский язык и вполне мог вырасти в значительного русского сириолога. Известен также ученый труд иеромонаха Алексия (Кузнецова) «Юродство и столпничество» (1913), изданный много позднее его отбытия из Урмии.

Последующая судьба. Все члены Урмийской миссии из ученого монашества (за исключением одного11), причем восемь из девяти сподобились, спустя недолгое время, возведения в архиерейский сан. В хронологическом порядке: архимандрит Кирилл — в 1904 г., архимандрит Феофилакт — в 1911 г., архимандрит Сергий — в 1913 г., иеромонах Ювеналий — в 1914 г., архимандрит Пимен — 1916 г., иеромонах Алексий — в 1916 г., иеромонах Корнилий — в 1917 г., иеромонах Антоний — в 1923 г. (в эмиграции).

В судьбах этих 8 епископов отразилась вся трагичность истории Русской Православной Церкви в XX столетии. Из восьми пять епископов были расстреляны большевистской властью (в 1918 г. — епископ Верненский Пимен, осенью 1937 г. — митрополит Казанский Кирилл, архиепископ Рязанский Ювеналий, епископ Сарапульский Алексий, бывший епископ Сергий), еще один умер в ссылке в 1933 г. (архиепископ Корнилий), а последний из выживших членов Урмийской миссии архиепископ Антоний (Марценко), вернувшийся из эмиграции в СССР, возглавлял Тульскую кафедру, был арестован в 1951 г. и осужден на срок в лагере, где, по-видимому, и умер. Лишь один из восьми (епископ Феофилакт) умер на свободе в 1923 г. Все расстрелянные в 1937 г. предварительно прошли весь круг преследований, лагерей и ссылок, как и большинство духовенства того времени.

Двое из восьми в настоящее время причислены к сонму новомучеников Российских (сщмч. Кирилл Казанский и сщмч. Пимен Верненский), еще один — сщмч. Юве-налий Рязанский был внесен в святцы, а спустя время, в 2012 г., изъят.

Два епископа примкнули к обновленческому расколу (еп. Феофилакт, еп. Сергий) и покинули ряды законной иерархии Русской Православной Церкви.

Самый знаменитый из урмийских миссионеров — сщмч. митрополит Кирилл (Смирнов), ставший кандидатом в местоблюстители Всероссийского патриаршего престола после смерти патриарха Тихона, а позже — знаменем церковного сопротивления соглашательской политике митрополита Сергия (Страгородского).

Такова судьба русских урмийских монахов-миссионеров. Похожая судьба у множества российских ученых монахов — иеромонахов, епископов, богословов, доживших до большевистской революции и попавших под жесточайший террор безбожной власти и одурманенных ею людей. Принимая монашество в 1900-е — 1910-е гг. и мечтая посвятить себя служению Богу и Церкви в миссионерстве, духовном образовании, ученой деятельности, никто из них не предполагал, какой тернистый и испо-веднический путь ожидает их через 20-30 лет.

11 Иеромонах Сергий (Шемелин) через 3 года после отъезда из Урмии в Россию по собственному желанию снял сан и монашество. Как сложилась его дальнейшая судьба, неизвестно.

источники и литература

1. ГердЛ.А. Англиканская и Русская православная миссии к несторианам Персии и Турции в конце XIX в. (по материалам донесений британских дипломатов) // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 137-157.

2. Дамаскин (Орловский), игум., ТереховА.Г. Алексий (Кузнецов), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 667-668.

3. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 863 с., [16] л. ил.

4. Кривонос Ф., свящ, Буевский А. С. Антоний (Марценко), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 631.

5. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016. 736 с. (Материалы по истории Церкви. Книга 54).

6. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах / Науч. ред. прот. Владимир Воробьёв. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 444 с.: ил., [16] с. ил. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

7. Серафим (Питерский), игум., Мелетия (Панкова), мон. Иувеналий (Масловский), архиеп. // Православная энциклопедия. Т.XXVIII. М., 2012. С. 367-370.

8. Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005. 734, [1] с. : ил., портр.

9. Стефан (Садо), игум. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии В. В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с Русской Православной Церковью в конце XIX в. // Христианское чтение. 1997. № 14. С. 97-123.

10. Стефан (Садо), игум. Российская православная миссия в Урмии (1898-1918) // Христианское чтение. 1996. № 13. С. 73-112.

11. Стукова Н. Л. Корнилий (Соболев), еп. // Православная энциклопедия. Т. XXXVIII. М., 2015. С. 131-133.

12. Ходаковская О. «Как мелко, глупо то, чего я домогался.» Взлёты и падения епископа Сергия (Лаврова) // Восток Свыше: духовный, литературно-исторический журнал. Ташкент, 2016. Вып. XL. № 1-2. Январь-июнь. С. 13-25.

13. Ходаковская О. Там, где сияют горные вершины. Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, свя-щенномученика (1879-1918). Алма-Ата, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.