Научная статья на тему 'О моделях взаимотношений власти и бизнес-структур'

О моделях взаимотношений власти и бизнес-структур Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
899
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / БИЗНЕС- СТРУКТУРЫ / МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / Y STABILITY AND DYNAMICS / GOVERNMENT / REGIONAL AUTHORITIES / BUSINESS STRUCTURES / MODELS RELATIONSHIPS / POLITICAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егоров А.А.

Введение. В настоящее время российский бизнес стоит перед выбором между экономическими преобразованиями и адаптацией к политическим реалиям. Поэтому сейчас актуализируется задача изучения взаимоотношения бизнеса и власти как процесса, играющего роль в политических отношениях современной России. Рассматривать взаимоотношения бизнеса и власти необходимо еще и потому, что в процессе взаимодействия стороны демонстрируют различия в ценностных ориентациях и установках, целях и способах их достижения, высказывают политические предпочтения и заявляют притязания властного характера. Теоретический анализ. С помощью институционального метода рассматривается бизнес-структура, а с помощью дискурсивного метода - деструктивные аспекты анализа взаимодействия власти и бизнес-структур. Результаты. Выстраиванию отношений партнерства между властью и бизнес-структурами не существует альтернативы. Полноценное партнерство может открыть перед страной новые возможности и перспективы - от формирования консенсуса по проблемам национальных интересов до продвижения нового имиджа современной России. Достижение равновесия с помощью взаимных уступок и компромиссов будет способствовать достижению стабильности, которая катализирует позитивные изменения, придаст им необходимую устойчивость и динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Егоров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Models the Relationships Authorities and Business Structures

Introduction. Currently, the Russian business is faced with a choice between economic transformation and adaptation to political realities. So now updated the task of studying the relationship of business and government as a process, which plays a role in political relations in modern Russia. To examine the relationship between business and government is necessary because in the process of interaction between the parties demonstrate the differences in value orientations and attitudes, goals and ways of achieving them, Express their political preferences, and declare the claims of the power of nature. The analysis of the relationship of the structures of government and business flowing in the framework of the existing institutions, to evaluate the possibility of transition to a civilized relationship in the form of consultation. Theoretical analisis. With institutional method considers the business structure, and with discursive method, discusses the destructive aspects of the analysis of interaction between government and business structures. Results. Building partnerships between government and business structures there is no alternative. The more that you can return to fully trust is impossible without return to partnerships with Russian business. Comprehensive partnerships can open new possibilities and perspectives from the formation of finally consensus on issues of national interest to promote a new image of the new Russia. Such a partnership would be the basis of a new, future-oriented and results-oriented perspective, a national consensus on the ways of development of the country. Achieving balance through mutual concessions and compromises will contribute to the achievement of stability, which catalyzes positive change that will give them the necessary stability and dynamics.

Текст научной работы на тему «О моделях взаимотношений власти и бизнес-структур»

Л. Л. Егоров. О моделях взаимотношений власти и бизнес-структур

УДК (334.012.64:353.2) (571.63)

О МОДЕЛЯХ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР

А. А. Егоров

аспирант кафедры политических наук,

Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина -филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: Anton11leon@gmail.com

Введение. В настоящее время российский бизнес стоит перед выбором между экономическими преобразованиями и адаптацией к политическим реалиям. Поэтому сейчас актуализируется задача изучения взаимоотношения бизнеса и власти как процесса, играющего роль в политических отношениях современной России. Рассматривать взаимоотношения бизнеса и власти необходимо еще и потому, что в процессе взаимодействия стороны демонстрируют различия в ценностных ориентациях и установках, целях и способах их достижения, высказывают политические предпочтения и заявляют притязания властного характера. Теоретический анализ. С помощью институционального метода рассматривается бизнес-структура, а с помощью дискурсивного метода - деструктивные аспекты анализа взаимодействия власти и бизнес-структур. Результаты. Выстраиванию отношений партнерства между властью и бизнес-структурами не существует альтернативы. Полноценное партнерство может открыть перед страной новые возможности и перспективы - от формирования консенсуса по проблемам национальных интересов до продвижения нового имиджа современной России. Достижение равновесия с помощью взаимных уступок и компромиссов будет способствовать достижению стабильности, которая катализирует позитивные изменения, придаст им необходимую устойчивость и динамику. Ключевые слова: власть, региональная власть, бизнесструктуры, модели взаимоотношения, политические отношения.

Введение

В настоящее время российский бизнес стоит перед выбором между экономическими преобразованиями и адаптацией к политическим реалиям. Поэтому сейчас актуализируется задача изучения взаимоотношений бизнеса и власти как процесса, играющего роль в политических отношениях современной России. Рассматривать взаимоотношения бизнеса и власти необходимо еще и потому, что в процессе взаимодействия стороны демонстрируют различия в ценностных ориентациях и установках, целях и способах их достижения, высказывают политические предпочтения и заявляют притязания властного характера. Именно анализ взаимоотношений структур власти и бизнеса, протекающего в рамках действующих институтов, позволяет оценить возможность перехода к цивилизованным взаимоотношениям в режиме консультаций [1].

Теоретический анализ

Сегодня главной составляющей во взаимодействии бизнеса и региональной власти является система отношений между региональной властью и бизнес-структурами региона, которые выступают основным элементом функционирования региональной экономики. Необходимость их развития вытекает из двух концептов развития - соответствия между формированием институтов частной собственности и процессом ускорения экономического роста, а также более высокой производительности и эффективности экономики, основанной на частной собственности [2]. Экономический и политический эффект для общества от эффективного взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур состоит в том, что оно получает более качественные товары, более высокий уровень обслуживания, новые рабочие места.

Под бизнесом мы понимаем совокупность организационных структур, осуществляющих свою деятельность и являющихся инструментом экономической интеграции страны. Деятельность бизнеса регулируется законодательными актами, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для страны принципиально изменять ее стратегические и тактические перспективы.

Учитывая ту большую роль, которую бизнес играет в рамках региональной экономической системы, а также его возрастающее влияние на многие общественные и даже природные процессы, возникает необходимость определения механизмов воздействия региональных органов власти на его развитие.

Проблема взаимоотношений бизнеса и региональной власти находится сегодня в центре общественного внимания и научных дискуссий [3]. Однако единства мнений по поводу долженствующих принципов отношений между региональной властью и бизнес-структурами в политической и экономической жизни не существует. Разброс простирается от воззрений на региональные власти как на враждебную для

© Егомов Л. Л., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 2

бизнеса инстанцию, осуществляющую его жесткий контроль и регулирование, до представлений о сугубо благожелательном отношении власти к предпринимательству, защите его от проявлений иностранной конкуренции, о его технической и рыночной поддержке, дешевых кредитах и т.д. В действительности между бизнесом и органами управления разных государств можно наблюдать различные варианты отношений. Но в любом случае именно региональные органы власти создают условия для развития экономики и частного предпринимательства в регионе, задают параметры влияния бизнес-структур на социальную жизнь.

Существующие современные схемы взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти включают целый спектр моделей. К ним относятся: идеально теоретическая модель, национальная модель, нормативная модель, реальная институциональная модель, конвенциональная модель, модель «государство порядка», «государство наказания», «государство-спасатель», конфликтная модель, симбиотическая модель, модель государственного патроната, модель доминирования, модель партнерства [4, с. 29-34].

Взаимодействие региональной власти и бизнес-структур происходит по схеме, которая может быть выражена моделью, сформировавшейся в данном регионе. Поэтому реальная модель представляет собой, как пишут М. В. Курбатова и С. Н. Левин, совокупность сложившихся формальных и неформальных норм, правил, практик их применения (т.е. упорядоченных определенным образом коллективных действий, основанных на неявных схемах, которые организуют опыт субъектов взаимодействия) [5, с. 27]. Однако следует иметь в виду, что теоретические модели по взаимодействию власти и бизнеса, в том числе и региональной, не являются раз и навсегда данными. В каждом регионе складывается своя модель взаимодействия власти и бизнес-структур на основе норм, правил и практики их применения.

В реально сложившейся ситуации во взаимоотношении власти и бизнес-структур сформировались три относительно обособленные модели их взаимодействия: «белая», «черная» и «серая» [6].

Под «белой» моделью следует понимать отношения власти и бизнеса, которые характеризуют формальную практику экономических взаимоотношений власти и бизнеса, охватывающих регистрацию, лицензирование, контроль и принуждение. В этой модели взаимоотношения власти и бизнеса выстраивают единые правила,

на основе которых осуществляется их взаимосвязь. «Серая» модель характеризуется торгом между властью и бизнесом. «Черная» модель охватывает коррупционную составляющую. Две последние модели существуют вне правового поля. Здесь власть часто нарушает правила установленных взаимоотношений и применяет силовые методы. Как отмечают М. В. Курбатова и С. Н. Левин, принципиальное различие между «чёрной» и «серой» моделями («зонами») состоит в целях и наборе инструментов создания преференциальных режимов. Отношения «черной» модели созданы на индивидуальных корыстных интересах отдельного чиновника, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказывается взятка, вовлечение в бизнес чиновника. Отношения «серой» модели основаны на интересе выполнения властью своих публичных функций и на взаимной заинтересованности сторон в выживании территории [5, с. 29]. Инструментом достижения интересов бизнеса становится добровольный или добровольно-принудительный взнос в дофинансирование территории. Из вышесказанного можно сделать некоторый вывод. В «серой» модели переплелись как формальные, так и неформальные правила игры между властью и бизнесом. Здесь отсутствует прямая коррупционная составляющая и не нарушаются нормы закона.

Сегодня можно с уверенностью говорить о недостаточно развитых институциональных структурах. Это препятствует власти и бизнесу четко определять порядок взаимодействия, принимать необходимые меры для разрешения появляющихся проблем и работать в системе консультаций. В связи с этим становится очевидным, что необходима более гибкая модель взаимодействия власти и бизнес-структур, активно отстаивающего свои интересы.

В то же время создание государством благоприятного климата для бизнес-структур и привлечение инвесторов в российскую экономику рассматриваются как факторы, которые ограничивают функции государства контролировать бизнес и представлять его структурам возможность реализовывать свои проекты. С другой стороны, без осторожного сдерживания со стороны государства бизнес будет мешать достижению общего блага. Для того чтобы достигнуть поставленных целей, бизнес и власть должны выстраивать взаимоотношения через признаваемую друг другом систему институтов.

Примеры конструктивного взаимодействия власти и бизнеса в России указывают на необходимость внедрения дискурсивных механизмов в процесс политической коммуникации.

152

Научный отдел

А. А. Егоров. О моделях взаимотношений власти и бизнес-структур

С помощью конвенциональных моделей взаимодействия возможно достижение существенного снижения конфликтности и уровня социально-политической напряженности. Данные модели позволяют грамотно управлять конфликтом, включают в работу по его разрешению институты гражданского общества, предоставляют возможность найти деструктивные явления. Но, к сожалению, использование конвенциональных практик пока имеет место только в рамках единичных ситуаций, диалоговые механизмы в качестве основных моделей разрешения конфликта пока не нашли широкого применения.

Современный российский бизнес не является таким однозначно ведомым и легко управляемым. Отсюда более корректным при характеристике взаимоотношений бизнеса и государства в современной России, пишет К. Ю. Кисель, представляется использование несколько иной, а именно - корпоративной модели. В России на протяжении последнего десятилетия складывается модель «нового российского корпоративизма» [4].

Как ни парадоксально, она могла бы при определенных условиях способствовать преодолению опасной бесконтрольности и бизнеса, и власти (тем более что параллельно с описанными процессами в России продолжал развиваться и реальный плюрализм интересов - групповых, региональных, отраслевых), созданию своеобразной системы взаимных сдержек и противовесов. Особенно если бы в ее рамках удалось задействовать важные дополнительные составляющие - общественный контроль и независимую экспертизу, что было бы плодотворным фактором для развития современной России.

Как признано ныне на самых верхних этажах российской политической системы, ключевая проблема для нашей страны в XXI в. состоит в том, сумеет ли Россия достичь экономического роста и инновационного развития при политической стабильности.

Результаты

Таким образом, рассматривая отношения власти и среднего бизнеса можно сказать, что власть совместно с бизнесом ищет пути эффективного взаимодействия. Выстраиванию отношений партнерства между властью и бизнес-структурами не существует альтернативы. Тем более что вернуть в полной мере доверие невозможно без возврата к механизмам партнерства с российским бизнесом. Полноценное партнерство может открыть перед страной новые возможности и перспективы - от формирования наконец консенсуса по проблемам националь-

ных интересов до продвижения нового имиджа новой России. Такое партнерство способно стать основой нового, нацеленного в будущее и ориентированного на перспективу, общенационального консенсуса относительно путей развития страны. Достижение равновесия с помощью взаимных уступок и компромиссов будет способствовать достижению стабильности, которая катализирует позитивные изменения, придаст им необходимую устойчивость и динамику.

Список литературы

1. Яровой А. Возможности власти в развитии социальной ответственности российского бизнеса // Власть.

2009. № 10. С. 15-19.

2. Зотов А. П. Взаимодействие государства и бизнессообщества в естественно-монопольных отраслях // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2007. Вып. 2 (46). С. 229-233.

3. Пшизова С. Н. Бизнес как субъект государственной политики // Управленческое консультирование. 2009. № 4. С. 145-164.

4. Кисель К. Ю. Современные модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти : дис. ... канд. полит. наук. М., 2013. 177 с.

5. Курбатова М. В., Левин С. Н. Деформация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса // Terra Economicus.

2010. Т 8, № 1. С. 27-50.

6. Рудоманов Д. В. Конфликтные аспекты формирования российского бизнеса в современных условиях // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 737-740.

On Models the Relationships Authorities and Business Structures

A. A. Egorov

Stolypin Volga Region Institute of Administration

of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration,

23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia E-mail: Anton11leon@gmail.com

Introduction. Currently, the Russian business is faced with a choice between economic transformation and adaptation to political realities. So now updated the task of studying the relationship of business and government as a process, which plays a role in political relations in modern Russia. To examine the relationship between business and government is necessary because in the process of interaction between the parties demonstrate the differences in value orientations and attitudes, goals and ways of achieving them, Express their political preferences, and declare the claims of the power of nature. The analysis of the relationship of the structures of government and business flowing in the framework of the existing institutions, to evaluate the possibility of transition to a civilized relationship in the form of consultation. Theoretical analisis. With institutional method considers the business structure, and with discursive method, discusses the destructive aspects of the analysis of interaction between

Экономика

153

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 2

government and business structures. Results. Building partnerships between government and business structures there is no alternative. The more that you can return to fully trust is impossible without return to partnerships with Russian business. Comprehensive partnerships can open new possibilities and perspectives - from the formation of finally consensus on issues of national interest to promote a new image of the new Russia. Such a partnership would be the basis of a new, future-oriented and results-oriented perspective, a national consensus on the ways of development of the country. Achieving balance through mutual concessions and compromises will contribute to the achievement of stability, which catalyzes positive change that will give them the necessary stability and dynamics.

Key words: government, regional authorities, business structures, models relationships, political relationships.

Reference

1. Yarovoi A. Vozmozhnosti vlasti v razvitii sotsial’noi otvetstvennosti rossiiskogo biznesa [Features authorities in the development of social responsibility of Russian business]. Vlast’ [Power], 2009, no. 10, pp. 15-19.

2. Zotov A. P. Vzaimodeistvie gosudarstva i biznes-soobshchestva v estestvenno-monopol’nykh otrasliakh

[Interaction of the state and the business community in the natural monopoly industries]. Vestnik Tambovskogo universiteta [Vestnik Tambov University. Ser. Humanitarian science], 2007, no. 2 (46), pp. 229-233.

3. Pshizova S. N. Biznes kak sub”ekt gosudarstvennoi politiki [Business as a subject of public policy]. Uprav-lencheskoe konsul’tirovanie [Management Consulting],

2009, no. 4, pp. 145-164.

4. Kisel K. Yu. Sovremennye modeli vzaimodeistviia biznes-struktur i organov gosudarstvennoi vlasti [Current models of the interaction of businesses and public authorities. Cand. polit. sci. diss]. Moscow, 2013. 177 p.

5. Kurbatova M. V., Levin S. N. Deformatsiia pravil v sovremennoi rossiiskoi ekonomike (na primere vzaimo-deistviia vlasti i biznesa [Deformation of the rules in the current environment (for example, the interaction between business and government]. Terra Economicus,

2010, Vol. 8. no. 1, pp. 27-50.

6. Rudomanov D. V. Konfliktnye aspekty formirovaniia rossiiskogo biznesa v sovremennykh usloviiakh [Conflicting aspects of the formation of Russian business in modern conditions].Molodoi uchenyi [Young scientists], 2014, no. 8, pp. 737-740.

УДК 330

ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

А. А. Фирсова

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Саратовский государственный университет E-mail: a.firsova@rambler.ru

А. А. Нархова

студентка экономического факультета,

Саратовский государственный университет E-mail: saintgerg@gmail.com

Введение. В последние десятилетия вопросы влияния университетов на региональное экономическое развитие и поиск наиболее эффективных механизмов и инструментов взаимодействия университетов и регионов привлекает все большее внимание исследователей и практиков. Методика исследования. В данной статье поставлена цель - изучить влияние российских университетов на инновационное развитие регионов. Для оценки влияния университетов на показатели инновационного развития регионов были использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики за 2010-2013 гг. В качестве факторов, характеризующих влияние университета, был выбран набор статистически наблюдаемых относительных финансовых показателей эффективности национальных исследовательских университетов. Для оценки уровня инновационного развития регионов

были использованы метод интегрального рейтингового анализа инновационной активности и модель производственной функции знания. Результаты. Анализ корреляционной зависимости по анализируемым регионам Российской Федерации показывает значительную дифференциацию показателей и динамики влияния деятельности национальных исследовательских университетов на инновационное развитие регионов. При увеличении объема средств, полученных ими на НИОКР по договорам с хозяйствующими субъектами, по отношению к их общим доходам на 1 млн руб. уровень инновационного развития региона увеличится на 4,8499 единицы, что свидетельствует о хороших перспективах развития для регионов при активном взаимодействии университетов и бизнеса. Ключевые слова: университет, инновационное региональное развитие.

© Фирсова А. А., Нархова А. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.