Научная статья на тему 'О моделях формирования эффективных систем внутреннего контроля в экономических субъектах на примере Госкорпорации «Росатом»'

О моделях формирования эффективных систем внутреннего контроля в экономических субъектах на примере Госкорпорации «Росатом» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСКОРПОРАЦИЯ "РОСАТОМ" / ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ВНУТРЕННИХ КОНТРОЛЕРОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / INTERNAL CONTROL / INTERNAL CONTROL SYSTEM (ICS) MODEL OF THE ICS STRUCTURE / CONTROL ENVIRONMENT / STATE CORPORATION "ROSATOM" / PRINCIPLE OF OPENNESS / PROFESSIONAL STANDARDS / ASSESSMENT OF QUALIFICATIONS OF INTERNAL INSPECTORS / ECONOMIC ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игин И. М., Русакова А. С.

В статье представлен анализ современного состояния наиболее перспективных направлений развития внутреннего контроля и систем внутреннего контроля в российской экономике в соответствии с имеющейся законодательной базой. Также выделены и описаны основные модели формирования систем внутреннего контроля компаний различных организационно-правовых форм, основанные на российском и международном опыте; рассмотрено их эффективное использование на примере Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Авторы описали периодизацию этапов формирования внутреннего контроля Госкорпорации «Росатом», выделив три основных периода (2008-2010 годы, 2010-2011 годы, 2011-2015 годы), и проанализировали основные положительные стороны концепции ее развития, в том числе принципы открытости, опережающего построения, общей вовлеченности, разделения ответственности между субъектами контроля, независимости и объективности, иерархичности и другие. В статье рассмотрена контрольная среда как совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта и предложен вариант повышения ее эффективности путем проведения независимой оценки профессиональной квалификации специалистов в области внутреннего контроля на соответствие профессиональному стандарту «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», утвержденному Минтруда России в 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMATION MODELS OF EFFICIENT SYSTEMS OF INTERNAL CONTROL IN ECONOMIC SUBJECTS ON THE EXAMPLE OF THE STATE CORPORATION “ROSATOM”

This article provides an analysis and modern state of the most perspective development ways of internal control and systems of internal control in Russian economy in accordance with the present legislative base. The article separates out and describes the basic models of internal control systems ’ formation for companies with different organizational and legal forms, based on Russian and international experience; it also considers their efficient use on the example of the state corporation of nuclear energy “Rosatom”. The authors have described the repetitive operation of internal control stages ’formation of the corporation “Rosatom”; they have separated out three basic periods (2008-2010, 2010-2011, 20112015) and analyzed the main positive sides of the concept ’s development, including open principle, outrun structure, general involvement, distribution of responsibility among control subjects, independence and objectivity, hierarchical pattern and others. This paper considers the control environment as a total of principles and standards of economic subject ’s activity and presents a variant for its efficiency improvement by means of independent assessment of specialists ’professional qualification in the field of internal control for correspondence to the professional standard “Specialist for internal control (internal controller)”, adopted in 2015 by Russian Ministry of Labor.

Текст научной работы на тему «О моделях формирования эффективных систем внутреннего контроля в экономических субъектах на примере Госкорпорации «Росатом»»

И.М. Игин, директор департамента

контрольно-ревизионной деятельности,

Государственная корпорация

по атомной энергии «Росатом»,

А.С. Русакова, Президент НП «НОВАК»,

аспирант кафедры экономики фирмы

и отраслевых рынков,

Российский университет дружбы народов,

г. Москва, Россия,

[email protected]

О МОДЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ НА ПРИМЕРЕ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

В статье представлен анализ современного состояния наиболее перспективных направлений развития внутреннего контроля и систем внутреннего контроля в российской экономике в соответствии с имеющейся законодательной базой. Также выделены и описаны основные модели формирования систем внутреннего контроля компаний различных организационно-правовых форм, основанные на российском и международном опыте; рассмотрено их эффективное использование на примере Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Авторы описали периодизацию этапов формирования внутреннего контроля Госкорпорации «Росатом», выделив три основных периода (2008-2010 годы, 2010-2011 годы, 2011-2015 годы), и проанализировали основные положительные стороны концепции ее развития, в том числе принципы открытости, опережающего построения, общей вовлеченности, разделения ответственности между субъектами контроля, независимости и объективности, иерархичности и другие. В статье рассмотрена контрольная среда как совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта и предложен вариант повышения ее эффективности путем проведения независимой оценки профессиональной квалификации специалистов в области внутреннего контроля на соответствие профессиональному стандарту «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», утвержденному Минтруда России в 2015 году.

Ключевые слова: внутренний контроль, система внутреннего контроля, модели построения системы внутреннего контроля, контрольная среда, Госкорпорация «Росатом», принцип открытости, профессиональный стандарт, оценка квалификации внутренних контролеров, экономический субъект.

В соответствии с международными подходами к процессу формирования систем управления экономическими субъектами системный внутренний контроль является их важнейшей составной частью. Он позволяет своевременно идентифицировать предпринимательские риски экономических субъектов и бизнес-процессов, а также разрабатывать мероприятия по предотвращению трансформации рисков в рисковые события, сопровождающиеся значительными убытками.

Организационной основой системного внутреннего контроля является система внутреннего контроля (СВК), в структуре которой в виде обособленного структурного подразделения экономического субъекта может находиться система внутреннего аудита.

Следует подчеркнуть, что формирование системного внутреннего контроля в экономических субъектах находится в сфере внимания законодателей. Так, в статье 19 «Внутренний контроль» ФЗ «О бухгалтер-

ском учете» всем экономическим субъектам предписывается организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни1. В международной практике механизмы организации такого контроля определены Законом Сарбейн-са-Оксли (США), который применяется в ряде стран с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время в профессиональном сообществе назрел вопрос о переходе на новый этап развития, и решающее значение приобретает проблема комплексного подхода к созданию системы безопасности бизнеса, включая организацию системы внутреннего контроля. Как отмечают И. Кудлай и Е. Зубарева в статье «Системный подход к системе внутреннего контроля», «...темы инвестиционной активности, инновационного развития, операционной эффективности предприятий, сокращения расходов, организации системы внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также системы управления рисками для государственных корпораций и компаний, акционерных обществ с государственным участием явля-

В настоящее время в профессиональном сообществе назрел вопрос о переходе на новый этап развития, и решающее значение приобретает проблема комплексного подхода к созданию системы безопасности бизнеса, включая организацию системы внутреннего контроля.

контроля - одно из основных требований государства»2.

Положительная сторона системного внутреннего контроля в экономических субъек-— тах заключается в том, что он считается определенной альтернативой внешнему государственному контролю. Поэтому проблема формирования систем внутреннего контроля в экономических субъектах и организация их эффективного взаимодействия с государственными контролирующими органами является весьма актуальной.

Обобщая российскую и международную практику построения внутреннего контроля, зависящего в первую очередь от организационно-правовой формы субъекта, можно выделить четыре модели.

Первая модель. Непубличная частная компания (общество с ограниченной ответственностью - ООО). В таких компаниях специализированные структурные подразделения внутреннего контроля специально не создаются, контрольные функции выполняют бухгалтерия и ревизионная комиссия, основываясь на положении о ревизионной

ются наиболее актуальными. Организация комиссии.

Вторая модель. Публичная компания (акционерное общество - АО). Главное назначение внутреннего контроля в таких организациях - обеспечение соблюдения исполнительными органами общества требований законодательства и бухгалтерского учета. Систему внутреннего контроля представляют такие внутренние структурные подразделения, как контрольно-ревизионные службы и службы внутреннего аудита. В своей работе они опираются на российское законодательство, а также международные стандарты (в том числе COSO).

Третья модель. Публичная компания как открытая система. Такая организация функционирует по принципу Good Governance («надлежащее правление»). СВК в таких компаниях переориентированы на интересы заинтересованных сторон, что привело к массовому появлению независимых членов в советах директоров, повышению ответственности исполнительных органов в качестве внутреннего контроля. Данная международная практика в России получила ограниченное распространение.

Четвертая модель. Публичная компания, действующая на основе принципа открытости. Данная модель сложилась в ходе посткризисного развития 2008-2015 годов. Она предоставляет заинтересованным сторонам большую возможность оказывать контрольное воздействие в отношении деятельности компании. Модель функционирует на основе реализации принципа открытости, позволяющего вовлекать в контрольные действия лиц не из внутреннего круга субъектов контроля, разрушает сложившееся взаимодействие компетенций внешнего и внутреннего контроля3.

Под принципом открытости подразумевается предоставление возможности заинтересованным сторонам оказывать контрольное воздействие. Открытость информации о деятельности компании и свободный доступ к такой информации

определяются ее общедоступностью, если федеральными законами и локальными нормативными актами компании не установлены ограничения доступа к такой информации, порядка ее предоставления или распространения.

При такой организации система внутреннего контроля имеет высокий уровень надежности в связи с открытой коммуникацией профессиональной деятельности с заинтересованными сторонами (в том числе государственными органами).

Следует отметить, что наиболее ярким примером компании, использующей в своей работе все четыре модели построения внутреннего контроля, является Госкорпорация «Росатом», поскольку в ее систему по мере развития вовлекаются экономические субъекты различных организационно-правовых форм.

Система внутреннего контроля Госкорпорации имеет свою специфику организации и функционирования. Выбор наиболее оптимального варианта системы внутреннего контроля и ее организации во многом определяется требованиями ФЗ от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"». Им заложены правовые, организационные, ресурсные основы формирования ее систем внутреннего контроля.

Анализ становления и развития систем внутреннего контроля Госкорпорации «Росатом» можно разделить на три периода: 2008-2010 годы, 2010-2011 годы, 20112015 годы. Рассмотрим их более подробно.

1. Период 20082010 годов.

На этом этапе главной задачей было выстраивание элементов системы корпоративного контроля.

Основными итогами периода формирования корпоративного контроля стало выстраивание элементов этой системы, а также внедрение системы мотивации персонала.

На начальном этапе развития практика внутреннего контроля, обеспечивающая разумные пределы достижения государственных и корпоративных целей, «ориентирована на достаточно большие затраты, связные с интенсивной контрольно-ревизионной деятельностью, концентрацией контролей на верхнем уровне управления и, как следствие, снижением ответственности на других уровнях управления».

Проделана работа по полноценному развертыванию и интенсификации контрольно-ревизионной и инспекционной деятельности. Построена система специализированных органов внутреннего контроля в ключевых организациях атомной отрасли4.

В то же время необходимо отметить, что на начальном этапе развития практика внутреннего контроля, обеспечивающая разумные пределы достижения государственных и корпоративных целей, «ориентирована на достаточно большие затраты, связные с интенсивной контрольно-ревизионной деятельностью, концентрацией контролей на верхнем уровне управления и, как следствие, снижением ответственности на других уровнях управления»5.

2. Период 2010-2011 годов.

Основная работа по развитию системы внутреннего контроля в этот период осуществлялась в рамках проекта «Создание механизма комплексной оценки действующих систем внутреннего контроля в Госкорпорации "Росатом" и ее организациях», утвержденного Протоколом в марте 2010 года, подписанным Председателем Счетной палаты С. В. Степашиным и Генеральным директором Государственной корпорации «Росатом» С. В. Кириенко.

В этот период в рамках системы внутреннего контроля были развиты такие фор-

мы внутреннего контроля, как контрольно-ревизионная деятельность и внутренний аудит, управление рисками, сформирована контрольная среда. Архитектура развития элементов системы внутреннего контроля представлена на рис. 1.

3. Период 2011-2015 годов.

Можно сказать, что данный период является ключевым для становления общекорпоративной системы внутреннего контроля Госкорпорации «Росатом». Работа этого периода, как отмечалось выше, регламентирована «Концепцией развития системы внутреннего контроля Госкорпорации "Росатом" и ее организаций». Этот документ был поддержан участниками 1-й научно-практической конференции «Актуальные проблемы внутреннего контроля в атомной отрасли», состоявшейся в ноябре 2011 года в НИЯУ МИФИ. Необходимо отметить, что на ее базе разработана и утверждена «Политика в области внутреннего контроля Госкорпорации "Росатом" и ее организаций» (2014 год).

Данная Концепция реализовывалась в два этапа. На первом этапе (2012-2013 годы) была утверждена совокупность Политик по внутреннему контролю, разработаны внутренние регламенты политик и процедур, направленных на реализацию положений Концепции, завершено выстраивание

¡т &

Видение ГК «Росатом» как органа бизнес-управления атомной отраслью

Видение ГК «Росатом» как органа государственного управления использованием атомной энергии

; I

Контрольно-ревизионная деятельность и внутренний аудит

Контроли органов управления, контрольные процедуры в процессах

Управление рисками

Этические нормы и правила Т --

В силу закона Вовлечение во

Отраслевые политики и стандарты

внутренний

Организационная модель

Ответственность и полномочия

5

X

6

Ч

Рис. 1. Архитектура развития элементов системы внутреннего контроля

организационно-функциональной модели системы внутреннего контроля, достигнут должный профессиональный уровень подготовки, внедрен механизм комплексной оценки системы внутреннего контроля, то есть самооценки, внутренней и внешней оценки.

На втором этапе (2013-2015 годы) был достигнут необходимый уровень надежности систем внутреннего контроля, растиражированы модели систем внутреннего контроля и практик их внедрения в организационные структуры и процессы дивизионного и поддивизионного уровней. Проведены процедуры оценки систем внутреннего контроля.

Одной из основных задач, поставленных Концепцией, является приведение СВК к четвертой модели построения внутреннего контроля, основанной на принципе открытости. Именно она положена в основу «целевой модели системы внутреннего контроля» и является инновационной6. Данный принцип полностью соответствует принципам формирования открытого Правительства, определенным рабочей группой при Президенте РФ по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство».

Принцип открытости относится к базовым принципам организации и развития

общекорпоративной системы внутреннего контроля Госкорпорации «Росатом». Схема реализации принципа открытости системы внутреннего контроля представлена на рис. 2.

Также в Концепции выделены и другие принципы. Обозначим наиболее важные из них.

Общая вовлеченность, при которой каждый работник несет ответственность за осуществление внутреннего контроля.

Опережающее построение, в соответствии с которым система внутреннего контроля в планируемых к изменениям процессах и организационных структурах должна быть перестроена и адаптирована к этим изменениям, обеспечена ресурсами и нормативной базой до начала осуществления или к моменту самих изменений.

Законность. Процессы функционирования и развития систем внутреннего контроля основываются на нормах российского законодательства и подзаконных актов. Процедуры внутреннего контроля позволяют максимально обеспечить законность деятельности Госкорпорации, ее организаций и всех работников.

Независимость и объективность. Деятельность по оценке эффективности внутреннего контроля осуществляется специализированными органами, действующими

Органы гос. власти РФ

Рис. 2. Реализация принципа открытости системного внутреннего контроля

на основании профессиональных и корпоративных стандартов, независимо и непредвзято, что позволяет менеджменту предоставить объективные результаты оценки.

Разделение ответ- -

ственности между субъектами контроля. В процессе функционирования системы внутреннего контроля Государственной корпорации «Рос-атом» совокупность контрольных функций распределяется между различными субъектами контроля таким образом, чтобы обеспечить достижение целей контрольной деятельности наиболее эффективным способом.

Иерархичность, при которой ответственность и полномочия по выполнению внутреннего контроля распределены между всеми участниками управления Госкорпорации «Росатом» в соответствии с существующей иерархией системы управления.

Следует отметить, что иерархия в системах внутреннего контроля определяется возможностью и полномочиями давать обязательные для исполнения указания по организации и исполнению внутренних контролей, полномочиями при осуществлении контрольных мероприятий, а также подотчетностью одних субъектов внутреннего контроля другим субъектам.

Иерархическая система внутреннего контроля Госкорпорации «Росатом» предусматривает наличие в ней следующих субъектов: наблюдательный совет, ревизионная комиссия, генеральный директор, правление, контрольная комиссия (до 2014 года), коллегиальные органы руководства, специализированные органы внутреннего контроля, кураторы групп процессов, владельцы групп процессов, владельцы процессов, исполнители процессов, общие центры обслуживания, коллегиальные контрольные органы, институты взаимодействия с заинтересованными сторонами, органы управления организаций Государственной корпорации «Росатом», а также их ревизионные комиссии.

Этот перечень субъектов внутреннего контроля детализирует перечень, рекомен-

Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает у персонала надлежащее отношение к организации и осуществлению внутреннего контроля.

дованный Минфином России в информационном письме № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»7.

В основе любой эффективной системы внутреннего контроля лежит контрольная среда, под которой понимается совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, определяющих общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает у персонала надлежащее отношение к организации и осуществлению внутреннего контроля.

Контрольная среда в Госкорпорации «Росатом» определяется наличием:

— корпоративной культуры и процессов, ее формирующих;

— эффективных процессов управления персоналом;

— организационной структуры системы управления и разделения полномочий подразделений;

— системы целеполагания (процессы определения целей и их система);

— системы по управлению рисками;

— системы внутреннего контроля;

— системы мониторинга за предпринимательскими рисками;

— информационных и коммуникационных систем;

— систем, обеспечивающих экономическую и коррупционную безопасность.

Эффективность контрольной среды во многом зависит от уровня профессиональной подготовки внутренних контролеров и внутренних аудиторов. Он (уровень) будет оцениваться в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний кон -тролер)», утвержденного Минтруда России8. Однако процесс этой оценки до сих пор

не разработан. В средствах массовой информации излагаются различные взгляды на его реализацию. Поэтому, с нашей точки зрения, решение данной проблемы требует самого широкого обсуждения, после чего можно будет вырабатывать механизмы функционирования системы оценки квалификации внутренних контролеров и внутренних аудиторов.

Рассмотрев современное состояние и наиболее перспективные направления развития внутреннего контроля на примере Гос -корпорации «Росатом», авторы пришли к выводу, что необходимо продолжить их изучение с целью создания общих подходов к построению эффективных систем внутреннего контроля в российской экономике. -'jf

Литература

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 26.04.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кудлай И., Зубарева Е. Системный подход к системе внутреннего контроля // Большой Консалтинг. 2015. № 2 (10). C. 50.

3. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Система внутреннего контроля. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 7.

4. Локтев А.А. Анализ затрат в атомном энергопромышленном комплексе при формировании системы внутреннего контроля. М.: Изд-во НИЯУ МИФИ, 2013. С. 9-10.

5. Концепция развития системы внутреннего контроля Госкорпорации «Росатом» и ее организации. М., 2011. С. 8.

6. Там же. С. 27.

7. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России № ПЗ-11/2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156407/ (дата обращения: 26.04.2016).

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)"» от 22.04.2015 г. № 236н [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179624/ (дата обращения: 26.04.2016).

ABOUT FORMATION MODELS OF EFFICIENT SYSTEMS OF INTERNAL CONTROL IN ECONOMIC SUBJECTS ON THE EXAMPLE OF THE STATE CORPORATION "ROSATOM"

I.M. Igin, director, The department of control and revision activity, State corporation of unclear energy "Rosatom", A.S. Rusakova, president of NP "Nuiac", postgraduate, The department of firm's economy and branch markets, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, [email protected]

This article provides an analysis and modern state of the most perspective development ways of internal control and systems of internal control in Russian economy in accordance with the present legislative base. The article separates out and describes the basic models of internal control systems' formation for companies with different organizational and legal forms, based on Russian and international experience; it also considers their efficient use on the example of the state corporation of nuclear energy "Rosatom". The authors have described the repetitive operation of internal control stages 'formation of the corporation "Rosatom"; they have separated out three basic periods (2008-2010, 2010-2011, 20112015) and analyzed the main positive sides of the concept's development, including open principle, outrun structure, general involvement, distribution of responsibility among control subjects, independence and objectivity, hierarchical pattern and others. This paper considers the control environment as a total of principles and standards of economic subject's activity and presents a variant for its efficiency improvement by means of independent assessment of specialists 'professional qualification in the field of internal control for correspondence to the professional standard "Specialist for internal control (internal controller)", adopted in 2015 by Russian Ministry of Labor.

Key words: internal control, internal control system (ICS) model of the ICS structure, the control environment, the state Corporation «Rosatom», the principle of openness, professional standards, assessment of qualifications of internal inspectors, economic entity.

References

1. Federal law "On accounting" dated 06.12.2011, No. 402-FZ (as amended from 04.11.2014) (in Russian). Availble at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_122855/ (accessed 26.04.2016).

2. Kudalai I., Zubareva E. Sistemnyi podkhod k sisteme vnutrennego kontrolia [A systematic approach to the internal control system]. Bol'shoi Konsalting -Big Consulting, 2015, no. 2 (10), p. 50.

3. Merzlikina E.M., Nikol'skaia Iu.P. Sistema vnutrennego kontrolia [The system of internal control]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008. 368 p.

4. Loktev A.A. Analiz zatrat v atomnom energopro-myshlennom komplekse pri formirovanii sistemy vnutrennego kontrolia [Cost analysis in the nuclear power complex in the formation of the internal control system]. Moscow, Izd-vo NllaU MIFI Publ., 2013. 180 p.

5. Kontseptsiia razvitiia sistemy vnutrennego kontrolia Goskorporatsii «Rosatom» i ee organizatsii [The concept of development of internal control systems

of Rosatom state Corporation and its organizations]. Moscow, 2011.

6. Kontseptsiia razvitiia sistemy vnutrennego kontrolia Goskorporatsii «Rosatom» i ee organizatsii [The concept of development of internal control systems of Rosatom state Corporation and its organizations]. Moscow, 2011.

7. Organization and implementation of the economic entity's internal control committed to the facts of economic life, accounting and preparation of accounting (financial) statements: the information of the Ministry of Finance of Russia № PZ-11/2013 (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156407/ (accessed 26.04.2016).

8. The order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation "On approval of professional standard "Specialist in internal control (internal auditor)" from 22.04.2015, No. 236н (in Russian). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_179624/ (accessed: 26.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.