Научная статья на тему 'О модели деятельности практического психолога в ОВД'

О модели деятельности практического психолога в ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1746
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О модели деятельности практического психолога в ОВД»

Практическая психология: опыт, проблем ы

О модели деятельности практического психолога

в ОВД

Кандидат психологических наук, доцент Н.Р.Битянова, адъюнкт Г.К.Копылова Академия управления МВД России,

г. Москва.

Теоретическое построение модели деятельности практического психолога существенным образом зависит от характера решения вопроса о соотношении фундаментальных и прикладных исследований в психологии. Ю.М.Забродин (1980, 1981, 1983) рассматривает психологическую службу как инструмент соединения теории и практики с системой хорошо продуманных экспериментов, которая позволяет осуществить живой обмен между академической наукой и практикой.

Главной задачей практической психологии, по мнению Ю.М.Забродина, является психологическое проектирование, в котором реализуется управление социальными процессами. Сюда включается проектирование организации (совместной деятельности людей), проектирование субъекта деятельности (прежде всего — совокупного субъекта) и технологического режима в его психологической части. Основные функции деятельности психолога составляет решение задач описания (идентификации) объекта, прогнозирования возможных путей развития этого объекта и разработки методов управления этим объектом (Забродин, 1980). Иначе говоря, это — психологическая диагностика, прогноз (расчет) и управление (в том числе коррекция).

Предложенная модель, очевидно, не вызывает возражений, если ее рассматривать как теоретический конструкг или как модель деятельности психологической службы в перспективе, но может возникнуть ряд вопросов при попытке переноса ее элементов в практическую работу психологических служб. Действительно, возрастание роли человеческого фактора в современных социально-экономических условиях требует активного участия психологов.

В области психологического проектирования уже достигнуты некоторые результаты. Так, применение различных вариантов социально-психологического тренинга по отношению к обучению руководителей может быть квалифицировано как проектирование субъекта деятельности, формирование управленческих ансамблей — как совокупного субъекта, комплексная диагностика и разработка программ развития организации — как

проектирование организации и т.д. Однако в этом направлении делаются только первые шаги и, очевидно, еще рано говорить о системном проектировании, способном стать основным содержанием научно-практической деятельности психологов в различных сферах общественной практики. Кроме того, следует отметить, чго теоретическая модель, при всей ее полноте, не представляет собой "готового продукта" — внедрение теоретической модели в практику предполагает этап разработки, конкретизации ее основных положений в соответствии с запросами и возможностями практики.

Более "практической" представляется, на наш взгляд, модель, разработанная Е.В.Тарановым (1981, 1983). Основу предлагаемой модели составляют два принципа: принцип активного согласования системы "человек — производственная среда" и принцип "управляющего воздействия". В рамках первого задачей психолога является оптимизация и совершенствование процесса взаимодействия организации и личности в коллективе за счет взаимной адаптации и развития человека и организации. Управляющее воздействие должно осуществляться таким образом, чтобы на основе научного описания обеспечить реальное изменение того или иного явления. На основе системного представления об организации выделяются 3 основных структурных уровня: "человек — рабочее место", "группа — рабочая зона", "производственное подразделение". Выделенным уровням соответствуют основные уровни управления и показатели эффективности управления.

Данная модель также не является "готовым продуктом" для внедрения в широком диапазоне конкретных случаев. В теоретическом плане недостатком модели является ограниченность ее психологического содержания: выделенные структурные уровни-объекты управления не включают собственно личности в качестве такого объекта (Баррон, 1990; Миславский, 1991; Огинская, Ро-зин, 1991; Петровская, 1994; и др.).

Очевидно, что при построении универсальной деятельности психолога, кроме теоретических "возможностей", должен быть принят во внимание опыт практической работы широкого круга психологических служб, учет достижений и проблем в их деятельности (Дергачева, 1988; Пахаль-ян, 1990; Абрамова, 1995; Дубровина, 1995; Нико-лин, 1994; и др.).

Деятельность практического психолога в ОВД имеет свою специфику, а поэтому мы считаем необходимым более подробно проанализировать и построить теоретическую модель его деятельности. Речь идет о такой модели, которая в своем построении учитывала бы достигнутый уровень развития фундаментальных исследований и прикладных разработок и существующие формы взаи-

мосвязи между ними (как в содержательном, так и в организационном плане), а также реальные возможности методического обеспечения, квалификацию психологов, работающих в ОВД, и акку-мул провала бы в себе положительный опыт, который накоплен в работе психологических служб.

Построение такой модели предполагает некоторые уточнения:

— всякая модель должна, с одной стороны, адекватно отражать реальность, а с другой — быть универсальной, т.е. в некотором смысле схематичной, ибо только тогда она может быть применена в широком диапазоне различных конкретных ситуаций;

— наличие такой модели есть необходимое, но не достаточное условие для организации реальной психологической службы в отдельном подразделении. Создание модели как эталона, образца есть поэтому лишь этап в работе, за которым должен следовать другой этап — адаптация модели к реальной ситуации, наполнение ее конкретным содержанием.

Путь адаптации общей модели при создании психологической службы будет отличен в том случае, когда предусматривается ее создание как самостоятельной структурной единицы в системе ОВД или когда она будет встраиваться, наряду с другими структурными подразделениями (кадровыми, социальными и т.д.), в комплексную службу социального развития. Тогда адаптация будет заключаться в вычислении психологической составляющей в решении общих для службы задач. Специфические черты может приобретать модель при адаптации и в зависимости от числа сотрудников, включенных в штат службы (Донцов, Жуков, Петровская, 1994; Соловьева, 1994; Бочарова, 1994; Красило, Новгородцева, 1995; Николин, 1994).

Все эти условия должны учитываться на этапе адаптации модели к конкретным, специфическим характеристикам подразделения, но они должны приниматься в расчет и при построешш модели хотя бы как фактор, обусловливающий достаточную степень ее универсальности и тем самым — гибкости.

Организационные уровни деятельности психолога

В арсенале отечественной науки известны подходы в выделении различных организационных уровней, на которые должна быть ориентирована деятельность практического психолога (Забродин, 1980, 1983; Таранов, 1981, 1983).

Представляется, что в целях построения модели практической деятельности психолога механизм выявления организационных уровней должен определяться реальной структурой системы ОВД и соответствовать тем единицам, которые закреплены в типовой должностной инструкции старшего психолога (психолога) органа (подразделения) внутренних дел.

Иначе говоря, можно выделить три уровня, на которых должна осуществляться деятельности практического психолога. Во-первых, уровень

основного коллектива как единого организма. Сюда традиционно относятся деятельность по построению и реализации планов социального развития коллектива ОВД, стабилизации кадров, совершенствованию структуры и методов управления и т.д. (Елбаев, 1991; Никифоров, 1991; Чернышева, 1993; Волкова, 1995; и др.).

Во-вторых, уровень первичного и вторичного коллектива. Условное объединение этих типов коллективов в один блок связано с тем, что психологические методы взаимодействия с такими объектами (группами) практически не различаются. Психологом решаются задачи исследования и оптимизации морально-психологического климата, разрешение межтичностньгх конфликтов и т.д.

В-третьих, уровень отдельной личности, где возникают и решаются задачи, связанные с оказанием психологической помощи сотрудникам, нуждающимся в снятии нервно-психических напряжений, психологической поддержкой сотрудникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, индивидуальными психологическими консультациями, воспитательными беседами с лицами, нуждающимися в формировании и развитии нравственных и профессионально важных качеств личности (Арсеньев, 1995; Князева, 1990; Ксенчук, Киянова, 1993; Абрамова, 1995; Корнилова, Булыгина, Корнилов, 1993).

Соотнесение определенных психологических проблем с какими-либо из уровней носит несколько условный характер, но существенно то, что решение проблем и задач, возникающих на каждом из них, требует специфических методов работы практического психолога. Так, помощь в решении психологических проблем отдельной личности может осуществляться не только на третьем уровне в виде индивидуального конструирования, но и на первом — например, в форме психологического просвещения сотрудников или в виде разработки системы мероприятий по работе с семьей, осуществляемых руководством (оказание помощи многодетным семьям, контроль за работой детских учреждений и т.д.).

Эффекта внос решение существующих в подразделении проблем возможно лиигь при условии их рассмотрения на каждом из выделенных уровней.

Уровни являются объектами (весь коллектив, группа, личность), на взаимодействие с которыми должна быть направлена деятельность практического психолога. Они представляют собой достаточно привычные лдя психолога объекты, что дает возможность более естественного переноса обидах научных закономерностей в специфические условия существования объектов в системе ОВД. Уровневое построение модели деятельности практического психолога позволяет сделать еще один шаг — объединить в единый комплекс деятельность двух типов служб: управления (отдела) кадров, на которую согласно приказу ''О мерах по совершенствованию организации работы министерств внутренних дел, главных уп-

равлений (управлений) внутренних дел субъектов РФ, УВД на транспорте и режимных объектах" возложен весь комплекс функций подбора, расстановки, обучения и воспитания, социальной защиты и психологического обеспечения личного состава органов и подразделений внутренних дел; и психологической службы, которые функционируют, как правило, изолированно.

Грамотное применение психологических знаний может происходить лишь тогда, когда практический психолог осознает действительную потребность в решении той или иной задачи и адекватно оценивает возможности.

Функции деятельности психолога

Разнообразие задач и форм применения психологического знания определяет следующие основные функции деятельности практического психолога:

— исследовательская (проведение психологического изучения состояния профессиональной деятельности);

— психолого-педагогическая (совершенствование психолого-педагогической подготовки личного состава);

— экспертная (составление психологических заключений при приеме на работу, выдвижение в резерв и на вышестоящую должность);

— прогнозирующая (состояние психологического развития коллектива и отдельных работников).

Предложения, выработанные в результате осуществления тех или иных функций, носят прежде всего рекомендательный характер (формирование психологических рекомендаций по совершенствованию работы и управлению личным составом) по отношению к организации деятельности в целом. Эти функции неразрывно связаны с системой методов их реализации.

Следует также отметить взаимосвязь принципов организации психологической службы и содержания деятельности практического психолога.

Принципы деятельности практического психолога

Принцип многообразия форм и методов работы представляется важным, поскольку неоднозначна психологическая проблематика и сами практические психологи, работающие в ОВД.

Многообразие — это фактор развития, так как психологическая практика будет отбирать наиболее адекватные для системы ОВД психологические методы. Многообразие должно пронизываться общей идеей, стержнем, связующим различные подходы и позиции, а в качестве такого стержня должны выступать не концептуальная школа и не личность признанного психологического авторитета, а нравственность, что особенно важно на современном этапе.

Принцип нравственности, экологичности. Речь здесь идет не только об известном принципе "не навреди!". Нравственность в деятельности

практического психолога должна быть конструктивной, т.е. ориентироваться не только на сохранение, но и на развитие, улучшение личности. Говоря о нравственности, надо учесть и готовность самого подхода психолога к нравственному выбору, когда не помогают даже моральные кодексы и уставы.

С проблемой нравственности нередко связывают так называемые общечеловеческие ценности, о которых в последнее время немало говорится. Но если задуматься, какие ценности действительно являются общими для всех людей, в том числе и сотрудников ОВД, то окажется, что это право на жизнь, на пишу, одежду и крышу над головой, на возможность честно зарабатывать средства к существованию.

Такие ценности вполне можно назвать "витальными" (по Маслоу). Но чем выше, сложнее ценность, тем она индивидуальнее, т.е. высшие ценности уже не принадлежат всем людям и не долж1Гы им принадлежать. Именно такие, личнос-тпо-индивидуальные ценности, особенно важны и интересны для психолога, имеющего дело прежде всего с отдельной личностью. Таким образом, главным нравственным ориентиром для практического психолога должно стать стремление не поучать, не приказывать, а вдохновлять и побуждать сотрудников к действию, инициативе, творчеству, помогая им жить и трудиться, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности каждого. Практический психолог должен соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, всегда действуя в интересах сотрудников.

Принцип преемственности означает связь с отечественной и зарубежной психологией, а в наиболее высоких проявлениях — связь со всей человеческой духовной культурой. Здесь практический психолог не должен допускать крайностей: застоя и, как следствие, стагнации (когда, например, признаются лишь старые, устоявшиеся направления работы) и всеразрушения, отрицания всего предшествующего опыта практической психологии1.

Данный принцип характеризует одно из выражений нравственности по отношению к своим учителям и предшественникам, по отношению к прошлому психологии, а значит, и по отношению к ее будущему.

Принцип самоактивизации — это поиск внутренних источников развития (саморазвития). Поиск внутренних источников развития — вариант принципа преемственности применительно к себе (своей системе): зная свои слабости, можно использовать их во благо (главное — не обманывать себя, т.е. находиться в ситуации постоянной профессиональной саморефлексии и самоуважения). Самоактивизация — это творческий

1 См: Пряжников II.С., Пряжникова Е.Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии. - 1994,-№ 2.-С. 108.

подход к своей профессии и даже к своей профессиональной судьбе. Если признать, что главным результатом деятельности практического психолога должен быть не только развивающийся сотрудник органов внутренних дел, но и сам психолог, то тогда он не должен выступать как "средство" психологической помощи сотрудникам, а должен быть прежде всего субъектом организации такой помощи и субъектом организации своего собственного развития. Отсюда — уровень профессионализма практического психолога должен определяться степенью его творчества по отношению к своему тру^у, т.е. способность психолога к профессиональной импровизации должна цениться выше, чем умение грамотно работать по инструкции. Большинство руководителей отдают предпочтение психологам-исполнителям. Но ведь именно творчество является главным условием интереса к своей профессии, и если ограничивать самого психолога в творческом саморазвитии, то будет ли он в состоянии способствовать развитию и саморазвитию сотрудников?

Заметим, что полноценное творчество обязательно должно предполагать умение рассчитывать свои возможности, с этого начинается культура любого профессионализма.

Реализация принципа профессионального содружества во многом определяет перспективу развития психологической службы в ОВД. Идея координации усилий и взаимообогащения психологов признана во всем мире. Разобщенность создает трудности, так как резко сужаются возможности профессионального роста.

Немалый вклад в формирование профессиональной общности практических психологов, работающих в системе ОВД, могли бы внести методические сборы,конференции.

Главная проблема формирования профессионального содружества психологов-практиков заключается в установлении взаимопонимания между учеными и практиками, психологами опытными и начинающими, а также между психологами и представителями других служб. Однако здесь необходимо не допускать крайностей: возникает самоизоляция, когда "свой" опыт, "свое" учреждение, "свой" начальник считаются "самыми луч-шими", но с другой стороны — каждый психолог должен иметь свое "лицо", нельзя терять профессионального самоощущения, растворяться среди других специалистов.

Принцип выделения приоритетов. Целесообразность и осмысленность деятельности практического психолога ОВД немыслима без реализации этого принципа.

Почти все названные ранее принципы становятся более действенными, когда специалист способен делать акценты, уметь выбирать из большого многообразия возможных действий и поступков оптимальные. Для психолога — это работа с кадрами, отбор лиц на службу в ОВД, разработка профсссиограмм различных специальностей; работа с резервом кадров на выдвижение; участие в решении оперативно-служебных задач; оказание психологической поддержки личному

составу, нуждающимся в снятии нервно-психи-ческих напряжений и т.д. Однако здесь необходимо отметить крайности при реализации указанного принципа, таковыми мо1ут быть: с одной стороны, трудности эмоционального характера (растерянность от обилия проблем, страх перед выбором того или иного приоритета - "а вдруг ошибусь?"), а с другой - трудности логического характера (непоследовательность, незнание специфики ОВД, неспособность прогнозировать развитие ситуаций), а также выделение слишком большого числа "приоритетов", что неизбежно ведет к путанице.

Принцип оптимизма. Здесь речь идет о действенном оптимизме, предполагающем не ожидание "лучших времен", а способствование их приходу конкретной работой. Одной из основ здорового оптимизма, а также показателем способности к самостоятельному развитию является разумная самоирония.

Принцип гибкости, готовности к разумному компромиссу в условиях, когда психологическая практика еще не получила должного признания в системе ОВД, играет особую роль. Гибкость — это знание общероссийских ре тональных реалий, а также учет конкретной социально-экономической ситуации на уровне системы ОВД, подразделения, службы. Она подразумевает и способность к разумному компромиссу с руководителями, сотрудниками, коллегами-психологами (в отличие от многообразия, которое, скорее, сосуществование, спокойное отношение к иным точкам зрештя и подходам).

Гибкость подразумевает конкретную работу с учетом особенностей ситуации, но с сохранением своих принципиальных позиций. Психолог должен видеть актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и проблемы сотрудников ОВД, уметь самостоятельно выявлять их. Кроме того, он должен понимать, что крайности при реализации этого принципа весьма нежелательны. Такими крайностями могут быть, с одной стороны, ригидность, неспособность к разумному компромиссу и даже профессиональное высокомерие, а с другой — приспособленчество, угодничество, ориентация на различные "директивы", "указания".

Приспособленчество — показатель незрелости и несерьезности психолога, невозможности быть профессионалом.

Необходимо также отметить, что все предлагаемые принципы находятся в иерархической взаимосвязи и взаимовлиянии. Исключение хотя бы одного из принципов влечет за собой нарушение всей системы деятельности практического психолога.

Принципы построения модели-деятельности психолога, рассматриваемые в совокупности, обеспечивают системность и комплексность подхода к решению проблем ОВД. Подобно тому, как система ОВД есть определенная организационная система, она предстает и как система психологических процессов. В ОВД в целом осуществляется процесс коллективообразования, формируется

более или менее единый стиль управления, возникают групповые нормы и т.д. Серьезное решение психологических проблем может быть обеспечено только при условии осознания всей их совокупности. Но это лишь одно обозначение системного, комплексного подхода (Ананич, 1992; Доэл, Шадлоу, 1995; и др.).

Другой аспект проблемы заключается в том, что системный подход к построению модели деятельности психолога должен охватывать основные сферы жизнедеятельности сотрудника: как сферу профессиональной деятельности, так и сферу, непосредственно с деятельностью не свя-загпгую. Это значит, что деятельность практического психолога должна осуществляться по следующим направлениям:

- содействие решению проблем, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью: совершенствование структуры, форм и методов управления, стабилизация кадров, оптимизация морально-психологического климата в коллективе и т.д. В это направление включается также блок задач, традиционно связанных с инженерной психологией и психологией труда (профессиональный отбор и профориентация, аттестация кадров и т.д.), с педагогической психологией (психологическое обеспечение системы обучения различных категорий сотрудников и др.);

— помощь руководству в решении проблем, не связанных непосредственно с профессиональной деятельностью сотрудников (в частности, в решении семейных проблем, повышении уровня психического здоровья сотрудников и т.д.). Этот блок задач предполагает частично и проблематику медицинской психологии.

К сожалению, более часты в деятельности практических психологов примеры "несистемного" подхода — анализ психологических проблем, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью. Таким образом, можно отметить, что деятельность практического психолога на втором направлении получила уже некото]юе распространение, однако потребность в решении этих вопросов и их значимость в активизации "человеческого фактора", обеспечении условий для развития и реализации личности в ОВД в настоящее время еще слабо осознаны многими руководителями, по инициативе которых зачастую вводятся должности психологов и которые в реальности являются "заказчиками" тех или иных исследований в деятельности практически) психологов.

Принцип комплексного построения модели не означает, что задачи выделенных направлений обязательно должны реализовываться психологом в каждый данный момент: очередность разрешения проблем зависит от ситуации в конкретном подразделении, материально-технических и организационных условий и возможностей, численности сотрудников в штате и т.д. Принцип комплексного построения модели деятельности означает неразрывную связь, взаимозависимость и важность этих направлений.

В заключение заметим, что сама деятельность практического психолога ОВД будет постоянно вносить свои изменения в любые концептуальные построения, включая и выделенные уровни, функции и принципы.

Кроме того, необходимо отметить, что принципы системного и комплексного подхода требуют ориентации деятельности практического психолога на различные организационные уровни системы ОВД, что приводит к разной содержательной формулировке возникающих практических задач.

Деятельность практического психолога должна быть направлена на огггимиздцию состояния выделенных ранее объектов (уровней). В этой деятельности решаются две основные задачи — психологическое описание состояния объекта и воздействие на него с целью изменения и оптимизации (Таранов, Грачев, Гюппенен, 1981; Ро-зенбаум, 1994; и др.).

Решение задачи описания осуществляется с помощью психологической диагностики и других методов получения психологической информации (Андреев, 1991; Николин, 1994; Романов, Кроз,1994; Молоканов, 1995; и др.). Принятое в настояшсе время широкое понимание термина "психодиагностика" позволяет рассматривать ее в качестве основного психологического метода деятельности практического психолога при решении задач описания. Психодиагностика служит цели получения психологической и социально-психологической информации о состоянии различных профессиональных коллективов или о личностных характеристиках отдельных сотрудников ОВД, что может давать определенный материал для построения перспектив развития коллективов сотрудников, для выявления резервов повышения эффективности деятельности, для выдвижения кадров, совершенствования методов управления и т.д.

Психодиагностические процедуры в своем построении и применении для практических целей должны учитывать и быть ориентированы на возможности последующего коррекционного воздействия (с помощью психологических и непсихологических методов). В практической деятельности психолога это означает, что при применении психодиагностических процедур необходимо учитывать реальные (и перспективные) возможности ОВД по коррекции тех или иных процессов и явлений, по преобразованию профессиональной среды. Выбор же конкретных психодиагностических процедур (методик исследования) обусловлен анализом тех проблем и задач, решение которых обеспечивается психодиагностикой и определяется тем уровнем, на котором в настоящее время решается та или иная задача.

Так, мероприятия по оптимизации мораль-но-психологического климата в коллективах осуществляются по рекомендациям, выработанным на основании диагностики различных процессов, происходящих в коллективах, с помощью социальных методик. В диагностике стиля и методов работы отдельных руководителей служб и подразделений (в целях аттестации или выдвижения на вышестоящую должность) применяются от-

дельные методики или комплекс методик исследования личности или деятельности руководителей, специально разработанных для этих целей.

Возможности и эффективность психодиагностики существенным образом зависят как от того инструментария (набора психодиагностических методик), которым располагает (и может располагать) психолог, так и, главное, от квалификации самого практического психолога. Психодиагностика, результаты которой имеют реальные последствия для жизнедеятельности коллективов сотрудников И отдельных работников, требует исключительно серьезного внимания, высокопрофессионального и ответственного подхода.

Исследование опыта работы практических психологов показало, что в их методической оснащенности естьнемало проблем: недостаточное количество методик для решения даже традиционных для психологической службы задач; плохая информированность психологов о существующих методиках и т.д. Решением многих проблем могло бы стать создание единого методического центра, который мог бы выполнять функцию информирования о существующих методиках, тиражирования и распространения апробированных методик. Методический центр мог бы служить своеобразным "заказчиком" научных учреждений на разработку новых психодиагностических методик.

Методы взаимодействия в настоящее время разработаны еще в меньшей степени. Анализ реальных возможностей психологической науки в этой области, а также изучение опыта практической деятельности психологов позволяют предложить в качестве основных методов психологичес-кос консультирование, обучение и разработку рекомендаций по совершенствованию работы и управлению личным составом. Если два первых метода являются, по преимуществу, методами прямого воздействия, осуществляемого непосредственно практическими психологами, то последний — опосредованного, т.е. разработанные психологами рекомендации могут внедряться сотрудниками других служб и подразделений. Однако необходимо отметить, что психологи сами могут становиться субъектами внедрения рекомендаций, но в том случае, если внедрение лежит в сфере их компетенции. В других случаях внедрение рекомендаций может осуществляться психологами с помощью подготовки проектов управленческих решений, обеспечивающих организацию мероприятий, необходимых для внедрения, определяющих круг лиц, ответственных за внедрение. Очевидно, что в этом случае возникнут совсем иные проблемы, связанные с разработкой рекомендаций. Изменяются и возрастают требования к компетентности психологов именно как психологов-практиков. Успешное внедрение рекомендаций, предлагаемых мер предполагает наличие у психологов, кроме профессиональных психологических знаний, хорошей ориентировки в специфике деятельности, организационных условиях и их возможностях по преобразованию тех или иных процессов. Психолог, осуществляющий

некоторое преобразование в системе ОВД (или принимающий участие в нем), должен обладать хорошими организаторскими способностями, чувством ответственности, умением вычленять и формулировать задачи своей деятельности, т.е., говоря словами И.Г.Шпильрейна, реализовывать "активный путь постановки проблем" и т.д. В связи с внедрением разработанных рекомендаций остро встает проблема наличия у практических психологов такого статуса в органах внутренних дел, который обеспечивает возможность выхода на принятие управленческих решений на уровне системы в целом и ее служб и подразделений, позволяет осуществлять функцию контроля за внедрением .

Более "непосредственные" методы психологического воздействия, осуществляемые практическими психоло1-ами, — консультирование и обучение — получили некоторое распространение в практической деятельности, хотя в теоретическом отношении эти методы разработаны еще явно недостаточно (Бодалев, Столин, '1989; Бубнова, 1990; Алешина, 1994; Абрамова, 1995; и др.).

Характер психологического консультирования в рамках деятельности практического психолога отличается от такового, осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: у практического психолога субъектом обращения может быть не только отдельное лицо, но и группа лиц, круг проблем здесь значительно ишре, так как осуществляется консультирование и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в коллективах.

Психологическое консультирование, которое осуществляют практические психологи, должно проводиться по обоим выделенным направлениям: по проблемам, имеющим целью повышение эффективности функционирования человеческой составляющей системы ОВД в процессе деятельности, и по вопросам, не связанным непосредственно с профессиональными, т.е. по проблемам повышения уровня психического здоровья, решения семейных и личных затруднений и т.д.

Психологическое консультирование по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью, может осуществляться психологами по следующему кругу вопросов:

— доведение до сведения руководителей информации, получаемой практическим психологом в результате специально проведенных исследований (психодиагностики). Потребность в таком консультировании может возникнуть у руководителя при разбирательстве с фактами нарушений законности и дисциплины, допускаемыми отдельными сотрудниками; при разрешении конфликтов, возникающих в коллективах, и т.д.;

— повышение психологической компетентности руководителей служб и подразделений в форме рекомендаций, формулируемых практическими психологами закономерностей личности и коллектива (по вопросам форм и методов управленческой деятельности, внутригрупповых отно-

шений, психологического обеспечения принимаемых решений и т.д.);

— консультирование отдельных руководителей служб и подразделений по вопросам, связанным со стилем и методами их управленческой деятельности. В качестве основы такого консультирования могут быть рекомендованы мето дики самоаттестации руководителей с последующим совместным с психологом разбором и анализом полученных данных. Практика самооценочных методик показывает, что их применение особенно целесообразно в случаях, когда руководитель начинает свою деятельность в новой для него должности или в новых условиях. Полезным является также их применение при работе с резервом па выдвижение;

— консультирование резервиста на выдвижение по результатам его психологического обследования;

— психологическое консультирование отдельных сотрудников по вопросам более рационального использования своих психофизиологических возможностей в процессе профессиональной деятельности;

— консультирование сотрудников по вопросам оптимизации профессиональных и межличностных отношений в коллективе и др.

По второму направлению консультирование должно осуществляться по вопросам, связанным с личными, семейными проблемами обращающихся за консультацией. Естественно, невозможно требовать от практического психолога, работающего в ОВД, глубокого профессионализма во всех сферах, поэтому данный вид консул ьтирования может быть выделен в отдельную группу. Это вызвано тем, что консультирование по данному кругу вопросов предъявляет особые требования к квалификации и статусу консультантов. Может быть рекомендовано объединение этой фуппы с работой кабинета психофизиологической разгрузки. Например, практика психологических служб промышленных предприятий свидетельствует, что такое объединение является эффективным и достаточно "экономичным" с точки зрения использования профессиональных возможностей практического психолога.

Психологическое консультирование должно осуществляться психологами, в зависимости от содержания проблем, на основе как знания общих психологических закономерностей тех или иных процессов и явлений, так и специально проведенных исследований (психодиагностических процедур) личности или коллектива. Консультирование может быть разовым, т.е. целью его является вооружение обратившегося за консультацией информацией, используя которую он сам может воздействовать на собственную личность и деятельность или на какие-либо процессы в коллективе, либо следствием консультирования становится более или менее длительная совместная с психологом работа по перестройке поведения сотрудника, обратившегося за консультацией.

Практика показывает, что эта форма профессиональной деятельности является достаточно

эффективной вследствие своей оперативности и конкретности и высоко оценивается руководителями и сотрудниками. Однако из изучения практики консультирования следует и то, что руководители высшего звена редко прибегают к консультативной помощи собственных практических психологов: отчасти это связано с субъективными факторами (статус психолога), отчасти — с объективными (практические психологи, работающие в ОВД, не могут располагать информацией, необходимой для психологического обеспечения управленческих решений на уровне УВД и за пределами, в рамках более широкой системы — связь с вышестоящими и другими организациями и руководителями).

Другой метод осуществления психологического воздействия в деятельности практического психолога — обучение, которое представляет собой многоплановую и многоуровневую форму деятельности психолога. Одно из направлений в обучении - повышение психологической компетентности руководителей (Вудкок, Френсис, 1991; Зайверт, 1995; и др.); психологическое обучение руководителей — эффективная форма деятельности психолога, в особенности — на первых этапах его работы. В результате этой деятельности создается необходимое взаимопонимание между психологами и руководителями, снимаются трудности первого этапа деятельности психолога, обусловленные, как показало исследование, неадекватными установками руководителей служб и подразделений к деятельности практического психолога, осуществляется взаимная адаптация психологов и руководителей. Однако необходимо отметить, что психолог не может и не должен подменять руководителя службы или подразделения в выполнении каких-либо его обязанностей или брать их на себя; психолог должен содействовать руководителю в выполнении его функций. Поскольку работа с людьми составляет значительный, а иногда — ведущий аспект деятельности руководителя, повышение его психологической компетентности прямо связано с эффективностью его деятельности.

Существенную роль может играть психологическое обучение и в подготовке резерва на выдвижение. Здесь нужно выделить те необходимые профессиональные качества будущего руководителя, которые поддаются значительному развитию в процессе обучения. Задача практического психолога состоит втом, чтобы передать кандидату на должность нужные ему психологические знания и дать эти знания так, чтобы они стали действенным инструментом его работы. С этой целью должны использоваться активные формы обучения, стимулирующие творческий подход к решению задач.

Далее необходимо отметить такую форму обучения личного состава, как психологическая подготовка (морально-психологическая, специальная профессионально-психологическая, морально-психологическая подготовка к действиям в особых условиях и т.д.). Здесь психолог может вно-

сить предложения по повышению уровня психологической подготовленности личного состава различных служб и подразделений; участвовать в составлении тематического плана занятий, игр, учений и т.д.; проводить занятия лично, обучать этому других лиц, отвечающих за психологическую подготовку; изучать конечную эффективность проводимых занятий и вносить предложения по их совершенствованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целями психологической подготовки личного состава к деятельности в экстремальных условиях является успешное выполнение служебных задач и сохранение здоровья, где здоровье — это не отсутствие болезней и физического, душевного и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся психологической гармонией между способностями, потребностями человека и возможностями, которые предъявляет или предоставляет окружающая среда.

Психологическая подготовка личного состава к деятельности в экстремальных условиях включает в себя 4 этапа: а) профессиональный отбор; б) психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях; в) психологическая поддержка-сопровождение в процессе деятельности; г) психологическая поддержка после действий в экстремальных условиях деятельности. Главное направление этой подготовки является повышение барьера стрессоустойчивости сотрудников. Цель — адаптация, развитие, сохранение личности. Средства — психологическая подготовка к эффективной деятельности, психологическая помощь в кризисных ситуациях. Методы — психологический тренинг, консультирование, психотерапия. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных условиях проводится на 2-х уровнях: работа с командирами; работа с личным составом.

Выделенные направления деятельности практического психолога, задачи и методы их решения и уровни системы ОВД, на которых решаются эти задачи, являются общими. Специфика деятельности конкретного психолога определяется содержанием психологических проблем, стоящих перед службой, подразделением; количеством и квалификацией психологов; и теми методами, с помощью которых могут быть решены эти проблемы. Общая модель деятельности при внедрении требует адапгации к специфическим условиям подразделения, к уровню его материально-технического и организационного развития. Содержание и формы работы практического психолога должны определяться проблемами, актуальными для данного подразделения.

На первоначальном этапе деятельности одной из задач практического психолога является выделение собственно психологических проблем и психологических составляющих других проблем подразделения ОВД. Основное содержание указанной задачи заключается в переходе к психологическому "языку" описания этих проблем.

Возможно, предлагаемая модель деятельности практического психолога может послужить основой для выполнения психологических проблем в службах и подразделениях. В указанной модели рассматриваются элементы, общие для содержания деятельности психолога и специфические, характерные для содержания деятельности практического психолога в конкретном подразделении. Общие элементы определяются направлениями, задачами, методами и уровнями, специфические — конкретными психологическими проблемами и конкретными методиками, направленными на их решение.

По нашему мнению, для установления содержания психологических проблем основным моментом является отнесение проблемы к общим элементам модели, с одной стороны, и к специфическим — с другой. Первым шагом на пути формирования психологического содержания проблемы является установление объекта, на который направлена деятельность практического психолога (уровни: основной коллектив, группа, личность). Вторым шагом является определение задачи (методы получения психологической информации — в задаче описания и методы консультирования, обучения, разработки рекомендаций — в задаче воздействия). Следующим шагом определяется направление (проблемы, возникающие непосредственно в процессе профессиональной деятельности — профессиональная сфера; или вне ее — непрофессиональная сфера).

Попробуем пояснить это на примере. Одна из проблем, которая стоит перед практическим психологом ОВД — проблема работы с резервом кадров на выдвижение. Как можно сформулировать психологическое содержание проблемы с помощью указанного алгоритма?

Объектом деятельности практического психолога ОВД здесь выступает конкретный сотрудник (уровень личности). Методом исследования для решения задачи описания в этом случае является диагностика индивидуальных особенностей деятельности и личности данного сотрудника ОВД, и ориентирована она, в первую очередь, на их профессиональную деятельность. Диагностика осуществляется с помощью конкретных методик исследования (например, исследование индивиду&тыш-личностных качеств, реализуемых в деятельности, стиля деятельности, уровня психосоматического здоровья сотрудника и т.д.). Психологическая проблематика, связанная с работой с резервом на выдвижение, может быть разрешена при использовании методов воздействия: разработки рекомендаций, консультирования и обучения, направленных на оптимизацию деятельности сотрудника ОВД. Конкретные методики, используемые для достижения этой цели, определяются содержанием психологических проблем (например, коррекция стиля деятельности, повышение социально-психологической компетенции и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.