модели взаимодействия
производственно-образовательный кластер
О многоуровневой системе социального партнерства
Сегодня Липецкий металлургический колледж имеет надежного социального партнера в лице ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и развивается как образовательный центр, интегрированный в реальный сектор экономики Липецкой области.
пятаева
ирина Геннадьевна,
заместитель директора по учебно-методической работе Липецкого металлургического колледжа, Липецк
Колледж заключил с ОАО «НЯМК» договор о стратегическом взаимодействии, который предусматривает совместное использование материально-технической базы, специалистов и преподавательского состава, разработку и экспертизу учебно-программной и учебно-методической документации и совместное проведение мероприятий. Реализация инновационной образовательной программы колледжа, который признан победителем приоритетного национального проекта «Образование — 2009», является первым этапом создания единого комплекса профессионального образования для металлургии в Яипецке. ОАО «НЯМК» и колледж выстраивают многоуровневую систему взаимодействия, в основе которой — кардинальное преобразование системы обучения и воспитания будущего специалиста среднего звена.
Пять уровней взаимодействия
Первый уровень предусматривает поиск и отбор школьников — потенциальных студентов колледжа как базового профессионального образовательного учреждения ОАО «НЛМК». Колледжем и ОАО «НЯМК» совместно реализуется Программа профо-риентационной работы. В соответствии с планом
В образовательный процесс внедрена система мониторинга учебных достижений студентов с целью раннего выявления и сопровождения наиболее перспективных из них.
маркетинговых мероприятий в рамках Программы начиная с 2010 года более 5,5 тысяч обучающихся из шестидесяти восьми школ Липецка и Липецкой области (свыше 87% школ) было охвачено профориентационной работой. Помимо классных часов с участием руководителей производственных подразделений комбината, экскурсий на комбинат, Дней открытых дверей, на базе колледжа функционирует «Школа профессионального мастерства» по двум направлениям — металлургическому и техническому, ориентированная на обучающихся 9-х классов базовых школ ОАО «НЛМК».
«Школа профессионального мастерства» стала уникальной образовательной площадкой. Практика реализации программы «Школа профессионального мастерства» свидетельствует о ее высокой эффективности: 53,6% в 2010/2011, 61,3% в 2011/2012, 62,4% в 2012/2013 учебном году от общего числа обучающихся по программе стали студентами колледжа.
в целях обеспечения взаимодействия с ОАО «НЛМК» создан Центр профориентации и планирования карьеры, клиентами которого являются ученики 9-х — 11-х классов школ города и области, выпускники образовательных организаций, в том числе студенты и выпускники колледжа, работодатели. Основные цели центра — оказание помощи в профессиональном самоопределении, оптимально соответствующем личностным особенностям и запросам работодателя ОАО «НЛМК»; обучение выпускников колледжа эффективным технологиям трудоустройства; профессиональная адаптация и сопровождение карьеры.
Второй уровень включает анализ долгосрочных кадровых потребностей ОАО «НЛМК», определение целевых профессиональных компетенций выпускников под конкретные рабочие места. Ежегодно комбинат бронирует свыше 200 рабочих мест для выпускников профессионального образовательного учреждения. Служба содействия трудоустройству выпускников обеспечивает реализацию заявок и привлечение молодых специалистов среднего звена в ОАО «НЛМК».
Третий уровень — это совместная реализация образовательного и воспитательного процесса, предполагающая непосредственное участие специалистов комбината в работе со студентами и преподавателями колледжа.
На четвертом уровне ОАО «НЛМК» осуществляет независимую оценку качества подготовки, трудоустройство и сопровождение выпускников. в образовательный процесс колледжа внедрена система мониторинга учебных достижений студентов с целью раннего выявления и сопровождения наиболее
производственно-образовательный кластер
модели взаимодействия
перспективных из них. Комбинат гарантирует трудоустройство выпускникам колледжа по профильным направлениям. При этом учитывается успеваемость в течение всего срока учебы, результаты производственной практики, государственной итоговой аттестации. Комбинат предоставляет студентам гарантии в виде бонусов к государственной академической стипендии в размере от 500 до тысячи рублей ежемесячно.
Пятый уровень предусматривает участие ОАО «НЛМК» в ресурсном обеспечении деятельности колледжа. В течение ряда лет осуществляются инвестиции в развитие материально-технической базы колледжа. Так, в 2009 году инвестиции составили 29,8 млн. рублей. Это позволило скорректировать содержание профессионального образования, модернизировать учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, значительно обновить библиотечный фонд. В результате в колледже оснащено 40 учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, в которых выполняется свыше 500 лабораторно-практических работ разного уровня. ОАО «НЛМК» организовало 6 учебных полигонов по специальностям металлургического и технического профиля. В 2009 году создан учебный полигон на базе станов 2000 — ПГП и стана 2030 ПХПП. В 2011 году создан учебный полигон на базе КЦ-1, КЦ-2, ДЦ-1 и ДЦ-2. Комбинат организует стажировки для преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа. Ежегодно специалисты комбината принимают активное участие в оценке педагогической компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа.
Производственно-образовательный кластер
Колледж и ОАО «НЛМК» реализуют областную целевую программу «Модернизация системы профессионального образования Липецкой области, 2011-2015 годы», в рамках которой функционирует производственно-образовательный металлургический кластер. В основу его создания положены принципы максимального сближения трех сторон: системы профессионального образования (Управление образования и науки Липецкой области, Липецкий металлургический колледж, Липецкий металлургический институт), производства, в лице работодателя (ОАО «НЛМК»), и собственно студента — будущего работника комбината.
Широкомасштабное взаимодействие колледжа и ОАО «НЛМК» привело к созданию новой образовательной среды, ориентированной на последующую деятельность выпускников в условиях высокотехнологичного производства.
К образовательному процессу привлечены в качестве преподавателей специалисты комбината, обеспечивающие обучение студентов по профессиональному циклу образователь-
ной программы. Среда обучения максимально приближена к ситуации рабочего места, то есть профессиональные компетенции, культура производства формируются уже в процессе обучения.
Внедрены новые технологии и методики обучения (модульно-ком-петентностный подход и практико-ориентирован-ная технология). Доля ла-бораторно-практических работ, выполненных на современном учебно-лабораторном оборудовании, составляет 4550% учебного времени.
Содержание профессионального образования скорректировано в соответствии со спецификой производства ОАО «НЛМК», разработаны образовательные программы по 10 специальностям колледжа, выполнена их техническая и содержательная экспертиза; получены положительные рецензии ведущих специалистов ОАО «НЛМК».
Учебная практика (электромонтажная, слесарная) по специальностям 140448 Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 150412 Обработка металлов давлением, 15103 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 150401 Металлургия черных металлов, 220703 Автоматизация технологических процессов и производств, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 230401 Информационные системы (по отраслям) обеспечена учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием на 100%.
Специалисты ОАО «НЛМК» разработали профессиональные требования, на основе которых созданы профессионально-квалификационные модели выпускника. Важно, что профессионально-личностные модели являются не теоретической конструкцией, а реальностью, практически достижимой в условиях, созданных в колледже.
Результатом такой модели взаимодействия с ОАО «НЛМК» становится подготовка техника, отвечающего облику современного специалиста среднего звена, подготовленного к решению конкретных производственных задач.
Ежегодно специалисты комбината принимают активное участие в оценке педагогической компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа.
Взаимодействие колледжа и ОАО «нлМк» привело к созданию новой образовательной среды, ориентированной на последующую деятельность выпускников в условиях высокотехнологичного производства.
В основу создания кластера положены принципы максимального сближения трех сторон: системы профессионального образования, производства, в лице работодателя, и собственно студента, будущего работника комбината.
Среда обучения максимально приближена к ситуации рабочего места, то есть профессиональные компетенции, культура производства формируются уже в процессе обучения.