Научная статья на тему 'О мировоззренческой функции русской философии (по мотивам философии С. Н. Булгакова)'

О мировоззренческой функции русской философии (по мотивам философии С. Н. Булгакова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
573
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ С.Н. БУЛГАКОВА / S.N. BULGAKOV''S PHILOSOPHY / WORLDVIEW / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сенина Ольга Валентиновна

В статье главной функцией философии определено формирование мировоззренческих основ индивидуального сознания человека. Автор аргументирует правомерность выбора основополагающих идей философии С.Н. Булгакова в качестве методологического доказательства данного положения. Мировоззренческая функция философии раскрывается в процессе перехода индивидуальной жизнедеятельности в социальную практику, в сферу функционирования культуры общества, где мировоззрение выступает его своеобразным культурным основанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сенина Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WORLDVIEW FUNCTION OF THE RUSSIAN PHILOSOPHY (BASED ON THE PHILOSOPHY OF S.N. BULGAKOV)

In the article the formation of worldview bases of individual consciousness of the person has been defined as the main function of philosophy. The author reasons the legitimacy of the choice of fundamental ideas of S. N. Bulgakov’s philosophy as the methodological proof of the given position. The worldview function of philosophy has been revealed in the course of transition of individual life activity to social practice, to the sphere of society culture functioning where the worldview acts as its peculiar cultural basis.

Текст научной работы на тему «О мировоззренческой функции русской философии (по мотивам философии С. Н. Булгакова)»

УДК 130.2

Сенина Ольга Валентиновна

аспирант кафедры философии и социологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского [email protected]

О МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (ПО МОТИВАМ ФИЛОСОФИИ С.Н. БУЛГАКОВА)

В статье главной функцией философии определено формирование мировоззренческих основ индивидуального сознания человека. Автор аргументирует правомерность выбора основополагающих идей философии С.Н. Булгакова в качестве методологического доказательства данного положения. Мировоззренческая функция философии раскрывается в процессе перехода индивидуальной жизнедеятельности в социальную практику, в сферу функционирования культуры общества, где мировоззрение выступает его своеобразным культурным основанием.

Ключевые слова: мировоззрение, культура, философия С.Н. Булгакова.

Senina Olga Valentinovna

Postgraduate Student of the Department of Philosophy and Sociology, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky [email protected]

ON THE WORLDVIEW FUNCTION OF THE RUSSIAN PHILOSOPHY (BASED ON THE PHILOSOPHY OF S.N. BULGAKOV)

In the article the formation of worldview bases of individual consciousness of the person has been defined as the main function of philosophy. The author reasons the legitimacy of the choice of fundamental ideas of S. N. Bulgakov’s philosophy as the methodological proof of the given position. The worldview function of philosophy has been revealed in the course of transition of individual life activity to social practice, to the sphere of society culture functioning where the worldview acts as its peculiar cultural basis.

Key words: worldview, culture, S.N. Bulgakov's philosophy.

«Мы сейчас живём в эпоху быстрых социальных перемен. На наших глазах меняется облик человеческого мира. Сегодня человечество вступило в фазу поиска новых стратегий цивилизационного развития, поиска новых ценностных ориентиров, когда необходим анализ прежних жизненных смыслов, которые направляли бы развитие цивилизации» [1, с. 8], - сказал академик В.С. Степин, открывая шестой всероссийский философский конгресс в Нижнем Новгороде. Жизненные смыслы сосредоточены в мировоззрении человека, это то, что оседает в сознании в результате жизненного опыта и то, что руководит человеком в его дальнейшей деятельности. «Как всегда в такие эпохи особую роль начинает играть гуманитарная мысль и, в частности, философия. Её главное предназначение - анализировать глубинные ценности культуры, глубинные жизненные смыслы, составляющие своего рода геном социальной жизни, вырабатывать возможные новые смысложизненные ориентиры, которые организуют человеческую жизнедеятельность.

Все социальные процессы современного общества приводят к выводу о том, что рефреном этих движений выступает ломка основ мировоззрений. «Сегодня интуитивно ощущается, что Мы (человечество как единое целое, как определяет этот феномен В.И. Вернадский) проживаем переходный период смены мировоззрения, смены культурно-исторического типа, культурной парадигмы» [2, с. 248]. Неслучайно следующий 2014 г. в России собираются назвать годом Культуры.

Мировоззрение человека - сложное явление культуры общества, отражающее в его сознании знания человека о мире и его месте в этом мире. Оно представляет собою совокупность элементов (знаний и представлений) или в форме набора (конгломерата) их, или в форме некого ансамбля (целостности) этих элементов. Мировоззрение как конгломерат элементов вызывает противоречия, неустроенность жизни, её дихотомию, если в его основу положить принцип целостности, то мы получаем внутреннее единство самосознания человека и уверенность в жизни, более высокую адаптивность его в обществе, способность к мобильности и жизненной активности. Основу мировоззрения составляют философские убеждения.

В формировании русской философии и утверждении ее национальных особенностей имеет самое непосредственное значение мировоззренческая функция, проявляющаяся в процессе воздействия философии на формирование мировоззренческих основ индивидуального сознания человека. В этом смысле философия С.Н. Булгакова, как никакая другая система русской философской мысли, подходит для определения и реализации этих задач. «Булгаков имел дар охватывать мыслью обширное многообразие видов человеческой деятельности - от экономических вопросов и политики до культуры, истории христианства и богомыслия. Он создавал жизнеутверждающее мировоззрение, - подчеркивает Л.И. Василенко, - которого, согласно А. Швейцеру, так не хватает европейской философии» [3, с. 177]. Не хватает его и нашей философии и всей нашей жизни. Для

действенного преобразования современного российского общества (об этом говорит, просто кричит вся современная общественная жизнь) нужно вновь обратиться к истокам русской философии, национальной мудрости народа и найти там те истины, которые помогут определить правильные направления движения вперед.

Исторически убеждения базировались на мифологии, религии и философии, определяя тем самым исторический тип мировоззрения. Выбрать принцип построения мировоззрения, укрепить внутреннее единство мировоззрения поможет философия (в этом ее мировоззренческая функция). Мифология уступила свое место в формировании мировоззрения как ненаучная, преодоленная форма сознания. Современная антитеза Религия - Философия также подвергается модификациям (преобразованиям). Опираясь на философию С.Н. Булгакова, можно сделать вполне убедительный вывод о том, что это противопоставление снимается русской религиозной философией. «Точное знание, метафизика и религия должны находиться в некотором гармоническом соотношении между собою, установление такой гармонии и составляет задачу философии каждого времени» [4, с. 51]. В реализации этой задачи в современное время нужно вновь обратиться к русской философии.

Об актуальности изучения русской философии, ее значении в наши дни пишут многие авторы. По-прежнему идет идейная борьба, начатая еще в Х1Х в. в работе М.М. Щербатова «О повреждении нравов в России», где он писал, что «повреждение нравов» - слишком высокая плата за подъем материального производства и удовлетворение социально-политических амбиций (Это понимали еще тогда, но как не понимают этого сегодня?). «Исчезли любовь к Богу и святому Его закону, и нравы за недостатком другого просвещения, исправляемые верой, потеряв сию подпору, а разврат стали приходить» [5]. Но, как и прежде, мы стараемся не замечать расхождения взглядов между представителями современного неославянофильства и обновленного западничества. Остро ставит эту проблему А.С. Стрельцов: «Холодное и спокойное обозрение современных проблем общества становится нравственно преступным, ибо за нынешним водоразделом общественного развития начинаются деструктивные процессы, да они, собственно, уже начались. Равнодушное отношение к русской философии уже было наказано десятилетиями общественной вакханалии, беспредела политической власти, оторвавшейся от народа. О том, что социализм вряд ли избавит Россию от ее грехов, писали многие русские философы: К. Леонтьев, Вл. Соловьев, С.Н. Булгаков. Услышало ли русское общество их голос? Вняло ли оно их предупреждениям? Нет. Потому что не хотело услышать, но виновата ли старая русская летопись, что ее не читают? И иссякла ли она от времени? Сегодня повторение этого опыта молчания было бы просто неразумно» [6, с. 43].

Не вступая в дискуссию о сущности этих споров, можно привести весомые аргументы в пользу русской философии, обращаясь к работам С.Н. Булгакова. Поскольку нас интересует практическое применение идей философии в формировании мировоззрения людей, некий педагогический аспект философских идей, то можно сказать, что для русских религиозных мыслителей XIХ - нач. XX вв. основополагающим моментом в педагогической практике являлось формирование духовносовершенной человеческой личности. Данные задачи ставили перед русскими философами и общеметодологические проблемы, от которых она не ушла и решала их в плане философского анализа.

В силу сложившегося положения русская религиозная философия разрабатывала свою методологию социального познания, стараясь не отступить от постулатов веры и в то же время разработать научные, философские основы общественного устройства. Ее исходной позицией было «соединение теоретического и практического разума, достижение целостности в познании. Это есть познание совокупностью духовных сил, а не одним разумом. «Русская религиозная философия, - отмечал Н.А. Бердяев, - особенно настаивает на том, что философское познание есть познание целостным духом, в котором разум соединяется с волей и чувством, и в котором нет рационалистической расчлененности» [7, с. 103]. Задача этой философии найти основные параметры исторического движения общества, дать ориентиры человеку в этом движении. «Этот процесс, -как правильно подчеркивает Е.М. Амелина, - ставил на повестку дня необходимость построения такой социальной философии, которая носила бы обобщающий, синтезирующий характер, которая не только преодолевала бы односторонние и отвлеченные подходы к социальной действительности, но и серьезно учитывала бы своеобразную и специфическую природу общественного бытия» [8, с. 16].

Вновь подчеркнем, духовная эволюция С.Н. Булгакова приобретает исключительное значение для понимания вопросов соотношения и взаимосвязи философии и религии в культуре общества; философии, религии и мировоззрения; мировоззрения и действий человека, места и роли человека в обществе, его поведение и поступки по отношению к себе, к другим людям.

Булгакова не устраивает социоценристский принцип, ибо он неминуемо приводит к абстракт-

ным схемам, лишенным живых черт общества, бездушным парадигмам социальных наук. Их бог -мертвый бог абстрактных социологий. Человеку нужен «Бог живых религий», где его глаза (Бога) и глаза человека есть одно. Булгакова-мыслителя интересуют вопросы установления естественных человеческих отношений между людьми. Философия нужна Булгакову как основа мировоззрения и как область знаний, сопредельная с религией.

Односторонний подход даст только полумеры, раздельно существующие практика и теория будут только увеличивать дихотомию общества. Цельность общества исходит из цельности человека и цельности той культурной среды, в которой он живет. К сожалению, в современном обществе потеряны многие основы для формирования целостной личности. Чаще всего мы встречаем так называемую прагматическую установку для формирования мировоззрения человека. «Ориентация человека - «я таков, как я нужен» свидетельствует о потере им чувства аудентичности, о том, что критерий его самооценки является исключительно внешним. Но человек не может жить, не чувствуя своей целостности и тождественности, поэтому он находит замену - заменяет это мнением других о себе. Но это делает его все более зависимым от оценки окружающих» [9, с. 231].

Для светского исследования понимания истории и культуры общества очень важно найти основания для его прогресса. Их много предложено учеными, и, видимо, еще будет предлагаться, но проблема останется, ибо суть ее в том, что «научная теория прогресса подобна тусклой свече, которую кто-нибудь зажег в самом начале темного бесконечного коридора. Свеча скудно освещает уголок в несколько футов вокруг себя, но все остальное пространство объято глубокой тьмой» [10, с. 60]. Позитивная наука не в силах раскрыть будущих судеб человечества. Исторический глаз видит недалеко. Самые смелые теории идут не дальше обозримого исторического будущего.

Вот идеи методологии так необходимые для вооружения человека и общества в познании самих себя. Человек обречен на постоянный процесс познания. В философии познание рассматривается как универсальная связь человека с миром. Человек существует, познавая себя и окружающий мир, создавая свою культуру и свое мировоззрение. Русская философия - это философия русского народа и его соратников и союзников, которые согласились со стилем русского мышления - философствованием в познании окружающей их действительности. Поэтому сегодня, - в начале ХХ! в., очень непонятны тезисы некоторых авторов об отрицании русской философии.

«Философии в России как организованного дискурсивного пространства просто не существует. Есть локальные и даже весьма продуктивные группы, никак не связанные между собой ни по проблемам, ни по интересам, ни по пониманию задач философии» [11, с. 60]. «Смелость» интеллектуалов из Европы по-прежнему возмущает. Н.С. Плотников - сотрудник Института философии Рурского университета считает, что в русской философии нет своей субстанции, а есть только смешанная субстанция, то есть нет своей оригинальности. Вся русская философия представляет собой многообразие сообществ и локальных дискрет-этапов. И только? Этим господам-исследователям, зашоренным в своей европейской методологии, совершенно не известны другие критерии философии, философии, способной выполнять свои общефилософские функции на других принципах. Когда же мы освободимся от вечного ученичества и духовной ущербленности по сравнению с Западом: «где наши новые славянофилы, способные защитить нас от идейной зависимости?» [12].

Философия закладывает в сознание человека и переводит в форму убеждений основные принципы взаимосвязи человека и мира, человека и человека, человека и общества. С этих позиций (поиска единства научных знаний о мире) философия выполняет еще одну весьма важную функцию - она соединяет, если хотите, примиряет, естественно-научное и социальное знание. Общество - это особая реальность, но она реальность мира, как бы ни хотели ее не замечать увлеченные исследователи природы. Только философия берет на себя миротворческие обязанности и объединяет все знания о Великом Космосе и о Великом явлении в нем - Человеке. Тайна тайн, загадка загадок - Человек как философская проблема соединяет в себе естественноприродное и социально-сознательное явление. И непроходимый рубеж становится научной проблемой. Философия приводит за собой в лоно науки множество отраслей научного знания: психологию, социологию, футурологию и другие, порою не выдерживающие проверки на строгом экзамене принадлежности к научным знаниям.

При помощи философии в обществе разрабатывается и создается система ценностей, логически связанных в идеологии как совокупностей господствующих в общественном сознании идей. Индивидуальная жизнедеятельность посредством формирования правильных философских взглядов переходит в социальную практику, в сферу функционирования культуры общества, являющуюся базой определения устойчивых ориентиров целенаправленной деятельности индивидов в обществе, своеобразным культурным основанием общества.

В советские годы при безраздельном господстве в преподавании философии марксистколенинской философии, диалектического и исторического материализма дело убеждения людей в правильности и истинности советских ценностей было поставлено на серьезную методологическую и материальную основу. Курс марксистко-ленинской философии читался целый учебный год, каждую неделю были лекции и семинары, два экзамена и писались студенческие рефераты. Современные стандарты по философии допускают такое свободное толкование их результатов, что результатами их трудно назвать. «Что же касается преподавания философии, то в большинстве вузов оно осуществляется в таком урезанном виде, что, действительно, от такого преподавания нет никакой пользы... Ответственные за формирование образовательной политики поддерживают курс на дегуманитаризацию и дегуманизацию, на утеснение философии как фундаментальной дисциплины мировоззренческого профиля» [13, с. 25-26]. Все пущено на самостоятельное изучение, это значит на самотек, ибо каких-либо правил, принципов анализа, ценностных установок студенту не задано. Этим никто не занимался. Студент должен владеть информационной техникой. И он становится совершенно виртуальным субъектом в представлениях чиновников от образования. Он якобы должен быть таким по определению. Можно при необходимости найти тексты в интернете, но вот провести анализ, сделать соответствующие выводы большинство студентов не могут. Или дается интерпретации такая, которая имеет по существу настораживающий, а порою и просто асоциальный характер.

Сегодня вопрос о религиозном сознании уже не имеет прежнего (непримиримого) отношения светского и религиозного компонентов. Если прежде он решался через отношения антагонизма, в котором противоречия разрешаются путем уничтожения одного из тезисов, то теперь существуют разные варианты выхода из кризиса. «Как возможен диалог мировоззрений, ведь мировоззрение -это всегда некий целостный и законченный взгляд на мир? Всякое мировоззрение вдохновляется пафосом истины, истины в её абсолютной выраженности. Мировоззрение претендует на абсолютную истину, которая становится символом веры» [14, с. 7]. Именно такое разрешение мировоззренческих устоев жизни в религиозно-эмоциональном ключе с учетом национальных особенностей мышления предлагает русская религиозная философия.

Русскому религиозному духу, в свою очередь, также присуще непреодолимое стремление к философской глубине и основательности, потому что ни содержание рационального мышления, ни чувственное восприятие не открывают широты возможностей такого подхода к бытию, какой дается осмыслением религиозно-философского видения картины мира.

Главное предназначение философии - анализировать глубинные ценности культуры, глубинные жизненные смыслы, составляющие своего рода геном социальной жизни, вырабатывать возможные новые смысложизненные ориентиры, которые организуют человеческую жизнедеятельность. Ответив на эти вопросы, можно сказать, по мнению академика В.С. Стёпина, что философия в такие эпохи становится практической наукой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Чумаков А.Н., Королев А.Д, Дахин А.В. Философия в современном мире: диалог мировоззрений // Вопросы философии. 2013. № 1.

2. Туктамышева С.Ф. Попытка постановки метафизических проблем в рамках социальной философии // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Российский философский конгресс. Н. Новгород, 2012. Т. 1.

3. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. М., 2009.

4. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Собр. Соч. в 2-х т. М., 1993. Т. 2.

5. Щербатов М. «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева. М., 1983.

6. Стрельцов А.С. Великое служение русской философии // Вестник Калужского университета. 2006. № 2.

7. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 2.

8. Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства. М., 2000.

9. Покровская Т.П. Концепция «меркантильного характера» Э. Фромма и её современное звучание // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Российский философский конгресс. Н. Новгород, 2012. Т. 1.

10. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Соч. в 2 т. М., 1993. Т. 2.

11. Плотников Н.С. Философии в России просто не существует. Интервью «Русскому журналу» 28.01.2008 // Человек в истории русской философии. Н. Новгород, 2009.

12. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб., 1998.

13. Маслин М.А. Русская философия. Историографический очерк // Человек в истории русской философии. Н. Новгород, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.