Научная статья на тему 'О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ТОВАРООБМЕНЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ТОВАРООБМЕНЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Науменко Е. Н.

Исследование факторов роста финансового потенциала Алтайского края требует определения и изучения такого показателя, как конкурентоспособность региона. Он является новым в отечественной экономической литературе, рассматривать его необходимо по ряду причин, ведь конкурентоспособность региона - это основа внутрихозяйственной деятельности региона, без формирования которой внутрирегиональные рынки и их субъекты не смогут развиваться, в свою очередь активизация развития межрегиональной финансово-хозяйственной среды предполагает интенсификацию межрегиональных связей (торговли, инвестиций и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ТОВАРООБМЕНЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ТОВАРООБМЕНЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Е.Н. Науменко

Исследование факторов роста финансового потенциала Алтайского края требует определения и изучения такого показателя, как конкурентоспособность региона. Он является новым в отечественной экономической литературе, рассматривать его необходимо по ряду причин, ведь конкурентоспособность региона - это основа внутрихозяйственной деятельности региона, без формирования которой внутрирегиональные рынки и их субъекты не смогут развиваться, в свою очередь активизация развития межрегиональной финансово-хозяйственной среды предполагает интенсификацию межрегиональных связей (торговли, инвестиций и др.).

Межрегиональная торговля - неотъемлемое условие функционирования экономики регионов и страны в целом. В ее основе лежит территориальное разделение труда и специализация регионов. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства, после насыщения товарами регионального рынка, может быть обеспечен только на основе возрастания межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности. Это имеет наиболее актуальное значение для предприятий, изначально ориентированных

на обеспечение своей продукцией регионов России и стран СНГ.

Реальным выражением межрегионального товарообмена является взаимное формирование региональных товарных рынков субъектов Российской Федерации.

Торговое сотрудничество Алтайского края с другими регионами Российской Федерации в течение последних пяти лет (начиная с 2000 года) носит непостоянный волнообразный характер (таблица 1).

Общий объем ввоза и вывоза товаров и продукции за 2000 - 2004 годы, млн. рублей

Таблица 1

Года Ввезено в край Вывезено из края

Всего В том числе Всего В том числе

Прод-я произв. технического назначения Потреби-тель-ские товары Из них товары Прод-я произв. технического назначения Потреби-тельски е товары Из них товары

Про-до-воль-ствен ные товары Не про-до-вые Продовольственные товары Не про-довые

2000 18574,9 9299,8 9275,1 1263,1 8012,0 6323,9 4370,3 1953,6 1682,1 271,5

2001 21063,9 11774,5 9289,4 791,3 8498,1 7028,8 3433,5 3595,3 3507,6 87,7

2002 15635,4 9513,2 6122,2 788,3 5333,9 6538,1 3369,9 3168,2 2998,8 169,4

2003 19172,2 11440,2 7732,0 1954,3 5777,7 12319,0 7695,5 4623,5 4427,1 196,4

2004 27479,6 16049,5 11430,1 3385,8 8044,3 16664,7 10143,9 6520,8 6338,7 182,1

Тем не менее, учитывая особенности экономики края, можно выделить специфические тенденции присущие для торговых операций края с другими регионами:

1. Начиная с 2002 года, торговому сотрудничеству Алтайского края с другими регионами Российской Федерации присуще

стабильное увеличение общего товарооборота.

2. Преобладание ввоза в край продукции из других регионов России над вывозом алтайских товаров. При этом в 2000-2003 гг. наблюдается значительное превышение ввозимой продукции в край почти в 3 раза. В

2004 г. разрыв между ввозом и вывозом сократился и составил 1,65 кратный размер.

3. Во ввезенной в край продукции из субъектов Российской Федерации преобладает продукция производственно-технического назначения и непродовольственные товары. При этом доля продовольственных товаров незначительна и составляет от 3,8 % (в 2001 г.) до 12 % (в 2004 г.). Таким образом, доля продовольственных товаров незначительна, но стабильно увеличивается.

4. В вывозимой из края продукции преобладает продукция производственно-технического назначения и продовольственные товары. При этом, начиная с 2002 года, наблюдается резкое увеличение объема вывоза продукции за пределы Алтайского края. Так, в 2004 году этот показатель вырос в 2,6 раза по отношению к 2002 году.

За 2004 год ввоз продукции в край не зарегистрирован только из 13 регионов России

млрд. руб 20

18

16

(в 2003 г. из 11 субъектов РФ), среди которых республики Южного федерального округа (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика), регионы Дальневосточного федерального округа (Амурская, Сахалинская и Магаданская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ) и Республика Тыва, входящая в Сибирский федеральный округ [1].

В свою очередь, предприятия края поставляли свою продукцию практически во все регионы России. За 2004 год вывоз не зарегистрирован в 5 регионов России (в 2003 г. -в 6 субъектов РФ), это 4 республики Южного федерального округа (Ингушская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Калмыкия) и Республика Тыва (Сибирский федеральный округ) (рис. 1).

■ ВЫВОЗ □ ВВОЗ

Рис. 1. Межрегиональный товарообмен Алтайского края с федеральными округами России за 2004 год

Объем вывозимой продукции за 2004 год составил 16664,7 млн. руб. и по сравнению с 2003 годом увеличился на 4345,7 млн. руб. (на 35,3%).

Основным потребителем продукции Алтайского края является Центральный федеральный округ. Объем поставок в регионы данного федерального округа составил 8780,5 млн. руб., или 52,7 % от общего объема вывоза (за 2003 год - 49,4 %), и увеличился на 2697,2 млн. руб. (в 1,4 раза). При этом 96,5 % всего объема продукции вывезенной

из Алтайского края в этот округ приходится на город Москву [1].

Второе место в перечне федеральных округов по объему вывоза из нашего края являются регионы Сибирского федерального округа, в основном Новосибирская (1,3 млрд. руб.), Иркутская (0,6 млрд. руб.), Кемеровская области (0,58 млрд. руб.) и Красноярский край (0,59 млрд. руб.), на долю которых приходится более 70 % продукции, вывезенной из края в данный округ (рис. 2).

Рис. 2. Регионы России - основные потребители алтайской продукции

3,0%^ 2,3%^ 1,9 г 1,7% /^1,6%

3,4%—^

3,5%—^^

3,7% —"

7,6%^ 51,1%

О г.Москва □ Новосибирская область □ Иркутская область

□ Красноярский край □ Кемеровская область □ г.Санкт-Петербург

О Приморский край □ Хабаровский край □ Читинская область

О Амурская область

Структура и объем вывозимой продукции зависят от отраслевой структуры производства в крае. К видам продукции, имеющим наиболее широкую географию вывоза, относятся: мукомольно-крупяная продукция (мука, крупа, макаронные изделия), водка и ликеро-водочные изделия, кровельные материалы, шины для легковых и грузовых автомобилей, химические волокна и нити, дизели [1].

Продукция производителей края реализуется в другие регионы России и на экспорт. Поставка алтайской продукции в регионы России характеризуется широким кругом потребителей, в то же время наибольшую долю занимают потребители регионов Сибирского федерального округа и г. Москвы. В 2003 -2004 годах увеличилась продажа за пределы края масла животного, сухого молока, сахара, муки, крупы, макаронных изделий, снизилась - мяса и птицы, сыров, масла растительного.

По муке, крупе, макаронным изделиям и в меньшей степени по сыру производители Алтайского края на рынках большинства регионов Сибирского федерального округа занимают, как правило, второе место после местных производителей. Так, у 8 из 11 регионов Сибирского федерального округа более 50% составляет доля предприятий края во ввозе муки, у 11 - крупы, у 5 - макаронных изделий [1].

Объем ввозимой в Алтайский край продукции из других российских регионов за 2004 год составил 27479,3 млн. руб. и по сравнению с прошлым годом увеличился на 8307,4 млн. руб. (на 43,3%).

Наибольший объем поставок в край, 63,0 % от общего объема ввоза, осуществляется из регионов Сибирского федерального округа. Так среди регионов - поставщиков продукции в наш край, наибольший удельный вес занимают Красноярский край (4,5 млрд. руб.), Кемеровская (7,0 млрд. руб.) и Омская (3,6 млрд. руб.) области. Количество ввезенной ими продукции составляет 54,9 % от общего объема ввоза (рис. 3). В объеме ввоза из Красноярского края 74 % составляют автобензин, дизтопливо и мазут, 3,5 % - уголь, 1,7 % - шины, 3,2 % - продукция лесной, деревообрабатывающей и бумажной промышленности. Во ввозе из Кемеровской области 76 % приходится на уголь, 13 % - прокат черных металлов и чугун, 2,9 % - цемент. Омская область специализируется на ввозе нефтепродуктов (93 % составляют автобензин, дизтопливо, другие нефтепродукты).

Следующими по объемам ввоза в край являются г. Москва, Республики Татарстан и Башкортостан, Самарская и Свердловская области (каждая от 4,1 до 5,7% ввоза).

Долю во ввозе от 1,1% до 3,5% имеют Липецкая область, Ростовская, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Ульяновская, Тюменская, Челябинская, Иркутская, Новосибирская, Томская области, Республика Бурятия.

За 2004 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимостной объем товарооборота по Алтайскому краю увеличился на 40,2 % за счет увеличения как объема вывоза на 35,3 %, так и объема ввоза на 43,3 %.

Рис. 3. Регионы России - основные поставщики продукции в Алтайский край

о „„, 2,8%

2,9%н , ^2,2%

3,3% 3,6%

4,9%

5,9%

13,0%

□ Кемеровская область

□ Омская область

□ Краснодарский край

□ Самарская область

25,6%

16,4%

□ Красноярский край

□ Сверловская область

□ Республика Башкортостан

□ Томская область

□ Новосибирская область □ Челябинская область

Возросли объемы межрегиональной торговли с регионами всех федеральных округов, за исключением Приволжского (за счет прекращения поставок в край дизельного топлива, топочного мазута из Республики Татарстан, маргариновой продукции из Нижегородской области и значительного снижения объемов ввозимых в край легковых автомобилей из Нижегородской области, сахара и пива производства Республики Татарстан).

Ведущими торговыми партнерами остаются регионы Сибирского федерального округа, торговля с которыми обеспечила 62,8 % стоимостного объема ввоза и 26,0 % объема вывоза.

В товарной структуре ввоза на 2,0 процентных пункта возросла доля продовольственных товаров, но уменьшились на 1,9 пункта доля непродовольственных потребительских товаров и на 15,4 пункта доля продукции производственно-технического назначения.

В вывозе возросли на 2,2 пункта доля продовольственных товаров и на 0,1 пункта доля непродовольственной продукции, но на 4,5 пункта снизилась доля продукции производственно-технического назначения [1].

При формировании стратегии дальнейшего развития и расширения межрегионального сотрудничества Алтайского края с другими регионами Российской Федерации необ-

ходимо исходить из следующих основных факторов:

1. Сформировавшиеся торговые связи между предпринимательскими структурами регионов с учетом положительной динамики торгового баланса Алтайского края с другими регионами Российской Федерации.

2. Наличие развитой транспортной межрегиональной инфраструктуры.

3. Наличие предложений о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве, поступивших в Администрацию Алтайского края из других Субъектов (Новосибирская область, Республика Чувашия, Кемеровская область, Республика Татарстан, Красноярский край и

др.).

4. Организация на территории Алтайского края Представительств и торговых домов других регионов России (Республика Дагестан, Республика Татарстан).

5. Расширение торгового влияния на регионы, с которыми у Алтайского края слабо развиты межрегиональные отношения.

6. Планирование организации сотрудничества на ближайшую перспективу исходя из географической близости других регионов и торгово-экономической целесообразности, с дальнейшим, начиная с 2007 года, постепенным расширением географического торгового присутствия Алтайского края в субъектах

России путем заключения Соглашений о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, а также протоколов их реализации.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных факторов и учитывая широкую географию возможного межрегионального сотрудничества, наиболее целесообразно организовать сотрудничество Алтайского края по федеральным округам, выделив 2 или 3 региона, сотрудничество с которыми обладало бы взаимовыгодным характером.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что Алтайский край обладает высоким уровнем эффективности межрегиональных товарообменных связей. Причем начиная с 2002 года торговому сотрудничеству Алтайского края с субъектами России присуще стабильное увеличение общего товарооборота. Данный факт принято считать ключевой характеристикой конкурентоспособности региональной экономики. Развитие экономики Алтайского края определяется его собственным экономическим потенциалом, а также способностью институтов власти края создавать эффективные механизмы управления этим потенциалом. В Алтайском крае собственный экономический потенциал развит слабо и он больше зависит от внешних ресурсов, от экономического взаимодействия с другими регионами. Этот факт подтверждают данные об объемах ввозимой в край продукции из регионов России и вывозимой алтайской продукции. Так на протяжении уже многих лет сохраняется тенденция значительного преобладания объема ввозимой в край продукции товаропроизводителей из других регионов Российской Федерации. Замкнутость экономики региона усиливает монополию местных производителей, которые функционируют при отсутствии эффективного рыночного механизма конкуренции. Эффективный механизм межрегионального обмена ресурсами, товарами и услугами позволяет решить проблему более полного удовлетворения потребности населения края, привлечения инвестиций в экономику края для модернизации производства и обеспечения его конкурентоспособности. От устойчивости и динамичности развития регионов России зависит конкурентоспособность экономики страны [3, с.51].

Конкурентоспособность региона также определяется конкурентоспособностью фирм и предприятий, расположенных на его территории. В свою очередь, успех предприятий и фирм определяется условиями и состоянием конкурентной среды в регионе. Формирова-

ние условий для развития конкурентных отношений внутри региона - один из основных региональных приоритетов в стране и важнейшая функция государственного регулирования экономики.

Конкурентоспособность региона отражает способность местных товаропроизводителей продуктивно использовать экономический потенциал региона. Региону не обязательно иметь у себя богатые природные экономические ресурсы, чтобы быть конкурентоспособным. По концепции классиков экономической теории, сравнительные преимущества (богатые природные ресурсы, благоприятные климатические условия, уникальное геополитическое положение и т.п.) даны природой и невозобновимы. М. Портер считает, что конкурентные преимущества надо создавать, развивать, совершенствовать. Они динамичны, связаны с инновациями, эффективным использованием человеческого фактора и поэтому возобновимы и безграничны. Конкурентоспособность региона определяется способностью государственных и рыночных институтов создавать эффективные механизмы для трансформации сравнительных преимуществ в конкурентные и обеспечивать их развитие и совершенствование. Задачей региональных органов власти является формирование конкурентоспособной среды для обеспечения роста производства, стимулирования спроса и т.д. [3, с.54].

Медушевская И.Е. определяет конкурентоспособность региона как способность местных властей через управление, регулирование создавать условия рационального использования экономического потенциала территории для более полного удовлетворения возрастающих потребностей общества [4].

Таким образом, конкурентоспособность региона представляет собой состояние роста экономики региона, базирующегося на эффективной деятельности хозяйственных структур, продуктивном использовании ими ресурсного потенциала, благоприятной деловой бизнес-среде, позволяющей сохранить конкурентные преимущества фирм, предприятий и всего региона в целом.

Конкурентоспособность региона следует рассматривать как систему, включающую следующие элементы: конкурентный потенциал региона, факторы и условия формирования конкурентной среды, эффективность использования ресурсов, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии бизнес-субъектов, государственные и рыночные ме-

ханизмы управления экономическим потенциалом региона [3, с.57].

Край не может быть конкурентоспособен во всех секторах и сферах деятельности. Органам власти Алтайского края важно создавать достаточно прибыльные виды деятельности в тех сферах и отраслях, где у региона есть конкурентные преимущества или потенциал для создания и развития. Основными факторами Алтайского края, оказывающими положительное воздействие на инвестиционную привлекательность региона, являются:

- уникальные природные ресурсы, включая весомые запасы для Российской Федерации сырья, потребности в котором удовлетворяются за счет импорта, а также стратегические виды сырья: марганец, хром, титан, никель, свинец, кобальт, вольфрам, скандий;

- экономически выгодное географическое положение края в центре Российской Федерации. Непосредственная близость к крупным сырьевым районам. Развитая транспортная инфраструктура, обеспечивающая грузопотоки в страны Востока, Средней Азии (Казахстан, Монголия и Китай);

- значительный промышленный потенциал, представленный на сегодняшний день 400 крупными и средними промышленными предприятиями и более чем 1500 малыми предприятиями. Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, черная металлургия, химическая и нефтехимическая, а также пищевая и перерабатывающая промышленность;

- обширная научно-техническая база, обусловленная наличием в крае многочисленных предприятий бывшего ВПК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокий уровень квалификации трудовых ресурсов, постоянно пополняемых выпускниками сети учебных заведений всех уровней образования, включая университеты, а также относительная дешевизна рабочей силы;

- политическая и социальная стабильность, отсутствие каких-либо конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти, краевыми и местными органами власти;

- наличие хорошей базы для формирования мощного агропромышленного комплекса;

- благоприятный климат в сравнении с другими районами Сибири и значительный рекреационный потенциал, создающие идеальные условия для развития на территории

Алтайского края разнообразных видов туризма и отдыха [2, с.170].

При ограниченности финансовых ресурсов актуален вопрос об инвестиционной привлекательности региона как составного звена его конкурентоспособности. Приток инвестиции оздоравливает экономику региона, создает новые рабочие места, повышает уровень и качество жизни местного населения, активизирует бизнес, усиливает конкуренцию как стимул НТП, пополняет местный бюджет через налоги, в конечном итоге повышает конкурентоспособность региона. Прежде всего, нужна ориентация на активизацию собственного потенциала для укрепления независимости региона. Иностранные инвестиции полезны при полном и рациональном использовании всех внутренних источников накоплений капитала. Важно не утратить контроля над стратегическими предприятиями региона, устранить потенциальных конкурентов в лице иностранных производителей, снизить технологическую зависимость от других стран и т.д.

Выгодно привлекать прямые иностранные инвестиции в долгосрочные проекты с длительным сроком окупаемости, инвестиции в форме государственных концессий. Не менее важно иметь законодательно определенный перечень производств, закрытых для иностранных инвестиций. Тех, что связаны с безопасностью всего общества.

Для подъема благосостояния и улучшения жизни населения Администрацией Алтайского края разработана Стратегия развития края на период до 2010 года. Сущность стратегии сведена авторами в основном к ответам на следующие вопросы:

- каково положение экономики Алтайского края на период разработки Стратегии, какое место занимают отрасли края на межрегиональном рынке ресурсов;

- какие задачи должны быть решены в экономике края для обеспечения материального и финансового базиса планируемых преобразований;

- какие организационно-экономические мероприятия необходимо реализовать, где, когда и сколько ресурсов нужно вложить, чтобы достичь поставленных целей и задач [2, с.8].

Стратегия разработана как основной программный документ органов исполнительной власти Алтайского края , который должен являться не только основой годового и среднесрочного, индикативного территориального планирования как для региона в целом, так и

для входящих в него муниципальных образований, но и ориентиром для стратегического планирования находящихся на территории края хозяйствующих субъектов.

Достижение намеченных в Стратегии параметров развития требует осуществления по целому ряду направлений масштабных преобразований и крупных сдвигов в структуре и характере экономики региона.

Вместе с тем для реализации Стратегии развития необходимо обеспечить дальнейшее соответствующее законодательное и организационное сопровождение, направленное, прежде всего, на совершенствование межбюджетных отношений; экономических основ местного самоуправления; правовых мер защиты инвесторов; тарифной политики естественных монополий с применением государственного контроля за их деятельностью в области ценообразования; налогового законодательства с целью создания стабильных условий, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, в первую очередь, в сфере малого и среднего бизнеса; внешнеторговой деятельности и таможенной политики; формирование эффективной фи-

нансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества.

Для решения задач стратегии в основных отраслях экономики необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу на федеральном и краевом уровнях. Предстоит также реализация целого ряда программных документов регионального уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ввоз и вывоз потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения за 2000 - 2004 годы // Статистический бюллетень. - Барнаул. - 2004.

2. Псарев В.И. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2010 г. (опыт перспективного территориального планирования): Коллективная монография.- Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004.

3. Региональная экономика: теория и практика // Научно-практический и аналитический журнал 4(7) - 2004.

4. Мрр:/мм^ostu.ru/conf/soc2002/papers/med ushevskaya.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.