«Круглый стол» «Базовые ценности современной России: философская рефлексия»
3 декабря 2010 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ был проведен междисциплинарный «круглый стол» по теме: «Базовые ценности современной России: философская рефлексия», организованный кафедрой философии Финансового университета. На «круглом столе» обсуждались следующие вопросы:
■ базовые ценности российского общества;
■ философские, политические и экономические основания трансформации базовых ценностей в современной России;
■ гуманитаризация образования как фактор формирования базовых ценностей: российские реалии;
■ толерантность, гуманизм, патриотизм и свобода совести в системе ценностей развития современной цивилизации.
Работу «круглого стола» открыла проректор по научной работе Финуниверситета, д. э. н., профессор М. А. Федотова. Отметив ценность междисциплинарных «круглых столов», проводимых кафедрой, Марина Алексеевна подчеркнула, что философская рефлексия ценности лежит в основании экономической теории оценки бизнеса.
Зав. кафедрой философии Финуниверситета, д. ф. н., профессор А. Н. Чумаков, как один из модераторов «круглого стола», заметил, что в контексте работы предыдущего «круглого стола», посвященного мировому кризису, высветилась проблема ценности в условиях глобализации. Поэтому тема нынешнего «круглого стола» является логическим продолжением предыдущего.
Доклад члена-корреспондента РАН, зав. отделением аксиологии РАН, д. ф. н., профессора Н. И. Лапина «Базовые ценности современной России: функции, структура, динамика» стал центральным докладом «круглого стола».
Проблема кризиса ценностей, по его мнению, переходит в проблему кризиса понимания ценностей. Понятие ценностей рассматривается с позиций трех наук: философии (в центре внимания которой индивид, личность), социологии (в центре — общество, социальные группы) и социальной психологии (в центре — архетипы, бессознательное). Н. И. Лапин использует социально-философский подход с применением социологических методов получения информации.
Социологические аспекты заключаются в следующем, продолжил Н. И. Лапин:
■ базовых ценностей немного (два-три десятка), в сознании каждого человека есть вся их совокупность, но их иерархия разная, она может изменяться;
■ следует различать терминальные и инструментальные ценности;
■ убеждение многих людей, что хорошо бы поступать, как должно, невзирая на последствия, но одновременно — отличие реального поведения большинства людей от их ценностных ориентаций;
■ ценности сопряжены с мотивами, интересами, потребностями;
■ структуру и динамику ценностей можно изучать эмпирическими методами, основной метод — сравнивание (шкалирование) ценностей респондентом в ходе интервью в домашних условиях.
Среди базовых ценностей можно выделить три культурно-различных типа ценностей: традиционный, общечеловеческий и современный. Ценности формируются двумя путями: инсти-ционально (сверху) и субстанциально (снизу). Первый путь имеет целерациональное происхо-жение — от большого общества, его институтов и организаций, а второй формируется при помощи взаимопонимания между индивидами, толерантности к инокультурным ценностям для повышения стабильности общества.
Зав. сектором социальной философии ИФ РАН д. ф. н., профессор В. Г. Федотова отметила, что аномия после распада СССР, вопреки прогнозам, уменьшилась, но возросла апатия в обществе. Из истории известно, что на смену либеральным ценностям XIX в. пришли ценности марксизма, которые в 90-е гг. вновь сменились либеральными. Следовательно, ценности меняются: конвенционализация — надлом — реконвен-ционализация и т. д.
Свое выступление д. ф. н., профессор кафедры философии Финуниверситета М. М. Скибицкий начал с примера Японии, которая после Второй мировой войны изменилась коренным образом, но не решилась уничтожить династию Хирохито, сохранив свои базовые ценности. Это позволило ей в дальнейшем занять одно из первых мест на мировой арене. Базовые ценности есть скрепы общества. Возникает вопрос: какие ценности нужны России? Россия — самая сложная система в мире, и, по мнению М. М. Скибицкого, ей нужны следующие ценности: отечество, природа, народосбережение, справедливость, культура и верховенство закона.
Т. М. Махаматов, д. ф. н., профессор кафедры философии Финуниверситета обратил внимание на то, что во избежание путаницы в понятиях стоит выделить разные уровни ценностей: на личностном уровне, на уровне социальных групп и на государственном. Ведь то, что для одной группы является ценностью, для другой группы может выступить лишь средством. Например, частная собственность для личности — средство для реализации своих ценностей, а для социальных групп и общества — цель. Базовой ценностью общества, государства является качественный, т. е. всесторонне развитый, человек. Как говорил Маркс, на определенном этапе развития общества главной его целью становится всестороннее гармоничное развитие человека.
Профессор кафедры философии Финунивер-ситета Н. М. Кишлакова подчеркнула, что базовые ценности современной России не могут
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
быть научно осмыслены без учета глобализационных процессов в развитии цивилизации. Это обстоятельство делает архиактуальной задачу философской рефлексии системы ценностей в условиях глобального мира. Возникает проблема переосмысления содержания и сущности многих традиционных, личностных и социальных ценностных установок, к числу которых относится и патриотизм. Анализ патриотизма как ценности глобального мира должен включать в себя аспект диалектического единства космополитизма, национальной идентичности и толерантности, а не сводиться к национализму и ксенофобии.
С точки зрения профессора МАИ Л. Е. Мо-ториной, одной из базовых ценностей современной России должна стать современная образовательная система.
Д. ф. н., профессор МГЮА, Н. Ф. Бучило, продолжая мысли В. Г. Федотовой об аномии, отметила, что в обществе есть базовые ценности. Аномия возникает из-за ценностного вакуума — когда они провозглашаются, но не выполняются. Ценность — всегда двигатель человека и общества.
А. З. Гусов, д. э. н., профессор РАП привлек внимание к социальной проблеме ценностей — они не только объединяют, но и разъединяют. Если говорить об аномии, то можно говорить о разрушении традиционной российской системы ценностей и необходимо ее поддержание.
О. Н. Тыньянова, к. п. н., профессор Пограничной академии ФСБ заявила, что проникновение западных либеральных ценностей в Россию
шло без внимания к вопросу о человеке. Некритическое восприятие ценностей Запада грозит взрывом. Основной проводник ценностей в России — государство. Но само оно понемногу выходит из системы ценностей, что является весьма тревожным фактом.
В продолжение дискуссии Т. П. Павлова, д. ф. н., профессор МГУ им. Ломоносова заострила внимание на одной из главных, по ее мнению, проблем — качества образования. При отсутствии качественного образования индивиду остается опираться на традицию, обычай и ритуал, что может порождать конфликты в обществе.
В. Т. Завьялов, к. ф. н., доцент кафедры политологии Финуниверситета сказал, что есть одна ценность, по которой у собравшихся нет разногласий, — ценность власти. Стоит задуматься о вопросе национальной идеи как совокупности базовых ценностей. Очень высока вероятность повторения нового «1917 года» в условиях продолжения информационного терроризма против России.
В конце дискуссии профессор А. Н. Чумаков поблагодарил всех собравшихся и пригласил участников «круглого стола» на Международную научно-практическую конференцию по проблемам гражданского общества, которая состоится в июне 2011 г.
(Обзор подготовил М. М. Минигалин, аспирант Финуниверситета)
Информация о научных мероприятиях
9-10 июня 2011 Г. в Финансовом университете при Правительстве РФ состоится Международная научно-практическая конференция «Особенности становления и эволюции гражданского общества в современном мире».
Заявки присылать на кафедру «Философия» до 30 мая по тел.: 8 (499) 922-34-21.
E-mail: [email protected]