НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ФИНАНСОВОЙ АКАДЕМИИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: НАЧАЛО ИЛИ КОНЕЦ?
ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ)
Разразившийся в 2009 году мировой финансовый кризис не остается вне внимания российских философов. Каковы объективные тенденции развития мировой экономики и глобальной финансовой системы? Как видятся философские основания и мировоззренческие и морально-этические аспекты глобального финансового кризиса? Эти и другие вопросы были в центре обсуждения и дискуссии Междисциплинарного круглого стола по теме: «Финансовый кризис: начало или конец? Философская рефлексия», который был организован кафедрой философии Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации 26 ноября 2009 г. В работе круглого стола участвовали ведущие ученые Финакадемии, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО(У), МГЮА, Института философии РАН, Института экономики РАН, Института водных проблем РАН, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, депутат Государственной Думы Российской Федерации, ответственные редакторы ряда философских и экономических журналов, аспиранты и студенты московских вузов.
Работу круглого стола открыла профессор Федотова М. А., д. э. н., проректор по научной работе Финакадемии. Отрадно, по ее мнению, то, что проблема, обсуждаемая на круглом столе - междисциплинарна, круглый стол, в котором участвуют философы и экономисты очень важен. Именно в таких мероприятиях рождаются новые идеи, обнаруживаются недостатки, ограниченности тех или иных позиций.
Интересен и востребован взгляд философов на экономику, на антикризисные меры правительства, философская оценка проблем модернизации, мнение об объективных тенденциях в мировой финансовой сфере, осознание философских оснований современной финансовой действительности. В проводимых в Финакадемии исследованиях по совершенствованию финансовой архитектуры, созданию нового порядка, превращению России и Москвы в новый мировой финансовый центр, подчеркнула проф.Федотова М. А., философские принципы и позиции имеет первоочередное значение.
В своем выступлении профессор Чумаков А. Н., д. ф. н., зав. кафедрой философии Финакадемии, отметил, что на круглом столе будут обсуждаться 2 аспекта: финансово-экономический и философский аспекты проблемы финансового кризиса. В своем выступлении проф. Чумаков делает упор на философскую рефлексию. Философский взгляд на проблему не обязательно предполагает выработку конкретных решений, это, скорее, некий план, по которому работают представители конкретных дисциплин. Финансовый кризис является частным моментом. Философия использует глобальный подход. Нельзя решить частных вопросов, не касаясь общих. Финансовый кризис - частная проблема, ставшая глобальной, следовательно, сегодняшний кризис - часть единой системы, малейшее изменение в какой-то сфере приводит к разным глобальным проблемам. Мир становится целостной системой, подобной организму, но он не стал при этом управляемым - и это главная проблема.
Сегодняшний финансовый кризис - это скорее начало всеобщего системного кризиса. И вопрос стоит об организации единого центра управления мировой системой как социально-политическом, так и финансово-экономическом аспектах.
Барлыбаев Х. А., д. э. н., профессор РАГС при Президенте РФ считает, что организация междисциплинарного круглого стола, с ударением на философскую рефлексию о многом говорит. До сих пор не было философского обобщения финансового кризиса.
С точки зрения синергетического и диалектического подходов идет борьба двух начал, двух тенденций: человечество либо идет к вымиранию, либо к другой форме существования. В системе управления современной денежно-капиталистической системы происходят аналогичные процессы. Из всех форм управления социумом сегодняшним обществом управляют деньги (согласно Марксу). Они проникают во все «поры» общества
В. И. Ленин говорил, что без решения общих вопросов нет решения частных. Надо говорить о кризисе системы, о «загнивающем империализме». Решений финансового кризиса пока нет, несмотря на все усилия разных «восьмерок», «двадцаток» и пр.
Махаматов Т. М., д. ф. н., профессор кафедры философии Финакадемии в своем выступлении говорил о сегодняшнем финансовом кризисе как о испытании человечества на гуманность, как болезненный способ самоочищения современного человечества. «В современной культуре уменьшается человечность, мы проходим проверку человечности», - сказал он. - «Мало знаем классиков литературы, искусства и философии, которые есть основа человечности, гуманности. У нас прагматичное мышление. Думаем только о сегодняшнем дне, о деньгах. Финансовая сфера существует сама по себе, реальная экономика, сфера материального производства сама по себе. Экономическая мысль сама по себе, как бы она ни была гениальной, не способна преодолеть свою приземлённость, метафизичность. Лишь философское осмысление на основе классической философии поможет преодолевать, как Маркс говорил, профессиональную ограниченность экономистов и финансистов». Но главный выход из нынешней ситуации - это развитие человечности, грамотности, рациональности, гуманности и усилении социальной ответственности бизнеса.
Выступление Гобозова И. А., зав. кафедрой социальной философии МГУ, профессора назывался «Финансовый кризис и кризис мысли». В своем докладе он заявил, что думать - значит брать на себя ответственность осмысливать процессы общества, и сегодня философы не хотят думать, не хотят осмыслять происходящее в мире, потому что думать означает принимать на себя ответственность.
Финансовый кризис нужно рассматривать с разных точек зрения: политической, экономической и др. Еще К.Маркс писал о сущности финансового кризиса, но сегодня структура финансовых кризисов изменилась под влиянием глобализации. Сегодня философов должны интересовать такие проблемы, как общество потребления, Россия и финансовый кризис, и др.
Общество потребления появляется во-второй половине XX века. Люди начинают ориентироваться не на производство, а на потребление. Общество потребления и кризис неразрывно связаны, кризис является следствием развития этого общества. При капитализме кризис имманентен обществу. При возросших темпах роста кризисы начинают происходить чаще. В 90-х Россия спасла Запад от кризиса.
Способ преодоления кризиса - создание общества производства, повышение статуса труда. Покончить с капитализмом необходимо раз и навсегда, потому что если кризисы будут продолжаться, то это приведет к гибели человечества.
В выступлении Кишлаковой Н. М., к. ф. н., профессора кафедры философии Финакадемии основное внимание было уделено материалистическое понимание общественных процессов, в том числе и финансово-экономических кризисов. Борьба лишь за нравственность и человечность в бизнесе не решает противоречия в финансово-экономической сфере. Современный кризис есть результат функционирования экономической системы, базированной на принципах либерализма. В сущности либерализм является современной формой неоанархизма. Обобществление в условиях гло-
1Л<
43
► И
бализации объективно требует - в определенных границах - централизации экономической сферы, что проявляется сегодня в государственной поддержке банковско-финансовых институтов в западных странах.
Клейнер Г. Б., зам. Директора по научной работе Центрального экономико-математического института РАН, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой «Системный анализ экономики» Финакадемии в своем выступлении «Кризис и рефлексия. Онтология и гносеология кризиса» высказал мысль, что кризис - сродни болезни, «война всех против всех», готовность к перелому. Антоним кризиса - гармония. Чего с чем - это вопрос, который необходимо исследовать. Неравновесие возникло между четырьмя типами систем: организации, проекты и события, процессы распределения и среда. Кризис - это неравновесие между этими элементами, которые оказались очень зависимыми друг от друга.
Скибицкий М. М., д. ф. н., профессор кафедры философии Финакадемии предложил для обсуждения вопрос: «Кризис - симптом саморазрушения мировой социально-экономической системы»? Самый страшный критерий кризиса - безработица. А безработный - страшный человек для общества. Необходим системный подход к глобальному кризису
Кувалдин В. Б., зав. Кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин Московской школы экономики МГУ, д.и.н., профессор МГУ считает, что сегодняшний кризис - не финансовый и не экономический. Это первый системный кризис. Финансовый кризис - всего лишь форма. В генезисе этого кризиса главную роль сыграла ближневосточная кампания США (неудачи в Ираке и Афганистане). Сравнение с кризисом начала XX века неверно, так как у них разные основания. Глобализация - процесс создания глобального мира. 80-90 гг. XX века глобальный мир управлялся с Запада. Кризис показал, что дальше система так развиваться не может. Грядут изменения, формируются новые механизмы управления, многополярный мир (Э20). Коррекция будет происходить по всему миру. Крупнейшие экономики мира - Америка и Китай не могут так развиваться дальше, чтобы избежать дальнейшего ухудшения.
Зорина Е. В., д. ф. н., профессор кафедры философии Финакадемии осветила проблему под следующим углом: онтологическая и эпистемологическая проблема познания (отсутствие аппарата социальной онтологии). Всеобщий онтологический кризис: кризис ценностей не может соединить традиционализм и инновации. В таком случае, на какой инструментарий мы будем опираться, обсуждая кризис?
Думная Н. Н., зав. кафедрой микроэкономики Финакадемии, д. э. н., профессор в своем выступлении согласилась с точкой зрения Кувалдина В. Б., что мир был достаточно жестко управляем, но сейчас положение изменилось. Мировая экономика является преимущественно рыночной системой. Она неустойчива, подвержена кризисам. Она распространена везде, но кто ей управляет? Вопросы управления связаны с вопросами рисков. Новые риски (и старые) связаны с рыночной системой и информационными технологиями: это сетевые, информационные, риски виртуализации, участия и неучастия, самоорганизации системы и др. Названные риски носят фундаментальный характер и неустранимы. Их можно только по-новому регулировать.
Трофимова Р. П., д. ф. н., профессор кафедры философия Финакадемии задала вопрос: «Где конкретные решения выхода из кризиса и вопросы, касающиеся кризиса в России?» Кризис глобален и локален, он накладывается на ту основу, которая существует исторически. Отрицателен ли он? Почему кризис воспринимается как спад, упадок всего? Почему не использовать кризис для перехода в более качественную форму, в новую формацию, и не вывести из всего плюсы, а не муссировать минусы.
Пивоварова М. А., зав. кафедрой макроэкономики Финакадемии, д. э.н., профессор считает, что кризис экономической науки начался в 70-х гг. XX века. Произошла смена парадигмы, новая же па-
радигма только формируется. Философская рефлексия позволяет осмысливать этот процесс. Кроме Маркса о цикличности кризиса писал Кондратьев Н. Д. Философия должна анализировать особенности этой цикличности. Периоды цикличности бывают разные. Цикл начался в 1829 г., будет продолжаться примерно 140 лет. Футурологи считают, что Россия пережила самый тяжелый период. Сейчас в России кризис роста, в то время как в остальном мире идет кризис упадка. Над этим должны задуматься философы.
Зуев К. А., д. ф. н., профессор кафедры философии Финакадемии поддержал Трофимову Р. П., задав следующий вопрос: финансовый кризис - застой, спад, рецессия? Так может это - не распад? А рождение нового, переход в другую форму, к эпохе Возрождения? И куда он приведет? Это проблема синергетики, заявил он.
Пырин А. Г., д. ф. н., профессор МГЮА в своем выступлении «Философские основания мировых финансовых кризисов» отметил, что каждый раз после кризисов экономисты утверждают, что на этот раз все будет хорошо, поскольку «парадигма изменилась». Но финансовые явления носят цикличный характер, значит они представляют собой закономерность, имеющую, как и всякий закон, философское основание. Для финансового дефолта таким основанием является закон пограничной пользы. Суть его состоит в том, что достижения человека растут в арифметической прогрессии, а затраты на их получение - в геометрической. Данный закон является по своей природе социальным и общесоциологическим. Рано или поздно он приводит к образованию «пузырей». Они выражаются в том, что разнообразные затраты начинают значительно превышать тот результат, к которому стремился субъект. Такие перегрузки неизбежно ведут к «схлопыванию», к истощению ресурсов. Подобное можно проследить на примере мирового финансового кризиса, «сдутие» пузыря которого уже началось. Осознание закона пограничной пользы позволит предвидеть конфликтные ситуации и даст возможность научиться ими управлять.
Шестопал А. В., зав. кафедрой философии МГИМО, д. ф. н., профессор обозначил тему своего выступленипя как «Мировой кризис - смена парадигм». В докладе он говорил о секулярном и пост-секулярном обществе. Истоки кризиса, по его мнению - технологическая составляющая цивилизации. С 80-х гг. прошлого века появляется проблема кризиса рационализма. Новые технологии привели к истощению культурного уровня общества, наступил духовный кризис. Возникает вопрос: возможен ли диалог духовных и новых технологических ценностей? Возможен и необходим.
Иоселиани А. Д., д. ф. н., профессор кафедры философии Финакадемии говорила о кризисе традиционных ценностей. Кризис захватывает все, в том числе и духовною сферу. Заболевает дух, затем тело.
Просеков С. А., к. ф. н., доцент кафедры философии Финакадемии затронул проблему гуманитарного образования. «Существует ли связь между гуманитарными и техническими науками?» - задает он вопрос. Аналитическое и образное мышление постоянно контактируют. Необходимо изучать гуманитарные проблемы для решения технических проблем. В качестве примера он приводит Китай: в самые тяжелые годы Китай инвестирует в науку.
Подводя итоги круглого стола, Чумаков А. Н. отметил актуальность философской рефлексии финансово-экономических проблем современности как в теоретическом, так и практическом аспекте, необходимость и в дальнейшем таким коллективным и междисциплинарный способом реагировать на актуальные общественно-исторические процессы современности.
С. Т. МАХАМАТОВА, к. э. н. А. В. МУРАВЬЕВА
45