Научная статья на тему 'О международной деятельности БГМУ в 2009г'

О международной деятельности БГМУ в 2009г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О международной деятельности БГМУ в 2009г»

О МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БГМУ В 2009Г.

Данный материал основан на результатах отчетности кафедр БГМУ по международной деятельности за прошедший год. В целом в 2009 г. по сравнению с предыдущими годами отмечалась нераномерная динамика показалей.

Отчитались о международной работе в 2009 г., как и в 2008 г., лишь 50% кафедр -т.е. 43 из 85 кафедр. Таким образом, более половины кафедр не представили отчетов и не аттестованы, что является чрезвычайно печальным фактом. К сожалению, примерно такая картина повторяется из года в год.

В данном году проведено меньшее количество часов преподавания на английском языке: например, 260 часов лекций против 916 часов в прошлом году. Это связано с отсутствием студентов из лиц иностранных граждан на 2-ом курсе в данном году и переходом большого количества студентов, обучавшихся на 3 курсе, на 4 курс, где все преподавание велось на русском языке.

Остаются стабильно невысокими показатели участия профессорско-преподавательского состава нашего университета в международных конференциях, что может свидетельствовать либо об отсутствии значимых исследовательских достижений, о которых можно доложить коллегам из других стран, либо нежелание или неготовность выступить. В анализируемом году не было представлено данных ни об одном случае участия клинических ординаторов или интернов в международной научной деятельности.

Положительным следует считать увеличение как количества рандомизированных клинических исследований (РКИ) - в основном зарубежных медикаментозных средств, так и количество центров, представленных в основном кафедрами БГМУ во главе с профессорами и заведующими кафедрами университета. Из было 20 против 11 в 2008 году на 8 кафедрах вместо 5 в прошлом году. Наиболее активными по данному показателю оказались кафедры терапии ИПО, госпитальной терапии, онкологии. С другой стороны, многие клинические центры заключают договора не с БГМУ, а с собственными клиническими базами, что с нашей точки зрения не является верным с позиции университетской политики и экономики. Участие в РКИ способствует углублению знаний английского языка, пониманию современных требований к диагностике и лечению пациентов. Кроме того, для больных это иногда чуть ли не единственная возможность получить высокотехнологичное, зачастую дорогостоящее, медикаментозное лечение.

В данном году кафедры отчитались об аналогичном (по 9 в каждом году) количестве грантов на поездки для участия в различных конференциях и клинических стажировках за рубежом (преподаватели кафедр общественного здоровья ИПО, неврологии с курсами нейрохирургии и медицинской генетики, управления экономики и фармации, хирургических болезней и новых технологий).

На наш взгляд, большим достижением можно считать увеличение количества публикаций в реферируемых международных журналах - 23 вместо 8 в прошлом году. Рост количества публикаций говорит о нашем растущем научно-техническом уровне, отслеживании ситуации в современной науке, и, с другой стороны, об улучшении владения английским языком. Не секрет, что опубликовать статью за рубежом гораздо сложнее, чем в Российской Федерации. Особенно отличились в данном аспекте кафедры пропедевтики внутренних болезней, биологии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

50000

Рис.1. Количество баллов по международной деятельности, набранных факультетами БГМУ.

Активность кафедр в отношении международной деятельности определялась по специально разработанному опроснику, в котором высчитывалость как общее количество баллов, набранных кафедрами БГМУ, так и количество баллов на каждую ставку на кафедре. Кроме того, проводилось сравнение и между факультетами.

Наибольшее количество баллов было набрано лечебным факультетом, затем следовал педиатрический и затем ИПО БГМУ (рис.1). Аналогичная картина отмечалась и по количеству баллов на каждого сотрудника, однако при этом кафедра госпитальной педиатрии с курсом поликлинической педиатрии почти «догнала» лечебный факультет.

Победителями по количеству баллов по разным факультетам представлены в таблице 1. Абсолютным победителем как по общему количеству баллов, так и по баллам на каждого сотрудника оказалась кафедра пропедевтики внутренних болезней с курсом физиотерапии (зав каф. проф. Загидуллин Ш.З.) - табл. 2.

Таблица 1

________________________Победители по количеству баллов на факультетах_______________

Факультет Кафедра Общее количество баллов На 1ППС

ВСО и МПФ Нормальной физиологии 2160 540

Стоматологический Биологии 4085 430

Педиатрический Анатомии 7900 718

Фармацевтический Физвоспитания 3100 226

Лечебный Пропедевтики внутренних болезней 25390 2539

ИПО Неврологии и нейрохирургии 2650 530

Таблица 2

Абсолютные победители по количеству баллов по кафедрам__________________________

Кафедра Общее количество баллов На 1ППС

Пропедевтики внутренних болезней (ВСО и МПФ) 25390 2539

Анатомии (педиатрический факультет) 7900 718

Фармакологии №1 (фармацевтический факультет) 6960 870

Наибольшее количество баллов по преподаванию на языке-посреднике набрали кафедры пропедевтики внутренних болезней, анатомии и патологической физиологии (табл.3); по научной работе - пропедевтики внутренних болезней, физвоспитания и госпитальной терапии №1 (табл.4); по международному сотрудничеству - кафедры госпитальной педиатрии с курсом поликлинической педиатрии, офтальмологии и психиатрии (табл. 5). Последние 3 кафедры уже давно участвуют в различных программах международного сотрудничества с медицинскими специалистами из США, Турции, Швейцарии и других стран. Так, кафедры госпитальной педиатрии (зав.каф. проф. Ахмадеева Э.Н.) и неврологии с курсами нейрохирургии и медицинской генетики (зав. каф. проф. Магжанов Р.В.) читают лекции студентам с приглашением ведущих лекторов из Норвегии, Турции и США в рамках заключенных нашим университетом договоров о сотрудничестве с университетом Осло, университетом Вашингтона и Международным Детским Центром.

Таблица 3

_______________________________Преподавание на английском языке____________________________

Кафедра Общее количество баллов

Пропедевтики внутренних болезней 13390

Анатомии 6000

Патологической физиологии 3435

Таблица 4

Научная работа__________________________________________________

Кафедра Общее количество баллов

Пропедевтики внутренних болезней 10900

Физвоспитания, физической культуры 3100

Госпитальной терапии № 1 2650

Таблица 5

Международное сотрудничество__________________________________________

Кафедра Общее количество баллов

Госпитальной педиатрии с курсом поликлинической педиатрии 5750

Офтальмологии 2400

Психиатрии 1700

Впервые в этом году клиника неврологии БГМУ провела две конференции (2-е и 3-и университетские неврологические чтения) с лекторами - специалистами из США: профессор Fran Lewis (университет Вашингтона) и д-р B.Zolovska (Гарвардский университет); семинар в клинике по методикам оценки двигательных функций и моторной реабилитации с физическим те-

рапевтом из Сиэтла C.Robinson; тренинг по отказу от курения и беседу с врачами терапевтического профиля с профессором превентивной медицины из Лос Анджелеса (Prof. S.Sussman, университет Южной Калифорнии).

Также этот год явился знаменательным тем, что наш университет стал участвовать в работе самой престижной программы ГосДепартамента США - программы сенатора Фулбрайта: мы приняли американского специалиста, а наш профессор поработал в США. Надеемся, что данная работа с программой Фулбрайта у нас будет продолжена.

Второй раз нашим отделом международных связей организованы бесплатные для преподавателей БГМУ курсы по медицинскому английскому с преподавателем из США. В этот раз группа была отобрана из тех преподавателей-клиницистов БГМУ, которых рекомендовали их заведующие кафедрами для чтения лекций на английском языке с 2010 года, и которые уже достаточно хорошо (не менее 6 баллов из 10 по результатам собеседования с американским преподавателем) могут говорить по-английски. В настоящий момент ректором дано задание подготовиться к чтению лекций по всем дисциплинам на английском языке.

Продолжала работать программа академических межуниверситетских студенческих обменов с медицинским факультетом Дрезденского университета. Ассистент кафедры неврологии с курсами нейрохирургии и медицинской генетики Файзуллин А.Р. прошел месячную стажировку по нейрохирургии в университетской клинике Осло (Rikshospitalet).

В заключении следует призвать кафедры БГМУ активнее участвовать в международном сотрудничестве, ведь это интересно, полезно и ведет к нашему дальнейшему профессиональному росту.

Фото 1. Лаборатория по молекулярной электрофизиологии в г. Кельн, где проходил стажировку ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней Загидуллин Н.Ш.

Фото 3. Ассистент Файзуллин А.Р. в нейрохирургической клинике Осло.

Фото 2. Студентка БГМУ на практике в Германии (Дрезден) в рамках двусторонних студенческих обменов.

Загидуллин Н.Ш., Ахмадеева Л. Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.