DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_57
О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНЫХ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ ON THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE USE OF AND ANIMAL PROTECTION OF THE ARCTIC AND ANTARCTIC
ДОЙНИКОВ Павел Игоревич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 125993 Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., дом 9. E-mail: [email protected];
DOYNIKOV Pavel Igorevich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). 125993 Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., house 9. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Животный мир Арктики и Антарктики подвержен многочисленному антропогенному, негативному воздействию. Это означает, что охрана животного мира Арктики и Антарктики, требует специальных правовых режимов охраны и эффективной их реализации.
Abstract: The wildlife of the Arctic and Antarctic is subject to numerous anthropogenic, negative impacts. This means that the protection of the wildlife of the Arctic and Antarctic requires special legal protection regimes and their effective implementation.
Ключевые слова: Арктика; Антарктика; охрана животных; международно-правовое регулирование; китобойный промысел; морское право; белые медведи; тюлени; морские живые ресурсы; альбатросы и буревестники.
Keywords: Arctic; Antarctic; animal protection; international legal regulation; whaling; maritime law; polar bears; seals; marine living resources; albatrosses and petrels.
Для цитирования: Дойников П.И. О международно-правовом регулировании использования и охраны животных Арктики и Антарктики // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 57-60. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_57.
For citation: Doynikov P.I. On the international legal regulation of the use and protection of Arctic and Antarctic animals // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 57-60. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_57.
Статья поступила в редакцию: 30.03.2023
В системе правового регулирования охраны животных Арктики административно-официально важное место занимает Декларация министров окружающей среды приарктических стран «Об охране окружающей среды Арктики и Стратегия экологической защиты региона», принятая в тысяча девятьсот девяносто первом году1. Обозначенные в ней сферы охраны направленны на: защиту арктических экосистем; признание традиционных прав коренных народов арктического региона; регулярные наблюдения за состоянием экосистем региона; ограничение и запрещение негативного воздействия на них.
Декларация «Об учреждении Арктического совета» принята в тысяча девятьсот девяносто шестом году2. Заключена между Швецией, Финляндией, США, Россией, Норвегией, Исландией, Данией, Канадой. Арктический совет, представляет собой межправительственную международную организацию, разрабатывающую стратегические решения арктических государств в области: охраны окружающей среды; сохранения биоразнообразия животных; обеспечения устойчивого развития; соблюдения прав коренных народов3.
Конвенция «По регулированию китобойного промысла» принятая в 1946 году4, провозгласила формально символические ограничения добычи китообразных и ее запрет. Не предусматривает строгого запрета промысла морских млекопитающих, для прибрежных государств и международных организаций и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Необходимо констатировать, что более строгого ограничения, а уж тем более запрета промысла морских млекопитающих в названных актах нет5.
В Приложении один Конвенции ООН по морскому праву, дельфины и киты классифицируются далеко мигрирующими видами. Этот статус, обязывает государства, участвующие в Конвенции сотрудничать, в целях сохранения китов и дельфинов.
В целях установления международного порядка добычи китов, основываясь на принципах Соглашения «О регулировании китобойного промысла» принятого в тысяча девятьсот тридцать седьмом году6, правительства китобойных держав в тысяча девятьсот сорок шестом году, в Вашингтоне, подписали Международную Конвенцию «По регулированию китобойного промысла»7. Она устанавливает статус: китоматок, то есть кораблей на которых разделываются и хранятся китовые туши; кораблей с которых добываются киты; береговых станций, на которых хранятся не переработанные части китовых тушь.
Участниками Конвенции учреждена Международная китобойная комиссия. За Комиссией закреплены полномочия: санкционировать
1 http://docs.cntd.ru/document/1902061 (дата обращения: 23. 01. 2023).
2 Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 721 - 723.
3 Дойников П.И. Об охране животного мира Арктики в Российской империи // Безопасность Арктического региона: право, экономика, экология: сборник тезисов докладов по материалам Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, Н.П. Воронина. М., 2021. С.96-101.
4 Фитсморис М. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла // https://legal.un.org/avl/pdf/ha/icrw/icrw_r.pdf(дата обращения: 16. 11. 2022).
5 Мордвинова Т.Б. Полярное право: монография. / Т.Б. Мордвинова, А.С. Скаридов, М.А. Скаридова; под. ред. А.С. Скаридова. М., 2020. С. 181-183.
6 https://www.nature.com/articles/140180a0.pdf(дата обращения: 16. 11. 2022).
7 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII.- М., 1956. С. 370 - 377.
поиски и проекты, посвященные китам и китобойному промыслу; исследовать статистическую информацию, о жизнедеятельности китов и численности их популяции; изучать добычу китов.
Комиссия подготавливает отчеты о своей работе, в контакте с Международным статистическим бюро по китобойному промыслу1. Издает их, в виде аналитических, статистических, научных материалов о китах и их добыче. Находится бюро на территории Норвегии, городе в Сандрифиорде2. Участники вправе выдавать, физическим лицам, разрешения на добычу китов, в научно исследовательских целях.
Правовая охрана белых медведей требует особой регламентации. Белый медведь самый крупный наземный хищник из млекопитающих полностью живущий на дрейфующих льдах Северного ледовитого океана. Численность популяции белого медведя оценивается в размере 20 - 25 тысяч. Такая численность оценивается как критическая.
Международно-правовые нормы призванные защитить белого медведя содержатся в Соглашении «О сохранении белых медведей» 1973 года3. Оно подписано правительствами государств, имеющих выход к Северному Ледовитому Океану: США, СССР, Дании, Норвегии, Канады. Названные государства считают, что белый медведь — это значимый вид ресурсов арктического региона, нуждающийся в специальной защите.
Правовая защита белых медведей обеспечивается при помощи организации национальных мероприятий государств арктического региона. Они подразумевают реализацию согласованных мер, направленных на запрет добычи белых медведей. Разрешается добывать медведей в научных целях и для контроля численности их популяции. Коренному населению регионов обитания белых медведей, добыча разрешается, только с использованием традиционных способов4.
В поисках правовых путей сохранения белого медведя, как вида животных на планете Земля, правительства США и РФ приняли Соглашение «О чукотско-аляскинской популяции белых медведей» в 2000 году5. В нем определена общая квота добычи белых медведей. Квота определяется каждый год, российско-американской комиссией. Чукчи из России, добывают половину этой квоты. Эскимосы из Америки добывают другую половину.
Конвенция «О рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана» принята в 1980 годув. Исключая Балтийское море и Бельт, находящихся к югу и востоку от линий, проведенных от мыса Хасеноре до пункта Гнибен, от Корсхаге до Сподсбьерг и от мыса Гильбьерг до Куллен, конвенционным районом, обозначены: в составе Атлантического и Северного Ледовитого океанов и находящихся поблизости морей, к северу от тридцать шестой северной широты и между сорок второй западной долготы и пятьдесят первой восточной долготы. Не входят: Средиземное море и вблизи находящиеся моря до точки пересечения параллели тридцать шестой северной широты и меридиана пять тридцать шесть западной долготы; в части Атлантического океана находящейся к северу от пятьдесят девятой северной широты и между сорок четвертой западной долготы и сорок второй западной долготы.
Конвенция принималась для обеспечения правовой поддержки Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана. Ее нормы действуют в отношении запасов рыбы конвенционного района. Нормы конвенции не распространяются на морских млекопитающих и сидячие виды живых организмов.
Конвенция «О сохранении лосося в северной части Атлантического океана» принята в 1982 году7. Реализуя ее нормы в 1984 году учреждена межправительственная Организация по сохранению лосося Северной Атлантики, штаб-квартира которой находится в Шотландии, в городе Эдинбург.
Целью деятельности этой Организации является сохранение, восстановление, увеличение запасов атлантического лосося и рациональное управление ими с помощью международного сотрудничества.
Целью Конвенции закреплено сохранение и рациональное использование запасов лосося в реках Российской Федерации. Она устанавливает механизм осуществления государственного мониторинга и выполнения оценки состояния запасов дикого атлантического лосося в северных реках Европейской части России. Проводятся комплексные изучения численности атлантического лосося в речных бассейнах Кольского полуострова, Архангельской области, Карелии, Нененецкого Автономного Округа, Республики Коми.
В водах Канады, Японии, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки обитают многочисленные анадромные виды рыб. Их популяции защищаются Конвенцией «О сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана» 1992 года8. Государства, где обитают анадромные виды рыб несут ответственность за сохранение их запасов. Добыча рыбы осуществляется в пределах двухсот морских миль, отмеряемых от ширины территориального моря. Государства северной части Тихого океана формально согласны на отказ от экономических выгод в пользу сохранения запасов анадромных рыб. Международные научные исследования используются для создания эффективного механизма сохранения анадромных видов рыб Тихого океана9.
Соглашение «О сотрудничестве в предотвращении загрязнения окружающей среды в Арктике» принято в тысяча девятьсот девя-
1 Ь^:/^-^ ahbi.com.ua/info/202-iwc-international-whaling-commission-mezhdunarodnaya-kitoboynaya-komissiya-mkk.html(дата обращения: 17. 11. 2022).
2 Распоряжение Правительства РФ от 27.09.1996 N 1455-р
«О поправках к приложению к Международной конвенции по регулированию китобойного промысла от 2 декабря 1946 г., принятых на 48-й сессии Международной китобойной комиссии» // СЗ РФ, 07.10.1996, N 41, ст. 4732 "Российская газета", N 193, 09.10.1996.
3 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1978. С. 563 - 565.
4 Дойников П И. Правовые проблемы Арктического региона // Аграрное и земельное право. 2019. № 11 (179). С. 125-127.
5 Бюллетен ь международн ых договоров. 2007. N 12. С. 65 - 70.
6 Сборник международных соглашений Российской Федерации по вопросам рыболовства и рыбохозяйственных исследований. М., 1995. С. 86 - 98.
7 Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс.
8 Конвенция опубликована в издании: Бюллетень международных договоров. 1993. N 7. С. 13 - 22.
9 Бякешев К.А. Морское рыболовное право: учебник. М., 2021. С.435-440.
носто четвертом году1. Заключено между Россией и США. Главной целью этой Конвенции является сотрудничество в разных аспектах охраны окружающей среды и животного мира.
Декларация «О предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана» 2015 года2. Ее принятие определялось фактом масштабной незаконной добычи морских животных. Участники: США, Норвегия, Россия, Дания, Канада.
В Декларации констатируется, что Арктика, представляет собой территорию, на которой не действуют договоренности, регулирующие рыболовство. Естественные климатические и географические причины, делают практически невозможным осуществление рыболовства в Арктической части мирового океана. Стороны Декларации считают, что в ближайшем будущем промышленное рыболовство в этом регионе бесперспективно. Это обстоятельство нивелирует необходимость учреждения специального органа управления рыболовством Северного Ледовитого океана.
Соглашение «О укреплении международного научного сотрудничества» принято в 2017 году3. Заключено между Канадой, Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией, Российской Федерацией, Швецией, Соединенными Штатами Америки. Целью Соглашения является укрепление сотрудничества в области научной деятельности для повышения результативности и эффективности развития научных знаний об Арктике, в том числе о состоянии ее животных.
Антарктида, представляет собой островной архипелаг, покрытый ледяным щитом. Он включает острова, ледники и морские пространства вокруг. Вблизи Антарктиды обитают примерно 17 видов морских млекопитающих, в том числе такие: тюлени, киты, пингвины и иные виды различных птиц. К сожалению, три вида морских млекопитающих классифицирующиеся как вымирающие, требуют особой охраны. Это сейвал, финвал, синий кит.
Договор «Об Антарктике» 1959 года4, содержит основы правового режима, защищающего животных Антарктики. Консультативное совещание, разрабатывает рекомендации его участникам. В 1977 году, на его девятом созыве, разработана и принята рекомендация направленная на сохранение полярной фауны «Морские живые ресурсы Антарктики»5. Ее участники обязуются обмениваться статистикой уловов и с разумной осторожностью использовать животных Антарктики. Договор «Об Антарктике» дополнялся рекомендациями, протоколами, конвенциями превратившись в Систему Договоров «Об Антарктике».
Согласованные меры для сохранения антарктической фауны и флоры 1964 года6, зафиксировали уникальность Антарктических животных, их уязвимость для антропогенного воздействия. Международное сотрудничество закреплено основой их охраны, изучения и разумного использования.
Понятия, закрепленные в Согласованных мерах, представляют непосредственный интерес. Так называемое местное млекопитающее, раскрывается как животное, питающееся в младенчестве молоком, обитающее на Антарктическом континенте, китообразные исключаются. Термин местная птица, означает любых птиц, их яйца, встречающихся в Антарктике. Не разрешается ввозить не эндемичных животных южнее шестидесятого градуса южной широты. Исключения оформляются специальным разрешением - для ездовых собак, домашних животных и животных, используемых в научных целях.
Нормы охраняющие животный мир южного полушария, содержатся в Конвенции «О сохранении тюленей Антарктики», подписанной в Лондоне 1972 году7. В соответствии с Согласованными мер для сохранения антарктической фауны и флоры, принятыми в продолжении Договора «Об Антарктике» участники признавали, что тюлени Антарктики ценнейшие животные. От активного промысла их численность не должна сокращаться. Действие Конвенции распространяется к югу от шестидесятого градуса южной широты. Охраняемыми объектами являются тюлень Уэдделла, южный морской слон, тюлень Росса, тюлень крабоед, южный морской котик, морской леопард.
Участники Конвенции, обязались установить запрет добывать тюленей в конвенционном районе. Конвенция закрепила право участников определять: разрешенных к добыче тюленей; время года, когда добыча разрешена; территории, где разрешена добыча; способы разрешенной добычи; статистические данные о добыче; иную информацию, связанную с добычей. Участвующие в Конвенции государства, выдают разрешения на право добычи тюленей в хозяйственных и научных целях.
Конвенция «О сохранении тюленей Антарктики» 1978 года8. Целью ее принятия можно назвать регламентацию добычи тюленей. Конвенция закрепила виды тюленей, добыча которых разрешена в конвенционном районе. Это тюлени крабоеды, Уэдделла, морские леопарды. Установлены районы где запрещена добыча, время года, когда она разрешена, территории где добыча допускается. На территории заповедников добыча запрещена. Добыча тюленей запрещена с первого марта по тридцать первое августа.
Конвенция «О сохранении морских живых ресурсов Антарктики» 1980 года9. Разработанная, как правовая реакция на возросший вылов криля, наблюдавшийся в 1970 году. Конвенция направлена на ограничение добычи живых ресурсов Антарктики: тюленей, морских котиков, китов, рыб, пингвинов, иных птиц.
Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, располагающаяся на острове Тасмания, инициирует и организовывает
1 Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, N 34, ст. 3614.
2 СЗ РФ, 18.05.2015, N 20, ст. 2964.
3 СЗ РФ, 01.05.2017, N 18, ст. 2802.
4 Ведомости ВС СССР. 3 августа 1961 г. N 31. Ст. 329.
5 https://www.ccamlr.org/ru/organisation/(дата обращения: 24. 11. 2022).
6 Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс
7 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV.- М., 1980. С. 431 - 437.
8 https://kommentarii.org/2019/poliarnoe_pravo/page34.html(дата обращения: 20.11.2022).
9 https://bstudy.net/644945/pravo/pravovoy_rezh¡m_antarkt¡k¡(дата обращения: 20.11.2022).
исследования: о морских животных и растениях Антарктики; о сборе статистической информации о численности животных; о масштабах промысла на них; об инспекционных проверках.
Комиссия определяет: количество разрешенных к добыче животных; районы где разрешена добыча; виды животных, находящихся под особой охраной; физические характеристики животных, подлежащих добыче; время года, когда добыча разрешена; содержание инспекционной проверки и лиц ей подлежащих при осуществлении промысла.
Протокол «Об охране окружающей среды» принят в тысяча девятьсот девяносто первом году, к Договору «Об Антарктике»1. Участники объявили Антарктику природным заповедником. Они обязались охранять Антарктические экосистемы и животных, использовать их только в мирных и научных целях.
Соглашение «О сохранении альбатросов и буревестников (качурок)» 2001 года2. Ее основной целью, является борьба с снижением численности популяций альбатросов и буревестников Южного полушария. Основными угрозами популяции альбатросов и буревестников обозначены: интродуцированные виды животных; прилов; ярусный лов. Из-за них гибнет значительное количество птиц Антарктики. Соглашение закрепило требования: к уменьшению масштабов вылова морских птиц; к наблюдению за ними; к охране мест их размножения.
Несмотря на многочисленность международно-правовых актов, регулирующих охрану животного мира Арктики и Антарктики, численность животных, обитающих в обозначенных регионах продолжает уменьшатся3. Одной из причин сложившейся негативной тенденции, нужно считать дизентегрированость правового регулирования использования и охраны животного мира Арктики и Антарктики, как по предмету, так и сферам действия.
Библиогра фия:
1. Бюллетень международных договоров. 1993. N 7.
2. Бюллетень международных договоров. 2007. N 12.
3. Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
4. Дойников П.И. Правовые проблемы Арктического региона // Аграрное и земельное право. 2019. № 11.
5. Дойников П.И. О морских и водных млекопитающих в зеркале права // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7
6. Дойников П.И. Об охране животного мира Арктики в Российской империи // Безопасность Арктического региона: право, экономика, экология: сборник тезисов докладов по материалам Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, Н.П. Воронина. М., 2021.
7. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII. М., 1956.
8. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1978.
9. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV.- М., 1980.
10. Сборник международных соглашений Российской Федерации по вопросам рыболовства и рыбохозяйственных исследований. М., 1995.
11. СЗ РФ, 19.12.1994, N 34, ст. 3614.
12. СЗ РФ. 17.08.1998 г. N 33. Ст. 3956.
13. СЗ РФ, 18.05.2015, N 20, ст. 2964.
14. СЗ РФ, 01.05.2017, N 18, ст. 2802.
15. Фитсморис М. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла // https://legal.un.org/avl/pdf/ha/icrw/icrw_r.pdf(дата обращения: 16. 11. 2022).
16. Nature.com - URL: https://www.nature.com/articles/140180a0.pdf(дата обращения: 16. 11. 2022).
17. Комментарии org. Комментарии Российского законодательства - URL: https://kommentarii.org/2019/poliarnoe_pravo/page34.html(дата обращения:
20.11.2022).
18. Bstudy.net- URL: https://bstudy.net/644945/pravo/pravovoy_rezhim_antarktiki(дата обращения: 20.11.2022).
19. Acap.aq - URL: https://www.acap.aq/(дата обращения: 20.11.2022).
20. АНТКОМ комиссия по сохранению природных ресурсов Антарктики - URL: https://www.ccamlr.org/ru/organisation/(дата обращения: 24. 11. 2022).
References:
1. Bulletin of International Treaties. 1993. N 7.
2. Bulletin of International Treaties. 2007. N 12.
3. Current International Law. Vol. 3. Moscow: Moscow Independent Institute of International Law, 1997.
4. Doynikov P.I. Legal problems of the Arctic region // Agrarian and land law. 2019. № 11.
5. Doynikov P.I. About marine and aquatic mammals in the mirror of law // Law and the State: theory and practice. 2021. № 7
6. Doynikov P.I. On the protection of the Arctic wildlife in the Russian Empire // Security of the Arctic region: law, economics, ecology: collection of abstracts of reports based on the materials of the International Scientific and Practical Conference / ed. N.G. Zhavoronkov, N.P. Voronina. M., 2021.
7. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue XIII. M., 1956.
8. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue XXXII.- M., 1978.
9. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue XXXIV.- M., 1980.
10. Collection of international agreements of the Russian Federation on fisheries and fisheries research. M., 1995.
11. The Civil Code of the Russian Federation, 19.12.1994, N 34, Article 3614.12.
The Civil Code of the Russian Federation. 17.08.1998 N 33. St. 3956.
13. NW RF, 18.05.2015, N 20, Article 2964.
14. NW RF, 01.05.2017, N 18, Article 2802.
15. Fitsmoris M. International Convention on the Regulation of Whaling // https://legal.un.org/avl/pdf/ha/icrw/icrw_r.pdf (date of application: 16. 11. 2022).
16. Nature.com - URL: https://www.nature.com/articles/140180a0.pdf (date of application: 16. 11. 2022).
17. Comments org. Comments on Russian legislation - URL: https://kommentarii.org/2019/poliarnoe_pravo/page34.html (accessed: 11/20/2022).
18. Bstudy.net - URL: https://bstudy.net/644945/pravo/pravovoy_rezhim_antarktiki (accessed: 11/20/2022).
19. Acap.aq - URL: https://www.acap.aq /(accessed: 11/20/2022).
20. CCAMLR Commission for the Conservation of Antarctic Natural Resources - URL: https://www.ccamlr.org/ru/organisation /(date of request: 24. 11. 2022).
1 Собрание законодательства РФ. 17 августа 1998 г. N 33. Ст. 3956.
2 https://www.acap.aq/(дата обращения: 20.11.2022).
3 Дойников П.И. О морских и водных млекопитающих в зеркале права // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7(199). С. 112-116.