О правовом регулировании использования и охраны животных Арктики и Антарктики
Дойников Павел Игоревич,
к.ю.н., доцент, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: [email protected]
Животный мир Арктики и Антарктики подвержен многочисленному антропогенному, негативному воздействию. Это означает, что охрана животного мира Арктики и Антарктики, требует специальных правовых режимов охраны и эффективной их реализации.
Морские и водные млекопитающие, являются самыми физически крупными представителями Арктического и Антарктического животного мира. Палеонтологические данные констатируют жизнедеятельность тюленей и китов в кайнозойскую эру, то есть двадцать шесть миллионов лет назад. В начале XXI века, на плане Земля все еще проживают около ста тридцати видов морских млекопитающих, делящихся на отряды: китообразных и ластоногих. Сокращение численности популяций морских и водных млекопитающих, в результате хозяйственного промысла, сделало необходимостью предпринимать правовые меры, направленные на его ограничение.
Ключевые слова: Арктика; Антарктика; охрана животных; международно-правовое регулирование; китобойный промысел; морское право; белые медведи; тюлени; морские живые ресурсы; альбатросы и буревестники.
S2
со см о см
В системе правового регулирования охраны животных Арктики административно-официально важное место занимает Декларация министров окружающей среды приарктических стран «Об охране окружающей среды Арктики и Стратегия экологической защиты региона», принятая в тысяча девятьсот девяносто первом году [1]. Обозначенные в ней сферы охраны направленны на: защиту арктических экосистем; признание традиционных прав коренных народов арктического региона; регулярные наблюдения за состоянием экосистем региона; ограничение и запрещение негативного воздействия на них [2, С. 112-116].
Декларация «Об учреждении Арктического совета» принята в тысяча девятьсот девяносто шестом году [3, С. 721-723.]. Заключена между Швецией, Финляндией, США, Россией, Норвегией, Исландией, Данией, Канадой. Арктический совет, представляет собой межправительственную международную организацию, разрабатывающую стратегические решения арктических государств в области: охраны окружающей среды; сохранения биоразнообразия животных; обеспечения устойчивого развития; соблюдения прав коренных народов.
В рамках Арктического совета созданы рабочие группы. Их деятельность направленна на: ликвидацию последствий негативного воздействия; предотвращение деградации состояния фауны и флоры; прогнозирование и борьба с ЧС; охрану морской арктической среды [4, С. 96-101.].
Конвенция «По регулированию китобойного промысла» принятая в 1946 году [5], провозгласила формально символические ограничения добычи китообразных и ее запрет. Не предусматривает строгого запрета промысла морских млекопитающих, для прибрежных государств и международных организаций и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Необходимо констатировать, что более строгого ограничения, а уж тем более запрета промысла морских млекопитающих в названных актах нет. Оба акта призывают к сотрудничеству с целью сохранения их запасов.
В Приложении один Конвенции ООН по морскому праву, дельфины и киты классифицируются далеко мигрирующими видами. Этот статус, обязывает государства, участвующие в Конвенции сотрудничать, в целях сохранения китов и дельфинов.
Стада китов, это естественные богатства, в сохранении которых, должны быть заинтересованы народы всего мира. В истории китобойного промысла, фиксировались случаи исчезновения от-
дельных видов китов, в результате чрезмерной добычи. В этой связи, на международном уровне возникла необходимость охраны китов от исчезновения. При рациональном правовом регулировании, количественные запасы китов, должны увеличиваться в численных размерах своего поголовья. Что в свою очередь, должно позволить добывать значительное количество китов без ущерба для естественных ресурсов. О признании естественных прав китообразных речь не идет.
Обобщая вышеизложенное, в целях установления международного порядка добычи китов, основываясь на принципах Соглашения «О регулировании китобойного промысла» принятого в тысяча девятьсот тридцать седьмом году [6], правительства китобойных держав в тысяча девятьсот сорок шестом году, в Вашингтоне, подписали Международную Конвенцию «По регулированию китобойного промысла» [7, с.370-377]. В которой, с точки зрения овеществлено-хозяйственного восприятия китообразных, закреплены меры по охране китовой популяции, преследующие количественную стабилизацию китобойного дела. Она устанавливает статус: китоматок, то есть кораблей на которых разделываются и хранятся китовые туши; кораблей с которых добываются киты; береговых станций, на которых хранятся не переработанные части китовых тушь.
Участниками Конвенции учреждена Международная китобойная комиссия. Представительство в ней основывается на принципе - одна сторона -один член. Решения принимаются простым большинством голосов. Это правило не распространяется на внесение поправок к правилам, относящихся к использованию и сохранению численного поголовья китов.
За Комиссией закреплены полномочия: санкционировать поиски и проекты, посвященные китам и китобойному промыслу; исследовать статистическую информацию, о жизнедеятельности китов и численности их популяции; изучать добычу китов.
Комиссия подготавливает отчеты о своей работе, в контакте с Международным статистическим бюро по китобойному промыслу. Издает их, в виде аналитических, статистических, научных материалов о китах и их добыче. Находится бюро на территории Норвегии, городе в Сандрифиорде.
Комиссия вправе принимать поправки в Приложение к Конвенции. Суть поправок направленна на: определение китов подлежащих охране; даты начала и окончания сезона добычи; административные регламенты морских районов и заповедников; размеры китов и их виды, разрешенные к добыче; открытие и закрытие морских районов; учреждение заповедников; закрепление разрешенных орудий лова и добычи; определение количества добываемых животных и иные данные.
Основанные на научных данных, поправки преследуют устойчивую добычу китов. Они не должны приводить к остановке деятельности китоматок и береговых станций. Приведенные условия, кон-
статируют игнорирование наличие естественного права на жизнь у морских млекопитающих.
Участники вправе выдавать, физическим лицам, разрешения на добычу китов, в научно исследовательских целях. Добытые киты, должны перерабатывается, в соответствии с требованиями Правительства, предоставившего разрешение.
Национальными Правительствами, за нарушения положений Конвенции, предусматривается ответственность. Правительства государств участников обязаны представлять сообщения о нарушениях. В сообщении должны содержатся сведения о действиях: принятых в противовес нарушениям; примененных мерах ответственности.
Конвенцию можно денонсировать тридцатого июня ежегодно. Этот процесс реализуется путем подачи заявления, участниками Конвенции, не позднее первого января, Правительству, ее ратифицирующую.
Правовая охрана белых медведей требует особой регламентации. Белый медведь самый крупный наземный хищник из млекопитающих полностью живущий на дрейфующих льдах Северного ледовитого океана. Численность популяции белого медведя оценивается в размере 20-25 тысяч. Такая численность оценивается как критическая.
Международно-правовые нормы, призванные защитить белого медведя содержатся в Соглашении «О сохранении белых медведей» 1973 года [8, С. 563-565]. Оно подписано правительствами государств, имеющих выход к Северному Ледовитому Океану: США, СССР, Дании, Норвегии, Канады. Названные государства считают, что белый медведь - это значимый вид ресурсов арктического региона, нуждающийся в специальной защите. Примечательно, что примером охраны популяции белого медведя, во второй половине двадцатого века, выступал Советский Союз, где охота на них была запрещена. В то же самое время, на территории США она разрешалась, в том числе с самолета.
Правовая защита белых медведей обеспечивается при помощи организации национальных мероприятий государств арктического региона. Они подразумевают реализацию согласованных мер, направленных на запрет добычи белых медведей. Разрешается добывать медведей в научных целях и для контроля численности их популяции. Коренному населению регионов обитания белых медведей, добыча разрешается, только с использованием традиционных способов.
Экосистемы территорий местообитания белых медведей, охраняются мерами защиты государств участников Соглашения. Добыча белого медведя, исходит из практики использования новейших научно-технических данных. Использование авиа и моторных плавательных средств для добычи запрещено. Участниками Соглашения, установлен запрет на торговлю белыми медведями, частями их тел, продукции изготовленной на их основе.
Страны участницы Соглашения приняли обязательства, направленные на исследование белого
5 -о
сз
<
медведя. Обязательства реализуются, через вариации: сохранения, использования и обмена данными о животных [9, с.125-127].
В поисках правовых путей сохранения белого медведя, как вида животных на планете Земля, правительства США и РФ приняли Соглашение «О чукотско-аляскинской популяции белых медведей» в 2000 году [10, С. 65-70.]. В нем определена общая квота добычи белых медведей. Квота определяется каждый год, российско-американской комиссией. Чукчи из России, добывают половину этой квоты. Эскимосы из Америки добывают другую половину. Проблема сохранения белого медведя как вида, представителя дикой фауны, решается неоднозначно, добыча как факт, продолжает иметь место быть.
Конвенция «О рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана» принята в 1980 году [11, с. 86-98]. Исключая Балтийское море и Бельт, находящихся к югу и востоку от линий, проведенных от мыса Хасеноре до пункта Гнибен, от Корс-хаге до Сподсбьерг и от мыса Гильбьерг до Кул-лен, конвенционным районом, обозначены: в составе Атлантического и Северного Ледовитого океанов и находящихся поблизости морей, к северу от тридцать шестой северной широты и между сорок второй западной долготы и пятьдесят первой восточной долготы. Не входят: Средиземное море и вблизи находящиеся моря до точки пересечения параллели тридцать шестой северной широты и меридиана пять тридцать шесть западной долготы; в части Атлантического океана находящейся к северу от пятьдесят девятой северной широты и между сорок четвертой западной долготы и сорок второй западной долготы.
Конвенция принималась для обеспечения правовой поддержки Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана. Ее нормы действуют в отношении запасов рыбы конвенционного района. Нормы конвенции не распространяются на морских млекопитающих и сидячие виды живых организмов.
Конвенция «О сохранении лосося в северной части Атлантического океана» принята в 1982 году [12]. Реализуя ее нормы в 1984 году учреждена межправительственная Организация по сохранению лосося Северной Атлантики, штаб-квартира которой находится в Шотландии, в городе Эдинбург.
Целью деятельности этой Организации является сохранение, восстановление, увеличение запасов атлантического лосося и рациональное управление ими с помощью международного сотрудничества.
В настоящее время сторонами Конвенции являются Европейский Союз, Канада, США, Дания, Норвегия, Российская Федерация, Великобритания. Как наблюдатель в Организации участву-„ ет Франция. Исландия вышла из Организации 2 с тридцать первого декабря 2009 года. Органи-£3 зация состоит из Североамериканской, Западно-еЗ Гренландской, Северо-Восточной комиссии по Ат-Ц лантике и Совета.
Целью Конвенции закреплено сохранение и рациональное использование запасов лосося в реках Российской Федерации. Она устанавливает механизм осуществления государственного мониторинга и выполнения оценки состояния запасов дикого атлантического лосося в северных реках Европейской части России. Проводятся комплексные изучения численности атлантического лосося в речных бассейнах Кольского полуострова, Архангельской области, Карелии, Нененецкого Автономного Округа, Республики Коми.
В водах Канады, Японии, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки обитают многочисленные анадромные виды рыб. Их популяции защищаются Конвенцией «О сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана» 1992 года [13]. Государства, где обитают анадромные виды рыб несут ответственность за сохранение их запасов. Добыча рыбы осуществляется в пределах двухсот морских миль, отмеряемых от ширины территориального моря. Государства северной части Тихого океана формально согласны на отказ от экономических выгод в пользу сохранения запасов анадромных рыб. Международные научные исследования используются для создания эффективного механизма сохранения анадромных видов рыб Тихого океана.
Участники Конвенции обязаны информировать государства в ней не участвующие, о промысловой деятельности, оказывающей негативное воздействие на запасы анадромных видов рыб. Получив такую информацию, государства, не участвующие в Конвенции, должны принять правовые и административные меры, направленные на регулирование рыболовного промысла. Реализуя сотрудничество участники Конвенции противодействуют осуществлению незаконного промысла и несанкционированного изъятия анадромных рыб в Конвенционном районе.
Соглашение «О сотрудничестве в предотвращении загрязнения окружающей среды в Арктике» принято в тысяча девятьсот девяносто четвертом году [14]. Заключено между Россией и США. Главной целью этой Конвенции является сотрудничество в разных аспектах охраны окружающей среды и животного мира.
Декларация «О предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана» 2015 года [15]. Ее принятие определялось фактом масштабной незаконной добычи морских животных. Участники: США, Норвегия, Россия, Дания, Канада.
В Декларации констатируется, что Арктика, представляет собой территорию, на которой не действуют договоренности, регулирующие рыболовство. Естественные климатические и географические причины, делают практически невозможным осуществление рыболовства в Арктической части мирового океана. Стороны Декларации считают, что в ближайшем будущем промышленное рыболовство в этом регионе бесперспективно. Это обстоятельство нивелирует необходимость уч-
реждения специального органа управления рыболовством Северного Ледовитого океана.
Участники Декларации должны принять меры, направленные на уменьшение объемов нерегулируемого промысла в Северном Ледовитом океане. Промышленное рыболовство, должно быть разрешено исключительно государствам имеющих выход к Северному Ледовитому океану. Участвующие в Декларации страны, санкционируют научные исследования экосистем региона.
Соглашение «О укреплении международного научного сотрудничества» принято в 2017 году [16]. Заключено между Канадой, Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией, Российской Федерацией, Швецией, Соединенными Штатами Америки. Целью Соглашения является укрепление сотрудничества в области научной деятельности для повышения результативности и эффективности развития научных знаний об Арктике, в том числе о состоянии ее животных.
Антарктида, представляет собой островной архипелаг, покрытый ледяным щитом. Он включает острова, ледники и морские пространства вокруг.
Вблизи Антарктиды обитают примерно 17 видов морских млекопитающих, в том числе такие: тюлени, киты, пингвины и иные виды различных птиц. К сожалению, три вида морских млекопитающих классифицирующиеся как вымирающие, требуют особой охраны. Это сейвал, финвал, синий кит.
Договор «Об Антарктике» 1959 года [17], содержит основы правового режима, защищающего животных Антарктики. Консультативное совещание, разрабатывает рекомендации его участникам. В 1977 году, на его девятом созыве, разработана и принята рекомендация, направленная на сохранение полярной фауны «Морские живые ресурсы Антарктики» [18]. Ее участники обязуются обмениваться статистикой уловов и с разумной осторожностью использовать животных Антарктики. Договор «Об Антарктике» дополнялся рекомендациями, протоколами, конвенциями превратившись в Систему Договоров «Об Антарктике». Согласованные меры для сохранения антарктической фауны и флоры 1964 года [19], зафиксировали уникальность Антарктических животных, их уязвимость для антропогенного воздействия. Международное сотрудничество закреплено основой их охраны, изучения и разумного использования.
Понятия, закрепленные в Согласованных мерах, представляют непосредственный интерес. Так называемое местное млекопитающее, раскрывается как животное, питающееся в младенчестве молоком, обитающее на Антарктическом континенте, китообразные исключаются. Термин местная птица, означает любых птиц, их яйца, встречающихся в Антарктике. Не разрешается ввозить не эндемичных животных южнее шестидесятого градуса южной широты. Исключения оформляются специальным разрешением - для ездовых собак, домашних животных и животных, используемых в научных целях. Ввозимые собаки, должны быть
привиты от лептоспирозиса, бешенства, инфекционного собачьего гепатитиса, чумы.
Нормы охраняющие животный мир южного полушария, содержатся в Конвенции «О сохранении тюленей Антарктики», подписанной в Лондоне 1972 году [20]. В соответствии с Согласованными мер для сохранения антарктической фауны и флоры, принятыми в продолжении Договора «Об Антарктике» участники признавали, что тюлени Антарктики ценнейшие животные. От активного промысла их численность не должна сокращаться. С точки зрения признания естественных прав тюленей, промысел в хозяйственных целях нужно полностью прекратить, в иных целях максимально ограничить.
Действие Конвенции распространяется к югу от шестидесятого градуса южной широты. Охраняемыми объектами являются тюлень Уэдделла, южный морской слон, тюлень Росса, тюлень кра-боед, южный морской котик, морской леопард. Перечень может быть дополнен.
Участники Конвенции, обязались установить запрет добывать тюленей в конвенционном районе. Конвенция закрепила право участников определять: разрешенных к добыче тюленей; время года, когда добыча разрешена; территории, где разрешена добыча; способы разрешенной добычи; статистические данные о добыче; иную информацию, связанную с добычей.
Перечисленные меры направленные на исполнение Конвенции, сведены в приложение, которое возможно корректировать в соответствии с поступающими актуальными научно-техническими данными.
Участвующие в Конвенции государства, выдают разрешения на право добычи тюленей в хозяйственных и научных целях. Положения Конвенции могут быть изменены.
Конвенция «О сохранении тюленей Антарктики» 1978 года [21]. Целью ее принятия можно назвать регламентацию добычи тюленей. Конвенция закрепила виды тюленей, добыча которых разрешена в конвенционном районе. Это тюлени кра-боеды, Уэдделла, морские леопарды. В этой связи целесообразно поставить вопрос: являются ли тюлени природным ресурсом?
Установлены районы где запрещена добыча, время года, когда она разрешена, территории где добыча допускается. На территории заповедников добыча запрещена. Добыча тюленей запрещена с первого марта по тридцать первое августа.
Конвенция «О сохранении морских живых ресурсов Антарктики» 1980 года [22]. Разработанная, как правовая реакция на возросший вылов криля, наблюдавшийся в 1970 году. Конвенция направлена на ограничение добычи живых ресур- р сов Антарктики: тюленей, морских котиков, китов, Д рыб, пингвинов, иных птиц. Все перечисленные Е животные воспринимаются в Конвенции, как жи- К вые ресурсы. Естественные права морских мле- ё копитающих, при таком подходе фактически иг- у норируются. А
Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, располагающаяся на острове Тасмания, инициирует и организовывает исследования: о морских животных и растениях Антарктики; о сборе статистической информации о численности животных; о масштабах промысла на них; о инспекционных проверках.
Комиссия определяет: количество разрешенных к добыче животных; районы где разрешена добыча; виды животных, находящихся под особой охраной; физические характеристики животных, подлежащих добыче; время года, когда добыча разрешена; содержание инспекционной проверки и лиц ей подлежащих при осуществлении промысла.
Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, получает основную информацию о состоянии ее животных, от Научного комитета.
Протокол «Об охране окружающей среды» принят в тысяча девятьсот девяносто первом году, к Договору «Об Антарктике» [23]. Участники объявили Антарктику природным заповедником. Они обязались охранять Антарктические экосистемы и животных, использовать их только в мирных и научных целях.
Протоколом закреплены принципы: ценности экосистем Антарктики; первозданной эстетической ценности для научных исследований; глобальности исследований, как фактора при планировании и осуществлении деятельности в Антарктике.
Соглашение «О сохранении альбатросов и буревестников (качурок)» 2001 года [24]. Ее основной целью, является борьба с снижением численности популяций альбатросов и буревестников Южного полушария. Основными угрозами популяции альбатросов и буревестников обозначены: интроду-цированные виды животных; прилов; ярусный лов. Из-за них гибнет значительное количество птиц Антарктики. Соглашение закрепило требования: к уменьшению масштабов вылова морских птиц; к наблюдению за ними; к охране мест их размножения.
Альбатросы и буревестники относятся к группе птиц, вероятность вымирания которых крайне высока. Примечательно, что 18 из 22 видов альбатросов находятся в состоянии вымирания. Соглашение «О сохранении альбатросов и буревестников» призвано: защитить их места обитания; наладить контроль за распространением и размножением хищников неаборигенных видов; установить правовые механизмы, снижающие прилов птиц; популяризировать научные исследования о эффективной защите птиц.
Несмотря на многочисленность международно-правовых актов, регулирующих охрану животного мира Арктики и Антарктики, численность животных, обитающих в обозначенных регионах продол-^ жает уменьшатся. Одной из причин сложившейся 2 негативной тенденции, нужно считать дизентегри-й рованость правового регулирования использова-еЗ ния и охраны животного мира Арктики и Антаркти-Ц ки, как по предмету, так и сферам действия.
Литература
1. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII. М., 1956.
2. Дойников П.И. Правовые проблемы Арктического региона // Аграрное и земельное право. 2019. № 11.
3. Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
4. Дойников П.И. Об охране животного мира Арктики в Российской империи // Безопасность Арктического региона: право, экономика, экология: сборник тезисов докладов по материалам Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, Н.П. Воронина. М., 2021.
5. Фитсморис М. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла // М1рв://1еда1.ип.огд^1^^а/ю™/ю™_г^^дата обращения: 16. 11. 2022).
6. Nature.com - URL: https://www.nature.com/ar-^с1еэ/140180а0^^дата обращения: 16. 11. 2022).
7. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII. М., 1956.
8. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. - М., 1978.
9. Дойников П.И. Правовые проблемы Арктического региона // Аграрное и земельное право. 2019. № 11.
10. Бюллетень международных договоров. 2007. N12.
11. Сборник международных соглашений Российской Федерации по вопросам рыболовства и рыбохозяйственных исследований. М., 1995.
12. Документ опубликован не был // СПС Консуль-тантПлюс.
13. Бюллетень международных договоров. 1993. N7.
14. СЗ РФ, 19.12.1994, N34, ст. 3614.
15. СЗ РФ, 18.05.2015, N20, ст. 2964.
16. СЗ РФ, 01.05.2017, N18, ст. 2802.
17. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. - М., 1978.
18. АНТКОМ комиссия по сохранению природных ресурсов Антарктики - URL: https://www.ccam-lr.org/ru/organisation/(дата обращения: 24. 11. 2022).
19. Документ опубликован не был // СПС Консуль-тантПлюс.
20. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV. - М., 1980.
21. Комментарии org. Комментарии Российского законодательства - URL: https://kommentarii. org/2019/poliarnoe_pravo/page34.html(дата обращения: 20.11.2022).
22. Bstudy.net- URL: https://bstudy.net/644945/pra-vo/pravovoy_rezhim_antarktiki(qaTa обращения: 20.11.2022).
23. СЗ РФ. 17.08.1998 г. N33. Ст. 3956.
24. Acap.aq - URL: https://www.acap.aq/(qaTa обращения: 20.11.2022).
ON THE LEGAL REGULATION OF THE USE AND PROTECTION OF ANIMALS IN THE ARCTIC AND ANTARCTIC
Doinikov P.I.
Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSUA)
The fauna of the Arctic and Antarctic is subject to numerous anthropogenic, negative impacts. This means that the protection of the wildlife of the Arctic and Antarctic requires special legal protection regimes and their effective implementation.
Marine and aquatic mammals are the largest physically representatives of the Arctic and Antarctic fauna. Paleontological data state the vital activity of seals and whales in the Cenozoic era, that is, twenty-six million years ago.
At the beginning of the 21st century, about one hundred and thirty species of marine mammals still live on the Earth, divided into orders: cetaceans and pinnipeds. The decline in the populations of marine and aquatic mammals, as a result of economic fishing, has made it necessary to take legal measures aimed at its limitation.
Keywords: Arctic; Antarctic; animal protection; international legal regulation; whaling; maritime law; White bears; seals; marine living resources; albatrosses and petrels.
References
1. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue. XIII. M., 1956.
2. Doinikov P.I. Legal problems of the Arctic region // Agrarian and land law. 2019. No. 11.
3. Current international law. T. 3. M.: Moscow Independent Institute of International Law, 1997.
4. Doinikov P.I. On the protection of the wildlife of the Arctic in the Russian Empire // Security of the Arctic region: law, economics, ecology: a collection of abstracts based on the materials of the International Scientific and Practical Conference / ed. ed. N.G. Zhavoronkova, N.P. Voronina. M., 2021.
5. Fitsmaurice M. International Convention for the Regulation of Whaling // https://legal.un.org/avl/pdf/ha/icrw/icrw_r.pdf (Accessed: 16.11.2022).
6. Nature.com - URL: https://www.nature.com/articles/140180a0. pdf (accessed 16.11.2022).
7. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue. XIII. M., 1956.
8. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue. XXXII. - M., 1978.
9. Doinikov P.I. Legal problems of the Arctic region // Agrarian and land law. 2019. No. 11.
10. Bulletin of international treaties. 2007. N12.
11. Collection of international agreements of the Russian Federation on fisheries and fisheries research. M., 1995.
12. The document was not published // SPS ConsultantPlus.
13. Bulletin of international treaties. 1993. N7.
14. SZ RF, 12/19/1994, No. 34, art. 3614.
15. SZ RF, 05/18/2015, N20, art. 2964.
16. SZ RF, 05/01/2017, N18, art. 2802.
17. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue. XXXII. - M., 1978.
18. CCAMLR Commission on the Conservation of Natural Resources of Antarctica - URL: https://www.ccamlr.org/ru/organisation/ (Accessed: 24.11.2022).
19. The document was not published // SPS ConsultantPlus.
20. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue. XXXIV. - M., 1980.
21. Comments org. Comments on Russian legislation - URL: https://kommentarii.org/2019/poliarnoe_pravo/page34.html (date of access: 11/20/2022).
22. Bstudy.net - URL: https://bstudy.net/644945/pravo/pravovoy_ rezhim_antarktiki (accessed 11/20/2022).
23. SZ RF. 08/17/1998 N33. Art. 3956.
24. Acap.aq - URL: https://www.acap.aq/ (Accessed: 11/20/2022).