Научная статья на тему 'О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ'

О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
854
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) / TRANSNATIONAL CORPORATIONS (TNC) / ГОСУДАРСТВО / STATE / МЕЖДУНАРОДНЫЙ / INTERNATIONAL / АКТ / ACT / РЕКОМЕНДАЦИЯ / RECOMMENDATION / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / НОРМЫ / NORMS / МЯГКОЕ ПРАВО / SOFT LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малиновский Олег Николаевич, Собчак Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются разработанные в рамках ООН и других международных организаций акты, направленные на регулирование деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Констатируется, что основные вопросы, связанные с ТНК, на универсальном уровне регулируются только рекомендательными актами. Обосновывается необходимость принятия в рамках ООН договора, регламентирующего параметры деятельности ТНК, а также вопросы их ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE INTERNATIONAL-LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS

In the article viewed the act developed within the UN and other international organizations that regulate the activities of transnational corporations (TNC). It is stated that the main issues related to TNC at the universal level regulated by recommendation acts only. The article makes the case for the adoption of the treaty within the UN which is to regulate the parameters of TNC activities and liability issues. To date, there is no comprehensive legally binding instrument, regulating duties, as well as the responsibility of transnational companies at the universal level. We have to state that so far the main issues related to these corporations at the specified level are regulated only by acts whose norms are of a recommendatory nature and are qualified as norms of international "soft law".

Текст научной работы на тему «О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ»

3. Крашенинников Е.А., Байгушева Ю.В. Понятие и действие передоверия // Lex russica. - 2014. - № 3. - С.324-330.

4. Курилов В.И., Пряженников М.О. Договор подряда и трудовой договор: достоинства и риски для сторон договоров // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №6. - С. 221-226.

5.МейерД.И. Русское гражданское право. В 2-х частях/ Ч. 2. - М.: Статут, 1997. - 453 с.

6. Огнев В.Н. Конструкции субдоговоров в российском гражданском праве: проблемы доктринальной систематизации и нормативно-правовой унификации // Юридическая наука. - 2015. - №4. - С. 67-73.

7. Постановление ФАС Центрального округа от 21.06.2010 по делу N А62-5255/2009 // СПС «Консультант Плюс».

8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2010 по делу N А27-9091/2009 // СПС «Консультант Плюс».

9. Сокол П.В. Проблемы понятия, правового регулирования и классификации гражданско-правовых услуг // Журнал российского права. - 2009. - №8 (152). - С. 49-60.

References and Sources

1. Andreev V.K. Predstavitel'stvo. Doverennost'// Notarius. - 2013. - №3. - S.20-25

2. Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii, chasti vtoroj (postatejnyj) / G.E. Avilov, M.I. Braginskij, V.V. Glyancev i dr.; pod red. O.N. Sadikova. - M.: INFRA-M, 2012. - 478 s.

3. Krasheninnikov E.A., Bajgusheva YU.V. Ponyatie i dejstvie peredoveriya // Lex russica. - 2014. - № 3. - S.324-330.

4. Kurilov V.I., Pryazhennikov M.O. Dogovor podryada i trudovoj dogovor: dostoinstva i riski dlya storon dogovorov // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2012. - №6. - S. 221-226.

5. Mejer D.I. Russkoe grazhdanskoe pravo. V 2-h chastyah/ CH. 2. - M.: Statut, 1997. - 453 s.

6. Ognev V.N. Konstrukcii subdogovorov v rossijskom grazhdanskom prave: problemy doktrinal'noj sistematizacii i normativno-pravovoj unifikacii // YUridicheskaya nauka. - 2015. - №4. - S. 67-73.

7. Postanovlenie FAS Central'nogo okruga ot 21.06.2010 po delu N A62-5255/2009 // SPS «Konsul'tant Plyus».

8. Postanovlenie FAS Zapadno-Sibirskogo okruga ot 02.03.2010 po delu N A27-9091/2009 // SPS «Konsul'tant Plyus».

9. Sokol P.V. Problemy ponyatiya, pravovogo regulirovaniya i klassifikacii grazhdansko-pravovyh uslug // ZHurnal rossijskogo prava. - 2009. - №8 (152). - S. 49-60

СУСЛИКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права Юго-Западного государственного университета

SUSLIKOV, VLADIMIR N. - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Civil Law of the Southwest State University(svn60@mail.ru)

УДК 341.1: 339.97

МАЛИНОВСКИЙ О.Н., СОБЧАК О.А. О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Ключевые слова: транснациональные корпорации (ТНК), государство, международный, акт, рекомендация, регулирование, деятельность, нормы, мягкое право.

В статье рассматриваются разработанные в рамках ООН и других международных организаций акты, направленные на регулирование деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Констатируется, что основные вопросы, связанные с ТНК, на универсальном уровне регулируются только рекомендательными актами. Обосновывается необходимость принятия в рамках ООН договора, регламентирующего параметры деятельности ТНК, а также вопросы их ответственности.

MALINOVSKY, O.N., SOBCHAK, O.A. ABOUT THE INTERNATIONAL-LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF TRANSNATIONAL

CORPORATIONS

Keywords: transnational corporations (TNC), state, international, act, recommendation, regulation, activity, norms, soft law.

In the article viewed the act developed within the UN and other international organizations that regulate the activities of transnational corporations (TNC). It is stated that the main issues related to TNC at the universal level regulated by recommendation acts only. The article makes the case for the adoption of the treaty within the UN which is to regulate the parameters of TNC activities and liability issues. To date, there

is no comprehensive legally binding instrument, regulating duties, as well as the responsibility of transnational companies at the universal level. We have to state that so far the main issues related to these corporations at the specified level are regulated only by acts whose norms are of a recommendatory nature and are qualified as norms of international "soft law".

Транснациональные корпорации (далее — ТНК) являются влиятельными субъектами экономических (и не только экономических) отношений. Данные субъекты, обладающие огромными финансовыми ресурсами, инвестиционной мобильностью, широкими возможностями по организации производства, новейшими эффективными технологиями в производственной и непроизводственной сферах, внутренней четко управляемой структурой и рядом других конкурентных преимуществ - закономерное явление, порожденное интернационализацией экономики.

Могущество ТНК растет, и на сегодня они достигли значительных результатов, ведя свою деятельность по всему миру, в том числе и в России. ТНК занимают мощные позиции в сфере контроля над финансами, рабочей силой, технологиями, поставками сырья, услугами и сбытом. Как отмечается в исследованиях, посвященных ТНК, «в условиях совершенствования рыночной инфраструктуры мировой экономики, под влиянием глобализации и интеграции мирового хозяйства транснациональные корпорации завоевывают все новые рынки и стремятся к дальнейшему расширению экономической власти» [1]. Используя свой экономический потенциал и связанные с ним возможности, ТНК оказывают воздействие и на политику государств.

Однако, несмотря на огромную роль и распространенность ТНК, далеко не все проблемы, связанные с ними, можно считать решенными. К их числу относится и проблема международно-правового регулирования деятельности ТНК.

В первую очередь обращает на себя внимание отсутствие единого официального международно-правового определения ТНК. Поэтому нередко при характеристике ТНК используются понятия «многонациональное предприятие», «мультинациональное предприятие», «транснациональная компания», «международная монополия», «многонациональная компания», «транснациональная финансово-промышленная группа» и т.д.

В международно-правовой и иной литературе существует множество определений ТНК. На сегодняшний день большинство отечественных и зарубежных ученых считает, что основополагающим критерием для определения ТНК является интернациональный характер их структуры и деятельности.

В частности, Г. М. Вельяминов определяет ТНК как «предприятия, не зависимые полностью от страны их происхождения и формы собственности, имеющие отделения в двух или более странах, функционирующие в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию» [2].

В. Д. Федчук считает, что «ТНК - это группа компаний, представляющая собой экономическое единство (entity), состоящая из двух или более компаний, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом, но которые связаны или контролем, осуществляемым одной компанией, называемой материнской, над другими компаниями, или же фактом, что эти компании, являясь независимыми, находятся под общим управлением» [3].

В немецкой доктрине международного права под ТНК понимаются частные и публичные предприятия, которые владеют подразделениями за пределами государства их происхождения или контролируют их [4].

В проекте Кодекса поведения ТНК данный субъект рассматривается как государственное, частное или смешанное предприятие, имеющее отделения в двух и более странах, независимо от юридической формы и области деятельности этих

отделений, функционирующее в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или несколько центров. При этом отделения таким образом связаны между собой отношениями собственности или иными отношениями, что они могут оказывать значительное влияние друг на друга и, в частности, пользоваться общими знаниями и ресурсами и разделять ответственность [5].

В юридическом аспекте ТНК обычно представляют собой не один субъект права, а группу юридических лиц, имеющих личный закон (национальность) разных государств. Дочерние компании ТНК с правами самостоятельного юридического лица часто создаются в странах, налоговое и иное законодательство которых для юридических лиц является льготным.

В экономическом плане ТНК является многонациональным предприятием и рассматривается не как субъект права, а как имеющий единое управление имущественный комплекс.

Деятельность той или иной ТНК как конгломерата, объединяющего образования, обладающие правосубъектностью по законам различных государств, в целом не может быть объектом регулирования права только одного конкретного государства. Этим и обусловлена сложность регулирования деятельности ТНК. Одними национальными правовыми средствами эффективно ее урегулировать невозможно. Поэтому наряду с внутригосударственным регулированием необходим консолидированный и комплексный межгосударственный подход к регламентации их деятельности.

Говоря о проблеме международно-правового регулирования деятельности ТНК, отметим, что на сегодняшний день на универсальном уровне комплексного юридически обязательного акта, регламентирующего их обязанности, а также вопросы их ответственности, не существует. Приходится констатировать, что пока основные вопросы, связанные с ТНК, на указанном уровне регулируются лишь актами, нормы которых имеют рекомендательный характер и квалифицируются как нормы международного «мягкого права» (soft law).

Из числа действующих актов «мягкого права» универсального уровня, касающихся ТНК, следует особо выделить Декларацию «Об установлении нового международного экономического порядка» и Хартию экономических прав и обязанностей государств. Данные акты, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., содержат положения, согласно которым государства имеют право регулировать и контролировать деятельность ТНК в пределах национальной юрисдикции и принимать меры, чтобы такая деятельность не противоречила национальным законам и соответствовала государственной экономической и социальной политике.

В 1974 г. после обсуждения Советом Безопасности ООН вопроса о вмешательстве иностранных корпораций во внутренние дела государств Экономическим и социальным советом ООН были созданы Комиссия ООН по ТНК и её вспомогательный орган -Центр по ТНК, в задачи которых входило изучение политических, экономических и социальных последствий деятельности ТНК и разработка проекта Кодекса поведения ТНК.

Разработанный указанными органами проект Кодекса поведения ТНК предусматривает следующие обязанности ТНК: уважать суверенитет, социально-культурные цели, ценности и традиции страны пребывания; не вмешиваться в её внутренние дела; не заниматься деятельностью политического характера; следовать в своей деятельности целям, приоритетам и политике принимающих стран в области экономики и развития; воздерживаться от практики коррупции; соблюдать законы и постановления, касающиеся регулирования деятельности ТНК, ограничительной деловой практики, защиты прав потребителей, охраны окружающей среды; не заниматься

деятельностью, неблагоприятной для местных финансовых рынков; соблюдать положения, касающиеся передачи технологий; раскрывать общественности стран пребывания информацию о своей структуре, политике и операциях.

В проекте зафиксировано право принимающих государств национализировать либо экспроприировать собственность действующих на их территории ТНК, однако при этом установлена обязанность принимающего государства выплатить адекватную компенсацию. При этом невыплата компенсации рассматривается как нарушение международного права.

Проект Кодекса устанавливает, что ТНК имеют право на справедливый и беспристрастный режим в принимающей стране. Споры, возникающие между принимающим государством и структурами ТНК, должны передаваться компетентным национальным судам либо разрешаться посредством иных процедур.

Предполагалось, что Кодекс как рекомендательный акт будет принят на одной из сессий Генеральной Ассамблеи ООН, однако из-за сохраняющихся по ряду его положений разногласий между промышленно развитыми и развивающимися странами этого не произошло. В ходе многолетней работы над проектом Кодекса он претерпел целый ряд редакций, однако его окончательный вариант пока так и не принят.

В 1975 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция «О мерах против коррупции, практикуемой транснациональными корпорациями и другими корпорациями, их посредниками и причастными к делу сторонами», подтвердившая право государств базирования и приема ТНК проводить по фактам коррупции расследования и преследование в судебном порядке.

В 1980 г. на Конференции ООН по ограничительной деловой практике был принят документ «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой», утвержденный в том же году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Содержащиеся в этом документе нормы адресуются всем предприятиям, в том числе ТНК. В соответствии с ним ТНК должны предоставлять государственным органам принимающих стран информацию о соглашениях, носящих ограничительный характер. Резолюцией осуждаются такие методы ограничительной практики, как монополистический сговор по вытеснению конкурентов с рынка, дискриминация слабых партнеров на рынке в торговле и др. ООН периодически проводятся конференции и принимаются новые акты, конкретизирующие и развивающие положения названных принципов и правил.

В 1989 г. Экономическим и социальным советом ООН была утверждена Резолюция «Транснациональные корпорации и защита окружающей среды», в которой указывается на необходимость соблюдения правовых норм в области экологии, действующих на территории принимающих государств.

В 1999 г. Генеральный секретарь ООН высказал мнение о том, что ТНК, получающие наибольшую выгоду, должны принимать на себя часть ответственности за социальные и экономические последствия своей деятельности, и предложил заключить Глобальное соглашение между лицами, занимающимися бизнесом, и ООН. Соглашение «Права человека, труд, окружающая среда, борьба с коррупцией» было принято. Данный акт формулирует десять принципов, в том числе принцип защиты и уважения бизнес-сообществами общепризнанных прав человека. Однако он не обладает юридической силой.

Ещё одним актом «мягкого права» является Проект норм, касающихся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека, разработанный специально созданной Рабочей группой и принятый в 2003 г. Подкомиссией ООН по поощрению и защите прав человека Комиссии по правам человека Экономического и социального совета ООН.

Регулирование как общих, так и специальных вопросов, касающихся ТНК, является одним из направлений деятельности Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая занимается выработкой различных мер, связанных с регламентацией деятельности ТНК, ведет большую аналитическую работу по ТНК, в том числе публикуя ежегодные доклады по мировым инвестициям.

Вопросы, связанные с ТНК, постоянно находятся в поле зрения не только ООН, но и других международных организаций. В частности, в 1977 г. Международной организацией труда принята Декларация о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики, затрагивающих деятельность таких предприятий и её последствия в социальном плане.

Разработкой рекомендательных актов, посвященных различным аспектам деятельности ТНК, системно занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 2000 г. ОЭСР приняла Правила для многонациональных предприятий, содержащие рекомендации правительствам тех государств, в которых ТНК осуществляют свою деятельность. В рамках ОЭСР разработаны и иные рекомендательные акты — Декларация «О международном инвестировании и ТНК», Принципы корпоративного управления, Правила «О переводе денежных средств для ТНК и налоговых администраций» и др.

На ТНК призваны влиять и стандарты, разрабатываемые МВФ и ВТО. Так, «Руководящие принципы», принятые МВФ в 1992 г., подтверждают право государств регулировать допуск инвестиций на свою территорию, а ВТО разработаны стандарты по различным вопросам торговой деятельности, которые должны соблюдаться ТНК, если они функционируют в странах-участницах ВТО.

Разработка актов «мягкого права», призванных регулировать деятельность ТНК, осуществлялась и в рамках региональных организаций. В частности, в 1979 г. Организацией американских государств был принят Кодекс поведения многонациональных предприятий.

Усилия по урегулированию деятельности ТНК не только на рекомендательном, но и на договорном уровне, предприняты в рамках СНГ. В 1994 г. странами СНГ было заключено Соглашение, регулирующее вопросы создания и развития производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых транснациональных объединений; в 1997 г. Белоруссия, Азербайджан и Таджикистан подписали Соглашение, посвященное регулированию социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств-участников СНГ, а в 1999 г. рядом стран СНГ была подписана Конвенция о транснациональных корпорациях, которая предусматривает для создания ТНК заключение межправительственных соглашений, а также их специальную национальную регистрацию именно в качестве ТНК. Россия в 2003 г. высказала намерение не участвовать в данной Конвенции.

Потребность в международном регулировании деятельности ТНК посредством принятия на универсальном уровне не только рекомендательных, но и договорных норм, очевидна. Она обусловлена необходимостью установления единых четких правовых рамок деятельности ТНК, последствия которой могут иметь не только позитивный, но и негативный характер.

Безусловно, ТНК, являясь крупнейшими инвесторами капиталов, способны в целом благотворно влиять на экономику принимающих стран, содействуя её развитию. С приходом на территорию стран ТНК совершенствуется инфраструктура, появляются новые технологии и потребительские стандарты, рабочие места, стимулируется конкурентоспособность производителей. Не случайно многие страны соперничают друг с другом за право стать принимающей ТНК стороной.

Вместе с тем, нельзя не признать, что зачастую ТНК ставят свои интересы выше

интересов конкретных государств, пренебрегают правилом невмешательства в их политику, диктуют свои правила, пытаются монополизировать рынки и подавить национальные экономики с использованием недобросовестной конкуренции, коррупции, нарушают права человека, нормы экологического законодательства. Особенно это прослеживается в странах с невысоким уровнем экономического развития, поскольку в ряде случаев эти страны не в состоянии жестко противостоять неправомерной деятельности ТНК либо осознанно «закрывают глаза» на их нарушения. Будучи заинтересованными в притоке инвестиций, нередко они сами создают всевозможные законодательные и иные послабления для ТНК. В частности, весьма распространенной практикой стало размещение экологически «грязных» производств в таких странах, что приводит к причинению им значительного экологического ущерба.

В Докладе ЮНКТАД о торговле и развитии за 2016 год отмечается высокий уровень кредитной зависимости практически всех секторов экономики развивающихся стран, общая негативная тенденция к понижению уровня инвестиций и тот факт, что владельцы крупных корпораций в развивающихся странах все чаще предпочитают тратить полученную прибыль на увеличение собственного капитала и распределение дивидендов, нежели на инвестирование в новые отрасли и производство. В результате, подчеркивается в Докладе, развивающиеся экономики могут погрузиться в так называемую дефляционную спираль [6].

Резюмируя изложенное, можно заключить, что отсутствие единой международной договорной базы, а, соответственно, и юридически обязательного консолидированного подхода к решению вопросов, касающихся ТНК, затрудняет контроль за их деятельностью. Нормы рекомендательного характера при всей их значимости не могут рассматриваться как полноценные регуляторы деятельности ТНК. Отсутствует и должная система привлечения ТНК к ответственности. В специальных исследованиях констатируется, что ввиду таких черт ТНК, как юридическая множественность, трансграничность и ограниченность юрисдикции государств в отношении ТНК национальные правоприменительные органы не могут эффективно решать задачу привлечения ТНК к ответственности, а международных механизмов привлечения их к ответственности не существует [7]. Многие ТНК, искусно пользуясь пробелами в праве, используют эту пробельность исключительно в своих интересах, игнорируя национальные интересы и вмешиваясь в те сферы деятельности государств, которые являются их суверенной прерогативой. Существующая зависимость ряда стран от ТНК не позволяет в настоящее время говорить об их экономическом суверенитете.

Представляется, что приоритетной задачей сообщества государств является разработка под эгидой ООН на основе имеющихся норм международного «мягкого права» договора универсального уровня, определяющего основные параметры деятельности ТНК и регламентирующего вопросы их ответственности. Очевидно, что данная задача является сложной и не может быть решена в короткий промежуток времени. Ее следует решать поэтапно. Первый этап - доработка и принятие Кодекса поведения ТНК.

После принятия Кодекса необходимо приступить ко второму этапу - разработке и принятию договора. Данный договор, призванный на «жестком» договорном уровне установить баланс между национальными интересами государств и ТНК, юридически очертить границы правомерной деятельности ТНК и оградить государства от ее негативных последствий, должен максимально учесть не только экономические, но и все иные аспекты деятельности ТНК, то есть иметь комплексный характер, и закрепить основные правила деятельности ТНК, нормы об их ответственности и обязанность государств имплементировать его положения во внутренние законодательства, а также предусмотреть специальный международный механизм контроля за его соблюдением.

Литература и источники

1. Чернова В.Ю. Сущность и развитие ТНК через призму эволюционной экономической теории // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №1. - С. 131.

2. Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. - М., 2004. - С.74.

3. Федчук В.Д. De facto зависимость de jure независимых юридических лиц: проникновение за корпоративный занавес в праве ведущих зарубежных стран. - М., 2010. - С.4.

4. Международное право. Volkerrecht / Витцтум В. Г. и др. Пер. с нем. - М., 2011. - С. 663.

5. Док. ООН Е /1990/94. 1990. - 12 июня. - С. 24.

6. UNCTAD, "Trade and Development Report, 2016", 21 сентября 2016 г.// http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2016_en.pdf. (Дата обращения: 12.05.17 ).

7. Натапов С.Л. Привлечение к ответственности транснациональных корпораций за нарушение норм международного права в области прав человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - С.15.

References and Sources

1. CHernova V.YU. Sushchnost' i razvitie TNK cherez prizmu ehvolyucionnoj ehkonomicheskoj teorii // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2016. - №1. - S. 131.

2. Vel'yaminov G. M. Mezhdunarodnoe ehkonomicheskoe pravo i process. - M., 2004. - S.74.

3. Fedchuk V.D. De facto zavisimost' de jure nezavisimyh yuridicheskih lic: proniknovenie za korporativnyj zanaves v prave vedushchih zarubezhnyh stran. - M., 2010. - S.4.

4. Mezhdunarodnoe pravo. Volkerrecht / Vitctum V. G. i dr. Per. s nem. - M., 2011. - S. 663.

5. Dok. OON E /1990/94. 1990. - 12 iyunya. - S. 24.

6. UNCTAD, "Trade and Development Report, 2016", 21 sentyabrya 2016 g.// http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2016_en.pdf. (Data obrashcheniya: 12.05.17 ).

7. Natapov S.L. Privlechenie k otvetstvennosti transnacional'nyh korporacij za narushenie norm mezhdunarodnogo prava v oblasti prav cheloveka: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2011. - S.15.

МАЛИНОВСКИЙ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского процесса и международного права юридического факультета Кубанского государственного университета (Malinovsky1851@mail.ru)

СОБЧАК ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА - cтудентка юридического факультета Кубанского государственного университета (sobchak.alusha@mail.ru)

MALINOVSKY, OLEG NIKOLAEVICH - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of civil procedure and international law, Law faculty of Kuban State University (Malinovsky1851@mail.ru) SOBCHAK OLGA ANATOLIEVNA - student of law faculty of Kuban State University (sobchak.alusha@mail.ru)

УДК 347.235:937(092)

БУДАЙ С.Н., ЗАХАРЧУК В.В. К ВОПРОСУ УСТАНОВЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ ЭНЕРГЕТИКИ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

Ключевые слова: правовой режим земель энергетики, охранные зоны, объекты электросетевого хозяйства, зоны с особыми условиями пользования.

В статье рассмотрены актуальные вопросы теории и практики установления и соблюдения правового режима охранных зон электросетевых объектов. Авторы проанализировали нормативные правовые акты и судебную практику в рамках регулирования рассматриваемых правоотношений. Выявлено несовершенство правового регулирования в данной сфере, обоснована необходимость доработки отдельных законодательных положений, унификации судебной практики и повышения эффективности работы контролирующих органов в части обеспечения безопасности эксплуатации электросетевых объектов.

BUDAY, S.N., ZAKHARCHUK, V.V. TO THE QUESTION ABOUT THE ESTABLISHING OF LIMITS AT USAGE OF POWER ENGINEERING LANDS IN THE PROTECTED ZONES OF ELECTRIC GRID ECONOMY OBJECTS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.