Научная статья на тему 'О методологии дидактического обеспечения курса «Государственное регулирование экономики»'

О методологии дидактического обеспечения курса «Государственное регулирование экономики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое электронное дидактическое обеспечение академического курса / «обратное обучение» / «облачное обучение» в образовательной среде вуза / web-based multimodal didactic support for ademic course / «flipped classroom » / «cloud –based» teaching in the university educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусов Александр Александрович

В статье рассматриваются методологические вопросы организации дидактического обеспечения дисциплины для освоения студентами вуза очной формы обучения для решения задач по подготовке компетентного, профессионально активного и мобильного специалиста в области государственного регулирования экономики. Методология проектирования дидактического обеспечения для соответствующей дисциплины основана на принципах личностно-деятельностного подхода к образованию, педагогического конструктивизма, учитывает факт развития международной интеграции, интенсивное внедрение в образовательный процесс технологий «обратного» и «облачного» обучения, специфику менталитета студентов в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON METHODOLOGY TO DESIGN TEACHING MATERIALS FOR COURSE ON STATE REGULATION OF NATIONAL ECONOMY

The paper highlights methodology issues regarding teaching materials for the academic course to train full-time university students as competent, professionally active and mobile experts in the field of state regulation of the economy. The author reveals his view and provides practical recommendations regarding some key methodology steps to design didactic support for the above discipline. The author's methodology grounds on the principles of constructivism pedagogy, competence-based and student-centered approaches to educational process. The above methodology takes into account the particular features of modern Russian students and is developed within the framework of international integration, flipped classroombased and clouding computing-based teaching technologies.

Текст научной работы на тему «О методологии дидактического обеспечения курса «Государственное регулирование экономики»»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

О МЕТОДОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»

А.А. Белоусов

Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются методологические вопросы организации дидактического обеспечения дисциплины для освоения студентами вуза очной формы обучения для решения задач по подготовке компетентного, профессионально активного и мобильного специалиста в области государственного регулирования экономики. Методология проектирования дидактического обеспечения для соответствующей дисциплины основана на принципах личностно-деятельностного подхода к образованию, педагогического конструктивизма, учитывает факт развития международной интеграции, интенсивное внедрение в образовательный процесс технологий «обратного» и «облачного» обучения, специфику менталитета студентов в современном обществе.

Ключевые слова: сетевое электронное дидактическое обеспечение академического курса, «обратное обучение», «облачное обучение» в образовательной среде вуза.

Развитие современной парадигмы образования в условиях его глобализации и информатизации объективно определяет необходимость разработки и внедрения инновационных образовательных методик с использованием современных инфокоммуникационных технологий. Решение данной задачи, в свою очередь, требует новых подходов к разработке дидактического обеспечения образовательного процесса на основе сочетания аудиторного обучения и самостоятельного интерактивного освоения материала студента в электронной среде.

Не случайно специалисты, развивая принципы педагогического конструктивизма, компетентностного, личностно-деятельностного подходов к обучению, формулируют методологические задачи проектирования дидактических систем нового поколения [19], которые представляют собой гибкие развивающие системы открытого типа [8. С.3]. В подобных системах электронная среда рассматривается как инструмент развития когнитивных умений будущего специалиста для осуществления творческой деятельности в профессиональной среде.

В настоящее время в педагогической теории и практике активно обсуждаются различные технологии разработки дидактического обеспечения учебных курсов с использованием мультимедийных ресурсов.

На наш взгляд, подобный подход, безусловно, актуален. Однако, принимая во внимание уровень развития и спектр современных инфокоммуника-ционных сетевых технологий и приложений, нам представляется необходимым обсуждать методологические вопросы дидактического обеспечения учебного курса с учетом следующего:

- развитие технологий «обратного» обучения, при котором студенты сначала осваивают базовые понятия и категории темы, работая с электронными сетевыми ресурсами индивидуально и в группе, а затем готовят освещение проблемных и дискуссионных вопросов для обсуждения в аудиторном формате; подробно методика реализации «обратного обучения» студентов российского вуза с учетом зарубежного опыта рассмотрена нами ранее [1];

- развитие технологий «облачного» обучения, которые на уровне высшего образования обеспечивают развитие интерактивных электронных исследовательских сред;

- изменение аксиологических векторов в менталитете студенчества в постсоветский период развития России; с учетом данных аналитических обзоров (см., например [20]) можно выделить следующие ценностные приоритеты: востребованность личностно и индивидуально значимых знаний, индивидуализм и прагматизм в отношении к образовательному процессу и субъектам образовательного процесса, потребление как сущность учебно-профессиональной деятельности студента в образовательном процессе, сетевое взаимодействие в электронной среде как форма социализации индивида.

Изложенные выше материал позволяет нам сформулировать общие методологические основания для разработки дидактического обеспечения учебного курса для студентов вуза.

Дидактическое обеспечение учебного курса должно быть ориентировано на формирование профессионально активного и мобильного специалиста.

При проектировании дидактического обеспечения курса необходим синтез целевого, содержательного и процессуального компонентов.

В дидактических материалах для освоения дисциплины необходимо соблюдение баланса информационно-прикладной и исследовательской составляющих в содержании курса.

Дидактическое обеспечение дисциплины должно реализовывать интерактивное обучение, стимулировать мотивацию студентов к самостоятельной и коллективной когнитивной деятельности в поликультурной профессиональной среде.

С учетом сформулированных положений далее в статье на примере обзора и анализа размещенных в Сети образовательных ресурсов для освоения курса «Государственное регулирование экономикой», предлагается авторская концепция проектирования мультимедийного образовательного контента для освоения данного курса студентами очной формы обучения в виртуальной сетевой среде и аудиторном формате.

Современна административно-нормативная база организации учебного процесса обучения по очной форме предполагает, с одной стороны, сочетание лекционных и практических занятий, и требует увеличения доли интерактивной самостоятельной проектно-ориентированной работы студентов, с другой, то обзор и анализ дидактического потенциала различных ресурсов представляется возможным начать с источников для организации лекционного модуля изучения дисциплины.

Прежде всего следует отметить, что в Сети размещены авторские курсы видеолекций, которые разработаны специалистами-энтузиастами с различным уровнем профессиональной подготовки. Подобные видеолекции являются частью информационно-образовательного контента различных образовательных проектов в сети. C учетом предмета нашего анализа в качестве примера подобных ресурсов можно привести цикл видеолекций по специальности «Государственное и муниципальное управление», разработанный А. Динаевым. Лекции размещены на образовательном видеопортале Ш^г TV.ru [4]. Курс лекций данного специалиста не сопровождается какими-либо дополнительными заданиями, ссылкой на ресурсы для углубленного освоения темы, перечнем контролирующих заданий и т. д.

Высшие учебные заведения также активно размещают учебные лекционные видеоматериалы на своих официальных учебных порталах или каналах в YouTube.

При этом структура образовательного контента может быть различной. Лектор вуза может ограничиться размещением стандартных видеолекций без каких-либо дополнительных учебных и контролирующих материалов.

В качестве примера подобного подхода можно привести цикл лекций преподавателя Бурятского государственного университета Л.Р. Слепневой о государственном регулировании экономики. Лекции размещены в открытом доступе на канале YouTube [11]. Данный образовательный ресурс представляет собой видео лекцию, которую преподаватель читает с экрана, обращаясь при этом к собственным письменным источникам.

Подобный цикл лекций может быть востребован по ряду причин. Во-первых, такие лекции дают студенту возможность прослушать уже знакомый материал еще раз, повторив то, что ранее учащийся осваивал в ауди-

торном формате традиционной лекции. Во-вторых, подобные лекции безусловно полезны для студентов, которым необходимо ознакомиться с материалом лекции, которую учащиеся не смогли посетить в аудиторном формате по каким-либо причинам. Однако для полноценного освоения материала курса подобный видео курс явно недостаточен, поскольку не предполагают никакой репродуктивной или продуктивной познавательной деятельности студентов. В этом смысле различие между авторскими курсами специалистов-энтузиастов и преподавателей - официальных лекторов вуза различаются лишь степенью авторитетности источника информации.

Более сложный по структуре контент образовательных ресурсов представлен в мультимедийных материалах, разработанных в Институте профессиональных инноваций г. Волгограда для различных программ дистантного, очно-заочного обучения.

В архиве образовательных ресурсов по различным направлениям и специальностям подготовки представлено более 2000 видеолекций, стандартная продолжительность которых составляет 120 минут. Среди прочих ресурсов представлен цикл материалов по теме «Государственное регулирование экономики» [10].

Материал каждой темы включает видео лекцию, текст лекции в традиционном печатном формате размещен на странице видео модуля, на данной странице представлен библиографический список, иногда также включены печатные ресурсы, рекомендуемые для дальнейшего изучения темы. Кроме того, автором курса разработаны контрольные вопросы по дисциплине.

Однако в целом подобные видео лекции выполняют только информационно-обучающую функцию, не реализуют консультативную, контролирующую функции, не позволяют управлять учебной деятельностью учащихся, не стимулируют продуктивную когнитивную деятельность учащихся. Кроме того, перечисленные выше варианты обучающих видео ресурсов исключают какую-либо интерактивность в самостоятельной работе студента по освоению данного материала.

Педагогический опыт автора настоящей статьи позволяет утверждать следующее. В качестве авторского лекционного ресурса видео презентация с текстовыми и графическими данными, которая сопровождается голосовым комментарием лектора «за кадром», будет гораздо более эффективной с точки зрения объема предложенной студенту информации, объема потенциально воспринимаемого материала, объема и качества усвоения данного материала и его последующего воспроизведения в учебно-профессиональных целях.

Курс авторских видео лекций, безусловно, должен сопровождаться перечнем заданий контролирующего и поискового характера, заданий, ориентированных на индивидуальную и коллективную работу студентов. Содержание лекций необходимо ориентировать на последующее решение проблемных задач.

Практика свидетельствует о том, что лектор может воспользоваться уже имеющимися в сети видео и мультимедийными ресурсами, которые отвечают проблематике изучаемой темы.

Так, в процессе изучения различных концепций относительно государственного регулирования экономики для ознакомления учащихся с теорией Кейн-са, позициями его последователей и оппонентов преподаватель может использовать мультимедийный модуль, размещенный на сайте группы forexAW [5]. Модуль включает текстовое изложение ключевых положений и понятий экономической школы Кейнса, графические данные и диаграммы, фрагменты видео дискуссий и выступлений российских и зарубежных специалистов по изучаемой проблематике.

В настоящей статье оценку потенциально возможных ресурсов для проектирования дидактического обеспечения курса мы начали с изучения видеоресурсов. Однако при отборе сетевых ресурсов и создания авторских материалов для дидактического обеспечения курса, помимо лекционного материала для самостоятельного освоения темы в электронной среде, представляется важным тщательный отбор размещенных в сети традиционных учебников и пособий по курсу, освоение материала по которым способствует формированию обязательного базового минимума знаний по дисциплине.

Для проектирования дидактической системы обеспечения курса его разработчику необходимо обеспечить студентам максимальные возможности доступа к обучающим ресурсам. Прежде всего, это касается учебников по экономике, которые включают базовую информацию по теории государственного регулирования экономики. Так, в сети размещен ряд известных учебников, которые можно включить в список ресурсов, рекомендуемых для освоения курса, например, [2, 6, 7]. Кроме того, в перечень ресурсов для изучения курса необходимо включить размещенную в сети специализированную литературу по конкретному курсу. В нашем случае, эта учебники, посвященные проблематике государственного регулирования национальной экономики, например: [3,9,12,16].

Наличие данных ресурсов и их максимальная доступность обеспечивает условия для когнитивно-репродуктивной деятельности студента по приобретению обязательного минимума стандартных базовых знаний по тем и в то же время создает возможность индивидуальной траектории их потребления.

Кроме того, с учетом отмеченных ранее характеристик менталитета современных студентов в дидактическом обеспечении курса обязательно должны присутствовать ресурсы, позволяющие студентам осуществлять самостоятельную разработку изучаемой темы, определять индивидуально значимый ракурс ее изучения в ширком международном контексте и диахронической перспективе.

Поэтому для самостоятельной работы студентов по освоению модулей и тем курса рекомендуется подобрать размещенные в сети труды зарубежных специалистов по изучаемой теме, созданные на разных этапах социально-

экономического развития общества. В частности, для изучения взглядов представителей австрийской, немецкой, английской, американской экономических школ по поводу роли государства в развитии его экономики можно отобрать такие исследования, как монографии М. Тэтчер «Искусство управления государством» [14], Ф. Хайека «Индивидуализм и экономический порядок» [15], П. Хейне «Экономический образ мышления» [16], З. Хорста «Эффект кобры: как избежать заблуждений в политике» [18], Г. Хэзлитта «Типичные ошибки государственного регулирования экономики» [19].

С учетом глобализации образования, международной интеграции научной и профессиональной деятельности специалистов в дидактическое обеспечение курса представляется возможным включение ресурсов на иностранном (английском) языке.

Подобный вид учебной деятельности требует, разумеется, определенного уровня владения английским языком, который у учащихся может быть разным. Однако возможность работы с англоязычными ресурсами обеспечивается вузом путем наличия дисциплины «иностранный язык» в учебном плане в течение первых двух лет обучения студента.

При этом сначала рекомендуется самостоятельная работа студентов по ознакомлению с фрагментами трудов наиболее известных зарубежных ученых. Так, обсуждая со студентами иные (помимо представителей кейнсиан-ской школы) взгляды специалистов на роль государства в развитии экономики государства, лектор может рекомендовать студентам ознакомиться с иноязычными текстовыми ресурсами, прослушать видеолекции крупнейших западных специалистов - сторонников неолиберализма, доказывающих нежелательность государственного вмешательства в экономику. В качестве примера можно рекомендовать для самостоятельного ознакомления с последующим обсуждением в аудиторном формате многочисленные размещенные в сети лекции Милтона Фридмана (см., например, [21]).

С точки зрения организации работы с мультимедийными обучающими ресурсами представляется возможным организовать учебную деятельность студентов следующим образом. Рекомендовать студентам первоначальное самостоятельное ознакомление с основными категориями и положениями конкретной темы курса в виртуальной среде путем работы с лекционными видеоматериалами и печатными источниками, затем поручить студентам выполнение комплекса размещенных в сети (на учебном портале) индивидуальных заданий для проверки степени усвоения материала. Далее можно предложить студентам проверить работы друг друга, прокомментировать качество их выполнения, выполнить взаимный контроль студентов за усвоением материала. Кроме того, возможна разработка коллективных проектов по теме в сети путем организации студенческих проектных мини-групп. Организация перечисленных выше видов учебной деятельности обеспечивается на принципах обратного обучения на основе технологий «облачного» обучения (Office 365 или Google apps). Дальнейшее изучение материала

осуществляется в аудиторном формате. При этом размещенные в электронной среде материалы созданы как преподавателем, так и студентами, обеспечивают баланс обязательного базового, индивидуально значимого, коллективно созданного видов интеллектуальной продукции преподавателя и членов учебной группы.

Представленные выше примеры проектирования образовательного контента способствуют, по опыту автора, формированию следующих профессиональных компетенций будущего специалиста: умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения; - способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков; знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности; способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ.

Представленный в настоящей статье опыт подбора ресурсов для дидактического обеспечения курса характеризует «открытую» систему дидактического обеспечения курса, источники для которой отбираются и преподавателем, и студентами. При этом сетевые ресурсы являются инструментом развития когнитивных умений, нацелены на развитие активного творческого компонента в учебно-профессиональной деятельности студента.

Предложенный в статье вариант сочетания различных мультимедийных ресурсов обеспечивает баланс информационно-прикладной и исследовательской составляющих в содержании курса.

Электронное взаимодействие субъектов высшего образования способствует развитию мотивации студентов к самостоятельной и коллективной когнитивной деятельности в поликультурной профессиональной среде, позволяет переосмыслить технологии интерактивного обучения и преподавания с использованием виртуальной среды, синтезировать индивидуальное и коллективное знание, развивать умения студентов вести совместную проектную работу, ориентирует и преподавателя, и студента на творчество в профессиональной деятельности, усиливает позитивную конкурентность среди и преподавателей, и студентов, обеспечивает инновационность образовательного процесса, поскольку происходит постоянное обновление содержания обучения и преподавателем, и студентами.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Атабекова А.А., Белоусов А.А. В поиске ответов на вызовы образования XXI века // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 8. - С. 19-24.

[2] Булатов А.С. Экономика. - URL: http://www.be5.biz/ekonomika/e010/toc.htm (дата обращения 01.06.2014).

[3] Пелих С.А., Байнев В.Ф., Орешин В.П. Государственное регулирование переходной экономики / под общ. ред. проф. С.А. Пелиха; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: Право и экономика, 2008. - URL: http:// www.bsu.by/Cache/pdf/524963.pdf (дата обращения 01.06.2014).

[4] Динаев А. Государственное и муниципальное управление. Видеолекции на образовательном видеопортале Univer TV.ru. - URL: http://univertv.ru/kursy_i_lekcii/?id= 159945 (дата обращения 01.06.2014).

[5] Кейнсианство. - URL: http://forexaw.com/TERMs/Theory_of_market/Theories_and_ Models/l335_%D0%9A%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B0%D 0%BD%D 1%81%D 1 %82%D0%B2%D0%BE_Keynesianism_%D 1 %8D%D 1 %82%D0 %BE (дата обращения 01.06.2014).

[6] Кушнир И.В. Экономика. - URL: http://www.be5.biz/ekonomika2/001/gosudarstven-

noe_regulirovanie_ekonomiki.htm (дата обращения 01.06.2014).

[7] Липсиц И.В. Экономика. - URL: http://www.be5.biz/ekonomika/e017/toc.htm (дата обращения 01.06.2014).

[8] Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н., Шакиров Р.В., Хайруллина Э.Р., Старыгина С.Д., Абуталипов А.Р. Методология проектирования дидактических систем нового поколения. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - URL: http:// www.moodle.ipm.kstu.ru/file.php/1/1-245.pdf (дата обращения 01.06.2014).

[9] Пикулькин А.В. Система государственного управления. - Юнити-Дана, 2010. -URL: http://www.iqlib.ru/book/ preview/7DCBD561BABD40B181E0FA2967DC35A8 (дата обращения 01.06.2014).

[10] Семикин Д.В. Государственное регулирование экономики. Цикл видеолекций. -URL: http://www.distanz.ru/videoLecture/3048/ (дата обращения 01.06.2014).

[11] Слепнева Л.Р. Государственное регулирование экономики. - URL: http://www.you-tube.com/watch?v=bHtXaTpUtWE

[12] Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - URL: https://www.google.ru/ url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F %2Finstitutiones.com%2Findex.php%3Foption%3Dcom_docman%26task%3Ddoc_do wnload%26gid%3D1187%26Itemid%3D&ei=CKaZU6ugEaÜ9ygÜ90oLwCw&usg=AF QjCNGm2zfBtO72rB4bNbNegzhtSO-3DA&bvm=bv.68911936,d.bGQ&cad=rjt (дата обращения 01.06.2014).

[13] Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 504 с.

[14] Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. - Изограф, 2001. - URL: http:// www.libertarium.ru/9935 (дата обращения 01.06.2014).

[15] Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. - Изд-во Каталаксия, 1997. -URL: http://www.4plus5.ru/econ/heine.html (дата обращения 01.06.2014).

[16] Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономиста, 2005. - URL: http://www.general-ebooks.com/search/ (дата обращения 01.06.2014).

[17] Хорст З. Эффект кобры: как избежать заблуждений в политике. Пер. с нем.. - М.: Новое издательство, 2005. - URL: http://4plus5.ru/econ/zibert/content.html (дата обращения 01.06.2014).

[18] Хэзлитт Г. Типичные ошибки государственного регулирования экономики. Серебряные нити, 2000. - URL: http://www.4plus5.ru/econ/hezl/hezl_all.html (дата обращения 01.06.2014).

[19] Ширшов Е.В. Теоретические основы системно-дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях информатизации общества: монография. - Архангельск: С(А)ФУ, 2011.

[20] Шкаев Д.Г. Менталитет молодежи в постсоветский период. - М., ИНИОН РАН, 2009.

[21] Friedman M. The role of government in a free society. Lecture at Stanford University. -URL: http://www.youtube.com/watch?v=LucOUSpTB3Y (дата обращения 01.06.2014).

REFERENCES

[1] Atabekova A.A., Belousov A.A. Vpoiske otvetov na vyzovy obrazovanija XXI veka // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2013. - № 8. - S. 19-24 .

[2] Bulatov A.S. Jekonomika. Available at: http://www.be5.biz/ekonomika/e010/toc.htm (accessed 01.06.2014).

[3] Pelih S.A., Bajnev V.F., Oreshin V.P. Gosudarstvennoe regulirovanie perehodnoj jeko-nomiki / pod obshh. red. prof. S.A. Peliha; Akademija upravlenija pri Prezidente Re-spubliki Belarus'. - Minsk: Pravo i jekonomika, 2008. Available at: http://www.bsu.by/ Cache/pdf/524963.pdf (Accessed 01.06.2014).

[4] Dinaev A. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Videolekcii na obrazovatel'nom videoportale Univer TV.ru. Available at: http://univertv.ru/kursy_i_lekcii/?id=159945 (Accessed 01.06.2014).

[5] Kejnsianstvo. Available at: http://forexaw.com/TERMs/Theory_of_market/Theories_and_ Models/l335_%D0%9A%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B0% D0%BD%D1%81 %D 1 %82%D0%B2%D0%BE_Keynesianism_%D1 %8D%D1 %82% D0%BE (Accessed 01.06.2014).

[6] Kushnir I.V. Jekonomika. Available at: http://www.be5.biz/ekonomika2/001/ gosudar-stvennoe_regulirovanie_ekonomiki.htm (Accessed 01.06.2014).

[7] Lipsic I.V. Jekonomika. Available at: http://www.be5.biz/ekonomika/e017/toc.htm (Accessed 01.06.2014).

[8] Nuriev N.K., Zhurbenko L.N., Shakirov R.V., Hajrullina Je.R., Starygina S.D., Abu-talipov A.R. Metodologija proektirovanija didakticheskih sistem novogo pokolenija. -Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2009. Available at: http://www.moodle.ipm.kstu.ru/ file.php/1/1 -245 .pdf (Accessed 01.06.2014).

[9] Pikul'kin A.V. Sistema gosudarstvennogo upravlenija. - Juniti-Dana, 2010. Available at: http://www.iqlib.ru/book/preview/7DCBD561BABD40B181E0FA2967DC35A8 (Accessed 01.06.2014).

[10] Semikin D.V. Gosudarstvennoe regulirovanie jekonomiki. Cikl videolekcij. Available at: http://www.distanz.ru/videoLecture/3048/ (Accessed 01.06.2014).

[11] Slepneva L.R. Gosudarstvennoe regulirovanie jekonomiki. Available at: http://www.you-tube.com/watch?v=bHtXaTpUtWE

[12] Rajzberg B.A. Gosudarstvennoe upravlenie jekonomicheskimi i social'nymi processami: Ucheb. posobie. - M.: INFRA-M, 2010. Available at: https://www.google.ru/url?sa= t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fin stitutiones.com%2Findex.php%3Foption%3Dcom_docman%26task%3Ddoc_download %26gid%3D1187%26Itemid%3D&ei=CKaZU6ugEa09yg090oLwCw&usg=AFQjCNGm2 zfBt072rB4bNbNegzhtS0-3DA&bvm=bv.68911936,d.bGQ&cad=rjt (Accessed 01.06.2014).

[13] Tjetcher M. Iskusstvo upravlenija gosudarstvom. Strategii dlja menjajushhegosja mira / Per. s angl. - M.: Al'pina Pablisher, 2003. - 504 s.

[14] Hajek F. Individualizm i jekonomicheskijporjadok. - Izograf, 2001. Available at: http:// www.libertarium.ru/9935 (Accessed 01.06.2014).

[15] Hejne P. Jekonomicheskij obraz myshlenija. Per. s angl. - Izd-vo Katalaksija, 1997. Available at: http://www.4plus5.ru/econ/heine.html (Accessed 01.06.2014).

[16] Hodov L.G. Gosudarstvennoe regulirovanie nacional'noj jekonomiki. - M.: Jekonomist', 2005. Available at: http://www.general-ebooks.com/search/ Accessed 01.06.2014).

[17] Horst Z. Jeffekt kobry: kak izbezhat' zabluzhdenij v politike. Per. s nem. - M: No-voe izdatel'stvo, 2005. Available at: http://4plus5.ru/econ/zibert/content.html (Accessed 01.06.2014).

[18] Hjezlitt G. Tipichnye oshibki gosudarstvennogo regulirovanija jekonomiki. - М.: Sereb-rjanye niti, 2000. Available at: http://www.4plus5.ru/econ/hezl/hezl_all.html (Accessed 01.06.2014).

[19] Shirshov E.V. Teoreticheskie osnovy sistemno-didakticheskogo obespechenija obrazo-vatel'nogo processa v uslovijah informatizacii obshhestva: monografija. - Arhangel'sk: S(A)FU, 2011.

[20] Shkaev D.G. Mentalitet molodezhi v postsovetskijperiod. - M., INION RAN, 2009.

[21] Friedman M. The role of government in a free society. Lecture at Stanford University. Available at: http://www.youtube.com/watch?v=LucOUSpTB3Y (Accessed 01.06.2014).

ON METHODOLOGY TO DESIGN TEACHING MATERIALS FOR COURSE ON STATE REGULATION OF NATIONAL ECONOMY

Alexandr A. Belousov

Department of Public Administration Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The paper highlights methodology issues regarding teaching materials for the academic course to train full-time university students as competent, professionally active and mobile experts in the field of state regulation of the economy. The author reveals his view and provides practical recommendations regarding some key methodology steps to design didactic support for the above discipline. The author's methodology grounds on the principles of constructivism pedagogy, competence-based and student-centered approaches to educational process. The above methodology takes into account the particular features of modern Russian students and is developed within the framework of international integration, flipped classroom-based and clouding computing-based teaching technologies.

Key words: web-based multimodal didactic support for ademic course, «flipped classroom», «cloud -based» teaching in the university educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.