Научная статья на тему 'О методологических проблемах исследования телесного сознания школьников'

О методологических проблемах исследования телесного сознания школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТОТИП / ТЕЛЕСНОСТЬ / ВНЕШНОСТЬ / ТЕЛЕСНОЕ БЫТИЕ / ТЕЛЕСНОЕ СОЗНАНИЕ / ФЕМИНИННОСТЬ / SOMATOTYPE / CORPOREITY / OUTWARDNESS / BODILY EXISTENCE / BODY-CONSCIOUSNESS / FEMININITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горячев Вадим Владимирович

В статье рассмотрены методологические и организационные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, изучающие телесное сознание школьников. Установлено, что оценка и подбор участников такого рода исследований может вызвать определённые трудности. Особую сложность для экспериментаторов представляют юноши, которые преуменьшают свою телесную озабоченность, считая обсуждение её проявлением фемининности. Подчёркнуто, что на результат исследования оказывает обстановка и время сбора данных. Указано, что для изучения телесного сознания целесообразно использовать более широкий спектр методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методологических проблемах исследования телесного сознания школьников»

11. Рейн О.В., Красовская А.Г., Смолянский Б.Л. Особенности психологической профилактики, лечения и реабилитации больных алиментарным ожирением в условиях промышленного предприя-

тия // Врачебное дело. - 1992. - № 8.

12. Савчикова Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемами веса: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 208 с.

УДК 371.4

Горячев Вадим Владимирович

кандидат психологических наук Филиал Московского психолого-социального университета, г. Рязань

d-vadi@yandex.ru

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЛЕСНОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрены методологические и организационные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, изучающие телесное сознание школьников. Установлено, что оценка и подбор участников такого рода исследований может вызвать определённые трудности. Особую сложность для экспериментаторов представляют юноши, которые преуменьшают свою телесную озабоченность, считая обсуждение её проявлением фемининности. Подчёркнуто, что на результат исследования оказывает обстановка и время сбора данных. Указано, что для изучения телесного сознания целесообразно использовать более широкий спектр методов.

Ключевые слова: соматотип, телесность, внешность, телесное бытие, телесное сознание, фемининность.

Интерес науки к внешнему облику человека и забота о нём имеют долгую историю. Особую ценность такие работы приобретают в последнее время, когда озабоченность внешностью, проявляемая представителями подрастающего поколения, стала связываться с нарушением их социального поведения, с потенциальными угрозами здоровью детей [3; 7; 10 и др.]. Беспокоясь по поводу своего тела, молодые люди могут принять решение вести здоровый образ жизни, или же решиться на радикальные изменения внешнего облика (ограничение в пищи, использование анаболиков и др.). Когда человек считает, что у него есть дефект внешности (реальный или воображаемый), это может сказаться на его межличностном общении, личностном развитии. На данную корреляцию обращается внимание в педагогической психологии и психологии здоровья [1; 6; 8 и др.].

Тематика телесности взрослеющей личности приобретает всё большую актуальность и в системе образования [2; 12; 13 и др.]. Однако приходится констатировать, что её исследователи сталкиваются с различными методологическими и организационными проблемами, которые затрудняют научный поиск.

С самого начала психолог должен принять решение о том, следует ли ему сфокусироваться на вопросах, касающихся общих представлений детей о своем теле, или его работа должна быть сконцентрирована на определённом параметре телесного сознания школьников, например, изучении оценки учащимися своего роста, веса, объёма груди т.д.

Поворот в сторону исследования определённого аспекта телесного сознания школьников имеет ряд преимуществ. Так, это может быть выгодно с точки зрения применения полученных результатов в системе образования. Учитель, знающий о том, что

определенный изъян во внешности школьника повышает риск возникновения у него социальной тревожности, может внести необходимые коррективы в процесс взаимодействия с таким учащимся и с учебной группой, в которую он включен.

Приступая к изучению телесного сознания школьников, у исследователя может сложиться ощущение, что набор участников эксперимента не вызовет серьезных затруднений. Однако, это не так. Чаще всего исследователи ориентированы на подростков 12-14 лет, поскольку они проявляют повышенный интерес к своей внешности. У младших же и старших школьников участие в эксперименте выражено слабее. Первые не всегда готовы отвечать на вопросы исследователя потому, что проблема внешности пока не является для них актуальной. У вторых не всегда остаётся время после основных занятий в школе, поскольку многие из них посещают репетиторов и курсы по подготовке к ЕГЭ.

Некоторые психологи отмечают, что в большинстве исследований, посвящённых изучению внешности, основными респондентами выступают лица женского пола [14]. Обсуждение своей внешности представители мужского пола, видимо, расценивают как проявление фемининности. По мнению некоторых юношей, участие в беседах по поводу внешнего облика не соответствует мужскому поведению. Несомненно, всё это создаёт дополнительные проблемы для исследователей, которые стремятся выявить гендерные особенности телесного сознания учащихся.

Принимая во внимание, что школьники подросткового возраста изначально могут испытывать беспокойство по поводу своей внешности, крайне необходимо, чтобы участие в эксперименте не усиливало такого рода переживания. Кроме этого, исследование не должно быть обременительным для

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Горячев В.В., 2014

О методологических проблемах исследования телесного сознания школьников

детей и не занимать много времени. Если такая возможность есть, то время для встречи с детьми лучше не назначать сразу по окончанию основных занятий в школе. Сделать это желательно, поскольку дети утомлены после учебного дня. Не следует проводить сбор данных во время, близкое к моменту проведения контрольных работ по различным дисциплинам. Известно, что многие школьники испытывают повышенное беспокойство в этот период, что может исказить полученные результаты. Проведение сбора данных также может зависеть от времени года. Например, беспокойство может возрастать при более тёплой погоде, когда школьникам становится труднее скрыть недостатки внешности с помощью одежды.

На результаты исследования телесного сознания школьников может повлиять и обстановка, где происходит сбор данных. Средовой контекст может благоприятствовать или затруднять получение объективных сведений.

Потенциально исследователь, изучающий проблемы внешности, может рассматривать различные зависимые переменные (тревожность, самооценка, методы совладения или копинг-стратегии, стиль атрибуции и др.), влияющие на телесное сознание школьников. Список детерминант может быть очень обширен. Вместе с тем, включение в исследование большого количества переменных может быть обременительным для его участников. Кроме этого, для соблюдения статистической достоверности от учёного потребуется использование большой выборки. В этих условиях перед специалистом стоит нелёгкий выбор, какие переменные включить в исследование, а какие оставить без внимания.

Влияние телесного сознания на личность школьника имеет сложный характер. Чрезвычайно трудно оценить один или два его компонента в отдельности от других. Поэтому психолог, во-первых, должен чётко определить, какой аспект познаваемого конструкта находится в центре его внимания. Во-вторых, общие критерии оценки психосоциальных состояний могут не позволить разобраться в специфических вопросах, связанных с телесным сознанием школьников. Например, не всегда возможно отличить ситуативную тревожность учащихся перед сдачей контрольного норматива на уроках физической культуры, где оценивается уровень телесного развития, от личной тревожности в целом. Общепризнанные способы оценки телесного сознания также можно критиковать за то, что они строятся порой на стереотипных, искаженных предположениях исследователя, не учитывают точку зрения самих респондентов.

Проведённые на настоящий момент исследования чаще всего используют опросы и самоотчёты в качестве основных диагностических инструментов [4; 11]. Это создаёт определённые методологические проблемы, поскольку учащиеся могут опи-

сывать своё актуальное переживание, связанное с внешностью, но не всегда умеют рассказать о своём прошлом телесном опыте. Также существует вероятность того, что школьники могут корректировать ранние представления о самом себе, исходя из настоящей ситуации. Кроме этого, на результаты восприятия детьми своего тела могут оказывать влияние последние события, произошедшие в их жизни [14]. Ситуативные отчёты, посвящён-ные изучению телесного сознания, необязательно остаются неизменными изо дня в день или даже на протяжении одного дня. Однако, несмотря на подобную вариативность, школьники, как показывают наши наблюдения, могут восстанавливать равновесие между ситуативной и личностной удовлетворённостью своим телом.

В.Н. Никитин замечает, что в отличие от диагностических методик, построенных на вербальной оценке, информированность проективного рисунка в изучении телесного бытия человека обладает рядом определённых преимуществ [11]. По своему семантическому значению рисуночные тесты относятся к так называемым проективным методикам, раскрывающим вне контроля сознания внутренний план личности, его структуру самосознания. Об эффективности использования данных методик в изучении переживаний телесных границ у детей пишет М.Л. Мельникова: «Анализ результатов проективных методик даёт возможность раскрыть фундаментальные аспекты функционирования психики испытуемого» [9, с. 42].

В работе с детьми широко используется рисунки дома, человека, ориентированные на прослеживание общих закономерностей психомоторных связей и на определение отношения детей к различным формам телосложения [9; 11]. Впрочем, изобразительные качества рисунка отражают индивидуальные различия в способности к рисованию, опосредующие большую вариативность в оценке психологами диагностических критериев. Поэтому попытки обоснования оценочных позиций при анализе проективного рисунка, на наш взгляд, не совсем убедительны.

В процессе исследования телесного сознания школьников заметными объяснительными возможностями, как свидетельствуют проведенные изыскания, обладают фотографии и картинки с изображением различного типа телосложения [4; 15]. Дети на основании предъявленного стимульного материала оценивают привлекательность того или иного соматотипа.

В последнее время в рамках психологии здоровья фотографии и картинки, изображающие различные аспекты телесного бытия человека, пользуются всё большей популярностью [14]. Очевидно, что этот способ изучения телесного сознания может послужить средством вовлечения детей и подростков в процесс исследования. Мы считаем, что

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

65

применение фотографий и рисунков может облегчить для молодых людей процесс обсуждения вопросов, связанных с внешностью. Однако приходится констатировать, что в использовании данного метода изучения тоже возникают сложности. Телесный образ является трёхмерным конструктом, а статичные, двухмерные картинки и фотографии затрудняют полновесное восприятие изображенного.

Ряд учёных говорят о необходимости более активного использования методов наблюдения в исследованиях внешности детей и подростков [7; 8]. Записи уроков могли бы помочь в изучении того, как телесное сознание субъектов образовательного процесса влияет на обучение и воспитание школьников. Однако процесс записи может выглядеть навязчиво и влиять на поведение детей, что может сказаться на результатах исследования.

Н. Рамси высказывает мнение о том, что при изучении внешности не стоит излишне полагаться на количественные методы, которые смешивают причину и следствие [14]. Такие же критические замечания можно отнести к исследованию телесного сознания школьников. Достаточно часто звучит аргумент, что количественные исследования сводят такие сложные явления, как эмоциональные переживания, к набору различных чисел [5]. Поэтому специалисты, работающие в области психологии здоровья, считают, что при изучении телесного бытия человека надо использовать разнообразные методы и методологические подходы. При этом главная задача исследователя заключается в том, чтобы выбрать из их числа те, которые наиболее точно подходят для изучаемых им ситуаций и вопросов. Именно поэтому применение качественных методов в данной области может получить достаточно широкую поддержку, а учёным предстоит изучить возможность их использования в системе образования.

Успешно решив те методологические проблемы, о которых говорилось в этой статье, исследователь должен проявить настойчивость и активность для того, чтобы полученные результаты смогли быть доступны для предполагаемой аудитории. На сегодняшний день учёные могут полагаться, в основном, на две формы распространения своих достижений. Это участие в конференциях, семинарах и публикации в научных журналах.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на все сложности исследования телесного сознания школьников, данная область психологии представляет собой весьма интригующее направ-

ление, способное внести важный вклад в разработку современных технологий укрепления социального и личностного здоровья детей и подростков.

Библиографический список

1. Акчурин Б.Г., Лукьянов А.В. Духовно-исторические и культурные предпосылки здоровья и здорового образа жизни. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. - 336 с.

2. Бугуева Н.А. Техники трансформации человеческого тела как один из способов социализации телесности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 18. - С. 60-64.

3. Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.

4. Горячев В.В. Образ тела в структуре образа мира школьника // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 1. - С. 32-36.

5. Знаков В.В. От психологии субъекта к психологии человеческого бытия // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - С. 330-351.

6. Кон И. Мальчик - отец мужчины. - М.: Время, 2009. - 704 с.

7. Коццолино М. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. - М.: Гуманитарный Центр, 2009. - 248 с.

8. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. -Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 344 с.

9. Мельникова М.Л. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет. - Ижевск: Удмуртский университет, 2003. - 126 с.

10. Никитин В.Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд. - М.: Когито-Центр, 2006. -320 с.

11. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. - М.: Алетейа, 1998. - 488 с.

12. Погонцева Д.В. The problem of assessing the other on the external appearance // Education Sciences and Psychology. - 2011. - № 1. - С. 3-8.

13. Румянцева Н.Л. Образование как приобщение к культуре: культура тела // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 2. -С. 108-118.

14. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. - СПБ.: Питер, 2009. - 256 с.

15. Сахарова В.Г. Психология тела. Диагностика отношения к телу. - СПб.: Речь, 2011 - 112 с.

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.