4. КуликовЛ.В. Психология настроения. - СПб., 1997. - 228 с.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ори-ентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2000. -18 с.
6. Потемкина О. Ф. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере // Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: 2003. - 560 с.
8. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г. У Сол-датовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.
9. Рогуле в А.И. Потребность личности в свободе как общественное явление: Дис. ... канд. философ. наук. - Свердловск, 1984. - 211 с.
10. Синицына Л.В. Особенности эмоциональных переживаний у курсантов военизированного вуза и пути их коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2001. - 196 с.
11. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия: руководство. - Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 17 с.
12. Стрельникова Ю.Ю. Мотивация участия в боевых действиях и ее влияние на выраженность психологических последствий // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2013. -№ 3. - С. 48.
13. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
15. Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия в разных условиях профессиональной социализации личности // Мир психологии. - 2010. - № 1. -С. 237-249.
16. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. -Саратов: Научная книга, 2008. - 296 с.
УДК 159.923
Каменецкая Елена Викторовна
Высшая школа психологии, г. Москва
Ребеко Татьяна Анатольевна
кандидат психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва [email protected], [email protected]
ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ Я У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ*
В статье обсуждаются вопросы взаимосвязи между нарушением пищевого поведения по типу переедания (НПП) и ментальной репрезентацией образа собственного тела. Проведен анализ подходов и методов диагностических исследований. Обсуждается понятие «граница тела». Приводятся результаты исследования женщин (75 человек) с помощью методик, позволяющих оценить взаимосвязь между целостностью ментельной репрезентации тела, его границ и НПП.
Ключевые слова: образ тела, телесное Я, методика диагностики телесного Я, внутреннее и внешнее Я-отгра-ничение.
В большинстве экономически развитых стран мира прослеживается отчётливая тенденция к увеличению числа больных с нарушением пищевого поведения, сопровождающегося тяжёлыми соматоэндокринными расстройствами и вызывающим психосоциальную дезадаптацию. В отечественных исследованиях проблемы нарушения пищевого поведения в большей степени обсуждались в связи медицинскими задачами. Психодиагностические методы, как правило, применялись в комплексе с психофизиологическими методиками в дополнение к клиническим наблюдениям. Поэтому не в достаточной мере использовались возможности сравнительного подхода,
в частности, сравнительного анализа психологических особенностей, мотивации поведения людей так или иначе связанных с нарушениями в области пищевого поведения [9].
Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в различных условиях, поведение, ориентированное на образ собственного тела, деятельность по формированию этого образа.
Расстройства пищевого поведения - это комплексы симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов (Вознесенская Т.Г., 1990; Вахми-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект №14-28-00087), институт психологии РАН).
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Каменецкая Е.В., Ребеко Т.А., 2014
стров А.В., 2001; Минабутдинов Ш.Р., 1996; Гав-рилов М.А., 1998). В научной литературе обсуждаются разные гипотезы, объясняющие НПП. Например, имеются неоспоримые данные о том, что люди с нарушением пищевого поведения часто используют еду и контроль над едой как попытку компенсировать неосознаваемые негативные чувства и эмоции, как способ восстановить контакт со своей самостью. В некотором роде, диеты, переедание и очищение могут использоваться либо как способ справиться с тяжелыми чувствами, либо как способ чувствовать контроль над собственной жизнью. Но, в конечном счете, такое поведение вредит эмоциональному и физическому здоровью человека, снижает его самоуважение и заменяет истинное чувство компетентности и способности самоконтроля [2].
Питание человека с самого рождения связано с межличностным взаимодействием. Еда - неотъемлемая составляющая процесса общения, социализации: празднования различных событий, проведения мероприятий, установления и формирования деловых и дружеских взаимоотношений [3].
Согласно теории М. Маллер [6], решающим в развитии ребенка является период до трех лет. Это время интенсивного роста и развития, период формирования представлений о себе. На этом этапе происходит осознание своего Я и дифференциация Я от Не-Я. Таким образом, можно сказать, что осознанная дифференциация Я и Не-Я является завершением (в случае нормативного развития) симби-отической стадии онтогенеза. Имеются многочисленные подтверждения важности нормативного прохождения фазы сепарации-индивидуации. В том случае, если мать была эмоционально доступной и воспринимала поведение ребенка как естественные ступени развития, то к трем годам у ребенка формируется положительный образ матери, который он может удерживать внутри, даже когда матери нет рядом. Этот внутренний образ называется «эмоциональным постоянством объекта» и является важнейшим в окончательном формировании базового доверия к миру.
В этом случае выход из симбиоза проходит с наименьшими травмами и потерями. Чем шире диапазон точных реакций матери на различные выражения потребностей и импульсов ребенка, тем более разборчивым станет он в определении своих телесных переживаний и других ощущений, мыслей и чувств [8; 12].
В случае неудачного выхода из симбиоза Я остается неразвитым и недифференцированным, возникает неструктурированная область личности. Границы образа тела не осознаются, восприятие собственного тела и его потребностей затруднено. Человек не может четко дифференцировать Я и Не-Я, т.е. границы своего уникального существования остаются недифференцированными. И как след-
ствие происходит искажение в восприятии себя и окружающего мира. Такой человек в значительной мере находится в неосознаваемой зависимости от чужого мнения. Такой человек часто ищет симбиотические связи, не может жить без симбио-тических отношений. Чем менее дифференцированным является восприятие своего тела и чем сильнее негативное отношение к нему, тем чаще связь с другими людьми осуществляется через индивидуально сконструированные стереотипы [4]. Нарушения в осознавании истинного своего Я приводят к искаженому осознанию своих телесных границ, образу Я, к зависимому (симбиотическому) отношению с другими людьми [9].
Ведущим способом взаимодействия с миром у таких людей является амбивалентное отношение к любому контакту: с одной стороны, люди остро ощущают одиночество и желают симбиотической близости, с другой стороны, они ощущают угрозу, которую несут любые близкие отношения (так как любые значимые отношения размывают недифференцированную границу между Я и Не-Я). Этот конфликт амбивалентности «симбиотические» личности пытаются устранить посредством формирования суррогатных идентичностей (путем подмены истинного Я на ложное Я, или мнимое Я) [5].
Таким образом, нарушения в развитии идентичности человека на этапе сепарации-индиивдуации затрудняют возможность зрелого контакта с другими людьми и понимание себя как индивидуиро-ванного субъекта реального общения [10].
Вопрос о психологических особенностях личности, межличностных отношений и их взаимосвязи с пищевым поведением у женщин с проблемами переедания до сих пор остается малоизученным.
Мы полагаем, что факт переедания (наполнения) можно интерпретировать как попытку удержаться от слияния с другими людьми. Неумение дифференцировать собственные потребности, невозможность отделять их от потребностей других, отсутствие представления о собственных границах и границах других приводит к смятению и хаосу, удержаться в котором помогает переедание. Таким образом, переедание является своеобразной защитой от слияния во время общения. Переедание позволяет выстоять в периоды переживания одиночества, когда бессознательные импульсы угрожают стабильности сознания, переедание является своеобразным якорем, подтверждающим существования через ощущения наполненности (пусть и дискомфортные).
Мы предполагаем, что недифференцированная телесность может компенсироваться, в том числе посредством НПП по типу переедания. В таком случае, переедание и последующий дискомфорт служат для того, чтобы получить доступ к ощущению своего тела и его границ в качестве суррогата дефицитарной сепарации.
Наша теоретическая гипотеза состоит в утверждении взаимосвязи между неопределенным комплексом симбиоза и НПП.
Эмпирическая гипотеза исследования: хронически переедающие женщины не имеют конструктивной внешней границы, зависят от мнения окружающих, не принимают свой телесный образ.
Наша задача состояла в том, чтобы найти операциональный инструмент, позволяющий оценить всю совокупность переменных, как отражающих феноменологию комплекса симбиоза, так и участвующих в патогенезе НПП.
Согласно теории Г. Аммона [5], ведущими функциями личности являются агрессия, креативность, сексуальность, нарциссизм, страх, Я-отграничение, идентичность. Они организуют динамику бессознательного и образуют фундамент сознательной личности. Первостепенное значение имеет функция идентичности, задача которой состоит в интеграции и соединении всех функций друг с другом. Идентичность составляет ядро личности человека и находится в постоянном развитии.
Одним из аспектов расстройства идентичности и интеграции Я является нарушение регуляции внешнего Я-отграничения. Сформированность внешнего Я-отграничения знаменует завершение фазы симбиоза.
Целью настоящего исследования является изучение сформированности границ Я и отношения к собственному телу у женщин с проблемами НПП (по типу переедания). Полученные результаты могут использоваться в психокоррекционной работе и в программах помощи женщинам, озабоченным снижением веса.
Объектом настоящего исследования являются женщины с избыточным весом, не страдающие органическими заболеваниями (не имеющие диагнозы, связанные с НПП), а также женщины с нормальной массой тела, обеспокоенные по поводу лишних килограммов.
Предметом исследования являются личностные особенности и психологические корреляты диффе-ренцированности Я у женщин с проблемами переедания.
Участники исследования. Выборку испытуемых составили 75 женщин, которые по результатам предварительного опроса высказывали недовольство по поводу собственного веса и систематически занимались его коррекцией.
Методики. В соответствии с высказанной гипотезой о связи НПП (по типу переедания) с комплексом симбиоза, в исследовании использовались следующие методики: опросник: «Мысли и паттерны поведения» для лиц, страдающих лишним весом [1]; опросник «Диагностика телесного Я» [7]; Я-структурный тест Г. Аммона (ШТА) [5].
В соответствии с целью исследования мы использовали только некоторые из шкал опросников.
1. Опросник: «Мысли и паттерны поведения»
В основе данного опросника лежит теоретическое предположение о том, что эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он структурирует мир и воспринимает себя. Представления человека, его убеждения о себе или «когниции» - это вербальные или образные события, присутствующие в его сознании, которые определяются установками и схемами, сформированными в результате прошлого опыта [1].
Опросник состоит из двух частей.
Первая часть - «Мысли» описывает три типа «автоматических» мыслей, возникающих у людей с нарушением пищевого поведения, и состоит из трех шкал: «Позитивные мысли», «Негативные мысли» и «Позволяющие мысли». Данные пункты были выделены на основе экспертного мнения врачей, привлеченных авторами опросника. Аналогичная процедура проведена для второй части опросника.
Вторая часть - «Паттерны поведения» состоит из шести шкал: «Диета», «Переедание», «Одежда», «Вес и форма», «Поведение, связанное с пищей», «Процесс употребления пищи».
В данном исследовании использовалась только шкала «Переедание» для ранжирования испытуемых с НПП. С помощью данной шкалы испытуемые были разделены на две группы: 1) «норма» (женщины, которые принимают свое тело и не испытывают проблем с удержанием устраивающего их веса) и 2) «переедание» (женщины, которые недовольны своим телом, сидят на различных диетах и переживают постоянные колебания веса).
2. Опросник «Диагностика телесного Я»
Согласно теории «Амебного Я» (Лыбко), закономерности формирования, развития, функционирования и трансформации сформированного образа телесного Я коррелируют с закономерностями психического и соматического индивидуального развития человека. Кроме того, субъективный образ телесного Я изменяется в зависимости от влияния различных условий и факторов человеческого существования, например, от физического и психического состояния человека, от оценки его окружающими людьми и т.п. Одним из важнейших условий формирования образа тела в онтогенезе выступает процесс освоения и осознания физического тела субъектом [7].
Освоение тела - это практическое изучение качеств и свойств физического тела человеком при решении им различных двигательных задач. Осознание тела - это процесс обобщения знаний о своем теле на основании различных видов ощущений (экстероцептивных, интероцептивных, проприо-цептивных), возникающих у человека в процессе освоения тела.
Отбор утверждений для методики изучения особенностей образа телесного Я как компонента об-
раза Я производился по следующим критериям: отношение к своим биологическим данным (рост, вес, цвет глаз и т.д.), оценка функциональных способностей и возможностей своего тела, оценка собственной внешности с точки зрения привлекательности, эмоциональное отношение к своему физическому Я, зависимость отношения к своему телу от оценки его окружающими, знание об индивидуальных особенностях своего тела, его достоинствах и недостатках и соответствующее оценивание своих возможностей и шансов на успех или неуспех (т.е. соответствующее поведение).
Выделенные два фактора можно кратко охарактеризовать как «Самопринятие своего телесного Я» и «Влияние Другого на отношение к своему телу».
Фактор 1. Самопринятие своего телесного Я (22 пункта)
Примеры пунктов, входящих в фактор:
- Я считаю, что у моей внешности больше достоинств, чем недостатков (+).
- Мне нравится быть в центре внимания (+).
- Я считаю, что природа одарила меня хорошими физическими данными (+).
- Я бы хотел(а), чтобы мое тело было более ловким (-).
- Недостатки моей фигуры часто портят мне настроение (-).
В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Человек рассматривает свое тело не как объект, а как часть своего Я. И эта часть так же значима, как и остальные составляющие (например, когнитивные, эмоциональные). Все они тесно между собой связаны. При максимальном принятии и ощущении своего тела человек может спонтанно и адекватно своим желаниям, потребностям и условиям окружающей среды взаимодействовать с другими людьми.
Фактор 1 также связан с эмоциональной оценкой своего тела. Положительный полюс отражает ощущение ценности собственного тела и одновременно предполагаемую ценность своего образа телесного Я для других.
Противоположный полюс шкалы характеризует сомнения в ценности собственного тела, отстраненность и безразличие к своему телесному Я, потерю интереса к своим телесным ощущениям. Нарушения в осознавании телесных процессов приводят к отсутствию информации о своем существовании и связи с другими людьми. В таком случае реальность интерпретируется через идеи, замещающие непосредственный опыт ощущений. Чем слабее восприятие своего тела и сильнее негативное отношение к нему, тем больше связь с другими людьми осуществляется именно через индивидуально сконструированные стереотипы и, следовательно, тем больше искажений в восприятии себя и окружающего мира.
Фактор 2. Влияние Другого на отношение к своему телу (23 пункта)
Примеры пунктов, входящих в фактор:
- Меня мало волнует мнение окружающих по поводу моего внешнего вида (+).
- Я всегда стараюсь продемонстрировать друзьям обновку (-).
- Я стараюсь не участвовать в разговорах, где главной темой является внешность (-).
- Я стараюсь следить за изменениями моды (-).
- Мое тело соответствует моим представлениям о том, как должно выглядеть мужское/женское тело в идеале (+).
Утверждения, вошедшие в данный фактор, содержат информацию о том, насколько отношение человека зависит от мнения других людей. Поэтому ответы на данные пункты определяются преобладанием одной из двух тенденций: либо уверенностью в себе, независимостью самооценки своего телесного Я, либо конформностью или выраженной мотивацией социального одобрения.
Зависимость отношения к своему телу от мнения других тесно связана также с границами образа тела, поскольку их осознание позволяет человеку лучше ощущать свое тело и его потребности, быть максимально чувствительным и отзывчивым. Люди с ясными границами образа тела могут более эффективно взаимодействовать с другими, определяя степень, в которой они станут участвовать в той или иной ситуации. Встреча с такими людьми создает ощущение их притяжения и расположенности к другим.
Люди с устойчивым отношением к своему телу и ясным чувством своих собственных границ в состоянии осознавать свое физическое пространство, свою идентичность и принимать собственные чувства, быть спонтанными, говорить ясное «да» и ясное «нет», а также принимать решения по поводу своих потребностей, оставаясь отзывчивым к потребностям других людей.
3. Я-структурный тест Аммона Г. (ШШ)
Я-структурный тест Аммона - клиническая тестовая методика, разработанная Г. Аммоном в 1997 году на основании концепции динамической психиатрии (1976 г.) и адаптированная НИПНИ им. Бехтерева.
Я-структурный тест Аммона представляет собой опросник, в котором регистрируются центральные личностные функции: агрессия, тревога/страх, внутреннее и внешнее Я-отграничение, нарциссизм и сексуальность. Опросник включает 220 вопросов распределенных на 18 шкал, позволяющих получить представление о конструктивных, деструктивных и дефицитарных проявлениях.
Под Я-функцией отграничения Аммон понимает способность индивида проводить дифференциацию внешнего мира, отличать свои эмоции от эмоций окружающих, гибко владеть своими физичес-
кими границами. Отграничение решающим образом определяет формирование отношений к себе и своей деятельности. В настоящем исследовании мы использовали данные по шкале «Внешнее Я-отграничение».
Внешнее Я-отграничение: Я и Не-Я, согласно Аммону, это осознание существования двух индивидуумов в противоположность симбиозу. Простро-ение границ Я является решающей фазой в развитии идентичности человека. Создает возможность внешнего контакта как реального общения. При неудачном выходе из симбиоза возникает неструктурированная область, Я остается неразвитым и недифференцированным.
В тесте Аммона выделено 3 способа «Внешнего Я-отграничения:
Человек с конструктивным внешним Я-отгра-ничением имеет свою точку зрения, восприимчив к критике, к взглядам и чувствам других людей, может открыться физически, психически и духовно, интегрирует новый опыт. Отличает свои чувства от чувств других людей, способен ответить отказом, не испытывая чувства вины, ощущает самостоятельность в своих решениях. Может вступать в симбиозы и выходить из них или жить в них, не отрекаясь от собственной идентичности.
Деструктивное внешнее Я-отграничение образует непреодолимое препятствие для контактов. Это проявляется в отсутствии интереса, в отказе от участия в жизни других людей, событиях и окружающем мире. В то же самое время, заинтересованное участие других людей к самому себе воспринимается как неприятное и избегается. Человек никого и нечего не подпускает к себе. Отсюда возникает чувство внутренней пустоты и отсутствие причастности. Ничего не затрагивает такого человека, он не испытывают сострадания к другим.
Дефицитарное внешнее Я-отграничение описывается, как неспособность регулировать дистанцию в отношениях с другими людьми, с внешними событиями, с окружающим миром. Неспособность проводить различия между Я и Не-Я, между собой и другими, между своими и чужими потребностями и чувствами. Человек не в состоянии принимать и отстаивать собственные решения, не может сказать «нет», принимает чувства и настроения других, как свои собственные. Он с трудом может согласиться, что люди могут иметь свои потребности и не может идти другим путем. Все ситуации вос-приниматся симбиотически. При дефицитарном внешнем Я-отграничении человек зависим от присутствия других людей, гиперадаприрован, беспомощен, доступен для эксплуатации.
Исследования проводились индивидуально. Полученные данные обрабатывались с помощью программы Statictica, версия 8.0.
Статистическая обработка данных. По результатам проведенных исследований выявлена
отрицательная корреляция между шкалой «Переедание» (опросник «Мысли и паттерны поведения») и неудовлетворенностью собственным телом шкалой «Самопринятие своего телесного Я» (опросник «Диагностика телесного Я») ^=-0.53, р<0.05). Обратная зависимость между показателями по шкалам «Переедание» и «Самопринятие своего телесного Я» свидетельствуют о том, что лица, страдающие перееданием, характеризуются негативным, потребительским отношении к своему телу, у них искажен контакт со своим телом.
Получена положительная корреляция между шкалой «Переедание» (опросник «Мысли и паттерны поведения») и шкалой «Влияние Другого на отношение к своему телу» ^=0.37, р<0,05) (опросник «Диагностика телесного Я»). Результаты корреляции свидетельствуют о том, что у лиц, страдающих перееданием, наблюдается нарушение баланса между собственным восприятием своего тела и восприятием его другими людьми.
Корреляционный анализ выявил надежную связь между шкалой переедание и тремя шкалами теста Аммона, связанными с понятием внешняя «граница Я». Выявлена отрицательная корреляция между шкалой «Переедание» и субшкалой «Конструктивное внешнее Я-отграничение» (О1) ^=-0.54, р<0.05), прямая корреляция между шкалой «Переедание» и субшкалой «Деструктивное внешнее Я-отграничение» (О2) ^=0.23, р<0.05) и прямая корреляция между шкалой «Переедание» и субшкалой «Дефицитарное внешнее Я-отграничение» (О3) ^=0.4, р<0.05). Зависимость между этими шкалами свидетельствует о том, что испытуемые с НПП по типу переедания испытывают затруднения в выстраивании конструктивных межличностных отношений. Они либо склонны к слиянию, плохо отличают свои чувства и потребности от чувств и потребностей других людей. Либо выстраивают жесткие непроницаемые границы, т.к. близкие отношения являются угрозой потери их идентичности.
Также были обнаружены высокие значения корреляции между тремя субшкалами «внешнее Я-отграничение» теста Аммона.
С целью выявления вклада факта «переедания» в выраженность отдельных субшкал «внешнее Я-отграничение» (тест Аммона) был проведен од-нофакторный дисперсионный анализ. Независимая переменная «переедания» (опросник «Мысли и паттерны поведения», шкала «Переедание») была переведена в ранговую шкалу путем выделения квантилей. Таким образом, вся выборка испытуемых была поделена на три контрастные группы: те, которые не переедают, те, которые переедают и промежуточная. Зависимыми переменными выступали субшкалы теста Амммона.
Получены следующие надежные связи между шкалами теста Аммона в зависимости от значений шкалы «Переедание».
1. Высокие показатели по шкале деструктивного внешнего Я-отграничения (О2) (тест Аммона) достоверно различаются у группы лиц, характеризующихся высокими значениями по шкале «переедание», от двух прочих групп (у лиц без проблем переедания и от промежуточной группы) (Б(2,72)=6,0535, р=0,00372).
2. Низкие показатели по шкале конструктивного внешнего Я-отграничения (О1) достоверно раз-тличаются у группы лиц, характеризующихся высокими значениями по шкале «переедание», от группы лиц без проблем переедания и от промежуточной группы (Б(2,72)=10,325, р=0.00011).
3. Показатели по шкале дефицитарного внешнего Я-отграничения (О1) достоверно выше у группы лиц, характеризующихся высокими значениями по шкале «переедание» по сравнению с группой лиц без проблем переедания и с промежуточной группе (Б(2, 72)=6,7070, р=0,00213).
Обсуждение результатов. По результатам корреляционного и дисперсионного анализа мы выявили связи, которые содержательно можно интерпретировать следующим образом. Лица с выраженным ПНН (по типу переедание) имеют низкие значения «Самопринятие своего телесного Я» и сильно зависят от мнения других при оценке собственного тела. Видимо, можно предположить, что у лиц, страдающих перееданием, наблюдается нарушение баланса между собственным восприятием своего тела и восприятием его другими людьми. Данные теста Аммона позволяют уточнить эту связь: Высокие показатели по шкале деструктивного внешнего Я-отграничения содержательно можно интерпретировать как наличие жестких непроницаемых границ с внешним миром, как отказ от любого взаимодействия с миром: любой внешний контакт воспринимается как угроза. Т.е. зависимость от мнения других сочетается у этих людей с попыткой отгородиться от них путем построения деструктивных Я-отграничений (О2), неспособностью построить конструктивные отношения, т.е. конструктивные внешние Я-отграничения (О1) и в поддержании дефицитарного внешнего Я-отграничения (О3) (что означает размытость внешних границ). Эта размытость проявляется в амбивалентности отношений: в желании слияния и в одновременном страхе слияния.
Выводы. В целом, по результатам данных опросников можно сделать вывод, что лица с НПП (по типу переедания) характеризуются нарушением целостности образа собственного тела с недифференцированными границами. Полученные данные хорошо соответствуют описанным в литературе чертам личности таких людей: ощущение личностной незащищенности, зависимость от мнения других, низкая самооценка.
В данном исследовании нам удалось установить взаимосвязь между избыточным употреблением
пищи и неумением конструктивно выстраивать межличностные отношения и границы. Невозможность выстроить конструктивную границу с окружающими и чувствовать себя уверенно компенсируется хроническим перееданием. Т.е. внутренняя неустойчивость и неуверенность, о которой свидетельствуют показатели опросника «Диагностика телесного Я» компенсируется внешней весомостью. Ригидность или размытость внешних границ, о которой свидетельствуют показатели деструктивного внешнего Я-отграничения и деффицитарного внешнего Я-отграничения (тест Аммона) так же компенсируется перееданием. Люди с большим весом чувствуют себя в большей безопасности, выстраивая барьер между собой и внешним миром, используя лишний вес как броню.
Библиографический список
1. Аныкина А.В., Ребеко Т.А. Адаптация на русскоязычной выборке опросника «Мысли и паттерны поведения» М. Купер, Г. Тодда, Р. Вулрича // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 1. -С. 106-118.
2. Вахмистров А.В. Клинико-психологический анализ различных форм эмоциогенного пищевого поведения // Альманах клинической медицины. -2001. - № 4. - С. 127-130.
3. Вахмистров А.В., Вознесенская Т.Г., Посохов С.И. Клиникопсихологический анализ нарушений пищевого поведения при ожирении // Журнал Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -2001. - № 12. - С. 19-24.
4. ГавриловМ.А. Взаимосвязь психологических и физиологических особенностей при нормализации массы тела у женщин, имеющих избыточный вес: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Томск, 1998.
5. Кабанов М.М., Незнанов Н.Г. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование. - СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. - 438 с.
6. Крэйн У. Психология развития человека: 25 главных теорий. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 512 с.
7. Лыбко И.В. Методика «Диагностика телесного Я» // Психологическая диагностика: Научно-методический и практический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 5-21.
8. Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. - М.: Эксмо, 2007.
9. Менделевич В.Д. Расстройства зависимого поведения (к постановке проблемы) // Российский психиатрический журнал. - 2003. - № 1. - С. 5-9.
10. Приленский Б.Ю., Приленская А.В., Федорова И.И., Култышев Д.В. Актуальные вопросы психотерапии зависимого пищевого поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2009. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medpsy.ru.
11. Рейн О.В., Красовская А.Г., Смолянский Б.Л. Особенности психологической профилактики, лечения и реабилитации больных алиментарным ожирением в условиях промышленного предприя-
тия // Врачебное дело. - 1992. - № 8.
12. Савчикова Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемами веса: Дис. . канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 208 с.
УДК 371.4
Горячев Вадим Владимирович
кандидат психологических наук Филиал Московского психолого-социального университета, г. Рязань
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЛЕСНОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассмотрены методологические и организационные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, изучающие телесное сознание школьников. Установлено, что оценка и подбор участников такого рода исследований может вызвать определённые трудности. Особую сложность для экспериментаторов представляют юноши, которые преуменьшают свою телесную озабоченность, считая обсуждение её проявлением фемининности. Подчёркнуто, что на результат исследования оказывает обстановка и время сбора данных. Указано, что для изучения телесного сознания целесообразно использовать более широкий спектр методов.
Ключевые слова: соматотип, телесность, внешность, телесное бытие, телесное сознание, фемининность.
Интерес науки к внешнему облику человека и забота о нём имеют долгую историю. Особую ценность такие работы приобретают в последнее время, когда озабоченность внешностью, проявляемая представителями подрастающего поколения, стала связываться с нарушением их социального поведения, с потенциальными угрозами здоровью детей [3; 7; 10 и др.]. Беспокоясь по поводу своего тела, молодые люди могут принять решение вести здоровый образ жизни, или же решиться на радикальные изменения внешнего облика (ограничение в пищи, использование анаболиков и др.). Когда человек считает, что у него есть дефект внешности (реальный или воображаемый), это может сказаться на его межличностном общении, личностном развитии. На данную корреляцию обращается внимание в педагогической психологии и психологии здоровья [1; 6; 8 и др.].
Тематика телесности взрослеющей личности приобретает всё большую актуальность и в системе образования [2; 12; 13 и др.]. Однако приходится констатировать, что её исследователи сталкиваются с различными методологическими и организационными проблемами, которые затрудняют научный поиск.
С самого начала психолог должен принять решение о том, следует ли ему сфокусироваться на вопросах, касающихся общих представлений детей о своем теле, или его работа должна быть сконцентрирована на определённом параметре телесного сознания школьников, например, изучении оценки учащимися своего роста, веса, объёма груди т.д.
Поворот в сторону исследования определённого аспекта телесного сознания школьников имеет ряд преимуществ. Так, это может быть выгодно с точки зрения применения полученных результатов в системе образования. Учитель, знающий о том, что
определенный изъян во внешности школьника повышает риск возникновения у него социальной тревожности, может внести необходимые коррективы в процесс взаимодействия с таким учащимся и с учебной группой, в которую он включен.
Приступая к изучению телесного сознания школьников, у исследователя может сложиться ощущение, что набор участников эксперимента не вызовет серьезных затруднений. Однако, это не так. Чаще всего исследователи ориентированы на подростков 12-14 лет, поскольку они проявляют повышенный интерес к своей внешности. У младших же и старших школьников участие в эксперименте выражено слабее. Первые не всегда готовы отвечать на вопросы исследователя потому, что проблема внешности пока не является для них актуальной. У вторых не всегда остаётся время после основных занятий в школе, поскольку многие из них посещают репетиторов и курсы по подготовке к ЕГЭ.
Некоторые психологи отмечают, что в большинстве исследований, посвящённых изучению внешности, основными респондентами выступают лица женского пола [14]. Обсуждение своей внешности представители мужского пола, видимо, расценивают как проявление фемининности. По мнению некоторых юношей, участие в беседах по поводу внешнего облика не соответствует мужскому поведению. Несомненно, всё это создаёт дополнительные проблемы для исследователей, которые стремятся выявить гендерные особенности телесного сознания учащихся.
Принимая во внимание, что школьники подросткового возраста изначально могут испытывать беспокойство по поводу своей внешности, крайне необходимо, чтобы участие в эксперименте не усиливало такого рода переживания. Кроме этого, исследование не должно быть обременительным для
64
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Горячев В.В., 2014