О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ГАРМОНИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ*
ON THE METHODOLOGICAL BASIS OF HARMONIZING RUSSIAN CRIMINAL EXECUTION LAW IN THE CONDITIONS OF LAW SYSTEMS' INTEGRATION*
Монография П.В. Тепляшина является актуальным, самостоятельным и завершенным научным исследованием современных аспектов совершенствование уголовно-исполнительного законодательства России в условиях интеграции правовых систем. Во время становления новой российской модели исполнения наказаний, продолжающегося поиска инновационных концепций реакции общества и государства на преступление, а также наиболее конструктивных средств воздействия на осужденных существенную помощь оказывает изучение зарубежного опыта решения аналогичных задач и обращение к концептуальным основам международных пенитенциарных стандартов и правил. Интегрирующим фактором служит развитие научного интереса к сравнительному правоведению, доказывающему тезис о том, что наука не может развиваться лишь на основе информации, полученной в рамках собственного внутригосударственного права, позволяющему объективно оценить достоинства и недостатки отечественной правоприменительной и правотворческой деятельности и, в нашем случае, понять перспективы развития российского уголовно-исполнительного права.
Актуальность проведенного исследования повышается и в связи с реформированием отечественной уголовно-исполнительной системы. Так, в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (далее - Концепция) закреплены основные идеи реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы, а также магистральные направления последовательного исполнения международных обязательств России в области об-
* Отзыв на книгу: Тепляшин П.В. Методологические основы гармонизации уголовно-исполнительного права России в условиях интеграции правовых систем. — Красноярск : Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2010. - 228 с.
ращения с осужденными. При этом главной целью Концепции выступает повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития.
Гармонизация уголовно-исполнительного законодательства выступает осевым элементом в проведении реформы уголовно-исполнительной системы и достижении поставленных целей. Ведь в содержательно-прикладном смысле гармонизация права отражает динамическую сторону его развития, демонстрирует стройность, взаимодополняемость и совместимость права с потребностями личности, общества и государства, международного сообщества. С другой стороны, гармонизация права неотделима от современной динамики и перспектив развития законодательства, ею должны быть уравновешены основные процессы совершенствования, унификации и специализации права.
Таким образом, гармонизация уголовно-исполнительного законодательства, отражая основные цели реформы уголовно-исполнительной системы России, предполагает внутреннее согласование его норм со стандартами и правилами международного пенитенциарного права и нормами национального права конкретных государств.
Теоретическая значимость данного исследования возрастает на фоне отсутствия в отечественной пенитенциарной науке комплексного и предметного современного исследования роли прецедента и расширения судебной практики в процессе исполнения уголовных наказаний.
К числу несомненных достоинств исследования можно отнести использование автором обширного научного и учебного зарубежного материала, а также личных впечатлений и опыта, полученных им в результате знакомства с английской тюремной системой.
Следует отметить, что структура монографии логична. Это позволило выявить проблемно-теоретические особенности модернизации отечественной системы исполнения уголовных наказаний на фоне взаимопроникновения англосаксонской и романо-германской правовых систем.
Заслуживают положительной научной оценки основные выводы и предложения, изложенные в монографии. В частности, следует поддержать вывод П.В. Тепляшина в том, что потребность в непреложной реализации международных стандартов в отечественной практике исполнения уголовных наказаний, в первую очередь связанных с изоляцией осужденного от общества, детерминирована объективно поступательным процессом сближения правовых систем, усилением в российской правовой системе частноправовых начал, гуманитарных ценностей и судебно-процедурных механизмов правового регулирования общественных отношений.
Достаточно важным является вывод о том, что влияние международных пенитенциарных стандартов и образцов зарубежного опыта обращения с осужденными на российскую практику исполнения уголовных наказаний привело к реформированию отечественной уголовно-исполнительной системы. Подобная реформа олицетворят отход от «реабилитационного идеала» к концепции контроля, поскольку усиливает предупредительный потенциал уголовных наказаний и фактически связана с переходом от «колонийской» к «тюремной» модели размещения осужденных, с расширением практики технического надзора за осужденными.
Вызывают интерес предложенные принципы процесса гармонизации уголовно-исполнительного законодательства России с международными пенитенциарными стандартами и правилами: синхронности, единого уровня юридической силы материальных и процедурных норм, социально-экономической согласованности, системности, включающей последовательность, ясность и целесообразность гармонизации.
Обращение к методу сравнительного правоведения позволило автору сделать аргументированный вывод о том, что для реализации инновационных европейских моделей обращения с осужденными необходим длительный период не просто реформирования судебной и уголовно-исполнительной систем, но модерни-
зации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в направлении расширения диспозитивных и судебно-прецедентных начал правового регулирования общественных отношений.
Достаточно конструктивным видится предложение о заключении с лицами, осужденными к отбыванию уголовного наказания в виде лишения свободы, соглашения, реализуемого в форме персональной программы отбывания наказания, которая демонстрирует естественно-правовой тип правопонимания и является способом преодоления недостаточно гибкой позитивистско-нормативной модели регулирования уголовно-исполнительных отношений, требующих более рельефного учета интересов их участников. Вызывает одобрение предложение о введении в Российской Федерации самостоятельной должности Уполномоченного по правам осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Вместе с тем при всей очевидной состоятельности и значимости результатов исследования хочется порекомендовать П.В. Тепляшину использовать в работы наглядный иллюстративный материал в виде сравнительных таблиц, фотографий, рисунков.
Вызывает критику также предложение автора о закреплении судебно-контрольного регулирования такой формы прогрессивной системы, как изменение условий отбывания наказания в рамках одного исправительного учреждения. Как представляется, это лишь усложнит механизм реализации данной формы прогрессивной системы исполнения наказания. В любом случае без создания специализированного пенитенциарного суда говорить о возможности реализации подобного предложения преждевременно.
Однако высказанные замечания имеют частный и дискуссионный характер, поэтому не влияют на положительную характеристику работы, результаты которой указывают на ее научную состоятельность и новизну. Выводы автора служат расширению теоретических представлений об общественных и правовых отношениях, связанных с гармонизацией отечественного пенитенциарного права в условиях интеграции правовых систем.
В.В. Агильдин, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»
94
3 (17)' 2011