Научная статья на тему 'О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ БЕЗОПАСНОСТИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ'

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ БЕЗОПАСНОСТИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / безопасность / терроризм / антитеррористическая политика / международное сотрудничество. / philosophy / security / terrorism / anti-terrorist policy / international cooperation.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — В.Е. Журавлёв, И.Р. Рабаданов

В статье рассматриваются методологические и практические аспекты обеспечения безопасности и антитеррористической политики. По мнению авторов, методологические основы обеспечения безопасности и антитеррористической политики имеют, прежде всего, философское и аксиологическое (моральное) основание. На основе анализа фактов и документов констатируется, что в современном мире наблюдается рост конфликтности. В качестве инструмента борьбы участники конфликтов используют террористические организации, применяют террористические методы. Россия, как государство-цивилизация, играет ключевую роль в борьбе с терроризмом на международном уровне. В исследовании отмечается, что внутри страны антитеррористическая политика должна быть направлена на укрепление доверия между государством и гражданами. На международном уровне антитеррористическая политика должна быть направлена на усиление международного сотрудничества и координации действий в борьбе с терроризмом. Повышение эффективности антитеррористической политики предполагает дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, усиление между-народного сотрудничества, а также разработку и внедрение новых стратегий и методов борьбы с терроризмом, при этом новые стратегии и технологии не должны нарушать основные принципы демократии и права человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF SECURITY AND ANTI-TERRORISM POLICY

The article discusses methodological and practical aspects of security and anti-terrorism policy. According to the authors, the methodological foundations of security and anti-terrorist policy have, first of all, a philosophical and axiological (moral) basis. Based on the analysis of facts and documents, it is stated that there is an increase in conflict in the modern world. Conflict participants use terrorist organizations and use terrorist methods as a tool of struggle. Russia, as a civilizational State, plays a key role in the fight against terrorism at the international level. The study notes that within the country, anti-terrorism policy should be aimed at strengthening trust between the state and citizens. At the international level, anti-terrorism policy should be aimed at strengthening international cooperation and coordination of actions in the fight against terrorism. Improving the effectiveness of anti-terrorism policy implies further development and improvement of the regulatory framework in this area, strengthening international cooperation, as well as the development and implementation of new strategies and methods to combat terrorism, while new strategies and technologies should not violate the basic principles of democracy and human rights.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ БЕЗОПАСНОСТИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

ВЕ. Журавлёв

кандидат социологических наук, доцент Московский международный университет, Москва

ИР. Рабаданов политолог,

эксперт Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

по обороне и безопасности, Москва

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ БЕЗОПАСНОСТИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ1

VE. Zhuravlev

PhD in Social Science, Associate Professor, Moscow International University, Moscow E-mail: proektru1@yandex.ru I.R. Rabadanov political scientist,

expert of the Federation Council Committee on Defense and Security, Committee of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation

on Defense and Security, Moscow E-mail: diplomatica2020@mail.ru

ON METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF SECURITY AND ANTI-TERRORISM POLICY

Аннотация. В статье рассматриваются методологические и практические аспекты обеспечения безопасности и антитеррористической политики. По мнению авторов, методологические основы обеспечения безопасности и антитеррористической политики имеют, прежде всего, философское и аксиологическое (моральное) основание. На основе анализа фактов и документов констатируется, что в современном мире наблюдается рост конфликтности. В качестве инструмента борьбы участники конфликтов используют террористические организации, применяют террористические методы. Россия, как государство-цивилизация, играет ключевую роль в борьбе с терроризмом на международном уровне. В исследовании отмечается, что внутри страны антитеррористическая политика должна быть направлена на укрепление доверия между государством и гражданами. На международном уровне антитеррористическая политика должна быть направлена на усиление международного сотрудничества и координации действий в борьбе с терроризмом. Повышение эффективности антитеррористической политики предполагает дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, усиление международного сотрудничества, а также разработку и внедрение новых стратегий и методов борьбы с терроризмом, при этом новые стратегии и технологии не должны нарушать основные принципы демократии и права человека.

Ключевые слова: философия, безопасность, терроризм, антитеррористическая политика, международное сотрудничество.

Abstract. The article discusses methodological and practical aspects of security and anti-terrorism policy. According to the authors, the methodological foundations of security and anti-terrorist policy have, first of all, a philosophical and axiological (moral) basis. Based on the analysis of facts and documents, it is stated that there is an increase in conflict in the modern world. Conflict participants use terrorist organizations and use terrorist methods as a tool of struggle. Russia, as a civilizational State, plays

1 Упоминающиеся в данном материале организации ИГИЛ (Исламское государство) и «ИГИЛ-Хорасан» («Вилаят Хорасан»), признаны террористическими и запрещены на территории РФ.

DOI

УДК 321; 327

a key role in the fight against terrorism at the international level. The study notes that within the country, anti-terrorism policy should be aimed at strengthening trust between the state and citizens. At the international level, anti-terrorism policy should be aimed at strengthening international cooperation and coordination of actions in the fight against terrorism. Improving the effectiveness of anti-terrorism policy implies further development and improvement of the regulatory framework in this area, strengthening international cooperation, as well as the development and implementation of new strategies and methods to combat terrorism, while new strategies and technologies should not violate the basic principles of democracy and human rights.

Key words: philosophy, security, terrorism, anti-terrorist policy, international cooperation.

Методологические основы обеспечения безопасности и антитеррористической политики имеют прежде всего философское основание. Философия, исследуя политические процессы выходит на уровень идеального, который превосходит по степени абстракции эмпирический научный метод. Философию в предельном значении интересует, выражаясь языком Г. Гегеля, поиск абсолютной истины или подлинного знания, имеющего вневременной сущностный характер [6]. И хотя научное познание на пути опыта и рационализации достигло невиданных ранее успехов в области технического контроля над природой, важно отметить, что самые совершенные компьютерные технологии не позволяют создавать математические модели, исчерпывающе объясняющие политические процессы и позволяющие эффективно управлять развитием общества. Наиболее оправданным и, в общем, безальтернативным методом исследования политических процессов, в том числе антитеррористической политики, является обобщение и интерпретация полученных эмпирическим путём с использованием всех научных методов данных на уровне философского восприятия мира [4].

Философия поднимает важнейшие темы бытия — материального и идеального, конечного и бесконечного, реальности и иллюзии, понимание человека и смысла жизни, диалектику жизни и смерти, войны и мира, свободы и необходимости и т.д. Великий древнегреческий философ Платон называл диалектикой знание о единстве и взаимосвязи всего существующего. Философский подход, включающий такие диалектические законы, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания и другие, говорит

о наличии противоречий в обществе как фундаментальном источнике исторического развития. В соответствие с философским подходом существование человека, любых социальных и политических систем является временным явлением, изначально настроенным на изменение и на прекращение существования на определённом этапе. Конфликты неизбежны, но их негативные последствия можно снизить, если стремиться разрешать эти конфликты определённым образом. Диалектика особенно важна в понимании того, что развитие, включая изменение любых социальных систем, является закономерным процессом [8].

С точки зрения философии оценка правильности политических действий заключается прежде всего в аксиологии. Аксиология исследует, что считается ценным в различных контекстах, включая этические, моральные, эстетические и социальные аспекты жизни. Она служит основой для формирования понимания мира и предлагает критерии для оценки действий и решений. Высшей аксиологией безопасности является обеспечение безопасности и всестороннее развитие человека, защита политических и социальных прав, культурных и духовных ценностей. С позиции философии пространство безопасности включает не только географические, территориальные, политические, военные и экономические аспекты, но и сложную систему природных, космических и идейных факторов, которые влияют на общество, человека и окружающую среду [8].

И. Кант, один из величайших философов эпохи Просвещения, полагал, что идея безопасного мира может быть реализована только при условии, что политика совмещается с моралью. Он утверждал, что любая политика, которая не стремит-

ся к счастью людей, не может быть морально оправдана, что любовь к человеку является основой любой моральной системы и что уважение к правам человека является моральным долгом. И. Кант считал, что источником морали является разум человека. Моральные принципы и обязательства определяются не внешними правилами или законами, а внутренними априорными законами, которые человек должен соблюдать, поскольку они являются частью его разума. Категорический императив Канта — действовать так, чтобы максима твоего действия могла быть применена в качестве универсального закона. Кант признавал, что на моральные принципы и обязательства могут оказывать влияние социальные и культурные факторы, но они не могут изменить фундаментальную природу моральных действий, которые обусловлены разумом и способны быть обобщены и применены во всём. Реализация идеи безопасного мира возможна только при установлении политики, совмещающейся с моралью. Политика должны иметь в качестве цели счастье людей, при этом любовь к человеку и уважение к праву людей есть моральный долг [9].

В контексте философии антитеррористическая политика рассматривается как часть более широкого дискурс о свободе, справедливости, собственности, праве, законе и его исполнении, легитимности, гражданственности и ответственности. Философия антитеррористической политики исследует такие вопросы как природа терроризма, цели и методы борьбы с ним, а также влияние антитеррористической политики на общество и индивидуальные права. Она также рассматривает вопросы справедливости, свободы и гражданских прав в контексте борьбы с терроризмом. Философия предлагает фундаментальные принципы и концепции, которые лежат в основе антитеррористической политики, в то время как наука о праве предоставляет конкретные правовые рамки и механизмы для реализации этих принципов.

Понятие безопасности определяется как состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государств. Международная безопас-

ность рассматривается как состояние международных отношений, которое обеспечивает жизнедеятельность, сотрудничество и взаимодействие государств, а также всего мирового сообщества в условиях защищенности их жизненно важных интересов от различных опасностей. К основным опасностям в международной сфере относится и терроризм [4].

При анализе современных международных отношений следует отметить рост конфликтности на глобальном и региональном уровнях (Восточная Европа, Ближний Восток, Южный Кавказ, Центральная Азия и др.) с использованием военной силы [3; 15]. По мнению некоторых экспертов, одной из их причин является фундаментальное противостояние России и Запада [14]. Эти конфликты по используемым силам и методам носят гибридный характер. В них принимают участие не только вооружённые силы государств, но и вооружённые формирования общественных движений, а также религиозных, криминальных и террористических группировок. В качестве инструмента борьбы стороны конфликта используют дестабилизацию социально-экономической и социально-политической обстановки, создают и используют террористические организации, применяют террористические методы.

Ряд отечественных учёных полагает, что необходимо разобраться в причинах конфликтов, и предложить гораздо более активную политику мироспасения — внутреннюю, военную, и внешнюю, предлагая миру новую парадигму развития [10; 11]. По нашему мнению, неотъемлемой частью этой парадигмы должна стать антитеррористическая политика.

Террористические акты, уносящие жизни людей и подрывающие политическую стабильность в обществе, являются серьезным препятствием на пути к миру и безопасности. Они не только угрожают жизни людей, но и подрывают доверие к государственным структурам и международным организациям, направлены на информационно-психологическое воздействие, на уничтожение крупных инфраструктурных объектов. Такие действия не только наносят прямой ущерб, но и способствуют

дестабилизации обстановки, мешая нормальному развитию экономики и социальной сферы. Отметим, что если в 70-80 гг. ХХ в. с точки зрения идеологии преобладал левый терроризм («Красные бригады» в Италии, «Красная Армия» в ФРГ, «Красная армия Японии», сандинисты в Никарагуа и др.), то в 90-е гг. ведущее место занял терроризм радикальных исламских движений.

Существует мнение о том, что примерно с 2011 г. террористические организации превратились в полноценного актора международных отношений. Так, ИГИЛ («Исламское государство») — исламистское суннитское движение, главной целью которого является построение всемирного халифата, в 2014-2015 гг. контролировало территорию с проживающими на ней 10 млн человек, выполняя все основные государственные функции. После 20142015 гг. «Исламское государство» создало сетевую структуру — «Вилаят Хорасан», ИГИЛ в Западной Африке, ИГИЛ в Восточной Африке, ИГИЛ в Ливии, в Марокко, в Западной Сахаре. ИГИЛ ведёт активную пропагандистскую работу в Афганистане, Пакистане и Индии. В Центральной Азии «ИГИЛ-Хорасан» создаёт свои структуры, издаёт журналы на таджикском, узбекском и киргизском языках, вербует сторонников в социальных сетях [5].

22 марта 2024 г. в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошёл один из крупнейших террористических актов в современной российской истории, в результате которого погибли 145 человек и 551 человек пострадало. Исполнителями теракта стали граждане Таджикистана. Ответственность за этот теракт взяла на себя одна из группировок «исламского государства» Вилаят Хорасан, базирующаяся в Афганистане. Известно, что ранее, 5 сентября 2022 года, Вилаят Хорасан организовала взрыв у российского посольства в Кабуле, в результате которого погибли и получили ранения более десяти человек, в том числе сотрудники дипмиссии. Своими основными противниками эта организация считает Талибан, США, Китай и Россию. Претензии к России у джихадистов вызваны, прежде всего, участием российской армии в войне в Сирии на стороне сирийского

президента Башара Асада, а также войнами России в Чечне и Афганистане.

Отметим, что гибридный характер ведения конфликтов размывает границы между действиями вооружённых сил, разведывательно-диверсионных групп, спецслужб, частных военных компаний, партизанских движений, криминальных структур и террористических организаций. Они вступают в тесное взаимодействие, используют друг друга, оказывают взаимовлияние. Так, 2 мая 2014 г. в Одессе во время пожара в Доме профсоюзов, организованного сторонниками правых националистических организаций при поддержке некоторых государственных структур Украины, погибло более 40 человек из числа пророссийских активистов. По всем характеристикам это трагедия подходит под понятия «терроризм» и «террористический акт».

Терроризм в современном мире трансформирует не только своё идейное, но и технологическое содержание. Всё это наглядно демонстрирует конфликт на Украине. Террористические акты, особенно те, которые нацелены на объекты транспортно-энергетической инфраструктуры, например, «Северный поток» и «Северный поток-2», а также на предприятия нефтяной и газовой промышленности, представляют серьезную угрозу для безопасности и стабильности. Одним из наиболее опасных инструментов в руках террористов стали беспилотные летательные аппараты (БПЛА). БПЛА, оснащенные взрывчатыми веществами и управляемые с помощью искусственного интеллекта, представляют собой угрозу для государств по всему миру. В некоторых случаях БПЛА могут нести на себе взрывчатые вещества в количестве свыше сотни килограмм, что увеличивает масштабы угрозы. Примером могут служить атаки на объекты транс-портно-энергетической инфраструктуры, такие как «Крымский мост» и «Северный поток». Массовое использование дронов в последнее время позволило говорить о «революции дронов», которые относительно дешевы и доступны в изготовлении и приобретении [10]. В то же время они обладают высокой точностью и дальностью поражения цели и способны нести даже

оружие массового поражения. Это делает дроны эффективным и опасным инструментом для террористических атак.

Россия, как государство-цивилизация, играет ключевую роль в борьбе с терроризмом на международном уровне. Она не только является одним из ведущих мировых игроков в борьбе с терроризмом, но и активно участвует в международных усилиях по его предотвращению [2]. В мире где террористическая угроза является одной из наиболее серьезных, эффективное противодействие ей требует не только конкретных мер, направленных на предупреждение террористических актов, но и проведения комплексной системной антитеррористической политики. Эта политика должна быть концептуально оформлена и реализована как внутри страны, так и на международном уровне [12].

Внутри страны антитеррористическая политика должна быть направлена на укрепление доверия между государством и гражданами, а также на создание условий для предотвращения радикализации молодежи и усиления экстремизма [7; 13]. Это может включать в себя образовательные программы, социальные проекты и меры по укреплению социальной защиты населения.

На международном уровне антитеррористическая политика должна быть направлена на усиление международного сотрудничества и координации действий в борьбе с терроризмом. Это может включать в себя обмен информацией, совместные операции, а также участие в международных организациях и форумах, посвященных борьбе с терроризмом. Важно подчеркнуть, что эффективное противодействие террористической угрозе требует не только принятия соответствующих мер со стороны всех государств, но и объединения усилий всех участников международного сообщества. Только совместные усилия могут привести к успеху в борьбе с этой угрозой. Они включают в себя использование как политических, так и военных мер [1; 4].

Политические приоритеты международной антитеррористической политики включают в себя осуждение на государственном уровне террористических актов,

особенно тех, которые наносят ущерб гражданскому населению и мирным объектам. Это осуждение должно быть осуществлено независимо от политической, идеологической, экономической и других конъюнктур, подчеркивая универсальность и неприемлемость терроризма в любой форме и контексте. Осуждение террористических актов на государственном уровне является важным шагом в борьбе с терроризмом, поскольку подчеркивает общественное осуждение таких действий и усиливает международное давление на страны, которые продолжают поддерживать или совершать террористические акты. Это также способствует созданию более безопасной международной среды, в которой терроризм не может быть легитимизирован или оправдан.

Политические меры международной антитеррористической политики включают в себя активное и эффективное сотрудничество между всеми странами. Это сотрудничество должно осуществляться на уровне министерств иностранных дел, разведывательных сообществ, полиции и других организаций, ответственных за противодействие терроризму. Сотрудничество между странами в области противодействия терроризму является ключевым элементом в борьбе с этой угрозой. Важно подчеркнуть, что эффективное сотрудничество требует не только обмена информацией, но и взаимного уважения и доверия между странами. Это также подразумевает уважение к суверенитету и независимости каждой страны, а также уважение к внутренним процессам и законам.

Политические меры могут включать в себя усиление международного сотрудничества, обмен информацией, проведение международных конференций и форумов по борьбе с терроризмом, а также разработку и внедрение международных законов и норм, направленных на борьбу с терроризмом. Эти меры могут способствовать созданию более безопасной международной среды и усилению международного давления на страны, которые продолжают поддерживать терроризм.

Политические меры международной антитеррористической политики включают в себя проведение международных

информационных кампаний и публичных мероприятий. Эти кампании и мероприятия направлены на решительное противодействие идеологии допустимости и оправдания использования террористических методов в политических, религиозных, социальных, национальных и иных конфликтах. Международные информационные кампании и публичные мероприятия играют важную роль в борьбе с терроризмом, поскольку они способствуют освещению и критике идеологии, которая поддерживает и оправдывает терроризм. Они также помогают в формировании общественного мнения и воспитании у молодежи и общества в целом уважения к правам человека, демократии и мирному сосуществованию. Такие кампании и мероприятия должны быть направлены на демонстрацию неприемлемости терроризма в любой форме и в любом контексте. Они должны подчеркивать, что терроризм не может быть оправдан ни в каких обстоятельствах, и что любые попытки его оправдания являются недопустимыми.

К сожалению, следует отметить, что в свете глобальных вызовов, вызванных действиями коллективного Запада, включая полномасштабную «гибридную войну» против России, международное сотрудничество в области безопасности, включая борьбу с терроризмом и экстремизмом, столкнулось с серьезными препятствиями [11]. Это привело к тому, что многие направления сотрудничества оказались практически парализованы.

Военные меры антитеррористической политики включают в себя использование армии, специальных подразделений, полицейских сил и других организации для ликвидации террористических организаций внутри страны и за рубежом.

Военные меры могут включать в себя проведение операций по уничтожению террористических групп и их баз, а также обучение и подготовку специализированных сил для борьбы с терроризмом. Военные операции необходимы для предотвращения террористических актов и обеспечения безопасности граждан.

Использование специальных подразделений для борьбы с международным терроризмом является важным элемен-

том в борьбе с этой угрозой. Это позволяет быстро и эффективно реагировать на террористические угрозы, предотвращать террористические акты и обеспечивать безопасность граждан. Однако, важно подчеркнуть, что любые действия должны быть осуществлены в соответствии с международным правом и нормами, с учетом суверенитета и независимости других стран.

Военные меры антитеррористической политики также включают в себя использование всех необходимых технических, информационных и иных ресурсов для достижения цели ликвидации террористических организаций внутри страны и за рубежом. Использование технических и информационных ресурсов является ключевым элементом в борьбе с терроризмом, поскольку позволяет быстро и эффективно реагировать на террористические угрозы, предотвращать террористические акты и обеспечивать безопасность граждан. Технические средства означают использование спутниковых систем, радиоэлектронной разведки, а также других технологий для мониторинга и отслеживания террористических групп и их действий. Информационные ресурсы могут включать в себя сбор и анализ данных, информацию о террористических группах, их стратегиях и планах, а также информацию о террористических угрозах.

Необходимость повышения эффективности международной антитеррористической политики предполагает создание совместных антитеррористических сил с дружескими государствами. Создание совместных антитеррористических сил позволяет усилить международное давление на страны, которые продолжают поддерживать или совершать террористические акты. Это сотрудничество является ключевым элементом в борьбе с терроризмом и способствует созданию более безопасной и справедливой международной среды.

Важно подчеркнуть, что использование военных средств должно быть оправдано и ограничено в соответствии с международным правом и нормами. Военные действия должны быть направлены на минимизацию потерь среди гражданского населения и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

Закон «О противодействии терроризму» в России устанавливает правовые и организационные основы для противодействия терроризму, включая принципы, понятия, международное сотрудничество, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом [1]. Повышение эффективности международной антитеррористической политики России предполагает дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, усиление международного сотрудничества, а также разработку и внедрение новых стратегий и методов борьбы с терроризмом. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы являются ключевыми элементами в борьбе с терроризмом, поскольку обеспечивает правовую основу для действий в этой области. Это позволяет создать более эффективную систему, которая способствует предотвращению, предупреждению и реагированию на террористические акты. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы требует активного участия всех социальных институтов, включая государственные органы, общественные организации, научные и образовательные учреждения и подразумевает обмен опытом, проведение совместных исследований и разработку новых подходов к борьбе с терроризмом.

В этой связи профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации, в частности комитетам по обороне и безопасности и комитетам по международным делам, целесообразно подготовить законодательные инициативы и провести необходимые мероприятия, ориентированные на развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на повышение эффективности международной антитеррористической политики России. Эти комитеты играют ключевую роль в формировании и реализации антитеррористической политики страны, обеспечивая её соответствие международным стандартам и требованиям. Подготовка законодательных инициатив и проведение мероприятий в профильных комитетах позволят обеспечить правовую основу для действий в области борьбы с терроризмом, а также создать более эффективную систему предотвращения,

предупреждения и реагирования на террористические акты.

В условиях усиливающейся угрозы использования новейших технологий террористами для массового нанесения ущерба, государства должны принимать упреждающие меры для предотвращения развития негативных тенденций, в том числе усиливать общий контроль, включая цифровой контроль над потенциальными экстремистскими, возможно террористическими группами. Это включает в себя развитие систем видеонаблюдения и ужесточение законодательства. Однако следует отметить, что такие меры могут вызвать недовольство среди тех, кто придерживается классической мировоззренческой установки приоритета прав и свобод человека, выступая против становления цифрового тоталитарного государства. По нашему мнению, необходимо найти баланс между обеспечением безопасности и защитой прав и свобод граждан. Это требует от государств и международного сообщества совместных усилий для разработки и внедрения эффективных стратегий и технологий, которые могут помочь в борьбе с терроризмом, не нарушая основные принципы демократии и права человека.

Заключение

Итак, подведём некоторые итоги исследования. Методологические основы обеспечения безопасности и антитеррористической политики имеют философское основание. Философия антитерроризма предлагает фундаментальные принципы и концепции, которые лежат в основе антитеррористической политики. С точки зрения философии оценка правильности политических действий заключается прежде всего в аксиологии. Реализация идеи безопасного мира возможна только при установлении политики, согласующейся с моралью. Конфликты в обществе неизбежны, но их негативные последствия можно снизить. В современном мире наблюдается рост конфликтности. В качестве инструмента борьбы участники конфликтов используют террористические организаций, применяют террористические методы. Наиболее влиятельные террористические

организации в условиях глобализации становятся самостоятельными акторами мировой политики. Терроризм в современном мире трансформирует не только своё идейное, но и технологическое содержание. Активная антитеррористическая политика должна стать частью парадигмы мироспасения. Комплексная антитеррористическая политика должна включать в себя широкий спектр мер, направленных на предотвращение, предупреждение и реагирование на террористические акты. Внутри страны антитеррористическая политика должна быть направлена на укрепление доверия между государством и гражданами. На международном уровне антитеррористическая политика должна быть направлена на усиление международного сотрудничества и координации действий в борьбе с терроризмом. Повышение эффективности антитеррористической политики предполагает дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, усиление международного сотрудничества, а также разработку и внедрение новых стратегий и методов борьбы с терроризмом. В условиях роста террористических угроз государства должны принимать упреждающие меры для предотвращения развития негативных тенденций, в том числе усиливать общий и цифровой контроль в обществе, однако новые стратегии и технологии не должны нарушать основные принципы демократии и права человека.

Список литературы

1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 // СПС «Консультант Плюс». — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 04.05.2024).

2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России. 02.07.2021. — URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 04.05.2024).

3. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Феде-

рации» // Президент России. 31.03.2023. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49090 (дата обращения: 04.05.2024).

4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // СПС «Гарант». — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/12070277/ (дата обращения: 04.05.2024).

5. Борьба с терроризмом: цели и средства. Итоги Лектория СВОП. // Россия в глобальной политике. 01.04.2024. — URL: https:// globalaffairs.ru/articles/borba-s-terrorizmom-lektoriy-svop (дата обращения: 04.05.2024).

6. Гегель Г.В Ф. Лекции по философии истории / пер. А.М. Водена. — СПб.: Наука, 1993. — 477 с.

7. Жильцов НА. Актуальные вопросы противодействия терроризму // Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду Российского государства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11 ноября 2016 года / под ред. О.И. Чердакова. — М.: Международный юридический институт, 2017. — С. 4-9.

8. Журавлёв В.Е. Философия миротворчества. Наука. Культура. Общество. 2021. — Т. 27. — № 3. — С. 85-93.

9. Кант И. К вечному миру. — М.: Рипол, 2018. — 434 с.

10. Караганов СА. Век войн? Статья первая / С.А. Караганов // Россия в глобальной политике. — 2024. — Т. 22. — № 1 (125). — С. 52-64.

11. Караганов СА. Век войн? Статья вторая. Что делать / С.А. Караганов // Россия в глобальной политике. — 2024. — Т. 22. — № 2 (126). — С. 37-52. — DOI 10.31278/1810-6439-2024-222-37-52. — EDN GVHSJL.

12. КукарекаА.Н. Политико-правовая позиция Российской Федерации в противодействии международному (транснациональному) терроризму / А.Н. Кукарека // Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. — М.: Издат. дом «УМЦ», 2023. — С. 189-195.

13. Комплексный план противодействия идеологии терроризма на 2024-2028 годы // Национальный антитеррористический комитет. — URL: http://nac.gov.ru/print/ hronika-sobytiy-ukazy-prezidenta/prezidentom-rossii-utverzhdyon-kompleksnyy-plan.html 30.12.2023 (дата обращения: 04.05.2024).

14. Политика России в отношении Мирового большинства: доклад НИУ ВШЭ, СВОП, России в глобальной политике// Россия в глобальной политике. 28.12.2023. — URL: https:// globalaffairs.ru/wp-content/ uploads/2023/12/ doklad_politika-rossii-v-otnoshenii-mirovogo-bolshinstva.pdf (дата обращения: 04.05.2024).

15. Селезнёв ИА. Евразийская интеграция и межгосударственный конфликтный потенциал стран Центрально-Азиатского региона // Наука. Культура. Общество. — 2022. — Т. 28. — № 1. — С. 6-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.