Научная статья на тему 'О методических особенностях исследования управленческой культуры медицинских учреждений амбулаторно-поликлинического типа'

О методических особенностях исследования управленческой культуры медицинских учреждений амбулаторно-поликлинического типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / ВИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / CULTURE / MANAGEMENT CULTURE / RESEARCH METHODOLOGY / VIDEOGRAPHIC METHODOLOGIES / MANAGERIAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чумак Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются методические особенности исследования управленческой культуры медицинских учреждений амбулаторно-поликлинического типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чумак Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About methodical features of research of administrative culture of medical institutions of an out-patient-polyclinic type

In the article methodical features of research of administrative culture of medical institutions of an out-patient-polyclinic type are considered.

Текст научной работы на тему «О методических особенностях исследования управленческой культуры медицинских учреждений амбулаторно-поликлинического типа»

Н.А. ЧУМАК магистр менеджмента, аспирант Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС*

О методических особенностях исследования управленческой культуры медицинских учреждений амбулаторно-поликлинического типа

Сфера медицинской помощи населению имеет жизненно важное значение для государства, общества и человека. В системе здравоохранения амбулаторно-поликлинические учреждения оказывают первоочередную помощь большинству граждан в диагностике и лечении различных заболеваний. От организации и качества медицинского обслуживания в таких учреждениях во многом зависят физическое и психическое здоровье населения, работоспособность, семейное благополучие и жизненная активность людей. В свою очередь процессы и результаты деятельности поликлинических учреждений находятся под определяющим влиянием сложившейся в них управленческой культуры, которая является основным регулятором трудового поведения персонала.

Вместе с тем анализ научной литературы и управленческого опыта показывает, что культура учреждений здравоохранения в нашей стране в целом и поликлинических в особенности не стала пока предметом регулярных социологических исследований, о чем свидетельствует ограниченное количество научных публикаций. Между тем организация, культура и качество медицинских услуг в нашей стране зачастую вызывают обоснованную критику. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», рассчитанная на период до 2020 г., предусматривает комплекс мер, направленных на совершенствование системы здравоохранения. Она включает, в частности, подпрог-

* Чумак Наталья Алексеевна, e-mail: talyana86@mail.ru

рамму «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», успешная реализация которой предполагает модернизацию культуры обслуживания в медицинских учреждениях, т.е. приведение её в соответствие с современными требованиями государства и общества.

Культура управления является системообразующим компонентом культуры деловых организаций, что отмечается в публикациях зарубежных и российских исследователей. Обусловленность организационной культуры и культуры руководства отмечает признанный авторитет в данной области Э. Шейн, книга которого «Организационная культура и лидерство» стала бестселлером и выдержала в нашей стране 4 издания. При этом следует заметить, что в зарубежной литературе понятие лидерства трактуется как атрибут, неотъемлемый компонент успешного руководства*. В частности, профессор Ю.Д. Красовский обращает внимание на то, что «организационная культура не может изучаться в отрыве от управленческих отношений, поскольку она предопределяется именно ими. Можно сказать даже так: каковы управленческие отношения в фирме, такова и организационная культура.

Более того, именно управленческие отношения и являются

2

ее «активаторами» .

Завершая терминологический анализ управленческой культуры, сформулируем обобщенное определение управленческой культуры организации как комплекса представлений о миссии организации, принципах, целях и методах управления

3

персоналом и взаимодействия с клиентами .

Переходя к оценке исследований культуры управления в медицинских учреждениях, следует заметить, что в большинстве своем они проводятся в крупных больничных учреждениях с применением социологических методов4. Медицинские учреждения амбулаторно-поликлинического типа пользуются меньшим вниманием, хотя их услуги востребованы большим количеством пациентов и сложившаяся в

1 Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ.; Под ред. В.А. Спивака. СПб., 2013, с. 186-199.

2 Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007, с. 316.

3 Субочев Н.С., Чумак Н.А. Специфика формирования российской управленческой культуры // Социально-гуманитарные знания, 2016, № 6, с. 106.

4 Карелина И.Л. Модернизация культуры управления медицинской организации в контексте реформы здравоохранения: Автореф. дисс. ...д-ра пед. наук. Саратов, 2006.

них культура управления и медицинского обслуживания имеет свою специфику, которая стала предметом авторского исследования.

В нашем исследовании диагностика управленческой культуры организации проводилась на трех ступенях управленческой иерархии: на уровне руководителей высшего звена, на уровне руководителей среднего звена и на уровне медицинского персонала (врачей и медсестер). Для этого были разработаны три вида анкет: анкета для самооценки руководителями управленческих ориентаций; анкета для оценки управленческих ориентаций вышестоящих руководителей нижестоящими руководителями и анкета для оценки управленческой культуры поликлиники медицинским персоналом.

В качестве основного инструмента исследования была использована модифицированная методика многомерной экспресс-диагностики управленческой культуры Ю.Д. Кра-совского1. Она выгодно отличается от традиционных опросных методик компактностью, поскольку позволяет в табличной форме получить большой массив эмпирической информации, содержащей оценки наличия и частоты проявления указанных признаков сложившейся в поликлинике управленческой культуры. Помимо количественных оценок управленческой культуры данная методика позволяет получить по 10-балльной шкале оценки того, насколько существующая культура помогает респондентам эффективно работать и как она влияет на работу поликлиники в целом.

Для целей нашего исследования пришлось модифицировать методику Ю.Д. Красовского, поскольку она была предназначена для коммерческих предприятий. Изменения заключаются, во-первых, в формулировках оцениваемых суждений, отражающих специфику работы в поликлинике; во-вторых, в дополнении шкалы оценок проявления признаков управленческой культуры показателем «признак не проявляется». Другой новацией выступает корректировка завершающих каждый тематический блок анкеты вопросов, направленных на оценку влияния изучаемых признаков (с точки зрения полезности) на деятельность респондентов в отдельности и организации в целом.

1 Красовский Ю. Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией, с. 316-328.

Но, пожалуй, самым значимым нововведением была замена социально и эмоционально окрашенных названий тематических блоков анкеты нейтральными обозначениями. Так, например, предложенные в анкете Ю.Д. Красовского названия блока 1 «Бюрократическая ориентация» («Во всем должен быть порядок») или блока 2 «Технократическая ориентация» («Пришел на работу - оставляй свое настроение дома!») и другие обозначения мы заменили нейтральным названием блоков анкеты «Признаки управления». На наш взгляд, внесенные изменения позволили получить более объективную, лишенную эмоциональной окраски содержательную характеристику управленческой культуры медицинского учреждения амбулаторно-поликлинического типа.

На первом уровне диагностика была направлена на самооценку главным врачом собственных управленческих ориен-таций. Заместители главного врача на этом уровне оценивали управленческую культуру своего шефа. В качестве иллюстрации приведем некоторые из полученных результатов. Так, главврач поликлиники высоко (9 баллов по 10-балльной шкале) оценил важность как для собственной работы, так и для работы поликлиники в целом семи признаков управления из восьми. Максимальной оценкой в 10 баллов главный врач отмечает лишь мобилизаторскую ориентацию управления, считая ее самой важной для своей работы и для работы поликлиники.

На втором уровне диагностики заместители главного врача оценивали собственные управленческие ориентации, а заведующие отделениями - управленческие ориентации заместителей. На третьем уровне диагностики заведующие оценивали собственную управленческую культуру, а персонал организации оценивал управленческую культуру заведующих.

Такая трехуровневая диагностика дает не только обширный массив информации для исследователя, но и позволяет провести сквозную оценку управленческой культуры с разных должностных позиций. Ведь самооценки руководителей и оценки подчиненных, как показало наше исследование, могут существенно отличаться друг от друга, что создает проблемы в их совместной деятельности и управлении поликлиникой. Выяснилось, в частности, что самооценка главного врача и оценка его управленческой культуры заместителями в среднем различаются на 2 балла.

Как уже отмечалось, при оценке собственных управленческих ориентаций главврач поликлиники дает максимальную оценку (10 баллов) мобилизаторской ориентации, а его непосредственные подчиненные считают, что в управленческой деятельности шефа преобладает бюрократическая ориентация, которую они оценили в 8 баллов.

Следует также отметить, что руководители высшего звена оценивают значимость собственных управленческих ориентаций весьма скромно - самый высокий показатель составляет 6,3 балла. При этом выявилась парадоксальная особенность: оценка того, насколько указанные признаки помогают им в работе, существенно отличается от оценки важности этих признаков для организации. Так, например, оценивая бюрократическую ориентацию с точки зрения помощи в их работе в 5,7 баллов, респонденты оценивают ее важность для организации всего в 2,3 балла. Видимо, здесь сказывается, с одной стороны, личный опыт руководства, подтверждающий определенную полезность бюрократических процедур в своей работе (5,7 балла), а с другой - негативное восприятие новаций Минздрава России, обязывающих тратить время и силы на обработку нарастающего вала разного рода справок, отчетов и других документов, практическая полезность которых для медицинских учреждений вызывает большие сомнения. Для сравнения: значимость демократической ориентации управленческой деятельности оценивается респондентами выше - в 6 баллов оценивается её полезность для личной работы и в 6,3 балла - для деятельности организации.

Завершая рассмотрение методических аспектов и некоторых результатов исследования управленческой культуры медицинского учреждения амбулаторно-поликлинического типа, следует отметить, что необходимым условием его проведения является заинтересованность руководителей учреждения в развитии управленческой культуры.

Чумак Н. А. О методических особенностях исследования управленческой культуры медицинских учреждений амбу-латорно-поликлинического типа. В статье рассматриваются методические особенности исследования управленческой культуры медицинских учреждений амбулаторно-поликлинического типа.

Ключевые слова: культура, управленческая культура, методика исследования, видеографические методики, управленческие ценности.

Chumak N.A. About methodical features of research of administrative culture of medical institutions of an out-patient-polyclinic type. In the article methodical features of research of administrative culture of medical institutions of an out-patient-polyclinic type are considered.

Keywords: culture, management culture, research methodology, videographic methodologies, managerial values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.