Научная статья на тему 'О методе естественной кластеризации в задачах оптимизации межбюджетных трансфертов'

О методе естественной кластеризации в задачах оптимизации межбюджетных трансфертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МАСШТАБИРУЕМАЯ МОДЕЛЬ РЕЛЬЕФА / МИНИМАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТАЛИ / THE IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF THE INTERBUDGETARY RELATIONS / THE SCALED MODEL OF A RELIEF / THE MINIMAL GEOMETRICAL SHAPES / CARTOGRAPHICAL HORIZONTALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Павел Алексеевич, Федоровых Ольга Петровна

Оценка финансовых потребностей каждого из уровней бюджетной системы весьма косвенно и отдаленно отвечает задачам экономического развития территорий. Разнонаправленные векторы совершенствования межбюджетных отношений включают в себя методики инвариантной кластеризации пространства региональных индикаторов и расчеты согласованной системы приоритетов развития отраслей в территориальном разрезе на примере Омской области представленные в работах ИЭ и ОПП СО РАН 2007 -2009гг. В работе предлагается альтернативный метод кластеризации, использующий «естественные географические» интерпретации фазового пространства индикаторов в терминах «водных бассейнов» в задачах оптимизации межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE METHOD OF THE NATURAL CLUSTERING IN PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF THE INTERBUDGETARY TRANSFERS

The structure of the two-dimensional histogram can comprise the helpful information during splitting of the image by unimodal clusters. Using three-dimensional vectors, such kind of geometrical interpretation demands the more complex tool a hyperrelief in 4D-space.

Текст научной работы на тему «О методе естественной кластеризации в задачах оптимизации межбюджетных трансфертов»

О МЕТОДЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В ЗАДАЧАХ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

Павел Алексеевич Ким

Институт вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6, к.ф.-м.н., доцент, старший научный сотрудник лаборатории обработки изображений федерального государственного бюджетного учреждения науки, тел. (923)1131135, e-mail: kim@ooi.sscc.ru

Ольга Петровна Федоровых

ФГОБУ ВПО «Государственный университет министерства финансов РФ», Омский филиал, 644043, Россия, г. Омск, ул. Партизанская, д. 6., к.э.н., доцент, кафедра «Экономика и финансы», е-mail: opfedor@rambler.ru

Оценка финансовых потребностей каждого из уровней бюджетной системы весьма косвенно и отдаленно отвечает задачам экономического развития территорий. Разнонаправленные векторы совершенствования межбюджетных отношений включают в себя методики инвариантной кластеризации пространства региональных индикаторов и расчеты согласованной системы приоритетов развития отраслей в территориальном разрезе на примере Омской области представленные в работах ИЭ и ОПП СО РАН 2007 -2009гг. В работе предлагается альтернативный метод кластеризации, использующий «естественные географические» интерпретации фазового пространства индикаторов в терминах «водных бассейнов» в задачах оптимизации межбюджетных трансфертов.

Ключевые слова: совершенствование механизма межбюджетных отношений, масштабируемая модель рельефа, минимальные геометрические фигуры, картографические горизонтали.

ABOUT THE METHOD OF THE NATURAL CLUSTERING IN PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF THE INTERBUDGETARY TRANSFERS

Pavel A. Kim

Institute of Computational Mathematics and Mathematical Geophysics SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 6, prospect Akademika Lavrentjeva, tel. (923)1131135, e-mail: kim@ooi.sscc.ru

Olga P. Fedorovykh

State university of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Omsk branch, Economy and Finance chair, 644043, Russia, Omsk, Partizanskaya St., 6, e-mail: opfedor@rambler.ru

The structure of the two-dimensional histogram can comprise the helpful information during splitting of the image by unimodal clusters. Using three-dimensional vectors, such kind of geometrical interpretation demands the more complex tool - a hyperrelief in 4D-space.

Key words: the improvement of the mechanism of the interbudgetary relations, the Scaled model of a relief, the minimal geometrical shapes, cartographical horizontals.

В задачи проводимого исследования входят: 1) определение современных направлений повышения уровня обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования (МО); 2) изучение методологических проблемы

обоснования выбора форм межбюджетных перетоков в регионе; 3) подготовка рекомендаций по методике оценки минимально необходимого уровня финансового обеспечения расходных обязательств МО субъекта РФ по инвестиционной деятельности за счет межбюджетных трансфертов. С этой целью предусматривается совершенствование ныне действующего механизма межбюджетных трансфертов, рассматривая его в контексте развития долгового финансирования как субъекта РФ, так и МО данного субъекта РФ, в том числе с учетом приоритетных направлений государственно -частного партнерства. Актуальность подхода обусловлена тем, что в настоящее время на практике весьма часто конституционно провозглашенная самостоятельность местного самоуправления по принципам федеративной системы заменяется административными отношениями по выполнению делегированных полномочий вышестоящих органов власти на основе субвенций в местные бюджеты. Современное законодательство о местном самоуправлении не прописывает обязательств органов власти местного самоуправления в вопросах привлечения капиталовложений и соответствующих полномочий по инвестиционной деятельности. Нет методики определения минимально необходимого уровня финансового обеспечения расходных обязательств МО на выполнение инвестиционной деятельности, что позволяло бы лучшим образом планировать объемы третьего компонента безвозмездных поступлений в местные бюджеты - субсидий. Прежде чем принимать решение по выбору места для осуществления нового инвестиционного проекта в МО требуется оценить средний уровень дотационности местных бюджетов в субъекте РФ, в том числе в зональном разрезе. Определить показатели по расходам на душу населения за счет собственных доходов местных бюджетов с учетом уровня безработицы, а также обеспеченность района трудовыми ресурсами, инфраструктурными и бюджетными учреждениями. На этой основе становится возможной разработка методики оценки средней финансовой потребности МО на развитие территории, в том числе с учетом межбюджетных трансфертов.

Практическая значимость проекта заключается в построении методики оценки минимально необходимого уровня финансового обеспечения расходных обязательств МО субъекта РФ по инвестиционной деятельности за счет межбюджетных трансфертов. Реализация инвестиционных проектов в дотационных муниципальных образованиях имеет целью увеличение их налогового потенциала, что будет снижать нагрузку на вышестоящий бюджет субъекта РФ, так как уменьшится общий объем межбюджетных трансфертов. Таким образом, совершенствование межбюджетных отношений усиливает роль бюджетной составляющей в развитии территории. На региональном уровне Минфином субъекта РФ утверждаются Методики выравнивания бюджетной обеспеченности МО в части выделения дотаций городским округам и муниципальным районам определяются по единой федеральной модели. При этом, в частности, применительно к финансовой поддержке поселений, предусмотрены три варианта: 1) предоставление подушевых дотаций из регионального фонда; 2) делегирование субъектом подушевых субвенций для поселений на уровень муниципальных районов, 3)выделение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности

поселений за счет собственных средств муниципальных районов. В зависимости от избранного варианта методика расчета объемов финансовой помощи будет различна. Согласно БК РФ распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений осуществляется исходя из численности жителей, при расчете фонда поддержки муниципальных районов и городских округов используется более сложная методика, основанная на определении соотношении индекса налогового потенциала с индексом бюджетных расходов (т.е. относительного уровня бюджетной обеспеченности). Определение индекса бюджетных расходов осуществляется по каждому расходному полномочию с учетом количества потребителей определенного вида бюджетных услуг. Аналогично рассчитывается и районный фонд поддержки поселений за счет доходов районов. Таким образом, расчет величины фондов финансовой поддержки основан на оценке финансовых потребностей каждого из уровней бюджетной системы, а сама оценка привязана к сложившейся структуре расходов бюджета соответствующего уровня. Это означает - получаемая оценка весьма косвенно и отдаленно отвечает задачам экономического развития территорий. Размер доходов и расходов бюджетов, приходящихся на душу населения, всегда дифференцирован как следствие неравенства уровней экономического развития территорий, и механизм дотаций направлен именно на смягчение последствий социально-экономического неравенства территорий. Однако дотации, увеличивая величину доходной части муниципального бюджета, отнюдь не способствуют устранению причин неравенства, так как не влияют на рост добавленной стоимости территориального совокупного продукта в последующем временном периоде. Воспроизводство причин дифференциации ведет к углублению неравенства и это является основанием для постановки вопроса о других путях выравнивания. Альтернативой наращиванию объёмов дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности следует считать государственную поддержку экономического роста через целевое финансирование развития инфраструктуры и бизнеса в форме субсидий.

Методология исследования. Методика распределения безвозмездных поступлений в местные бюджеты должна быть ориентирована на факторы экономического развития территорий, базой расчетов должна стать диагностика социально-экономического состояния МО и их рейтинговая оценка. Методика инвариантной кластеризации пространства региональных индикаторов и расчеты согласованной системы приоритетов развития отраслей в территориальном разрезе на примере Омской области представлены в работах ИЭ и ОПП СО РАН 2007 -2009гг. На основе уже разработанных данных методологических подходов с использованием результатов мониторинга Минфина РФ, оперативной информации о кассовом исполнении бюджетов, представленной в системе КЭП («Ключевых показателей эффективности») Федерального казначейства ставится цель - выполнить оценку вариантов совершенствования межбюджет-ных отношений на примере Омской области. Рассмотренная здесь естественная кластеризация выполняется на фазовом пространстве индикаторов. Используемые термины «водораздел», «речной бассейн» отражают топологические свойства рельефа, которые могут быть эффективно использованы при решении

задачи кластеризации. При двухспектральном анализе изображения, гистограмма двумерных векторов признаков, например, сравнение индекса налогового потенциала с индексом бюджетных расходов образует своего рода рельеф в фазовом пространстве индикаторов. И если рассматривать «перевернутую» поверхность, то логично к кластерам относить «озерные бассейны» для определенного выбираемого уровня высоты поверхности «озера». Границы перевернутых кластеров проходят по «водоразделам». Выбирая разные уровни поверхности «озер» возможно получать не только различное количество кластеров, но и различные их распределения в фазовом пространстве, сохраняя при этом топологическую связность объектов одного кластера.

Работа частично поддержана грантом РФФИ 13 -07-00068.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федоровых О., Меркушин К. Субфедеральные межбюджетные отношения: современные практика и дискуссии. - Омский научный вестник, 2010, №5(91), стр. 66 - 69 ISSN 1813-8225

2. Стратегическое управление пространственным развитием субъектов Федерации и городов Сибири /под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск. ИЭ и ОПП СО РАН, 2009 -396с.

3. Ким П.А. Моделирование геометрических примитивов // труды IV Всероссийской научной конференции "Информационные технологии в системе социально -экономической безопасности России и ее регионов" 23-26 апреля 2012 года, г. Казань,КФУ, 2012,-240 с. стр.83-87

© А.П. Ким, О.П. Федоровых, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.