Научная статья на тему 'О методах исследований в географии туризма'

О методах исследований в географии туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
687
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / РЕКРЕАЦИОННОЕ ТАКСОНИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сидоров Валерий Петрович

Рассматриваются наиболее развитые направления в методическом аппарате географии туризма. Выделены достоинства и недостатки методических приемов оценки рекреационного потенциала территории, рекреационного таксонирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сидоров Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About methods of researches in geography of tourism

The article contains characteristics of the most developed directions in the methodical device of geography of tourism. Merits and demerits of methodical receptions of an estimation of recreational potential of territory, recreational division into districts are allocated.

Текст научной работы на тему «О методах исследований в географии туризма»

УДК 914/919 (045)

В.П. Сидоров

О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА

Рассматриваются наиболее развитые направления в методическом аппарате географии туризма. Выделены достоинства и недостатки методических приемов оценки рекреационного потенциала территории, рекреационного таксонирования.

Ключевые слова: туризм, метод исследования, рекреационные ресурсы, рекреационное таксонирование, оценка рекреационного потенциала.

Г еография туризма - одна из наиболее динамичных отраслей отечественной экономической географии. И это неудивительно, поскольку и в мире, и в России стремительно развивается внутренний и международный туризм, который стал ведущим компонентом в видовой структуре рынка услуг. Но если динамика развития туризма как вида хозяйственной деятельности однозначно положительная, то география туризма как научная дисциплина не избежала проблем «быстрого роста». Причем проблемы эти возникли как в области методологии (о чем говорится в другой статье данного сборника), так и при формировании методического аппарата географии туризма.

В последние 7-8 лет в стране прошло множество научно-практических конференций, в материалах которых существенное место отводилось методическим аспектам рекреационной географии. Знакомство с их содержанием [1; 3; 4], участие в них с докладами, просмотр авторефератов и оппонирование диссертаций по туристской тематике позволили автору предлагаемой статьи выделить два доминирующих направления развития методического аппарата отечественной географии туризма (см. табл.).

Первое направление - разработка методов и показателей оценки рекреационно-ресурсного потенциала территории, в котором, в свою очередь, преобладают два приема.

Первый (и не только по порядку, но и по времени начала применения) методический прием представлен, как правило, простым перечислением тех или иных туристских достопримечательностей. Следует заметить, что при всей своей примитивности данный прием еще применяется, только перечисления стали длиннее и превратились, по своей сути, в рекламу рекреационных возможностей своего региона. Достоинство у такого приема одно - простота, недостатков - множество: слабая формализация характеристик рекреационного потенциала, практическая невозможность сопоставления ресурсов различных операционно-территориальных единиц, субъективность оценки, малая информативность.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Направления развития методического аппарата отечественной

географии туризма

1-е направление 2-е направление

Разработка методов и показателей оценки рекреационноресурсного потенциала территории Разработка методов рекреационного таксонирования

Простое описание рекреационных ресурсов Разработка специальных показателей Рекреационное районирование Рекреационное зонирование

Интег- ральных показа- телей оценки рекреац. потен- циала Частных показа- телей оценки рекреац. потен- циала На основе существующих единиц администра-тивно-тер-риториаль-ного деления исследуемого региона На основе специально созданных операцион-но-террито-риальных единиц (ОТЕ) На основе существующих единиц администра-тивно-тер-риториаль-ного деления иссле-дуемо-го региона На основе специально созданных операцион-но-террито-риальных единиц (ОТЕ)

Второй методический прием - применение специально разработанных количественных показателей. Они могут быть интегральными и частными (по отдельным компонентам рекреационно-ресурсного потенциала). Опыт автора статьи как в разработке, так и в применении интегральных показателей рекреационно-ресурсного потенциала, изучение аналогов, предложенных другими исследователями показал:

- как очевидные их достоинства: обеспечивается возможность количественного и качественного взаимного сопоставления потенциала отдельных таксономических и отдельных операционно-территориальных единиц (ОТЕ); появляется возможность систематизации (типологии, классификации) ОТЕ по величине и структуре рекреационно-ресурсного потенциала; можно выделить «сильные» и «слабые» компоненты интегрального рекреационного потенциала; хорошая «картируемость» и наглядность полученных результатов;

- так и главные недостатки: субъективность оценки, обусловленная авторским интересом к тем или иным видам ресурсов; полученные количественные значения отдельных компонентов и рекреационно-ресурсного потенциала имеют смысл только применительно к конкретному региону и выбранным на его территории ОТЕ, что делает невозможным несловесное сравнение рекреационных потенциалов двух и более регионов; информативная привязанность к существующей сетке административно-территориального деления исследуемого региона или группы регионов.

Второе направление: разработка методов рекреационного таксониро-вания (районирования, зонирования - встречаются разные названия, но не всегда соответствующие содержанию). Развитие этого направления сдерживается тем, что официальная статистическая информация по туристической деятельности организована и скомпонована в административнотерриториальном разрезе. Это делает исследователя «рабом» административных границ, искажает реальную картину территориальной дифференциации туристической деятельности, делает невозможным соблюдение всех принципов научного экономического районирования применительно к туризму и в итоге тормозит все развитие рекреационного таксонирования.

По мнению автора, первое направление - разработка количественных показателей рекреационного потенциала - зашло в тупик, исчерпав свои возможности, поскольку только лишь географических показателей уже недостаточно для оценки этого потенциала. Необходимо применять и экономические показатели, к чему большинство географов, работающих в географии туризма, оказались не готовы.

Второе направление кажется автору более перспективным именно для географов, чему подтверждением служит появление совсем новых работ, например [2], предлагающих новые приемы рекреационного таксонирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. География и туризм: Сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005-2006. Вып. 1-3.

2. Саранча М.А. Рекреационный потенциал Удмуртской Республики: географический анализ и оценка: Автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Пермь, 2006. 22 с.

3. Туризм и региональное развитие: Сб. науч. тр. Смоленск: Универсум, 2000-2006. Вып. 1-4.

4. Туризм, экология и устойчивое развитие регионов: Материалы 1-й и 2-й на-уч.-практ. конф. Тверь: ТвГУ, 2003, 2005.

Поступила в редакцию 14.08.06

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

V.P. Sidorov

About methods of researches in geography of tourism

The article contains characteristics of the most developed directions in the methodical device of geography of tourism. Merits and demerits of methodical receptions of an estimation of recreational potential of territory, recreational division into districts are allocated.

Сидоров Валерий Петрович Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

E-mail: sidorov@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.