Научная статья на тему 'О месте органов внутренних дел в системе субъектов, охраняющих права на интеллектуальную собственность'

О месте органов внутренних дел в системе субъектов, охраняющих права на интеллектуальную собственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРОКУРАТУРА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / АВТОРСКИЕ / INTELLECTUAL PROPERTY / СМЕЖНЫЕ / ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ И ПАТЕНТНЫЕ ПРАВА / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / КОНТРАФАКТ / КОАП РФ / УК РФ / УПК РФ / PATENT RIGHTS / PROSECUTOR'S OFFICE / INTERNAL AFFAIRS AGENCY / POLICE / CUSTOMS COMMITTEE / INVESTIGATION COMMITTEE / COPYRIGHT RIGHTS / ASSOCIATED RIGHTS / TRADEMARK / PIRATE GOODS / ADMINISTRATIVE CODE OF RUSSIA / CRIMINAL PROCEDURE CODE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ханджиев А. Ф.

В статье исследуется система субъектов, охраняющих права на интеллектуальную собственность, в частности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Internal Affairs Agencies In System of Entities Involved in Intellectual Property Protection

The paper examines the system of entities involved in the intellectual property protection specifically Internal Affairs Agencies.

Текст научной работы на тему «О месте органов внутренних дел в системе субъектов, охраняющих права на интеллектуальную собственность»

А.Ф. ХАНДЖИЕВ,

* О

адъюнкт кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений (Академия управления МВД России)

О месте органов внутренних дел в системе субъектов, охраняющих права на интеллектуальную собственность

В статье исследуется система субъектов, охраняющих права на интеллектуальную собственность, в частности - органов внутренних дел.

Интеллектуальная собственность; авторские, смежные, изобретательские и патентные права; товарный знак; контрафакт; КоАП РФ; УК РФ; УПК РФ.

Охрана прав интеллектуальной собственности в России является одним из важных направлений деятельности государства. В решении этого вопроса особое место занимают правоохранительные органы — Таможенный комитет РФ, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, органы внутренних дел РФ. Однако роль каждого из ведомств в процессе охраны интеллектуальной собственности различна и осуществляется в пределах представленной ей компетенции и в соответствии с существующими нормативными правовыми актами как российского законодательства, так и международного.

Рассмотрим и сравним полномочия вышеуказанных ведомств как субъектов системы охраны прав на интеллектуальную собственность.

Государственный таможенный комитет РФ (далее — ГТК РФ) осуществляет охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Таможенным кодексом Таможенного союза, заключенного между Белоруссией, Казахстаном и Россией, вступившего в силу 6 июля 2010 г. [5].

Так, согласно гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного союза выстроена двухуровневая система защиты прав интеллектуальной собственности посредством таможенных реестров государств—членов Таможенного союза (реестры Беларуси, Казахстана и России) и Единого таможенного реестра государств—членов Таможенного союза.

Ранее - старший следователь Следственного управления при УВД по г. Элиста Республики Калмыкия.

В соответствии со ст. 328 и 331 Таможенного кодекса Таможенного союза [5] таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенные реестры стран-участниц или не включенные в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза. Подобные правоотношения регулируются в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

Положениями указанного кодекса также предусматривается право участников названного соглашения требовать от компетентных таможенных органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать отпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается.

Рассматривая состояние законности в сфере интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза, отметим одно обстоятельство: с развитием науки и техники возникают проблемы в сфере создания и использования вновь созданных объектов интеллектуальной собственности или качественного изменения хорошо известных и освоенных. Поэтому законодательство Таможенного союза по вопросам охраны и защиты прав интеллектуальной собственности находится в стадии становления. Можно прогнозировать, что на решении проблем обеспечения правового регулирования вопросов охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в рамках единого экономического пространства государства будут концентрировать усилия и далее.

Таможенные органы, в случае выявление административных правонарушений в области охраны интеллектуальной собственности, в соответствии со ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [4] имеют право составить протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ [4], и направить их для рассмотрения

109

О и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

110

мировому судье. В случаях выявления фактов нарушений прав интеллектуальной собственности, подпадающих под категорию уголовно наказуемых деяний, должностные лица таможенных органов в порядке ст. 144—145 УПК РФ обязаны направить материал проверки по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ [2]. Возбуждать и расследовать уголовные дела, предусмотренные ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав», 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ [3], дознаватели таможенных органов в соответствии со ст. 151 УПК РФ не уполномочены [2].

Прокуратура РФ осуществляет охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Конституцией РФ [1], общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом РФ «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. федеральных законов от 21 ноября 2011 г. № 329-Ф3) [6].

Прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляет общий надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре Росийской Федерации» [6] данный орган в пределах своей компетенции осуществляет сотрудничество с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, а также участвует в разработке международных договоров РФ.

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного закона прокуратура координирует деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует необходимую информацию, осуществляет иные полномочия [6].

В Федеральном законе РФ «О прокуратуре РФ» понятие охраны прав на интеллектуальную собственность прямо не определено, как, например, в статьях Таможенного кодекса, поскольку Прокуратура РФ осуществляет весь спектр функций надзора за соблюдением законности прав и свобод человека и гражданина, включая и конституционные права.

В случае выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ [4], прокурор согласно ст. 28.4 КоАП РФ [4] вправе

возбуждать дела об административных правонарушениях.

При обнаружении признаков преступления, предусмотренных ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав», 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ [3], в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ [2] прокурором выносится мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

Таким образом, прокурор в соответствии со ст. 151 УПК РФ [2] не уполномочен возбуждать уголовные дела данной категории.

Следственный комитет РФ осуществляет охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Конституцией РФ [1], общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом РФ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [7], Положением о Следственном комитете РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 [10].

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также — защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

4) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

5) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

Следователи СК РФ в соответствии со ст. 151 УПК РФ [2] занимаются расследованием уголовных дел за совершение преступлений, предусмотренных ст. 146, 147 УК РФ, при этом расследовать уголовные дела, предусмотренные ст. 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ [3], и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных

прав» и по ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ [4], не правомочны.

Органы внутренних дел осуществляют охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом РФ «О полиции» [8], который регламентирует организационное построение и основные положения деятельности полиции, устанавливает ее обязанности и права, Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [9] (где четко установлено, какие цели преследуют органы внутренних дел, проводя оперативно-розыскные мероприятия, а именно: защиту «жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств»), Положением о Министерстве внутренних дел РФ [11], утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

Органы внутренних дел обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина, занимаются предупреждением, выявлением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, а также предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Кроме этого, МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-разыскную деятельность; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-крими-налистическую деятельность.

Для решения задач по охране интеллектуальной собственности в МВД России созданы структурные звенья: Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, Глав-

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в ред. Федерального закона РФ от 3 июля 2006 г. № 98-ФЗ).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации.

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

5. Таможенной кодекс Таможенного союза.

6. О Прокуратуре РФ: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202—1 (в ред. ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ) // СПС Кон-сультантПлюс.

7. О Следственном комитете РФ: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

ное управление экономической безопасности и противодействию коррупции, Следственный департамент, Управление «К», Управление по организации дознания. Эти подразделения осуществляют комплекс практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных деяний, связанных с нарушением авторских и смежных прав, а также — пресечение оборота контрафактных и фальсифицированных промышленных товаров.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ [4] протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ [4], составляются сотрудниками полиции, несущими службу в подразделениях по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Расследованием уголовных дел, возбужденных по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ [3], занимаются следователи органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом РФ № 98-ФЗ от 3 июля 2006 г., и предусмотренных ч. 3 ст. 180 УК РФ [3] в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ [2].

Расследованием уголовных дел, предусмотренных ст. 180 частями первой и второй УК РФ, по форме дознания занимаются дознаватели органов внутренних дел в соответствии п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ [2].

Таким образом, из всех субъектов, осуществляющих охрану прав на интеллектуальную собственность, именно органы внутренних дел наделены самыми большими полномочиями и правами в данной сфере. Следовательно, эффективность охраны интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации во многом зависит от их деятельности.

8. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. М., 2011.

9. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. от 8 декабря 2011 г.) // СПС Гарант.

10. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 // СПС КонсультантПлюс.

11. Вопросы деятельности Министерства внутренних дел РФ: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СПС КонсультантПлюс.

111

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.