А.Ф. ХАНДЖИЕВ,
* О
адъюнкт кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений (Академия управления МВД России)
О месте органов внутренних дел в системе субъектов, охраняющих права на интеллектуальную собственность
В статье исследуется система субъектов, охраняющих права на интеллектуальную собственность, в частности - органов внутренних дел.
Интеллектуальная собственность; авторские, смежные, изобретательские и патентные права; товарный знак; контрафакт; КоАП РФ; УК РФ; УПК РФ.
Охрана прав интеллектуальной собственности в России является одним из важных направлений деятельности государства. В решении этого вопроса особое место занимают правоохранительные органы — Таможенный комитет РФ, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, органы внутренних дел РФ. Однако роль каждого из ведомств в процессе охраны интеллектуальной собственности различна и осуществляется в пределах представленной ей компетенции и в соответствии с существующими нормативными правовыми актами как российского законодательства, так и международного.
Рассмотрим и сравним полномочия вышеуказанных ведомств как субъектов системы охраны прав на интеллектуальную собственность.
Государственный таможенный комитет РФ (далее — ГТК РФ) осуществляет охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Таможенным кодексом Таможенного союза, заключенного между Белоруссией, Казахстаном и Россией, вступившего в силу 6 июля 2010 г. [5].
Так, согласно гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного союза выстроена двухуровневая система защиты прав интеллектуальной собственности посредством таможенных реестров государств—членов Таможенного союза (реестры Беларуси, Казахстана и России) и Единого таможенного реестра государств—членов Таможенного союза.
Ранее - старший следователь Следственного управления при УВД по г. Элиста Республики Калмыкия.
В соответствии со ст. 328 и 331 Таможенного кодекса Таможенного союза [5] таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенные реестры стран-участниц или не включенные в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза. Подобные правоотношения регулируются в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.
Положениями указанного кодекса также предусматривается право участников названного соглашения требовать от компетентных таможенных органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать отпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается.
Рассматривая состояние законности в сфере интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза, отметим одно обстоятельство: с развитием науки и техники возникают проблемы в сфере создания и использования вновь созданных объектов интеллектуальной собственности или качественного изменения хорошо известных и освоенных. Поэтому законодательство Таможенного союза по вопросам охраны и защиты прав интеллектуальной собственности находится в стадии становления. Можно прогнозировать, что на решении проблем обеспечения правового регулирования вопросов охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в рамках единого экономического пространства государства будут концентрировать усилия и далее.
Таможенные органы, в случае выявление административных правонарушений в области охраны интеллектуальной собственности, в соответствии со ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [4] имеют право составить протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ [4], и направить их для рассмотрения
109
О и О X
И
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
110
мировому судье. В случаях выявления фактов нарушений прав интеллектуальной собственности, подпадающих под категорию уголовно наказуемых деяний, должностные лица таможенных органов в порядке ст. 144—145 УПК РФ обязаны направить материал проверки по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ [2]. Возбуждать и расследовать уголовные дела, предусмотренные ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав», 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ [3], дознаватели таможенных органов в соответствии со ст. 151 УПК РФ не уполномочены [2].
Прокуратура РФ осуществляет охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Конституцией РФ [1], общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом РФ «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. федеральных законов от 21 ноября 2011 г. № 329-Ф3) [6].
Прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляет общий надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре Росийской Федерации» [6] данный орган в пределах своей компетенции осуществляет сотрудничество с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, а также участвует в разработке международных договоров РФ.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного закона прокуратура координирует деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует необходимую информацию, осуществляет иные полномочия [6].
В Федеральном законе РФ «О прокуратуре РФ» понятие охраны прав на интеллектуальную собственность прямо не определено, как, например, в статьях Таможенного кодекса, поскольку Прокуратура РФ осуществляет весь спектр функций надзора за соблюдением законности прав и свобод человека и гражданина, включая и конституционные права.
В случае выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ [4], прокурор согласно ст. 28.4 КоАП РФ [4] вправе
возбуждать дела об административных правонарушениях.
При обнаружении признаков преступления, предусмотренных ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав», 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ [3], в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ [2] прокурором выносится мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.
Таким образом, прокурор в соответствии со ст. 151 УПК РФ [2] не уполномочен возбуждать уголовные дела данной категории.
Следственный комитет РФ осуществляет охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Конституцией РФ [1], общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом РФ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [7], Положением о Следственном комитете РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 [10].
Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также — защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
4) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
5) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
Следователи СК РФ в соответствии со ст. 151 УПК РФ [2] занимаются расследованием уголовных дел за совершение преступлений, предусмотренных ст. 146, 147 УК РФ, при этом расследовать уголовные дела, предусмотренные ст. 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ [3], и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных
прав» и по ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ [4], не правомочны.
Органы внутренних дел осуществляют охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом РФ «О полиции» [8], который регламентирует организационное построение и основные положения деятельности полиции, устанавливает ее обязанности и права, Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [9] (где четко установлено, какие цели преследуют органы внутренних дел, проводя оперативно-розыскные мероприятия, а именно: защиту «жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств»), Положением о Министерстве внутренних дел РФ [11], утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, а также иными нормативными правовыми актами РФ.
Органы внутренних дел обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина, занимаются предупреждением, выявлением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, а также предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.
Кроме этого, МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-разыскную деятельность; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-крими-налистическую деятельность.
Для решения задач по охране интеллектуальной собственности в МВД России созданы структурные звенья: Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, Глав-
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в ред. Федерального закона РФ от 3 июля 2006 г. № 98-ФЗ).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
5. Таможенной кодекс Таможенного союза.
6. О Прокуратуре РФ: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202—1 (в ред. ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ) // СПС Кон-сультантПлюс.
7. О Следственном комитете РФ: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
ное управление экономической безопасности и противодействию коррупции, Следственный департамент, Управление «К», Управление по организации дознания. Эти подразделения осуществляют комплекс практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных деяний, связанных с нарушением авторских и смежных прав, а также — пресечение оборота контрафактных и фальсифицированных промышленных товаров.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ [4] протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ [4], составляются сотрудниками полиции, несущими службу в подразделениях по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Расследованием уголовных дел, возбужденных по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ [3], занимаются следователи органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом РФ № 98-ФЗ от 3 июля 2006 г., и предусмотренных ч. 3 ст. 180 УК РФ [3] в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ [2].
Расследованием уголовных дел, предусмотренных ст. 180 частями первой и второй УК РФ, по форме дознания занимаются дознаватели органов внутренних дел в соответствии п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ [2].
Таким образом, из всех субъектов, осуществляющих охрану прав на интеллектуальную собственность, именно органы внутренних дел наделены самыми большими полномочиями и правами в данной сфере. Следовательно, эффективность охраны интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации во многом зависит от их деятельности.
8. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. М., 2011.
9. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. от 8 декабря 2011 г.) // СПС Гарант.
10. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 // СПС КонсультантПлюс.
11. Вопросы деятельности Министерства внутренних дел РФ: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СПС КонсультантПлюс.
111
E-mail: [email protected]