Научная статья на тему 'О мерах по совершенствованию системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей'

О мерах по совершенствованию системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мерах по совершенствованию системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей»

Проведенное исследование показало, что более половины убыточных хозяйств сосредоточено в микрозонах имеющих максимальную величину риска выращивания сельскохозяйственных культур.

Возникает необходимость дифференциации размера компенсации части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на страхование сельскохозяйственных культур за счет средств федерального и регионального бюджета, с учетом подверженности сельских товаропроизводителей той

или иной зоны воздействию природных условий. При этом размер субсидий, выделяемых из бюджетов для компенсации части затрат на страхование сельскохозяйственных культур, по региону в целом должен соответствовать установленной величине. Результаты расчетов дифференциации по природно-экономическим микрозонам Саратовской области размера компенсации части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на страхование яровой пшеницы представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Предлагаемые размеры компенсации государством части затрат на страхование _______________________яровой пшеницы в Саратовской области________________________

Микрозоны Доля возможной страховой стоимости урожая Мера риска выращивания культуры Размер компенсации из бюджетов, %

федерального областного итого

Западная 0,292 1,295 49 11 60

Центральная (правобережная) 0,272 1,032 39 9 48

Северная (правобережная) 0,061 1,000 38 8 46

Южная (правобережная) 0,054 1,253 48 10 58

Северная(левобережная) 0,082 1,502 57 13 70

Центральная(левобережная) 0,063 1,907 72 16 88

Юго-восточная 0,176 1,626 62 14 76

Такая дифференциация бюджетных средств должна позволить уменьшить зависимость от природных факторов, проявление которых резко различается по территории области, заметно улучшить

условия воспроизводства, удешевить продукцию земледелия и повысить экономическую эффективность в неблагоприятные по погодным условиям годы.

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Н.Н. Ковалева, асп. Всероссийского НИИ экономики и нормативов

В современной поддержке АПК не нашли должного места методы регулирования рисков, особенно в животноводстве. В период становления рыночной экономики индивидуальные и ассоциированные предпринимательские структуры в сельском хозяйстве осуществляют рисковую деятельность и нуждаются в страховании условий и результатов своего труда. Наряду с обеспечением защиты от природной стихии, к предмету страхования относятся случайные события технического или технологического свойства.

Необходимость восполнения имущественных потерь юридических и физических лиц, занимающихся сельским хозяйством, понесших убытки от действия стихийных сил и иных обстоятельств, требуют участия органов государственного страхования. Для этого практикуется создание страховых фондов в денежном и натуральном выражении, назначение которых сводится к минимизации непредвиденных расходов и возмещению ущерба хозяйств в народнохозяйственном масштабе.

Только господдержка страхования позволяет обеспечить полноту компенсации нанесенного природными явлениями ущерба производителям сельскохозяйственной продукции. И вот здесь раскрывается фундаментальная основа страхования сельскохозяйственных рисков, состоящая в его двойственном характере. С одной стороны, страхование, наряду с льготным предоставлением кредитов, объявлено согласно Федеральному Закону «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ одним из приоритетных направлений эффективного регулирования агропромышленного производства и стабилизации доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; с другой, оно само должно являться объектом государственной поддержки, для того чтобы компенсировать потери в полном объеме.

Страхование трансформируется в инструмент государственной поддержки, связанный с возмещением материальных потерь в процессе производства, то есть представляет собой экономический метод формирования целевых фондов под возмещение хозяйственных убытков при неблагоприятных явлениях. Рискованный характер организации товарного производства обусловливает необходимость предупреждения и преодоления негативных последствий от стихийных бедствий и непредвиденных обстоятельств, которые составляют экономическое содержание страховой поддержки деятельности в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслей.

Актуальность принятия государственных мер по снижению рисков в аграрном секторе доказывает подготовленная в Минсельхозе РФ долгосрочная концепция единой политики государства по развитию сельскохозяйственного страхования до 2020 г.

Речь идет о создании эффективной системы страховой защиты российского села, в том числе с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.

Несмотря на позитивную динамику, уровень развития сельскохозяйственного страхования не позволяет назвать его системным институтом АПК: его распространенность незначительна в масштабах страны и отрасли в целом. Одной из главных причин такого положения являются «неподъемные» затраты крестьян на страхование, даже с учетом государственной поддержки.

Начиная с 2009 г. методы господдержки АПК принимают новые качественные направления. Делается попытка придать им прогнозный характер, сориентировать их на долгосрочную перспективу. Одной из форм господдержки животноводства является компенсация части затрат по договорам страхования.

Во многих развитых странах мира страхование сель-хозрисков является объектом пристального внимания и поддержки со стороны государства. Эффективному развитию важнейшего инструмента регулирования агропромышленного производства, страхования,

способствует тот факт, что, его, государственная поддержка освобождена от обязательств по сокращению. Зарубежный опыт свидетельствует также о том, что страхование - это не только механизм защиты имущественных интересов самих товаропроизводителей, но и тех инвестиций, которые направляются в современные инновационные технологии сельскохозяйственного производства.

В апреле 2005 г. Минсельхозом РФ был утвержден новый Приказ № 54, отличительной особенностью которого можно считать норму, вынуждающую регионы в обязательном порядке участвовать в субсидировании затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование сельхозкультур. В 2006 г. после выхода Приказа Минсельхоза РФ № 83 от 22 марта 2006 г. субсидии стали предоставляться товаропроизводителям на компенсацию до 50% уплаченного ими страхового взноса. Таким образом, государство в лице федерального бюджета сняло с себя жесткое обязательство финансировать половину затрат на страхование. Наконец, в апреле 2007 г. вышло Постановление Правительства РФ № 254, которое конкретизировало некоторые положения закона РФ «О развитии сельского хозяйства», связанные с оказанием господдержки страхованию. В частности, субсидии теперь предоставляются бюджетам субъектов РФ в размере 40 % от уплаченных товаропроизводителями взносов. Кроме того, установлено, что они предоставляются при условии осуществления ими долевого финансирования расходов в размере 10% взносов.

Нововведение вызвало массу критики среди ученых, страховщиков и страхователей. Многие посчитали, что теперь бюджеты всех уровней готовы компенсировать лишь половину затрат на страхование сельхозрисков. Критикуя новые условия, почти все отмечают, что господдержка страхования должна уменьшать расходы на эти цели, а не увеличивать.

В связи с этим можно предложить такой порядок предоставления бюджетных субсидий на развитие страхования сельскохозяйственных рисков, который сохраняет систему субсидирования страховых взносов, несмотря на то, что она более обременительна для товаропроизводителей по сравнению с возможностью оплачивать ими только часть страховых взносов. Предложение ее сохранить основывается, во-первых, на том, что бюджетное законодательство под субсидией подразумевает компенсацию уже произведенных расходов, а это означает необходимость оплаты ими полностью страхового взноса. Во-вторых, перестрахование рисков также возможно только при условии, когда товаропроизводитель оплатит страховой взнос полностью.

В то же время предлагается совершенно иной подход к заключению договоров страхования и оказанию господдержки, который уменьшает фактическую нагрузку на бюджеты товаропроизводителей. В частности, предполагается, что банк предоставляет товаропроизводителю (страхователю) кредит с субсидированием процентной ставки на упла-

ту страхового взноса. Последний оплачивает его страховой компании, которая производит обязательные отчисления в размере: 5% - в федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, 50% -в национальную перестраховочную организацию.

Кроме того, она может определенную часть рисков, сверх собственного удержания, перестраховать на добровольных условиях в любом из существующих в настоящее время официально зарегистрированных объединений страховщиков в области страхования сельскохозяйственных рисков. Далее страхователь передает копии договора страхования и платежного поручения об уплате страхового взноса в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства. Уполномоченный орган представляет в Минсельхоз РФ сводные справки для расчета размера субсидий.

В свою очередь Минсельхоз РФ распределяет субсидии по субъектам РФ пропорционально сумме поступивших страховых взносов, указанных в сводных справках, и перечисляет их в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. После этого уполномоченный орган представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств страхователю. И только тогда казначейство перечисляет бюджетные средства (субсидию в размере 50% оплаченных взносов из федерального бюджета и 25% - из регионального) на счет страхователя, открытый им в банке. Поступившие средства направляются на частичное погашение ранее взятого им кредита.

В результате реализации предложенного порядка должна усилиться роль страхования как инструмента повышения финансовой устойчивости и доходности сельскохозяйственных предприятий. В частности, за счет существенного прироста страховых взносов от расширения страхового поля должны увеличиться выплаты страхового возмещения в неблагоприятные с природно-климатической точки зрения годы.

Высокие размеры ставок страховых платежей являются следствием страхования одновременно двух рисков: риска полной гибели и риска частичного падежа животных. В их основе лежат ставки страховых платежей, которые были определены еще в советский период. Они не учитывают изменения в условиях хозяйствования товаропроизводителей в 1998-2008 гг. Рекомендованная в 1993 г. Росстрахнадзором методика определения тарифов не позволяет определить оптимальные их размеры, так как требует использования данных о стоимостных характеристиках страховых сумм и выплат возмещений в предшествующем расчету периоде. Эти данные не объективны в силу высокой подвижности реализационных цен на животноводческую продукцию, а также ввиду наличия на рынке страхования «серых финансово-страховых схем». Поэтому расчет экономически оправданных тарифов по страхованию животноводства имеет центральное значение для обеспечения его широкой доступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.