Научная статья УДК 343.3/.7, 343.97
DOI 10.52070/2500-3488_2022_1_842_142
о мерах по совершенствованию борьбы с киберпреступностью в российской Федерации
Т. В. Прокофьева
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье представлена оценка состояния противодействия киберпреступности в Российской Федерации, анализируется комплекс мероприятий по борьбе с киберпреступностью. Рассматриваются меры по совершенствованию российской правовой базы по противодействию преступлениям с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Приводятся инициативы Российской Федерации по развитию международного сотрудничества в сфере борьбы с киберпреступностью, представлена международная оценка деятельности России по обеспечению кибербезопасности.
киберпреступность, преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, правоохранительные органы, органы внутренних дел Российской Федерации, обеспечение кибербезопасности
Для цитирования: Прокофьева Т. В. О мерах по совершенствованию борьбы с киберпреступностью в Российской Федерации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 1(842). С. 142-146. DOI 10.52070/2500-3488_2022_1_842_142
Original article
On Measures to Improve the Fight Against Cybercrimes in the Russian Federation
Tatyana V. Prokofieva
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract.
Keywords:
For citation:
The article dwells on the assessment of the state of countering cybercrime in the Russian Federation, analyses a set of measures to combat cybercrime. Measures to improve the Russian legal framework aimed at countering crimes committed with the use of information and telecommunication technologies are considered. Initiatives of the Russian Federation for the development of international cooperation in the field of combating cybercrime are suggested, an international evaluation of Russia's activities in ensuring cybersecurity is presented.
cybercrime, crimes committed using information and telecommunication technologies, law enforcement agencies, internal affairs bodies of the Russian Federation, ensuring cyber security
Prokofieva, T. V. (2022). On Measures to Improve the Fight Against Cybercrimes in the Russian Federation. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 1(842), 142-146. 10.52070/2500-3488_2022_1_842_142
Legal Studies
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций, а также активная цифро-визация различных сфер жизни общества создают условия для злоупотребления появившимися возможностями в противоправных целях, постоянного совершенствования способов совершения киберпреступлений.
Нельзя не отметить, что использование для совершения преступлений информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) по причине трансграничного характера является сегодня не только угрозой национальной безопасности РФ, но и одной из ключевых угроз в сфере международной информационной безопасности (МИБ).
БОРЬБА С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ
Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 года № 213 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности. Упомянутый документ стратегического планирования дает расширенный перечень основных угроз МИБ по сравнению с предыдущим аналогичным документом - Основами государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 июля 2013 года № Пр-1753). В частности, изменился подход к формулированию угроз использования ИКТ в преступных целях. Наряду с сохранением традиционных угроз совершения преступлений в сфере компьютерной информации в новых Основах впервые обозначены нарастающие угрозы использования указанных технологий для совершения различных видов мошенничества. Особенно широкое распространение эти угрозы получили во всем мире в период пандемии СО^-19 [Бойко, 2021].
Рост киберпреступности в условиях пандемии в мировом масштабе1 вполне закономерно отразился на состоянии преступности указанного вида в Российской Федерации [Долгополов, 2020].
По официальным статистическим данным МВД России число преступных деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), неуклонно растет. Так, в 2019 году было зарегистрировано более 294 тыс. подобных преступлений. Это
1URL: https://мвд.рф/upload/site151/doc/UPN_OON_Doklad_ Prestupnost_i_Covid.pdf
почти на 70 % больше, чем за аналогичный период 2018 года. В 2020 году их число возросло еще на 73,4 %. При этом более всего стали распространены преступления с применением Интернета, компьютерной техники, средств мобильной связи и банковских карт.
В специальной литературе вопрос о существующих видах и способах совершения кибер-преступлений рассмотрен достаточно подробно, представлены их возможные классификации [Гаврилин, 2019; Долгополов, 2020] При этом нельзя не согласиться с позицией ученых, считающих, что несовершенство законодательства, регулирующего борьбу с преступными деяниями подобного рода, в том числе в части, касающейся отсутствия установленного законодателем понятия кибер-преступления, а также соответствующих квалифицирующих признаков совершения ряда преступных деяний, не позволяет объективно оценивать масштабы киберпреступности [Лапшова, 2021].
Следует отметить, что в сфере обеспечения кибербезопасности органам внутренних дел принадлежит особая роль.
С целью выработки адекватных мер реагирования на сложную криминогенную обстановку в МВД России 1 ноября 2019 года состоялась коллегия по вопросу совершенствования организации работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием ИТТ (приказ МВД России от 25.11.2019 № 878 «Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 ноября 2019 года № 3км»).
Как показал анализ практики, тенденция увеличения числа задокументированных ^-преступлений обусловила активный поиск и внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел новых форм и методов борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием ИТТ. Следует указать на активное взаимодействие с Роскомнадзором, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также интернет-провайдерами. Важная роль отводится профилактике указанной категории преступлений, в том числе форме информирования населения с помощью средств массовой информации о новых способах их совершения. Отдельное внимание сосредоточено на решении вопросов подготовки оптимального числа сотрудников органов внутренних дел, а также формирования у них навыков и специальных знаний по противодействию преступлениям в области использования информационных технологий. В образовательных организациях системы МВД России осуществляется подготовка специалистов по вышеупомянутой проблематике.
Также в целях борьбы с дистанционными мошенничествами, совершаемыми лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях совместно с территориальными органами ФСБ России, ФСИН России, Роскомнадзора, осуществляется проработка вопроса об установке так называемых «блокираторов» - технических устройств, которые обеспечивают подавление радиоволн сотовой связи.
Кроме того, введена в эксплуатацию подсистема «Дистанционное мошенничество». Целью ее внедрения в соответствии с приказом МВД России от 29 декабря 2020 года № 925 «Об утверждении Временной инструкции по формированию, ведению и использованию подсистемы «Дистанционное мошенничество» ПТК «ИБД-Ф» является сбор, обработка, систематизация и последующий анализ сведений, которые могут быть выявлены в ходе проверки сообщений о преступлениях, совершенных дистанционным способом с использованием ИТТ, а также о предварительном расследовании уголовных дел по указанным преступлениям.
В результате реализации комплекса мероприятий по противодействию киберпреступности в 2021 году наблюдается некоторое снижение темпа роста количества зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием ИТТ. По данным МВД России, если в первом квартале 2021 года их количество возросло на 33,7 %, то за девять месяцев 2021 года - на 11 %1.
В целом в Российской Федерации продолжают осуществляться также меры по совершенствованию правовой базы, направленной на созда -ние эффективных алгоритмов предупреждения, выявления и раскрытия киберпреступлений. Так, например, 31 июля 2020 года принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Объектом его регулирования выступают отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.
Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 250-ФЗ «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен запрет на распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете, информации финансового характера, используемой для совершения мошеннических действий2.
1URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/26421097
2URL:http://www. special.kremlin.ru/acts/news/65999
Вместе с тем Россия проводит работу по формированию международно-правовой базы сотрудничества стран в борьбе с киберпреступностью.
27 июля 2021 года в Вене Россия внесла в Спецкомитет Организации Объединенных Наций по разработке всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях (далее - Спецкомитет) российский проект универсального договора по борьбе с киберпреступностью. Документ был передан заместителем Генерального прокурора Российской Федерации П. П. Городовым руководству Управления ООН по наркотикам и преступности (руководит борьбой с преступностью в сфере информационных технологий и выполняет функции секретариата Спецкомитета).
Таким образом, Россия, инициировавшая в 2019 году создание профильного органа ООН для подготовки международного договора, направленного на повышение эффективности сотрудничества государств в этой сфере, первой внесла весомый вклад в процесс его разработки. Работу над итоговым проектом документа планируется завершить в ходе 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2023 году. Первая переговорная сессия Спецкомитета состоится 17-28 января 2022 года в г. Нью-Йорке3.
Отметим, что разработанный Российской Федерацией проект учитывает современные вызовы и угрозы в сфере МИБ, вводит новые составы преступлений, совершаемых с использованием ИКТ, расширяет область международного взаимодействия в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, включая выявление, арест, конфискацию и возврат активов.
В конце июня 2021 года ООН (МСЭ) опубликовал новую редакцию рейтинга кибербезопасности стран. По итогам 2020 года Россия делит пятую строчку рейтинга с Объединенными Арабскими Эмиратами и Малайзией (это на 21 позицию выше по сравнению с предыдущим рейтингом). На четвертой позиции расположились три государства: Южная Корея, Сингапур и Испания, на третьем месте - Эстония, на втором - Британия и Саудовская Аравия. Единоличное первое место в рейтинге эксперты отдали Соединенным Штатам Америки.
Основой для распределения мест служит разработанный МСЭ Глобальный индекс кибербезопасности (Global Cybersecurity Index, GCI), в соответствии с данными которого, с одной стороны, оценивается положение стран по ряду показателей, с другой - определяются направления
3URL:https://www. mid.ru/foreign_policy/news/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/4831832
Legal Studies
для развития, а также обмена передовым опытом в сфере кибербезопасности. Оценка осуществляется по пяти направлениям, учитывающим технические, правовые, организационные меры, а также меры для развития потенциала в сфере кибербезопасности и меры в отношении сотрудничества.
Справочно: по 100-балльной шкале Россия получила 98,06 баллов, по показателям: технические меры - 19,08; правовые - 20; организационные - 18,98; меры для развития потенциала в сфере кибербезопасности - 20; меры по обеспечению сотрудничества - 20.
Таким образом, согласно вышеупомянутому индексу направлениями потенциального роста для Российской Федерации являются технические и организационные меры, включающие в себя, в том числе, наличие национальной стратегии ки-бербезопасности, а также организаций, осуществляющих свою деятельность в указанной области1.
Следует отметить, что российскими компетентными органами предпринимается комплекс технических мер противодействия 1Т-преступности. Так, например, в ходе исполнения решения вышеупомянутой коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 ноября 2019 года «О мерах по совершенствованию организации работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» реализуется комплекс мероприятия по обеспечению подразделений, специализирующихся на борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием ИТТ, необходимой вычислительной техникой и программным обеспечением, осуществляется разработка оптимальных технических решений
1URL: https://media.rbcdn.ru/media/reports/141101.pdf
противодействия киберпреступлениям, методического и аппаратно-технического инструментария экспертного исследования сообщений и изображений, передаваемых и синтезируемых с применением технологий искусственного интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного можно констатировать, что волна киберпреступности как явления общемирового масштаба захлестнула и нашу страну. Это потребовало принятия соответствующих мер реагирования на сложившуюся ситуацию, причем как на национальном уровне, так и в рамках организации международного сотрудничества в указанной сфере. Осуществлен большой объем работы по совершенствованию правового регулирования обеспечения кибер-безопасности, в том числе по формированию международно-правовой базы сотрудничества стран в указанной сфере, реализован комплекс организационных мер по созданию специализированных подразделений в правоохранительных ведомствах Российской Федерации (в структурах основных правоохранительных ведомств: МВД России, ФСБ России, СК России - созданы и функционируют специальные подразделения, специализирующихся на противодействии 1Т-пре-ступлениям), совершенствованию технических возможностей оперативно-служебной деятельности компетентных органов, активно развивается система подготовки высококвалифицированных кадров правоохранительных органов по техническим специальностям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко С. Новые стратегические ориентиры России в области международной информационной безопасности // Международная жизнь. 2021. Вып. 6. С. 52-61.
2. Долгополов А. А. Влияние пандемии СОУЮ-19 на киберпреступность // Киберпреступность: риски и угрозы: материалы Всероссийского студенческого круглого научно-практического стола с международным участием, г. Санкт-Петербург, 11 февраля 2021 г. / Северо-Западный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» ; под ред. д-ра юрид. наук, доц. Е. Н. Рахмановой. Санкт-Петербург: Астерион, 2021. С. 16-19.
3. Деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий : учебное пособие : в 2 ч. / А. В. Аносов [и др.]. М. : Академия управления МВД России, 2019.
4. Лапшова Я. О. Проблема уголовно-правовой оценки киберпреступности // Киберпреступность: риски и угрозы: материалы Всероссийского студенческого круглого научно-практического стола с международным участием, г. Санкт-Петербург, 11 февраля 2021 г. / под ред. д-ра юрид. наук, доц. Е. Н. Рахмановой ; СевероЗападный филиал Российского государственного университета правосудия. Санкт-Петербург: Астерион, 2021. С. 20-23.
REFERENCES
1. Boyko,S. (2021). New strategic guidelines of Russia in the field of international information security. International life, 6, 52-61. (In Russ.)
2. Doígopoíov, A. A. (2021). The impact of the COVID-19 pandemic on cybercrime. In E. N. Rakhmanova (ed.), Cybercrime: risks and threats (pp. 16-19): materials of the All-Russian student round scientific and practical table with international participation. St. Petersburg, February 11, 2021. St. Petersburg: Asterion. (In Russ.)
3. Anosov, A. V. et al. (2019). The activities of the internal affairs bodies in combating crimes committed using information, communication and high technologies (part 1): textbook: in 2 parts. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (In Russ.)
4. Lapshova, Y. O. (2021). The problem of criminal law assessment of cybercrime. In E. N. Rakhmanova (ed.), Cybercrime: risks and threats (pp. 20-23): materials of the All-Russian student round scientific and practical table with international participation. St. Petersburg, February 11, 2021. St. Petersburg: Asterion. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Прокофьева Татьяна вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин
Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического
университета
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Prokofieva Tatyana vyacheslavovna
PhD (Law), Associate Professor of the Department of Criminal Law, Institute of International Law and Justice, Moscow State Linguistic University
Статья поступила в редакцию 15.12.2021; одобрена после рецензирования 12.01.2022;
принята к публикации 27.01.2022
The article was submitted 15.12.2021; approved after reviewing 12.01.2022; accepted for publication 27.01.2022