Научная статья на тему 'О мерах по развитию высшего образования в России'

О мерах по развитию высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ВПО / HIGHER EDUCATION / HUMAN RESOURCES / CHANGES IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семин В. А.

В статье обосновывается позиция о необходимости изменений в устройстве высшего образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MEASURES TO PROMOTE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

The article explains the position on the need for change in the device of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «О мерах по развитию высшего образования в России»

УДК 378

Семин В. А. О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье обосновывается позиция о необходимости изменений в устройстве высшего образования в России. Ключевые слова: Высшее образование, кадровые ресурсы, изменения в сфере ВПО.

На современном этапе развития высшего профессионального образования назрели вопросы, которые хотелось бы обсудить.

На VII съезде Российского союза ректоров, который состоялся в декабре 2002 года, было высказано немало ценных идей, которые ждут своего воплощения в жизнь. Но главное - там была обозначена философия развития образования, взгляд, который выражало академическое сообщество: каким путем должно идти реформирование, каковы должны быть основные вехи модернизации. Сегодня перемены в стране и мире происходят очень быстро, требуют от каждого из нас стремительной реакции. Тем более важно выкроить время для того, чтобы обдумать происходящее и определить ориентиры на будущее.

Без существенного укрепления высшей школы неосуществим прорыв России в общество, основанное на знаниях, как и невозможны динамичный экономический рост, преодоление демографического спада, повышение обороноспособности страны, обеспечение национальной безопасности и консолидации общества вокруг политики государства. Мы убеждены, что в современных условиях необходимо значительно поднять роль государства в развитии образования. А представления об образовании и науке как о решающих факторах, определяющих будущее страны, должны быть восприняты самыми широкими общественными кругами, поняты и приняты политиками, государственными деятелями и предпринимателями. Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию поставил очень конкретную задачу: за десятилетие мы должны, как минимум, удвоить ВВП страны. Конечно, свой вклад в решение этой задачи должна внести и высшая школа нашей страны. Что для этого нужно?

Первое. Нужно до конца преодолеть установку конца 1980-х - начала 1990-х годов на то, что в стране слишком много науки и образования. Так нам говорили. Результаты такого подхода всем известны сегодня. За период с 1991 года страна лишилась значительной части своего потенциала в области высшего образования. Из вузов ушло более 300 тысяч наиболее квалифицированных ученых-преподавателей, часть из которых вообще покинули Россию. Почти в 20 раз сократились объемы научно-исследовательских работ, выполняемых в вузах. Еще более кардинально сузилась

сфера их внедрения. А число патентов и авторских свидетельств, регистрируемых в России, уменьшилось в 100 раз.

В два с лишним раза сократилось бюджетное финансирование вузов. Практически прекратилось их переоснащение новым учебно-лабораторным оборудованием.

Структура высшего образования перестала соответствовать потребностям народного хозяйства, отражая, в первую очередь, конъюнктурные интересы поступающих и их родителей, стремящихся к получению престижных профессий. И, как следствие, естественно снизилось качество обучения и профессиональной подготовки кадров. Возник целый сектор высшей школы, состоящий из негосударственных вузов, где преобладает невысокий уровень преподавания, нетребовательность в оценке знаний студентов, практикуется выдача дипломов выпускникам, не обладающим необходимой квалификацией.

Исходя из такого положения меры общегосударственного характера, которые принимались в период после 1999 года, позволили несколько приостановить дальнейшую деградацию образования. В большинстве вузов ситуация стабилизировалась. Это хорошо. Хуже, когда часть вузов сужает свои горизонты, сосредотачиваясь преимущественно на локальных рынках.

Я хотел бы еще добавить, что наша наука потеряла кадры. Особенно обслуживающий персонал. Это очень сильно отодвинуло науку назад.

Мы потеряли высокий статус профессора и ученого, в то время не сравнимый с подобным статусом ни в одной стране. Средний возраст профессоров-преподавателей наших вузов сегодня около 60-ти лет, в то время как в США он составляет 40-45 лет.

Потеря доступности образования, особенно качественного. Сейчас в регионах складывается такая ситуация, что получить хорошее, качественное образование трудно, а порой невозможно. По крайней мере, отдаленные регионы считают, что в московском или каком-либо другом хорошем университете получить образование бесплатно становится невозможно. Сегодня, на наш взгляд, необоснованно высока доля платного образования. Платное образование, безусловно, должно быть, но люди должны понимать, за что они платят. Сотрудники Высшей школы экономики оценили источники финансирования образования и даже дали инерцион-

90

© Семин В. А., 2012

ный прогноз до 2010 года. Сейчас в среднем по стране бюджетные расходы на одного обучающегося составляют около 9 тысяч рублей, а доля семейных или нелегализованных денег в образовании намного больше и по прогнозу эта доля будет еще расти.

Сегодня создается перекос между объективным спросом и предложением. Стремительно растет число студентов. 410 студентов - на 10 тыс. населения. Мы должны увязать это число со средним профессиональным образованием, как сделано во всех странах, и придерживаться какой-то системы: сколько мы готовим «голубых воротничков», сколько «белых», сколько студентов, по каким направлениям, где они будут работать. Образование должно быть структурировано. Пока же этого у нас нет - идет стихийный процесс. Вилка между спросом и предложением, непрограммируемый рост числа обучающихся и порой низкого качества.

Еще один тревожный вопрос. Это положение с воспроизводством научных кадров (аспирантура) и вообще с защитой диссертаций. Казалось бы, надо радоваться: абсолютный рост числа аспирантов идет, но на фоне резкого падения качества защит, а самое главное - их содержания фундаментального уровня. Наблюдается перекос в структуре защит в сторону увеличения работ по гуманитарным наукам.

Теперь я хотел бы высказать несколько положений, касающихся нашего отношения к философии образования.

Высшее образование и кадровые ресурсы новой экономики. Как показывает опыт стран с развитой системой высшей школы, критическая масса специалистов с высшим образованием, необходимых для перехода к инновационному типу экономического роста, составляет примерно 3050% общей численности занятых. Это и определяет высокие темпы развития высшей школы. По мере становления экономики, основанной на знаниях, высшее образование сначала становится массовым, а затем и доступным, общедоступным. Близкие по смыслу задачи стоят перед российской высшей школой. Ее модернизация должна гарантировать массовость, общедоступность вузов с тем, чтобы уже в первой половине XXI века большую часть нового пополнения занятого населения составляли высококвалифицированные специалисты, а к середине столетия они уже составляли бы большинство работающих. Иными словами, мероприятия по модернизации, как мы понимаем, должны преследовать такие цели, как: улучшение подготовки школьников и продолжение обучения в вузах и всей учащейся молодежи к дальнейшему непрерывному образованию; создание предпосылок для качественных изменений в составе занятых, а именно абсолютного и относительного увеличение численности специалис-

тов с высшим образованием в составе занятого населения вплоть до их преобладания и сокращения доли занятых неквалифицированным трудом; создание системы выявления, отбора, обучения, научной подготовки и дальнейшего продвижения одаренной молодежи в сфере науки, образования и государственного управления.

Высшее образование и развитие производительных сил. Экономика, основанная на знаниях, не уничтожает традиционных секторов индустриального производства. Она трансформирует традиционные отрасли за счет перевода их на высокие технологии и кардинально расширяет сферу услуг, включая научно-техническое обслуживание в управлении производством. В качестве ключевого звена экономики высшая школа, таким образом, ставит перед собой задачи: готовить высококвалифицированные кадры для массовых сфер производства и обслуживания, формировать профессионально подготовленную научно-техническую и управленческую элиту и выполнять функции научно-технического обслуживания производства сферы управления и обеспечивать создание и стимулирование функционирования инновационных процессов.

Увеличение вклада высшего образования в ускоренное становление экономики предполагает ее тесное сопряжение с теми отраслями, которые определяют технологическую модернизацию и экономический рост. Это информатика, микроэлектроника, связь, точное машиностроение, лазерная техника, аэрокосмические технологии, энергетика, включая ядерную, тонкие химические технологии, биотехнологии и информация.

Итак, модернизация высшего образования предполагает: обновление содержания структуры подготовки специалистов с учетом потребностей, опережающего роста наукоемких отраслей и задач развития производительных сил страны в целом. Иными словами, мероприятия, как мы понимаем, по модернизации образования должны преследовать своей целью: превращение высшей школы в относительно самостоятельную отрасль экономики знаний, формирующей ее кадровые ресурсы, создающей человеческий капитал постиндустриального общества и прямое участие университетов и других вузов в становлении и развитии наукоемких отраслей экономики знаний.

Высшее образование и наука. В условиях экономики, основанной на знаниях, наука, во-первых, превращается в крупную, относительно самостоятельную отрасль экономики и, во-вторых, в качестве инновационной составляющей начинает пронизывать всю профессиональную деятельность каждого специалиста. Таким образом, модернизация высшей школы предполагает повышение научного уровня высшего образования в целом, увеличение

его творческой компоненты и форсированное развитие университетов исследовательского типа, укрепление научно-лабораторной базы и всей научной инновационной инфраструктуры каждого вуза и всей высшей школы в целом. Иначе говоря, мероприятия по модернизации образования должны преследовать своей целью интеграцию высшего образования и науки, форсирование развития научных исследований и разработок в университетах и других вузах и сопряжение научных исследований высшей школы с инновационными процессами в экономике.

Изменения в устройстве высшего образования. Новые требования, которые выдвигает высшей школе становление экономики знаний, требует коренных изменений в устройстве вузов, в подборе, подготовке, организации труда преподавателей и научных сотрудников, в управлении высшим образованием, в его экономической базе. На наш взгляд, важнейшими аспектами модернизации должны выступать: расширение автономии вузов при одновременной перестройке системы управления ими (здесь на первый план выступает овладение вузами современной культурой обеспечения качества подготовки специалистов и выполнения научно-исследовательских работ); университетский менеджмент (который необходимо превратить в высокоспециализированную сферу деятельности, обеспечивающую целеполагание, планирование, организацию деятельности персонала вузов, оценку достигнутых результатов, развитие связи с общественностью и работодателями) Это предполагает самостоятельные решения администрации вузов, широкого комплекса вопросов, включая управление финансами, имуществом и кадрами.

Этого всего может и не состояться, если мы не улучшим качественный состав научных и педагогических кадров, не пересмотрим основы и этапы академической карьеры, формирования энергичной творческой, высококвалифицированной академической элиты. Мы должны в самое ближайшее время очень решительно поставить и решить вопрос поднятия оплаты труда преподавателей и научных сотрудников, осуществить рационализацию их педагогической и исследовательской деятельности, исходя из задач перехода от индивидуализированных и командных форм работы, ориентированной на конечный результат.

Здесь я должен сказать, что мы вносили свои предложения: наши предложения по финансированию прироста внебюджетных средств в несколько раз; мы предполагаем увеличить оплату профессорско-преподавательского состава в несколько раз (вплоть до 5-10 раз). Сейчас мы боремся за реализацию этих предложений.

Вопрос развития негосударственного сектора высшего образования. Становление новой эко-

номики стимулирует развитие не зависимых от государства, частных, корпоративных и общественных вузов. Наибольшие шансы, на наш взгляд, для динамичного роста имеют корпоративные вузы, обслуживающие потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров крупных хозяйственных объединений, корпораций, холдингов, транснациональных компаний, а также те вузы, которые предоставляют своим студентам нетрадиционные образовательные услуги или традиционные образовательные услуги в нетрадиционных формах и областях.

В ходе модернизации высшей школы целесообразно вырабатывать механизмы, обеспечивающие надлежащий контроль за качеством обучения и подготовки кадров негосударственных вузов, стимулирующих их развитие за счет предоставления налоговых льгот. В то же время, имея в виду нецелесообразность распыления ограниченных государственных средств, на наш взгляд, должно быть исключено выделение негосударственным вузам финансирования за счет ассигнований федерального государственного бюджета, в том числе и в виде государственных именных финансовых обязательств, средств на выполнение государственных заданий на подготовку специалистов и на выполнение научных работ.

Следовательно, мероприятия по модернизации образования в этом плане должны иметь своей целью становление пока еще отсутствующих в России государственных корпоративных учебных заведений, способных обслуживать потребности в обучении и профессиональной подготовке кадров крупных хозяйственных единиц.

Второе. Создание условий для развития в негосударственном секторе высшей школы новых, в известном смысле рисковых направлений высшего образования, удовлетворяющих уникальные потребности и культурно-образовательные запросы специфических социальных, национальных, конфессиональных и возрастных групп населения. И, конечно, объективный контроль качества обучения и профессиональной подготовки с тем, чтобы своевременно предотвратить появление так называемых «фабрик дипломов».

В нашем обществе существует, в отличие от нашей точки зрения, нашего понимания развития модернизации, и другая точка зрения. Она сейчас находится в активной дискуссии, которая расценивает образование, прежде всего, как сферу реализации частных потребностей и интересов. Иными словами, мы говорим, что высшая школа, вообще образование - это для рынка, но другая философия, другая идеология говорит: высшая школа, образование - это в рынке, в самом рынке. Вот в чем идет расхождение. Эта точка зрения считает допустимым значительный уход государства из образовательной

сферы. Сторонники этой точки зрения высказываются за главенствующую роль рыночных отношений в высшей школе. Однако, на наш взгляд, этот механизм не приближает Россию к экономике, основанной на знаниях, но сможет отбросить ее назад. А отношения купли-продажи в образовательной сфере могут, в конечно счете, привести к приватизации государственных учебных заведений, их конвергенции с вузами негосударственного сектора. Государство не должно здесь, на наш взгляд, выступать только лишь в роли финансового спонсора каждого отдельного учащегося. Исходя из интересов достойного будущего России, Российский союз ректоров считает, безусловно, необходимой выработку единого свободного от крайностей нового подхода к модернизации образования, которое должно в полной мере соответствовать Конституции страны, национальной доктрине образования РФ, актуальным и перспективным задачам экономики развития нашей страны.

Несколько слов, что нам предлагает иная часть взгляда на образование. Несколько слов о ЕГЭ. Мы остаемся на прежней позиции, что ЕГЭ как единственная форма приема в вузы не приемлем. Во-первых, вузы работают со школами начиная с 4-5 классов. Они создают свои контингенты, готовят будущих студентов. А это неплохо. Во-вторых, ЕГЭ может, потерять талантливых людей, поэтому необходимо проведение олимпиад и организация системы олимпиадного движения.

Мы очень удовлетворены тем, что Министерство и в его лице новый министр поддерживают эту позицию. Мы внесли на встрече с министром образования предложение создать всероссийский совет по олимпиадам во главе, например, с очень известным ученым. А качество олимпиад, отбор на них абитуриентов - вопрос общегосударственного совета, в которые должны войти крупные ученые, деятели культуры и т. д. Нам кажется, что нам нужно все-таки в России восстановить олимпиад-ное движение.

Несколько слов о государственных именных финансовых обязательствах, так называемых ГИФО. Предлагается настойчиво только один инструмент и этим инструментом решить все наши экономические задачи, а именно оценку школы, школьника, его выпускной и вступительные экзамены, ею финансирование на все время учебы с помощью ГИФО. Мы считаем, что надо рассмотреть и альтернативные варианты финансирования и распределения финансовых потоков, что очевидно и что можно предположить. Надо разработать систему кредитования, займов для молодых людей на обучение. Банки сейчас не пойдут на эти кредиты, если государство не возьмет на себя долю рисков. Мы уверены, что, если будет проявлена государственная воля, эта система сработает так, как она работает во многих странах мира.

Мы считаем, что к потокам финансирования надо добавить еще и госзаказ. Вы все эти позиции знаете. Кстати, проблемы оборонной промышленности мы никогда не решим через ГИФО.

Вы сами представляете, что ГИФО предполагается рассчитывать сегодня исходя из среднего финансирования университета, исходя из 9 тыс. рублей на студента по стране. В то время как стоимость обучения в ведущих крупных университетах, где большая инфраструктура, 2-3 тыс. долларов, а есть и по 100 тыс. долларов. Таким образом, никакие 9 тыс. рублей, выделенные на именные государственные обязательства, проблему эту решить не смогут.

Уже не первый год идет дискуссия о так называемом изменении в организационно-правовой форме вуза. Должен ли он сохранять статус учреждения или превратиться в организацию. Этот вопрос назрел. Он, конечно, обсуждается и будет обсуждаться. Он уже есть в подготовленных реальных документах. Это, на наш взгляд, крайне опасный путь, потому что мы, приняв эту позицию, можем разрушить то, что еще работает. А Это может привести к тому, что и бизнес сегодня не готов взять на себя управление такими организациями, как образование, и государство устранится от этого. Безусловно, это пойдет на регресс и на разрушение. Причем, как только произойдет перевод учреждения в организацию, процесс, естественно, будет необратим.

Сегодня обсуждается также еще один частный, но, в общем-то, системный вопрос. Это вопрос о продолжительности обучения в вузах. Он подается нам через так называемую Болонскую декларацию, через вступление России в Болонский процесс. Некоторые этим делом восхищаются, что мы присоединились, что мы в Европе и прочее. Но давайте посмотрим, что дают нам и что хотят от нас. Здесь, по существу, решаются кардинальные вопросы: сроки обучения в вузах 3-4 или 5 лет? Здесь нет однозначного решения. Три года обучения для высшего образования, вы сами понимаете, это неприемлемо. Это недоучки. Не надо ломать того, что устоялось. Это наша позиция. Мы знаем, что инженерные, медицинские и некоторые другие специальности абсолютно привержены системе обучения 4-5 и 6 лет. То есть у студента есть траектория получения высшего образования: бакалавр, специалист, магистр и далее - аспирант, кандидат.

Российский союз ректоров стоит на позиции сохранить эту многовариантность. Не надо становиться на путь однозначных решений, потому что их не бывает в сложных обществах.

Наконец, мы хотим поднять голос и поднимаем его в защиту степени нашего доктора наук, потому что если мы примем эту систему по Болонской декларации, то там не нужна эта степень, давайте ограничимся доктором философии. Пусть будет доктор философии. А у вас, если вы хотите, делайте что-

нибудь такое. Мы с этим не согласны. Наша система должна сохраниться. Она принята везде в академических кругах на Западе. Наша позиция - надо, во что бы то ни стало, эту степень доктора сохранить.

Теперь возникает вопрос о реалистичности такой стратегии развития образования, сложившейся в объективно сложных социально-политических и экономических условиях, о возможности достижения быстрых результатов, которые обеспечили бы преодоление кризисных процессов и переход страны к устойчивому росту. По мнению ряда представителей отечественного академического сообщества, утвердительный ответ на этот вопрос пред-

полагает: поддержку руководством страны приоритетной роли науки и образования в нашем обществе последовательное развитие отечественной системы образования в соответствии с параметрами и этапами, которые установлены национальной доктриной образования в РФ и целенаправленное использование отечественной системы образования для решения насущных социальноэкономических проблем, преодоление демографического спада, обеспечение занятости и развертывание интеллектуального сектора экономики, а также комплексного развития производительных сил страны.

Semin V. A. ON MEASURES TO PROMOTE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

The article explains the position on the needfor change in the device of higher education in Russia.

Keywords: Higher education, human resources, changes in higher education.

УДК 338.46

Вифлеемский А. Б. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ НА КНИГОИЗДАТЕЛЬСКУЮ ПРОДУКЦИЮ

Автор анализирует проблему уплаты налогов с компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам школ.

Ключевые слова: сфера образования, налогообложение.

В ряде регионов не последовали рекомендациям высказанным мною в статье «Компенсация на книгоиздательскую продукцию»1, и теперь им придётся выделять дополнительные средства на уплату страховых взносов с сумм компенсаций.

В других регионах решили, что платить будут только по решению суда (если, конечно, суд решит не в пользу школ). Таких решений так и не появилось, и в ряде регионов налоговые органы не стали доводить дело до судебных процессов.

Вместо налоговиков проявило инициативу Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае, решив потребовать уплаты налогов с федерального вуза. И получило отпор в суде.

В результате мы имеем судебную практику по этому вопросу, причём для школ весьма благоприятную. Это касается и отсутствия необходимости платить налоги с компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам, и критического отношения к требованиям различных проверяющих (в том числе местных контрольно-ревизионных управлений), которые также нередко выхо-

дят за пределы своей компетенции, пользуясь безграмотностью и привычкой руководителей школ выполнять «команды сверху».

В чём спор.

Напомним, в чём суть вялотекущего спора, который длится уже несколько лет.

В соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Её размер составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изда-

94

© Вифлеемский А. Б., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.