ществу перед опубликованием в журнале, и тем более строгую, чем выше импакт-фактор этого издания. И, наверное, трудно найти более беспристрастную экспертизу мирового сообщества специалистов, работающих в той же области и не связанных с автором статьи какими-либо взаимными обязательствами.
Литература
1. Михаилов О.В. // Науковедение. 2000. Т. 3. № 1. С. 201-207.
2. Михайлов О.В. И Вестник РАН. 2004. Т. 74, № 11. С.
3. Маркусова В.И. // Вестник РАН. 2003. Т. 73, № 4. С. 291-298.
4. Ткачева Е.Ю. Анализ и выбор критериев оценки результатов для совершенствования системы управления научной деятельностью. Дипломная работа. Казань, КГТУ, 2004.
5. Garfield Е., Welljams-Doroff А. II Essays of Information Scientist. 1990. V. 13.
© О. В. Михайлов - д-р хим. наук, проф. каф. аналитической химии, сертификации и ме неджмента качества КГТУ, Е. Ю. Ткачева - студ. той же кафедры.
УДК 658 К. Н. Новикова
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Работа посвящена актуальной проблеме деткой безнадзорности и семейного неблагополучия.
В республике ведется системная работа по совершенствованию механизма государ -ственной социальной поддержки семьи и детей в рамках Концепции, утвержденной Правительством республики.
Профилактика детской безнадзорности является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства и осуществляется в рамках функций, определенных основополагающим федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики без -надзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это, прежде всего, выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении и организация профилактической и социально-реабилитационной работы с ними, развитие социального обслуживания семьи и детей.
За время, прошедшее с момента выхода закона, создана система ведомственной статистики по таким семьям. Благодаря информационным технологиям сегодня мы имеем не только сведения о различных категориях семей, но и ведем учет всех форм помощи, которая им оказывается, что позволяет органам социальной защиты и подведомственным учреждениям выступать координирующими центрами профилактической работы с семьей в городах и районах республики.
Министерство тесно сотрудничает по данной проблеме с ведущими учеными республики в проведении мониторинговых исследований, в разработке инновационных форм и методов социальной работы. Передовые технологии внедряются через экспериментальные площадки, открытые на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей в г.Казани, Нижнекамске, Зеленодольском и Дрожжановском районах.
В вопросах обеспечения социальной поддержки семьи и детей развивается взаимодействие территориальных органов социальной защиты с органами местного самоуправления.
Осуществляются совместные мероприятия по выявлению и созданию банка данных семей и детей группы риска и находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанию им необходимой социальной и патронатной помощи.
Для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям в сельских районах организуются рейды и выездные бригады с участием представителей органов местного самоуправления, проводятся сходы жителей по вопросам усиления родительской ответственности и общественной заботы о несовершеннолетних. Распространенными формами совместной деятельности являются рабочие совещания, конференции, круглые столы. Эти формы применяются повсеместно.
Например, в Дрожжановском районе организованы межведомственные рейды с участием представителей местного самоуправления в семьи, в которых несовершеннолетние регулярно не посещают школу без уважительной причины. В Камско-устьинском районе вопросы профилактики детской безнадзорности регулярно обсуждаются на рабочих совещаниях заместителя главы администрации с руководителями всех ведомств, в том числе органов местного самоуправления. В Высокогорском, Рыбно-Слободском, Кайбиц-ком районах ежегодно проходят «круглые столы» на тему: «Активизация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», районные женские конференции «Женщины против наркомании и алкоголизма», в работе которых принимают участие представители женских советов, родительских комитетов школ, сельских советов.
Реализация социальных льгот и гарантий - основной механизм поддержки семьи как естественной среды развития детей. Понимая это, во многих районах главы администрации принимают дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми сверх установленных федеральным и республиканским законодательством за счет средств местного бюджета. Например, в г. Набережные Челны реализуется система дополнительных мер многодетным семьям, предусматривающая бесплатный проезд на городском транспорте детям и матерям в течение учебного года; бесплатное посещение детьми музыкальных, спортивных, художественных школ и секций; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов матерям; квотирование мест в ВУЗах по приему на бесплатное обучение одаренных детей из семей с 5 и более детьми. В Алексеевском районе семьям, в которых два и более ребенка, на новорожденного ребенка выплачивается единовременное пособие в размере 1000,0 рублей.
Проведение комплексной реабилитации не только с ребенком, но и с семьей стало возможным благодаря тому, что при поддержке Правительства республики нам удалось
сформировать личностно-ориентированную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Сегодня в системе Министерства в 39 районах и городах республики функционируют 82 учреждения социального обслуживания семьи и детей, в т.ч. 22 социальных приюта и 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 10 центров и 32 отделения социальной помощи семье и детям, 13 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. Только в 2003 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей получили помощь около 400 тысяч человек.
Значимость учреждений социального обслуживания в снижении социальной напряженности подтверждает «упрямая» статистика. За последние годы в районах, где функционируют социозащитные учреждения не зарегистрированы случаи попрошайничества и беспризорности детей, отказов от новорожденных, в среднем в 2 раза сократилось количество разводов.
По итогам 1 полугодия 2004 года по данным органов социальной защиты населения в республике отмечается тенденция снижения количества семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. На начало года на учете состояло 24 тыс. таких семей, в которых воспитывалось 57 тыс. несовершеннолетних, на 1 июля их стало 23479, в которых проживает 55756 детей.
Одним из перспективных направлений деятельности социальных служб республики в профилактике кризисных проявлений в жизни семьи является социальный патронаж семей. На начало текущего года в учреждениях социального обслуживания семьи и детей на социальном патронаже находились 6526 семей.
В соответствии с методическими рекомендациями Министерства организована работа по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации семей с детьми, находящихся на социальном патронаже.
И еще одним важнейшим направлением в профилактике детской безнадзорности является организация отдыха оздоровления и занятости детей и подростков.
Необходимо подчеркнуть, что во многих городах и районах республики этому вопросу уделяется повышенное внимание. В условиях ограниченного бюджетного финансирования новые малозатратные формы отдыха и оздоровления детей на базе учреждений социального обслуживания имеют бромное значение. Наиболее эффективно в текущем году эту работу провели в городах: Елабуга, Чистополь, Зеленодольск, Буинск, Нижнекамск, Заинек; Московский и Кировский районы г.Казани, Спасский, Рыбно-Слободский, Тетюшский, Бавлинский районы.
В тоже время в районах и городах, где нет системной межведомственной работы, вопросы детской безнадзорности и, в целом, семей с детьми не могут быть решены комплексно.
Одной из первоочередных мер по усилению межведомственного взаимодействия на территориях республики является наличие целевых программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 23 районах и городах республики они разработаны и успешно реализуются в настоящее время.
В тоже время проблем сегодня очень много, и когда мы говорим о профамме, речь идет не просто о сумме общих мероприятий, а об очень сложной технологии, объединяющей деятельность разных структур в укреплении семейного образа жизни. Так, например, актуальными остаются вопросы создания межведомственной системы социальной работы с семьями, где родители инвалиды или несовершеннолетние; со случаями семейного насилия; с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества и созависимыми. И здесь немаловажным фактором развития различных социальных технологий работы с
семьями «групп риска» на местах является тесное взаимодействие социальных служб и органов местного самоуправления.
Сегодня, в условиях обострения социальных болезней, таких как алкоголизм, СПИД, наркомания, как никогда, необходимо объединить усилия в профилактике детской безнадзорности, семейного неблагополучия. Данный вопрос особенно актуален в свете формирующегося нового законодательного пространства, четкого распределения полномочий между различными уровнями власти. И несмотря на то, что функции социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных и оставшихся без попечения родителей, отнесены к компетенции субъекта, их реализация на самом деле невозможна без непосредственного участия органов местного самоуправления, так как по природе своей они максимально приближены к населению.
Повсеместно органы местного самоуправления должны выступать гарантами и координаторами межведомственного взаимодействия в вопросах усиления родительской ответственности и общественной заботы о несовершеннолетних; выявления и постановки на учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении; жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей; организации индивидуальной реабилитационной работы с каждой семьей, нуждающейся в поддержке со стороны государства. Т.е. задача местных органов власти, прежде всего, принимать всесторонние меры упреждающего характера.
© К. Н. Новикова - канд. соц. наук