Научная статья на тему 'О мерах, направленных на противодействие коррупции, осуществляемых в ходе реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»'

О мерах, направленных на противодействие коррупции, осуществляемых в ходе реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1597
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" / КОРРУПЦИЯ / NATIONAL PROJECT / THE PROJECT "EDUCATION" PROJECT "HEALTH" AND CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белинский В.В.

В статье поднимаются проблемы противодействия противодействие коррупции, осуществляемых в ходе реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белинский В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On measures aimed at combating corruption, carried out during the implementation of priority national project "Education" and "Health"

In article the measures directed on counteraction of corruption, carried out are considered during realization of priority national projects «Education» and «Health»

Текст научной работы на тему «О мерах, направленных на противодействие коррупции, осуществляемых в ходе реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»»

КОРРУПЦИЯ И ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

О мерах, направленных на противодействие коррупции, осуществляемых в ходе реализации приоритетных национальных проектов

«Образование» и «Здоровье»

Белинский В.В.*

In article the measures directed on counteraction of corruption, carried out are considered during realization ofpriority national projects «Education» and «Health».

Сферы образования и здравоохранения являются ключевыми сферами жизни общества, от которых во многом зависят стабильность социального положения граждан, социальная защищенность, уровень благосостояния, уровень правосознания граждан. Обеспечение граждан России качественным образованием и медицинским обслуживанием является приоритетным направлением социальной политики государства.

Между тем, анализ ситуации в сферах образования и здравоохранения показывает, что на протяжении ряда лет она остается наиболее подверженной криминогенному влиянию. В связи с этим Департамент экономической безопасности МВД России во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами на постоянной основе осуществляет комплекс оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в данной сфере, в том числе в сфере оборота средств, выделяемых на финансирование приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье» (далее — ПНП «Образование» и ПНП «Здоровье»). Работа по сопровождению национальных проектов строится в соответствии с задачами, определенными Президентом Российской Федерации, Правительством и Федеральным собранием Российской Федерации.

Проведение организационных, оперативно-розыскных мероприятий и профилактических операций по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений в сфере образования осуществляется в рамках Комплексной программы мероприятий МВД России по усилению борьбы с коррупцией на 2007—2008 гг., а так же на основании Распоряжения Министра внутренних дел России генерала армии Р. Г. Нургалиева № 1/852 от 09.02.2006 г. «О вопросах взаимодействия с Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов».

Основной акцент в проводимой работе сделан на своевременное получение информации от министерств и ведомств об объектах финансирования, сроках направления денежных средств и принятие в рамках компетенции решений о проведении соответствующих проверочных мероприятий.

В целях пресечения возможных злоупотреблений должностными полномочиями сотрудниками министерств и ведомств, курирующих национальные проекты, и на основании Распоряжения Министра внутренних дел России Р. Г. Нурга-лиева сотрудниками Департамента проведена работа по вхождению в состав соответствующих рабочих групп и конкурсных комиссий.

Начальник Управления межведомственного взаимодействия и по связям с общественностью ДЭБ МВД России.

О) О О CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Кроме того, в каждом Федеральном округе созданы рабочие группы при Полномочном представителе Президента. В состав этих групп, в соответствии с распоряжением Министра внутренних дел России генерала армии Р. Г. Нургалиева, включены заместители начальников ГУ МВД России по Федеральным округам.

Организовано взаимодействие с рабочими группами региональных и местных органов исполнительной власти в формировании системы мониторинга и сквозного контроля за реализацией приоритетных национальных проектов.

МВД России организованы и проводятся профилактические, проверочные и оперативно-розыскные мероприятия в отношении поставщиков, обеспечивающих исполнение государственных контрактов. При необходимости для проведения проверочных мероприятий в отношении организаций, участвующих в конкурсах, привлекаются территориальные органы внутренних дел.

Осуществляются встречные проверки участников конкурсных процедур, направленные на выявление фактов фальсификации информации, представляемой участниками конкурсов.

Комплекс межведомственных организационных и практических мероприятий, направленных на выявление нарушений законодательства Российской Федерации при реализации приоритетного национального проекта «Образование», осуществляется также в соответствии с поручением Контрольного управления Президента Российской Федерации от 03.02.2006. № А8-1-490 ДЭБ МВД России.

Профилактические, проверочные и оперативно-розыскные мероприятия по сопровождению ПНП «Образование» разработаны и организованы МВД России с учетом опыта, накопленного в результате проведения ежегодных оперативно-профилактических мероприятий «Образование», а также с учетом работы по оперативному сопровождению Федеральных целевых программ «Дети России на 2003— 2006 гг.», «Федеральная программа развития образования» и «Развитие единой образовательной и информационной среды (2001-2005 гг.)».

Количество проверок физических и юридических лиц - получателей федеральных бюджетных средств по национальным проектам, в т.ч. по ПНП «Образование», в последние годы снижается (на 14 %). При этом основное внимание при

их проведении уделяется качеству, о чем свидетельствует увеличение количества возбужденных уголовных дел (на 49,7 %).

Запланирован и ежегодно проводится комплекс специальных оперативно-профилактических мероприятий «Образование».

Работа спланирована и осуществлена по следующим направлениям:

• выявление и пресечение взяточничества со стороны руководителей учебных заведений и членов приемных комиссии в период проведения выпускных и вступительных экзаменов в учреждениях среднего, среднего специального и высшего образования;

• выявление и пресечение хищений и нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ и проектов по линии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Как показывает практика, наиболее распространенным способом присвоения денежных средств, выделяемых государством на финансирование образования, является подделка документов, в том числе при проведении конкурсов (тендеров). При этом характерной особенностью совершения преступлений является их взаимосвязь с коррупционными проявлениями со стороны должностных лиц разного уровня органов власти и управления, прежде всего принимающих участие в совершении преступлений или халатно относящихся к исполнению своих должностных обязанностей.

В 2008 г. по данным ГИАЦ МВД России количество зарегистрированных преступлений, связанных с реализацией национальных проектов, составило 3 661 (+49,7 % к АППГ), в т.ч. по ПНП «Образование» зарегистрировано 518 преступлений. В т.ч. 433 преступления выявлено сотрудниками БЭП, 46 преступлений -сотрудниками НП. Сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составляет 296 028 тыс. рублей, возмещенного — 43 433 тыс. рублей.

Кроме того, в связи с вступлением в силу с 10 января 2009 г. принятого федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», акцент дела-

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

ISSN 1997-1001

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л *

<

S I

н

о ф

со

ется на повышение качества оперативных разработок коррумпированных должностных лиц, выявление и пресечение носящих повышенный общественный резонанс преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно.

Конституция не устанавливает ограничений на получение в негосударственных или частных лечебных учреждениях платных медицинских услуг, вместе с тем возможность пользоваться такими услугами зачастую есть исключительно у представителей обеспеченных социальных групп. Представители менее обеспеченных слоев населения, и таких большинство, вынуждены обращаться в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.

Но далеко не всегда бесплатная медицинская помощь является на самом деле бесплатной, и зачастую граждане сталкиваются с требованием оплатить те или иные процедуры. Широкое распространение получила практика дополнительных неформальных «вознаграждений» медицинским работникам гражданами за определенные процедуры. При этом подобные «вознаграждения» не воспринимаются самими гражданами как акты коррупции, а являются для них обыденными и неотъемлемыми условиями получения медицинских услуг. Подобные действия зачастую оправдываются низкими окладами медицинских работников и недостаточным финансированием государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Коррупция в области здравоохранения — это крайне опасное явление, влекущее за собой:

• ущемление, либо нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• дискриминацию граждан по уровню их доходов;

• ухудшение социально-экономического положения страны;

• ухудшение социального обеспечения граждан, которое выражается в том факте, что наиболее нуждающаяся

часть населения по сути лишена доступа к базовым медицинским услугам, что нарушает конституционный принцип равенства граждан и общедоступности соответствующих услуг. В связи с этим вопрос о состоянии коррупции в данной области является чрезвычайно важным.

Количество выявленных преступлений коррупционной и экономической направленности неуклонно растет. При этом необходимо отметить, что статистические данные не отражают реальной ситуации, так как по-прежнему высока ла-тентность коррупционных преступлений, многие из которых остаются невыявлен-ными из-за недостаточно эффективной работы правоохранительных органов и низкой правовой грамотности населения.

Особую опасность для общества представляет применение в лечебном процессе фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, поскольку вред может быть причинен практически каждому гражданину Российской Федерации.

Большинство проявлений коррупции в сфере здравоохранения связаны с нецелевым использованием бюджетных средств, нарушением конкурсного производства, получением незаконных платежей за бесплатные услуги, развитием высоко прибыльного рынка торговли поддельными медицинскими препаратами, некачественностью оказания бесплатных медицинских услуг, некачественностью и недостаточностью оснащения медицинских учреждений аппаратурой, медицинскими препаратами и средствами.

Основными формами проявления коррупции в сфере здравоохранения являются:

• растрата и хищение денежных средств, выделяемых на здравоохранение;

• нарушение правил государственных закупок;

• подделка страховых документов;

• использование средств медицинских учреждений в интересах привилегированных пациентов;

• выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг;

• подделка счетов, квитанций, расходных документов;

• учет фиктивных пациентов;

• развитие собственного бизнеса за счет медицинских учреждений;

• вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;

• взимание платы за особые привилегии и услуги.

Коррупцией охвачены практически все области медицины. Распространению коррупционных проявлений в сфере здравоохранения способствуют такие факторы, как:

• дефицит финансирования здравоохранения;

• отток квалифицированных специалистов;

• отсутствие стандартизации медицинских услуг;

• несовершенство законодательной базы;

• неисполнение действующих правовых норм.

Министерство внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами на постоянной основе осуществляет комплекс оперативно-разыскных и профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений в сфере здравоохранения.

Основной акцент в проводимой работе сделан на своевременное получение информации от министерств и ведомств об объектах финансирования, сроках направления денежных средств и принятие решений о проведении соответствующих проверочных мероприятий.

В рамках Комплексной программы мероприятий МВД России по усилению борьбы с коррупцией на 2007—2008 гг. осуществляется проведение организационных, оперативно-разыскных мероприятий и профилактических операций по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений в сфере здравоохранения.

С целью выявления фактов хищения, вымогательства, халатности, а также иных экономических и должностных преступлений в сфере здравоохранения сотрудники Министерства внутренних дел принимают участие в работе конкурсных комиссий, созданных при федеральных агентствах по здравоохранению и социальному развитию.

В дальнейшем МВД России планирует уделять основное внимание повышению качества оперативных разработок коррумпированных должностных лиц, выявлению и пресечению носящих повышенный общественный резонанс преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Планируется продолжение проведения мероприятий, направленных на противодействие коррупционным преступлениям в сферах здравоохранения и образования, а также по сопровождению приоритетных национальных проектов — «Здоровье» и «Образование».

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.