Научная статья на тему 'О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / ПРЕВЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ЛИЦО / УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫЕ / ОСУЖДЕННЫЙ НА ИСПЫТАТЕЛЬНОМ СРОКЕ / УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ / ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев Юрий Васильевич, Притченко Екатерина Григорьевна, Лебедева Ирина Николаевна

В статье рассмотрены меры безопасности, предусмотренные в законодательстве зарубежных государств. В частности, рассмотрены меры безопасности в ФРГ, Италии, США, Королевстве Испания, Франции, Бразилии, Мексике. Меры безопасности можно классифицировать на связанные и не связанные с лишением свободы. К мерам, связанным с лишением свободы, относятся: превентивное заключение, помещение в психиатрический стационар, помещение в медицинское учреждение для лечения лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью и др. К мерам, не связанным с лишением свободы, относятся лишение права на управление автотранспортом, запрет на занятие определенными видами деятельности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведев Юрий Васильевич, Притченко Екатерина Григорьевна, Лебедева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SECURITY MEASURES IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES (COMPARATIVE LEGAL ASPECT)

The article discusses the security measures provided for in the legislation of foreign countries. In particular, security measures were reviewed in Germany, Italy, the USA, the Kingdom of Spain, France, Brazil, and Mexico. Security measures can be classified into related and non-custodial measures. Measures related to deprivation of liberty include: preventive detention, placement in a psychiatric hospital, placement in a medical institution for the treatment of persons suffering from alcohol and drug addiction, etc. Measures not related to deprivation of liberty include deprivation of the right to drive a motor vehicle, the right to engage in certain types of activities, etc.

Текст научной работы на тему «О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 241—246. State service and personnel. 2022;(2):241 —246.

Научная статья

УДК 341 NIION: 2012-0061-02/22-129

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-241-246 MOSURED: 77/27-008-2022-02-329

О мерах безопасности в уголовном законодательстве зарубежных государств (сравнительно-правовой аспект)

Юрий Васильевич Медведев1, Екатерина Григорьевна Притченко2, Ирина Николаевна Лебедева3

1 2 3 Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия

1 medvedev1748@mail.ru

2 kaf-hist-lgtu-15@yandex.ru

3 lebedeva_in@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены меры безопасности, предусмотренные в законодательстве зарубежных государств. В частности, рассмотрены меры безопасности в ФРГ, Италии, США, Королевстве Испания, Франции, Бразилии, Мексике. Меры безопасности можно классифицировать на связанные и не связанные с лишением свободы. К мерам, связанным с лишением свободы, относятся: превентивное заключение, помещение в психиатрический стационар, помещение в медицинское учреждение для лечения лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью и др. К мерам, не связанным с лишением свободы, относятся лишение права на управление автотранспортом, запрет на занятие определенными видами деятельности и др.

Ключевые слова: меры безопасности, правонарушитель, ресоциализация правонарушителя, превенция, социально опасное лицо, условно осужденные, осужденный на испытательном сроке, условное осуждение, психиатрическое учреждение, электронный мониторинг.

Для цитирования: Медведев Ю.В., Притченко Е.Г., Лебедева И.Н. О мерах безопасности в уголовном законодательстве зарубежных государств (сравнительно-правовой аспект) // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 241—246. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-241-246.

Original article

On security measures in the criminal legislation of foreign countries (comparative legal aspect)

Yuri V. Medvedev1, Ekaterina G. Pritchenko2, Irina N. Lebedeva3

1 2 3 Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia

1 medvedev1748@mail.ru

2 kaf-hist-lgtu-15@yandex.ru

3 lebedeva_in@mail.ru

Abstract. The article discusses the security measures provided for in the legislation of foreign countries. In particular, security measures were reviewed in Germany, Italy, the USA, the Kingdom of Spain, France, Brazil, and Mexico. Security measures can be classified into related and non-custodial measures. Measures related to deprivation of liberty include: preventive detention, placement in a psychiatric hospital, placement in a medical institution for the treatment of persons suffering from alcohol and drug addiction, etc. Measures not related to deprivation of liberty include deprivation of the right to drive a motor vehicle, the right to engage in certain types of activities, etc.

Keywords: safety measures, criminal person, resocialization of offenders, prevention, socially dangerous person, probation prisoners, offender on probation, suspended sentences, psychiatric hospital (mental institution), electronic monitoring of offender.

For citation: Medvedev Yu.V., Pritchenko E.G., Lebedeva I.N. On security measures in the criminal legislation of foreign countries (comparative legal aspect) // State service and personnel. 2022;(2):241—246. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2022-2-241-246.

Медведев Ю.В., Притченко Е.Г., Лебедева И.Н. М., 2022.

№ 2/2022

о

Предметом данной статьи являются меры безопасности в уголовном законодательстве ряда зарубежных государств (сравнительно-правовой аспект).

Меры безопасности предусматриваются уголовным законодательством ряда зарубежных государств. Такие меры выполняют функции ресоци-ализации осужденного, его защиты, контроля за его поведением и предупреждения новых преступных деяний со стороны лица. Меры безопасности могут назначаться вместе с уголовными наказаниями и отдельно от них. В отличие от наказаний для их назначения не обязательно признание лица виновным в совершении деяния судом. В разных государствах данные меры применяются к различным категориям лиц.

Так, в Японии меры безопасности применяются к следующим категориям граждан: условно осужденным; лицам, которые освободились из тюрем; к некоторым категориям делинквентных несовершеннолетних (т.е. тех, кто совершает антиобщественные деяния); к женщинам, занимающимся проституцией. Для женщин, занимающихся проституцией и осужденных условно, предусмотрено помещение в женский воспитательный дом. В государстве большую роль играют моральные и общинные ценности. Проституция как явление в Японии имеет высокую латентность и маскируется под гостиничный, ресторанный бизнес, массажные салоны.

Для освобожденных из тюрем лиц предусмотрена полугодовая реабилитация: помощь с устройством на жительство, профилактика среды и т.п. Реабилитационная защита в Японии регулируется Законом о срочной реабилитационной защите. Для условно осужденных предусмотрен защитный надзор, в задачи которого входит социальная адаптация осужденных (трудоустройство, лечение, профессиональная подготовка, помощь в жилищных вопросах и т.д.) и предупреждение их возвращения на антиобщественный путь. Защитный надзор устанавливается и за условно-досрочно освобожденными, в том числе из воспитательных домов, за проститутками, за несовершеннолетними в порядке «мер защиты».

Защитный надзор выполняет функции контроля, защиты и помощи. Надзорные службы состоят из штатных и добровольных сотрудников и входят в систему Министерства юстиции. Данная служба состоит из органов защитного надзора и комиссий реабилитационной защиты. Добровольцам полностью либо частично возвращаются расходы, связанные с защитно-надзорной деятельностью. Поднадзорные обязаны: подчиняться предписаниям о месте жительства, образе жизни, своих связях, окружении и т.п.; выполнять рекомендации работников службы и поддерживать с ними контакт.

Период защитного надзора для условно осужденных равен сроку приговора, для лиц, которые отбывают УДО, — неотбытой его части. Лица с ослабленной психикой и психически больные при наличии опасности причинения вреда себе и другим без помощения в стационар могут быть помещены в специальные психиатрические лечебные учреждения без их согласия и согласия родных.

Законодательством Федеративной Республики Германия [1] также предусмотрены превентивные меры исправления и безопасности. Они были введены в 1933 г. Законом о привычных преступниках. Их перечень, содержащийся в § 61 УК ФРГ, является исчерпывающим:

1. Меры, которые связаны с изоляцией лица:

а) помещение в психиатрическую больницу;

б) помещение в лечебное учреждение для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью;

в) превентивное заключение.

2. Меры, не связанные с изоляцией лица:

а) установление надзора;

б) лишение водительских прав;

в) запрет на занятие определенной профессиональной деятельностью.

В соответствии с § 62 УК ФРГ такие меры должны соответствовать деянию, которое совершило лицо или которое от него ожидается, а также степени исходящей от лица опасности. Помещение в психиатрическую больницу (§ 63 УК ФРГ) применяют: при совершении преступления либо проступка в состоянии невменяемости (§ 20 УК ФРГ) либо уменьшенной вменяемости (§ 21 УК ФРГ); к социально опасным лицам, когда от лица, исходя из общей оценки его состояния и поведения, следует ожидать серъезных противоправных деяний. При уменьшенной вменяемости данная мера применяется вместе с наказанием, которое смягчается. Помещение в лечебное учреждение для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью (§ 64 УК ФРГ), применяется в отношении лиц:

а) со склонностью к чрезмерному употреблению алкогольных напитков или иных одурманивающих средств;

б) осужденных за преступление или проступок, совершенный в таком состоянии или в результате таких склонностей, либо неосужденных за это в силу наличия невменяемости во время совершения деяния, которая не исключена либо доказана;

в) в отношении которых существует опасность, что в будущем можно ожидать серъезных противоправных деяний из-за склонности к чрезмерному употреблению алкогольных напитков или иных одурманивающих средств.

№ 2/2022

Помещение в лечебное учреждение для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, или в психиатрическую больницу исполняется обычно до наказания, если судом будет установлено, что данная мера исполняется легче. Если это необходимо для лучшей ресоциализации лица, то одна мера может быть заменена другой (абз. 1 § 67а УК ФРГ). Если при наличии особых обстоятельств цель данных мер может быть достигнута иным образом, то суд принимает решение об их условной отсрочке, и над лицом устанавливается надзор (абз. 1-2 § 67Ь УК ФРГ).

Надзор также устанавливается при условной отсрочке таких мер, если судом будет установлено, что для достижения целей не требуется исполнения данных мер, в случае, когда наказание в виде лишения свободы подходит к концу, а указанные меры должны быть применены после отбытия наказания, либо применялись одновременно с ним (абз. 1 § 67с УК ФРГ).

Что касается превентивного заключения, то оно представляет собой временную изоляцию лиц, склонных к совершению преступлений, для охраны общества. Лицо после отбытия наказания в виде лишения свободы остается изолированным, если в отношении него по результатам комплексной экспертизы установлена или может быть установлена потенциальная опасность для социума на основе его преступных склонностей к совершению тяжких деяний, которые могут нанести жертве огромный вред, как физический, так и психический, а также большой экономический ущерб. Превентивное заключение является наиболее неоднозначной мерой с точки зрения защиты прав человека, так как она посягает на его свободу и личную неприкосновенность.

При установлении надзора лицо передается под надзор органа, находящегося в компетенции управлений юстиции федеральных земель. Надзор может устанавливаться вместе с наказанием, в том числе лишением свободы. Осужденному в период надзора назначается помощник, который выполняет не только функции надзора, но и помогает лицу, занимается его ресоциализацией. Суд может обязать осужденного не покидать место жительства или учета, являться в орган надзора, определить должное и запрещаемое поведение лица. По мере исправления лица суд может отменить данные указания. Суд может установить и бессрочный надзор. Если судебный процесс не может быть произведен из-за невменяемости либо недееспособности лица, то такие меры безопасности, как запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью, лишение водительских прав, помещение лица в лечебное учреждение для алкоголиков и наркоманов, либо в пси-

хиатрическую больницу, могут быть назначены по особому распоряжению судьи.

УК Италии и Испании также предусматривают меры безопасности, наряду с мерами наказания, которые могут применяться к общественно опасным лицам, совершившим уголовные правонарушения, в дополнение к наказанию, а также к лицам, которым наказание не может быть назначено — невменяемым, несовершеннолетним.

Уголовный закон также определяет случаи, в которых к общественно опасным лицам могут быть применены меры безопасности за деяние, не предусмотренное законом как уголовное правонарушение. При назначении данных мер учитываются социальные, личные и семейные условия жизни лица.

По мнению Э. Муско, мера безопасности понимается как средство социальной защиты, предназначенное для осуществления превентивной функции как в случае применения вместе с наказанием, так и случае раздельного применения [10, р. 104].

Меры безопасности в Италии можно разделить на:

1. Личные:

а) связанные с ограничением свободы: направление в сельскохозяйственное поселение или в трудовое учреждение; помещение в специальное лечебное учреждение; помещение в специальное психиатрическое учреждение; помещение в реформаторий (касается несовершеннолетних лиц);

б) не связанные с ограничением свободы: надзор (в соответствии со ст. 228 УК Италии судья дает предписания о правилах поведения и образе жизни для облегчения реадаптации лица к общественной жизни посредством труда и удержания от совершения уголовных правонарушений; надзор осуществляется органами общественной безопасности и длится не менее года); запрет на проживание в одной или нескольких коммунах, либо в одной или нескольких провинциях (для виновных в совершении преступлений против государства или общественного строя либо по политическим мотивам или совершение деяния, которое обусловлено нравственными и социальными обстоятельствами в определенной местности; данная мера тоже не может быть менее одного года); запрет на посещение таверн и мест, где идет торговля алкогольными напитками (назначается на срок не менее одного года, присоединяясь к наказанию осужденным лицам за привычное опьянение или за уголовные правонарушения в состоянии такого опьянения); высылка иностранца из государства.

2. Имущественные меры:

а) залог как гарантия надлежащего поведения (также допускается, помимо денежного залога, солидарное поручительство или имущественный залог);

№ 2/2022

б) конфискация (в отношении вещей, полученных преступным путем, а также предназнавших-ся и послуживших для совершения уголовного правонарушения; вещей, использование, ношение, производство, хранение и отчуждение которых образует уголовное правонарушение, даже если в отношении него отсутствует приговор).

Уголовное законодательство Испании и государств Латинской Америки схоже с таковым же Итальянской Республики. В УК Испании применение мер безопасности должно быть основано на установлении «криминальной опасности» лица, т.е. когда оно совершило преступление (ст. 6 УК Испании).

Меры безопасности в Испании также можно разделить на связанные с лишением свободы (принудительное помещение в психиатрические лечебные учреждения либо специальные центры перевоспитания) и не связанные (лишение прав, например, прав на управление автомобилем и мотоциклом, на проживание в определенных местах, на владение оружием и др.).

Меры безопасности по УК Мексики могут быть срочными и бессрочными. Например, такая мера безопасности, как лишение прав, может быть назначена на неопределенный срок.

Система наказаний Бразилии включает уголовные наказания и меры безопасности, предусмотренные УК Бразилии, который воспринял позитивистские концепции «опасного состояния» личности, которые выдвигаются на первый план при решении вопросов определения той или иной меры безопасности, которая может применяться по существу без совершения лицом уголовно наказуемой акции, так как основания назначения мер безопасности довольно широки.

Во Франции меры безопасности назначаются на определенный срок, который может быть изменен решением суда в связи с переменой «опасного состояния лица». Круг мер безопасности строго ограничивается уголовным законом. Такие меры применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния, а также превентивно к алкоголикам и наркоманам, представляющим опасность для общества (ст. Ь. 355-2 Кодекса о здравоохранении).

УК Франции формально не употребляет термин «меры безопасности». Однако УПК Франции предусмотрена ст. 137 мера безопасности в виде судебного контроля до признания судом лица виновным.

В науке уголовного права Франции существуют различные разделения мер безопасности.

Например, Конт и Мэстр дю Шамбон [9, р. 237] делят их на:

1. Личные (персональные) меры — адресованы лично правонарушителю как носителю опре-

деленных криминальных тенденций, которые должны быть устранены путем применения мер безопасности.

2. Реальные меры — направлены на устранение опасной ситуации (например, конфискация орудий, при помощи которых может быть совершено преступное деяние, возложение обязанностей на физических лиц по недопущению повторения опасной ситуации).

Также к мерам безопасности относят помощь, защиту, надзор, воспитание в отношении несовершеннолетних нарушителей, мероприятия при отсрочке наказания либо режиме испытания, отсрочке наказания с возложением обязанностей по общественно полезному труду, меры контроля и помощи для ресоциализации осужденных, а также некоторые превентивные наказания, такие, как лишение водительских прав, закрытие заведения, собственником которого был осужденный, и др.

В США самой распространенной мерой безопасности является назначение дополнительных или продленных сроков лишения свободы, исходя из необходимости защиты общества. Например, продленные сроки за фелонии (наиболее опасные преступления) могут назначаться согласно Примерному УК США: если лицо достигло 21 год, при этом является «упорно совершающим преступные посягательства лицом» (было осуждено за одну фелонию и два мисдиминора (менее опасные преступления) либо за две фелонии); достиг того же возраста, при этом подпадает под категорию «профессиональный преступник», т.е. посвятил себя преступной деятельности, либо его доходы нельзя объяснить никаким другим способом, кроме как извлечения из преступной деятельности; является совершившим несколько посягательств, и преступная деятельность его имеет такие широкие масштабы, что приговор к тюремному заключению на продленный срок считается имеющим основания; является вменяемым, но «опасным психически ненормальным».

Данные рекомендации по-разному реализованы в разных штатах. В США применение мер безопасности также зависит от психического состояния лица, совершившего преступление. В некоторых штатах существует превентивная изоляция от общества в специальное учреждение «дефективных правонарушителей», лиц, страдающих аномальными отклонениями психики, умственными дефектами, которые склонны к совершению преступлений.

Такие положения отражены, например, в законах «О сексуально опасных лицах» и «о сексуальных насильниках» штата Иллинойс, который является первым штатом, принявшим законы в области защиты от сексуально опасных преступников, сексуальных психопатов. В отношении сек-

№ 2/2022

суально опасных лиц в США применяются и другие меры, например, кастрация. Она бывает хирургическая и химическая (введение специальных лекарств, понижающих уровень мужского полового гормона — тестостерона).

В 1994 г. в штате Нью-Джерси и других штатах были приняты «законы Меган» по имени девочки, задушенной сексуальным насильником. Они действуют в 45 штатах, и состоят в том, что отбывший срок насильник регистрируется в органах по месту жительства, например у шерифа города, и власти информируют жителей, что в их районе поселился освобожденный насильник.

Уклонение от соблюдения требований влечет для лица, отбывшего наказание, тюремное заключение. Преступники подлежат перерегистрации каждый год, по ним существуют базы данных.

В штате Калифорния существует специальное подразделение, состоящее из трех групп агентов, распределенных по районам штата. Они выявляют лиц «хронических, совершивших половые преступления неоднократно» до совершения ими новых деяний; координируют работу органов штата и местных органов по задержанию нарушителей правил регистрации освобожденных, которые должны были зарегистрироваться как отбывшие наказания за преступления на сексуальной почве, нарувших условия пробации и УДО, а также по задержанию привычных сексуальных преступников; осуществлять содействие в расследовании незавершенных уголовных дел на сексуальной почве.

Еще одной популярной в США мерой безопасности является электронный мониторинг, впервые реализованный на практике в штате Нью-Мексико в 1979 г., но в то время его посчитали экономически невыгодным.

В 1984 г. в штате Флорида компьютеризировали центр наблюдения, и, благодаря новой модели браслета, мера стала более эффективной. Применяется и такая мера, как домашний арест с электронным мониторингом. Он существует почти во всех штатах. Осужденный имеет право на посещение определенных мест (работа, медицинские учреждения, магазин), но обязан в установленное время быть дома. Недостатком данной меры считается то, что электронный мониторинг не способен удержать человека от совершения иного преступления, однако он способен разгрузить систему исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, не деморализует осужденных, экономически выгоден, так как стоимость браслета и расходы по наблюдению оплачивает сам осужденный. Электронный браслет носят лица, совершившие ненасильственные преступления, хронически больные, несовершеннолетние и престарелые лица, беременные.

Таким образом, исследование мер безопасности в уголовном законодательстве зарубежных государств необходимо продолжить.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, меры безопасности являются распространенными мерами ресоциализации правонарушителя и превенции противоправного поведения.

Во-вторых, они предусмотрены как в законодательстве стран англо-саксонской правовой системы (США), так и романо-германской (Франция, ФРГ, Италия, государства Латинской Америки, Япония).

В-третьих, меры безопасности условно можно разделить на две большие группы: связанные с лишением свободы и изоляцией от общества и не связанные с лишением свободы и изоляцией от общества, или же на персональные, куда входят меры безопасности, связанные и не связанные с лишением свободы, и имущественные.

В-четвертых, меры безопасности можно разделить на персональные, направленные на конкретное лицо — правонарушителя, и реальные, направленные на изменение конкретной ситуации, связанной с преступным поведением.

В-пятых, наиболее сложной является проблема соотношения превентивных мер безопасности и основных прав и свобод человека, в том числе права на свободу и личную неприкосновенность.

Список источников

1. Автономов A.C., Галузо В.Н., Райан Джеймс. О наименованиях некоторых европейских государств в Российской Федерации (юридический аспект) // Гос-во и право. 2016. № 4. С. 45—51.

2. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2022. 527 с.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В-х 3 т. Т. 1. Общая часть / Под общ. ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко. Тамбов — Санкт-Петербург — Липецк: Изд-во Пер-шина Р.В., 2014. 304 с.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 3-х т. Т. 2. Особенная часть / Под общ. ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко. Тамбов — Санкт-Петербург — Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. 399 с.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 3-х т. Т. 3. Особенная часть / Под общ. ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко. Тамбов — Санкт-Петербург — Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. 456 с.

№ 2/2022

6. Организация деятельности полиции (милиции) зарубежных государств: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Т.В. Кикоть-Глуходедовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2022. 255 с.

7. Уголовное право. Общая часть: Курс лекций / Под ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко, С.Л. Никоновича. Тамбов — Санкт-Петербург — Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2015. 303 с.

8. Уголовное право. Особенная часть: Курс лекций / Под ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко, С.Л. Никоновича. Тамбов — Санкт-Петербург — Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2015. 409 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Conte P., Maistre du Chambon P. Droit penal general. Paris, 1998.

10. Musco E. La misura di sicurezza detentiva. Milano, 1978.

References

1. Avtonomov A.S., Galuzo V.N., Ryan James. About the names of some European states in the Russian Federation (legal aspect) / / State and Law. 2016. №№ 4. Pp. 45—51.

2. Galuzo V.N. Theory of law enforcement in the Russian Federation (historical and legal research): Monograph. M.: UNITY-DANA: Law and Law, 2022. 527 p.

3. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation. In 3 vol. Vol. 1. The general part / Under the general editorship of L.V. Gotchina,

A.V. Nikulenko. Tambov — Saint Petersburg — Lipetsk: Publishing house Pershina R.V., 2014. 304 p.

4. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation. In 3 vol. Vol. 2. Special part / Under the general editorship of L.V. Gotchin, A.V. Nikulenko. Tambov — Saint Petersburg — Lipetsk: Publishing house Pershina R.V., 2014. 399 p.

5. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation. In 3 vol. Vol. 3. Special part / Under the general editorship of L.V. Gotchin, A.V. Nikulenko. Tambov — Saint Petersburg — Lipetsk: Publishing house Pershina R.V., 2014. 456 p.

6. Organization of the activities of the police (militia) of foreign states: Textbook for university students. 2nd ed., pe-rerab. and additional / Under the general editorship of T.V. Kikot-Glukhodedova. M.: UNITY-DANA; Law and legislation., 2022. 255 p.

7. Criminal law. General part: A course of lectures / Edited by L.V. Gotchina, A.V. Nikulenko, S.L. Nikonovich. Tambov — Saint Petersburg — Lipetsk: Publishing house Pershina R.V., 2015. 303 p.

8. Criminal law. Special part: A course of lectures / Edited by L.V. Gotchina, A.V. Nikulenko, S.L. Nikonovich. Tambov — Saint Petersburg — Lipetsk: Publishing house Pershina R.V., 2015. 409 p.

9. Conte P., Maistre du Chambon P. Droit penal general. Paris, 1998.

10. Musco E. La misura di sicurezza detentiva. Milano, 1978.

Информация об авторах

Медведев Ю.В. — кандидат исторических наук Притченко Е.Г. — кандидат исторических наук

Лебедева И.Н. — соискатель кафедры уголовного права и криминологии

Information about the authors

Medvedev Yu.V. — candidate of historical sciences Pritchenko E.G. — candidate of historical sciences

Lebedeva I.N. — the applicant of the department of criminal law and criminology

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 1 1.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 11.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.