Научная статья на тему 'О МЕХАНИЗМЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО ОБЪЕДИНЕНИЯ'

О МЕХАНИЗМЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оленик Юлия Анатольевна

Актуальность . Одним из условий обеспечения жизнеспособности транспортного предприятия в составе угледобывающего объединения в условиях угрозы ограничения рынка угля является организация устойчивого социально-экономического развития. Для этого необходимо освоение персоналом функции развития как нормы трудовой деятельности и институционального закрепления этой нормы в системе социально-экономических отношений предприятия. Цель исследования - разработка механизма устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия угледобывающего производственного объединения в условиях ограниченного рынка угля для снижения отрицательного влияния изменений на рынке угля в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах. Методы исследования . В ходе проведенного исследования были использованы сравнительносопоставительный анализ определений понятий «устойчивое развитие предприятия», «социальноэкономическое развитие предприятия», «механизм»; методы структурно-функционального анализа, социально-экономического прогнозирования, производственного эксперимента. Результаты . В аспекте выбранной темы исследования определено понятие устойчивого социальноэкономического развития транспортного предприятия. Это обеспечение в долгосрочном периоде жизнеспособности предприятия, являющегося элементом единой технологической цепи процесса угледобычи. Предложено определение механизма устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия как комплекса методов и институциональных средств освоения руководителями функции непрерывного развития своей деятельности, деятельности подразделений и предприятия в целом. Механизм предназначен для вовлечения каждого работника в процесс социально-экономического развития. Представлены принципы, методы и инструменты механизма, реализация которых обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие транспортного предприятия. Предложена схема действия механизма. Выводы . Механизм устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия угледобывающего производственного объединения служит инструментом запуска и поддержания процесса развития предприятия, обеспечивает его жизнеспособность, минимизируя отрицательное влияние изменений на рынке угля в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах, что подтверждается опытом формирования этого механизма на Бородинском погрузочно-транспортном управлении. Статья носит дискуссионный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оленик Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MECHANISM OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A TRANSPORT ENTERPRISE OF A COAL MINING ASSOCIATION

Relevance . One of the conditions for ensuring the viability of a transport enterprise as part of a coal mining association in the face of the threat of limiting the coal market is the organization of sustainable socio-economic development. For this, it is necessary for the staff to master the function of development as a norm of labor activity and the institutional consolidation of this norm in the system of socio-economic relations of the enterprise. The purpose of the research is to devise a mechanism for sustainable socio-economic development of a transport enterprise of a coal mining production association in a limited coal market to reduce the negative impact of changes in the coal market in the current, medium and long term. Research methodology . In the course of the study, a comparative analysis of the definitions of the concepts ‟sustainable development of an enterprise”, ‟socio-economic development of an enterprise”, ‟mechanism” was used; methods of structural and functional analysis, socio-economic forecasting, production experiment. Results . In the aspect of the chosen research topic, the concept of sustainable socio-economic development of a transport enterprise was defined. This is to ensure the long-term viability of the enterprise, which is an element of a single technological chain of the coal mining process. The definition of the mechanism of sustainable socio-economic development of a transport enterprise was proposed as a set of methods and institutional means for managers to master the function of continuous development of their activities, the activities of departments and the enterprise as a whole. The mechanism is designed to involve each employee in the process of socio-economic development. The principles, methods and tools of the mechanism were presented, the implementation of which ensures the sustainable socio-economic development of a transport enterprise. A scheme of the mechanism was proposed. Conclusions . The mechanism of sustainable socio-economic development of a transport enterprise of a coal mining production association serves as a tool for launching and maintaining the development process of an enterprise, ensures its viability, minimizing the negative impact of changes in the coal market in the current, medium and long term, which is confirmed by the experience of forming this mechanism in the Borodino loading and transport enterprise. The article is open to discussion.

Текст научной работы на тему «О МЕХАНИЗМЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО ОБЪЕДИНЕНИЯ»

УДК 338.242 http://doi.org/10.21440/2307-2091-2022-2-145-150

О механизме устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия угледобывающего объединения

Юлия Анатольевна ОЛЕНИК*

Филиал АО «СУЭК-Красноярск» «Бородинское погрузочно-транспортное управление», Промышленная площадка ПТУ Бородино, Красноярский край, Россия

Аннотация

Актуальность. Одним из условий обеспечения жизнеспособности транспортного предприятия в составе угледобывающего объединения в условиях угрозы ограничения рынка угля является организация устойчивого социально-экономического развития. Для этого необходимо освоение персоналом функции развития как нормы трудовой деятельности и институционального закрепления этой нормы в системе социально-экономических отношений предприятия.

Цель исследования - разработка механизма устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия угледобывающего производственного объединения в условиях ограниченного рынка угля для снижения отрицательного влияния изменений на рынке угля в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Методы исследования. В ходе проведенного исследования были использованы сравнительно-сопоставительный анализ определений понятий «устойчивое развитие предприятия», «социально-экономическое развитие предприятия», «механизм»; методы структурно-функционального анализа, социально-экономического прогнозирования, производственного эксперимента.

Результаты. В аспекте выбранной темы исследования определено понятие устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия. Это обеспечение в долгосрочном периоде жизнеспособности предприятия, являющегося элементом единой технологической цепи процесса угледобычи. Предложено определение механизма устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия как комплекса методов и институциональных средств освоения руководителями функции непрерывного развития своей деятельности, деятельности подразделений и предприятия в целом. Механизм предназначен для вовлечения каждого работника в процесс социально-экономического развития. Представлены принципы, методы и инструменты механизма, реализация которых обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие транспортного предприятия. Предложена схема действия механизма. Выводы. Механизм устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия угледобывающего производственного объединения служит инструментом запуска и поддержания процесса развития предприятия, обеспечивает его жизнеспособность, минимизируя отрицательное влияние изменений на рынке угля в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах, что подтверждается опытом формирования этого механизма на Бородинском погрузочно-транспортном управлении. Статья носит дискуссионный характер.

Ключевые слова: транспортное предприятие, устойчивое социально-экономическое развитие предприятия, принципы, методы, механизм устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия.

введение

В современных условиях, когда региональные и глобальные угрозы ставят под сомнение дальнейшее функционирование отраслей и предприятий, проблема обеспечения условий для стабильного развития приобретает особую актуальность.

Российские угольные компании испытывают жесткую конкуренцию в отрасли как на внутреннем, так и на мировом рынке. В связи с этим в настоящее время угольным предприятиям необходимо не только приспосабливаться к изменчивости внешней среды, изучать факторы, которые оказывают значительное влияние на их деятельность, но и проводить комплексную оценку и анализ рисков, их

SOlenikYuA@suek.ru

динамики; осуществлять поиск методов и средств, позволяющих минимизировать эти риски с целью повышения жизнеспособности предприятия.

Поскольку транспортное предприятие в составе угледобывающего объединения находится в единой технологической цепи, начиная от добычи угля и заканчивая доставкой его до потребителя, то угрозы, связанные с изменением ситуации на рынках угля, актуальны и для него. Организация работы транспортного предприятия в составе угольной компании должна строиться таким образом, чтобы предприятие укрепляло свою жизнеспособность на основе высокого качества своих услуг и привле-

кательных для компании цен, расширения спектра услуг, в том числе и для сторонних клиентов.

Транспортное предприятие в составе угледобывающего предприятия имеет производственный потенциал, позволяющий оказывать востребованные на региональном рынке услуги. Эти уникальные для производственной единицы объединения возможности для устойчивого развития предприятия не используются. А оно может быть реальным драйвером развития угольного объединения, поскольку спрос на количество и виды его услуг не органичен рамками объединения.

Необходимость устойчивого развития транспортного предприятия угледобывающего производственного объединения, обусловленная потребностью в обеспечении долговременной жизнеспособности предприятия и отсутствием необходимого методического инструментария, предопределила актуальность данного исследования в части разработки механизма обеспечения устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия в составе угледобывающего производственного объединения. Такой механизм позволит минимизировать отрицательное влияние изменений на рынке угля в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах на деятельность транспортного предприятия и, как следствие, повысить его жизнеспособность.

Ключевые понятия исследования. Известно, что термин «устойчивое развитие» применительно к государствам и обществу в целом был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 г. и понимался, как «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [1]. В соответствии с этим определением и принципами, заложенными в концепции устойчивого развития [1], подчеркивается его динамичный характер. Важно иметь в виду, что устойчивое развитие «представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее, процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями» [2].

Анализ дефиниций понятия «социально-экономическое развитие предприятия», представленных в экономической литературе [3-6], позволил автору определить его как целенаправленный процесс улучшения состояния всех сфер его деятельности, обеспечивающий переход предприятия на более высокий уровень развития, характеризуемый количественными и качественными показателями.

Таким образом, понятие «устойчивое социально-экономическое развитие транспортного предприятия» можно рассматривать как целенаправленный процесс обеспечения жизнеспособности транспортного предприятия в течение его жизненного цикла, заключающийся в улучшении состояния всех сфер деятельности предприятия и обеспечивающий переход предприятия на более высокий уровень развития, характеризуемый количественными и качественными показателями, при котором удовлетворяются потребности стейкхолдеров в текущем и долгосрочном периоде.

Средством управления процессом социально-экономического развития транспортного предприятия является механизм. Понятие «механизм» в экономическую науку пришло из техники, так как возникла потребность описания социальных, экономических и производственных процессов в их взаимодействии. В современных условиях требуется дальнейшее развитие этого понятия. Несмотря на практически полувековое использование этого термина в экономической науке и широкое его применение, единое, общепринятое понятие так и не выработалось.

Изучение дефиниций понятия «механизм» позволило установить следующие преобладающие его трактовки:

- целенаправленно функционирующая система методов, инструментов, рычагов и процедур взаимодействия различных субъектов и объектов (Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко);

- система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других твердых тел (Большая советская энциклопедия [7]);

- способ функционирования хозяйственной системы (О. В. Деревянко [8]);

- совокупность экономических рычагов и стимулов влияния на производство и участников хозяйственной деятельности (Л. И. Абалкин [9]);

- совокупность процессов, организационных структур, форм и методов управления, правовых норм (Б. Райзберг, Л. Лозовский [10]);

- совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирование (В. Столяров, Л. Васечко [11]);

- система организации систем (Ю. М. Осипов [12]); специфическая совокупность элементов, состояний и процессов, находящихся в определенных связях, отношениях и определяющих порядок какого-либо вида деятельности (Н. А. Креймер [13]).

Все рассмотренные содержания понятий взаимодополняют друг друга, и их не следует противопоставлять.

На основании результатов выполненного анализа определений установлено, что предназначение механизма - это обеспечение установленного порядка, последовательности действий, определяющих конечный результат процесса. Опираясь на понятие механизма в технических науках [7], автор полагает, что механизм устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия целесообразно рассматривать, как средство обеспечения запуска и устойчивого поддержания социально-экономического развития транспортного предприятия в текущем и долгосрочном периодах.

Принципы, методы и механизм устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия. Результаты управленческих решений, реализуемых в Бородинском погрузочно-транспортном управлении в 2014-2022 гг., позволили определить следующее: обеспечение жизнеспособности транспортного предприятия в условиях высокой динамики внешней среды достигается целенаправленным поэтапным переходом от преимущественно монопрофильного производства к многопрофильному на основе развития и использования трудового и производственного потенциала предприятия, обеспечения

сопряженности технико-технологического, социального, экономического и экологического направлений развития.

Важное значение для формирования механизма имеют принципы его функционирования, позволяющие реализовать предназначение механизма. В общем понимании принцип - это правило или основание, на котором строятся теории, правила и законы в различных сферах жизни (общество, наука и др.).

Исходя из опыта обеспечения устойчивого социально-экономического развития на предприятиях российских угольных компаний за последние 20 лет, автором определены принципы, приведенные в табл. 1.

В органичной связи с рассмотренными принципами находятся методы. Они представляют собой совокупность приемов целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект (процесс), обеспе-

Таблица 1. Принципы функционирования механизма устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия (разработано на основе [14, 15])

Table 1. Principles of functioning of the mechanism of sustainable socio-economic development of a transport enterprise (developed on the basis of [14, 15])

Принцип

Обоснование

1. Повышение профессиональной субъектности работников

2. Императивность освоения работниками функции развития

3. опережающее обновление требований к параметрам процессов

4. Цикличность процессов преобразований

Необходимость обеспечения воспроизводства, адаптации и развития производства в условиях изменчивости внешней среды (возникновения угроз и новых возможностей) обусловливает потребность в повышении профессиональной субъектности работников - усилении конструктивной активности работников при осуществлении профессиональной трудовой деятельности, характеризуемой целеустремленностью, ответственностью, критическим мышлением, склонностью к саморазвитию, развитию подразделения, предприятия

Освоение функции развития является необходимым условием эффективного и устойчивого функционирования транспортного предприятия в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Функция развития должна быть нормой трудовой деятельности, институционально закрепленной в должностных обязанностях, и стать потребностью каждого работника предприятия

В условиях высокой динамики внешней и внутренней среды транспортного предприятия сохранение достаточно жесткой зависимости от рынка угля, сокращается время на реакцию, адаптацию и обеспечение устойчивого развития в изменяющихся условиях, существенно возрастают риски снижения жизнеспособности предприятия. В связи с этим в условиях ограниченности рынка угля требуются заблаговременная разработка и освоение новых требований к параметрам производственных процессов, организации труда и управления подразделениями, предприятием

Устойчивое социально-экономическое развитие транспортного предприятия обеспечивается непрерывным совершенствованием процессов на основе реализации циклов планирования, ресурсного обеспечения, организации и контроля за достижением результатов. Цикличность является фактором обеспечения непрерывности преобразования процессов

Таблица 2. Методы обеспечения устойчивого социально-экономического развития, используемые в Бородинском погрузочно-транспортном управлении (разработано на основе [14, 15])

table 2. Methods for ensuring sustainable socio-economic development used in the Borodino loading and transport department (developed on the basis of [14, 15])

Группа _ Основной принцип

r' Предназначение методов r ^ Характеристика Инструментарий методов

методов ^ методов г г п г

8 &

* У

¡5 I

О. S

0 t

т- га

Распорядительное воздействие на личность (регулирование и устранение возникающих в ходе производства помех и отклонений)

Императивность исполнения

Основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности

Положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения, нормативные акты, договоры

о

Воздействие на экономические интересы личности, коллектива в целях достижения оптимальных результатов их функционирования с соблюдением баланса интересов между предприятием и работником

Стимулирование

Основаны на экономических интересах работника и коллектива

Коллективный договор, положение о рационализаторской деятельности, рейтинговая система оценки результатов деятельности подразделений, разработка и реализация организационно-технологических проектов

с т га s

и

si

Происходит воздействие на взаимоотношения и установки личности в целях соблюдения баланса между интересами и ответственностью

Мотивация

Основаны на социальной потребности работника и коллектива

Коллективный договор, рейтинговая система оценки результатов деятельности подразделений, развивающая аттестация персонала, разработка и реализация организационно-технологических проектов, аналитико-моделирующие семинары

чивающих координацию действий персонала в процессе выполнения ими функций управления для достижения устойчивого развития предприятия.

В соответствии с характером воздействия методов автором выделены следующие их группы: организационно-административные, экономические и социально-психологические. Рассмотрим их содержание на примере опыта обеспечения устойчивого социально-экономического развития в филиале АО «СУЭК-Красноярск» «Бородинское погрузочно-транспортное управление» (БПТУ), табл. 2.

Исходя из содержания ключевых понятий исследования «устойчивое социально-экономическое развитие транспортного предприятия», «механизма», принципов и методов, автором разработан механизм устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия, схема которого представлена на рис. 1.

Важнейшее значение для формирования механизма имеют условия и требования, предъявляемые к системе

управления развитием предприятия, принятые и поддерживаемые в системе управления. К условиям следует отнести внутреннюю среду предприятия, а также интересы и потребности субъектов (стейкхолдеров) предприятия, производственного объединения и компании в целом, цели и стратегию ее развития. Важным элементом внутренней среды является организация на предприятии инновационных процессов, в основе которой взаимосогласованное развитие предприятия и работника.

Согласно результатам проведенного исследования, требования следующие:

- рост потребности руководителей всех уровней управления в самореализации;

- рост согласованности взаимодействия менеджмента и персонала;

- освоение менеджментом мультифункциональности [15].

Механизм устойчивого социально-экономического

развития транспортного предприятия представлен двумя контурами:

Контур, обеспечивающий ответственность работников

Контур, обеспечивающий организацию

функционирования механизма

рисунок 1. Механизм устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия Figure 1. The mechanism of sustainable socio-economic development of a transport enterprise

- организация функционирования механизма;

- обеспечение условий функционирования механизма.

Контур «организация функционирования механизма» представлен тремя важными блоками: целеполагани-ем и определением задач, организацией на предприятии инновационного процесса и регулированием их посредством системы методов, принципов и инструментов, являющихся рычагами для обеспечения эффективного взаимодействия персонала при достижении поставленных целей и задач.

Блок «целеполагание и определение задач» является задающим, поскольку цель представляет собой образ будущего результата деятельности. Блок «организация на предприятии инновационного процесса» является центральным блоком этого контура, так как в этом блоке разрабатываются, реализуются и осваиваются в целесообразной последовательности управленческие, организационные, технологические и технические инновации, связанные с развитием подразделений и предприятия в целом, с момента их зарождения до получения устойчивого социально-экономического эффекта. Блок «регулирование» необходим в связи с тем, что полученные результаты на выходе могут не всегда отвечать заданным параметрам цели, следовательно, методы и инструменты могут нуждаться в корректировках и доработках.

Контур «обеспечение условий функционирования механизма» необходим для отслеживания процесса функционирования механизма и поддержания его в заданных качественных характеристиках и количественных параметрах. В его основе лежит корректировка процесса функционирования механизма путем выявления фак-

торов, негативно воздействующих на него, разработка и реализация соответствующих мер для его функционирования и возврата на первый контур с целью достижения необходимого уровня.

Тесное, динамичное взаимодействие этих двух взаимодополняемых контуров представленного механизма позволит обеспечить его эффективное функционирование и, как следствие, устойчивое социально-экономическое развитие транспортного предприятия.

Механизм устойчивого социально-экономического развития транспортного предприятия - это создаваемое менеджментом средство для приведения в действие и обеспечение жизнеспособности предприятия как социально-экономической системы и каждого работника как субъекта рынка труда.

Разработанный автором механизм обеспечивает поддержание текущей деятельности, адаптации и развития транспортного предприятия в условиях возрастания неопределенности рыночной среды и снижения спроса на уголь. заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижение требуемой жизнеспособности транспортного предприятия в составе угледобывающего объединения в условиях постоянной угрозы ограничения рынка угля может осуществляться посредством целенаправленного формирования и использования на предприятии механизма устойчивого социально-экономического развития. Механизм учитывает интересы, потребности и ответственность ключевых субъектов социально-экономического развития транспортного предприятия и включает два контура: организацию функционирования механизма и обеспечение условий функционирования механизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гизатулин Х. Н., Троицкий В. А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 124-130.

2. Горбунов Ю. В. О понятии «механизм» в экономических науках // Экономика. Профессия. Бизнес. 2018. № 2. С. 17-21. https://doi. org/10.14258/201819

3. Родионова Л. Н., Абдуллина Л. Р. Устойчивое развитие промышленных предприятий: термины и определения // Нефтегазовое дело. Сетевое издание. 2007. № 1. С. 50-62.

4. Калинеску Т. В., Гречишкина Е. А. Проблемы социально-экономического развития предприятия в условиях экономического кризиса // Бизнес Информ. 2009. № 4(1). С. 66-69.

5. Мироседи С. А., Денисова Д. А. Социально-экономическое развитие как результат реструктуризации предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 11. С. 127-130.

6. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Развитие организации // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 11. С. 3-39.

7. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энц., 1969-1978. URL: http://www.rubricon.com/ bse_1.asp

8. Деревянко О. В. Организационно-экономический механизм планирования бизнес процессов предпринимательских структур: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб, 2004. 156 с.

9. Абалкин Л. И. Избранные труды. В 4-х тт. Т. II. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М.: Экономика, 2000. 912 с.

10. Райзберг Б.А., Туляков А. В. Стратегическое планирование и управление социально-экономическими объектами. М.: Экономика, 2015. 222 с.

11. Столяров В., Васечко Л. Экономический механизм социального страхования. URL: http://efaculty.kiev.Ua/analytics/str/3

12. Осипов Ю. М. Курс философии хозяйства. М.: Экономиста, 2005, 320 с.

13. Креймер Н. А. Содержание экономического механизма восстановления и развития технического потенциала сельскохозяйственных предприятий (по материалам Краснодарского края): дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2004. 208 с.

14. Лапаева О. А. Социально-экономическая концепция развития нормирования труда работников угледобывающих предприятий М.: Экономика, 2021. 235 с.

15. Великосельский А. В. Методологические основы процессно-проектного управления развитием угольной компании в условиях возрастания неопределенности рыночной среды: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2021. 41с.

16. Карпов А. Н., Оленик Ю. А. Система рейтингов как инструмент повышения эффективности деятельности подразделения предприятия // ГИАБ. 2015. № 1-2. С. 308-318.

Статья поступила в редакцию........ 2022 года

УДК 338.242 http://doi.org/10.21440/2307-2091-2022-2-145-150

On the mechanism of sustainable socio-economic development of a transport enterprise of a coal mining association

Yuliya Anatol'evna oLENIK*

Branch of JSC "Suek-Krasnoyarsk" "Borodino loading and transport department", Industrial site PTU, Borodino, Krasnoyarsk region, Russia

Abstract

Relevance. One of the conditions for ensuring the viability of a transport enterprise as part of a coal mining association in the face of the threat of limiting the coal market is the organization of sustainable socio-economic development. For this, it is necessary for the staff to master the function of development as a norm of labor activity and the institutional consolidation of this norm in the system of socio-economic relations of the enterprise.

The purpose of the research is to devise a mechanism for sustainable socio-economic development of a transport enterprise of a coal mining production association in a limited coal market to reduce the negative impact of changes in the coal market in the current, medium and long term.

Research methodology. In the course of the study, a comparative analysis of the definitions of the concepts "sustainable development of an enterprise", "socio-economic development of an enterprise", "mechanism" was used; methods of structural and functional analysis, socio-economic forecasting, production experiment.

Results. In the aspect of the chosen research topic, the concept of sustainable socio-economic development of a transport enterprise was defined. This is to ensure the long-term viability of the enterprise, which is an element of a single technological chain of the coal mining process. The definition of the mechanism of sustainable socio-economic development of a transport enterprise was proposed as a set of methods and institutional means for managers to master the function of continuous development of their activities, the activities of departments and the enterprise as a whole. The mechanism is designed to involve each employee in the process of socio-economic development. The principles, methods and tools of the mechanism were presented, the implementation of which ensures the sustainable socio-economic development of a transport enterprise. A scheme of the mechanism was proposed. Conclusions. The mechanism of sustainable socio-economic development of a transport enterprise of a coal mining production association serves as a tool for launching and maintaining the development process of an enterprise, ensures its viability, minimizing the negative impact of changes in the coal market in the current, medium and long term, which is confirmed by the experience of forming this mechanism in the Borodino loading and transport enterprise. The article is open to discussion.

Keywords: transport enterprise, sustainable socio-economic development of an enterprise, principles, methods, mechanism of sustainable socio-economic development of a transport enterprise.

REFERENCES

1. Gizatulin Kh. N., Troitsky V. A. 1998, The concept of sustainable development: a new socio-economic paradigm. Obshchestvennyye nauki i sovremennost' [Social sciences and modernity], no. 5, pp. 124-130. (In Russ.)

2. Gorbunov Yu. V. 2018, On the concept of "mechanism" in economic sciences. Ekonomika. Professiya. Biznes [Economics. Profession. Business], no. 2, pp. 17-21. (In Russ.) https://doi.org/10.14258/201819

3. Rodionova L. N., Abdullina L. R. 2007, Sustainable development of industrial enterprises: terms and definitions. Nefte-gazovoye delo. Setevoye izdaniye [Oil and gas business. Online edition], no. 1, pp. 50-62. (In Russ.)

4. Kalinescu T. V., Grechishkina E. A. 2009, Problems of social and economic development of an enterprise under conditions of economic crisis. Biznes Inform [Business Inform], no. 4(1). pp. 66-69. (In Russ.)

5. Mirosedi S. A., Denisova D. A. 2017, Social-economic development as a result of the restructuring of the enterprise. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economy and business: theory and practice], no 11, pp. 127-130. (In Russ.)

6. Zhemchugov A. M., Zhemchugov M. K. 2016, Development of an organization. Problemy ekonomiki i menedzhmenta [Problems of economics and management], no. 11, pp. 3-39. (In Russ.)

7. Prokhorov M. 1969-1978, Great Soviet Encyclopedia: in 30 volumes. Moscow. (In Russ.) URL: http://www.rubricon.com/bse_1.asp

8. Derevyanko O. V. 2004, Organizational and economic mechanism for planning business processes of entrepreneurial structures. PhD theses, Saint Petersburg, 156 p. (In Russ.)

9. Abalkin L. I. 2000, Selected works. In 4 volumes. On the way to reform. The economic mechanism of a developed socialist society. A new type of economic thinking. Perestroika: ways and problems. Vol. 2, Moscow, 912 p. (In Russ.)

10. Raizberg B. A., Tulyakov A. V. 2015, Strategic planning and management of socio-economic objects. Moscow, 222 p. (In Russ.)

11. Stolyarov V., Vasechko L. Economic mechanism of social insurance. (In Russ.) URL: http://efaculty.kiev.ua/analytics/strA3

12. Osipov Yu. M. 2005, Economic philosophy course. Moscow, 320 p. (In Russ.)

13.Kramer N. A. 2004, The content of the economic mechanism for the restoration and development of the technical potential of agricultural enterprises (based on the materials of the Krasnodar Territory). PhD theses, Krasnodar, 208 p. (In Russ.)

14. Lapaeva O. A. 2021, Socio-economic concept of the development of labor rating for employees of coal mining enterprises. Moscow, 235 p. (In Russ.)

15. Velikoselsky A. V. 2021, Methodological foundations of process and project management of the development of a coal company in the face of increasing uncertainty in the market environment. PhD theses, Moscow, 41 p. (In Russ.)

16+. Karpov A. N., Olenik Yu. A. 2015, Rating system as a tool to improve efficiency of production units in a company. GIAB [Mining informational and analytical bulletin (scientific and technical journal)], no. 1-2, pp. 308-318. (In Russ.)

The article was received on May 18, 2022

ИOIen¡kYuA@suek.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.