Научная статья на тему 'О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенка'

О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенка»

иННОВАциОННыЕ и иССЛЕДОВАТЕЛьСКиЕ ПРОЕКТы

Маюрова С. И.

ДОУ «Колобок» г.Новый Уренгой

Проект детского литературного журнала «Филиппок»

Детская литература играет огромную роль в становлении дошкольника как личности. И на каждом возрастном этапе имеет свое особое значение. Народные песенки, потешки, пословицы, загадки погружают малыша в уютный светлый мир и способны оказать поистине врачующее воздействие на его душу. Ребенка постарше книга вводит в мир человеческих отношений - в мир с поражениями, удачами и победами его героев.

Все в жизни человека начинается с детства. В периодической печати последних лет можно встретить множество статей, концентрирующих внимание на развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Как решить проблему приобщения ребенка к чтению на самых ранних этапах его жизни? Читая, анализируя, размышляя об этом, понимаешь однозначно, что каждый малыш, появившийся в нашем уникальном мире - потенциальный читатель. Но станет он им или нет, в значительной мере зависит от нас -взрослых.

Настоящими читателями становятся лишь те, кто полюбил книгу в раннем возрасте. Существует мнение отдельных психологов, что привить любовь к книге и общению с ней можно только до 7 лет. Позднее это сделать будет очень трудно. Чем раньше начнется решение основной задачи по формированию ребенка - читателя, тем больше возможности - добиться желаемого, а успех могут обеспечить только плечи родителей и воспитателей детского сада.

Можно еще в дошкольном возрасте пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни единой букве. Суть в том, что малыш может с раннего возраста полюбить книгу, испытывать удовольствие от читаемой ему сказки, и понять невозможность существования без нее.

Можно тратить время и силы на освоение процедуры чтения, но не только не привить любовь к книге, а получить прямо противоположный эффект. В стремлении научить ребенка читать, взрослые не учитывают факта «предельных возможностей» возраста. Малыш настолько устает от постоянных упражнений в технике чтения, что начинает ненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые ему предстоит еще прочесть. Что важнее, освоить технику или развить чувство и сформировать необходимые качества будущего читателя? У малыша должен доминировать восторг, удивление, восхищение, интерес, что впоследствии перерастет в уважение, понимание, любовь к источнику его положительных эмоций - книге. Позже придет и осознание ее роли в человеческой жизни. Воспитатель всегда должен помнить - ребенок индивидуален, уникален, его первостепенная задача - не навредить...

Основы формирования грамотного читателя закладываются в период раннего детства (до 7 лет). В школе, в первом классе, должен появиться чи-

татель: не обязательно читающий, но обязательно -читатель! По мнению доцента кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания одного из ВУЗов страны З. Гриценко - читатель - это человек, связавший свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающий ее смысл и значение.

Интерес к содержанию книги - основной фактор отношения ребенка к ней и критерий оценки ее значимости в его жизни. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к миру книги (как способу деятельности, который может доставить огромное удовольствие и много ценного даст его душе). Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит и эффективности. Книгой пользуются. С книгой работают. Из книги черпают сведения. По ней учатся. Но не читают - если принять за чтение особого рода эмоционально-творческую жизнь, обогащающую личность. Не будет интереса -не будет и тяги к чтению, какие бы усилия воспитатели, родители не затратили. Мы, взрослые, должны увлекать детей новизной и многообразием подходов к самому феномену, называемому «Чтением».

Не секрет, что формирование читателя начинается в семье. Родители - главные люди малыша, они -первый источник его знаний о мире, в том числе и о книге. Мало шансов вырастить читателя в семье, где предпочтение отдано просматриванию телепередач. В этом случае формируется созерцатель, чаще без всякого отбора содержания для просмотра, без последующего осмысления, без акцентов на ценности или их отсутствие. Это формирование привычки, насколько полезной, сказать трудно.

Для семьи одна из типичных ситуаций: малыш только недавно научился говорить, у него уже есть несколько любимых стихов и сказок (которые, кстати, читали в доме), он просит прочитать ему их вновь и вновь. Его постоянные просьбы надоедают родителям:

- Да я тебе эту сказку вчера три раза читала, -досадует мама. - Видишь, я шью!?. Иди к бабушке, пусть она тебе почитает.

- Нечего его ко мне посылать, - выглядывает из кухни бабушка. - У меня обед на плите, пусть отец ему почитает.

У отца тут же находятся какие-то неотложные дела, и он уходит. Обескураженный малыш стоит, прижав к себе книжку.

- Ну ладно, иди, я тебе почитаю, - сжалилась над ним бабушка.

Читает она торопливо, скучным голосом, от которого сразу тускнеют краски любимой сказки. То и дело бабушка прерывает чтение, чтобы помешать

32

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

что-то на плите. Ожидаемого удовольствия малыш не получает. Вместо него - недоумение - почему мама, папа и бабушка не хотят ему почитать? Раз-другой, наткнувшись на досаду и раздражение родителей, ребёнок вообще перестаёт просить их почитать. И гаснет в его душе та первая искорка любви к книгам. А любовь к книге - один из величайших даров, какой родители могут дать ребенку. Не всегда родители специально прививают любовь к чтению у своих детей. Можно привести пример:

«Ребенок растет рядом с читающей мамой, которая работает в детском саду, занимается делами по дому, смотрит телепередачи о путешествиях и животных и читает. Всегда в одном и том же кресле, под той же лампой, с толстой библиотечной книгой на коленях. Мама не учит дочь читать. она просто берет ее с собой, когда идет в библиотеку, позволяет ей смотреть и листать свои книги, если хочется. И с самых ранних лет ребенку тоже хочется читать». Это один из способов включиться в деятельность взрослого на основе собственного выбора, который пробуждает интерес к человеческой мысли, оставленной в книгах Великими мыслителями, писателями детской сказки, поэтами... Родители, как и дети, нуждаются в помощи, если они не педагогические работники, которую ему может оказать вдумчивый и заботливый воспитатель детского сада. Его задача заключается в том, чтобы помочь родителям найти нужную информацию о способах и методах, которые помогут в определении «круга чтения» малыша, и поспособствуют формированию читательского интереса в детской душе, который даст ростки здорового интереса к книге в будущем.

Размышление над проблемой формирования маленького читателя и привело к разработке комплексного проекта: «Выращивание читателя - дошкольника на основе создания детского литературного журнала «Филиппок», ориентированного на развитие читательского вкуса ребенка и пробуждение любви к слову, мысли, книге, к творческому познанию мира через общение с ней. одна из форм этого направления деятельности - создание редакции детского литературного журнала. Это комплексный проект. он не является научно - исследовательским, а скорее его тип: познавательно - творческий. Конечный

результат определяет цель проекта: развитие читательской культуры малышей и всех сопутствующих ее компонентов (ощущение, восприятие, воображение, осмысление, художественный вкус, мотивации детей, принятие разнообразия литературных жанров и т. д.) на основе организации деятельности по созданию детского литературного журнала.

Цель определяет и содержание задач проекта:

- расширение представлений дошкольников о многообразии жанров детских литературных произведений: детских журналов (историй их появления); детских художественных книг, сказок и сказаний, былин, мифов, стихов и др.;

- приобщение детей к слушанию художественных произведений: рассказов, притчей, легенд, и многообразия сказок народов мира;

- развитие поисковых способностей, умений и навыков отбора нужного содержания в процессе познавательной и творческой активности, проявление любознательности и других качеств юного журналиста;

- приобщение к практико - ориентированной, коллективной деятельности по созданию своего детского журнала;

- формирование коммуникативных умений в процессе коллективного сотворчества;

- развитие речевой компетенции малышей в процессе презентации (защиты) своего журнала;

- научение ребенка принимать высказывания сверстников, взрослых, специалистов о качестве выполненной работы и перспективах ее улучшения (сотрудничать конструктивно).

В реализации проекта могут участвовать: дошкольники, родители и специалисты, имеющие отношение к данному виду деятельности. Проект разрабатывается в течение года. Журнал создается поэтапно. Этапы ориентировочно определены в таблице, которая предложена ниже. Эти этапы реализуются в процессе проведения занятий с малышами:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап - формулирование проблемы; - ввод участников в игровую ситуацию; - определение задач, которые надо решить. - осмысливание сути проблемы; - вживание в сюжетно -игровую ситуацию; - принятие задач проекта.

2 этап - популяризация нужной информации; - помощь в планировании деятельности; - оказание практической помощи всем участникам процесса - классификация информацию; - объединение по подгруппам; - распределение обязанностей.

3 этап - организация деятельности детей в подгруппах по выполнению ра- - работают над созданием заданного продукта деятельности;

4 этап боты. - оказание помощи в подготовке и представлении продукта деятельности. - подготовка продукта к защите; - защита продукта деятельности.

Реализация такого рода деятельности по разработке проекта в столь раннем возрасте требует высокого уровня подготовки воспитателя и соответствующей,

33

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

иННОВАциОННыЕ и иССЛЕДОВАТЕЛьСКиЕ ПРОЕКТы

детально продуманной, материально - технической оснащенности процесса разработки проекта:

- Наличие подшивки детских газет, номеров городской газеты, комплекса детских журналов.

- отбор инструментария для художественнотворческой деятельности детей: цветные карандаши, фломастеры, маркеры, клей, степлер, скотч, ножницы, бумага разная по фактуре и цвету, трафареты.

- оснащение атрибутами для организации ролевой игры и самостоятельной работы детей: ихигровой импровизации.

- Набор иллюстративного материала по разным темам: картинки, фотографии, открытки, календари; наклейки и т. д.;

- Разработанная модель трудового процесса (по логическим шагам) изготовления журнала.

- Наличие стенда с карточками для ролевого выбора, чтобы каждый ребенок мог сам определить свою «должность» в будущем журнале: кем он будет (художником, журналистом, писателем, фотокорреспондентом).

- Создание библиотеки и фонотеки в группе.

- Правила организации их работы.

Очень важна роль участия специалистов детского образовательного учреждения в разработке проекта. Например, участие специалиста- воспитателя по изобразительному искусству определяет целый арсенал его осмысленных целенаправленных действий:

- проведение занятий в изостудии;

- подготовка рекомендаций по оформлению и содержанию предметно - развивающей среды;

- оказание методической помощи в изготовлении пособий, дидактических игр;

- проведение практикумов с родителями «Учите детей рисовать сказку, играя».

Очень важную роль, неоценимую по затратам сил и энергии, выполняет музыкальный руководитель:

- проводит музыкальные занятия, литературные праздники и развлечения с детьми;

- оказывает методическую помощь в подборе и изготовлении музыкально дидактических игр;

- осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.

Огромную поддержку оказывают и родители в реализации проекта:

- помощь в оборудовании и оформлении редакции;

- принимают участие в организации экскурсий в типографию, редакцию, библиотеку;

- участвуют в конкурсах, выставках ( тематика различна);

- участвуют в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализованной деятельности;

- принимают участие в ролевых театрализованных представлениях;

- организовывают встречи с интересными людьми;

- пополняют библиотеку в группе детской художественной литературой;

- оказывают помощь в создании фонотеки и видеотеки в группе;

- участвуют в подготовке и проведении праздников.

В процессе работы над проектом непременно имеет место и взаимодействие с социальной внешней средой:

- Экскурсии: в редакцию городской газеты «Красный Север», типографию, библиотеку, краеведческий музей, посещение выставки, организованной школой искусств.

- Встречи с интересными людьми: с корреспондентом журнала «Новый Уренгой», редактором газеты «Красный Север».

- Участие в передачах проводимых радио «Сигма»: «Сказка, сочиненная детьми», «Сказка под подушку».

Проект можно рассматривать как дополнение к любым, развивающим, комплексным и локальным программам литературного образования детей. Важно, что проект способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. В проекте могут участвовать дети старшего дошкольного возраста. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем шире объем работы, который, как и формы отбора материала, становится более разнообразными.

Первостепенная задача реализации проекта -сформировать ребенка хорошим читателем. «Качества такого читателя» определяет интеллектуальный уровень его развития, в соответствии с его возрастной нормой. Это непременно - широкие познавательные интересы; образная речь. А, кроме этого, проявление выразительной, эмоционально - чувственной сущности ребенка. Уже обозначенные ценностные ориентиры; хороший уровень самоорганизации, появление уверенности в своих силах, проявление творческих возможностей; развитие психических свойств: памяти, внимания, воображения. Естественно, что дошкольнику все эти качества развиты и одновременно -быть не могут. Но дошкольное детство - это период, когда закладываются основы самого высокого и значимого среди читательских типов для будущего ребенка.

Приобщая своих подопечных к детской литературе и детскому чтению, необходимо не только воспитывать и развивать самих детей, но еще и убеждать, информационно поддерживать и включать родителей в реализацию идей, заложенных в этом проекте.

34

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Механизм создания журнала включает следующие компоненты:

1. Выбор темы (дошкольники выбирают соответствующую карточку в «папке поиска»).

2. Постановка задачи. Создание газеты, распределение ролей в игре между малышами - разработчиками журналистского проекта (воспитатель - главный редактор газеты, журналист, писатель, фотокорреспондент, художник) для сотрудничества в малой группе.

3. Реализуемые виды деятельности в процессе разработки проекта создания детского журнала:

- «Главный редактор» (воспитатель) обсуждает со своими «сотрудниками» тему выпуска, и даёт им задания.

- «Журналисты» собирают информацию по заданной теме.

- «Писатели» сочиняют согласно жанру сказку или рассказ.

- «Художники» должны подобрать необходимые для зарисовки материалы (лист ватмана, карандаши, краски, фломастеры, трафареты).

- «Фотокорреспонденты» должны сделать «фотографии» (выбрать иллюстрации, картинки) и т. д.

- Дети предлагают разные варианты сбора информации, выбирая соответствующие модели

из «папки поиска» («подумать самому», «спросить у взрослого человека», «обратиться к книге», «обратиться к компьютеру», «понаблюдать за сверстниками»).

4. Оформление материала: все «сотрудники редакции» рассматривают, систематизируют, обсуждают собранную информацию.

Выявляют, что нового, интересного узнали, определяют содержание и согласовывают его с темой поиска, продумывают, что следует поместить в журнал, формируют свой журнал..

«Художники» делают зарисовки по теме, соответствующие надписи; «Фотокорреспонденты « размещают и наклеивают иллюстрации

5. Защита журнала: выступление детей с сообщением по теме журнала.

Результаты реализации такой деятельности с малышами способствуют формированию полезных навыков организатора в раннем возрасте, развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, учат согласовывать отобранное содержание с темой раскрываемого содержания, формируют художественный вкус, работать в команде, развивают речь малышей и много других полезных качеств на основе активной деятельности. Но главное - развивается способность работать творчески.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

35

иННОВАциОННыЕ и иССЛЕДОВАТЕЛьСКиЕ ПРОЕКТы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.М. Свиридова,

к.п.н., доцент

О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенка

Двадцатый век стал переломным в судьбе отечественного образования. Смена парадигмы, возрождение многообразия образовательных программ, пересмотр теоретических оснований традиционной дидактики, интеграция в мировое образовательное пространство, привели к тому, что проблема социальной адаптации ребенка в процессе школьного образования, обеспечивающей ему успешность и в жизни, и в обществе, приобрела значимость и актуальность.

Вал терминов оглушил педагогическую общественность: технологии, проектирование, образовательные модели, адаптивные школы, компетент-ностный подход, информатизация образовательного поля, профильное обучение. Есть от чего растеряться. Частнометодический подход, как оказалось, не способен гарантировать ни качества образования, ни конкретных результатов, ни развития личности, как таковой. Поиск же направлен на решение одной из самых ключевых задач: обеспечить индивидуально- личностное развитие ребенка в процессе его образования. Этот путь способен обеспечить как качество обучения, так и развитие уникальности ребенка, формирование устойчивого мотива к познанию мира.

Проблема индивидуализации обучения всегда присутствовала в той или иной форме в любом обучении (школьном, профессиональном, вузовском), но классно - урочная система образования не могла, и никогда не сможет, учесть индивидуальные потребности личности ребенка как в его удовлетворении содержанием обучения, так и в реализации его темпов. Но, главное, возможности проявления активности самой личности сводятся к минимуму. А этот фактор, в конечном счете, снижает острую потребность к самоутверждению детей. Перегрузка детей в такой системе обусловлена «валом информации», которую следует усвоить. Как следствие, страдают процессы ее переработки, а значит, тормозится развитие мыслительных процессов, снижается их качество. Человек постепенно превращается «в схему действий по образцу», нарушается естественный процесс развития его творчества. Проблема индивидуализации обучения заявлена как доминирующая во всех системах обучения, подкреплена всеми нормативными документами развития сферы образования, но пути выбора реализации данного процесса принадлежат профессиональным ее сотрудникам.

Решение проблемы индивидуализации в образовательном процессе реализуется на основе трех основных позиций, которые отражены в схеме 1.

Авторская модель индивидуализации обучения базируется на определенных теоретических позици-

36

ях группы ученых. Исходя из высказывания Э. Ильенкова «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо», важно учителю любой предметной области понять, что ребенок будет счастливым и успешным в жизни только при условии комплексного, системного подхода к его развитию в образовательной деятельности. Рассмотрим главные положения авторских концепций индивидуализации обучения (схема 2).

Технология индивидуализации обучения, в которой учитываются индивидуально - типологические особенности учащегося осуществляется на основе комплекса дидактических условий. К ним относятся:

- владение учителем технологией процесса на основе учета индивидуально-типологических и индивидуально-психологических особенностей личности учащегося;

- владение методами научной диагностики, которые позволяют получать данные по ряду параметров, характеризующих успешность обучения (соотношение образной и логической компонент мышления учащихся, уровень притязаний и возможностей ученика на основе самооценки, комплексная мотивация, исходный уровень достижений учащегося в предметной области и другие);

- владение способом предъявления информации по изучаемой теме на основе разработанных «Блок-концептов», предполагающих наличие оптимального соотношения образной и логической компонент информации; организацию учебного содержания по разработанным модулям (планирование индивидуальной работы ребенка на основе доминирующего типа мышления по соотношению его компонент);

- применение метода социометрических измерений с целью комплектования малых учебных групп на основе мотивированного выбора и применения технологии КСО в малых группах;

- обоснованное использование приемов, форм и методов работы, обеспечивающих эффективность процесса обучения и высокий уровень достижений учащихся;

- диагностируемый контроль ПРО (планируемых результатов обучения) на «входе» и «выходе»;

- умение планировать индивидуальную траекторию обучения ребенка в малой группе на основе комплекса заданий, учитывающих «зону ближайшего развития» личности учащегося.

Авторская технология, предлагаемая вниманию читателей, основывается на теоретических положениях развивающего обучения (В.В. Давыдова,

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

г. Дальтон, автор Е. Паркхаст, США).

Схема 1

П.Я. Гальперина,В.Э. Штейнбергаидр.). Это современная образовательнаятехнология, ориентированная на развитие «Я - концепции» личности учащегося, способной ксамоакт^ализации, самореализации в социальном обществе. Она универсальна и апробирована в разных предметных областях (физика, биология, история, обществознание и черчение). Результаты апробации позитивны. они показали высокий уровень достижений учащихся. К достоинствам технологии обучения относится и то, что она позволяет решать проблему индивидуализации вариативно.

Первый путь начин ается с формирования «Блок-концепта», который представлен ключевым о бъемом информации поизуча емой темы ил и части темы.«Блок-концепт» - это своеобразный кластер информации, содержащий не более 6-7 единиц информации, соответствующих архетипу развития памяти большинства учащихся. Он содержит рациональное соотношение как образной (визуальной), так и логической (вербальной) организации изучаемого материала. В нем раскрываются взаимосвязи информационных элементов. Его основа конструируется на шести принципах развивающего обучения В.В. Давыдова.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

37

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Владимир Дмитриевич Шадриков, доктор психологических наук, действительный член РАО, профессор

Концептуальные основы индивидуализации обучения

3 1 1 г

Инга Эриховна Унт, Антонина Сергеевна

доктор педагогических Границкая,

наук, профессорНИИ профессор института

педагогики Эстонии иностранных языков им. Мориса Тореза

1 3

Вячеслав

Валерьянович Гузеев, доктор педагогических наук, зав. кафедрой образовательных технологий АПК и ППРО

Организациярешения задач Главная форма Главный принцип — Интегральнаятехнология

учащимся индивидуализации изменение линейной обучения

на основе обучения — структуры урока на учащихся на основе

шести ступеней по уровню их самостоятельная работа нелинейную. системного подхода. ПРО —

сложности. учащегося в школе и Перераспределениерасхода планируемых результатов

Формирование устойчивой дома (гипотеза). времени на уроке — 20% обучения.

мотивации на преодоление Основноесредство — времени говорит учитель, Ценностно —

трудностей в процессе. тетради на печатной 80%времени работают деятельностного подхода.

Предоставлениеученику права основе и руководство к ученики. Использования средств

выбора сложности задания и индивидуализированной Изменение способов ИКТ.

скорости его выполнения самостоятельной работе. работы с учащимися: Учета «Зоны ближайшего

адекватно возможностям Основной метод — введение форм активного развития» ученика.

самого ученика адаптацияучащегося к освоения пластов Предоставленияправа

Отслеживаниединамики средствам печатной информации, ориентация выбора уровня сложности

эффективности обучения информации на индивидуализацию индивидуальных заданий.

ребенка. процесса обучения. Отслеживаниерезультатов

Использование метода достижений в динамике их

параллельногодействия и изменений.

опорных схем В.Ф.

Шаталова.

Общие принципы индивидуализации

S Индивидуализация —это стратегия обучения. Индивидуализация —основополагающий фактор формирования индивидуальности личности учащегося. Обязательнаинтеграция с другими формами обучения.

S Предоставлениеправавыбораученику своего стиля, темпа, адекватно уровню его возможностей.

■S Индивидуализация обучения предполагает наличие адекватного уровня сформированности общеучебных умений и навыков, атакжеучета развития интеллектуальных свойств мышления.

Схема 2. Комплекс дидактических условий

Второй путь начинается с подготовки учителем материала, изучаемого по конкретной теме, для индивидуальной деятельности учащихся, объединенных в типологические группы. основа формирования групп - соотношение образной и логической компонент мышления. Предполагается, что предварительно учитель получил данные о доминирующем типе мышления школьников. Структура модулей и логическая последовательность действий, по которым строится практическая деятельность обучающихся, изображены в данной статье в виде схем.

Третий путь - это организация индивидуальной деятельности учащихся, в основу которой положены знания об индивидуально-психологических особенностях школьников и разработанные индивидуаль-

38

ные задания. На этом этапе учитывается «зона ближайшего развития ученика». Задания разрабатываются адекватно их возможностям, в двух вариантах: в актуальной зоне развития и на шаг сложнее. Как учитывать зону затруднений - решает учитель.

Четвертый путь - это организация индивидуальной работы в малых группах на основе конструктивного сотрудничества. Задания разрабатываются для каждого ребенка на основе глубокого знания его индивидуальных особенностей (и свойств, и комплекса навыков организации деятельности, и зоны ближайшего развития ребенка, и индивидуально -психологических особенностей). Организационные основы данного метода заложены у В.К Дьяченко. Способы их адаптации могут быть разными. Этот

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

путь очень эффективен , хотя и требует з н ачп тель н ых т рудоз атр ат со сто ро н ы учител я. С^гато какой простор для творчества учителя!

Пятый путь - это использование всегокомплексапредложеиных путей. Он требует глубокой! теоретической подготовки учителя,знания возрастной психологии,союза учителя и психолога, использованиетеоретических оснований развивающего обучения,овладение технологией разработки «блок - концкптга», умения проектировать образовательный процесс, прогнозировать развитие ребенка, и многое другое.

Рассмотрим модули обучения.

Основной учебно-дидактический модуль № 1 (базовый)

1. В первой част и алгоритма предлагается структура построения «Блок - концепта» основного содержания. Она должна содержатьне более 6-7 единицоб-ема икформации (предел восприятия нормального объема памяти ученика). Предметная область определяет содержание этихструк‘п/рныхединиц«Блок-концепта».

2. Вторая часть алгоритмаопределяе т последовательностьорганизации эксперимента, включает восемь главных этапов его организации: цель, условия,установка и т.д.(Визуально- логическая организация).

3. В третьей части алгоритма представлена «Суть содержания изучаемой темы», конкретизированной в «Блок - концепте».

4. Четвертая часть - контроль, различный по формеорганизации и адееватный изученной теме предметной области.

5. Это базовый модуль организации содержания предметной области курса.

Учебный модуль№ 2, предлагаемыйучащимсясдоминирующей образ ной компонентой мышления

1. Первая часть алгоритм а предл а гает образну ю и нформацию иливизуально - логическу ю информацию в полном объеме.

2. Вторая часть - это логическая организация анализа образной информации.

3. Третья часть алгоритма - словесно-логическая организакия, соединяющая «элементы образа» в единую структуру «целого».

4. Четвертаячасть- переход к базовому алгоритму.

Учебный модуль№ 3,предлагаемый учащимся с доминирующейлогической компонентой мышления

1. Первая часть работы предполагает использование зоны «предвнимания» ребенка, его эмоциональное включение в деятельность.

2. Вторая часть - это организация работы с экспериментом или визуальной организацией содержания изучения.

3. Третья часть-формированиеобраза «предметаизучения».

4. Четвертая часть - словесно-логическая интерпретация содержания, а затем можно перейти к работе по базовому модулюобучения.

Литература

1. АлексееваВ.А, ГромоваЛ.А.Психогеометриядляменеджеров. Л.:, Знание,1992.

2. АнастазиА. Психологическое тестирование.В2-хт. М.:Педагогика, 1982.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование- М.: Просвещение. 1968. 464 с.

4. 4. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные педагогические исследования. М.,1956,С.438-456.

5. ГальперинП.Я.Методыобученияиумственногоразвитияребенка. М.: МГУ, 1985. 45 с.

6. Границкая А.С.Научитьдумать и действовать:адаптивнаясистемаобучениявшколе.М.:Просвещение,1991.174с.

7. Гузеев В.В.Методыобучения иорганизационные формы уроков. М.: Знание. 1999. 97 с.

8. Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении: (Лог - психол. проблемы построения учебных предметов.). - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

9. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса //Советская педагогика. М.: 1971. №11. С. 46 - 51.

10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос. 1984. - 320 с.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.