4. Ed. prof. Rybnikov V. Yu. and prof. Chermyanin S.V. (2009), Psychodiagnosis methods of identification of dezadaptive violations in practice of clinical psychologists: Manual, publishing house "AYSING", St.-Petersburg
5. Rybnikov V.Yu. and Ashanina E.N. (2009), "Psychological mechanisms of coping behavior of specialists of extreme professions", Psychopedagogy in law enforcement, No. 2, pp. 46-50.
6. Rybnikov V. Yu. and Ashanina E.N. (2011), Psychology coping behavior of the specialists of hazardous occupations, Polytechnika-service, St. Petersburg.
7. Sobchik, L.N. (2000), Introduction in identity psychology: theory and practice of psychodiagnosis, publishing house of Institute of applied psychology, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2016
УДК 159.9:796
О МЕХАНИЗМАХ СУГГЕСТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Владимир Петрович Колесник, директор по развитию, ООО "Северный спорт ", Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрен механизм суггестивного воздействия, опирающийся на взаимодействие эффекторов (мышц и желёз) с нервной системой на примере воздействием специальными психотелесными упражнениями, активирующих прямо (моторно по принципу сегментарной иннервации) и опосредованно (звуковыми и образными стимулами), единые блоки нервной системы, формируя надежные поведенческие реакции в экстремальной ситуации за короткое время тренировок. Подобные системы создавались в Старом Китае, одной из таких методик стала система ускоренной массовой подготовки войск генерала Ци Цзигуана (XVI в.), легшая в основу многих стилей восточных боевых искусств.
Ключевые слова: суггестия, эффекторы, двигательная система человека, спорт, экстремальная ситуация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p226-232
ABOUT MECHANISMS OF SUGGESTIVE IMPACT ON MOTOR SYSTEM OF THE PERSON (ON THE EXAMPLE OF SPORTS ACTIVITY)
Igor Anatolievich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Vladimir Petrovich Kolesnik, the director on development, JSC "North Sport", St. Petersburg
Annotation
The article considers the mechanism of the suggestive influence relying on interaction of the effectors (muscles and glands) with nervous system on the example of influence by special psychocorporal exercises activating directly (motor way under the principle of segmentary innervation) and indirectly (sound and figurative incentives), uniform blocks of nervous system, forming the reliable behavioral reactions in the extreme situations within short time of the trainings. Similar systems were created in Old China, the system of the accelerated mass preparation of troops of the general Qi Jiguang (XVI century), which formed the basis of many styles of east martial arts and became one of such techniques.
Keywords: suggestion, effectors, motor system of the person, sport, extreme situation.
Многие спортивные психологи, что выяснено из бесед с ними, считают, что эффекторы - это только двигательная система, мышцы. В этом, видимо, кроется одно из ключевых недопониманий спортсменами многих психических процессов и, в частности,
суггестии. Вполне возможно повинны в этом наши стереотипы, с одной стороны, и относительно медленное развитие нейробиологии. Еще в 1866 году русский физиолог Иван Михайлович Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» написал: «Улыбается ли ребенок при виде новой игрушки, смеется ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, дрожит ли девушка при мысли о первом свидании, всегда конечным итогом мысли является одно -мышечное движение» [10].
Вот это "одно" и явилось корнем многих некорректных положений современной спортивной психологии. Интрига начала разрешаться после того, как в XVII - XVIII веках к эффекторам были причислены и железы. И хотя человечеству известны органы и функции желёз уже более 4,5 тысяч лет - помните, древние греки при встрече спрашивали не "как живете?", а "как потеете?" Но в спортивной психологии, в отличие от спортивной биохимии, понимание желез как эффекторов еще не стало традиционным. Итак, эффекторы - это не только мышцы, это и мышцы, и железы (рисунок 1). Известно, что информация поступает в организм через сенсорные системы (по афферентным путям), а выходит через железы и двигательные системы (по эфферентным путям). Такая же организация характерна для всей фауны на разных уровнях организации сенсорно-двигательных систем (таблица 1).
У высших многоклеточных животных имеется два основных вида эффекторных органов - железы и мышцы (таблица 2). Соответственно различают и два основных типа эффекторной активности - секрецию (выделение секрета железой) и мышечное сокращение [12].
Таблица 1
Уровни организации сенсорно-двигательных систем _ (По G. Shepherd, 1973) _
Уровень организации Сенсорные системы Двигательные системы
Периферические органы Рецепторы Железы и мышцы
Нейронные сети Афферентные пути Эфферентные пути
Поведение Восприятие Двигательная деятельность
Выделяют два основных класса желез: эндокринные и экзокринные.
Эндокринные - железы внутренней секреции - вырабатывают гормоны, которые, попадая в кровяное русло, могут воздействовать на отдаленные клетки и органы тела. У высших многоклеточных животных эндокринные клетки группируются в специальные эндокринные железы (щитовидная железа, кора надпочечников и т.п.) или находиться в других органах (в почке, половых железах). Они контролируются нервной системой через гипоталамус и гипофиз.
Экзокринные - многочисленные по функциональному разнообразию клетки, обслуживающие, в основном, внутренние нужды организма, способствующие поддержанию постоянства внутренней среды и помогая организму реагировать на стрессовые воздействия. Зачастую составляют часть двигательного аппарата. Нервная регуляция работы этих желез обычно связана с сенсорным распознаванием соответствующих пусковых стимулов и с точным временным распределением секреции в соответствии с последовательность поведенческих актов [12]. Эндокринная система - система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. Гормоны - это сигнальные химические вещества, оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и системы-мишени. Гормоны служат регуляторами определённых процессов в определённых
Рисунок 1
органах и системах.
Таблица 2
_Виды эффекторных органов (По G. Shepherd, 1973)_
ЭФФЕКТОРЫ Примеры
У беспозвоночных | У позвоночных
ЖЕЛЕЗЫ
Эндокринные Нейроэндокринные клетки Нейрогемальные органы Эндокринные органы Нейроэндокринные клетки Гипоталамус Гипофиз Эндокринные органы
Экзокринные внутренние Бокаловидные клетки (слизь) Пищеварительные железы Слюнные железы (ферменты, шелк, студенистое в-во) Бокаловидные клетки (слизь) Пищеварительные железы
Экзокринные наружные Клетки, секретирующие слизь Клетки, секретирующие липкие вещества Клетки, секретирующие феромоны Клетки, секретирующие токсины Чернильные железы Хроматофоры Потовые и сальные железы Клетки, секретирующие феромоны Клетки, секретирующие токсины Хроматофоры
МЫШЦЫ
Гладкие (Редки) Висцеральные (непроизвольные)
Поперечнополосатые (сердечные, скелетные) В кишке, туловище, придатках Сердечные В туловище, придатках
Модифицированные Электрический орган
РЕСНИЧКИ
|У многочисленных мелких организмов | В выстилке различных органов
ДРУГИЕ ЭФФЕКТОРЫ
| Стрекательные капсулы |
Из множества частей мозга, различного назначения, можно выделить три его части, работающие в тесной связке друг с дружкой: гипофиз, гипоталамус и эпифиз. Все три этих органа, занимают довольно небольшой объем (по сравнению с общим объемом мозга) - однако несут очень важную функцию: они синтезируют гормоны. Эти органы являются одними из главных желёз секреции эндокринной системы. Не менее важными железами эндокринной секреции являются надпочечники [8, 12].
1960-е годы ознаменовались существенными открытиями в области нейробиоло-гии. Именно в это время ученые убедились, что одних электрических разрядов недостаточно для передачи импульсов между нервными клетками. Нервные импульсы переходят от одной клетки к другой в нервных окончаниях, называемых "синапсами". Но, как выяснилось, большинство синапсов имеют отнюдь не электрический (как считалось ранее), а химический механизм действия. При этом в передаче нервных сигналов участвуют нейромедиаторы (нейротранмиттеры) - биологически активные вещества, являющихся химическим передатчиком импульсов между нервными клетками человеческого мозга [8, 12].
Двигательная система. Выделяют пять уровней управления движениями [1]: три низших и два высших (таблица 3). Идея уровней управления движениями положена в основу классификации теорий научения: уровни А, В и С1 - формируются в процессе приобретения навыка (И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Б. Скиннер); уровни С2 и Б - в процессе социального научения (А. Бандура, Дж. Роттер); уровень Е детерминирован внешней средой и прекрасно объясняется с позиции теорий энвайроцентрической психологии (Н.А. Бернштейн, Дж.Дж. Гибсон, Р. Баркер) [7].
Когда же речь идет о психологическом / психическом воздействии, например, внушением / суггестией или каким либо видом психотренинговой, психокоррекционной, психотерапевтической работы (в том числе с применением суггестии) встает вопрос о механизмах суггестии.
Таблица 3
Уровни управления движениями (по Н.А. Бернштейну, 1920)_
1 Рефлекторное управление отдельным суставом 2 Рефлекторное управление несколькими звеньями конечностей тела 3 Управление с использованием внешней информации 4 Тактический уровень 5 Стратегический уровень
Уровни управления движением А - уровень палеокинети-ческих регуляций (рубро-спинальный уровень ЦНС) В - уровень синергии (та- ламо-паллидарный уровень ЦНС) С - уровень пространственного поля (пирамидно-стриальный уровень ЦНС) Б - уровень действий (предметных действий, смысловых цепей и т.п.) (теменно-премоторный уровень ЦНС) Е - группа высших кортикальных уровней символических координа-ций (письма, речи и т.п.).
С1 - стриальный, принадлежащий к экстрапирамидной системе С2 - пирамидный, относящийся к группе кортикальных уровней.
общая характеристика наинизший из координационных уровней построения человека целостные локомоторные движения пространственная мышечная ориентация (вообще) пространственная мышечная ориентация (точно и вариативно) (музыка, спорт, пр.) активное, изменяющее мир взаимодействие с последним, автоматизация, возобладание топологической смысловой схемы над геометрической формой уровень психологических мотиваций высшего уровня (интеллект, высшие потребности).
8Т Пространство Пространство Время Время
Сенсоры тропизмы гравитации (верх - низ) координаты собственного тела сенсоры внешней среды и локомо-ции сенсоры внешней среды и проприорецеп-торы масштабирование, векторность, смысл, интеллект
Исследования внушения (англ. - суггестии) начались во второй половине XIX века в связи с популярностью клинического гипноза. Одну из первых в современной науке схем механизма внушения (суггестии) мы встречаем у Вильяма Беджамина Карпентера (William-Benjamin Carpenter, 1813-1885). Схема приведена на рисунке 2 [13].
Как видно из схемы (рисунок 2), Карпентер достаточно близко подошел к функциям желез, но описывал их через вторичные проявления - эмоции. Такое объяснение характерно и в настоящее время. Суггестию же он предложил считать неким параллельным путем, идущим "в обход" сознанию и эмоциям [7].
В.М. Бехтерев еще в 1897 году определил внушение как «один из способов влияния одних лиц на других, которое может происходить как намеренно, так и ненамеренно со стороны влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании» [2, 3, 4].
Современные исследования в области нейробиологии (Г.М. Шеперд, 1983) позволяют глубже понять механизм внушения - секреторная функция желёз и гормональное воздействие на нервную систему вносят коррекцию в мышечную деятельность и далее в поведение, что указано на рисунке 1 пунктирной линией [12].
Стимуляторами, запускающими механизмы желез, могут быть практически любые сигналы, но если эти сигналы специфичны и возбуждают узкий круг нейронов, отвечающих за переработку информации на конкретном этапе, то можно добиваться узконаправленного воздействия, вызывая конкретные мышечные реакции и поведение [7].
Примером таких специфических сигналов могут быть определенные ментальные конструкты: представления, образы, символы. Они могут быть усилены соответствующими звуками, запахами, тактильными ощущениями и пр., а так же соответствующими движениями, которые, по принципу сегментарной иннервации, вновь будут активировать
узкие блоки нервной системы и, по обратным связям, корректировать, в конце концов, двигательные функции [7].
В настоящей статье авторами рассмотрен, только в общих чертах, механизм внушающего воздействия. На практике же с таким воздействием можно встретиться в различных психодвигательных упражнениях Древнего Востока. Методика ускоренной массовой подготовки войск генерала Ци Цзигуана прекрасно иллюстрирует психодвигательные средства суггестии - это 32 психотелесных упражнения, состоящие из четверостишия, в котором описаны боевой прием и мыслеобраз, которые надо последовательно в течение нескольких суток (от 4 до 10) постоянно повторять, что бы ввести двигательную систему в оптимальный режим функционирования в экстремальной ситуации рукопашного боя. Другими словами всего за 4-10 суток формируется устойчивые нервные связи, позволяющие использовать это в экстремальной ситуации боевых действий [6, 7].
Но в современной спортивной деятельности внушение используется крайне редко. Причин тому несколько: 1) спортсмены высокого уровня обладают достаточной устойчивостью к внушающему воздействию; 2) спортивные психологи, как правило, мало знакомы с системой внушения, зачастую подменяя ее системой т.н. словесных внушающих формул; 3) методики внушения в спортивной психологии заимствуются, в лучшем случае, из клинической психологии и малопригодны в спорте; 4) понимание суггестии, как формы гипноза, который практически бесполезен в отношении суггестоустойчивых спортсменов.
Отечественные публикации о внушении в спорте крайне редки [5, 6, 7, 8, 9, 11].
Одним из путей решения этой проблемы на практике является адаптация уже известных древних методик к современному тренировочно-соревновательному процессу и на базе этого опыта создание новых оригинальных методик, учитывающих современные положения физической культуры и спорта, положения современного естествознания.
Рис. 2. Схема суггестии (в оригинале и переводе на русский язык), предложенная В.Б. Карпентером в 1874 г.
Опытом такого формирования оптимальных поведенческих реакций в условиях экстремальных ситуаций стал широкий ряд экспериментов, в числе прочего включавший эксперимент, проведенный одним из авторов (И.А. Вороновым) в 1992 году на борту ОПК "Мир" (эксперимент проводился борт-инженером А.Ф. Полищуком), а так же в 2009-2015 гг. вторым автором статьи (В .П. Колесником) в ряде групп спортивных единоборств. Все эксперименты показали положительную результативность и позволили глубже разобраться в механизмах суггестивного воздействия на двигательную систему человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А. Бернштейн. - М. : Изд-во "Институт практической психологии, Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 608 с.
2. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни (1908 г.) / В.М. Бехтерев. -СПб. : Питер. 2001. -256 с. (Психология-классика).
3. Бехтерев, В.М. Основные задачи рефлексологии и физического труда / В.М. Бехтерев // Вопросы изучения и воспитания личности. - 1919. - № 1. - С. 3-15.
4. Бехтерев, В.М. Гипноз, внушение, телепатия / В.М. Бехтерев. - М. : Книжный клуб Книговек; СПб. : Северо-запад. 2011. - 416 с. (Золотая библиотека российской медицины).
5. Бондарчук, Т. Педагогическое внушение в процессе воспитания физических качеств юных спортсменов / Т. Бондарчук, С. Павлов, Е. Орехов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М. : [б. и.], 1998. - Т. 2. - С. 363-365.
6. Воронов, И.А. Внушение и гипноз в учебе, обороне и нападении / И.А. Воронов // Безопасность и жизнь. -1995. - № 2. - С. 36-72, 1996. - № 1. -С. 24-48.
7. Воронов, И. А. Экстремальная психология: комплексный подход: монография / И.А. Воронов ; ЧОУВПО СПбИПиА. - СПб., 2014. -146 с.
8. Корниенко С. Химия эмоций [Электронный ресурс]/ Станислав Корниенко // http://stkorn.livejournal.com/171279.html // 2007. - 56 с. - Дата обращения 01.12.2015.
9. Омельяненко, В.И. Использование суггестии в спортивной практике / В.И. Омельяненко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 9. - С. 55-58.
10. Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. - СПб. : Питер, 2001. - 416 с. (Психология-классика).
11. Шварц, И.Е. Внушение в педагогическом процесс е: учебное пособие для спецкурса / И.Е. Шварц. - Пермь : [б. и.], 1971. -420 с.
12. Шеперд, Г.М. Нейробиология / Г.М. Шеперд. в 2-х томах - М. : Мир. 1987. - 807. - Т.1. - 454 с., T.2 - 368 с.
13. Carpenter, W.B. Principles of Mental Physiology / Carpenter, William Benjamin. H.S. King and Co (reissued by Cambridge University Press, 2009. - 738 с. ISBN 978-1-108-00528-9.
REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (1997), Biomechanics and physiology of movements, Modec, Moscow.
2. Bekhterev, V.M. (1908), Suggestion and its role in public life, Peter, St. Petersburg.
3. Bekhterev, V M. (1919), "Main objectives of reflexology and physical work", Question of studying and education of the personality, St. Petersburg, No. 1, pp. 3-15.
4. Bekhterev, V.M. (2011), Hypnosis, suggestion, telepathy, Nord-West, Moscow.
5. Bondarchuk, T., Pavlov, S. and Orechov, E. (1998), "Pedagogical suggestion in the course of education of physical qualities of young athletes", The person in the world of sport: New ideas, technologies, prospects, Moscow, pp. 363-365.
6. Voronov, I.A. (1995), "Suggestion and hypnosis in study, defense and attack", Safety and life, No. 2-3, pp. 36-72, pp.24-48, St. Petersburg.
7. Voronov, I.A. (2014), Extreme psychology: integrated approach: monograph, St. Petersburg.
8. Korniyenko, S (2007), Chemistry of emotions, available at: http://stkorn.livej ournal.com/171279.html.
9. Omelyanenko, V.I. (2013), "Use of suggestiya in sports practice", Pedagogics, psychology and medico-biological problems ofphysical training and sport, Kiev, pp. 55-58.
10. Sechenov, I.M. (2001), Thoughts elements, Peter, St. Petersburg
11. Schwartz, I.E. (1971), Suggestion in pedagogical process, Perm.
12. 1Shepherd, G. M. (1987), Neurobiology, Mir, Moscow.
13. Carpenter, W.B. (2009). Principles of mental physiology reissued by Cambridge University Press, 2009, ISBN 978-1-108-00528-9.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.12.2015
УДК 159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АТТРАКЦИИ В ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Ольга Викторовна Грива, ассистент, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена вопросам психологии межличностного восприятия друга (подруги) в эмоционально близких отношениях. Особое внимание уделено феномену аттракции (чувственному компоненту), вызывающему симпатию, интерес и дружественное расположение. Приведены результаты эмпирического исследования по методикам «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО, автор Куликов Л.В.) и «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО, автор С.В. Духнов-ский). Данные методики позволяют рассмотреть интеракционные чувства - эмоциональную составляющую в дружеском взаимодействии.
Ключевые слова: дружеские отношения, эмоции, интеракционные чувства, аттракция.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p232-236
EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF ATTRACTION IN FRIENDLY
RELATIONSHIPS
Olga Viktorovna Griva, the assistant, The Mechnikov North-West State Medical University, St. Petersburg
Annotation
The article is devoted to the issues of psychology of interpersonal perception of the male or female friend in emotionally close relationships. Particular attention is paid to the attraction phenomenon (affective component) causing sympathy, interest, and liking. The results of empirical study are given according to the methods «Profile of feelings in relationships» (hereafter referred to as PFR, by L.V. Kulikov) and «Subjective estimation of interpersonal relationships» (hereafter referred to as SEIR, by S.V. Du-khnovskiy). These methods make it possible to examine interactional feelings - the emotional constituent in friendly interaction.
Keywords: friendly relationships, emotions, interactional feelings, attraction.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение дружбы как вида эмоционально близких отношений, отражает те перемены, которые происходят во внешнем социокультурном пространстве, обуславливая представления о друге (подруге), переживания и особенности взаимодействия с партнером.
В основе нашей работы лежит анализ эмоционально - чувственных характеристик дружеской аттракции. Под термином аттракция понимается положительная установка на Другого (Д. Бирн, Т. Ньюком, Б. Лотт, Д. Тедеши, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Л. Я. Го-зман и др.), в виде интереса, притяжения, симпатии, дружественного расположение [5]. Понимание собственных переживаний к партнеру рассматривается как важная потребность личности, позволяющая расширять горизонты психологической интерпретации