Научная статья на тему 'О ЛИДЕРСТВЕ'

О ЛИДЕРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
327
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЛИДЕРСТВЕ»

Денисова Л.С., к. э.н. доцент каф. Экономики и менеджмента

Адыякова Е.Ю. ассистент каф. Экономики и менеджмента

ХТИ филиал СФУ Абакан, Россия

О ЛИДЕРСТВЕ

Настоящий лидер - это слуга, он служит людям с радостью. И новая концепция лидерства подразумевает, что лидерство базируется, прежде всего, на характере человека, это самый важный момент. Черты и качества характера человека определяют, будет он лидером или нет. Альберт Эйнштейн говорил: «Самое главное в человеческой жизни - это стремление к нравственным поступкам, от этого зависит наше внутреннее равновесие, и даже само существование, только нравственные поступки придают красоту и достоинство нашей жизни ». Нравственные поступки -это поступки, которые опираются на определенные черты характера. Если в обществе нет настоящего лидера, то возникает хаос или анархия. По существу есть один способ изучения истории человечества - это изучение истории лидеров. Мы можем характеризовать ту или иную эпоху по тому, каков был лидер в эту эпоху и что делали люди, как они следовали за ним. Какое отношение к лидерам в нашем обществе? Эти отношения не всегда позитивные, бывают зависть, критика, равнодушие и пр. Последнее снижает способность распознать хорошего руководителя, а это не менее важно, как и само хорошее руководство. Человеку нужно дать возможность проявить себя. Лидер должен собственным примером показать, как нужно действовать, не только говорить, но и делать. Лидер может даже не говорить, но своими поступками вдохновлять окружающих. Характер, компетентность, сострадание - вот что отличает настоящего лидера.

Следует различать понятия лидера и менеджера. Менеджера можно встретить на каждом шагу, но не все из них являются лидерами, подлинные лидеры это очень большая редкость, мало людей, за кем бы мы хотели идти... Отличия менеджера и лидера: менеджеры используют людей для достижения своей цели, люди для них инструмент, но лидеры достигают своих целей ради блага людей. Менеджеры изучают то, что пользуется популярностью, что поможет им повысить свой статус и, главное, возможность увеличить свои доходы. В этой связи интересна статистика, по которой люди покидают организации. Кстати, это относится не только к работникам, но и к клиентам фирмы. Первое: 9-10% людей уходят по тому, что им предложили что-то лучшее, большую зарплату или более высокую должность; второе: 14-15% людей покидают коллектив по тому, что они поняли, что это не их дело; третье: 75% людей покидают

фирму потому, что не чувствуют заботу о себе. Над лидерами посмеиваются, если они не могут проявить заботу о людях.

Существует магическое соотношение (20 к 80), на котором базируется успешный бизнес. На 20% успех фирмы зависит от совершенства технологий, а на 80% - от отношения друг с другом, командный дух как внутри, так и вне компании (с поставщиками ресурсов, с покупателями, с вышестоящими организациями и т.д.). Очень важен психологический климат в компании, он-то и определяет креативность (творчество) людей по поводу роста прибыли, т.е. прибыль вторична, а дух компании первичен.

По статистике человек, уходя из какой-либо организации, в среднем 10-ти людям дает информацию об этой организации. Реклама - это не бегущая строка по телевизору, реклама - это то, что передается из уст в уста. Человеку не важно, был ли он сотрудником или клиентом этой организации, главное то, что он ушел с негативными чувствами, и в среднем он 10-ти людям передаст эти негативные чувства, это антиреклама! Кроме этого, затраты на формирование нового сотрудника: финансовые, временные и организационные - любые затраты в 6 раз больше, чем на сохранение старого сотрудника.

"Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди идут за ним. Какие бы нормы он ни устанавливал на примере своих действий, весь мир следует его примеру" (Махабхарата - древний индийский эпос). Таким образом, ещё одно необходимое качество лидера - это ясное видение цели. Это означает, что хороший лидер видит, куда он идет, даже если другие этого не видят. Он видит, куда движется он, и куда движутся те, кто следует за ним.

Долг лидера - заботиться о своих подданных. Он должен делать это, не думая о собственных удобствах, свои желания и устремления он должен подчинить нуждам людей. Истинный лидер по отношению к подчиненным становится отцом родным, и в тоже время слугой. К хорошему руководителю так и будут относиться - как к отцу. Так, до Генри Форда никому и в голову не приходило, что можно оплачивать больничный и лечение заболевшего сотрудника. За заботу о себе люди отдадут своё сердце. И тогда не будет этих 75 % ушедших, уйдут только те, кому не нужно быть в этом коллективе, а самые лучшие останутся. Но они уйдут, если не будет заботы. Генри Форд установил настолько высокий стандарт руководства, который нам трудно представить. Он знал о своих подчиненных практически все: их нужды, природу, привычки, тщательно изучал их, чтобы реально заботиться о людях. Это высший уровень руководства.

Но иногда лидеры буквально опьянены властью, и это приводит к тому, что они утрачивают способность контролировать свои действия, исполнять свои обязанности. Лидер должен знать, когда ему уйти, даже

когда ему уйти в отставку. Настоящий лидер этого не стесняется. Итак, умение признавать вовремя свои слабости является ещё одним качеством характера лидера. Если он знает свою слабость, он готов уйти в отставку и начать всё с нуля. В течение жизни многие лидеры совершали крутые повороты, начинали с нуля и добивались ещё большего. Это тоже одна из характеристик лидеров.

«Алчность - корень всех грехов. Она разрушает все достоинства и добродетели человека» («Махабхарата» - древний индийский эпос). Алчность или жадность чрезвычайно опасна. История содержит много свидетельств того, как лидер падал только из-за жадности, когда ему нужно было больше, чем на самом деле необходимо. Многие люди из-за жадности теряли целые государства. Алчность - это то, что необходимо преодолеть настоящему лидеру. Многие, являясь менеджерами или руководителями, стремятся увеличить своё благосостояние, и это нормальный процесс. Но если человек находится на своём месте и выполняет то, что дано ему судьбой и природой, то вознаграждение его само найдет. Если он действительно проявляет себя квалифицированным образом, он будет щедро вознагражден. Но если он действует только лишь ради вознаграждения, извлечения материального благосостояния, то всё остальное уходит на второй план. Это и есть алчность. Это может разрушить все начинания. Такого человека становится видно насквозь, ради чего он действует. Иногда люди предают близких, предают собственные семьи, своих подчиненных только из-за алчности. Истинный лидер должен с полной решимостью пытаться избавиться от этого качества характера. Настоящий лидер понимает, что он всегда будет вознагражден, если он действительно действует правильно.

Следующее высказывание состоит всего из трех слов: «Не затаивай злобы». Лидер не должен ни на кого таить злобы. Порой люди, которые оказываются в роли руководителя, только и занимаются тем, что копят недовольство и раздражение на других. Понятно, что лидер - это человек, обладающий большей квалификацией, чем другие, и иногда руководители видят, что их подчиненные менее квалифицированно справляются с работой. Это вызывает у них злобу и раздражение. Кто-то делает более медленно, чем они, кто-то делает не так хорошо, чем они. Благодаря мудрости и опыту лидер должен спокойно на это реагировать - вот реальная внутренняя работа лидера над своим характером.

У руководителя часто проявляется одна «болезнь». Западные психологи назвали её «микроменеджмент». Это означает, что руководитель, выдавая задания своим подчиненным, через непродолжительные промежутки времени начинает контролировать и проверять, сделано ли задание, как оно сделано, в какие сроки, и фактически его деятельность начинает сводиться к тому, что он просто ходит по всему предприятию и смотрит, кто чем занимается, и как они это

делают. Было время, когда-то он сам не очень квалифицированно выполнял работу, но он забыл об этом, и таким образом он не дает людям развиваться, даже если они совершают ошибки. Ведь он тоже когда-то совершал ошибки для того, чтобы сегодня иметь ту квалификацию, которую он сегодня имеет. Нет людей, которые не совершают ошибки. Ошибка не означает, что мы потерпели неудачу, более того, это может означать, что мы перешли на какой-то новый виток своего развития. Одна из характеристик, позволяющих понять, на своем ли месте вы находитесь, звучит так: вы готовы смириться с издержками вашей деятельности, т.е. с её отрицательной стороной. Нет ни одной работы, которая идеальна. В каждой работе есть минусы и плюсы. Если вы готовы принимать минусы так же, как и плюсы - это один из критериев того, что вы на своем месте. Неотъемлемой частью работы лидера является то, что если случается что-то хорошее, все воспринимают это как должное. А если случается что-то плохое, первым ругают лидера. Но если лидер не готов это принять, он будет затаивать злобу. Если человек приходит в сильное беспокойство из-за возникающих проблем, то это не качество лидера. Если есть проблемы - их нужно решать. Если человек не готов этого делать, то лучше пока не брать на себя роль лидера.

Лидер должен уметь делегировать полномочия. Делегирование бывает 2 типов.

1. Линейное делегирование или линейный менеджмент. К сожалению, это самый неэффективный и самый часто используемый тип делегирования. Именно поэтому говорят «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Линейное делегирование означает: «Я поручаю и передаю ответственность тому, кто находится ниже меня».

2. Матричное делегирование. Означает, что лидер поручает дела, но не передает ответственность. Чтобы делегировать матричный метод, нужно изучить природу человека.

Но, часто бывает так, что лидер, несмотря на всю ценность командного духа, предпочитает не передавать полномочия другим, т.к. боится, что плоды этой деятельности достанутся не ему. Это так же не является качеством характера лидера.

«Царя, которого почитают подданные, автоматически будут уважать и бояться враги» («Махабхарата» - древний индийский эпос). Здесь говорится, что лидер должен производить сильное впечатление. Если лидер одобрительно относится к своим подчиненным, его автоматически будут почитать, и это будет демонстрировать его силу во вне, это будут видеть другие со стороны, но если его не уважают подчиненные, то что уж говорить о других.

Рядом с истинным лидером люди должны ощущать свободу и счастье, словно они находятся в доме своего отца. Это ощущение свободы и счастья является неотъемлемой характеристикой творческого,

креативного человека, который способен развиваться и приносить пользу корпорации, и сама суть роли лидера сводится, в том числе к тому, чтобы охранять счастье подчиненного человека, охранять его жизнь, здоровье. Не так легко обеспечить людям счастливую жизнь. Ты должен использовать для этого всевозможные способы и навыки, задействовать разум и смекалку и следовать путем истины.

Лидер окружает себя благородными людьми, сходными с ним по характеру. Он вновь указывает на единомыслие. Если люди не обладают сходными целями, идеями, пониманием перспективы, то они могут сломать команду, они могут разрушить даже само начинание, идеи, перспективы и пользу в этой команде. И лучшие лидеры окружают себя могущественными людьми. В этом есть определенная опасность, потому что те, кто приближен к лидеру, могут позавидовать ему и совершить переворот. Тем, кто дальше всего от лидера, труднее всего совершить переворот. С одной стороны, это риск, но с другой стороны, как без этого? Настоящий лидер воспитывает вокруг себя новых лидеров. Конечно, те, кто окружает нас, могут мыслить не полностью тождественно с нами, они могут мыслить по-разному, могут иметь разные взгляды, подходы, но если есть единая концепция, общая идея, перспектива, то эти разные взгляды будут дополнять друг друга и объединять. Но, прежде всего, должна быть преданность миссии в целом. Если человек предан общей идее, то нет проблемы в том, что он как-то отличается от лидера, он будет дополнять эту команду.

Важно также отметить, что речь лидера должна быть приятной. Хороший лидер должен знать, что сказать, когда сказать, в какой форме это преподнести, чтобы помочь другим сосредоточиться на миссии компании. Девиз лидера - это выполнение долга, целостность, правильные поступки и нравственность.

Лидер-слуга наделен любовью к людям, лидер слуга сочувствует, сострадает другим, он постоянно держит руку на пульсе всех событий, он искренне озабочен благополучием людей. Лидер-слуга любит деньги, любит власть, любит ресурсы. Почему все это любит? Потому что может это использовать для того, чтобы принести благо людям.

В условиях конкуренции между корпорациями становится очень актуальной способность руководителей вдохновлять людей на командную игру. Люди, которые живут в среде, где они себя не чувствуют любимыми, защищенными и счастливыми, в десять раз подвержены хроническим заболеваниям, и в пять раз - психическим заболеваниям.

Важно помнить, что лидер слуга создает устойчивые ценности. Быстрого и кратковременного успеха на самом деле добиться не очень сложно. Лидера-слугу вдохновляют цели, которые больше чем он сам, он создает то, что останется после него, и в результате ему удается добиться значительных и устойчивых результатов. Лидер-слуга руководит изнутри.

Большая часть стратегий бизнеса должна исходить изнутри компании, если мы хотим идти в ногу с нашим быстроменяющимся миром.

Далее: лидер-слуга обладает широким виденьем перспективы. Редкий руководитель, который видит далеко вперед, поэтому, если мы хотим иметь таких руководителей, нам необходимо распознавать и поддерживать их. Лидер-слуга обладает духовным видением и заботится о том, чтобы люди менялись нравственно. Нетипичный успех: лидер-слуга возвышает сознание людей, он ясно видит будущее своей корпорации, ее миссию. Лидер-слуга занимает людей в соответствии с их склонностями, настоящий лидер умеет изучить природу другого, знает, как лучше задействовать этого человека. Известно, что около 90 процентов людей занимаются не той деятельностью, к которой они предрасположены, поэтому чаще всего люди умирают от сердечных болезней, поскольку очень напряжены психически на нелюбимой работе.

Есть одна интересная история относительно мотивации. В США один из преподавателей хорошо разбирался в склонностях своих студентов, видел среди них тех, кто имел большую склонность к бизнесу. Он придумал интересный способ вдохновения. Профессор предоставлял студенту гранд в размере 10 тыс. долларов на создание собственного бизнеса. Студент становился миллионером в силу реального таланта в бизнесе. В результате благодарные студенты жертвовали буквально миллионы долларов этому профессору.

Хорошо понимать людей - это видеть разницу между «хочу» и «нуждаюсь». Не всегда то, что люди хотят, совпадает с тем, в чем они нуждаются. Люди хотят выделяться из толпы любыми средствами, а нуждаются в сопереживании; хотят богатства, а нуждаются в самореализации; хотят славы, а нуждаются в том, чтобы быть в тени, в покое. Люди хотят могущества, а нуждаются в поддержке и благоприятной обстановке; хотят господства, а нуждаются в покровительстве, заботе; хотят престижа, а нуждаются в признании, одобрении; хотят свободы, нуждаются в хорошем руководстве и возможности развиваться. Настоящий лидер-слуга помогает людям увидеть эту разницу.

Следует отметить, что лидер-слуга оставляет после себя культуру высокого качества и мастерства, это называется цепочка преемственности. Каждый выдающийся лидер-слуга оставляет после себя приемников, людей, которые будут продолжать его миссию.

Нередко бывает так, что люди, которые добиваются успеха, вдруг понимают, что они одни на вершине. По данным американских психиатров известно, что каждый четвертый, кто добился успеха в коммерции, проходит через депрессию. Эта депрессия связана с тем, что человек добивался успеха ради успеха, он не ставил цели - служение людям. В результате такие люди оказываются в полном одиночестве. И тогда состояние депрессии неизбежно.

Таким образом, истинный лидер должен опасаться следующего: богатства, которое приходит без усилий; коммерции, лишенной нравственности; образования, лишенного этики; науки, лишенной гуманизма; политики, лишенной принципиальности; наслаждения, лишенного совести; поклонения, лишенного жертвенности; религии, лишенной философии.

Джабраилова Н.Д., к. э.н., доцент Дагестанский государственный университет

Россия, г. Махачкала ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правила ведения учета на забалансовых счетах государственных муниципальных учреждений регламентированы разделом VII Инструкции № 157н [1]. Согласно п. 332 данной Инструкции на забалансовых счетах в учреждениях учитываются:

- ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество; имущество, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению) и т. п.);

- материальные ценности, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов:

а) основные средства, стоимостью до 3 000 руб. включительно, введенные в эксплуатацию;

б) периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости;

в) бланки строгой отчетности;

г) имущество, приобретенное в целях награждения (дарения);

д) переходящие награды, призы, кубки;

е) материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению);

ж) специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам);

з) экспериментальные устройства, иные ценности;

- расчеты и обязательства, ожидающие исполнения;

- дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности.

В целях обеспечения управленческого учета учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета. Причем для отражения информации на забалансовых счетах принцип двойной записи не применяется, а учет этих данных ведется по простой системе:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.