О КВАЛИФИЦИРУЮЩИХ ПРИЗНАКАХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО П. «Б» Ч. 2 СТ. 244 УК РФ
А.С. ШОКЕЛЬ,
юрисконсульт 1 категории ОАО «Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Центра и Приволжья» (филиал «Тулэнерго») Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрен состав преступления, предусмотренный п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ1; приведены высказывания ряда ученых и материалы судебной практики.
Ключевые слова: надругательства над телами умерших и местами их захоронений, мотивация, преступления ненависти, ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, расовая, национальная, религиозная и иная ненависть и вражда, квалификация.
ABOUT QUALIFYING SIGNS OF THE CRIME PROVIDED
BY THE ITEM «B» PART 2 OF ARTICLE 244 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.S. SHOKEL,
Legal Counsel 1 category Joint Stock Company «Interregional Distribution Grid Company of Center and Volga Region», branch «Tulenergo»
Annotation: The article deals with the elements of crime provided by the item «b» part 2 of article 244 of the Criminal Code of the Russian Federation. The author cites the statements of some scientists and case materials.
Keywords: outrage upon dead bodies and their burial places, motivation, hate crimes, the article 244 of the Criminal Code of the Russian Federation, race, national, religious and other hate and feud, qualification.
Ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации (Далее — УК РФ), предусматривающая уголовную ответственность за надругательство над телами умерших и местами их захоронения, содержит ряд квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 244 УК РФ).
Одним из них (п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ) является совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом.
По мнению Я.И. Гилинского, со второй половины ХХ столетия преступления по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды — «преступления ненависти» (hate crimes) приобрели характер
острой социальной проблемы. Он находит данному явлению два объяснения. Во-первых, по мере развития цивилизации, либерализации и гуманизации межчеловеческих отношений, население развитых стран стало особенно болезненно воспринимать любые проявления ксенофобии и преследования на почве национальной, расовой, религиозной вражды, а также по мотивам го-мофобии, неприязни к каким бы то ни было категориям населения2.
Побудительным стимулом (мотивом), подталкивающим лицо к совершению преступления, предусмотренного ст. 244 УК РФ, может быть чувство омерзения, антипатии, ненависти по национальному, расовому, конфессиональному или другим социаль-
1 Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс (1996). Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N° 63-Ф3
2 Гилинский Я.И. Hate Crimes: теория и российская реальность // Сибирский Криминологический Журнал. 2006. № 2. С.5—12.
ным признакам, политические интересы, личные амбиции, карьеризм, попытки самоутверждения, самореализации и т.п.
Мотив расовой, национальной ненависти или вражды выражается в неприязни к умершему по причине его принадлежности к конкретной (иной) нации, либо по причине его расовой принадлежности. Данное чувство может возникнуть на основе осознания своей национальной исключительности, принадлежности к «высшей» расе, представления преступника о том, что его национальность (раса) отличается от других национальностей (рас), так как она по своему интеллектуальному и нравственному уровню выше. Так, 1 сентября 2008 г. приговором Ленинского районного суда Нижнего Новгорода Е. Алешин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ (надругательство над местами захоронения по мотиву национальной и религиозной ненави-сти)3. В ходе судебного заседания установлено, что Алешин трижды приходил на кладбище «Красная Этна», и по мотиву национальной и религиозной ненависти повредил 19 надмогильных сооружений в районе захоронения граждан еврейской национальности.
Религиозная ненависть или вражда отличаются демонстративностью, стремлением видеть в той или иной религии недостатки. Следует согласиться с мнением А.Ф. Минекаевой, что религиозная ненависть или вражда могут стать мотивом к совершению преступления не только против лица, имеющего определенное вероисповедание, но и неверующего, атеиста4. Обратимся к подобному примеру из судебной практики. Так, приговором Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 13 мая 2009 г.5 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ Игнатьев Я.В., который будучи поклонником сатанизма, имея умысел на повреждение и осквернение надмогильных сооружений, предназначенных для церемоний в связи с поминовением умерших, а именно христианских крестов, 16 ноября 2008 г. пришел на территорию «Сибирского кладбища» г. Екатеринбурга, и начал наносить удары ногами по деревянным крестам погребенных лиц. Через несколько дней молодой человек повторил свои действия. Всего Игнатьев Я.В. повредил 53 надмогильных сооружения.
В зарубежной научной литературе в настоящий момент отграничивают преступления ненависти от еще одного вида преступлений — «стокерства» или
«сталкерства» (stalkers — преследователи)6. Это люди, преследующие кого-либо. Потенциальными и реальными жертвами стокеров являются некогда близкие люди, коллеги по профессии и т.д. Главное отличие «стокерства» от «преступлений ненависти» заключается в том, что стокеры преследуют какое-либо конкретное лицо, и могут совершить насилие над преследуемым по личным мотивам. В судебной практике можно увидеть пример подобного поведения. Так, приговором Комсомольского районного суда Ивановской области по ст. 244 УК РФ был осужден Г. Теплухин7. В ходе судебного разбирательства было установлено, что причиной действий была месть бывшей жене и ее погибшему сыну. После официального развода с женой Г. Теплухин продолжал испытывать обиду, личные неприязненные отношения. Он решил причинить бывшей жене душевные страдания, повреждая памятник и ограду на могиле ее сына.
Вступил в законную силу приговор Фрунзенского районного суда г. Иваново от 13 июля 2009 г.8 в отношении участника погрома на мусульманском кладбище Л.М. Скимова, который на городском кладбище г. Иваново надругался над местами захоронения представителей татарской общины и лиц иных национальностей, исповедующих мусульманскую религию. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, б» ч. 2 ст. 244 УК РФ. Испытывая национальную и религиозную ненависть и вражду, красителем он нанес на надгробные плиты памятников надписи, унижающие достоинство по признакам национальности и религии, а также содержащие экстремистские призывы к физической расправе и нацистскую символику.
Мотивы идеологической ненависти либо вражды раскрываются как «неприятие идей, которых придерживаются потерпевшие. Эти идеи могут касаться различных сторон и форм социальной жизни общества,
3 Архив Ленинского районного суда Нижнего Новгорода. Приговор от 1 сентября 2008 г
4 Минекаева А.Ф. Религиозная ненависть или вражда как мотив совершения преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Казань, 2005. С. 4.
5 Архив Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга. Приговор от 13 мая 2009 г.
6 Mullen P., Pathé M., Purcell R. Stalkers and their Victims. Cambridge University Press, 2000; Stalking in Sweden: Prevalence and Prevention. Stockholm, 2006.
7 Архив Комсомольского районного суда Ивановской области. Приговор от 8 августа 2007 г
8 Архив Фрунзенского районного суда Ивановской области. Приговор от 13 июля 2009 г
например, государственного устройства, положения в обществе социальных групп, необходимости существования и деятельности социальных учреждений»9.
Понятие «вражда», использованное как альтернативное понятию «ненависть», означает «отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью»10. По мнению, В.Тюнина, понятие «вражда» ничего не добавляет к характеристике рассматриваемого преступления, поэтому вряд ли включение его в диспозицию соответствующей статьи УК РФ можно считать оправданным. Возможно, законодатель понимал под враждой нечто иное (например, не такую глубину и стойкость чувства, которые характерны для ненависти)11. Однако, на наш взгляд, стоит согласиться с мнением П.А Кабанова, который отмечает, что политическая ненависть или вражда состоят из двух взаимосвязанных и взаимозависимых, но разных по содержанию элементов: политической ненависти и политической вражды, — каждый из которых нуждается в самостоятельном толковании. Как пишет П.А. Кабанов: «...Поэтому политическая ненависть — это внутреннее состояние человека, а политическая вражда — внешнее проявление или следствие этой ненависти, искусственно провоцирующее ответную политическую ненависть других лиц к ее носителям и распространителям. Следовательно, политическая вражда между людьми — это закономерное следствие развития политической ненависти, приводящее к преступлениям экстремистской направленности»12.
А.М. Сысоев считает, что политическая ненависть как внутреннее состояние человека не может быть наказуема и являться уголовно-наказуемым деянием13. Однако с указанным автором нельзя согласиться. Согласно общепринятому определению, мотив преступления — это осознанное внутреннее побуждение, являющееся психологическим основанием для лица к совершению противоправных действий. Сначала в личности формируется мотив. Потом совершается преступление. Сама по себе ненависть не может быть уголовно-наказуемым деянием, однако если она побуждает к совершению преступных действий, то она становится квалифицирующим признаком.
Понятие «социальная ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы» подразумевает любой вид неприязни между людьми, некоторые из них при этом могут не понимать общественную опасность содеянного. М.А. Осадчий отмечает, что понятия «социальная принадлежность», «социальная
вражда», «социальная группа» являются родовыми для всех видов преступлений, совершаемых по экстремистским мотивам14. Кроме того, в ч. 1 ст. 282 УК РФ законодатель предусматривает ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
На наш взгляд, формулировка «в отношении какой-либо социальной группы», которая была введена Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»15, слишком расплывчата и не обладает четкими критериями. Данное обстоятельство может привести к негативным последствиям, главным из которых можно назвать излишнее вменение экстремистских мотивов подсудимым. Считаем, что в ст. 244 УК РФ стоит указать такие конкретизирующие признаки как пол, возраст, сексуальная ориентация или гендерная идентичность, состояние здоровья.
В этой связи интересным является обращение ЛГБТ-Сети 14 июля 2010 г.16 к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с предложением о выступлении с законодательной инициативой о внесении дополнений в уголовное законодательство, в том числе и в п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ, прямо указав в нем ненависть по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в качестве отягчающего обстоятельства. Свое обращение ЛГБТ-Сеть основала на Рекомендации СМ/ЯЕС (2010 г.) «О мерах по борьбе с дискримина-
9 Тюнин В. Организация экстремистского сообщества // Уголовное право. 2006. № 3. С. 52.
10 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 102.
11 Тюнин В. Организация экстремистского сообщества // Уголовное право. 2006. № 3. С. 53.
12 Кабанов П.А. Политическая ненависть или вражда как мотив преступления // Российская юстиция. 2008. № 3. С. 44.
13 Сысоев А.М. О сущности «экстремистских» мотивов в отечественном уголовном законодательстве // История государства и права. 2009. № 1. С. 15.
14 Осадчий М.А. Социальный экстремизм как объект судебно-лин-гвистической экспертизы // Уголовный процесс. 2008. № 2. С. 59.
15 Федеральный закон от 24 июля 2007 г № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» // Российская газета, 2007 г., 1 августа, № 165.
16 Источник: http://lgbtnet.ru/news/detail.php?ID=4517
цией по признаку сексуальной ориентации или гендер-ной идентичности», в которой было признано, что лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры в течение столетий подвергались и продолжают подвергаться до сих пор гомофобии, трансфобии и другим формам нетерпимости и дискриминации, а также то, что для обеспечения полноценного пользования этими лицами своими правами и свободами требуются особые действия со стороны государств-членов.
Как указали сети: «Комитет Министров напомнил, что Европейский суд по правам человека и другие международные юрисдикции признают сексуальную ориентацию в качестве запрещенного основания для дискриминации, а также способствуют продвижению прав трансгендерных людей». На наш взгляд, с силу ст.ст. 21 и 29 Конституции Российской Федерации данное предложение могло бы быть рассмотрено. Так, согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Следовательно, умаление человеческого достоинства граждан в связи с их сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью не может быть оправдано ничем и по смыслу конституционных норм государство должно защищать лиц, подвергающихся умалению человеческого достоинства в связи со своей сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.
Под скульптурным, архитектурным сооружением, посвященным борьбе с фашизмом или жертвам фашизма понимается то памятное сооружение, которое возведено на месте захоронения людей, погибших в борьбе с фашизмом.
Под местами захоронения участников борьбы с фашизмом понимаются индивидуальные и братские могилы, имеющие соответствующие надписи или мемориальные доски.
Под фашизмом стоит понимать идеологию и практику, утверждающую превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленную на разжигание национальной нетерпимости; обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем17.
Содержание п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что указанные в этой части статьи сооружения (скульптурные, архитектурные) могут не находится непосредственно на территории кладбища и, будучи монументом, не представлять собой надмогильное сооружение как таковое.
В.М. Лебедев предлагает данный список дополнить сооружениями и памятниками жертвам сталинских репрессий18. Данную позицию следует поддержать. В годы социалистического режима, особенно сталинских репрессий, были расстреляны невиновные люди, объявленные «врагами народа». По разным данным, количество репрессированных составило более 20 млн человек. Конечно, многие лица, подвергшиеся репрессиям, были реабилитированы. Однако, остались последователи сталинской идеологии, от которых необходимо защитить памятники. Кроме того, не стоит забывать о мемориалах лицам, которые, как и в годы Великой отечественной войны, защищали честь страны в Афганистане, Чечне, Косово и Грузинском военном конфликте. К сожалению, данные монументы также являются предметом посягательств со стороны вандалов. Так, 18 декабря 2009 г. вынесен обвинительный приговор19 по уголовному делу в отношении Марковой и Михеева, которые группой лиц совершили повреждение четырех надмогильных сооружений на кладбище «Иоанна Богослова» в г. Торжак, в том числе в месте захоронения генерала Воробьева Б.А. сломали часть гранитной могильной ограды, и в месте братского захоронения вертолетчиков Головкова С.Б., Можжухина С.К., Кораб-лева С.П., Денис В.И., Шаламонова В.П., погибших при исполнении служебного долга в Афганистане, опрокинули две плиты гранитной стеллы, чем повредили целостность стелы и гранитной могильной ограды. Действия злоумышленников были квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 244 Уголовного кодекса РФ.
Законодательным примером может служить Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности за надругательство над могилой, другим местом
17 Проект Федерального Закона N° 96700070-2 «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 5 июля 1996 г.).
18 Комментарий к УК РФ (под ред. В.М. Лебедева). М.: «Норма», 2007. С. 543.
19 Архив Торжокского городского суда Тверской области. Приговор от 18 декабря 2009 г
захоронения или над телом умершего», которым были внесены изменения в ст. 297 УК Украины путем дополнения ее ч. 2, согласно которой надругательство «в отношении братской могилы либо могилы Неизвестного солдата наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на тот же срок»20. Как видно из смысла статьи, законодатель Украины не конкретизирует в отношении чьей братской могилы совершается надругательство. Поэтому считаем целесообразно расширить круг предмета преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 244 УК РФ, памятниками лицам, погибшим в военных конфликтах и жертвам сталинских репрессий.
Целесообразность данного предложения связана с тем, что ни одной статьей УК РФ не предусмотрена ответственность за уничтожение, повреждение или осквернение данных сооружений. Конечно, здесь можно говорить о ч. 1 ст. 243 УК РФ (наказание по которой составляет до двух лет лишения свободы) или ст. 214 УК РФ (максимальный срок наказания, которого не превышает трех лет) или ст. 167 УК РФ, однако здесь могут возникнуть вопросы с квалификацией деяния.
Таким образом, для того чтобы нейтрализовать некоторые сомнения правоприменителей, обеспечить охват всех случаев надругательств по низменным мотивам в целях наложения справедливого наказания предлагаем п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ изложить в следующей редакции:
«Ст. 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения.
2. Те же деяния, совершенные:
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, в том числе по признакам пола, возраста, состояния здоровья, сексуальной ориентации и гендерной идентичности, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом, жертв сталинских репрессий, а также лиц, погибших в военных конфликтах».
Кроме того, необходимо и более детальное разъяснение, что следует понимать под мотивами ненависти и вражды. Думается, что наиболее оптимальным будет разъяснение данных понятий в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс (1996). Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 1 января 2010 г. М.: Омега-Л, 2010.
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» // Российская газета. 2007, 1 августа, № 165.
3. Проект Федерального Закона № 96700070-2 «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 5 июля 1996 г.).
4. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности за надругательство над могилой, другим местом захоронения или над телом умершего» // Вщомосп Верховно! Ради Укра'ши, № 31, 31 июля 2009. C. 1127, 1128.
5. Архив Комсомольского районного суда Ивановской области. Приговор от 8 августа 2007 г.
6. Архив Ленинского районного суда Нижнего Новгорода Приговор от 1 сентября 2008 г.
7. Архив Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга. Приговор от 13 мая 2009 г.
8. Архив Торжокского городского суда Тверской области. Приговор от 18 декабря 2009 г.
9. Архив Фрунзенского районного суда Ивановской области. Приговор от 13 июля 2009 г.
10. Гилинский Я. И. Hate Crimes: теория и российская реальность // Сибирский Криминологический Журнал. 2006. № 2. С. 5—12.
11. Кабанов П.А. Политическая ненависть или вражда как мотив преступления // Российская юстиция. 2008. № 3. С. 44.
12. Комментарий к УК РФ (под ред. В.М. Лебедева). М.: «Норма», 2007. С. 543.
13. Минекаева А.Ф. Религиозная ненависть или вражда как мотив совершения преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Казань, 2005. С. 4.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 102.
15. Осадчий М.А. Социальный экстремизм как объект су-дебно-лингвистической экспертизы // Уголовный процесс. 2008. № 2. С. 59.
16. Сысоев А.М. О сущности «экстремистских» мотивов в отечественном уголовном законодательстве // История государства и права. 2009. № 1. С. 15.
17. Тюнин В. Организация экстремистского сообщества // Уголовное право. 2006. № 3. С. 52.
18. Mullen P., Pathé M., Purcell R. Stalkers and their Victims. Cambridge University Press, 2000; Stalking in Sweden: Prevalence and Prevention. Stockholm, 2006.
19. Источник: http://lgbtnet.ru/news/detail.php?ID=4517
20 Закон Украины» О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности за надругательство над могилой, другим местом захоронения или над телом умершего» // Вщомост Верховно! Ради Укра'ши, № 31, от 31 июля 2009 г. С. 1127, 1128.