Научная статья на тему 'О культуре мышления современного школьника'

О культуре мышления современного школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЗНАНИЙ / МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клепиков Валерий Николаевич, Мартынова Марина Михайловна

Формирование культуры мышления современного школьника следует увязывать с междисциплинарными философскими понятиями, которые создают возможность для более полного и интегрированного познания мира. Культура мышления подразумевает органичное сочетание самобытного взгляда на мир и высших достижений общечеловеческой цивилизации, которые актуализируются современными средствами на всех общеобразовательных предметах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О культуре мышления современного школьника»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

J

Клепиков Валерий Николаевич

с. н.с. лаб. «Духовно-нравственных основ воспитания» ФГНУ «ГосНИИ семьи и воспитания» РАО, к. п.н.

е-mail: Klepikovvn@mail.ru г. Москва

Мартынова Марина Михайловна

почётный работник общего образования РФ учитель математики, школа № 6 г. Обнинск

V

О КУЛЬТУРЕ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Л

Как формировать культуру мышления современного школьника на каждом общеобразовательном уроке?

Г

Аннотация. Формирование культуры мышления современного школьника следует увязывать с междисциплинарными философскими понятиями, которые создают возможность для более полного и интегрированного познания мира. Культура мышления подразумевает органичное сочетание самобытного взгляда на мир и высших достижений общечеловеческой цивилизации, которые актуализируются современными средствами на всех общеобразовательных предметах.

Ключевые слова: культура мышления, междисциплинарная интеграция, взаимовлияние знаний, метапредметное обобщение, ценностно-смысловая модель знания

«Подлинная культура мышления не есть нечто отвлечённое от фундаментальных человеческих ценностей, мировоззренческих ориентаций и гуманизма...» (Д. С. Лихачёв).

Важной составной частью общей культуры человека является культура мышления. Культура и мышление - понятия, каждое из которых таит много важных смыслов, имеющих принципиальную значимость для самоопределения человека.

Культура в отличие от естественной природы есть то, что произведено человеком, на что он наложил отпечаток своей деятельности. Культура - мерило развития человека, того, чего он достиг сам как личность.

Мышление есть отражение и преображение мира в сознании и продуктах труда. Это как бы обходной путь к постижению вещей, связанный с созданием каких-либо идеализаций, абстракций, гипотез, моделей, призванных уловить и ухватить суть вещей.

Мышление культурно - это значит, что оно в процессе совершенствования развернуло все свои потенции в контексте высших достижений общечеловеческой цивилизации. Мышление культурно - означает его современность, осведомлённость о последних новациях своего времени, направленность на субъективные и объективные открытия.

Обычно культуру мышления связывают с уровнем владения формальной и диалектической логикой. При этом ни та, ни другая в школе не изучаются. Однако любой школьный предмет имеет свои уникальные

возможности по формированию культуры мышления учащегося, каждый предмет в этом смысле незаменим. В данном контексте любой предмет должен разрабатывать не абстрактные для школьника проблемы, а сообщать специфическим языком нечто важное и существенное для его внутреннего мира, формировать его научное мировоззрение, общую культуру.

Отметим, что школа ещё до сих пор не научилась высвобождать богатейшие ресурсы и потенции естественного, неформального мышления ребёнка - его любознательность, сообразительность, смышлёность 1, и направлять их на плодотворное развитие его самобытного мира. Печально, что усиливающаяся прагматизация и тем самым примитивизация образования, сведение его к рынку образовательных услуг, сопровождающееся изданием и переизданием бесчисленных тестов, серьёзнейшим образом вредит природосообразному развитию ребёнка. К большому сожалению, большинство педагогов волей-неволей включились в непрерывную гонку подготовки к ГИА, ЕГЭ и всё реже открывают занимательную и научно-популярную литературу2, интересуются смежными дисциплинами, вопросами философии и психологии.

Мудрый знаток детских душ Корней Чуковский писал: «Нельзя не восхищаться упорным стремлением

1 Вспомним немеркнущий образ Тома Сойера, а также замечательную книгу Корнея Чуковского «От двух до пяти», в которой собраны самобытные детские высказывания.

2 Постепенно исчезают в школах кружки, клубы, салоны по интересам.

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

детского разума внести хотя бы иллюзорный порядок в разрозненные, дробные знания о мире. Пусть ребёнок на первых порах устанавливает ассоциации по случайному признаку, пусть иные применяемые им аналогии ложны, всё же само желание ребёнка ответить на вопросы: зачем? почему? каким образом? -есть важнейшее качество его психики. В этом искании закономерностей - основа культуры, залог прогресса человеческой мысли; и как бы ни спотыкался ребёнок на первых порах, он идёт по верному пути» [1, с. 4]. И пусть эта мысль писателя относится к детям, но разве не важно даже взрослому человеку сохранять это непосредственное, чуткое и самобытное восприятие мира?

Существенно то, что мышление человека целостно и является относительно самостоятельным образованием, не имеющим жёстко фиксированной структуры, как бы ни хотелось некоторым «исследователям» его расчленить и измерить. Мышление - это динамически подвижная, пластическая структура высших психических функций, образующих идеальную основу жизнедеятельности человека. Поэтому для определения степени развитости культуры мышления необходимо рассматривать всего человека, во всём объёме его жизнедеятельности.

Мы предлагаем несколько по-иному взглянуть на становление культуры мышления школьника, исходя из его содержательного наполнения конкретными предметными знаниями и не ограничиваясь формированием таких общеизвестных операций и правил, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, дедукция, индукция, критичность, обоснованность, тождественность, непротиворечивость, проверяемость и т. п.

Для большей конкретики возьмём математику, хотя можно было привести примеры на базе других предметов. На чём же можно основывать, например, формирование культуры математического мышления современного школьника? Для этого привлекаются такие междисциплинарные диады, как «часть - целое», «пропорциональное - гармоничное», «идеальное - реальное», «ложное - истинное», «причина - следствие», «случайное - закономерное», «вероятностное - парадоксальное», «логическое - софистическое», «одномерное - многомерное», «количественное - качественное», «конечное - бесконечное», «абсолютное - относительное» и т. д. Возможна и другая конфигурация сочетания данных понятий через триады, например, «часть -доля - целое», «пространство - время - хронотоп», «случайное - закономерное - вероятностное» и т. д. Более подробную и полную информацию о перечисленных понятиях легко получить из обычного современного учебника или словаря по философии.

Мы исходим из того, что для становления культуры математического мышления данные конструкции просто необходимы. Важно то, что перечисленные диады и триады проникают и в другие предметы, «провоцируя» их к интеграции. Интеграция насущна, так как именно все предметы вносят в формирование культуры мышления учащегося весомый и уникальный вклад. Удержание в поле зрения данных диад и триад позволяет сохранить относительную полноту развития культуры мышления школьников.

Как же происходит освоение диады «часть - целое»? Все учебные предметы в том или ином ракурсе рассматривают взаимодействие между частью и целым, наполняя эти понятия конкретным содержанием. Раскроем специфику раскрытия данной диады в математике:

• целое может складываться из частей (например, 5 + 4 = 9);

• целое может быть получено с помощью возведения части в степень (например, 32 = 9);

• целое и часть могут соотноситься друг с другом посредством доли (доля % связывает часть - 15 и целое - 60)1 и результатом будет пропорция;

• бесчисленное число частей может стремиться к целому (например, сумма последовательности 1/2 + 1/4 + 1/8 + 1/16 + ... стремится к пределу, равному 1);

• целое и часть могут взаимодействовать друг с другом посредством дифференцирования и интегрирования \f'(x)dx = f(x);

• целое и часть могут соотноситься друг с другом вероятностным образом (Р(А) = —, где m - число бла-

и

гоприятствующих событию А исходов, n - число всех

элементарных равновозможных исходов, при этом степень достоверного события равна 1); целое и часть взаимодействуют посредством фрактального самоподобия (например, площадь «ковра Серпинского» вычисляется по формуле:

s =

+ ... = 1) и т. д.

В этой связи математик П. К. Гейлер, чутко понимая, что в основе понимания мира лежат понятия «часть» и «целое», ещё в 19 веке писал: «Математика человеку необходима для понимания красоты мироздания и для изучения природы как великого целого, составную часть которого составляет каждое творение и в недрах которого витает жизнь и радость.» [2, с. 47]2. Осмыслив эту мысль, как-то не поворачивается язык назвать математику «сухой наукой». Как представляется, любая наука будет сухой, если не прилагать усилий по её оживлению. Быть может математикам просто необходимо прилагать чуть больше усилий? И тем ценнее потом результат!

Решение множества различных, но хорошо продуманных задач будет только способствовать углублению понимания взаимодействия между частью и целым. При этом учитель должен непременно демонстрировать всё новые и новые обогащающие связи, иногда сводящиеся к утончённым нюансам («филигранным узорам»), приносящим и педагогу, и детям эвристическую радость. Например, продемонстрировать, что в одной и той же задаче за целое берутся различные величины и исходить необходимо именно от этого факта.

Мы описали взаимодействие между частью и целым в математике, но насколько это взаимодействие обогатится, если мы подключим другие предметы: фи- 1 2

1 Здесь также в частности присутствует «золотая пропорция».

2 Гейлер П. К. Геометрия как необходимое образовательное средство в каждом мужском и женском заведении//Учитель. 1864. с. 47.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

41

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

зику, химию, биологию, литературу и т. д.? Например, рассмотрим парадоксальное утверждение физики о том, что бывает и так, что сумма частей больше целого?1 Вот, кстати, интригующий подход к метапредметному образованию! Вот и название очередной общешкольной конференции «Взаимодействие целого и части в науке и жизни».

Принципиально важно, что в ходе разработки различных путей взаимодействия части и целого появляется возможность решать и духовно-нравственные проблемы, т. е. использовать приобретённые интеллектуальные ресурсы для других областей познания. Мы убеждены, что математические конфигурации мысли обязательно переносятся человеком и на нравственное мышление, хотя он и не всегда отдаёт себе в этом отчёт. Вспомним в этой связи, что великий Аристотель плодотворно применял «золотую пропорцию» и в этике. Древнегреческие мыслители считали, что глупый человек может быть лишь добродушным, но не нравственным.

Покажем взаимовлияния различных знаний на примере притчевой миниатюры, сочинённой школьником.

Сократ и эпикуреец. Однажды к Сократу подошёл эпикуреец и заметил, что, если он предложит его ученикам множество различных удовольствий, то они от него уйдут. Сократ неожиданно согласился: может быть так и произойдёт, ведь с горы скатиться гораздо легче, чем на неё подняться. В контексте данной истории интересен следующий математический факт: если искомое число уменьшить на 50%, то затем полученное число до первоначального необходимо увеличить уже на 100%. Проценты здесь выступают в роли «долей». А доли - это самые пластичные и живые числа, которые помнят о целом и части, чутко реагируя на различные изменения величин. Данная математическая операция показывает, что в жизни очень легко нечто утратить, но гораздо сложнее восстановить.

Как видно, ученик очень субъективно, но плодотворно использует приобретённую мыслительную конфигурацию для осмысления ситуации с Сократом и своего жизненного опыта. Думается, что такое сравнение, а лучше такую мыслительную «вязь», он запомнит надолго. А это и называется сообразительностью. Сообразительность, в частности, и состоит в том, что человек «окольным» путём, с помощью опосредованных звеньев устанавливает связь между, казалось бы, далёкими друг от друга явлениями. Как отмечал тот же Аристотель в контексте формальной логики, сообразительность - это «способность мгновенно найти средний термин».

Раскроем более подробно понятия «целое», «доля» и «часть». В школьной математике не даётся определений таким понятиям, как «целое», «доля» и «часть», при этом данные термины являются ключевыми, как в теории, так и при решении задач. В процессе учебного диалога выяснилось, что целое - это то, к чему приобщаются предметы, как к своей мере 1

1 При разрушении ядра гелия оно распадается на части, сумма масс которых больше самого ядра. Хотя и в математике часть может быть больше целого, если, например, целое выступает в роли не «всего», а эталоном, относительного которого происходит измерение (1 м, 100% и т. д.).

или эталону, часть - это то, что приобщается к целому, чтобы обрести размерность, а доля - это то, что часть и целое связывает. Например, доля % связывает 15 (часть) и 60 (целое), т. е. % = 15/60.

Данное маленькое открытие возникло благодаря небольшому диалогу на уроке математики, где на центральный вопрос «Чем доля отличается от части?» последовал отчасти странный, но эвристический ответ учащегося «Доля всегда помнит о части и целом». В процессе дальнейшего философического осмысления данных понятий стало ясно, что «целое», «доля» и «часть» несут и метапредметные смыслы. Понятие «целое» помогает осмыслить неразлагаемую полноту явлений (нельзя получить в задаче ответ % человека, любить наполовину и т. д.). Термин «часть» указывает на то, что отдельные элементы должны соотноситься с «целым». А понятие «доля» устанавливает взаимосвязь между «частью» и «целым».

Далее мы органично выходим на понятия «пропорция» и «гармония», т. е. к диаде «пропорциональное -гармоничное», привлекая известную мысль Платона: «Однако два предмета (числа) сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некая объединяющая их связь. Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое. И задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция...» [3, с. 435]. А пропорция - это и есть гармоническое соотношение «целого», «доли» и «части».

С точки зрения образовательных результатов наш подход позволяет выработать универсальные учебные умения и достичь метапредметных обобщений органично для внутреннего мира ребёнка. Например, учащемуся вполне по силам после всех вышеприведённых размышлений осознать, что компетенция, связанная с пропорцией, нужна практически на всех школьных предметах:

• на уроках математики - это знание обычной и геометрической пропорции;

• на уроках литературы - это поэтические сравнения, сопоставления;

• на уроках химии - это расчёт меры смешиваемых веществ;

• на уроках физкультуры - это чувство равновесия и эстетическое восприятие физической красоты человека;

• на уроках труда - это способность создать гармоничную и устойчивую конструкцию;

• на уроках рисования - это использование «формулы красоты» или «золотого сечения»;

• на этических занятиях - это использование «золотого правила нравственности» в отношениях и т. д.;

• на уроках географии - это широкое использование та -кого понятия, как «масштаб»;

• на уроках биологии-экологии - понимание чуткого баланса природного мира.

Но, самое главное, с помощью пропорции до внутреннего мира ученика можно донести то, что она, как уже понимали древние мудрецы, лежит в основе отношений людей и гармонии мира. Приведём вашему вниманию ещё одну детскую притчевую миниатюру.

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Пропорция отношений. Древнегреческий мыслитель Фалес говорил: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». В данном высказывании Фалес использует те знания о пропорции, в которых утверждается, что пропорция - это равенство двух отношений: а: b = с: d. Учитывая знания о пропорции, мысль Фалеса можно сформулировать и так: моё отношение к родителям будет равным отношению моих детей ко мне. Также в высказывании Фалеса присутствует золотое правило нравственности: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Итак, на наш взгляд, культура мышления школьника должна формироваться на всех предметах, на конкретном содержательном материале: языком математики, физики, литературы, истории и т. д. И в этом незаменимость и сила любого педагога! Каждый учитель может создать свою ценностно-смысловую модель знаний, с которой он выходит к ребёнку.

Благодаря этому предмет приобретёт сакральную глубину и своё неповторимое «лицо». Каждый предмет привнесёт свои уникальные мыслительные конфигурации, способствующие развитию мышления школьника. Более того, любознательный учитель может открыть для себя неожиданные и эвристические межпредметные связи, посмотреть на свой предмет обновлённым взглядом. А для ребят откроется широкое междисциплинарное поле для исследовательской деятельности, интегрирующее гуманитарные и естественно-математические дисциплины. А как сейчас этого в нашем технократическом мире не хватает!

Литература

1. Чуковский К. От двух до пяти. М., 1968.

2. Гейлер П. К. Геометрия как необходимое образовательное средство в каждом мужском и женском заведе-нии//Учитель. 1864.

3. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.

Раимкулова Канчаим Дуйшеналиевна

учитель немецкого языка МОУ «Солнечная СОШ №1» посёлок Солнечный Сургутский район ХМАО E-mail: pik156@mail.ru

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Как можно повысить качество знаний при помощи мониторинга в классе компенсирующего обучения?

Г

Аннотация. В статье говорится о мониторинге отслеживания результатов учебной деятельности учащихся с 5 по 9 класс в классе компенсирующего обучения (КО), показаны формы работы с учащимися со слабыми знаниями и трудностями в учёбе, представлены этапы отслеживания и возможность наблюдения за учёбой учащихся в разные периоды учебной деятельности.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, критерии качества обучения в системе, контроль обучения в классе КО.

Школа любого типа может успешно выполнять учебно-воспитательные функции при условии использования в работе совокупности методов изучения деятельности отдельного учащегося и всего класса.

Принципом изучения личности школьника является сравнение успехов и недостатков с его личным опытом, а не с опытом других учащихся. Различие темпераментов, физического здоровья, предрасположение к тем или иным областям знаний определяют личностные особенности каждого ученика.

Основная задача, которая ставится перед классным руководителем класса коррекционного обучения (КО) - это 100% выпуск учеников из девятого класса. Следовательно, сравнивая свои успехи в учёбе, ученик может направить свои возможности на успех в учебном

процессе. В федеральных государственных образовательных учреждениях одна из главных ролей отводится образованию [1,2, 4]

Работая в школе около 20 лет, выпустила два класса КО (компенсирующего обучения), проработав с каждым из них по 5 лет. Эффективно работать классному руководителю помогает знание особенностей каждого школьника. Уже сам факт интереса классного руководителя к внутреннему миру учащегося может стать стимулом возрастания интереса ученика к самому себе, к формированию его самосознания к учёбе. Также эффективной работа должна быть и с родителями. Работая с такими детьми, я нуждалась в поддержке родителей учащихся, которые были у меня в классе. Для того чтобы держать под контролем учёбу

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.